Вита пресс горбов математика 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Протокол заседания ШМО

№ ______от____________2018 года

__________________/Н.Г.Беляева/

Зам. директора по УВР

Протокол заседания методсовета

№ ______ от _____________ 2018 года

____________ /Л.И.Некипелова/

Приказ директора ОО

№ ______ от _____________ 2018 года

____________ /Т.А.Смолина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

на 2018-19 учебный год

Составитель: Мартынова Виктория Геннадьевна

Квалификация: учитель начальных классов

первой категории

Малый Куналей 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена для учащихся 4 класса Мало-Куналейской общеобразовательной школы на основе следующих нормативных документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) №373 от 06.10.2009 г.

Федеральный Закон РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.

Примерная программа начального общего образования по математике в 4 классе.

Задачи курса:

- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Планируемые результаты обучения

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

- использовать формулу прямой пропорциональной зависимости при решении текстовых задач на равномерные процессы;

- находить площадь прямоугольника;

- использовать таблицы и плоскостные чертежи для моделирования равномерных процессов;

- владеть различными единицами длины, площади, массы, времени;

- читать, записывать цифрами (в пределах миллиона) и сравнивать многозначные числа;

- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел;

- осуществлять прикидку количества разрядов в результатах умножения и деления;

- вычислять значения числовых выражений, включающих все арифметические действия с

многозначными числами, в том числе используя элементы рационального вычисления;

- решать задачи (в два-три действия), включающие разные отношения между величинами;

- выполнять все действия с именованными числами.

получат возможность научиться

- читать, записывать цифрами и представлять в виде суммы разрядных слагаемых многозначные числа (в пределах миллиона);

- выполнять умножения и деления многозначных чисел;

-вычислять значения числовых выражений, включающих все арифметические действия, с учетом правил порядка выполнения арифметических действий;

- улучшить свои умения решать задачи с однородными величинами с помощью таблиц, чертежей и схем;

-устанавливать связь между переменными величинами разного рода с помощью прямой пропорциональной зависимости;

- описывать процессы с помощью специальных таблиц;

- решать задачи на такие виды процессов, как работа, движение, купля/продажа

Содержание учебного предмета

Основное содержание обучения представлено крупными разделами:

Умножение и деление многозначных чисел.

Прямая пропорциональная зависимость величин.

Процессы и переменные величины. События, на которые разбиваются процессы, характеристики событий. Предварительный анализ текстов: выявление описаний процессов и их переменных характеристик (X и Y), выделение событий. Таблицы. Некоторые стандартные процессы: движение (Y – путь или расстояние, Х – время), работа (Y – объем работы, Х – время), купля-продажа (Y – стоимость, Х – количество товара), составление целого из частей (Y – целое, Х – количество частей).

Связь между переменными характеристиками процессов. Равномерные и неравномерные процессы. Прямая пропорциональная зависимость величин. Задачи на прямую пропорциональную зависимость величин.

Сравнение равномерных процессов. Производная величина К, связывающая переменные величины Y и Х, как постоянная характеристика равномерного процесса. Скорость равномерного движения. Производительность труда. Цена. Часть как характеристика быстроты построения целого из равных частей. Измерение произвольных величин. Формула прямой пропорциональной зависимости Y= К*Х.

Обыкновенные дроби .

Задача воспроизведения величины в случае, когда мерка не укладывается в величине целое число раз. Промежуточная мерка, составляющая долю как основной мерки, так и измеряемой величины. Обыкновенная дробь как запись способа построения величины с помощью промежуточной мерки, составляющей долю основной. Знаменатель и числитель дроби. Обыкновенная дробь как результат измерения величины с помощью доли основной мерки. Нахождение дроби от числа и числа по его дроби.


Скачать:

ВложениеРазмер
gotovrp_matem_4_klass_rozhnova.doc 351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Протокол заседания ШМО

Зам. директора по УВР

Приказ от _______2018 г. №_______

Учитель Рожнова Елена Валентиновна

Год составления 2018-2019 учебный год

Общее количество часов по плану 136 часов

Количество часов в неделю 4 час

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с

На основе какой конкретной программы разработана рабочая программа

Изменения, внесённые в программу начального общего образования по математике и рабочую программу по математике к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. (М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012), обусловлены сложностью усвоения отдельных тем и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в соответствии с календарным учебным графиком

(4 часа в неделю, 34 учебных недели.)

Цель, задачи, решаемые при реализации программы.

Рабочая программа направлена на реализацию цели : формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии) в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Изучение математики в четвертом классе направлено на достижение следующих задач :

  • математически развивать способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • осваивать начальные математические знания - понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • развивать оценочную самостоятельность учащихся;
  • воспитывать интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Обучающиеся четвертого класса должны иметь представление о математике как универсальной науке, как средстве моделирования явлений и процессов, культуры алгоритмов, о пространственном расположении объектов.

К концу третьего года обучения обучающиеся научились:

  • воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления;
  • выполнять устные вычисления в пределах 100;
  • выполнять письменные вычисления сложения и вычитания многозначных чисел в столбик;
  • выполнять письменные вычисления умножения многозначных чисел на однозначное число в столбик;
  • выполнять все действия с именованными числами;
  • решать уравнения вида: а ⋅ х = b, а : х = b, х : а = b;
  • анализировать задачи с однородными величинами (выделять описываемые в тексте величины и связывающие их отношения) и представлять результаты анализа на моделях (чертежах или стрелочных схемах);
  • читать чертежи и схемы, выполнять по ним вычисления;
  • составлять выражения по чертежам и схемам, вычислять значения числовых выражений, используя правила порядка выполнения арифметических действий, вычислять значения буквенных выражений при заданных значениях букв;
  • измерять углы с помощью транспортира;
  • строить окружность (круг) с помощью циркуля.

Индивидуальные особенности обучающихся класса

Рабочая программа предназначена для организации учебного процесса в 4-А классе и является продолжением программы обучения 2017-2018 учебного года. В классе обучается 24 ученика.

К концу третьегого года обучения большинство обучающихся научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Результаты итоговой контрольной работы в рамках промежуточной аттестации за 3 класс показали, что учебный материал был усвоен обучающимися на разном уровне.

Повышенный уровень общей успешности выполнения работы показали 9 чел. – 37%, базовый - 15 чел. – 63%, ниже базового уровня нет. Итоговая контрольная работа по математике за 3 класс была написана обучающимися с качеством знаний 69% и средним баллом 4,0. Написали работу без ошибок 9 человек, допустили 1-2 ошибки 10 человек, допустили 3-5 ошибок 5 человек.

С обучающимися, показавшими результат базовый и ниже, была проведена индивидуальная работа по устранению пробелов в знаниях.

Входные контрольные работы, целью которых являлось выявить, в какой степени у обучающихся утратился навык применения умений и знаний, показали, что 4 обучающихся написали работу без ошибок, 8 человек с одной-двумя ошибками.

С обучающимися, утратившими свои навыки, проведена индивидуальная работа по восстановлению утраченных за летний период знаний, умений.

На основе входных работ, педагогических наблюдений можно сделать вывод о том, что большинство обучающихся хорошо усваивают учебный материал. У некоторых же обучающихся в недостаточной степени развита произвольная сфера, т.к. к настоящему времени не все ребята научились подчинять свое поведение определенным правилам. Некоторые дети всё ещё не умеют ориентироваться на заданную систему требований, не умеют внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые как в устной форме, так и по зрительно воспринимаемому образцу (И.З., А.Ч.,М.М.). .

У некоторых детей низкий уровень развития речевой сферы, слабо развиты представления об окружающем мире (В.Г., Л.К., Р.Н.,). У нескольких обучающихся слабо развита тонкая моторика, сенсомоторная координация (Е.А., В.Г, М.М, А.Ч)

За данный период времени также выявлена группа детей, имеющих выраженный познавательный интерес, внимательных и активных на уроках, участвующих в предметных конкурсах и олимпиадах (Р.А., В.Б., А.Д., В.З., И.М., А.П., А.П.,).

В классе есть и обучающиеся, которые, хотя и не проявляют на уроках высокую активность, но верно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями ( М.А., Б.Е., Е.К., С.К.,К.Р., А.С.,С.С.,Д.С., Е.Т., А.Ш., В.С.).

Также в классе есть ребята, которые редко проявляют себя на уроках. Для некоторых из них характерны неустойчивое внимание, низкая работоспособность, чрезмерная отвлекаемость (Р.Н., А.В., В.Г., Л.К., М.М., ) .

В данном классе большое внимание уделяется совместной работе. Многие обучающиеся принимают такой способ действий, охотно работают и в группе, и в паре. Некоторые берут на себя роль командира, организатора. Но есть и ребята, которые в коллективном обсуждении решения учебной задачи принимают пассивную позицию.

Таким образом, учитывая результаты второго года обучения, результаты входной контрольной работы, в целях повышения качества обучения планирую:

  • обеспечить различные учебные и внеучебные формы освоения программы (уроки, занятия, конкурсы, , соревнования, презентации и пр.);
  • формировать учебную деятельность младших школьников;
  • использовать различные виды практических работ (графические упражнения; конструирование; моделирование, упражнения в измерении и построении различных геометрических фигур и т.д.);
  • использовать различные формы сотрудничества детей: коллективно-учебный диалог , работа в паре, работа в группе;
  • создавать условия для содержательного и критериального оценивания процесса и результата собственной учебной работы, взаимопроверки.

В основе всех форм работы по обучению математике лежат действия детей, помогающие им сформулировать свою точку зрения, сопоставить ее с точкой зрения других детей. Организация работы детских групп, сообща решающих учебные задачи, позволит совместить предметное обучение и обучение сотрудничеству, взаимопониманию. Коллективно – учебный диалог и групповая работа на уроке исключат авторитарность и воспитают в детях уверенность в собственных силах и умение встать на точку зрения другого.

Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:

  1. А.Б. Воронцов Рабочая учебная программа по математике в начальной школе. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  2. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Математика: Учебник для 4 класса начальной школы - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  3. Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. Рабочая тетрадь по математике, 4 класс: комплект из двух рабочих тетрадей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
  4. Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Математика, 4класс. Методическое пособие для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
  5. Микулина Г. Г. Контрольные работы по математике. 4 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013

Образовательный процесс ориентирован на деятельностный подход в обучении, строится на основе технологии развивающего обучения - на ведущих принципах деятельности и предметности с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве, проектных методов обучения, здоровьесберегающих технологий.

Формы учебных занятий

Учебная деятельность обучающихся идет через решение системы учебных задач (УЗ). Используются виды уроков : - постановка учебной задачи, анализ и решение учебной задачи, конкретизация открытого способа действия, отработка способа действия, контроль и оценка.

Урок – место для коллективно – учебного диалога в классе по постановке и решению учебных задач;

урок-презентация - место для предъявления обучающимися результатов самостоятельной работы;

урок-диагностика - место для проведения проверочной или диагностической работы;

учебное занятие (практика) - место для индивидуальной работы обучающихся над выявленными затруднениями по предмету, работы в паре, групповой работы;

групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой обучающихся по их запросу;

самостоятельная работа обучающихся дома (задания по коррекции знаний и умений после проведения диагностических и проверочных работ, задания по освоению ведущих тем курса, творческие задания для обучающихся, которые хотят расширить свои знания и умения по предмету).

Планируемые результаты освоения предмета математики к концу 4 класса.

  • познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;
  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления события, факта);
  • способность характеризовать собственные знания, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть решены;
  • критичность мышления.

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • осуществлять информационный поиск, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • использование начальных математических знаний для описания и
    объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, измерения,
    пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • способность выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • читать (в пределах миллиона), записывать и сравнивать многозначные числа;
  • выполнять устные вычисления с числами в пределах 100;
  • выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел;
  • составлять выражения по чертежам и схемам, вычислять значения числовых выражений, используя правила порядка выполнения арифметических действий, вычислять значения буквенных выражений при заданных значениях букв;
  • знать формулу прямой пропорциональной зависимости и использовать ее при решении текстовых задач;
  • знать формулу площади прямоугольника и использовать ее при решении задач;
  • выполнять всех действия с именованными числами, знать соотношения между единицами длины, площади, массы, времени, между единицами длины и площади;
  • анализировать задачи (выделять описываемые в тексте величины и связывающие их отношения) и моделировать результаты анализа на различных моделях (чертежах, схемах, таблицах);
  • строить окружность (круг) с помощью циркуля;
  • различать линии и плоские фигуры, геометрические тела и их поверхности;
  • измерять и строить угол с помощью транспортира.

Содержание учебного предмета, курса, формы и периодичность текущего контроля

1 СПИСОК ОШИБОК И НЕСООТВЕТСТВИЙ в учебнике Математика 4 класс автор Э.И. Александрова (издательство Вита-пресс ) 1. Стр. 5. И какие же ответы ожидаются на эти вопросы? Например, на вопрос Что значит найти результат любого действия с числами? 2. Стр. 6, задание 3. Снова безумный вопрос: Какие ошибки можно допустить при сложении и вычитании? Ну, можно, например, вместо сложения поделить. Можно забыть пару цифр. Можно добавить немножко новых. Можно перепутать вычитаемое с уменьшаемым. Но самая страшная возможная ошибка состоит в том, что вместо того, чтобы заниматься делом, мы можем начать вспоминать и перечислять, какие вообще бывают ошибки. 3. Стр. 7, задание 4. То же самое. 4. Стр. 11, задание 18. Что бы могло означать это словосочетание: корни которых ты знаешь как найти, но не можешь вычислить значение корней? 5. Стр. 12, задание 21(1). Этим вопросом утверждается, что здесь только одно из чисел можно отбросить сразу. Невозможно понять, о чем идет речь: очевидно, что сразу можно отбросить два числа (хотя и по разным причинам). 6. Стр. 13, задание 24. Непонятно, как отвечать на последний вопрос в первом и третьем случае. Почему нельзя во втором случае понятно, но почему можно в остальных случаях? Можно, потому что можно, потому что есть такие цифры. Например, делится на 4 и на 9, а делится на 25 и на Стр. 14, задание 26. Этим вопросом утверждается, что да, выражения с равными значениями можно было найти, не вычисляя. Но таких выражений здесь ровно два, и для них проверка равенства значений сводится всего лишь к проверке равенств 368 = 92 4 и 2759 = , что без вычислений сделать невозможно. 1

2 8. Стр. 16, задание 29. Последнее требование этого задания указывает на то, что первая часть задания выполнима, то есть среди указанных там уравнений есть такие, которые подходят к условию предыдущего задания (N 28). Но таких уравнений здесь нет! Решение всех приведенных здесь уравнений требует операции вычитания, которая не встречалась в п Стр. 18, задача 2. Очевидно, эта задача не имеет решения. Что имелось в виду? Вероятно, пропущено еще какое-то условие? 10. Стр. 20, задание 30, первое предложение. Грамматическое согласование: либо измерить и найти, либо измерять и находить. 11. Стр. 20, задание 30, третье предложение. Во-первых, дикая сама постановка задания: организовать работу по придумыванию различных задач, чтобы времени ушло как можно меньше, а задач было придумано как можно больше. Это манифест халтурщика и бракодела! Во-вторых, тут и придумывать особо не надо. Задача 1: был килограмм картошки, привезли еще один. Сколько стало? Задача 2: было два килограмма картошки, привезли еще один. Сколько стало? Задача 2: было три килограмма картошки, привезли еще один. Сколько стало? И так далее. Это идеальный ответ на задание! 12. Стр. 20, задание 30, предпоследнее задание ( начерти такую схему, чтобы было понятно. ). Так ведь это понятно и без всякой схемы, значит, искомой (и наилучшей) такой схемой является пустая схема. 13. Стр. 21, задание 32. Эта задача нуждается в дословном цитировании: 2

3 Сравни числа 5 и 2, 6 и 9 и т.д. В каком отношении должны быть величины, о которых рассказывают эти числа? При каком условии? Кто-нибудь что-нибудь понял. При этом никакого намека на смысл этого набора слов невозможно извлечь и из окружающих задач Стр. 21, задание 35. Еще один перл: Покажи на схеме величину и мерку такими, чтобы было понятно, какую задачу на измерение еще не рассматривали. Опять: что бы это значило? О какой схеме идет речь? Может быть предполагается, что всего задач на измерение ограниченное количество, и почти все из них уже рассмотрены? Теряюсь в догадках Стр. 22, задание 36, последняя строка. Какой смысл в этих треугольничке и квадратике, окружающих цифры 3 и 4? 16. Стр. 27, задание 41. Мерка не может быть равна площади. 17. Стр. 27, задание 42. Схема противоречит основным правилам построения этих схем в учебнике: на ней имеется 5 мерок размера 1, что недопустимо по той же причине, 5 по которой недопустимо название числа сто сорок десять или двести тридцать одна целая и сто четыре сотых. 18. Стр. 29, строка 1. При чем тут условие, что эти цифры оказались одинаковыми. 19. Стр. 32. Зачем это нужно детям придумывать ловушки?? Чтобы оценить нелегкий труд сочинителя задачников? 20. Стр. 32, задание 53, последнее требование. Какие десятичные дроби имеются в виду? Возможно, те, что указаны в начале этого задания? В таком случае про это надо сказать. 21. Стр. 34, задание 61. Опять загадочные вопросы: 3

4 Даны числа: 2,3; 3,7893; 0,5; 0,106; 4,9; 2, Какие из этих чисел ты можешь сравнить с помощью числовой прямой, а какие нет? Почему? Как ты узнаёшь? На самом деле, все эти пары чисел одинаково различимы (или одинаково неразличимы) с помощью числовой прямой. Видимо, автор не понимает, что поставить на этой прямой точку с координатой точно 0,5 ничуть не проще, чем точку с координатой точно 2, А последний вопрос задания просто загадочен. 22. Стр. 35, задание 62. По указанным выше причинам, указание точных мест всех этих (и любых других) чисел на прямой задача одинаково сложная. 23. Стр. 39, задание 5(в). Судя по аналогии с остальными рисунками, здесь синим цветом должны были быть отмечены два участка, а не один. 24. Стр. 47, задание 65. Здесь автор клевещет на одноклассников своего читателя, сообщая ему заведомо ложную информацию, что эти одноклассники решили рассматриваемые задачи дурацким образом. Это пропаганда допустимости лжи. 25. Стр. 48, задание 68. На самом деле, единственные пример выше, над которыми можно было задуматься (и даже было необходимо сказать какие-то слова) это округление чисел 84,75; 2,55; 3,95 до десятых и чисел 27,945 и 61,305 до сотых. Но это не было сделано! 26. Стр. 57, задание 79. Если (как утверждается на стр. 54) в целой части можно дописывать сколько угодно нулей перед первой цифрой, то все эти задания кроме одного невыполнимы (что, безусловно, противоречит авторскому замыслу). 27. Стр. 57, задание 81 непонятно. В каком смысле модель? Зачем понимать этот способ с помощью какой-то модели, если с ним и так все понятно, за исключением того, для чего тут еще какая-то модель? 4

5 28. Стр. 58, строки 7 8: Составь справочник ошибок и проверь, умеешь ли ты им пользоваться. Это абсолютно бессмысленное занятие, поскольку всевозможных ошибок все равно бесконечно много. Можно худо-бедно выучить только стандартные ошибки в скуднейшем наборе стандартных приемов и методов. Но сама идея, что детям следует все время работать в рамках этого набора, исключительно вредна. Надо научить детей понимать, что происходит в задаче, тогда вопрос об ошибках отпадет сам собой. 29. Стр. 58, задача 83. Здесь описывается нерациональный способ решения задачи. Действительно, он требует рисования всей схемы каждого числа со всеми его дробными мерками. Но успешно сравнить эти числа можно (если повезет) гораздо раньше, сравнив лишь их целые части. С этого и надо начинать! 30. Стр. 60, задача 85. Что означают голубые кружочки? 31. Стр. 63, задание 87. Оля, к тому же, еще и целые числа складывать в столбик не умеет. 32. Стр , задание 88. Непонятный вопрос: на что удобнее смотреть, когда дроби записываешь столбиком? Оказывается, предполагаемый ответ на запятую. Как об этом можно догадаться? Это ведь (по смыслу вопроса) получается, что кроме как на запятую, можно вообще ни на что не смотреть? 33. Стр. 64, строка 14. Одноклассников складывать поразрядно? 34. Стр. 65, задание 90. К каждой заготовке из предыдущего задания не подходит ни одно из этих чисел. 35. Стр. 68, задача 2.1. Опять задание, достойное цитирования: Самое старое из всех деревьев на свете североамериканская сосна. Ее возраст на 400 лет меньше возраста дерева, которое дожило до 5100 лет, и. Так какое же оно самое старое, если оно на 400 лет моложе другого дерева. 36. Стр. 69, задание 7. В каком смысле используй цвет? Зачем. 5

6 37. Стр Не выполняя построения, невозможно определить это в случаях (а) и (б): в обоих случаях отрезок может как пересекать, так и не пересекать ломаную. 38. Стр. 71, задание 8. Непонятная шестерка после слова Вычисли. 39. Стр. 71, задание 8. В отличие от всех остальных тридцати девяти примеров этого задания, седьмое правое задание не выполнимо в целых числах, что сильно дезориентирует читателя. 40. Стр. 73, задание 97. Зачем доказывать с помощью схемы очевидную вещь? Если эти схемы зачем-то и были нужны, то только чтобы научиться понимать запись чисел. А здесь уже идет применение в обратную сторону: не схемы для математики, а математика для схем. 41. Стр. 75, задание 99. Крайне неубедительная мотивировка: нули выделены другим цветом, чтобы показать, на сколько цифр нужно переносить запятую. Что, от этого выделения это число как-то становится более легко вычислимым? Или, может быть, нули от этого становятся более узнаваемыми? 42. Стр. 77, задание 105. Невозможно ответить на этот вопрос только по заготовкам. Например, произведения 1, 2 1, 5 и 1, 3 1, 5 оба подходят к заготовке (1), но ответы для них будут разными. 43. Стр. 78, первые три строки. Эта подсказка по формату не соответствует тому заданию, к которому она относится. 44. Стр. 78, задание 107. Последний вопрос Как ты думаешь, зачем знаки действия, запятые, некоторые цифры выделены другим цветом? относится не к области математики, а к теории Фрейда, и в математическом учебнике не к месту. 45. Стр. 80, задание 111, последний вопрос Как ты думаешь, почему во втором задании результат не отделен чертой от вычислений так, как в первом задании? противоречит тексту этих двух заданий: в них разделяющих черт совершенно одинаковое количество. 6

7 46. Стр. 80, задание 113. Опять клевета на одноклассника. Автор, наверно, не понимает, что такими заданиями она пропагандирует допустимость вранья. 47. Стр. 81, задание 114. Требование восстановить нечто существовавшее ранее подразумевает однозначный ответ. Но в данном случае ответ нигде не однозначен. 48. Стр. 85, задание 3. То же самое. 49. Стр. 86, задание 128, последний вопрос опять к психологу, а не к математику. И ответ (на следующей странице) совершенно не однозначен. 50. Стр. 87, задание 129, последний вопрос первой части. Единственно верный ответ: потому что так захотелось тете автору. Разве есть другой верный ответ? 51. Стр. 87, задание 129, последний вопрос второй части. Объективно правильный ответ можно. Но дети, не знакомые с признаками делимости, например, на 3, не могут ответить правильно на этот вопрос. 52. Стр. 95, задание 144(3). Ответ не однозначен, даже если интересоваться только цифрами этого примера: делителем может быть любое число от 112 до 124 (возможно, с поставленной где-нибудь запятой). Значит, требование восстанови, требующее однозначного ответа, невыполнимо. Тем более невыполнимо требование восстановить запятые во всех примерах этого задания. 53. Стр. 96, задание 147. Это задание заставляет вспомнить, что нигде не было объяснено, что целое число является частным случаем десятичной дроби. Это, во-первых, должно быть сделано, а во-вторых данное задание должно быть соответственно переформулировано. 54. Стр. 97, п. 9 задания 147. Исходный вопрос (даже если понимать его в скорректированном смысле: целое-нецелое) сформулирован недостаточно четко для того, чтобы можно было ответить в этом случае. Вместо букв можно значит вместо всех букв можно, или вместо хотя бы некоторых? 7

8 55. Стр. 106, строка 9 снизу. Неверно, натуральное число возникло не при измерении величин, а при перечислении отдельных предметов. Три яблока, два дерева, четыре ребенка это не величины. 56. Стр , задание 184. Это задание сложить некоторые величины, то есть пример на сложение величин. Последний вопрос к нему звучит так: Чем отличается число, которое получилось при сложении, от числа, которое получилось в ответе каждого задания? Что же может получиться в ответе примера на сложение, кроме как то самое число, которое получается при сложении? 57. Стр. 114, строка 16. Неверно, длина ступни человека намного меньше. Фут это средняя длина обутой ноги (по фасону обуви той эпохи). Даже при переписывании глупостей откуда-то, надо немножко следить за текстом! 58. Стр. 114, текст про сажень. Сначала однозначно определяется, что такое сажень, а потом вдруг говорится, что различали три вида саженей с совершенно разными значениями. 59. Стр. 115, строка 3. Так какую из саженей они составляли? 60. Стр. 115, строки Неправда, указом Петра 1 мили, версты и сажени не выражались через метры и километры (которых тогда еще не определили). 61. Стр. 118, последняя строка и стр. 119, строка 6 противоречат друг другу. 62. Стр. 120, задание 6, последний вопрос. То есть как как изменится задача? В условии вместо числа 5 будет проставлено число 6, или 9, или 15. Что же еще? 63. Стр. 121, строка 9. Этот сюжет ничего не объясняет, а может только окончательно запутать детей в силу собственной противоречивости. Здесь утверждается (ошибочно) что в сутках не 24 часа, а меньше, и тут же (чуть ниже) объясняется (также совершенно невнятно), что этот меньший промежуток времени это не сутки, а астрономические 8

9 сутки. На самом деле, указанный чуть ниже способ вычисления продолжительности (обычных) суток был бы верен (при условии более внятного произнесения), если бы было уточнено, что речь идет не о какой попало определенной звезде, а о самой для нас главной. 64. Стр. 121, строки Цитирую: Принцип расчета [длины суток] состоит в том, что ученые засекают момент, в который определенная звезда находится над меридианом. И что? Ну, засекли они этот момент, а как временной интервал-то (астрономические сутки) получается? 65. Стр. 124, задание 202(2). Какой смысл в том, что в двух случаях из (совершенно равноправных) четырех после 1 мес. стоит многоточие, а в остальных не стоит? 66. Стр. 125, задание 203(2). Зачем-то в этом задании целых два раза требуется выразить 30 минут в часах. 67. Стр. 126, задание 210. Второе задание неразрешимо: нельзя сложить более 30 часов и более 2 часов и получить 15 часов 45 минут. 68. Стр. 128, задание 3. Последний вопрос этого задания подразумевает, что ответ на предыдущий вопрос положителен. На самом деле он отрицателен: невозможно перегнуть лист так, чтобы все четыре угла, о которых идет речь оказались разделены пополам. Для этого надо было бы перегнуть два раза. 69. Стр. 129, задание 6, последний вопрос. О каких равных углах у двух треугольников идет речь? О таких же, как в первом вопросе (нашлось два треугольника, в каждом из которых имеются равные между собой углы), или имеется всего два угла из разных треугольников? 70. Стр. 130, задание 9. Невозможно ответить на этот вопрос, не зная, как проходит раздел между окрашенными разными цветами участками на остальных гранях. 9

10 71. Стр. 131, задание 10. В пунктах 1 и 2, по-видимому по недосмотру, данная прямая оформлена не тем цветом, как на остальных рисунках, а так, как оформлены разграничители между разными пунктами. Получается недоразумение. 72. Стр. 131, задание 10. На самом деле достаточно понятно, что они нигде не совпадут, в силу скверно выполненных рисунков. По-видимому, автор надеялся, что такая симметрия будет в случаях (1), (3), (6), но не получилось. 73. Стр. 133, задание 13. Последний вопрос (в) дезориентирующий, он явно наводит на отрицательный ответ, хотя на самом деле такой прямоугольник построить можно: например, точно такой же квадрат, нарисованный на другой странице тетради это другой прямоугольник. 74. Стр. 134, задание 16. Это задание дезориентирующее, оно предполагает ответ в виде пересечения областей, ограниченных этими фигурами (иначе совсем неинтересно). Но на самом деле изображенные на рисунках фигуры это линии без внутренности, и их общие части это во всех случаях лишь несколько точек (а в пункте 4 и вовсе пустое множество). Кроме того, в пункте (6) невозможно разобрать, как проходит нижняя часть синей линии: предположительно, она перекрывается черной линией, но с достоверностью разобрать это на рисунке невозможно. 75. Стр. 140, строка 5 снизу. Неверно, угол, который получается при этом, то есть при шестикратном укладывании радиуса, это не радиан, а шесть радиан. Кроме того, если перед этим явно не уточнить, что он укладывается 6 раз и это еще не исчерпывает всю окружность, то дети по умолчанию поймут так, что он укладывается ровно 6 раз и придут в недоумение, почему же тогда один радиан это не точно 60 градусов. В.А.Васильев 10

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.