Урок предупреждение искривления позвоночника и плоскостопия

Разделы: Биология

Цель урока:

  • дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;
  • разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
  • воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Оборудование:

презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Поднимаем груз”, лист самоанализа (Приложение 1), карточки с видами искривлений позвоночника (Приложение 2, для каждого ученика), карточки “Признаки правильной осанки” (Приложение 3, для каждого ученика).

Актуальность: изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков.

Слово учителя: В этом году дорога познаний привела вас к воротам совсем неизвестной науки. Науки великой. Вы – на пороге Анатомии. Она будет открываться не сразу, шаг за шагом. Вы познаете устройство человека, его макро- и микростроение, физиологию его систем. Когда-то А.П.Чехов сказал: “Анатомия – это так же просто и так же сложно, как жизнь. Если вы готовы постичь эту замечательную мудрость, врата открыты для вас.

Сегодня мы с вами проведем урок в виде биологического симпозиума по теме “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья.

Беседа. Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.

Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.

Лабораторная работа. Правильность осанки. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Индивидуальная работа учащихся с последующей фронтальной проверкой.

При правильной осанке:

  1. Голова и туловище держатся прямо.
  2. Голова слегка приподнята.
  3. Плечи несколько отведены назад.
  4. Грудная клетка развернута.
  5. Плечи находятся на одном уровне.
  6. Живот подобран.
  7. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

Объяснение учителя (использование презентации “Виды искривления позвоночника”. Приложение 4). Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на слайдах презентации разбираются конкретные нарушения).

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано).

Ситуация. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

Ситуация. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

Что поможет избежать такого искривления?

Как хочется иметь красивую, правильную осанку. Для этого есть несколько действенных советов (советы демонстрируются на одном из учеников):

  1. Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.
  2. Шарф на шею. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.

Ситуация. Я считаю, что осанка формируется исключительно позвоночником. Согласны ли вы со мною?

В древности говорили: “Движение строит”. Как вы понимаете этот афоризм? (К активно работающим мышцам притекает больше крови, капилляры в них значительно больше расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток продуктов жизнедеятельности от них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция. Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу, что вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. И, конечно же, происходят изменения в функционировании внутренних органов: легких, сердца, пищеварительного тракта.

Влияет ли неправильная осанка на внешность человека? (Ролевая игра.)

Задачи осанки: (промежуточные выводы)

  1. Предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки.
  2. Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих). “Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.

Ситуация. Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.)

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как правильно сидеть”). Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:

  1. В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
  2. Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
  3. Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
  4. Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
  5. Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
  6. Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Правило трех точек опоры

Промежуточный вывод. Несоблюдение правильной осанки приводит к деформации хрящей позвоночника, которые в результате начинают разрушать с 4–5 лет. Это проявляется особенно сильно, если вы не умеете правильно стоять, наклоняться и поднимать тяжести.

Как поднимать тяжести? Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как поднимать тяжести”).

  1. Не поднимай больших грузов (более 10 кг), особенно рывковыми движениями – раздели груз на части или используй подручные средства механизации.
  2. Не носи груз в одной руке.
  3. При подъеме груза обязательно старайся согнуть ноги, а не спину – это уменьшает нагрузку на позвоночник. Вся нагрузка должна ложиться на ноги, а не на спину.
  4. Не поднимай ничего на вытянутых руках, держи груз как можно ближе к туловищу.
  5. Избегай подъема груза в сочетании с резким поворотом туловища.
  6. Поднимая и перенося грузы, не стесняйся просить о помощи – лучше просить такую помощь, чем потом просить помощь об уходе.

Ситуация. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

  1. Не носить слишком тесную обувь.
  2. Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
  3. Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
  4. Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
  5. Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
  6. Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
  7. Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Комплекс упражнений для физкультминутки:

  1. Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.
  2. Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.
  3. Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.
  4. В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

Подведение итогов урока. Работа нашего симпозиума прошла очень плодотворно. В качестве домашнего задания каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы. В заключении работы мы с вами составим синквейн.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.

5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Большое спасибо за работу на нашем симпозиуме. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

  1. Наращивайте “мышечный корсет”.
  2. Следите за осанкой.
  3. Правильно сидите.
  4. Носите правильно подобранную обувь.

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Смирнова Татьяна ИосифовнаНаписать 1269 19.03.2017

Номер материала: ДБ-278034

  • Биология
  • 9 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    19.03.2017 1025
    19.03.2017 1613
    19.03.2017 843
    19.03.2017 1029
    19.03.2017 3478
    19.03.2017 282

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Конспект урока по биологии 9 класс

Учитель биологии и СБО

Суворова Татьяна Анатольевна

Цель урока : дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены; воспитывать потребности в гигиенических знаниях

Оборудование : презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Поднимаем груз”.

Актуальность : изучение биологии человека в курсе 9-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков.

Настрой на урок.

Здравствуйте! Я рада видеть вас и очень хочу начать рабату с вами.

Кто сегодня дежурный?

Все ли присутствуют на уроке?

Какое сейчас время года?

Какое сегодня число и месяц?

Какой день недели?

Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали на прошлом урок? (Работа мышц. Физическое утомление).

Что было задано сделать дома?

Сейчас проверим как вы усвоили тему, которую изучали на прошлом уроке. Слушаем внимательно вопросы, отвечаем полным ответом.

Чем мышцы прикрепляются к костям?

Расскажите о работе мышц. (Сокращаясь и расслабляясь мышцы совершают работу).

Когда наступает утопление мышц?

Как нужно работать, чтобы долго не уставать?

Изучение нового материала.

Переходим к изучению новой темы.

Откройте тетради, запишите число и тему урока. Слайд 1

Недостаток в пище витаминов, малоподвижный образ жизни, большие физические нагрузки, неправильно подобранная мебель для работы и отдыха ведут к различным нарушениям скелета. При этом происходит изменение форм хрящей, суставов и костей, распрямляется свод стопы т.е. начинает развиваться плоскостопие, нарушается работа внутренних органов.

От состояния позвоночника и окружающих его мышц зависит осанка человека.

Что же такое осанка?

Осанка – привычное положение тела в покое и при движении.

Запишите определение в тетрадь. Слайд 2

Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Слайд 3

Какая же осанка может считаться правильной.

Для этого давайте немного поэкспериментируем.

Встаньте спиной к стене так чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть.

Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Индивидуальная работа учащихся с последующей проверкой.

При правильной осанке: Слайд 5

Голова и туловище держатся прямо .

Голова слегка приподнята.

Плечи несколько отведены назад.

Грудная клетка развернута .

Плечи находятся на одном уровне.

Живот подобран .

В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

Осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: Лордозу, кифозу или сутулость, сколиозу (Круглой спиной) Слайд 6

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров. Слайд 7

Кифоз или сутулость – выпуклость назад грудного отдела позвоночника. Называется горбом. Кифоз часто встречается у высоких людей. Слайд 8

Сколиоз – искривление позвоночника в бок. Характерный признак одно плечо выше другого. Слайд 9

Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки? Слайд 10

Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника?

Сейчас я предлагаю вам разобрать ситуации.

Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет, скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

Что поможет избежать такого искривления?

Всем хочется иметь красивую, правильную осанку.

Для этого необходимо соблюдать гигиенические правила.

Откройте учебники на стр. 58 найдите абзац …..чтение правил по цепочке вслух.

Физкультминутка

У меня спина прямая

Я наклонов не боюсь

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.

Раз, два, три, четыре

Четыре ,три, два, раз

Я хожу с осанкой гордой

Прямо голову держу, никуда я не спишу

Раз, два, три, четыре

Четыре ,три, два, раз

Я могу и поклониться,

И присесть, и наклониться.

Повернуть туда – сюда!

Ох, прямешенька спина!

Продолжение изучения темы.

Другим распространенным нарушением скелета является распрямление свода стопы – плоскостопие. Слайд 11

Когда мы стоим или ходим, то опираемся на пятку и на переднюю, часть стопы, а средняя часть при этом приподнята. Такая стопа при беге, ходьбе, прыжках пружинит и смягчает толчки.

При плоскостопии стопа удлиняется, расширяется в средней части.

Причинами плоскостопия могут быть длительные пребывания на ногах, травмы стопы, ношение неправильно подобранной обуви или обуви на высоком каблуке. Слад 12

Чтобы не образовалось плоскостопие следует укреплять мышцы стопы и голени с помощью специальных упражнений. Слайд 13

В теплое время года ходить босиком по песку или неровной почве.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуется выполнять упражнения:

Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

6.Закрепление Слайд 14

Что такое осанка?

Что такое плоскостопие?

Что нужно делать, чтобы избежать искривления позвоночника?

От чего может развиться плоскостопие?

Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?

Послушайте рассказ: Слайд 15

Пете купили новую большую школьную сумку. В неё поместились учебники по всем предметам. Петя не стал вынимать лишние учебники, а стал носить в сумке сразу все книги. Обычно Петя носил сумку на левом плече. Через некоторое время Петя пожаловался на боль в спине.

Почему у Пети заболела спина?

Что можно ему посоветовать?

8. Домашние задание. Стр. 57 – 60 читать, отвечать на вопросы. Слайд 16

Большое спасибо за работу на нашем уроке. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

ГБС(К)ОУ школа –интернат № 7восьмого вида станицы Казанской

Краснодарского края

Конспект урока по биологии на тему "Предупреждение искривления

позвоночника и развития

плоскостопия"

Подготовила

учитель биологии

Волычева Елена Григорьевна

ГБС(К)ОУ школы – интерната №7

станицы Казанской

Конспект урока по биологии на тему "Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия" 9 класс

Образовательная: Познакомить учащихся с понятием что такое правильная осанка,плоскостопие, выделить его значение в приспособлении организма к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье, обратить внимание на правильную посадку за партой, в целях формирования правильной осанки.

Коррекционная: развивать способность сравнивать и анализировать и использовать ранее полученные знания и умения для усвоения новых и их обобщения. Учить концентрировать внимание. Коррекция устной речи, внимания, памяти.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка учащихся готовности к уроку.

Расскажите о работе мышц. Чем мышцы прикреплены к костям? Когда наступает утомление мышц? Как нужно работать, чтобы долго не уставать?

3. Работа с новым материалом.

Недостаток в пище витаминов, малоподвижный образ жизни, чрезмерные физические нагрузки, неправильно подобранная мебель для работы и отдыха ведут к различным нарушениям скелета. При этом происходит изменение формы хрящей, суставов и костей, распрямляется свод стопы (плоскостопие), нарушается работа внутренних органов. От состояния позвоночника и окружающих его мышц зависит осанка человека.

ОСАНКА – привычное для человека положение тела в покое и при движении. (слайд 2) При правильной осанке туловище и голова держатся вертикально, спина прямая, плечи слегка отведены назад, грудная клетка выступает вперёд, ноги прямые, живот слегка подобран.

(слайд 3) При неправильной осанке спина изогнута, плечи повёрнуты несколько вперёд, грудь впалая, живот отвислый.

Формирование хорошей осанки необходимо начинать с рождения. Кости у детей недостаточно твёрдые и крепкие, поэтому легко искривляются. В школьном возрасте причинами нарушения осанки могут быть ежедневная неправильная поза во время учебных занятий (слайд 4) и неравномерная нагрузка на мышцы спины (слайд 5).

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу, никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться, и присесть и наклониться.

Повернусь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!

Раз, два,три, четыре,

Три, четыре, раз, два!

(слайд 6) Для того чтобы не допустить искривления позвоночника, необходимо соблюдать следующие гигиенические правила:

- мебель должна быть подобрана в соответствии с ростом;

- во время работы за столом спину следует держать прямо, ступни ног должны стоять на полу;

- перенося различные предметы, нужно распределить их тяжесть равномерно на обе руки;

- школьникам книги лучше носить на спине в рюкзаке.

(слайд 7) Другим распространённым нарушением скелета является распрямление свода стопы –плоскостопие. Когда мы стоим или ходим, то опираемся на пятку и на переднюю часть стопы, а средняя часть при этом немного приподнята. Такая стопа при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.

(слайд 8) При плоскостопии стопа удлиняется, расширяется в средней части. Причинами плоскостопия могут быть длительное пребывание на ногах, травмы стопы, ношение неправильно подобранной обуви или обуви на высоком каблуке. Чтобы не образовалось плоскостопие, следует укреплять мышцы стопы и голени с помощью специальных упражнений. В тёплое время года на отдыхе полезно ходить босиком, особенно по песку или неровной почве. Для поддержания правильной осанки и предупреждения появления плоскостопия детям и взрослым необходимо заниматься физкультурой.

4. Этап закрепления изученного материала

Мини-блиц в форме ответов-вопросов.

Что такое осанка? Что такое плоскостопие?

Что нужно делать, чтобы избежать искривления позвоночника?

От чего может развиться плоскостопие?

Откройте тетради, в них вы видите напечатанный текст:

Послушайте рассказ: Пете купили новую большую школьную сумку. В неё поместились учебники по всем предметам. Петя не стал вынимать лишние учебники, а стал носить в сумке сразу все книги. Обычно Петя носил сумку на левом плече. Через некоторое время Петя пожаловался на боль в спине. Почему у Пети заболела спина? Что можно ему посоветовать?

Рекомендации для Пети запишите в тетради под текстом.

5. Домашнее задание:

а) прочитать параграф с.57-60 , ответы на вопросы б) подготовить сообщение о том, как предупредить искривление позвоночника.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.