Упражнения для осанки для детей в бассейне


Нарушение осанки – это изменение соотношения степени физиологических изгибов позвоночника, приводящее к изменению архитектоники мышц грудной клетки и межпозвоночных суставных сочленений.

Лордоз – искривление позвоночника выпуклостью вперед.

Основные причины развития нарушения осанки:

  • Врожденные аномалии
    Во время внутриутробного формирования плода происходит неправильная закладка и развитие мышц и суставов позвоночника. Это может быть обусловлено неправильным внутриутробным положением плода, а также генетически детерминированными дефектами.
  • Рахит
    Рахит, перенесенный в раннем детском возрасте, приводит к деформации костей грудной клетки, позвоночника, костей нижних конечностей, результат - развитие впоследствии нарушений осанки и сколиоза.
  • Снижение остроты зрения
    Плохое зрение вынуждает ребенка низко склоняться над столом во время занятий в школе и дома. Неправильная поза постепенно входит в привычку, и ребенок продолжает сутулиться даже после коррекции зрения с помощью очков.
  • Плоскостопие
    Плоскостопие способствует неправильному положению позвоночника во время ходьбы. Чтобы компенсировать неудобства, возникающие при ходьбе, ребенок стремится подавать вперед верхне-грудной отдел позвоночника. С течением времени изменяется тонус мышц, и патологическое расположение позвоночника закрепляется. Впоследствии даже в положении сидя позвоночник остается в неправильном положении.
  • Существует еще большая группа причин формирования неправильной осанки, которая не связана с конкретными заболеваниями и с исходным состоянием здоровья, а связана с внешними причинами. Неправильная посадка за столом во время выполнения уроков, неправильно подобранная мебель могут спровоцировать нарушение осанки. Очень часто девочки большого роста, стесняясь своих нестандартных, на их взгляд, габаритов, начинают сутулиться, результат – нарушение осанки.

Виды нарушений осанки

Нарушение осанки - это состояние, которое необходимо исправлять путем комплексной кропотливой работы с использованием ряда мероприятий с учетом индивидуальных особенностей. К таким мероприятиям и способам коррекции осанки относят:

  • постоянный контроль за своей позой;
  • равномерное (симметричное относительно позвоночника) распределением нагрузки, например, при ношении рюкзака и пакетов;
  • правильный сон на жесткой постели, подушка не должна быть высокой;
  • правильное питание, сбалансированное поступление с пищей витаминов и минералов;
  • постоянная двигательная активность (физкультура, прогулки, плавание, пробежки);
  • отказ от "любимых" поз, вроде склонности сутулиться или сидеть нога на ногу;
  • занятия лечебной физкультурой, мануальная терапия, массаж;
  • исправление плоскостопия.

Плавание для лечения нарушений осанки

У занимающихся плаванием детей восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.

Очень часто при нарушениях осанки появляются боли в грудной клетке и пояснице. Они обусловлены повышенным мышечным тонусом. Со временем болевой синдром способствует развитию мышечно-тонических спазмов, которые впоследствии из функциональных превращаются в органические. Если на начальных этапах нарушения осанки носят исключительно обратимый характер, то в дальнейшем они переходят в хронические патологические состояния.

Занятия в бассейне являются эффективным методом лечения плоскостопия. Как известно, плоскостопие является одной из причин формирования неправильной осанки. Во время занятий мышцы стопы и голени получают разностороннюю физическую нагрузку, которая способствует формированию правильного свода стопы и укреплению ее связочного аппарат.

Важно отметить, что плавание оказывает также закаливающий эффект. Оно стимулирует неспецифическую иммунную защиту, дети становятся менее восприимчивыми к респираторным вирусным инфекциям. По статистике, у девяноста пяти процентов детей, часто и длительно болеющих респираторными инфекциями, выявляются нарушения осанки.

После подготовительного этапа можно приступать к специальным упражнениям. Все занятия, безусловно, проходят при непосредственной помощи кого-либо из взрослых. Часто во время выполнения упражнения ребенок поддерживается инструктором в области таза.

При сутуловатости и круглой спине, весьма эффективным является плавание кролем на спине.

Уплощенная и кругловогнутая спина, прекрасно корректируется плаванием в стиле кроль на груди и баттерфляй. При плоской спине плавание на спине не рекомендуется.

Если имеется сильно выраженный лордоз поясничного отдела, то при плавании на груди под живот подкладывают доску для плавания.

Ассиметричная осанка хорошо лечится плаванием в стиле баттерфляй и брасс.

Во время занятий плаванием ребенок первое время часто не совсем правильно выполняет упражнения. Скорее всего, они лишь отдаленно напоминают классические плавательные стили, но это не главное. Главным является сам процесс. Не нужно требовать точного выполнения всех упражнений. Очень часто заставляя точно копировать движения и превращая тренировки в рутину, вы формируете негативное отношение ребенка к занятиям.

Длительность занятий на начальном этапе не должна превышать 15 – 20 минут. Оптимальная кратность занятий три раза в неделю. Постепенно продолжительность можно довести до 40 минут. Необходимо воздержаться от занятий в период, когда ребенок болеет респираторными вирусными инфекциями, острым бронхитом, при наличии гипертермического синдрома. Занятия абсолютно противопоказаны при эпилептической болезни.

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи , но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в дошкольных учреждениях.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

Далее в таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания.

Цель упражнения Вид упражнения Методические указания
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. Скольжение на груди, скольжение на спине. Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц. Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием. Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. Плавание брассом на спине. Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Коррекция искривления позвоночника. Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук. Руку противоположную искривлению поднимают вверх.
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища. Вдох после толчка ногами.
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. Скольжение на спине, ноги брасс. По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника. Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения. Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки. Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников). Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки. Плавание брассом в полной координации. В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры. Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем. При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры. То же без доски. Руки все время вытянуты вперед.
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей. Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем. На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника. Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем. Плечевой пояс и таз не опускать.
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения. Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль. Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

  • укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
  • выработка правильной осанки;
  • улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повышение общего уровня физического развития;
  • улучшение координации движений;
  • закаливание;
  • функциональная подготовка детей к школе.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж.

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

Юлия Дурнева
Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Плавание - закаляет организм, совершенствует механизм терморегуляции, повышает иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды; прививает умение и навыки самообслуживания; совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких; укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия; увеличивает работоспособность и силу мышц; гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения; повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.

Плавание является наиболее эффективным способом коррекции осанки. Если другие методики воспринимаются ребенком негативно, то плавание - это не только исправление проблем связанных с позвоночником, но и развлечение, увлекательная игра.

В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно сложно. Во время плавания выполняются поочередные симметричные движения, то есть нагрузка на обе половины тела одинакова. Чередование напряжения и расслабления разных мышц во время плавания увеличивает их силу и работоспособность, а равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

Нарушения осанки - это изменение соотношения степени физиологических изгибов позвоночника, приводящее к изменению архитектоники мышц грудной клетки и межпозвоночных суставных сочленений.

Причиной нарушения осанки является изменение формы позвоночника.При нормальном развитии он имеет несколько физиологических изгибов: вперед- назад в грудном и поясничном отделах. В результате каких либо изменений эти изгибы нарушаются, сглаживаются или усиливаются. В итоге приобретают сколиозы, кифозы и прочие заболевания.

Лордоз - искривление позвоночника выпуклостью вперед.

Лечить и устранять нарушения осанки рекомендуется в детском и подростковом возрасте, когда кости и хрящи еще достаточно мягкие, а мышцы эластичные, да и походка еще не сформирована до конца.

При неправильной осанки нарушается работа не только сердечно-сосудистой системы, затрудняется дыхание, наступает быстрая утомляемость, плохое самочувствие что приводит к ряду сопутствующих заболеваний таких как, остеохондроз с различными неврологическими проявлениями, сколиоз, остеоартроз но и всех органов и систем организма.

При нарушении осанки появляются боли в грудной клетке и пояснице. Они обусловлены повышенным мышечным тонусом. Со временем болевой синдром способствует развитию мышечно-тонических спазмов, которые в последствии из функциональных превращаются в органические и на начальных этапах нарушения осанки носят обратимый характер, то в дальнейшем они переходят в хронические патологические состояния.

Исследования показали, что именно плавание в отношении позвоночника оказывает куда более действенный эффект, нежели различные занятия в зале или на свежем воздухе. Это объясняется тем, что вода способствует куда более свободному выполнению упражнений, чем это можно сделать на суше. Вода не позволяет совершать резких движений и способствует главному выполнению различных заданий. На занятиях по плаванию участвуют все группы мышц, нежели на занятиях лечебной гимнастикой.

Во время плавания уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; формируется чувство правильной осанки.

Все эти условия способствуют правильному формированию позвоночника в детском возрасте.

При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник.

Вода обладает расслабляющим свойством. Всем известно ощущение легкости,когда мы просто ложимся на водную поверхность или плывем: снимается тяжесть тела, разгружается позвоночник.

- При ассиметричной осанке плаванием брасс или баттерфляй;

- при кругловогнутой спине – кроль на груди и баттерфляй;

- при сутуловатости и круглой спине – рекомендуется осваивать кроль на спине.

Упражнения и игры на воде для исправления осанки и профилактики у детей дошкольного возраста:

- передвижение по дну бассейна, шагом при этом перевозя на плавательной доске игрушку;

Плавание – благотворно действует на опорно-двигательный аппарат, улучшая осанку, делая фигуру спортивной и стройной, укрепляя все мышцы, делая суставы гибкими, а также способно предупредить и скорректировать начинающиеся нарушения осанки. Плавание практически не имеет противопоказаний, так как позволяет эффективно дозировать нагрузки.

Инструктор по физической культуре Ю. Н. Дурнева

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Статья: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного.


Лечебная физкультура в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия Мастер - класс на тему:"Лечебная физкультура в детском саду – как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия". Цель: сохранение,.

Игра, как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Сегодня у меня дебют – я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер – классе. Прошу строго.

Профилактика нарушений осанки у детей Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называется правильной.

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста В дошкольный период формируются основы физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно.

Статья содержит описание специальных упражнений для коррекции осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
korrektsiya_osanki_pri_plavanii.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция осанки у детей дошкольного возраста посредством плавания

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи, но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены.

За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

В таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания.

Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника

Скольжение на груди, скольжение на спине.

Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.

Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц.

Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием.

Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.

Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра.

Плавание брассом на спине.

Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп.

Коррекция искривления позвоночника.

Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук.

Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).

Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей.

Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища.

Руку противоположную искривлению поднимают вверх.

Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения.

Скольжение на спине, ноги брасс

Вдох после толчка ногами. По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать

Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника.

Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения.

Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.

Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.

Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников).

Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка.

Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки.

Плавание брассом в полной координации.

В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.

Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры.

Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем.

При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.

То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры

То же без доски.

Руки все время вытянуты вперед.

Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей.

Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем.

На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.

Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника.

Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем.

Плечевой пояс и таз не опускать.

Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения

Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль.

Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

  • укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
  • выработка правильной осанки;
  • улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повышение общего уровня физического развития;
  • улучшение координации движений;
  • закаливание;
  • функциональная подготовка детей к школе.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж.

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.