Травмы позвоночника у летчиков

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Катапультируемые кресла спасли жизни тысячам пилотов, однако механизм их работы по-прежнему остается несовершенным. Корреспондент BBC Future рассказывает об истории создания катапультируемых кресел.

В том, что майор британских ВВС Дуглас Дэйви выжил при аварии самолета во время испытательного полета 30 июля 1943 г., не было его заслуги. У летающей лаборатории Gloster E28, использовавшейся для испытаний первой британской реактивной силовой установки, заклинило органы управления. На высоте 10 км машина свалилась в штопор.

Прежде чем Дэйви принял решение выброситься с парашютом, фонарь кабины разрушился, и центробежная сила, помноженная на тягу реактивного двигателя, выбросила его наружу. При этом набегающий поток воздуха сорвал с летчика ботинки, шлем и кислородную маску. По счастью, Дэйви смог дышать через остатки трубки кислородного аппарата. Пролетев в свободном падении шесть кимлоетров, он умудрился раскрыть парашют и благополучно приземлился, отделавшись лишь незначительным обморожением.

Пять месяцев спустя, 4 января 1944 г., удача отвернулась от Дейви. По заданию Королевского НИИ ВВС, расположенного на аэродроме Фарнборо, он испытывал в полете опытный образец двухдвигательного реактивного истребителя Gloster Meteor. На шестикилометровой высоте один из двигателей полностью разрушился, и самолет потерял управляемость. При попытке открыть фонарь кабины и покинуть самолет Дэйви потерял левую руку — ее отрубило кромкой фонаря, который, по-видимому, захлопнулся под действием набегающего потока. Несмотря на это, летчик все же сумел выбраться из кабины, но столкнулся с хвостовым оперением и либо получил смертельную травму при ударе, либо потерял сознание. Тело Дэйви с нераскрытым парашютом рухнуло на крышу Королевского НИИ ВВС и пробило ее.

Трагическая смерть летчика-испытателя не была напрасной. Она проиллюстрировала опасности нарождающейся реактивной эпохи, связанные с увеличением скоростей полета до 900 км/ч. При попытке покинуть самолет на высокой скорости вырастает вероятность столкновения с вертикальным или горизонтальным стабилизатором. Более того, при потере управляемости в скоростном полете летчику трудно открыть фонарь кабины и выброситься за борт из-за повышенных перегрузок, вдавливавших его в кресло. Наконец, даже в случае успешного покидания самолета набегающий поток воздуха на высокой скорости способен поломать незафиксированные конечности.

Гибель Дэйви побудила британское министерство ВВС к исследованию возможных способов аварийного покидания реактивных самолетов. В результате были созданы катапультируемые кресла, которые на сегодняшний день спасли тысячи жизней. Через считанные секунды после попадания в аварийную ситуацию летчик оказывается в безопасности под куполом парашюта. Однако работа над усовершенствованием конструкции катапультируемых кресел продолжается: согласно статистике, в целом выживаемость при катапультировании составляет 89%, а при покидании самолета на высотах ниже 150 м — 51%. Эксперты в области авиационной медицины полагают, что эти показатели можно улучшить.

Британский инженерный гений

Британское министерство ВВС крайне серьезно отнеслось к проблеме невозможности покинуть аварийный самолет, поскольку она начинала подрывать моральный дух летчиков Командования истребительной авиации, которое планировало вскоре начать эксплуатацию реактивных истребителей Meteor в строевых частях. Министерство обратилось к своим традиционным подрядчикам, в том числе, к компании Martin-Baker, располагавшейся в городе Денем графства Букингемшир. Компанией заправлял Джеймс Мартин, словоохотливый инженер-самоучка ирландского происхождения.

Мартин был неутомимым изобретателем и рационализатором. Согласно биографии инженера, которую написала Сара Шармэн, он патентовал изобретения в самых разных областях знаний — от фритюрницы для рыбы и тента от дождя для велосипеда до трехколесного легкового автомобиля и системы подачи боеприпасов. В 1934 г. Мартин решил заняться авиастроительным бизнесом, основав компанию на пару с летным инструктором Валентайном Бейкером (который, кстати, в свое время учил летать Эми Джонсон — первую британскую летчицу).

Первой разработкой Мартина в области безопасности летчиков стал механизм сбрасывания фонаря кабины для истребителя Supermarine Spitfire, который он создал по заказу Командования истребительной авиации в декабре 1940 г. Во время маневренных воздушных боев с силами люфтваффе в Битве за Британию фонари на этих истребителях нередко заклинивало. Решение Мартина было простым и эффективным: потянув на себя подвешенный сверху красный резиновый мяч, летчик приводил в действие систему тросиков, отмыкавших ограничительные чеки по краям кабины, после чего фонарь мгновенно сдувало набегающий потоком воздуха. Этот механизм стал стандартным на всех самолетах Spitfire.

Тем временем Германия разрабатывала катапультируемые кресла для скоростного пропеллерного, реактивного и ракетного самолетов. Эта секретная программа велась с 1939 г. 13 января 1942 г. летчик-испытатель люфтваффе Хельмут Шенк катапультировался из потерявшего управляемость опытного двухдвигательного реактивного истребителя Heinkel He 280. Кресло на этом самолете выходило из кабины по рельсам с помощью баллона со сжатым воздухом. К осени 1944 г. британское министерство ВВС начало получать сообщения очевидцев о немецких летчиках, которые странным образом "выстреливались" из кабины за секунды до крушения их реактивных истребителей, пишет Шармэн.

Пиропатрон как источник энергии

"Несмотря на то, что конструкция катапультируемого кресла на самолете Heinkel была сырой, это устройство спасло десятки жизней в ходе войны", - говорится в статье Кайла Келлера и Джона Плага из Исследовательской лаборатории ВВС США, расположенной на авиабазе Райт-Паттерсон в штате Огайо. По словам авторов, анализ кресел, попавших в руки американских солдат, помог американцам ускорить разработку собственных систем спасения экипажа.

Шведская компания SAAB тоже работала над созданием катапультируемых кресел. В 1942 г. было проведено успешное катапультирование манекена из пропеллерного самолета SAAB 17. Вместо сжатого воздуха в конструкции кресла применялся гораздо более мощный источник энергии - пиропатрон.

Мартин, у которого был опыт создания авиационных вооружений, предполагал, что пиропатрон может обеспечить быстрый выход кресла из кабины по безопасной траектории, чтобы избежать столкновения летчика с хвостовым оперением самолета. Но ему не хватало данных в области физиологии — насколько мощным должен быть заряд, чтобы выбросить летчика из кабины, не нанеся ему при этом тяжелой травмы?

Был только один способ это выяснить: компания Martin-Baker построила несколько испытательных стендов, чтобы изучить последствия вертикального ускорения для организма сидящего человека. Первый такой стенд представлял собой металлическую треногу высотой 4,8 м с двумя направляющими рельсами для кресла, идущими вдоль одной из ног. Кресло выталкивалось вверх при помощи телескопических трубок. Источником энергии служил пиропатрон, мощность заряда которого можно было варьировать.

Испытания с манекеном весом 91 килограмм прошли успешно, но для получения сведений, необходимых Мартину, был нужен живой человек. Участвовать в тестах вызвался механик Martin-Baker Бернард Линч, который впоследствии сыграл роль подопытного в 30 испытательных катапультированиях в реальных полетных условиях, в основном, из самолетов модели Gloster Meteor.

"Бернард Линч стал первым испытателем катапультируемого кресла. Сначала кресло поднялось на высоту 1,42 м. В трех последующих тестах сила заряда пиропатрона поступательно увеличивалась. При достижении высоты подъема в 3 метра Линч пожаловался на очень неприятные физические ощущения от катапультирования", - говорится в исторической справке компании.

Удар по позвоночнику

Линч почувствовал боль в спине, испытав перегрузку всего в 4 g (перегрузка в 1 g - это вес тела, покоящегося в поле тяжести Земли - Ред.) Мартин начал изучать строение человеческого позвоночника, чтобы попытаться понять ограничения организма, которые необходимо учитывать при разработке катапультируемых кресел. Он даже посещал больницы и наблюдал за хирургическими операциями. Шармэн пишет, что секретарша Мартина как-то пришла в ужас, получив предназначенную для босса посылку с фрагментами человеческого позвоночника, которую прислал его знакомый хирург.

Первые катапультируемые кресла, которые выстреливали летчика при помощи одного или двух пиропатронов, оказывали чрезвычайно высокую нагрузку на позвоночник. У современных кресел британской, американской и российской разработки испытываемые летчиком вертикальные перегрузки снижаются за счет того, что мощности стреляющего механизма хватает лишь на то, чтобы отправить кресло вверх по безопасной траектории, избегая столкновения с вертикальным стабилизатором. После этого включаются ракетные двигатели и поднимают кресло дополнительно на 60 метров вверх.

Капитан британских ВВС в отставке Крейг Пенрайс, член Королевского воздухоплавательного общества и специалист по катапультируемым системам, знает по опыту, что так было не всегда. В 2003 г. он перегонял истребитель 1950-х годов Hawker Hunter с авиашоу в североирландском городе Портраш. Над побережьем Уэльса одновременно вышли из строя единственный двигатель самолета и бортовая электросистема. Пенрайсу пришлось катапультироваться - во второй раз за летную карьеру. "Последовал мощный хлопок, и я почувствовал очень сильный толчок в пятую точку. Боль в спине была такой острой, как будто меня со всей силы ударили деревянной доской", - вспоминает он.

Перегрузки при катапультировании привели к взрывному перелому позвонка. Обломки кости вошли в спинной мозг Пенрайса, который какое-то время оставался парализованным от пояса и ниже. "Я до сих пор не до конца оправился от той травмы", - говорит он.

Катапультируемое кресло, установленное на истребителе Hunter 1956 г. постройки, было изготовлено еще до того, как подобные системы стали снабжать ракетными двигателями. Единственным источником энергии у него был пиропатрон. "Принцип действия такого кресла заключается в том, чтобы выбросить летчика из кабины на безопасное расстояние от хвостового оперения за счет одного лишь выстрела пиропатрона. Мощность стреляющего механизма современных кресел гораздо меньше, поскольку в процессе катапультирования участвуют и ракетные двигатели, придающие креслу постепенно возрастающее ускорение", - говорит Пенрайс.

Британский Отдел по расследованиям авиационных происшествий подтверждает эти наблюдения по поводу кресел, снабженных лишь пиропатронами: "Вследствие конструкционных особенностей таких систем их применение оказывает несколько более жесткое воздействие на организм, чем применение кресел с ракетными двигателями".

Автоматизированный процесс

Еще одним фактором, способным привести к травмам, является положение самолета и летчика в момент катапультирования. Летом 1966 г. британский морской летчик Дэвид Иглз совершал вылет с борта авианосца "Викториус". Сразу после отрыва от палубы его двухместный штурмовик Blackburn Buccaneer задрал нос и начал терять скорость. "Я приказал сидевшему сзади штурману покинуть машину, а затем катапультировался сам", - вспоминает он.

"Я почувствовал резкий толчок в спину. Все продолжалось считанные секунды. Я сломал три позвонка и несколько месяцев провел на больничной койке". И это несмотря на то, что кресло Иглза было снабжено ракетными двигателями. "Кресла старой конструкции дробили позвонки за милую душу. Нынешние системы с ракетными двигателями гораздо безопаснее в этом отношении", - говорит Иглз.

"Впоследствии Джимми Мартин написал мне — а он писал всем летчикам, которые катапультировались при помощи кресел Martin-Baker, — что моя травма, возможно, была вызвана тем, что в момент катапультирования мое туловище было наклонено в сторону. Теряющий скорость самолет стал заваливаться на бок. Видимо, это дало дополнительную нагрузку на позвоночник перед катапультированием".

Современные катапультируемые кресла обеспечивают покидание самолета при нулевой высоте на нулевой скорости, говорит подполковник ВВС Великобритании Мэтью Льюис, специалист по расследованию авиационных происшествий в Центре авиационной медицины ВВС на авиабазе Хенлоу в графстве Бедфордшир. Иными словами, летчик может спастись, набрав достаточную для раскрытия парашюта высоту, даже если самолет неподвижно стоит на стоянке или на взлетной полосе.

Что же происходит после того, как летчик потянул за рычажки (они же держки) катапультируемого кресла, расположенные над головой, между ног или по одну или обе стороны от бедер? Весь процесс полностью автоматизирован. При верхнем расположении держек катапульты в некоторых системах на лицо летчика опускается изобретенный Мартином защитный экран из ткани, чтобы зафиксировать голову и шею в правильном положении и защитить лицо от набегающего потока воздуха.

По словам Льюиса, существуют три алгоритма взаимодействия катапультируемого кресла с фонарем кабины: "Фонарь может отстреливаться целиком при помощи небольших зарядов, расположенных по периметру. В других системах в остекление встроен извивающийся взрывчатый шнур, который разбивает фонарь, а осколки сдувает набегающим потоком. Наконец, можно катапультироваться сквозь остекление - заголовник кресла снабжен двумя штырями, которые разбивают фонарь при выходе кресла из кабины".

"Однако при катапультировании через остекление фонаря существует риск получения травмы, поэтому в британских ВВС этот метод не используется в качестве основного".

Опасность набегающего потока

При активации стреляющего механизма летчик в течение примерно 0,15 секунды испытывает перегрузку в 12-15 g. Затем включаются ракетные двигатели. В этот момент раскрывается небольшой стабилизирующий парашют диаметром 1,5 метра. Если, например, катапультирование происходит на высоте 12 км, окружающий воздух слишком разрежен для того, чтобы наполнить основной парашют. В результате парашют может спутаться. Поэтому кресло снабжено баростатом (датчиком давления), который дает стабилизирующему парашюту команду вытянуть основной купол только после достижения высоты в 3 км.

Все это происходит автоматически. "Катапультирование — очень скоротечный процесс. Между вытягиванием держек и наполнением основного купола проходит от силы 2,5-3 секунды, в зависимости от типа кресла, - говорит Льюис. - Набегающий поток очень опасен для летчика. Высуньте руку из окна автомобиля на скорости 110 км/ч, и вы почувствуете некоторое сопротивление воздуха. На скорости в 1110 км/ч это сопротивление будет гораздо сильнее".

Современные катапультируемые кресла снабжены фиксаторами, автоматически притягивающими ноги и предотвращающими их разбрасывание воздушным потоком при выходе из кабины. Фиксацию рук у торса обеспечивает механизм, встроенный в высотно-компенсирующий костюм летчика, говорит Льюис.

Еще один фактор риска связан с тем, что современные летные шлемы оборудуются специальными устройствами, такими как нашлемные целеуказатели и приборы ночного видения. Дополнительный вес на голове летчика может привести к травмам шеи под воздействием набегающего потока.

Будущее катапультируемых кресел

По словам Льюиса, 25-30% всех летчиков, прибегающих в наше время к катапультированию, получают травмы спины, вызванные ударным действием стреляющего механизма: "Как правило, у летчиков, пострадавших при катапультировании, наблюдается компрессионный перелом позвонков, при котором передняя часть позвоночной кости расплющивается, принимая форму клина. Впрочем, такого рода повреждения не мешают людям впоследствии возвращаться к летной службе".

Льюис признает, что современные катапультируемые кресла хорошо справляются со своей работой, но ему хотелось бы, чтобы они были способны спасать летчиков в более сложных ситуациях: "Например, при катапультировании на высоте 6 метров из самолета, перевернутого кабиной вниз, вы разобьетесь. Было бы неплохо, если бы кресла были оборудованы ракетными двигателями с изменяемым вектором тяги, которые сначала обеспечивали бы горизонтальное ускорение вбок от самолета, а затем поднимали летчика на высоту, достаточную для раскрытия парашюта".

Расположенная в Колорадо-Спрингз компания UTC Aerospace Systems,– американский конкурент Martin-Baker – разрабатывает "умные" ракетные двигатели для своего новейшего катапультируемого кресла Aces 5. Производимая двигателями тяга будет зависеть от массы летчика. Более легким женщинам для безопасного катапультирования не нужна мощность двигателей, рассчитанная на мужчин. Новое кресло будет само рассчитывать и варьировать тягу.

Авиаторы будут только приветствовать любые усовершенствования систем спасения, но они благодарны изобретателям уже за то, что существуют в их нынешнем виде.

"Я принадлежу к группе из примерно 160 летчиков, которым довелось катапультироваться дважды, и считаю, что мне очень повезло, - говорит Пенрайс.- Если бы не кресло, меня бы сейчас просто не было на свете".


Грудной отдел — самая неподвижная часть позвоночника. Перелом грудного отдела встречается редко, причины травматизации различны, а последствия переломов — тяжелые.

Особенно необходимо быть внимательными к своему здоровью лицам предпенсионного возраста. Не проходящая боль в пояснице может диагностироваться как компрессионный перелом позвоночника в грудном отделе.

Какие позвонки травмируются



Весь грудной отдел состоит из 12 позвонков, последние два самые крупные. 11 и 12 позвонок травмируются чаще остальных, так как именно на них ложится основная нагрузка всего отдела. В этой части столба происходят сложные движения.

Компрессионный перелом возникает на границе грудного и поясничного отдела. В вышележащих позвонках в 7 и 8, переломы возникают реже.

Механизм травмы

Травма возникает в результате чрезмерной нагрузки на позвоночник, позвонок при этом частично деформируется. Разрушенный позвонок сдавливается верхними сегментами, а сам сдавливает нижележащие позвонки, таким образом, возникает компрессия.

В результате оказываются сдавленными межпозвоночные диски, нервные отростки, иногда спинномозговой канал. Наиболее опасным считается осколочный перелом со смещением, когда осколки могут повредить спинной мозг.

Причины перелома

Компрессионный перелом может возникать не только из-за травмы, но и по причине различных острых и хронических заболеваний, патологий опорно-двигательного аппарата.
К примеру:

  • смещение межпозвоночных дисков;
  • остеопороз (в основном у женщин в климаксе или у мужчин к 60 годам);
  • туберкулез костей:
  • гнойное воспаление в результате остеомиелита;
  • последствия сифилиса;
  • развитие гемангиомы в 12 позвонке;
  • образование злокачественной опухоли (остеосаркома);
  • нарушение обмена солей и других веществ;
  • врожденные патологии ОДА;
  • возрастные деструктивные изменения в костях.

Опухоли в костях появляются в результате метастазов из других пораженных органов: легких, молочных желез, желудка, матки и яичников.

В эту же группу входят переломы, связанные с миеломной болезнью костей.

Причины, связанные с травмами:

  • падение на ягодицы, на ноги с большой высоты, на спину;
  • поднимание тяжестей;
  • занятия опасными видами спорта: акробатика, борьба, гимнастика;
  • удар в область позвоночника при нырянии в воду;
  • автокатастрофы, производственные травмы;
  • телесные повреждения во время драк;
  • профессиональные травмы у парашютистов, летчиков.

Виды переломов

Компрессионный перелом в зависимости от тяжести и типа компрессии делится на несколько видов.
По виду компрессии позвонков:

Легкая — Разрушено не больше 30% позвонка, нет смещения, все остальные фрагменты целы, спинной мозг и канал не поврежден.

Средняя — Сегмент разрушен наполовину, остальные органы остались в сохранности.

Тяжелая — Позвонок разрушен на 60-70%, сильно деформирован. Повреждены спинномозговой канал, мозг, межпозвоночные диски, нервные волокна. Функциональность позвоночника ограничена.

Критическая — Большая часть позвонков разрушена. Сильно повреждены спинной мозг и другие органы.
По степени тяжести переломов:

Неосложненный — Разрушен только сегмент позвонка, внутренние части сохранны.

Осложненный — При переломе задет спинномозговой канал, в близлежащих тканях и структурах развиваются деструктивные процессы.

По типу перелома:

Отрывной — Передняя часть или сразу несколько отростков оторваны от тела позвонка. Продольные связки в результате смещения частей также травмированы.

Клиновидный — Частый спутник остеопороза. Возникает по причине разрушения надкостницы и губчатой кости в теле позвонка. Тело позвонка сжимается в виде клина, уходящего к внутренним органам.

Оскольчатый — Травма делит позвонок на несколько частей, все они смещены в результате сдавливания межпозвоночным диском. Задняя стенка при этом может задевать и спинномозговой канал.

Симптомы при переломе



Симптомы зависят от степени тяжести перелома, от вида компрессии, от первопричины травмы. При патологических состояниях опорно-двигательного аппарата клиническая картина стерта, нет выраженности болевого синдрома и других признаков.

Бывают жалобы пациента на неприятные ощущения при смене положения, во время стояния на ногах, а также при физическом осмотре места перелома.

В таком случае говорят о легкой степени тяжести перелома. Но заниматься самолечением нельзя ни в коем случае. Даже легкие переломы, без проявления четкой симптоматики нуждаются в лечении профессионалами.

В остальных случаях симптомы зависят от компрессии. Они могут быть как самостоятельными, так и входить в целый симптомокомплекс.

О повреждении спинного мозга говорят следующие симптомы:

  • нарушение сердечного ритма, нитевидный пульс;
  • остановка дыхания;
  • тошнота;
  • потеря сознания;
  • пониженное артериальное давление;
  • холодный пот.
  • Неврологические признаки более характерны для перелома 12 позвонка, так как в этом месте позвоночник более подвижен. При переломах выше 10 позвонка, неврологические признаки отсутствуют.

    При патологиях ОДА боли слабовыраженные, и они имеют разлитой характер. Такая симптоматика возникает при остеопорозе, опухолях, дисплазии суставов.

    При сильном ударе может произойти разрыв сердца, поэтому необходима срочная медицинская помощь.

    Неотложная помощь

    Неграмотные действия в отношении человека, у которого возможен компрессионный перелом в грудном отделе могут обернуться для последнего тяжелыми последствиями, вплоть до летального исхода. Поэтому лучше вызвать скорую помощь.

    В ожидании медиков, можно сделать следующее:

    • положить пострадавшего на жесткую ровную поверхность;
    • при открытой ране с кровотечением — остановить кровь при помощи жгута или повязки;
    • не давать питье, еду;
    • при отсутствии дыхания и сердцебиения — делать реанимацию (ИВЛ, непрямой массаж сердца);
    • обеспечить полный покой, не давать двигаться;
    • не допускать сгибание позвоночника;
    • не вправлять позвонки;

    Если скорая не может приехать, нужно самостоятельно транспортировать больного в ближайший стационар.



    Для перемещения можно использовать подручные средства из жестких материалов. Если нет таких, можно взять мягкие, но перемещать пострадавшего рекомендуется на животе.

    • нельзя перемещать больного за руки и ноги;
    • для перемещения нужно как минимум 3 человека: один придерживает голову, другой грудь, третий таз и нижние конечности;
    • нельзя переворачивать человека;
    • не рекомендуется перетаскивать пострадавшего, если он в безопасном месте.

    Если пострадавший теряет сознание, у него отнимаются ноги или руки — медлить нельзя, нужно, как можно скорее отвезти его в больницу.

    Как диагностируют компрессионный перелом



    Если больной находится в тяжелом состоянии, ему сперва оказывают неотложную помощь. После того, как врач убедился, что жизни пострадавшего ничего не угрожает, он может назначить дополнительные исследования.

    Делают рентген грудного отдела позвоночника в двух проекциях для уточнения типа перелома, его тяжести.

    Выполняют для обнаружения опухолей, повреждений спинного мозга.

    Назначают для оценки состояния связочного аппарата, межпозвоночных дисков, хрящей.

    Для выявления нарушений сердечной деятельности.
    При удовлетворительном стабильном состоянии больного, врач проводит наружный осмотр, опрос пациента.

    Для более четкой картины при постановке диагноза, врач направляет обследуемого на анализы крови, исследование плотности костей (при остеопорозе), радионуклидное исследование (для обнаружения других скрытых переломов).

    Особенности терапии

    После получения всех данных обследования врач-травматолог или хирург назначает соответствующее лечение.
    Главное условие заживления компрессионного перелома — сохранение неподвижности костей грудного отдела позвоночника. Длительность иммобилизации зависит от тяжести и вида перелома.

    Консервативный метод лечения применяют при неосложненных переломах без смещения и выраженной компрессии.

    Сочетают применение следующих препаратов.

    Для купирования болевых симптомов используют инъекции и таблетки: Нимесулид, Кеторол, Дексалгин.

    Наружно используются мази и гели: Нурофен, Диклофенак, Фастум гель. При сильных болях — инъекции с новокаином и лидокаином, иногда с морфием.

    Для снятия воспаления в больном месте применяют: Ибуфен, Нурофен, Но-Шпу.

    В качестве средства для восстановления костной ткани, в сочетании с витаминным комплексом на основе кальция и других минералов.

    При осложнениях могут применяться антикоагулянты, гормональные, антибактериальные, ноотропные препараты.

    Для лиц с остеопорозом в анамнезе выписывают биофосфонаты — средства для наращивания костной массы.

    Для сохранения неподвижности поврежденного участка позвоночника применяются жесткие ортопедические корсеты, корректоры или реклиторы (разновидности корсетов).

    Корсет снимает лишнюю нагрузку на спину, фиксирует позвонки в анатомически правильном порядке, а также ограничивает давление на спинномозговой канал.

    Как долго будет человек находиться в таком корсете — зависит от травмы, времени обращения к врачу, индивидуальных особенностей организма. В среднем, корсет носят на протяжении 3 месяцев.

    Помимо этого, пострадавшему запрещены какие-либо нагрузки, поднимание тяжелых предметов, резкие наклоны вперед или назад, длительное нахождение в одном положении.

    Спать рекомендуется на жесткой поверхности или на ортопедическом матрасе.

    Если компрессия более выражена, то пациенту делают вправление или скелетное вытяжение позвоночника в стационаре. Для этого головную часть кровати, на которой лежит больной, приподнимают под углом в 30 градусов.

    Пациента фиксируют специальными лямками за подмышки к спинке кровати. Вытяжение длится до 1-1,5 месяцев. Таким образом, позвоночник вытягивается за счет собственного веса человека.

    После вытяжения одевают корректор осанки или корсет. Если консервативная терапия не дала результатов, прибегают к оперативному вмешательству.

    Операция показана, если при травме были задеты нервы, сосуды, органы, или в случае перелома со смещением и раздроблением костей. Применяются следующие оперативные методы.

    В полость позвоночника вставляется имплант, в который закачивается воздух.

    После принятия формы позвоночного сегмента, воздух откачивают, а полость заполняют специальным костным цементом.

    В полость позвонка через иглу вводится костный цемент температурой до 70 градусов. Затвердевая, цемент придает телу позвонка первоначальную форму.

    При поражении костей остеомиелитом, операция противопоказана.

    Импланты вставляют при осколочном переломе.

    Вначале извлекают обломки костей, а на их место вставляют искусственные фрагменты, которые фиксируют титановыми спицами.

    Период реабилитации

    По завершении курса лечения начинается длительный период реабилитации. Основные задачи: возобновить нормальный обмен веществ в костях и восстановить тонус мышц грудного отдела.

    На этом этапе эффективны методы ЛФК и физиотерапии.

    Комплекс упражнений разрабатывается врачом-реабилитологом, совместно с инструктором по ЛФК. На каждом занятии инструктор следит, чтобы во время зарядки не было ошибок в технике выполнения.

    Все движения должны быть плавными, медленными и давать умеренную нагрузку на позвоночник.

    В ЛФК входят следующие виды занятий:

    • дыхательная гимнастика;
    • упражнения во время постельного режима;
    • утренняя зарядка;
    • гимнастика с применением различных тренажеров и других приспособлений;
    • индивидуальное выполнение гимнастических упражнений;
    • ходьба, прогулки;
    • плавание;
    • занятия в зале на тренажере.

    Последние три вида ЛФК зависят от оснащенности лечебного учреждения.

    В лечебной физкультуре выделяют основных 3 этапа.


    Пациент делает зарядку, лежа в постели. Динамическую и статическую гимнастику начинают на второй день после травмы.
    Основные задачи:

    • предотвратить развитие застойных явлений в легких;
    • нормализовать работу ЖКТ;
    • устранить застой крови в нижних полых венах;
    • предупредить появление пролежней.

    Начинают зарядку с дыхательных упражнений. В первые три дня выполняют технику диафрагмального дыхания. Общее время на технику — не более 5 минут.

    С 4 дня время зарядки увеличивают до 7 минут, включают грудное дыхание с попеременным подниманием ног в коленном суставе.
    Зарядка для суставов и связок проводится до 3 раз в день, делают 2-3 повторения, потом их число увеличится до 10.

    • сгибание-разгибание рук в локтевом суставе;
    • сгибание-разгибание ног в колене;
    • сжимание и разжимание пальцев рук и стоп;
    • вращения кистями рук и стопой;
    • поочередное поднимание ног до угла в 45 градусов;
    • разведение прямых ног, колен в стороны;
    • напряжение-расслабление мышц спины;
    • скольжение стопами по поверхности кушетки, вперед-назад попеременно.

    Начинается спустя 30 дней после повреждения. Пациенту разрешают переворачиваться на живот.

    Основные задачи этапа:

    • подготовка тела к увеличению объема движений;
    • укрепление мышечного корсета;
    • нормализация кровообращения в костных и мышечных тканях;
    • восстановление связочного аппарата.

    Продолжительность занятий и количество повторов увеличивается. С каждым днем добавляется новое движение.

    Упражнения должны чередоваться: динамическое-статическое-дыхательное.

    Начинается спустя 2 месяца после травмы. Человеку позволяют менять положение вначале: полулежа, полусидя, затем разрешают сидеть, вставать. Постепенно выздоравливающий переходит на свободный режим.
    Основные задачи этапа:

    Упражнения усложняются, разрабатывается отдельный комплекс для утренней гимнастики, для занятий в тренажерном зале. Зарядка проводится на гимнастическом коврике в положении на четвереньках, коленях.

    На следующем этапе в процесс вовлекают движения с повышенной нагрузкой: с наклонами, приседаниями, с гантелями.

    Длительность — 40-50 минут. Разрешаются недолгие пешие прогулки.

    Применяют следующие методы:

    • электрофорез (применяют кальций, витамин Д, новокаин) — насыщает ткани солями кальция, снимает боль, улучшает костный обмен;
    • УВЧ — купирует болевой синдром, улучшает кровообращение;
    • криотерапия — устраняет боль, запускает процессы регенерации;
    • индуктометрия — снимает воспаление;
    • массаж — улучшает питание и кровоснабжение тканей;
    • магнитотерапия — ускоряет процессы регенерации.

    Осложнения и последствия

    Последствия компрессионного перелома позвоночника в грудном отделе проявляются вне зависимости от степени и тяжести травмы.

    На это влияют следующие факторы:

    • время обращения за помощью;
    • соблюдение врачебных предписаний;
    • особенности организма;
    • качество лечения и реабилитации.

    Осложнения могут появиться не сразу, а в течение нескольких дней или месяцев после повреждения.

    • В результате длительной неподвижности — пролежни, запоры, застойные явления.
    • На фоне нестабильности 12 позвонка — дегенерация межпозвоночных дисков, остеохондроз, грыжи, паралич.
    • Сужение межпозвоночного канала — нарушение чувствительности в ногах, руках, онемение, мышечные боли, паралич.
    • Разрушение 12 позвонка, вследствие расхождений отростков — прогрессирующий грудной кифоз.
    • Повреждение спинного мозга и двигательных корешков нервов — паралич, частичный или полный.

    Прогноз выздоровления и профилактика

    Если диагностирован легкий компрессионный перелом, то пациента ожидает благоприятный прогноз на выздоровление. Особенно, если были соблюдены все правила лечения и реабилитации. В других случаях восстановление происходит не в полном объеме.

    Пациентам приходится ограничивать себя в нагрузках, соблюдать охранительный режим. Бывают смертельно опасные осложнения, поэтому больным необходимо регулярно делать рентген грудного отдела позвоночника.

    В целях профилактики, требуется соблюдать осторожность при выполнении тяжелых работ, объективно оценивать свои физические возможности. В рацион следует включить продукты, богатые кальцием и другими микро и макро элементами, витамином Д.

    Cамое главное — необходимо своевременно обращаться за врачебной помощью при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и других внутренних органов.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.