Все о постановке корпуса и осанка

Классический танец.

Постановка корпуса.

Упражнения. Методические указания. Возможные ошибки

Основной задачей первого года обучения в хореографическом коллективе является постановка корпуса, на основе которой строятся все упражнения классического тренажа, правильное развитие выворотности, постановки ног и т.д. Поэтому необходимо постоянно работать над правильностью постановки всего корпуса, каждый урок начинать с определенных упражнений, направленных на развитие устойчивости корпуса, правильной балетной осанки. Именно правильная постановка корпуса обеспечивает не только устойчивость, она облегчает развитие и выворотности ног (т.к. обусловливает свободу тазобедренного сустава), и гибкости, и выразительности корпуса, необходимых в классическом танце.

Как уже было указано, правильно поставленный корпус — залог устойчивости. Постановку корпуса вырабатывают стоя лицом к палке. Можно каждый урок на протяжение первого года начинать с данного упражнения. Это даст необходимый настрой и подготовит мышечный аппарат к работе). Так же необходимо через некоторое время выполнять упражнение держась за палку одной рукой и на середине зала.

После закрепления постановки корпуса в I полувыворотной позиции ног переходят к I выворотной позиции, переходя затем ко второй, третьей и пятой позициям.

Для правильной постановки тела в выворотных позициях ног в экзерсисе следует развернуть как можно больше бёдра и голени внутренней стороной наружу.

Методические указания для выполнения упражнения:

высокий, чуть устремленный вперед корпус с ощущением сильно вытянутых ног от пяток до подтянутых бедер;

стопы плотно стоят на полу без завала на большой палец или мизинец;

мышцы таза (особенно по передней плоскости) подтянуты наверх настолько, чтобы корпус стал прямым. Естественные изгибы позвоночника оказываются как бы выпрямленными;

плечи опущены и раскрыты;

лопатки чуть скользят вниз и лежат плоско;

диафрагма не выпячивается (опущена вниз), желудок подтянут, дыхание не задерживается;

весь корпус как бы выстраивается отвесно над ногами;

голова держится прямо, взгляд на уровне глаз;

Привычка держать корпус подтянутым должна стать в дальнейшем исполнительским навыком, определяющим творческую дисциплину в танце.

Музыкальный размер 4/4 и 3/4. Характер музыкального сопровождения плавный, легатированный. Положение сохраняется на протяжении от восьми до шестнадцати тактов.

Возможные ошибки:

завалы на внутреннюю часть стопы и большие пальцы (необходимо вес распределять на всю стопу, мизинец касается пола);

слабые колени (необходимо мышцы над коленями поднимать наверх и оттягивать в стороны);

Помним, что за осанкой детей в младших классах надо следить очень серьезно. Систематически наблюдать за положением корпуса не только во время занятий, но и в быту. Так же необходимо научить учащихся правильно пользоваться зеркалом. Что бы воспитанник, смотря на себя в зеркало, мог исправить свое неправильное положение. И, приняв правильную осанку, запомнить ее.

Литература по теме:

Базарова Н. Классический танец. – Л., 1984.

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л., 1983.

Ваганова А. Основы классического танца. – Л., 1980.

Васильева Т.И. Балетная осанка. Учебно-метод. пособие. – М., 1994;

Звездочкин В. А. Классический танец: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2003.

Каплан С. С. Методика классического танца В. И. Пономарева // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – Спб.: Изд-во АРБ, 2000.

Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л., 1986.

Котельникова Е.Г., Биомеханика хореографических упражнений. Л. ЛГИК., 1980.

Мессерер А. Уроки классического танца. – М., 2003.

Мы с Вами находимся на подготовительном курсе Классического танца.

И сегодня мы будем говорить о постановке корпуса.

Исполнение любого движения в классическом танце начинается именно с правильной постановки корпуса. Надо признать, что с самого начала многие из нас очень поверхностно воспринимают классический танец.

Когда я говорю поверхностно, то не имею ввиду легкомысленно. Я говорю о другом.

То что мы видим, это порхающие как бабочки ручки и ножки балерины.

Затем мы обязательно пробуем исполнить то же самое. И вот именно здесь мы понимаем насколько это не легко.

Как ей удаётся поднять так высоко ногу? Заметьте, я сказала высоко, а не красиво.

Нам, как правило, кажется, что если благодаря какой-нибудь палочки-выручалочки и нам удастся поднять так высоко ногу, то и у нас получится красиво.

В общем-то приятно и это. Но нам бы хотелось большего. Нам бы хотелось, чтобы они просто остались без слов при виде, как это красиво. И конечно же немного завидовали нам. Хотя бы так , как мы завидуем настоящим балеринам.

Да, похоже, этому надо учится.

И действительно, обучение классическому танцу не начинается с бросков ноги вперёд в сторону или назад, а начинается с маленьких деталей, которые все вместе ведут к постановке корпуса.

Попробуйте посмотреть не на то, что двигается при исполнение движения, а на то, что остаётся у балерины неподвижным.

Вдумайтесь, даже при элементарной ходьбе, наше тело подключает все части тела и все группы мышц без исключения

( Именно поэтому врачи рекомендуют в качестве оздоровительной гимнастики ходьбу или бег)

Казалось бы, мы двигаем только ногами. Но посмотрите, при любом движении одной части тела реагируют все остальные.

Попробуйте Встаньте на ноги и сделайте шаг вперёд с правой ноги. И Вы почувствуете, что левое плечо непроизвольно подалось вперёд вместе с рукой. И всё туловище непроизвольно реагирует на это движение, чтобы удержать Вас в равновесии.

Теперь попросите это сделать настоящую балерину. Вы заметите разницу. И это будет не просто красивая лёгкая нога. Я советую на неё Вам даже не смотреть. Посмотрите на всё остальное.

Вам может показаться, что всё остальное просто неподвижно. Да оно неподвижно , и это не значит, что оно не работает. Ведь чтобы удержать части тела в неподвижном состоянии в тот момент, когда одна его часть работает, это огромный труд.

Именно в этом заключается работа корпуса: удерживать себя в правильном или заданном положении. В общепринятом понятии оно называется постановкой корпуса.

Любое последующее разучиваемое движение в классическом танце имеет эту основу.

Сначала мы учимся просто держать наше тело в определённом классическом положении.

И только потом, у же на основе этой постановки корпуса, разучиваем все остальные движения.

Отнестись к этому надо очень серьёзно. Я имею в виду не два часа утомительной работы раз или два раза в неделю. Я имею ввиду совсем другое.

Я предлагаю Вам заниматься всего лишь две-три минуты за раз, но при любом удобном случае.

Например, Вы просыпаетесь с утра и, ещё лёжа на спине в своей теплой кроватке, попробуйте проделать всю постановку корпуса лёжа, в горизонтальном положении, как бы вытянув тело в длину на матрасе. На это Вам хватит одной минуты, чтобы проснуться и чтобы классический танец стал частью Вас и Вашей жизни.

Можно повторить это движение в ванной, когда чистите зубы, но уже в вертикальном положении.

Вам до работы или до школы надо ехать на общественном транспорте? Прекрасно! Это самый удобный случай провести время с максимальной пользой. Не садитесь, даже если в автобусе кроме водителя никого не будет. Останьтесь на ногах займитесь постановкой корпуса! Места для этого много не надо.

Вы любите посмотреть телевизор? Прекрасно! С сегодняшнего дня смотрите его задержав тело в положении как при постановке корпуса, Время от времени Вам придётся отдыхать. Но я уверяю Вас, что это отличный способ укрепить всё тело.

Вы поймёте, что оставаться неподвижным намного сложнее, чем находиться в постоянном движении.

Это надо делать при любом удобном случае, чтобы добиться автоматизма в движении.

В классическом танце принято, что начало музыки это и есть начало танца, И танцор должен за считанные доли секунды собрать и организовать своё тело для правильного исполнения движения.

Если мы говорим о сюжетной постановке, то прежде, чем собрать тело и все группы мышц мы должны настроить себя эмоционально. Это огромная работа. Но мы сейчас не будем говорить об актёрской работе, хотя очень часто именно это даёт нам ощущение замечательного исполнения. Пока нам не до эмоций. Потому что если мы не научимся держать наше тело по балетному, то до какой-либо роли в сюжетной постановке классического балета нам просто не дорасти.

Первое, чему мы должны не только научится, но и довести до идеального исполнения уже на первых занятиях, это постановка корпуса.

Каждый из нас делает движение, описанное словами, как он его понимает.

Можно даже сделать эксперимент. Описать какое-либо движение. В описании указать определённое направление движение и само движение для каждой части тела. дать прочитать десяти разным людям и попросить исполнить это описанное движение на практике. Вы удивитесь увиденному . Среди десяти человек вряд ли найдутся двое, которые исполнили это движение с точностью, как оно было задано Вами.

Чтобы понять более точно, как именно мы должны исполнить какое-либо движение, мы должны его увидеть.

Но это ещё не всё!

Надо, чтобы кто-то посмотрел на нас со стороны и сказал нам, где мы ошибаемся.

Но даже при таком раскладе, без определённой подготовки, совсем не легко выполнить движение с точностью.

Именно поэтому подготовительный курс по классическому танцу является важной базой для начала работы.

-колени втянуты и соединены между собой -бёдра подтянуты наверх

-ягодицы втянуты, подобраны

-плечи естественно расправлены и опущены вниз

— кончики лопаток мысленно направляем в сторону ягодиц

— голова ( темечко) тянется к потолку.

Обратите внимание, что не нос и не подбородок тянем к верху. А именно темечко, как бы удлиняя шею.

Упражнение следует разучивать под музыку, уделяя каждой части тела определённый такт в музыке.

Не стоит торопиться. На каждой части тела стоит, особенно в самом начале разучивания, уделять по одному или 2 такта музыки.

После многократного повторения, стоит ускорить темп. И со временем довести его до мгновенного исполнения.

Это основа Вашей постановки корпуса. Поэтому стоит уделить ему должное время и внимание.

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Идеальная спина – это редкое явление у современных людей, так как правильная осанка формируется в детстве.

А дети чаще всего не контролируют свое положение в пространстве. Проблемы возникают при сидении за компьютером и за партой.

Иногда подростки горбятся при наличии высокого роста. На сутулость оказывает влияние и обувь на каблуках.

Что такое правильная осанка

Итак, выясним, что такое красивая и здоровая осанка. Это способность поддерживать корпус в прямом положении и при этом не прибегать к усилиям. Осанка создается с малых лет.


Тогда же проявляются и искривления позвоночника. Но подобные проблемы могут быть и в зрелом возрасте. Особенно, при продолжительной сидячей работе.

Нарушения осанки провоцируют серьезные болезни, ухудшают внешний вид и способствуют появлению болезненности.

Прежде чем узнаем, как добиться ровной спины, давайте рассмотрим основные признаки:

  1. Подтянутый живот.
  2. Легкость при ходьбе.
  3. Плечи немного отводятся назад.
  4. Грудь подается вперед.
  5. Положение головы должно быть вертикальным.
  6. Позвоночник представляет собой ровную линию.

В нормальном положении позвоночник отличается изгибами в отделе груди и поясницы. Если не заниматься проблемой, могут возникнуть такие болезни, как кифоз, лордоз или сколиоз.

Как проверить правильность осанки

Проверка правильности осанки поможет выявить неприятные симптомы в развитии позвоночного столба. Ровная осанка характеризуется прямой головой и выровненным корпусом.
Исследования осанки своими силами не отличается большой сложностью. Нужно посмотреть, как выглядит фигура сбоку. При идеальной осанке грудная клетка должна быть немного возвышенной, ноги выпрямлены, а живот подтянут.


Лопатки располагаются в симметричном положении и на равном расстоянии от позвоночника. На одной линии должны быть и складки на ягодицах.
При неправильной установке тела наблюдается кифоз позвоночника. Также может проявиться лордоз в мышцах поясницы.
К старости изгибы становятся не такими выраженными. При увеличении грудного кифоза позвоночник сильно сутулится.

Можно провести осмотр и при наклоне. Нужно наклониться и постараться достать пол руками. Если все нормально, получается дотянуться кончиками пальцев и не сгибать при этом колени.

Правильная осанка

Искривления могут повлечь тяжелые последствия. Из распространенных проблем стоит отметить хроническую усталость и межпозвоночную грыжу.

Многие заболевания постепенно формируются при неправильной ходьбе, сидении или при искривленной осанке за партой. У женщин подобные проблемы часто возникают из-за неравномерного распределения веса. Усугубляют проблему тяжелые сумки и хождение на каблуках.
И чтобы сохранить осанку, понадобится приложить определенные усилия. Искривление является результатом избыточного веса, сидячего образа жизни и применения современных гаджетов.


Всегда контролируйте осанку при сидении, например, за столом, при письме и при работе за компьютером. Ступни должны прилегать к полу. Важно правильно держать свое тело.

Спина должна быть выпрямленной. А когда ты сидишь, плечи должны быть опущены. Не стоит класть ногу на ногу, так как это замедляет процесс кровообращения, и возникает усталость.

Должна быть правильная осанка и при ходьбе. Шею и голову следует держать прямо и не смотреть в пол. Это может спровоцировать болезненность в шейном отделе. Ногу нужно ставить на пятку, а затем на носок. Красивая осанка при ходьбе позволяет создать благоприятное впечатление.

В этом положении можно слегка согнуть в колене ногу. Грудь нужно выдвинуть вперед, а мышцы живота немного ослабить. Вес тела следует распределять равномерно.


Правильную осанку можно создавать и во время сна. Лучшая поза – на боку и с согнутыми ногами. В таком положении позвоночник расслаблен. Важно спать на качественной подушке и матрасе. Все принадлежности нужно периодически менять.

Следует сохранять осанку и при вождении машины. Правильная осанка – это не только залог здоровья, но и гарантия безопасности пассажиров и водителя.

Ровная спина уменьшает риск получения травмы. Затылок и шея должны касаться подголовника. Сидение следует отрегулировать, чтобы было удобно нажимать педали.

Как научить ребенка правильно сидеть за партой и компьютером

Формирование правильной осанки с детства улучшает работу систем и внутренних органов. Это положительно влияет на самочувствие. При этом снижается дискомфорт и болезненные ощущения.

Постоянный контроль осанки защищает от остеопороза и сколиоза. Происходит стимулирование умственной деятельности, повышение самооценки и формирование уверенности. Специальные упражнения позволяют уменьшить болезненность в верхней части корпуса.

Важно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Специальный комплекс нужно выполнять регулярно.
  2. Нужно больше ходить пешком.
  3. Зарядку необходимо делать по утрам.
  4. Рекомендуется заниматься плаванием.
  5. Важно часто проветривать помещение.

Если присутствуют проблемы с позвоночником, сначала проконсультируйтесь с доктором. При соблюдении всех рекомендаций, можно создать красивую и ровную спину.

Надеюсь, вам понравилась моя статья. До скорых встреч, друзья!


Всем привет! Если вы читали мои прошлые публикации и смотрели видео про триггерные точки и миофасциальный болевой синдром, то помните, что я постоянно говорю о том, что триггерные точки — триггерными точками, естественно, они являются виновником возникновения боли и потери физиологических функций, но если вы не вернёте своему телу правильную осанку и все остальные параметры оптимальной биомеханики, то, скорее всего, вы будете совершать Сизифов труд — бороться с триггерами, которые постоянно возвращаются. И в этом видео я хочу поговорить о том, что такое правильная осанка и о влиянии неправильной осанки на здоровье мышц, фасций, позвоночника, органов и систем органов человека.

Прежде чем коснуться вопроса нарушения осанки, давайте разберёмся, что из себя представляет правильная осанка.

Как вы знаете, у человека есть 4 сегмента позвоночника.


В поясничном и шейном отделе присутствует физиологический лордоз, а в грудном и крестцовом — физиологический кифоз.

Правильная осанка — это положение тела, при котором виртуально проведённая вертикальная линия проходит через следующие точки: наружный слуховой проход, середина плечевого сустава, большой вертел бедренной кости, наружная лодыжка голеностопного сустава.


Чаще всего в наш век смартфонов и компьютеров вместо такой осанки, наблюдается следующая картина: голова и плечи уходят вперёд, усиливается грудной кифоз и сглаживается поясничный и шейный лордоз.


Проверить правильности осанки можно возле стены. Для этого подойдите и станьте спиной к стене, прижмите пятки, ягодичные мышцы, лопатки, затылок. Если это положение для вас комфортное и удобное, значит, вы близки к правильной осанке. Если это положение для вас непривычно, то, скорее всего, у вас есть нарушение осанки.

Если голова смещена вперёд, то мышцы шеи, фасциальные структуры, межпозвонковые диски и шейные позвонки испытывают колоссальную нагрузку.

Средний вес головы 3-5 кг. Каждый сантиметр вперёд увеличивает нагрузку на шейный отдел на 1-2 кг.

Посмотрите на этот рисунок, где слева показана правильная осанка в положении сидя, когда вес головы равномерно распределяется на шейные позвонки, а справа — показана неправильная осанка, когда в результате смещения головы вперёд на 6 сантиметров нагрузка на шейный отдел позвоночника возрастает в 5 раз и составляет 18 кг.


Если вас беспокоит боль в области головы и шеи, а также грыжи в шейном отделе позвоночника, то с 99% вероятностью у вас неправильная осанка и голова смещена вперёд.

Нормальное положение головы и шеи. Скуловая кость расположена на одной линии с рукояткой грудины. Если расстояние менее 6 см, то это свидетельствует о потере шейного лордоза, что бывает при травмах этого отдела позвоночника. Расстояние более 6 см указывает на переднее положение головы. Вследствие этого возникает сильнейшее укорочение верхней части трапециевидной мышцы и ременной мышцы головы, а также наблюдается укорочение и перегрузка грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.


Кроме перегрузки передних мышц шеи, переднее положение головы провоцирует растяжение наружных мышц в области атланто-затылочного сочленения. При этом повышается риск компрессионной патологии в этом сегменте. В переднем положении головы надподъязычные и подподъязычные мышцы находятся в положении растяжения, передавая дополнительную нагрузку на нижнюю челюсть, поэтому мышцы, поднимающие нижнюю челюсть рефлекторно сокращаются и находятся в хроническом спазме, что увеличивает внутрисуставное давление в височно-нижнечелюстных суставах. В результате этого может развиваться сначала дисфункция височно-нижнечелюстного сустава, а затем и его артроз. Переднее положение головы является основной причиной появления и длительного существования миофасциальных триггерных точек в шейных, жевательный мышцах и мышцах всего верхнего плечевого пояса.

В неправильном положении сидя длительное укорочение грудных мышц, перерастяжение средней части трапеции ослабление мышц пресса и выключение из работы мышц поясницы рождает боли в спине, а также приводит к потере физиологического лордоза в поясничном отделе позвоночника, что чревато развитием грыжи.

Опускаясь ниже мы видим, что из-за неправильной осанки в положении сидя происходит длительное укорочение подвздошно-поясничной мышцы, ослабление большой ягодичной, нарушение функции подвздошно-крестцового сустава, укорочение и перегрузка мышц задней поверхности бедра и икроножной мышцы.


Понятно, что очень сложно следить за всеми нюансами: вытяжением макушки, положением головы, положением плечевых суставов, рук, таза, ног. Большинство людей терпят поражение именно здесь, стараясь контролировать всё сразу.

Моя вам рекомендация: делайте всего 3 упражнения. Первое: регулярно в течение дня подходите к стене и прислоняйтесь спиной. Вот прям поставьте себе будильник через каждый час и бросайте всё на свете, ведь ничего важнее для здоровья, чем правильная осанка нет.

Когда вы находитесь не возле стены — сосредоточте своё внимание всего лишь на двух точках. Первая — в месте прикрепления нижней части трапеции к позвоночнику (нижнегрудные позвонки). Здесь необходимо сформировать небольшой прогиб, но не просто вперёд, а вперёд и вверх.

Вторая точка — рукоятка грудины. Ею нужно тянуться вверх. Если её терять, то формируется избыточный кифоз в грудном отделе. Когда следишь за этой точкой, то шея и голова автоматически находятся в правильном положении.


Нельзя сводить лопатки, напрягаются ромбовидные мышцы и средняя трапеция, это ограничивает движение грудной клетки и блокирует дыхание. Тест со сведёнными лопатками.

Положение рук. Если происходит внутренняя ротация руки и локти смотрят в стороны, то очень тяжело удерживать правильную осанку. Правильно — локоть смотрит назад, а большие пальцы смотрят вперёд.

Из всего выше становится понятно, что если человек только озаботился вопросом оздоровления и при длительное время проводит за компьютером в неправильном положении, то у него мышцы, которые должны держать осанку недостаточно тренированые и им нужно помогать.

Существует огромнейшее количество упражнений, которые помогут укрепить мышцы-разгибатели позвоночника, но так как я уже много лет занимаюсь йогой, могу вам авторитетно заявить, что лучше, чем гармоничная практика асан, для укрепления мышечного корсета, придающего позвоночнику правильное положение, встретить крайне сложно. Я покажу вам несколько простых упражнений для формирования правильной осанки.

1. Волнообразное движение позвоночника при выполнении позы кошки.

Здесь происходит синхронная работа всех сегментов позвоночника и всех групп мышц. Его можно использовать в качестве как отдельного самостоятельного упражнения, так и разогревочного перед выполнением других. Выполняйте данную связку в течение 1-5 минут и ваше тело скажет вам спасибо.

2. Полумост. Лёжа на спине согните ноги в коленях, стопы на ширине таза. На вдохе вытолкните таз вверх. Удерживайте 1-2 минуты.


3. Более сложный вариант с опорой на руки (ардха пурвоттанасана). Старайтесь интенсивно свести лопатки, включив среднюю часть трапеции и ромбовидные мышцы. Удерживайте 1-2 минуты.


4. Положение лёжа на животе (шалабхасана). Поставьте руки перед собой, вытяните позвоночник и расположите нижние рёбра как можно дальше от таза. На вдохе поднимите прямые ноги, носки оттянуты. С выдохом поднимите руки. Растягивайтесь в обе стороны. Наклоните голову, следите за тем, чтобы не происходила перегрузка мышц шеи. Удерживайте 1-2 минуты.


5. Более сложное упражнение с захватом руками голени (дханурасана). Поставьте руки перед собой, вытяните позвоночник и расположите нижние рёбра как можно дальше от таза. Захватите руками голень изнутри и со вдохом постарайтесь поднять ноги, не допуская перегрузки поясницы. Удерживайте 1-2 минуты.


6. Прекрасным упражнением для вытяжение грудных мышц и укрепления мышц-разгибателей является поза моста, или, как её называют в йоге, урдхва дханурасана. Однако, эта асана требует предварительной подготовки. Если у вас есть проблемы в поясничном отделе позвоночника, то начинать с неё точно не следует.


7. Замечательной помощью в вытяжении грудных мышц и проработке плечевого пояса может стать работа с обычной палкой или полотенцем. Возьмите обычный черенок от лопаты и старайтесь поднимать руки вверх, по возможности уводя их назад. Если блокируются плечевые суставы, то возьмите более длинную палку и сделайте более широкий хват, либо доходите до того уровня, где начинает возникать выраженный дискомфорт. Можно импровизировать и добавлять боковые наклоны, скручивания на фоне вытяжения и другие упражнения.

Я сторонник комплексного подхода и рекомендую вам для достижения более выраженного и целостного эффекта выполнять асаны не изолированно, а в составе сбалансированного комплекса. На моём канале вы можете найти видео по йоге и для начинающих и для подготовленных людей , в которые включены описанные выше упражнения.

КАК СТАВИЛИ ОСАНКУ НАШИМ БАБУШКАМ

Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?

Теперь мы тоже знаем ответ и понимаем, что загадка касалась прежде всего осанки! Уже в древности люди придавали внешнему виду и осанке большое значение. Связывалось это, в первую очередь, с социальным статусом. Горделивая поза властителя, повелевающего своими подданными, воспитывалась среди аристократии и дворян с детства. Прививали правильную осанку главным образом личным примером, муштрой и наказанием.

Только в эпоху Просвещения в XVII–XVIII веках в этом отношении появился научный подход. В это время особое внимание и в Европе, и в Америке стали уделять точному соблюдению манер и дисциплине тела не только в высших, правящих классах, но и среднем классе. Детей, особенно мальчиков, активно принуждали держаться прямо. Многие из них далее связывали свою карьеру с военной службой, поэтому обучение правильной осанке и выправке было связано с начальной военной тренировкой и обучением.

В это же время стали появляться книги, посвященные осанке, и в частности осанке детей. Представители среднего класса Америки, например Джон Адамс, беспокоились об осанке и положении тела, дабы социальные отношения не нарушались недолжным, сгорбленным видом. На протяжении всего XIX века новые стандарты осанки стали частью ухода и воспитания детей, помогая им вырастать респектабельными гражданами. Правильная осанка связывалась с самодисциплиной. Врачи также поддерживали это движение, указывая, что корректная осанка необходима для крепкого здоровья.

Корсет вместо осанки

В то же время в большинстве простых семей не слишком беспокоились об осанке детей, заставляя их лишь сидеть прямо за обеденным столом. Жесткая мебель и корсеты для официальных приемов позволяли поддерживать осанку без особых усилий.

В наше время в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован самый узкий обхват талии: 33 см (13 дюймов). В былые времена корсеты размером 14 дюймов продавались как самые маленькие. Конечно, такой корсет, кроме узкой талии, не давал ничего хорошего. Сдавливание брюшной полости и грудной клетки ограничивает дыхание, приводит к сниженной вентиляции легких и слабому насыщению крови кислородом. Между прочим – это одна из причин частых обмороков светских дам в то время.

О том, почему Наполеон страдал несварением желудка

Желание щеголять сужающейся книзу грудной клеткой обуревало не только женщин, но и мужчин. Мужская мода также влияла на осанку. Во времена Наполеона солдат заставляли очень туго затягивать пояса, чтобы получить узкую талию. Сам Наполеон носил тугие облегающие брюки, которые были модными в то время, и страдал от… несварения и геморроя. Конечно, слишком сильное сдавливание брюшной стенки затрудняет венозный отток от вен таза и геморроидального венозного сплетения и нарушает работу кишечника.

Жак Луи Давид, император Наполеон в своем кабинете в Тюильри, 1812.

Ван Дейк, портрет Карла I, короля Англии, 1635–1636, холст, масло, Королевская коллекция.

Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали?

Иль сами ангелы со небеси сошли…

Общественные движения, особенно сильные в Америке, коснулись и осанки. Так в начале XX века в США образовалась Лига осанки, и общество буквально захватил шквал советов и рекомендаций по развитию должного положения тела. Стали уделять внимание школьной мебели, появились инструкторы по физическому развитию. Специальные наборы инструментов позволяли учителям оценивать осанку школьников, десятки округов участвовали в программах осанки, включая тысячи детей. Тех, кто имел неправильную осанку или деформации скелета, направляли на специальные корригирующие занятия.

Многие школы физической направленности в Америке и сейчас при поступлении оценивают осанку школьников, делают фотографии тела и используют специальные программы по исправлению осанки. Такое активное общественное внимание к осанке было связано с общей демократизацией, с одной стороны, и изменением моды, одежды, мебели и уклада жизни – с другой. Должная осанка стала атрибутом не только аристократии, но и всего общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.