Труд облагораживает человека и делает его горбатым

Зачем и сколько нужно подросткам денег?
Откуда они их берут?
Давать ли деньги подросткам (развращать?) или пусть сами зарабатывают?
(и есть ли такая возможность в России)

Два слова о "тут" (США)
В среднестатистических семьях, да и во многих хорошообеспеченных тоже, дети начинают работать где-то с 14 лет: официанты, уборшики, на развозке пиццы (ну это уже после 16 и какие это дети. школу тут кончают уже здоровыми лбами за 18), упаковка продуктов в универсамах, стригут травку и т.д. У кого семейный бизнес, тот у родителей работает. Кто пристроится, то и программерит, ежели может. Вот примерно так.
Ни на девочек, ни на игрушки компутерные с интернетом, ни на бензин с билетами на футбол обычно у родителей деньги не берут.
С одной стороны хорошо -- к труду приучать, ничто в этом мире не достается на халяву.
С другой стороны -- им бы учиться (ведь болваны болванами из школы выходят), а они в макдональдсе картошку жарят.

деньги конечно нужны ( первые свидания, первые походы на дискотеки, ну и самое обыденное - попить, перекусить в школе или на улице, купить себе какую-нить мелочь).

Откуда они их берут?
как сказал Алексей П. , у нас практически невозможно заработать в таком возрасте, да и работа отразится на учебе, все-таки у нас учатся почти до 18 лет только в школе. Поэтому остаются родители или криминальный доход.

Давать ли деньги подросткам (развращать?) или пусть сами зарабатывают?
Это самое трудное, тут уже, я думаю, вопрос как ребенок воспитан и куда он тратит деньги.

Ну а по сабжу, конечно, однозначно, если вы видите возможность заработать деньги для вашего ребенка, давать их ему просто так не стоит
Хммм, а как насчет того, что основная работа у человека в школе -- это учеба?

Sanaa
Это самое трудное, тут уже, я думаю, вопрос как ребенок воспитан и куда он тратит деньги.

Прааавильно, конечно. Только это и есть те самые вопросы, на которые непонятно как искать ответ.

Если у ребенка есть возможность заработать деньги, то. это же даст ему дикое чувство независимости. А ее и так навалом в этом возрасте, только усугублять.
Кстати, должен ли подросток все заработанные деньги тратить на себя или же неплохо было бы поделится с мамой и папой? Ну как бы общий котел?

насчет поделиться, я думаю смысла нет, ну что он там наработал, какие-то копейки, ну даже если боле-мене серьезную сумму, так купил бы себе серьезную вещь сам или что-нить из одежды и таким бы образом доставил родителям радость. Ну и здесь конечно могут быть исключения.

цитата: а как насчет того, что основная работа у человека в школе -- это учеба?

Ведь ты совершенно прав, вообще то.

цитата: главным будет воспитание ребенка

Другой парнишка вроде ничего и учится хорошо и легко, бо умный, и работает. Поступил в колледж, свалил от родителей. Родители часть платят за его образование, а частично он взял заем.

Еще один паренек, думает, что шиииибко умный, работать не любит, зато любит пофилософствовать. Один раз вылетал из колледжа за неуспеваемость (в качестве отдыха родители отправили его на год в Японию отдохнуть) и недавно вылетел из аспирантуры. Был перезачислен, но уже без стипендии. За все платит папа.

Sanaa
насчет поделиться, я думаю смысла нет, ну что он там наработал, какие-то копейки, ну даже если боле-мене серьезную сумму,

Вот что меня однозначно бесит - когда берут деньги на подарки. Сэкономь, заработай, но не проси на подарки. Подарок - это что-то твое, а не мамино/папино.

И вообще, от работы кони дохнут.

Itsme
Недоучка - это поправимо, а тунеядец - нет

Вы все еще говорите о детях ? Тунеядцем становяться уж явно не в школьном возрасте.
В школе надо учиться.
Пятый-шестой урок заканчивается, если мне память не изменяет, часа в два, скажем два часа потратить на обед+уроки, в принципе можно часа четыре в день работать, но стоит ли?

Алексей П.
на малоквалифицированной работе почти поголовно заняты деклассированные пьющие элементы и их влияние на ребенка будет печальным.

Впрочем, если есть реальная возможность работать на каникулах и в кругу нормальных людей - тогда почему бы и нет?

Орфография и пунктуация авторов работ сохранены.

"Мальчик Маугли без труда стал деградировать и превращаться в животное".

"Проблема актуальна в условиях социализации общества".

"В произведении Салтыкова-Щедрина "Матренин двор. "

"Люди произошли от обезьяны. Обезьяна трудилась, изобретала орудия труда. "

"Согласно теории марксизма и Энгельса. "

"Труд делает человека красивее снаружи и закаленнее внутри".

"Путин учился на плохие оценки, но сейчас размышляет хорошо".

"Труд не так страшен, как многие о нем думают".

"Человек, трудящийся в экстремальных условиях, приводит в порядок своё тело"

"Сонечка Мармеладова - великая труженица, пример активного труда. В романе показан пример того, как труд облагораживает человека"

"Согласно УК РФ, исправительные работы являются примером того, как труд облагораживает людей".

"Пётр Первый воздвиг Ленинград, ныне Санкт-Петербург".

"Ученые доказали, что безделье вредно для здоровья человека. От него изменяется состав крови, что приводит к ранней смерти".

"Трудоголик умрет раньше, а лентяй проживет долгую, но бесполезную жизнь"."Белка и Стрелка знаменитые собаки, благодаря труду и терпению полетели в космос".

"С помощью труда Роман Абрамович воспитал в себе человека".

"В плену люди, что бы остаться в живых, много трудились: земледелием, строили мосты, рыли окопы.за счёт труда некоторым удалось выйти из плена".

"Без труда людям вряд ли удастся остаться полноценными ячейками общества".

"Дикий помещик" - ленивый помещик без труда одичал".

"Обезьяна взяла палку и стала человеком. Человечество летает в космос и все благодаря обезьяне с палкой".

"Много лет назад люди думали, что атом состоит из ядра.но позже обнаружили, что из молекул".

"Труд действительно облагораживает нас , например финансово".

"Человек - это индивидуальная личность, созданная природой".

"Раскрывая эту проблему, проведу терминологическую обработку"

- это то, что принадлежит человеку, и он никуда не может спрятаться.

- То что есть, было и будет.

- Это понятие, которое помогает открыть человеку глаза.

- Раньше истиной была плоская земля.

- то, что не нуждается в объяснении.

- Может быть ложной и заведомо ложной.

- Смотря новости, человек узнает, что на улице митинг (мятежный),тем самым он оберегает себя от буйных людей ( защитная функция).

- прочитав "Аргументы и факты", я узнала все статьи конституции.

- студент, прочитав в газете об обстановке в США, вступил в сообщество "Анти-Америка".

- контроль за соц. работниками.

- пути преодоления соц.контроля : а) законные, б) незаконные.

- методы соц.контроля: прослушивание телефонов; введение цензуры.

- Преступления бывают формальными и неформальными.

- Сезонная - продажа ёлок осуществляется только зимой.

- Сезонная - репетиторы ЕГЭ и ОГЭ работают только с сентября по май.

- Работники кочегарного завода были уволены, так как кочегары больше не нужны (структурная безработица).

Из брачного договора надо исключить пункт об участии в доходах друг друга, так как они (супруги) могут перехотеть участвовать в этом.

В "Русской правде" Ярослава Мудрого все были равны перед законом . За отрез пальца и холоп, и князь несли равное наказание.

Ребёнка можно сделать путём сношения женских и мужских клеток ( репродуктивная функция).

Далеко не всегда производитель нуждается в конкуренции. Достаточно быть довольно раскованной личностью, что бы стать монополистом.

Судьба креативного электрика.

Тоталитарный режим практически убивал политическое поведение людей.

Учителя и врачи - низший класс.

Суперэкономика, макроэкономика, микроэкономика, мезоэкономика, супермакроэкономика.

Сотрудники полиции обладают высокими моральными качествами:сами не нарушают морали, и другим не дают.

Государство - это группа людей,созданная для дальнейшего процветания на планете.

Наша страна пережила множество реставраций.

"Труд облагораживает человека", - так говорили люди старшего поколения, послевоенного и вплоть до распада СССР. Потом как-то постепенно высказывание стало утрачивать былую славу.

Кто сказал впервые эту фразу? Известно, что она принадлежит популярному литературному критику Виссариону Белинскому. Его труды в годы существования Советской власти и СССР широко пропагандировались. Статьи Белинского, посвященные анализу произведений классиков, изучали в средней общеобразовательной школе. Почему же его мнение было значимым для государства?

Белинский и социалистический реализм

Взгляды критика во многом совпадали с идеологией социалистического государства. Он был атеистом и развивал передовые идеи. Во многом Белинский являлся основоположником литературной критики. Он установил новые каноны в понимании поэзии и прозы. Белинский задал вектор развития литературного творчества как некоего политического механизма, способного влиять на мышление народа.


Идею Виссариона Белинского о том, что труд облагораживает человека, взяли за основу идеологи социалистического реализма и стали развивать в нужном направлении.

О труде в социалистическом государстве

Человек труда в СССР был государственным фетишем. Пропаганда ударных строек шла полным ходом: по радио и на телевидении в программе "Время" транслировали новости о темпах и ходе работ. БАМ, Днепрогэс и другие проекты забирали на себя львиную долю внимания и пропаганды. Государству было нужно много недорогой рабочей силы для возведения крупнейших промышленных объектов.


Более того. Развивалось движение "Ударник социалистического труда". Выпускали и вручали награды - ордена и медали. По всему миру тогда гремели имена знаменитых шахтеров, комбайнеров, доярок. Их имена увековечивались в картинах, о них снимали киноленты и писали книги. Тот, кто сказал "Труд облагораживает человека", сделал большое дело, внес вклад в политическую жизнь страны.

Отношение к тунеядству

Стало модным употреблять слово "тунеядец". Это был человек, который официально нигде не работал. Сейчас его бы назвали фрилансером. Мало того, за тунеядство была предусмотрена статья в законодательстве страны, по которой следовали административные и судебные взыскания.

То есть существовал культ труда. Было стыдно не работать. В определенные годы в СССР даже проводились рейды отрядов добровольных народных дружин (ДНД), которые "выискивали" тунеядцев среди рабочего дня в кинотеатрах, скверах и прочих местах.


А с огромных плакатов и экранов телевизоров народу улыбались румяные победители социалистических соревнований, символы пятилеток, ударники и герои комсомольских строек. Такой труд в обществе, созданном социалистической революцией, действительно делал человека благородным. И в его собственных глазах, и, что важнее, в глазах сознательной общественности!

Известно много других высказываний о труде. Например, у А. Блока: он говорит, что слово "труд" написано на революционном знамени. Труд священен, он дает людям возможность жить, воспитывает характер.

И. Айвазовский говорил о том, что для него жить значит работать. А также он писал о легкости, которая может быть получена "тяжелым трудом".


О труде в целом

А что же на самом деле? Уравниловка, низкая стоимость труда, тяжелые условия или невероятная гонка в погоне за рекордами. Так выглядит "медаль" с обратной стороны.

У М. Горького есть цитата, в которой он утверждает, что если труд доставляет удовольствие, тогда и жизнь тоже хороша. А если трудиться - это необходимость, тогда существование человека превращается в рабство. Эта точка зрения очень гуманна. Она бы составила серьезную конкуренцию словам Белинского в наше время.

С точки зрения физиологии и психологии человеку свойственно хотеть развиваться. Это заложено в нем природой. Труд - хороший помощник в этом. Но замечено, что если работа в тягость, результат будет отрицательным. Из года в год занимаясь нелюбимым делом, люди испытывают колоссальные психологические перегрузки. И организм реагирует болезнями и депрессиями.

Рабский труд может ли облагородить кого бы то ни было? На помощь, естественно, приходит хобби. Оно спасает немало людей от крайних поступков. Но в целом труд, как насилие над собой, противен человеческой природе. А против нее без последствий "не попрешь". Все высказывания о труде меркнут перед проблемами со здоровьем и психическими заболеваниями.


Облагораживание трудом

Если заниматься любимым делом, то можно отвыкнуть произносить слово "труд". Если дать человеку возможность найти себя, свою профессию или направление деятельности, он может преобразиться. Фраза "труд облагораживает человека", смысл которой был ранее непонятен, сразу обретает свое прямое значение.

Занимаясь любимым делом, люди стремятся больше знать о нем. Хотят получить новые умения, навыки. Развивается интеллект человека, его душа. В народе ходит поговорка: "Если не хочешь работать - найди себе любимое дело". Истина кроется в этом. Труд облагораживает человека, когда толкает его к саморазвитию.

Виссарион Белинский, конечно, не знал, в каком контексте история воспользуется его высказыванием. Но верится, что в виду он имел труд, которым человек занимается с удовольствием, для себя. От которого он может получить не только материальную выгоду, но и глубокое моральное удовлетворение.

Многие великие поэты, писатели, политики понимали это. Вот еще примеры (как труд облагораживает) высказываний великих людей.

О. Бальзак писал о труде как о постоянном законе жизни и искусства.

В. Вейтлинг говорил о том, что двумя существенными условиями общественной жизни являются труд и наслаждение.

Ф. Вольтер сказал, что жить — это и значит работать, и что жизнь человека состоит из труда.

Труд - смысл жизни?

В чем смысл жизни и что делать - извечные вопросы, терзающие умы мыслящих людей. Из вышесказанного становится понятно, что нужно искать работу по душе. Если это произойдет, человеку будет интересно просыпаться каждое утро, чтобы скорее приступить к работе. Он станет развиваться и становиться качественно другим человеком! Сам собой отпадет вопрос деградации, не будет пьянства и тунеядства. Наградой за такой труд вселенная ответит хорошим здоровьем и материальным благополучием.

Считается, что когда человек находится в гармонии с самим собой, у него все получается. Задача родителей и государства - все устроить таким образом, чтобы дети с ранних лет интересовались многими вещами и определялись с будущим выбором. Ни в коем случае нельзя навязывать "чадам" свои нереализованные мечты!

В этом и есть смысл жизни - вырастить счастливых людей, которые смогут трудиться и развиваться (облагораживаться). Но не в одном лишь труде.

Утверждение Ф. Энгельса о том, что труд создал человека, является неверным. Это утверждение базируется на марксистской апологии людей из низших слоев общества, занимающихся разными видами физического труда — ремесленниками, крестьянами, рабочими. Марксисты называют их трудящимися и противопоставляют их “паразитам”-эксплуататорам. Вспомните: труд и капитал, “трудовой народ”, серп и молот, плехановскую группу “Освобождение труда”.

Эта апология труда сослужила дурную услугу Ф. Энгельсу в исследовании проблем происхождения человека. Как в отношении современных ему социальных проблем преобладал упрощенный, классовый подход, так и в отношении проблем происхождения человека Ф. Энгельс допустил упрощенчество. Труд сам по себе не мог создать человека. Посмотрите, как трудятся бобры, белки, птицы, заботящиеся о потомстве. Они же не стали разумными существами.

Труд — это деятельность, которая не прямо, а лишь косвенно, опосредованно служит удовлетворению потребностей. Непосредственный прием пищи не является трудом. А вот поиск пищи, создание ее запасов (как у белок) и т.п. является трудом. Бобры возводят плотины и поддерживают их в хорошем состоянии. Это весьма опосредованная деятельность, лишь создающая условия для удовлетворения потребностей. Самый настоящий труд.

Даже труд с использованием тех или иных орудий не является фактором становления человека, его прогрессивного восхождения к вершинам культуры. Примитивные сообщества аборигенов в Австралии до прихода европейцев занимались орудийной деятельностью, изготовлением орудий и тем не менее жили на одном уровне культуры многие тысячи, десятки тысяч лет, практически не прогрессируя.

Сам по себе труд не только не может быть причиной-фактором происхождения человека, но и не может быть причиной-фактором дальнейшего исторического развития-становления человека к вершинам материальной и духовной культуры. Для того, чтобы человек стал человеком и все время поднимался-становился, он должен творить, быть творческим существом. Именно творчество (познание, изобретение, управление, художественная деятельность) превратило обезьяну в человека и подняло его на небывалую высоту.

Творчество находится в сложных отношениях с трудом. Труд может быть вне творчества, быть рутинной репродуктивной деятельностью. С другой стороны, если труд и входит в творческую деятельность, то лишь как элемент (как одна из “частей”), а не как главный фактор. Труд необходим для творчества, но недостаточен. Творчество возникает в результате синтеза труда и вдохновения, т. е. труда и антитруда. Иными словами, в творчестве обязательно должен быть элемент, прямо противоположный труду.

Вообще скукой веет от утверждения, что труд создал человека. Неужели всем человеческим в себе мы обязаны только труду? Неужели на свет мы рождены для того, чтобы потеть, потеть и потеть? И разве первобытный человек только трудился? Разве он не отдыхал, не развлекался, не веселился? Разве эта нетрудовая сторона жизни не развивала его?

Апология труда, возводимая в ранг государственной политики, приводит в конце концов к затратной, неэффективной экономике. Таковой была экономика СССР. Много усилий и мало толку! Да еще шла пропаганда массового героического труда. Советские люди не иначе как только героическим трудом "прокладывали" себе путь к светлому будущему, которое окончилось в 1991 году, так и не состоявшись. Апология труда неизбежно ведет к стагнации и загниванию, к деградации человека!

Кстати, человек всегда пытался уйти от труда, минимизировать трудовые усилия, затраты. Для этого он изобретал всё новые и новые способы-средства.

Не труд, а творчество сделало человека человеком!

Только вплетенный в ткань творчества труд может быть морально оправдан. И только такой труд облагораживает человека, делает его Человеком!

В качестве ПРИЛОЖЕНИЯ привожу здесь свои заметки о творчестве. Они, я думаю, достаточно разъясняют, в чем смысл творчества, творческой деятельности:

Творчество отчасти вплетено в повседневную, обычную жизнь человека, а отчасти существует как отдельный вид деятельности.
Творчество в обычной жизни — это бесчисленные мини-изобретения и мини-открытия, которые делает человек, решая те или иные житейские задачи.
Возьмем крестьянина. Его жизнь полна того, что называется творчеством. Он постоянно проявляет смекалку, выдумывает, пробует. Только это его творчество большей частью синкретично, не носит характер специальной деятельности, которой обычно посвящают всю жизнь или существенную часть жизни. Вот маленький пример крестьянского творчества:

Творчество — деятельность, приводящая к открытию или созданию нового:
– к новому знанию в случае познания-открытия
– к новому благу в случае изобретения
– к новой красоте, эстетике в случае художественной деятельности
– к новым достижениям в спорте.

Как видим, новое в творчестве — не вообще новое, не любое новое, а новое, имеющее то или иное положительное значение для человека. Исходя из этого можно выделить три аспекта творчества:

1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.
2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.
3. Творчество как самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование человека — гуманистический аспект.

К сожалению, творчество нередко понимают в узком смысле, только как творческую деятельность художественной интеллигенции. Так, в нашей стране союзы писателей, композиторов, художников называют творческими союзами, как будто аналогичные союзы ученых, инженеров, врачей, бизнесменов и т. п. не являются союзами творческих людей.

Генри Форд, известный промышленник, возражает против такого понимания творчества. «Существует слишком много гипотез о том, какова должна быть истинная природа человека, и слишком мало думают о том, какова она в действительности — пишет он. — Так, например, утверждают, что творческая работа возможна лишь в духовной области. Мы говорим о творческой одаренности в духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах. Положительно, стараются ограничить творческие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в концертном зале или выставить как-нибудь напоказ — там, где праздные и разборчивые люди имеют обыкновение собираться и взаимно восхищаться своей культурностью. Но тот, кто поистине стремится к творческой активности, должен отважиться вступить в ту область, где царствуют более высокие законы, чем законы звука, линии и краски, — он должен обратиться туда, где господствует закон личности. Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений. Нам нужны мастера индустриального метода с точки зрения как производителя, так и продуктов. Нам нужны люди, которые способны преобразовать бесформенную массу в здоровое, хорошо организованное целое в политическом, социальном, индустриальном и этическом отношениях.

Колдун уральский бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ.
“Живинка в деле” – сказ богатый
И поучительный для нас.

В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут, чему здесь поучиться,
Любого дела мастера.

Важны в работе ум и чувство,
В труде двойное естество.
“Живинка в деле” — мастерство
Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела,
Не оторвать тогда от дела
Ни мастеров, ни мастериц.

Их вдохновение безмерно,
Глаза их пламенем горят.
Они работают? Неверно,
Они – творят.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВСЯКОГО ТВОРЧЕСТВА: ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД

Творчество имеет много общего с игрой. Можно даже сказать: в основе всякого творчества лежит игровая деятельность. Однако творчество нельзя изображать только как игру.

Оно, во-первых, так же серьезно, целенаправленно, как и труд. Творческий труд — необходимый элемент творческого процесса.

Во-вторых, во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха — некоторая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. Труд и отдых в творчестве не перемежаются, а опосредствует друг друга. В самом существе творческого труда лежит вдохновение. Последнее создает особую атмосферу творчества — приподнятость, горение, радость, раскованность, чувство полета. И отдых творческого человека — это, по существу, не отдых, а деятельный труд мысли, чувства, воли. Нередко именно во время отдыха открывают или изобретают новое.

Интересен спор между теми, кто понимает творчество как терпение, и теми, кто понимает его как вдохновение. Лев Толстой, например, любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В. Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. И каждый по-своему прав. Творчество — это и терпение, и вдохновение, и труд, и наслаждение, и “муки творчества” и “радость творчества”.

Ш. Фурье как-то сказал: “Мораль приказывает нам любить труд, но пусть она сумеет сначала сделать его приятным”. В этом пожелании Ш. Фурье выражено извечное стремление человека не просто к труду, а к творческой деятельности, соединяющей полезное и приятное, труд и отдых, наслаждение. Ведь именно творчество делает труд приятным. И именно творчество составляет сущность человеческой деятельности.

[1] См. ниже текст сказа

УРАЛЬСКИЙ СКАЗ П. П. БАЖОВА “ЖИВИНКА В ДЕЛЕ”

Это еще мои старики сказывали. Годков-то, значит, порядком прошло. Ну, все-таки после крепости было.
Жил в те годы в нашем заводе Тимоха Малоручко. Прозванье такое ему на старости лет дали.

На деле руки у него в полной исправности были. Как говорится, дай бог всякому. При таких руках на медведя с ножом ходить можно. И в остальном изъяну не замечалось; плечо широкое, грудь крутая, ноги дюжие, шею оглоблей не сразу согнешь. Таких людей по старине, как праздничным делом стенка на стенку ходили, звали стукачами: где стукнет, там и пролом. Самолучшие бойцы от этого Тимохи сторонились, — как бы он в азарт не вошел. Хорошо, что он на эти шутки не зарный был. Недаром, видно, слово молвлено: который силен, тот драчлив не живет.
По работе Тимоха вовсе емкий был, много поднимал и смекалку имел большую. Только покажи, живо переймет и не хуже тебя сделает.

По нашим местам ремесло, известно, разное. Кто руду добывает, кто ее до дела доводит. Золото моют, платинешку выковыривают, бутовой да горновой камень ломают, цветной выволакивают. Кто опять веселые галечки выискивает да в огранку пускает. Лесу валить да плавить приходится немалое число. Уголь тоже для заводского дела жгут, зверем промышляют, рыбой занимаются. Случалось и так, что в одной избе у печки ножик да вилки в узор разделывают, у окошка камень точат да шлифуют, а под полатями рогожи ткут. От хлебушка да скотинки тоже не отворачивались. Где гора дозволяла, там непременно либо покос, либо пашня. Однем словом, пестренькое дело, и ко всякому сноровка требуется, да еще и своя живинка полагается.

Про эту живинку и посейчас не все толком разумеют, а с Тимохой занятный случай в житье вышел. На примету людям.
Он, этот Тимоха, — то ли от молодого ума, то ли червоточина какая в мозгах завелась, — придумал всякое здешнее мастерство своей рукой опробовать да еще похваляется:
— В каждом до точки дойду.

Семейные и свои дружки-ровня стали отговаривать:
— Ни к чему это. Лучше одно знать до тонкости. Да и житья не хватит, чтобы всякое мастерство своей рукой изведать.
Тимоха на своем стоит, спорит да по-своему считает:
— На лесовала — две зимы, на сплавщика — две весны, на старателя — два лета, на рудобоя — год, на фабричное дело — годов десяток. А там пойдут углежоги да пахари, охотники да рыбаки. Это вроде забавы одолеть. К пожилым годам камешками заняться можно, али модельщиком каким поступить, либо в шорники на пожарной пристроиться. Сиди в тепле да крути колеско, фуганочком пофуркивай, либо шильцом колупайся.

Старики, понятно, смеются:
— Не хвастай, голенастый! Сперва тело изведи. Тимохе неймется.
— На всякое, — кричит, — дерево влезу и за вершинку подержусь.
Старики еще хотели его урезонить: вершинка, дескать, мера ненадежная: была вершинкой, а станет серединкой, да и разные они бывают — одна ниже, другая выше.
Только видят — не понимает парень. Отступились. Твое дело. Чур, на нас не пенять, что вовремя не отговорили.

Вот и стал Тимоха ремесла здешние своей рукой пробовать.
Парень ядреный, к работе усерден — кто такому откажет. Хоть лес валить, хоть руду дробить — милости просим. И к тонкому делу допуск без отказу, потому — парень со смекалкой, и пальцы у него не деревянные, а с большим понятием.
Много Тимоха перепробовал заводского мастерства и нигде, понимаешь, не оплошал. Не хуже людей у него выходило.

Женатый уж был, ребятишек полон угол с женой накопили, а своему обычаю не попускался. Дойдет до мастера по одному делу и сейчас же поступит в выученики по другому. Убыточно это, а терпел, будто так и надо. По заводу к этому привыкли, при встречах подшучивали:

— Ну, как, Тимофей Иванович, все еще в слесарях при механической ходишь али в шорники на пожарную подался?
Тимоха к этому без обиды. Отшучивается:
— Придет срок — ни одно ремесло наших рук не минует.
В эти вот годы Тимоха и объявил жене: хочу в углежоги податься. Жена чуть не в голос взвыла:

— Что ты, мужик! Неуж ничего хуже придумать не мог? Всю избу прокоптишь! Рубах у тебя не достираешься. Да и какое это дело! Чему тут учиться?
Это она, конечно, без понятия говорила. По нонешним временам, при печах-то, с этим попроще стало, а раньше, как уголь в кучах томили, вовсе мудреное это дело было. Иной всю жизнь колотится, а до настоящего сорта уголь довести не может. Домашние поварчивают:

— Наш тятенька всех на работе замордовал, передышки не дает, а все у него трухляк да мертвяк выходит. У соседей вон песенки попевают, а уголь звон звоном. Ни недогару, ни перегару у них нет и квелого самая малость.
Сколько ни причитала Тимохина жена, уговорить не могла. В одном обнадежил:
— Недолго, поди-ко, замазанным ходить буду.

Тимоха, конечно, цену себе знал. И как случится ремесло менять, первым делом о том заботился, чтоб было у кого поучиться. Выбирал, значит, мастера.
По угольному делу тогда на большой славе считался дедушко Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался — нефедовский уголь. В сараях этот уголек отдельно ссыпали. На самую тонкую работу выдача была.

К этому дедушке Нефеду Тимоха и заявился. Тот, конечно, про Тимохино чудачество слыхал и говорит:
— Принять в выученики могу, без утайки все показывать стану, только с уговором. От меня тогда уйдешь, как лучше моего уголь доводить навыкнешь.
Тимоха понадеялся на свою удачливость и говорит:

— Даю в том крепкое слово.
На этом, значит, порешили и вскорости в курень поехали.
Дедушка Нефед — он, видишь, из таких был. обо всяком деле думал, как его лучше сделать. На что просто чурак на плахи расколоть, а у него и тут разговор:
— Гляди-ко! Сила у меня стариковская, совсем на исходе, а колю не хуже твоего. Почему, думаешь, так-то?
Тимоха отвечает: топор направлен и рука привычная.
— Не в одном, — отвечает, — топоре да привычке тут дело, а я ловкие точечки выискиваю.

Тимоха тоже стал эти ловкие точечки искать. Дедушка Нефед все объясняет по совести, да и то видит Тимоха — правда в Нефедовых словах есть, да и самому забавно. Иной чурак так разлетится, что любо станет, а думка все же останется: может, еще бы лучше по другой точечке стукнуть.

Так Тимоха сперва на эти ловкие точечки и поймался. Как стали плахи в кучи устанавливать, дело вовсе хитрое пошло. Мало того, что всякое дерево по-своему ставить доводится, а и с одним деревом случаев не сосчитаешь. С мокрого места сосна — один наклон, с сухого — другой. Раньше рублена — так, позже — иначе. Потолще плахи — продухи такие, пожиже — другие, жердовому расколу особо. Вот и разбирайся. И в засыпке землей тоже.

Дедушка Нефед все это объясняет по совести, — да и то вспоминает, у кого чему научился.
— Охотник один научил к дымку принюхиваться. Они — охотники-то — на это дошлые. А польза сказалась. Как учую — кислым потянуло, сейчас тягу посильнее пущу. Оно и ладно.
Набеглая женщина надоумила. Остановилась как-то около кучи погреться да и говорит:
"С этого боку жарче горит".
"Как, — спрашиваю, — узнала?"
"А вот обойди, — говорит, — кругом — сам почуешь".
Обошел я, чую — верно сказала. Ну, подсыпку сделал, поправил дело. С той поры этого бабьего совету никогда не забываю. Она, по бабьему положению, весь век у печки толкошится, привычку имеет жар разбирать.

Рассказывает так-то, а сам нет-нет про живинку напомнит:
— По этим вот ходочкам в полных потемочках наша живинка-паленушка и поскакивает, а ты угадывай, чтоб она огневкой не перекинулась, либо пустодымкой не обернулась. Чуть не доглядел — либо перегар, либо недогар будет. А коли все дорожки ловко улажены, уголь выйдет звон звоном.

Тимохе все это любопытно. Видит — дело не простое, попотеть придется, а про живинку все-таки не думает.
Уголь у них с дедушкой Нефедом, конечно, первосортный выходил, а все же, как станут разбирать угольные кучи, одна в одну никогда не придется.
— А почему так? — спрашивает дедушка Нефед, а Тимоха и сам это же думает: в каком месте оплошку сделал?

Научился Тимоха и один всю работу доводить. Не раз случалось, что уголь у него и лучше Нефедова бывал, а все-таки это ремесло не бросил. Старик посмеивается:
— Теперь, брат, никуда не уйдешь: поймала тебя живинка, до смерти не отпустит.
Тимоха и сам дивился — почему раньше такого с ним никогда не случалось.

— А потому, — объясняет дедушка Нефед, — что ты книзу глядел — на то, значит, что сделано; а как кверху поглядел — как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет. Так-то, друг!

По этому слову и вышло. Остался Тимоха углежогом, да еще и прозвище себе придумал. Он, видишь, любил молодых наставлять и все про себя рассказывал, как он хотел смолоду все ремесла одолеть, да в углежогах застрял.
— Никак, — говорит, — не могу в своем деле живинку поймать. Шустрая она у нас. Руки, понимаешь, малы.

А сам ручинами-то своими разводит. Людям, понятно, смех. Вот Тимоху и прозвали Малоручком. В шутку, конечно, а так мужик вовсе на доброй славе по заводу был.
Как дедушка Нефед умер, так Малоручков уголь в первых стал. Тоже его отдельно в сараях сыпали. Прямо сказать, мастер в своем деле был.

Его-то внуки-правнуки посейчас в наших местах живут. Тоже которые живинку — всяк на своем деле — ищут, только на руки не жалуются. Понимают, поди-ко, что наукой можно человечьи руки нарастить выше облака.
_____________________________________________

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.