Влияние физических упражнений на формирование позвоночника

1. Введение

Одно из ведущих мест в структуре отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, заняли нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Среди функциональных отклонений – это нарушения осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз.

На формирование костно-мышечной системы учащихся негативно влияют несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные двигательные навыки, такие как осанка, походка, посадка за столом (партой), положение тела во время сна, которые способствуют развитию не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем.

Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны ОДА. Важную роль в профилактике нарушений ОДА может сыграть обучение школьников тому, как следует стоять, ходить, сидеть, лежать во время сна.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза. Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

2. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат состоит из костного скелета и мышц. Мышцы человека делятся на три вида: гладкая мускулатура внутренних органов и сосудов, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью; поперечнополосатая мускулатура сердца, работа которой не зависит от воли человека, и, наконец, основная мышечная масса – поперечнополосатая скелетная мускулатура, находящаяся под волевым контролем и обеспечивающая нам функцию передвижения. Мышцы нашего тела – добрые волшебники. Выполняя свою работу, они одновременно совершенствуют и функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечнососудистой и дыхательной систем Мышца является активным элементом аппарата движения. Мышечная система функционирует не изолированно. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

3. Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке

Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека, эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны – состоянием тонуса мышц.

4. Урок – основная форма организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе

Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжи. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие.

Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ.

4.1. Задачи физического воспитания в специальных медицинских группах

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
  • формирование правильной осанки, а при необходимости – ее коррекции;
  • обучение рациональному дыханию;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

4.2. Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата

В данной группе заболёваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения – плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы .

В процессе физической подготовки необходимо соизмерять физические нагрузки в первую очередь с общей функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием. При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечнососудистой и дыхательной систем, а при деформации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег.

В занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах – для развития мышечного корсета (в исходном положении лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий – вытяжение на гимнастической стенке), а также плавание способом брасс (включение плавания в ластах, с лопаточками, резиновых кругах на ногах и др.). Лечебная гимнастика проводится в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, особенно выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки.

5. Комплекс упражнений

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины, и удержать тело в правильном положении:

1) И.п. – стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

3) И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

4) И.п. – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упирайтесь в него головой.

6. Заключение

Воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности.

Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься спортом и т.д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температуры, влажности, давления, силы воздействия солнечной радиации.

Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что двигательная функция – основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и умственной. Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности.

7. Литература:

  1. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1988
  2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология, – М.: Медицина, 1975.
  3. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. – М.:
  4. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1994.
  5. Физкультура и спорт, 1996. – № 2.
  6. Журнал “Здоровье” № 6 1986 г.
  7. Журнал “Здоровье” № 8 1986 г.

Омский государственный технический унивеситет, Институт дизайна и технологий

Научный руководитель: Крылова Т. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания

УДК 7967012.68

Неприятные ощущения тяжести в области спины, остро распространенная болезнь 21 века, поражающая подростков, студентов и в первую очередь трудоспособный контингент. Данный вид заболевания имеет регулярное омоложение, так как более молодое поколение сталкивается с частыми болями в пояснице, после длительного пребывания тела в статичном положении, либо после неправильных физических нагрузок на позвоночник. Если у некоторых людей такие боли могут казаться незначительными и не регулярными, то у других они вызывают изнурительные боли.

Заболевания позвоночника – полифакториальные дегеративные заболевания позвоночно-двигательного сегмента, поражающие первично межпозвоночные диски, вторично другие отделы позвоночника опорно-двигательного аппарата и нервную систему.[1]. Медицинские исследования показывают, что около 80% работоспособных людей регулярно сталкиваются с данной проблемой и после её обнаружения приходят к решению о прекращении занятий спортом. Ни в коем случае нельзя относиться к таким болям легкомысленно, но и не стоит пренебрегать обезболивающей гимнастикой. В большинстве случаев физическая нагрузка не является противопоказанной, а наоборот должна способствовать быстрому восстановлению и поддержанию общего физического состояния человека. Для этого стоит тщательно подобрать подходящие физические упражнения, в зависимости от очага источника боли.[2]. Причины возникновения данного заболевания могут стать такие, как переохлаждения, нерегулярные физические нагрузки, резкий набор веса, неправильное питание, стрессы, искривление позвоночника, осложнения после перенесённых заболеваний. Так же они негативно сказываются на состоянии всего организма. Для профилактики болей в спине предлагается методический комплекс упражнений, который может выполняться студентами в домашней обстановке, без всякого специального оборудования. Все упражнения направлены на растяжку и укрепления мышц. Рассмотрим данный комплекс:

Упражнения выполняются на спортивном коврике.

Лёгкая разминка для всего организма.

Появление болевых ощущений в спине, при выполнении данного комплекса, рекомендуется немедленно сократить амплитуду его выполнения и снизить интенсивность упражнений. Для того чтобы лечебная гимнастика приносила наибольшую пользу, рекомендуется выполнять упражнения медленно, не торопясь, следить за правильным дыханием, не искажать самостоятельно упражнения и выполнять их ежедневно. Заниматься такой физкультурой можно в любое время дня, одежда должна быть лёгкой, не сковывающей движения.

Цель: Выявить информативную базу для профилактики заболеваний позвоночника посредством физической реабилитации лиц страдающих от дискомфорта в области позвоночника.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Оценить важность и проанализировать пользу физической нагрузки для данного заболевания.

2. Подобрать комплекс упражнений.

3. Проанализировать качество улучшений самочувствия у студентов.

Использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение литературных, медицинских данных по вопросу исследования (общетеоретический)

2. Методы математической статистики.

3. Анкетный опрос.

Исследование проводится на базе Омского Университета Дизайна и технологий, среди обучающихся 1 и 2 курсов, и приводится данные анкетного опроса, до выполнения комплекса упражнений и после. В ходе исследований было опрошено 24 студентов 1 и 2 курса различных факультетов.

Результаты анкетирования на тему выявления причин болей в спине и изменение состояния здоровья при выполнении комплекса упражнений физической культуры, показали, что регулярными болям в спине страдают 41,67 % студентов, 37,50 % испытывают частые ощущения тяжести в области позвоночника, 20,83 % редко испытывают чувство дискомфорта в данном случае (рис. 1).


Рис. 1: Частота болевых ощущений у студентов.

Факторы, связанные с причинами болей являются , 58,33 % опрошенных связывают с малоподвижным, сидячим образом жизни, 41,67% – с пребыванием в вынужденном положении в течение длительного времени 4,17% – с травматическими повреждениями спины (рис. 2).


Рис. 2. Факторы влияющие на систематические боли на позвоночник у студентов.

Среди респондентов занимающимися лечебной физкультурой в течении 1 месяца и систематически выполняющих силовую нагрузку 66,67 % студентов занимались упражнениями в 2-3 раза в неделю, 20,83 % опрошенных самостоятельно занимаются лёгкими упражнениями каждый день, а 12,50 % студентов 2 раза в день совершают лёгкую разминку на позвоночник (рис. 3).


Рис. 3. Чистота занятий физическими упражнениями среди студентов 1-2 курса.

Сравнивая полученные данные с результатами анкетирования, проведенного в 2016 году, можно увидеть, что улучшение общего физического состояния посредством лечебной гимнастики и облегчённой физической культуры составляет 75 % среди студентов, 25,00 % не заметили каких либо изменений после выполнения данной нагрузки.

Результаты анкетирования показывают, что большинство студентов, а именно 75 % из опрошенных, собираются дальше продолжать заниматься физическими упражнениями, 66 % заметили улучшение самочувствия и здорового сна, а у 76,67 % уменьшились головные боли.

Методами улучшения физического состояния послужили такие факторы, как регулярное питание, правильный сон, постоянное выполнение тренировочных занятий, правильное распределение физической нагрузки на позвоночник при занятиях физической культурой, своевременное назначение отдыха. Занятие лечебной физкультурой можно осуществлять в домашних условиях, при этом не требуется специальное дорогостоящее оборудование. От проделываемых упражнения человек получает эстетическое наслаждение и улучшает свои физические способности.

Следует заметить, что для людей с болями в спине, находящихся в малоподвижном состоянии, не стоит себя ограничивать в физической нагрузке, а наоборот нужно проконсультироваться со специалистами, и выбрать правильные лечебные упражнения для улучшения состояния здоровья, поддержанию мышечного корсета, которые снижают нагрузку на диски позвоночника. [3].

26.02.2017, 18:54 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и написана научным языком. Вопрос физического развития студентов вуза действительно актуален. При проведении научного исследования были учтены мнения студентов. Рисунки хорошо воспринимаются. По структуре соответствует требованиям и рекомендуется к публикации.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Копылова Виктория Вадимовна, Рыбина Людмила Дмитриевна

Позвоночник это фундамент человеческого тела. Жизнеспособность людей зависит главным образом от состояния столбца columna vertebralis. Он определяет прочность и выносливость, а также состояние внутренних органов и общего состояния здоровья. Для того чтобы поддержать главную опору организма, необходимо выполнять физические упражнения. Преимущества физических упражнений, во-первых, связаны с тренировкой тела, во-вторых, это приводит к очищению ума от негативных мыслей. Физические упражнения уменьшают стресс и повышают мотивацию к работе.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Копылова Виктория Вадимовна, Рыбина Людмила Дмитриевна

14. Шатохина И.В. и др. Системный подход при выполнении симультанных операций у больных пожилого и старческого возраста с аденомой простаты // Вестник медицинского института"РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье, 2017. Т. 26. № 2. С. 73-79.

15. Azamat S., Zafarjon K., Salim D. Criteria's of choice method in surgical treatment of patients ventral hernia with concomitant obesity // European science review, 2016. № 3-4.

16.Azamat S. et al. Abdominoplastics of postoperative ventral hernia in patients with obesity of III-IV degree // European science review, 2016. № 3-4.

17. Davlatov S., Abdusattarova S. Hernioabdominoplastics of postoperative ventral hernia in patients with obesity // International scientific review, 2016. № 11. С. 84-86.

18. Davlatov S. et al. Factor analysis method of selection of plastics abdominal wall patients with ventral hernias // European Science, 2017. № 2. С. 84-88.

19. Kurbaniyazov Z.B. et al. Удосконалений метод ненатяжно! гернюалопластики при пахвинних грижах // Шпитальна мрурпя. Журнал iменi ЛЯ Ковальчука, 2017. № 1.

20.Mardonov B.A., Sherbekov U.A., Vohidov J.J. Сучасш тдходи до лшування пащенпв з вентральною грижею та сумюними патолопями // Клшчна та експериментальна патолопя, 2018. Т. 17. № 3.

21. Sulaymonovich D.S. Ways to Eliminate Postoperative Complications after Ventral Hernia Repair in Patients with Morbid Obesity // American Journal of Medicine and Medical Sciences, 2017. Т. 7. № 3. С. 147-150.

22. Shamsiyev A., Davlatov S. Factors influencing the choice of hernia repair method in patients with incisional hernias // European science review, 2017. № 1-2. С. 153-155.

23. Shamsiyev A.M., Khusinova S.A. The Influence of Environmental Factors on Human Health in Uzbekistan // The Socio-Economic Causes and Consequences of Desertification in Central Asia. Springer, Dordrecht, 2008. С. 249-252.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ

1 2 Копылова В.В. , Рыбина Л.Д.

'Копылова Виктория Вадимовна - студент, Институт высоких технологий;

2Рыбина Людмила Дмитриевна - старший преподаватель, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет,

Аннотация: позвоночник - это фундамент человеческого тела. Жизнеспособность людей зависит главным образом от состояния столбца columna vertebralis. Он определяет прочность и выносливость, а также состояние внутренних органов и общего состояния здоровья. Для того чтобы поддержать главную опору организма, необходимо выполнять физические упражнения. Преимущества физических упражнений, во-первых, связаны с тренировкой тела, во-вторых, это приводит к очищению ума от негативных мыслей. Физические упражнения уменьшают стресс и повышают мотивацию к работе.

некоторых людей подобные боли могут представляться незначительными и не регулярными, то у иных они вызывают утомительные боли.

Болезни позвоночника - полифакториальные дегеративные заболевания позвоночно-двигательного сегмента, поражающие исходно межпозвоночные диски, вторично прочие отделы позвоночника опорно-двигательного аппарата и нервную систему.1 Медицинские исследования демонстрируют, что приблизительно 80% трудоспособного населения постоянно сталкиваются с этой проблемой и уже после ее выявления приходят к решению о прекращении занятий спортом. Ни в коем случае не следует относиться к подобным болям беспечно, однако и не нужно игнорировать обезболивающую гимнастику. В основной массе случаев физическая нагрузка не считается противопоказанной, а напротив обязана содействовать стремительному восстановлению и поддержанию общего физического состояния человека. С этой целью нужно основательно выбрать оптимальные физические упражнения, в зависимости от очага источника боли.2

Цель: Определить информативную базу в целях профилактики заболеваний позвоночника посредством выполнения физических упражнений лицами страдающими от дискомфорта в области позвоночника.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Дать оценку значимости, проанализировать пользу физиологической нагрузки для позвоночника.

2. Подобрать совокупность упражнений.

В качестве метода исследования использовался анализ и обобщение литературных, медицинских данных по вопросу исследования (общетеоретический).

Позвоночник и структуры, которые формируют его, выполняют три основные функции: поддерживающую, двигательную и защитную. Уникальной является его сегментарная конструкция, ее жесткость и подвижность. Осуществление различных видов деятельности в повседневной жизни было бы невозможным без участия позвоночника и особенно его пояснично-крестцовой части.

На лечебную гимнастику приходится основная доля в профилактике рецидивирующих болей в спине. Существует большое разнообразие физических упражнений, которые применяются при болях в спине.

Чтобы лучше понять пользу от активных движений и правильной позы, нужно ознакомиться с анатомическими и физиологическими особенностями позвоночника.

Позвоночник является основой человеческого тела. Человеческая жизнеспособность зависит главным образом от состояния позвоночника. Он определяет силу и выносливость, здоровье внутренних органов и всего организма. Позвоночник является основой скелета. Он придает требуемую форму и правильную осанку; в нем расположен

1 Осна А.И. Ортопедические проявления остеохондроза позвоночника и их лечение. Труды III Всесоюзного съезда травматологов-ортопедов, М., ЦИТО, 1976, с.228

2 Епифанов В. А. Лечебная физическая культура. Учебное пособие/В.А. Епифанов, М: ГЭОТАР Медиа, 2006г. 568 с.

спинной мозг, из которого выходят спинномозговые нервы, регулирующие деятельность всего организма. К позвоночнику прикреплены конечности и огромное количество больших и малых мышц, связок спины и живота, которые держат тело в вертикальном положении и все жизненно важные органы на их месте.

Если из-за плохой осанки или болезни позвоночник искажается, это пагубно влияет на все кости скелета. Мышцы и связки удлиняются или укорачиваются, а внутренние органы смещаются, что приводит к болезни. Между органами и мышцами позвоночника существует обратная связь. Протекающие в органах болезненные процессы, могут через соединения передаваться мышцам, вызывая боль в них. Через мышцы и связки боль в руке или ноге может перейти к позвоночнику и спине.

Кинезиотерапия - это терапия движением (больной неоднократно повторяет одни и те же движения и доводит их до безупречности), этим самым влияет на систему мышц, связок, суставов. Все без исключения системы организма объединены с мышцами в виде мышечных рефлексов. Метод выстроен на возможности мышц организма откликаться на малейшие перемены настроения человека и его мысли. Наше тело представляет интегрирующую значимость в абсолютно всех умственных процессах, начиная с самого раннего младенчества и вплоть до глубочайшей старости. Непосредственно физические ощущения "подкармливают" разум данными, поступающими от окружающей среды, создавая, таким способом, восприятие мира и формируют базу для развития умственных способностей.

Статическая нагрузка содержит упражнения, характерной чертой коих является фиксирование положения частей туловища в течении определенного интервала времени. Традиционными примерами статических упражнений считаются прямые и боковые планки с упором на руки либо локти и мыски ног, планки в фитболе либо в гимнастических петлях, фиксация положения в седе либо полуседе, фиксация поднятой ноги в горизонтальном положении на боку либо на ногах в той же планке, асаны в йоге и т. п. Сохранять такие положения полагается в зависимости от степени физиологической подготовки в течение интервала времени от 10 секунд вплоть до 2 минут.

Статические упражнения обладают соответствующими достоинствами:

- в ходе таких тренингов возрастает сила мышечного волокна, в следствии чего формируется выносливость и пластичность;

- работа в статике оказывает позитивное воздействие в внутренние органы;

Динамические упражнения. Данные процедуры ориентированы на все без исключения группы мышц и обладают следующими достоинствами: повышение мышечной массы, усиление мышц организма, предупреждение застойных явлений, улучшение дыхательной системы, усиление опорно-моторного аппарата, улучшение состояния суставов и сердечно- сосудистой системы.

Небольшой комплекс упражнений для профилактики остеохондроза (поясничный отдел)1:

• Исходное положение - стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, назад, вправо, влево. Повторить по 7-10 раз в каждую сторону.

• Исходное положение - лежа на спине. Исходное положение- лёжа на спине, ноги прижаты к поверхности, руки лежат вдоль тела. Далее согнуть ноги, стопы прижаты к поверхности. Постепенно поднимать голень до установления с коленом угла 90 градусов. Зафиксировать положение тела на несколько секунд ( для новичков- 2 секунды; для людей, занимающихся продолжительным временем лечебной физкультурой от 6 секунд). Потом увеличить подъем голени. Зафиксировать положение. Время определяется так же, как и в начале упражнения. Наконец, выпрямить ноги под углом 90 градусов от поверхности (время от 4-7 секунд). Вернуться в исходное положение. Повторять 5 раз по 3 подхода.

• Исходное положение - стоя на коленях. Выгнуть спину, после прогнуться. Выполнять 4 подхода по 4 раза.

• Исходное положение - стоя, руки на бедрах. Круговые движения тазом. Выполнять 3 подхода по 5-6 секунд.

• Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища, колени согнуты. Поднять таз. Затем вернуться в исходное положение. Выполнять 4 подхода по 5 раз.

• Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища, колени согнуты. Поднять таз, затем поднять поочередно левую, правую ноги. Вернуться в исходное положение. Выполнять 3 подхода по 7-8 раз.

• Исходное положение - лёжа на спине, колени согнуты, стопы прижаты к поверхности. Согнутые колени наклонить вправо, фиксируя положение на определенное время, потом влево, вернуться в исходное положение. Корпус и таз стараться держать прижатыми к поверхности, не отрывая их. Выполнять 5 раз по 3 подхода.

• Исходное положение - лежа на спине, руки и ноги прижаты к поверхности. Поднять руки и ноги (желательно перпендикулярно к поверхности), вернуться в исходное положение. Выполнять 4 раза по 2-3 подхода.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод. Вышеперечисленные физические упражнения имеют неоценимое влияние для укрепления мышц спины, растяжки позвоночника, также полезны для всего организма.

Результаты исследования таковы: благодаря окрепшим мускулам, улучшается кровообращение, и, тем самым, восстанавливается питание всех внутренних органов и тканей. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается не только на самочувствии, но и на внешнем облике человека.

Для всех упражнений действует одно правило - выполнять их необходимо медленно и осторожно. Ни в коем случае не выполнять резких, сильных движений. Концентрируйтесь на тех частях тела, которые выполняют движение и наслаждайтесь ощущениями тела. Тогда эффект будет намного сильнее и продолжительней.

1. Бакешин К.П. Основы здорового образа жизни студента: учебное пособие / К.П. Бакешин; СПбГАСУ. СПб., 2016. 93 с.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. Учебное пособие / В.А. Епифанов, М: ГЭОТАР - Медиа, 2006. 568 с

3. Осна А.И. Ортопедические проявления остеохондроза позвоночника и их лечение. Труды III Всесоюзного съезда травматологов-ортопедов. М. - ЦИТО, 1976. С. 228.

1 К.П.Бакешин. Основы здорового образа жизни студента: учебное пособие / К.П. Бакешин; СПбГАСУ. -СПб., 2016- 93 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.