Упражнение листок за спиной

Подростки обмениваются впечатлениями о том, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.

Время выполнения: 60 минут

10. Упражнение "Рефлексия прошедших упражнений"

1. Какие упражнения вам понравились или не понравилось

2. Что вы ощущаете в данный момент

3. Что нового вы узнали о себе или о других в процессе выполнения упражнений.

Время выполнения: 20 минут

11. Упражнение "Ассоциация"

Цель: развитие эмоционального чувствования другого, расширение представлений участников о себе.

Один из участников тренинга выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из группы, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: "На какой цветок он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу?" и т. п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становиться водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадал более двух раз – выбывает из игры.

• Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой?

• С чем это связано?

• Различие между тем, какими мы представляемся самим себе и какими – другим людям.

Время выполнения: 20 минут

12. Упражнение "Приятный разговор"

Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости, формирование эмпатии по отношению к окружающим.

– Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: "приятный собеседник". Это действительно полезное умение – легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним.

Дети группы встают (садятся) по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (дети стоят лицом к центру круга).

По сигналу психолога все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам предлагаете вы.

Примеры ситуации "встреча"

A. "Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое место в городе, где вы находитесь впервые".

Время на весь разговор, т. е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, 2-3 минуты, Затем вы даете сигнал, участники должны в течение 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации.

Б. "Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним".

B. "Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокой те его".

Г. "Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Вы начинаете словами…"

Время выполнения: 40 минут

13. Упражнение "Доброе животное"

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Тренер тихим таинственным голосом говорит: "Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Вдох – два шага вперёд. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе".

Время выполнения: 20 минут.

14. Упражнение " Листок за спиной"

Цель: формирование доверительного отношения друг к другу, обучение способности высказывать свою точку зрения. Активизация процесса самопознания.

– Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит при контакте "глаза в глаза".

У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на него, чтобы составить о человеке впечатление, и это впечатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине.

Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем?

К какому человеку вам хотелось бы подойти?

Готовы ли вы быть искренними?

Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Пока вы не будете ничего писать – только смотрите друг на друга: какие вы?

Вперед, вы можете двигаться!

Многим из вас это кажется странным – ходить и смотреть друг на друга.

Да, взрослым часто кажется странным то, что естественно для детей. Дети любят разглядывать людей, просто смотреть на них, рассматривать, любоваться или удивляться. И поэтому дети такие прекрасные психологи.

– Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно – два послания ему. А теперь поднимите руки те, кто во время этой игры был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно.

Все встают в общий круг, психолог говорит теплые слова о доверии друг к другу.

Время выполнения: 40 минут.

15. Упражнение "Я тебя понимаю"

Цель: активизация процесса самопознания, углубление процессов самораскрытия,

Каждому подростку предлагается среди членов группы выбрать человека, чье состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по выражению лица, по позе и т. п.

Участникам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем думал выбранный человек во время занятия, какие чувства испытывал и т. д. ,

Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах.

А. Каждый подросток, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о нем (о его состоянии и его мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ. Если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность наблюдений. В противном случае он может опровергнуть догадки, указав на допущенные ошибки.

Б. Каждый подросток описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. Дети должны определить, чье состояние было описано.

Время выполнения: 30 минут.

16.Упражнение "Бездомный заяц"

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов.

Дети становятся в круг, считалкой выбирают "охотника" и "бездомного зайца". Остальные дети (зайцы) встают в обручи (домики), выложенные по кругу. По команде "раз – два – три – охотник лови" охотник бегает за бездомным зайцем вокруг домиков. Заяц может спрятаться в любом домике, но тогда другой заяц должен из домика убежать. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

Время выполнения: 20 минут.

17. Упражнение "Автопилот"

Цель: осознание собственной уникальности, настрой на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем.

Вы должны записать не менее десяти фраз-установок типа: "Я умный!", "Я сильный!", "Я обаятельная!", "Я красивая!" и т. п.

Естественно, эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким.

Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях.

Время выполнения: 30 минут.

18. Упражнение "Рефлексия прошедшего занятия"

• Какое упражнение оказало на вас наибольшее влияние?

• Кто из членов группы был сегодня ближе всего к цели тренинга?

• Насколько свободно вы себя чувствовали?

• Поведение кого из участников вам мешало или помогало вам? Время выполнения: 10 минут.

В голосовании могут принять участие только участники методической группы (успешные участники мероприятий портала: конкурс им. А.С. Макаренко, Всероссийское тестирование педагогов).

педагог дополнительного образования, методист

Задачи тренинга:

- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
- Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
- Осознание себя командой.
Количество участников: 12 человек
Пол участников: М, Ж
Возраст участников: 23-60 лет
Продолжительность тренинга: 30 минут

часть первая: Доверие

Цель: выработка доверия у участников друг к другу

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • Осознание себя командой.

Это занятие посвящено такой вещи, как доверие.
И, несмотря на кажущуюся простоту этого слова, понятие доверия очень широко и достаточно специфично. Ведь есть не только доверие к другим людям, но и к самому себе. А отношение к другим имеет множество самых разнообразных оттенков и значений, большую часть из которых мы либо не осознаем, либо практически полностью не обращаем внимания.

УПРАЖНЕНИЕ: Листок за спиной (7 минут)
Материалы: маркер, булавки, листы бумаги
Недавно вы пытались немного познакомиться друг с другом.

А давайте попробуем получить друг от друга обратную связь. Узнаем, а как мы выглядим в глазах других людей, как они нас воспринимают.
Сделаем так. У каждого за спиной будет приколот лист бумаги. Задача - собрать как можно больше оценок того, насколько тебе доверяют.

По 10-ти- балльной шкале. 0 - не доверяю, 10 - готов с тобой в разведку, замуж, открыть все душевные тайны здесь и немедленно.


Упражнение будет проходить так - все хаотично двигаются, образуя пары. В паре люди несколько секунд смотрят друг на друга, после чего ставят друг другу оценки. Вы можете разговаривать, можете молчать. Я не знаю, что вы делаете, для того чтобы определить доверяете вы человеку, или нет. Это вы определяете, а не я!
При этом листики за спиной!
Обсуждение: Наибольший уровень доверия, ощущения.

Часть вторая: Сплочение

Цель: сплочение группы


На удивительном и полном открытий пути от группы к зрелой команде, как и при формировании характера человека, поведение группы невозможно точно предсказать.

По мере развития команда проходит определенный ряд последовательных этапов:

Для достижения такого результата важно, чтобы соблюдались следующие условия:

  • все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
  • умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
  • организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
  • в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
  • развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
  • созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
  • команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;
  • отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Обсуждение: На каком этапе развития находится Ваша команда? Чего в команде не хватает для того, чтобы назвать её зрелой?


Игра должна пройти несколько кругов. Обращайте внимание на то, чтобы в ней приняли равное участие все. Обычно эта игра начинается в несколько несерьезной атмосфере и только через какое-то время становится более интимной.


А теперь, каждый из вас должен оставить свои обиды и все негативные переживания в прошлом. Когда вы откроете глаза с вами останутся только ваши положительные эмоции и ощущения.


Сказка на новый лад

Совместно выбирается сказка, по желанию распределяются роли между участниками. В дальнейшем отвечать на вопросы надо будет от имени этих персонажей. Им задаются некорректные вопросы с попыткой уличить в чем-либо или со спрятанным утверждением <двойной смысл), а можно нападение или просто нелогичные вопросы.

Вопросы персонажам сказок: „Почему ты, Змей Горыныч, не любишь людей?" (утверждение); „Что, у тебя, Настенька, руки отсохнут, если ты подметешь пол?" (нелогичность, скрытый смысл).

Упражнение "Вам важно"

Упражнение организуется следующим образом:

Основной принцип таков: нужно исходить из соображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел бы избежать в будущем (что для него важно). Поэтому ответ на критику или агрессию полезно просто сообщить человеку, что его услышали.

Для того, чтобы грамотно обработать фразу, важно:

- развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

На упражнение отводится 10-15 минут.

1-й этап Листок за спиной.

Инструкция: Сейчас вы пытались немного познакомиться друг с другом. К одним людям вы подошли сразу, к другим несколько позже. Получается, что одни вам как бы ближе, а другие немного в стороне. А давайте попробуем получить друг от друга обратную связь. Узнаем, а как мы выглядим в глазах других людей, как они нас воспринимают. Сделаем так. У каждого за спиной будет приколот лист бумаги. Задача - собрать как можно больше оценок того, насколько тебе доверяют. По 10-ти-балльной шкале. 0 - не доверяю, 10 - готов с тобой в разведку, замуж,открыть все душевные тайны здесь и немедленно.

Упражнение будет проходить так - все хаотично двигаются, образуя пары. В паре люди несколько секунд смотрят друг на друга, после чего ставят друг другу оценки. Вы можете разговаривать, можете молчать. Я не знаю, что в делаете, для того чтобы определить доверяете вы человеку, или нет. Это вы определяете, а не я! При этом листики за спиной!

2-й этап Определение Доверия.

А теперь разбейтесь на микрогруппы по 3-5 человек. И попробуйте дать определение доверия. Ну вы же сейчас ставили оценки, размышляли. Так что же вы оценивали? Определите пожалуйста. От вас не требуется строгого научного определения. Пусть оно будет не очень гладким, зато сказано так, чтобы было понятно всем, а особенно вам самим.

В общий круг. Итак, сейчас каждая группа попробует рассказать, к каким выводам они пришли. Как вы определяете, что такое Доверие?

Ведущий предлагает вспомнить знакомого всем человека или героя произведения, фильма, которого можно назвать обаятельным, и выписать на листочке его индивидуальные особенности, придающие его образу обаяние.

Прочитать и выписать совпадающие характерные черты. Например: блеск глаз, живость или пластичность движений, естественные непосредственные реакции и т. д.


Упражнение „Войди в круг"

Участники образуют плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга. Затем ведущий задает вопрос: „Кто из участников попытается войти в этот круг, используя любой способ, на собственное усмотрение?" Несколько добровольцев поочередно пытаются войти в круг. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях.

  • Какое поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось?
  • Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?
  • Какое поведение обладает эффектом „бумеранга"?
  • Что нового вы открыли в себе и окружающих?
  • Какое поведение вам наиболее близко и может помочь в общении?


Упражнение „Почетный гость"

Цели: утвердить право личности на уважение группы; выявить и зафиксировать в сознании аудитории достойные формы уважительного обращения с человеком, косвенным путем (через реализацию игрового задания) установить симпатии и антипатии отдельных членов группы. Для выполнения этого упражнения следует выбрать именно того, кто малозаметен в группе, т. е. не принадлежит к числу ее „звезд".

Ведущий вместе с группой определяет членов жюри и сопровождающее лицо, а затем отсылает за дверь протагониста, выбранного по своему усмотрению. Сопровождающее лицо покидает комнату, чтобы через минуту ввести в нее „гостя". Протагониста окружают кольцом, в произвольном порядке усаживаясь вокруг него. Очередность контакта с ним не имеет значения, но все участники игры должны этот контакт осуществить.

Заведомо комические эффекты (типа имитации гостем „чужестранного языка" и необычного стиля общения) развлекают группу, но не лишают происходящее должной серьезности. Примечательно, что участники, которых по тем или иным причинам задевает выражение знаков внимания данному протагонисту, пытаются вложить в свою показную приветливость немалую долю издевки. Возможность „кольнуть" протагониста они ставят выше хорошей оценки жюри. Заметив это, ведущий должен в конце занятия иронически прокомментировать подобное поведение.

Содержание реплик гостю (и реплик с его стороны) можно не продумывать заранее, положившись на импровизационные способности играющих. Приводим типичную выдержку из стенограммы занятия.

  • освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
  • развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки в участниках тренинга;
  • поупражняться в способности убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Размер группы: не важен. Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты. Время: 60-90 минут.

Это одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.

Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет задание.

– Представьте, что каждый из вас - член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко, но возможно.

Как практически будет проходить прием? Вы разбились на пары. Каждый из участников пары подумает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.

Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в клуб. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется поломать голову над тем, каким образом представить перед членами клуба вашего товарища.

Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффектным способом. Например:

  • интервью, представляющее героя, в теле- или радиостудии;
  • рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием;
  • инсценировка, представляющая личные качества кандидата;
  • комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности);

стихотворение, песня. Жанр рекламного выступления не регламентирован. Все, чем богата ваша фантазия, может оказаться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!

Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары приступили к работе.

– Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через 20 минут объявляется общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов.

Эти 20 минут ведущий проводит в работе с участниками, переходя от пары к паре, стимулируя работу над рекламой. Иногда придется посоветовать, какая форма будет наиболее актуальна для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стеснение в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми.

– Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию представления новых участников!

Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников!

Завершение: После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки.

  • поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
  • развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе.

Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна. Ресурсы: не требуются. Время: 15-20 минут.

Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков – доброволец – выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – нет. Или в одной группе – те, у кого на руке есть часы, в другой – участники без часов.

На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.


Игра "Сумашедший башмачник"

Вы делите участников на команды, и выдаете каждой команде какой-нибудь совершенно бессмысленный предмет: одну перчатку, пустую бутылку минералки и и.т.п. Командам дается 3 минуты на то, чтобы обсудить полезные свойства этого "товара", и выгоду от его приобретения. Затем по одному участнику от каждой команды "продают" этот товар группе. После этого необходимо обсудить сильные стороны и предложения каждой из команд.

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.

Время: 10-15 минут.

Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться ,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка. Возможные вопросы к группе:

  1. Что было легко, а что тяжело?
  2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?
  3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?
  4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

Отделения постинтернатного сопровождения

Занятие с элементами тренинга

Дмитриева Елена Валерьевна

Педагог – психолог

Занятие с элементами тренинга

особенностей своей личности, формирование положительного

развитие навыков самопознания и саморазвитие личности.

Сформировать у обучающихся навыки самоанализа и определения своих психологических границ.

Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники.

Обсудить конструктивные способы поддержания позитивной самооценки.

Развитие умения анализировать свои личностные качества;

Категория участников: от 16 лет и старше

Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры.

Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя и место работы или род деятельности, которым занимаются.

Самооценка – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов.

Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть.

Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

В-третьих, человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными.

Теперь заполните квадрат 3: напишите пять качеств, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными.

Теперь посмотрите на квадрат 3 и переформулируйте эти качества так, чтобы они стали положительными, так, как если бы вас оценивал ваш лучший друг. Запишите в квадрат 2.

Теперь посмотрите на квадрат 1. Переформулируйте эти качества так, словно бы вас оценивал ваш недруг. Запишите в квадрат 4.

Теперь закройте ладонью (сверните лист) квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2 – какой замечательный человек перед вами.

Теперь закройте квадраты 1 и 2 – жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться!

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Вопросы для обсуждения:

- Какое впечатление произвело на вас это упражнение?

- Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Вывод: Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем быть себе и врагом, и другом. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых это качество мешает, а есть ситуации, в которых это качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сами можем управлять их проявлениями, а не подчиняться им.

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Ход упражнения: – Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

из чего складывается представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям и т.д.).

Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Затем делается акцент на том, что существуют конструктивные и деструктивные способы поддержания самооценки. Участники вместе с ведущим обсуждают, как избежать деструктивного поведения в данной ситуации, каким конструктивным поведением можно его заменить.

Информация для ведущего:

Способы поддержания позитивной самооценки

улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой);

занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей;

достигаем успеха в каком-то деле;

помогаем другим людям;

не ставим глобальных целей;

имеем хобби как способ выделиться из толпы;

усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

обесцениваем других людей;

По окончании все снимают со спины листы, читают, что им написали. Потом делятся впечатлениями.

Цель: создание положительной атмосферы в группе, повышение самооценки участников.

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Список литературы

Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.

Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб: Образование-Культура, 2010 – 228 с.

Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ К. Фопель – М: Генезис, 2008. – 208 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.