Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина

Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой — этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок — ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли — от их отражения в воде.

В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене — желтоватая, в Великом озере — оловянного цвета, а в озерах за Прой — чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озер все же — черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер — чем старее торф, тем темнее вода.

Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, — травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром — это голубой туман, днем — белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их и собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них — это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, по таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо — узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки. Вода теплая, она кажется даже слегка подогретой.

Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

Я кипячу крепкий чай в жестяном закопченном чайнике. Твердая копоть похожа на эмаль. В чайнике плавают перегоревшие в костре ивовые листья.

Все утро я ловлю рыбу. Я проверяю с лодки переметы, поставленные поперек реки еще с вечера. Сначала идут пустые крючки — на них всю наживку съели ерши. Но вот шнур натягивается, режет воду, и в глубине возникает живой серебряный блеск — это ходит на крючке плоский лещ. За ним виден жирный и упористый окунь, потом — щуренок с желтыми пронзительными глазами. Вытащенная рыба кажется ледяной.

Выбранный для просмотра документ кл тур 1 кл.docx

Олимпиада по русскому языку для 1 класса

2)Переставь в словах буквы, чтобы получились новые слова.
МАЗОК - _______________
КАНАТ - ________________
МЫШКА - ______________
КОТ – ___________________ ( По 1 баллу за каждое слово)


3)Соедини слова и предлоги и из этих букв составь новое слово.
РОК+У=

Выбранный для просмотра документ кл тур 2кл.docx

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс

Я положил в сумку: надувной матрас, плавки, полотенце, книжку, кастрюлю. Угадайте, куда я собрался, если одну вещь я взял по ошибке. (Нужное подчеркни.)

В гости, в школу , на пляж, в кино, в бассейн.

В каждом из данных слов, спрятался какой–нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Допиши его.

Палисадник , камыш, заслонка, посёлок, укротитель. ________________________________________

Расколдуй слово.

Шимана ( ___________ ),

басока ( _________ ),

колаш ( __________ ).

Петух, соловей, собака, ворона. _____________________________________________________

Красный, яблоко, зелёный, жёлтый

_______________________________________________________________

Бегает, прыгает, сидит , кошка.

Я положил в сумку: надувной матрас, плавки, полотенце, книжку, кастрюлю. Угадайте, куда я собрался, если одну вещь я взял по ошибке.

В гости, в школу, на пляж, в кино, в бассейн.

В каждом из данных слов спрятался какой – нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Допиши его.

Палисадник, камыш, заслонка, посёлок, укротитель.

Расколдуй слово. Шимана (машина), басока (собака), колаш (школа).

Петух, соловей, собака, ворона.

Красный, яблоко, зелёный, жёлтый.

Бегает, прыгает, сидит, кошка.

1 задание – 2 балла, 3 задание – 3 балла

2 задание - 2 балла, 4 задание – 3 балла. (+ 3балла, если с объяснениями)

Выбранный для просмотра документ кл тур 3кл.docx

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 класс

Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только одного числительное так не получается. Из какого?

А) сорока, Б) семя, В) сито, Г) шерсть, Д) дева.

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А) окрестный, Б) пять, В) зреют, Г) веешь, Д) яд.

А) намяукал, Б) намурлыкал, В) насмеялся,

Г) наурчал, Д) наплакал.

Образуй новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества

А) вобла - _______, Б) ложа - ________,

В) пион - _________, Г) числа - __________.

Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только одного числительное так не получается. Из какого?

Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А) окрестный, Б) пять, В) зреют, Г) веешь, Д) яд.

А) намяукал, Б) намурлыкал, В) насмеялся, Г) наурчал, Д) наплакал.

Образуй новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества

А) вобла - обвал, Б) ложа – жало, В) пион - пони, Г) числа - силач.

1 задание - 2 балла, 3 задание – 2 балла,

2 задание - 2 балла, 4 задание – 4 балла.

Выбранный для просмотра документ кл тур 4 кл.docx

Олимпиада по русскому языку 4 класс

Определи, сколько раз встречается звук [н] в предложении. Запиши. Подчеркни буквы этого звука.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Ответ:______ раз

2. Вставь пропущенные буквы. В каком случае возможны два разных написания? Запиши какие при этом получаются слова. Составь с ними словосочетания.

Др … жать, ж … лтеть, ст … рожил, б … льшие.

3.Поставь ударение в словах

Звонит, банты, брала, клала, послала, включит, начал, торты,жалюзи

4.Запиши слова в три столбика в зависимости от орфограммы в корне.

Поздний, смешной, книжка, тропинка, травка, честный, мясной, редкий, звездный

5.Напиши 3 существительных, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределенной формой глагола. Запиши словосочетания со всеми словами.

6.К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

7.Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

Ответы олимпиады по русскому языку 4 класс 2013

Определи, сколько раз встречается звук [н] в предложении. Запиши. Подчеркни буквы этого звука.

Внезап н о у самого борта лодки вы н ыр н ула громад н ая горбатая спи н а чер н ой рыбы с острым, как кухо нн ый н ож, спи н ным плавником. Ответ:____9__ раз . 2б.

Вставь пропущенные буквы. В каком случае возможны два разных написания? Запиши какие при этом получаются слова. Составь с ними словосочетания.

Др …О.. жать, ж.. Е… лтеть, ст ..А\О… рожил, б …О… льшие. 1б. + 2б.

3.Поставь ударение в словах

ЗвонИт, бАнты, бралА, клАла, послАла, включИт, нАчал, тОрты,жалюзИ. 9б.

4.Запиши слова в три столбика в зависимости от орфограммы в корне.

Поздний, смешной, книжка, тропинка, травка, честный, мясной, редкий, звездный

5.Напиши 3 существительных, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределенной формой глагола. Запиши словосочетания со всеми словами.

_ПЕЧЬ_____ ТЕЧЬ ___ СТАТЬ(ПАСТЬ, ПОМОЧЬ, ЗНАТЬ))__________________________ 6б.

6.К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

7.Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

Лик + пена =ПЕЛИКАН

Иск + том =МОСТИК

Кожа + ворон =ЖАВОРОНОК 3 б.

ИТОГО 37 баллов

Выбранный для просмотра документ Шк тур 4 кл.doc

Школьная олимпиада по русскому языку

учитель начальных классов

Кузьмина Елена Викторовна

Олимпиада по русскому языку 4 класс

1)Дополни корень суффиксами и окончаниями, вписав в таблицу буквы,и получи разные однокоренные слова.( в одну клетку только одну букву)

2) Образуй и запиши слова, добавляя к слогу звуки ,характеристики которых представлены.

со + согл. непарн.звонк., мягк. + ь = ___________________________

со + согл. парн. звонк., парн. тверд. + гласн.=__________________

со + согл.парн.глух.,твёрд.+гласн.+гласн. + согл. непарн.звонк.,парн. твёрд =

3) Допиши устойчивые по смыслу словосочетания

Дождь лил как ______________________

Дело пошло как ____________________

Знаю таблицу умножения как _________________

Неожиданные гости свалились как _______________

На допросе виновный изворачивался как_____________

4) Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Яблоки - __________, помидоры - _____________ ,сапоги –_-------------глаза - ______________ , туфли -_________________ носки – _______

5)Запишите одним словом – несклоняемым именем существительным, данные определения слов.

Мастерская по ремонту и изготовлению одежды, обуви -_____________ Шейный платок, шарф - ____________________________ Артист, объявляющий номера программы - _________________________ Подземный общественный транспорт - _____________________________ Условие, которое должен выполнять один из спорщиков - _____________ Блюдо из протёртых или размятых овощей ___________________________ Часть самолёта, служащая для его передвижения по земле _____________

6)Замени словосочетания наречиями.

перегоняя друг друга - ________________

на пустой желудок - ___________________

с давних пор - _______________________

каждую минуту - ____________________

на две равные части - __________________

7)Вставьте в пословицы вместо пропусков имена числительные. На_________ якорях корабль легче держится. Что знают ________ , то знают сотни.

Напиши пословицы, в которых используются числительные.

1.______________________________________________________ 2.______________________________________________________ 3._____________________________________________________

9) Запишите существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределенной формой глагола. ____________________________________________________________

10) Подбери синонимы к словам.

Сраж - ______________, грядущее - ______________,вопиять-______

контрольные диктанты с дополнительными заданиями по основным разделам русского языка в 8 классе.


Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями для 8 класса

Повторение (на начало учебного года)

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого берега лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба шла рядом с лодкой. (124 сл.)

1.Сделать фонетический разбор слова.

слоем (I вариант)

листья (II вариант)

2.Разобрать слова по составу:

зарослях, спинным, нырнула (I вариант)

(на ) рассвете, гигантская, хлестнула (II вариант)

3. Произвести морфологический разбор слова:

однажды (I вариант)

снова (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. (I вариант)

Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой (II вариант)

Ночь надвигалась. Красное зарево костров, освещая низину леса, усиливало мрак. С треском горевших ветвей ельника и фырканьем лошадей сливались лесные голоса.

Словно ровно плачущий ребенок, запищал где-то сыч. Поближе завозилась в вышине сосны векша, проснувшаяся от необычайного света. Еще минута тишины, и в вышине раздался отрывистый, жалобный крик птицы. Это куница поймала добычу. Опять тишь, опять глубокое безмолвие.

Вдруг слышится точно кошачье прысканье. Это рысь, заслышавшая присутствие лакомого мяса в виде лошадей путника. Огонь не допускает близко зверя. Вот рысь и сердится, мурлычет, прыскает с досады, сверкая круглыми зелеными глазами.

Опять тишь. И вдруг либо заверещит бедный зайчишка, попавший в зубы к хищной лисе, либо завозится что-то в ветвях. Лесные обитатели живут не по-нашему. Они обедают ночами. (120 сл.)

1.Выписать слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова, подобрать 2-3 однокоренных слова:

из двух первых абзацев (I вариант)

из двух последних абзацев (II вариант)

2.Разобрать слова по составу:

освещая, слышится (I вариант)

сверкая, завозится (II вариант)

3. Произвести морфологический разбор слова:

Заслышавшая (I вариант)

Попавший (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Красное зарево костров, освещая низину леса, усиливало мрак. (I вариант)

Поближе завозилась в вышине сосны векша, проснувшаяся от необычайного света. (II вариант)

Двусоставные предложения.

В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительных корм.

Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. И не всегда удается услышать их шаги.

Барсук – безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населенные барсучьи норы. Барсук – умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.

К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днем барсуки обычно спят в своих конурах.

Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор!

1.Разобрать слова по составу:

Обнюхивает (I вариант)

Разыскивает (II вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Барсук – безобидное и очень полезное животное. (I вариант)

Охотиться на барсуков нетрудно. (II вариант)

3.Выписать из данного предложения все словосочетания и произвести их разбор:

К неволе барсук привыкает трудно (I вариант)

Охотиться на барсуков нетрудно. (II вариант)

4.Объяснить постановку знаков препинания:

Во втором предложении (I вариант)

В четвертом предложении (II вариант)

Во глубине России.

На озере, запрятанном в крутых берегах, лежала зеленая илистая тень. А в этой тени серебрились от росы сами по себе серебряные ракиты. На ветке ракиты, склонившейся к воде, сидела маленькая серая птица в красном жилете и желтом галстуке. Она издавала дробный и приятный треск, а клюв ее при этом оставался закрытым. Я подивился на эту птаху и на ее веселое занятие и пошел дальше. Мне надо было набрать букет из цветов, растущих в лесу. Цветов было множество, и я решил взять по одному цветку и по одной ветке от всех растений, создававших вокруг озерца непролазные пахучие заросли.

У самого берега расцвела желтоватая таволга, пахнущая мимозой. Рядом распространял свой сильный и пряный аромат широколистный аир. Стрелолист уже дал первые и зеленые шишки, сплошь покрытые мягкими иглами. Розовые метелки водяной гречихи стояли над водой круглыми рощицами. А немного дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник, перепутавшие свои белые и огненные цветы. (148 сл.)

1.Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне. Подобрать 2-3 однокоренных слова.

2.Произвести морфологический разбор слова:

(на) запрятанном (озере)(I вариант)

(на) склонившейся ветке. (II вариант)

3.произвести разбор словосочетаний:

Издавала треск, маленькая птица (I вариант)

Пахнущая мимозой, розовые метелки (II вариант)

4.Подчеркнуть в тексте:

Составные глагольные сказуемые (I вариант)

Составные именные сказуемые (II вариант)

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

На озере, запрятанном в крутых берегах, лежала зеленая илистая тень. (I вариант)

У самого берега расцвела желтоватая таволга, пахнущая мимозой. (II вариант)

Односоставные предложения.

Короткие тусклые деньки поздней осени. Рассвет с сумерками как бы встречается посреди ненастного дня. Пасмурно и туманно. А по ночам морозит. Хмурое, мглистое, низкое небо. Редко проглядывает холодный свет осеннего солнца.

По народному календарю ноябрь – месяц ветров, месяц сева лесных семян.

Ни снега, ни льда на проточных речках и быстротечных ручьях. Ноябрь – последний месяц живой воды.

1.Из первого абзаца выписать и объяснить правописание слов:

С непроизносимой согласной в корне слова (I вариант)

С сомнительной согласной в корне слова (II вариант)

2.Сделать фонетический разбор слова:

Ручьях (I вариант)

Ноябрь (II вариант)

3. Разобрать слово по составу:

Проглядывает (I вариант)

Попискивает (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Ноябрь – последний месяц живой воды. (II вариант)

5.Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения:

В первом абзаце (I вариант)

В предпоследнем и последнем абзацах (II вариант)

Однородные члены предложения.

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве что-то белело.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге их Михайловского в Тригорское, на берегах озер Маленец и Петровское. Из травы, из вереска, из сухой земляники – отовсюду звучали простые пушкинские строфы. Их слушали только листья, птицы да бледное, застенчивое псковское небо.

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.(138 сл.)

Не со словами (I вариант)

н и нн в суффиксах слов (II вариант)

2.Сделать синтаксический разбор:

Первого предложения (I вариант)

Четвертого предложения (II вариант)

3.подчеркнуть однородные члены в тех предложениях, в которых:

Есть обобщающее слово (I вариант)

Нет обобщающего слова (II вариант)

4. составить схему:

Предложения третьего абзаца (I вариант)

Последнего предложения второго абзаца (II вариант)

Вводные слова.

Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани (моя комната была во втором этаже, и из окон открывался широкий вид на реку и на пристань).

На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она только сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Бревна, свежий тес. Обломки барок – все это было разбросано по берегу в живописном порядке. Весь берег был занят народом. Кого-кого на этой пристани не было. Но на всех лицах сказывалась общая печать. Все, как всегда, радовались ранней весне. (124 сл.)

Из первого и второго абзацев (I вариант)

Из последнего абзаца (II вариант)

2.Найти вводные слова и словосочетания и указать их значение:

В первом абзаце (I вариант)

В последнем абзаце (II вариант)

3.произвести морфологический разбор именной части речи 9по выбору)

4.Сделать синтаксический разбор:

Последнего предложения (I вариант)

Первого предложения (II вариант)

5. Графически объяснить постановку тире в предложении последнего абзаца.

Обособленные определения и приложения.

Позади дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.

Я прошел по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников учелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки. По дорожкам росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополи. Сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше в глубь. Тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось. Что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. (144 сл.)

1. Разобрать слова по составу:

Непроходимым (I вариант)

Раскидистые (II вариант)

2. Произвести морфологический разбор слова:

Одичавший (сад) (I вариант)

(к реке) поросшей (II вариант)

3.Графически обозначить в третьем абзаце обособленные определения.

4. Сделать синтаксический разбор:

Первого предложения (I вариант)

Первого предложения третьего абзаца (II вариант)

5.Начертить схему последнего предложения.

Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много: несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше, много раз уже выкупанная и потому потерявшая масть, и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика, молодая женщина, сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы показался высокий и очень худой человек в черном. Был хорошо виден его большой покатый лоб, орлиный нос и серые сощуренные глаза. Душистая веточка мяты была воткнута в петлицу его сюртука.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это и воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты как драгоценный орден. (148 сл.)

(по К. Паустовскому.)

1. Разобрать слова по составу:

выкупанная (I вариант)

потерявшая (II вариант)

2. Произвести морфологический разбор слова:

Оловянный (солдатик) (I вариант)

Любимую (игрушку) (II вариант)

3.Подчеркнуть в тексте обособленные приложения.

4. Сделать синтаксический разбор :

Первого предложения (I вариант)

Второго предложения второго абзаца (II вариант)

5.Графически объяснить постановку двоеточия во втором предложении.


Бабочки только тогда живут, когда хорошо живётся. Чуть только им плохо – холодно, ветрено, сыро – они обмирают. Впадают в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда всё плохое и неприятное проходит мимо, будто его и вовсе нет.

Нет в жизни бабочек дней тяжёлых и пасмурных – только светлые, тёплые, солнечные. Потому-то так беззаботно и весело порхают они над лугом. (61 слово)

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег – пришла зима.

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее.

Много раз большими снежными хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди не узнавали поля – такой необыкновенный свет светил в окно.

По первой пороше охотники пошли на охоту.

И целыми днями слышался по лесу заливистый лай собак. (63 слова)

Все сидели за накрытым столом: дедушка, бабушка, мать и Таня.

На столе стоял большой медный самовар и фыркал паром. Рядом с ним дымился горшок топлёного молока с коричневой пенкой.

Чашки у всех были разные. У бабушки – голубая, у матери – с ягодками, у Тани – с петушками.

У деда не было чашки. Он пил чай из стакана. А на стакане была только одна синяя полоска. (63 слова)

Когда на лесной опушке распустится алый шиповник, когда заголубеют на лугу колокольчики и белые ромашки протянут к солнцу свои лепестки – можно сказать, что пришло лето.

О лете рассказывают и ягоды в лесу. По ним даже можно узнать, какой сейчас летний месяц.

Первая земляничка – это июнь, первая черничка – июль, первая брусничка – август.

Впрочем, июль не только черничный месяц. В июле поспевает малина, голубика, костяника, ежевика, красная и чёрная смородина. (68 слов)

Как? Вот эта коричнево-буро-сероватая птичка с рыжинками, тёмными большими глазами и высокими тонкими ножками и есть знаменитый соловей? Не может быть!

Но мы любим соловушку, чудесного певца наших лесов. И ни на какую жар-птицу не променяем! (78 слов)

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова.

Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу. (74 слова)

Берёзу ты, конечно, знаешь. А вот знаешь ли ты, что её ствол даже в сильную жару и на солнце почти не нагревается? Удивительно, правда? Впрочем, ты легко поймёшь причину этого явления, если вспомнишь, что белый цвет отражает солнечные лучи. Видел, как весной белят стволы фруктовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов? Вот и берёзу цвет её коры предохраняет от ожогов: сама-то кора у неё тонкая, не то что у дуба или сосны, которым не страшны горячие солнечные лучи. (80 слов)

КАК ЗИМУЮТ РЫБЫ

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы.

В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней всем стадом.

Весёлый, проворный окунь любит камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму.

Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными зубами и огромной пастью щука глотает сонную рыбу. (83 слова)

– У, у, у! – дует ветер целый день. – У, у, у! – завывает ветер в трубе. Миша бросил игрушки, прижался к маме и прислушивается. Ему страшно, он боится ветра.

– Мне страшно ветра, я боюсь, – говорит Миша.

– Нечего бояться, – говорит мама. – Что такое ветер? Ведь это тот же воздух, который не давал тонуть твоей лодочке. Только на дворе его много-много и он движется. Помнишь, как ты дул на парус и лодочка двигалась? Ведь ты тоже ветер делал.

Миша засмеялся и перестал бояться ветра. (82 слова)

Птичница тётя Нюся вернулась с работы и плачет.

– Что с вами, тётя Нюся?

– Да как же… Коршун утром цыплёнка утащил… Только я отвернулась – хвать! – и понёс… Бегу, кричу, а он так и не выпустил. До чего жалко!

И долго не может успокоиться. Уже стемнело, ребятишки спать легли, а тётя Нюся сидит на крыльце и нет-нет да и всхлипнет.

– Да на ферме, наверно, тысяч десять этих цыплят!

– Ну так что? Если много, так одного и жалеть не стоит? (82 слова)

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы…

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму…

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его логова, никто не разбудит. До весеннего солнца всю зиму проспит ёж. (83 слова)

По И. Соколову-Микитову

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух, за которыми ловко гоняется в воздухе. В огороде она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых-вредителей.

Трясогузка – доверчивая птица, она подпускает человека очень близко, на три-пять шагов.

Осенью трясогузки собираются в большие стаи и улетают в тёплые края. Перед отлётом птицы ведут себя тревожно, обычная их доверчивость к человеку исчезает.

Белая трясогузка широко распространена в нашей стране. Чаще всего её можно встретить у воды и жилища человека. Она стала спутником человека, почти таким, как воробьи и синицы. (95 слов)

По К. Благосклонову и В. Строкову

Все звери с наступлением осени меняют плохонький, редкий летний мех на зимний – густой и тёплый.

В чудесную пушистую ярко-рыжую шубку нарядилась лисица.

Полиняла хлопотунья белка. Её зимний мех пушистее и теплее летнего.

Белый зимний наряд надели заяц-беляк и ласка.

У этих зверьков летний мех рыжевато-бурый, он отлично подходит под цвет зелени, прошлогодней травы и опавших листьев. Легко им прятаться летом и осенью в кустах и густом бурьяне.

А к зиме зверьки оделись в белоснежные шубки. В снежных сугробах их ни за что не увидишь. (87 слов)

По Г. Скребицкому

В горах Абхазии растёт самшит – кавказская пальма. Он вовсе не похож на пальму. Это – низкий корявый кустарник с мелкими глянцевитыми листьями. Чтобы достигнуть высоты человеческого роста, самшит тратит не менее ста лет. Но у самшита есть одно необычайное свойство – это самая твёрдая порода древесины, он твёрд, почти как металл…

Горцы расскажут вам необычайные истории о том, как люди, срывавшиеся в пропасть, спасались, уцепившись за крошечный, в четверть аршина высотой, кустик самшита, ибо самшит не только твёрд, но и с чрезвычайной силой держится корнями за расселины скал. (86 слов)

Улетели последние дрозды, свиристели. Пришла зима, сковала озёра и реки льдом, плотно укутала землю снегом. Не слышно птичьих голосов. Лишь изредка сиротливо пискнет синица или грустно пересвистнутся снегири. Тетерева, набив зобы берёзовыми серёжками и почками, пораньше забираются в снежные свои терема. Рябчики и глухари тоже большую часть дня проводят под снегом. Теплее, но не безопаснее. Рысь, лиса, куница да и горностай не прочь полакомиться рябчиком или тетеревом. А осторожные белые куропатки никогда не закапываются в снег полностью, головы всегда чуть выглядывают над снежной лункой.

Из птиц только дятел по-прежнему бодро долбит деревья. (92 слова)

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался одинокий круг… (95 слов)

Однажды ночью в вырытую накануне за домом яму попал мышонок. Наутро ребята нашли его и решили отдать кошке. Но кошка понюхала мышонка и отвернулась… И тут все увидели, что мордочка у мышонка вытянута в маленький хоботок, спинка не прямая, а горбиком. По этим признакам ребята догадались, что перед ними землеройка. Землеройка зверёк маленький, да удаленький: за день съедает пищи (а пища его – насекомые) в несколько раз больше, чем весит сам. Не боится нападать и на мышей.

Запах землеройки не по вкусу кошке. И она не тронула зверька, хотя на первый взгляд землеройка действительно похожа на мышь. (97 слов)

Первая забота птиц – гнездо свить для детей.

Не легко без рук, без топорёнка построить избёнку. А вот мастерят птицы так, что удивляешься.

Лёгкой колыбелькой висит в воздухе гнездо иволги. Оно устроено высоко в развилке на конце веток.

Гнездо зяблика располагается между стволом и отходящей от него веткой. Оно довольно глубоко, внутри выстлано пухом. Снаружи гнёздышко маскируется кусочками коры и лишайников, можно смотреть в упор и не видеть его. Если тронуть гнездо, птички покидают его и больше сюда не вернутся.

Лучшие строители – певчие птицы. Они завивают свои гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, а внутри устилают перьями и шерстинками для тепла и мягкости. (704 слова)

Жабу многие не любят. Говорят, что она вредная, что от неё на руках бородавки, и многое ещё говорят про жабу. Всё это неправда. Жаба действительно выделяет через кожу едкую пахучую слизь, но никаких бородавок от этой слизи не бывает. Просто таким способом жаба спасается от врагов – ведь у неё нет ни острых зубов, ни быстрых ног.

Зато пользу жаба приносит огромную. Опытные огородники часто приносят на огород жаб и выпускают их там. Днём жаба отсиживается в укромном уголке, а ночью выползает на охоту.

Она выбрасывает свой длинный клейкий язык и хватает насекомых. Жаба уничтожает не только вредных насекомых, но и опаснейших врагов полей и огородов – слизней. Вот почему жаба – наш большой друг. (113 слов)

Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц.

Перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый.

На зиму соловей улетает в тёплые края. Возвращаются соловьи, когда деревья и кустарники начинают одеваться листвой.

Дома соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь.

Соловьи вьют гнёзда близко от земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. Они поселяются по опушкам леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудесные песни. Во второй половине июля молодые соловьи уже покидают гнездо, а соловей перестаёт петь. Всю остальную часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

На свете нет никакой певчей птички, которая пела бы лучше соловья. (127 слов)

Большинство летних примет связано с дождями. Эти приметы одновременно и хорошие и плохие. Если вы хотите позагорать, искупаться или сходить в поход – дождь вам не нужен. А вот крестьянам, которые ждут урожай, такая примета приносит радость, особенно в засушливый год.

Прежде чем идти за грибами или на рыбалку, приглядитесь к поведению животных.

* * *

Бабушка сняла с подоконников старые хлопки, смела в ведро золу и открыла окно. И сразу в избе стало светло, весело и всё слышно – вот в кустах воробьи чирикают, вот ласточки щебечут, вот где-то ребятишки кричат и смеются, и на разные голоса поют петухи.

Вдруг как-то затуманилось солнышко, потемнело в избе… Лёгкий грохот прокатился над крышей, острый огонёк блеснул в окно… Таня бегом бросилась на улицу:

Дедушка в палисаднике перекапывал землю. Он опёрся на заступ и прищуренными глазами глядел на небо. А на небе уже снова сияло солнышко. И только две маленькие лиловые тучки летели по ветру и словно догоняли друг друга.

– Где гроза? – сказал дедушка. – Никакой грозы нет.

– А что же ударило?

– А это так: две молодые тучки столкнулись, поспорили, ударились, молнию высекли… А как ударились, так и громо́к загремел. Первый громок прогремел, Татьянка, весна красна пришла! (740 слов)

Жили-были Кот и Собака. Терпеть не могли друг друга.

Но только не Собака гоняла Кота, а Кот Собаку. Кот был раз в сто тяжелее Собаки. И не просто гонял, а всё поймать норовил. Чтобы потом съесть. Да, да, – поймать и съесть! Страх был свирепый Кот.

И Собака была не простая. Сказочная собачка: не лаяла, не кусала, но и в дом к себе не пускала.

А дом у неё был в норке под камнем. И в этой норке Собачка ухитрялась прятаться от Кота. Вот какая она была маленькая!

Но не подумайте, что это была маленькая комнатная собачка. Нет, это была не комнатная, а морская собачка. Рыбка такая.

И Кот был не домашний. Морской кот. Скат-хвостокол.

И живут они не во дворе, а в море.

Но всё равно: хоть рыба-Кот и рыба-Собака не собака и кот, а живут, как кошка с собакой. (147 слов)

ВОРОБЬИНОЕ БЮРО ПОГОДЫ

Зима была очень тёплая. Земля только слегка промёрзла. Наконец выпал снег, но больших морозов не было. Полевые воробьи уже давно перекочевали к жилым постройкам и смешались в общие стайки с домовыми воробьями.

Однажды утром воробей летел под крышу с пером в клюве. И другие воробьи тоже несли в клювах пух или перья. На следующий день уже много воробьёв таскали пух и перья под крыши.

Старик сторож поглядывал на воробьёв, сгребал снег со всего двора и укладывал его на крышу погреба, где хранился картофель.

– Смотри, дед, кажется, воробьи начинают гнёзда вить: зимы, видно, не будет.

– Мороз ударит большой, они стараются ночлеги свои под крышами утеплить! – ответил старик.

На следующий день было по-прежнему тепло, но вечером по радио передали срочное сообщение о наступающем сильном похолодании. Утром солнце поднялось в морозной дымке, и начались сильные морозы.

ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели нас никто не навещал – ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий…

По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах. (759 слов)

Утром первого сентября мы с ребятами шли в школу.

Дед Матвей выглянул из калитки и позвал Петьку:

– Бери подарок!

И протянул корзинку большущих яблок.

Тут и мы закричали:

– У меня на яблоке пятёрка!

– И у меня.

У всех яблоки оказались помеченными. Кожура у яблок двухцветная: весь бок красный, а пятёрка белая.

– Это дед нам наказывает, чтобы на пятёрки учились!

Всю дорогу до школы говорили мы об этой дедовой хитрости. Оказывается, пока яблоки висели на ветках, дед на каждое прилепил бумажную цифру. Под солнечными лучами краснел яблочный бок, а под бумагой кожура оставалась светлой. Так и вышло, что солнышко поставило отметки на всех яблоках…

Надо было деду отвечать.

Через неделю мы с Петькой пришли к нему. Положили на стол дневники. А в дневниках тоже отметки. Только наоборот: лист – белый, а пятёрки – красные. (158 слов)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.