Точно тайный горб на груди таскаю

Тексты рок-оперы "Юнона и Авось"
Пролог муз. А. Рыбникова
слова Андрея Вознесенского

Бьет двенадцать годов как часов,
Над моей терпеливою нацией,
Есть апостольское число,
Для России оно двенадцать.

Восемьсот двенадцатый год
Даст ненастье иль крах династий?
Будет петь и рыдать народ,
И еще, и еще двенадцать.

История - ты стон,
Пророков, распинаемых крестами,
Они сойдут с крестов,
взовьют еретиков кострами.

Безумствует распад,
Но все-таки виват!
Профессия рождать
Древней, чем убивать.

Сага
муз. А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского

Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: Боже Всевышний!
Я тебя никогда не забуду,
И уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.

И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда:
Я тебя никогда не увижу,
Я тебя никогда не забуду .

Даже если на землю вернемся
Мы вторично, согласно Гафизу,
Мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.

Эту речку в мурашках простуды,
Это адмиралтейство и биржу
Я уже никогда не забуду.
И уже никогда не увижу.

Душой я бешено устал (Ария Резанова)

муз. А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского

Душой я бешено устал!
Точно тайный горб
На груди таскаю.
Тоска какая!

Будто что-то случилось или случится
Ниже горла высасывает ключицы .
Российская империя - тюрьма,
Но за границей та же кутерьма.

Родилось рано наше поколение,
Чужда чужбина нам и скучен дом,
Расформированное поколение
Мы в одиночку к истине бредем.

Чего ищу? Чего-то свежего
Земли старые - старый сифилис.
Начинают театры с вешалок,
Начинаются царства с виселиц.

Земли новые - табула раса.
Расселю там новую расу.
Третий мир без деньги и петли .
Ни республики, ни короны!

Где земли золотое лоно
Как по золоту пишут иконы
Будут лики людей светлы.
Смешно с всемирной тупостью бороться -

Свобода потеряла первородство.
Её нет ни здесь, ни там .
Куда же плыть?
Не знаю, капитан .

Песня моряков "Авось"
Муз. А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского

В море соли и так до черта,
Морю не надо слез.
Наша вера верней расчета,
Нас вывозит "Авось".
Нас мало, нас адски мало,
А самое главное, что мы врозь,
Но из всех притонов, из всех кошмаров
Мы возвращаемся на "Авось".

Вместо флейты подымем флягу
Чтобы смелее жилось.
Под Российским небесным флагом
И девизом "Авось".
Нас мало и нас все меньше
И парус пробит насквозь,
Но в сердцах забывчивых женщин
Не забудут "Авось" !

В море соли и так до черта,
Морю не надо слез.
Наша вера вернее расчета
Нас вывозит "Авось".
От ударов на наши плечи
Гнется земная ось.
Только наш позвоночник крепче,
Не согнемся - авось.

Вместо флейты подымем флягу,
Чтобы смелее жилось.
Под Российским Андреевским флагом
И девизом "Авось".

Белый шиповник
муз. А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского

Белый шиповник, дикий шиповник
Краше садовых роз.
Белую ветку юный любовник
Графской жене принес.
Белый шиповник, дикий шиповник
Он ей, смеясь, отдал.
Листья упали на подоконник,
На пол упала шаль…

Припев:
Для любви не названа цена,
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна, жизнь одна.

Белый шиповник, страсти виновник,
Разум отнять готов,
Разве не знаешь, графский садовник
Против чужих цветов.
Что ты наделал, милый разбойник?
Выстрел раздался вдруг .
Красный от крови красный шиповник
Выпал из мертвых рук.

Их схоронили в разных могилах,
Там, где старинный вал.
Как тебя звали, юноша милый,
Только шиповник знал.
Тот, кто убил их, тот кто шпионил,
Будет наказан тот.
Белый шиповник, вечный шиповник
В память любви цветет.

Ангел, стань человеком! (Ария Резанова)

муз. А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского


Ангел стань человеком,
Подними меня ангел с колен.
Тебе трепет сердечный неведом,
Поцелуй меня в губы скорей,

Твоим девичьим векам
Я открою запретнейший свет,
Глупый ангел шестнадцатилетний,
Иностранка испуганных лет.

Я тебе расскажу о России,
Где злодействует соловей,
Сжатый страшной любовной силой,
Как серебряный силомер.

Образ матери чудотворной
От стены наклонился в пруд,
Белоснежные контрфорсы,
Словно лошади воду пьют.

Ты узнаешь земные -
божество, и тоску, и любовь,
Я тебе расскажу о России,
Я тебя посвящаю в любовь!!

Монолог Резанова
муз. А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского

Принесите карты открытий
В дымке золота.
В дымке золота, как пыльца.
И облив самогоном, сожгите
У надменных дверей.
У надменных дверей дворца.

Принесите три самых желанья,
Что я прятал от жен и друзей,
Что угрюмо отдал на закланье
Авантюрной планиде.
Авантюрной планиде моей.

Прощальная ария Резанова
муз. А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского

Я умираю от простой хворобы
На полдороге к истине и чуду,
На полдороге, победив почти.
С престолами шутил,
А умер от простуды,

Прости, мы рано родились,
Желая невозможного,
Но лучшие из нас
Срезались с полпути.

Мы - дети полдорог,
Нам имя - полдорожье,
Прости, никто из нас дороги не осилил,
Да и была ль она дорога впереди?
Прости меня свобода и Россия,
Не одолел я целого пути.

Прости меня земля,
Что я тебя покинул,
Не высказать всего,
Не мы повинны в том,
Что половинны,
Но жаль.

Прости, я вновь тебя не понимаю,
Я твой погибший замысел,
Прости.

Ожидание Кончиты
Муз .А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского

Десять лет в ожиданье прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
Чтобы в пути тебе было светло
Я свечу оставляю в окне.

Двадцать лет ожиданье прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
Ты поборешь всемирное зло
Я свечу оставляю в окне.

Тридцать лет в ожиданье прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
У меня отрастает крыло
Я оставила свечку в окне.

Аллилуйя
муз. А. Рыбникова
сл. А. Вознесенского

Жители двадцатого столетья!
Ваш к концу идет двадцатый век,
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?!
Две души, несущихся в пространстве,
Полтораста одиноких лет,
Мы вас умоляем о согласье,
Без согласья смысла в жизни нет!
Аллилуйя!
Аллилуйя возлюбленной паре !
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали.
Аллилуйя любви!
Аллилуйя любви !
Аллилуйя!
Аллилуйя!
Аллилуйя всем будущим детям!
Наша жизнь пролетела аллюром.
Мы проклятым вопросам ответим:
Аллилуйя любви!
Аллилуйя любви!
Аллилуйя!
Я люблю твои руки и плечи.
С твоих ног я усталость разую .
В море общем сливаются реки -
Аллилуйя!
Аллилуйя Гудзону и Волге!
Государства любовь образует.
Аллилуйя, князь Игорь и Ольга!
Аллилуйя любви! Аллилуйя!
Аллилуйя свирепому нересту!
Аллилуйя бобрам алеутским!
Лишь любовью оправдана ненависть.
Аллилуйя любви! Аллилуйя!
Аллилуйя Кончите с Резановым!
Исповедуя веру живую,
Мы повторим под занавес заповедь:
Аллилуйя любви! Аллилуйя любви!
Аллилуйя!
Аллилуйя актерам трагедии,
Что нам жизнь подарили вторую,
Полюбили нас через столетья!
Аллилуйя!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2010. Владимир Федосеевич Раевский 1795-1879 Стихи
  • 29.06.2010. Ксения Александровна Некрасова Стихи
  • 28.06.2010. Марина Цветаева Стихи
  • 26.06.2010. Анна Ахматова Стихи
  • 12.06.2010. Михаил Юрьевич Лермонтов Стихи
  • 11.06.2010. Андрей Вознесенский Стихи
  • 10.06.2010. Драматические произведения А. С. Пушкина
  • 09.06.2010. Александр Пушкин К Жуковскому Благослови, поэт!
  • 08.06.2010. Александр Сергеевич Пушкин И. И. Пущину
  • 07.06.2010. Вильгельм Карлович Кюхельбекер 1797-1846
  • 06.06.2010. Александр Сергеевич Пушкин Родился 6 июня 1799года
  • 05.06.2010. Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила
  • 01.06.2010. Андрей Вознесенский Юнона и Авось

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Андрей Вознесенский

Сегодня произошло то, чего я так боялась. Умер мой любимый поэт - Андрей Вознесенский. Я не знаю, что сказать. Я не знаю, что говорят в таких случаях.

Он просто был в моей жизни непрерывно. Рифмы его стихов бились в пульсом. Его проза поражала и завораживала. И я всегда знала, что есть что-то еще, что он написал совсем недавно, а я еще не читала. Все. Теперь этого больше нет.

Я знала, что ему 77, и он постоянно болеет. Я думала об этом периодически. Но продолжала надеяться, что он все еще будет. Наверное, надеялась, что он будет всегда.

Несколько моих любимых стихов.

* * * * *
В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини
девяносто процентов любви!

Даже если - как исключение
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении
девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.
1972

ТОСКА
Загляжусь ли на поезд с осенних откосов,
забреду ли в вечернюю деревушку -
будто душу высасывают насосом,
будто тянет вытяжка или вьюшка,
будто что-то случилось или случится -
ниже горла высасывает ключицы.

Или ноет какая вина запущенная?
Или женщину мучил - и вот наказанье?
Сложишь песню - отпустит, а дальше - пуще.

Показали дорогу, да путь заказали.
Точно тайный горб на груди таскаю -
тоска такая!

Я забыл, какие у тебя волосы,
я забыл, какое твое дыханье,
подари мне прощенье,
коли виновен,
а простивши - опять одари виною.

Романс

Запомни этот миг. И молодой шиповник.
И на Твоем плече прививку от него.
Я - вечный Твой поэт и вечный Твой любовник.
И - больше ничего.

Запомни этот мир, пока Ты можешь помнить,
а через тыщу лет и более того,
Ты вскрикнешь, и в Тебя царапнется шиповник.

И - больше ничего.

А тут - его проза. Небольшой текст, который захватывает в свой апельсиново-безбашенный водоворот, и ты читаешь-читаешь и не можешь оторваться, пока не добегаешь до последней точки.

За телефонным коммутатором сидит хозяин Стенли Барт, похожий на затурканного дилетанта-скрипача не от мира сего. Он по рассеянности вечно подключает вас к неземным цивилизациям.

В лифте поднимаются к себе режиссеры подпольного кино, звезды протеста, бритый под ноль бакунинец в мотоциклетной куртке, мулатки в брюках из золотого позумента и пиджаках, надетых на голое тело. На их пальцах зажигаются изумруды, будто незанятые такси.

Обитатели отеля помнили мою историю.

Для них это была история поэта, его мгновенной славы. Он приехал из медвежьей снежной страны, разоренной войной и строительством социализма.

Началась мода на него. Международный город закатывал ему приемы, первая дама страны приглашала на чай. Звезда андеграунда, режиссер Ширли Кларк, затеяла документальный фильм о его жизни. У него кружилась голова.

Эта европейка была одним из доказательств его головокружения.

Едва она вбежала в мое повествование, как по страницам закружились солнечные зайчики, слова заволновались, замелькали. Быстрые и маленькие пальчики, забежав сзади, зажали мне глаза.

— Бабочка-буря! — безошибочно завопил я.

Это был небесный роман.

Взяв командировку в журнале, она прилетала на его выступления в любой край света. Хотя он и подозревал, что она не всегда пользуется услугами самолетов. Когда в сентябре из-за гроз аэропорт был закрыт, она как-то ухитрилась прилететь и полдня сушилась.

Ее черная беспечная стрижка была удобна для аэродромов, раскосый взгляд вечно щурился от непостижимого света, скулы лукаво напоминали, что гунны действительно доходили до Европы. Ее тонкий нос и нервные, как бусинки, раздутые ноздри говорили о таланте капризном и безрассудном, а чуть припухлые губы придавали лицу озадаченное выражение. Она носила шикарно скроенные одежды из дешевых тканей. Ей шел оранжевый. Он звал ее подпольной кличкой Апельсин.

Для его суровой снежной страны апельсины были ввозной диковиной. Кроме того, в апельсинном горьком запахе ему чудилась какая-то катастрофа, срыв в ее жизни, о котором она не говорила и от которого забывалась с ним. Он не давал ей расплачиваться, комплексуя со всей валютой.

— Мне надо с собой апельсинов.

— Сколько? — презрительно промычал буйвол.

На Западе продающие ничему не удивляются. В лавке оказалось полторы тысячи. Он зашел еще в две.

Она приехала в десять вечера. С мокрой от дождя головой, в черном клеенчатом проливном плаще. Она жмурилась. Он открыл ей со спутанной прической, в расстегнутой полузаправленной рубахе. По его растерянному виду она поняла, что она не вовремя. Ее лицо осунулось. Сразу стала видна паутинка усталости после полета. У него кто-то есть! Она сейчас же развернется и уйдет.

Его сердце колотилось. Сдерживаясь изо всех сил, он глухо и безразлично сказал:

— Проходи в комнату. Я сейчас. Не зажигай света — замыкание.

И замешкался с ее вещами в полутемном предбаннике.

Ах так! Она еще не знала, что сейчас сделает, но чувствовала, что это будет что-то страшное. Она сейчас сразу все обнаружит. Она с размаху отворила дверь

в комнату. Она споткнулась. Она остолбенела. Пол пылал.

Темная пустынная комната была снизу озарена сплошным раскаленным булыжником пола.

Пол горел у нее под ногами. Она решила, что рехнулась. Она поплыла.

Четыре тысячи апельсинов были плотно уложены один к одному, как огненная мостовая. Из некоторых вырывались язычки пламени. В центре подпрыгивал одинокий стул, будто ему поджаривали зад и жгли ноги. Потолок плыл алыми кругами. С перехваченным дыханием он глядел из-за ее плеча. Он сам не ожидал такого. Он и сам словно забыл, как четыре часа на карачках укладывал эти чертовы скользкие апельсины, как через каждые двадцать укладывал шаровую свечку из оранжевого воска, как на одной ноге, теряя равновесие, длинной лучиной, чтобы не раздавить их, зажигал ,свечи. Пламя озаряло пупырчатые верхушки, будто они и вправду раскалились. А может, это уже горели апельсины? И все они оранжево орали о тебе.

Они плясали в твоем обалденном черном проливном плаще, пощечинами горели на щеках, отражались в слезах ужаса и раскаянья, в твоей пошатнувшейся жизни. Ты горишь с головы до ног. Тебя надо тушить из шланга! Мы горим, милая, мы горим! У тебя в жизни не было и не будет такого. Через пять, десять, через пятнадцать лет ты так же зажмуришь глаза — и под тобой поплывет пылающий твой единственный неугасимый пол. Когда ты побежишь в другую ванную, он будет жечь тебе босые ступни. Мы горим, милая, мы горим. Мы дорвались до священного пламени. Уймись, мелочное тщеславие Нерона, пылай, гусарский розыгрыш в стиле поп-арта!

Это отмщение ограбленного детства, пылайте, напрасные годы запоздавшей жизни. Лети над метелями и парижами, наш пламенный плот! Сейчас будут давить их, кувыркаться, хохотать в их скользком, сочном, резко пахучем месиве, чтоб дальние свечки зашипели от сока.

В комнате стоял горький чадный зной нагретой кожуры. Она покосилась, стала оседать. Он едва успел подхватить ее. — Клинический тип,— успела сказать она.— Что ты творишь! Обожаю тебя.

Плэйкасты-1 на стихи Наталии Партенца. Автор Nika. СБОР.

Плэйкасты-2 на стихи Наталии Партенца. Автор Nika. СБОР.

Pierre de Clausade (French, 1910-1976) //s019.radikal.ru/i618/1601/51/e592397c2af8t.jpg ht.

Живопись для “чайников” Если бы у нас в институте по истории живописи были такие "особые примет.

  • анимация (44)
  • Афоризмы (20)
  • балет (21)
  • видео (116)
  • генераторы (23)
  • для бложика (22)
  • женский образ (58)
  • ЖЗЛ (91)
  • Актёры театра и кино (39)
  • Истории любви (6)
  • Композиторы и музыканты (22)
  • Литература (10)
  • Политика (3)
  • Эстрада (7)
  • живопись (91)
  • животные (17)
  • Здоровье (12)
  • искусство (31)
  • кино онлайн (6)
  • клипарт (36)
  • коллажи (29)
  • кулинария (34)
  • литература (25)
  • Марина Цветаева (33)
  • мудрость (18)
  • музыка (218)
  • Инструментальная музыка (8)
  • Классическая музыка (48)
  • Популярная инструментальная классика (13)
  • ретро (7)
  • новый год (70)
  • открытки (50)
  • весна (5)
  • Вечер (2)
  • Для тебя (3)
  • зима (16)
  • плэйкасты (97)
  • поэзия (162)
  • православие (18)
  • праздники (27)
  • Природа (4)
  • природа и человек (19)
  • притчи (6)
  • программы (36)
  • религия (29)
  • ретро (23)
  • скрап-набор (45)
  • скульптура (3)
  • ссылки (17)
  • театр (22)
  • Точка зрения (9)
  • уроки (46)
  • фоны (80)
  • фотография (47)
  • фотохудожники (10)
  • фотошоп (76)
  • Харьков (6)
  • это полезно (64)


Вечен Божий свет, сладок Божий свет,
За тобой слежу я с небес.
Будь благославен, будь благославен,
Не страшись любви своей!
Дева святая, Матерь Божия,
За тебя молюсь я одна.
Аллилуйя!

Сколько лет прошло,а шедевр театральной культуры-спектакль "Юнона и Авось" - незабвенен!
И звучит очень уж по-современному.Классика!
И как тут не вспомнить - сегодня же, православные отмечают праздник Казанской иконы Божьей Матери
Да и настроение такое .
В общем- почитайте, посмотрите,задумайтесь. Поймёте


РЕЗАНОВ:
Душой я бешено устал.
Точно тайный горб на груди таскаю,
Тоска такая.
Будто что-то случилось или случится, —
Ниже горла высасывает ключицы.
Российская империя — тюрьма,
Но за границей тоже кутерьма.
Родилось рано наше поколение,
Чужда чужбина нам и скучен дом,
Расформированное поколение,
Мы в одиночку к истине бредем.
Чего ищу. Чего-то свежего
Земли старые — старый сифилис,
Начинают театры с вешалок,
Начинаются царства с виселиц.
Земли новые — табула раза,
Расселю там новую расу,
Третий мир без деньги и петли.
Ни республики, ни короны,
Где земли золотое лоно!
Как по золоту пишут иконы,
Будут лики людей светлы!
Как по золоту пишут иконы,
Будут лики людей светлы!

Смешно с всемирной тупостью бороться,
Свобода потеряла первородство.
Ее нет ни здесь, ни там.
Куда же плыть.
Не знаю, капитан.

МОЛЯЩИЕСЯ:
О Пресвятая Дева, Мати Господа Вышняго
Заступница и покрова всех к Тебе прибегающих!

РЕЗАНОВ:
Я путь ищу, как воин и мужчина,
Но буду честен, есть еще причина.

РЕЗАНОВ:
Меня по свету гонит страшный бред,
Душой я болен с отроческих лет,
Когда на мне остановился взгляд
Казанской Божьей Матери!

МОЛЯЩИЕСЯ:
Услыши мою теплую молитву и принеси Ю пред возлюбленного Сына Твоего,
Господа нашего Иисуса Христа!

РЕЗАНОВ:
Увидел в Ней не Вседержительницу Деву,
А женщину с вишневыми глазами.
Хотелось защитить ее, спасти
Мне не помог ни врач, ни богослов,
Я посягнул на Божию любовь.

МОЛЯЩИЕСЯ:
Умоли Его, да озарит Он мрачную душу мою светом Божественной Благодати Своея!

РЕЗАНОВ:
Знал многих женщин. Схоронил жену.
Но всюду чуял тайный взгляд вишневый.
РЕЗАНОВ И ХОР:
Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду
сетей многих.

МОЛЯЩИЕСЯ:
Избави мя от них и спаси мя Блаже, яко человеколюбец
Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой
Дух Святый: Троице Святая, Слава тебе!
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради
Пречистая Твоея Матере, помилуй нас!


Господи, возвах к тебе, услыши мя, Господи!
Господи, возвах к тебе, услыши мя, Господи!
Вонми гласу моления моего, внегда возвати ми к Тебе.
Боже, ослаби, остави, прости согрешения моя.
Боже, ослаби, остави, прости согрешения моя.
Господи, возвах к Тебе, услыши мя, Господи!
Господи, возвах к Тебе, услыши мя, Господи!
Преславная Приснодево Мати Христа Бога,
Принеси наши молитвы Сыну Твоему и Богу нашему,
Да спасет Тобою души наша!
Все упование мое на Тя возлагаю,
Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим!
Алиллуйя! Алиллуйя! Алиллуйя!
РЕЗАНОВ:
Меня по свету гонит страшный бред,
Душой я болен с отроческих лет,
Когда на мне остановился взгляд
Казанской Божией Матери!

ГОЛОС БОГОМАТЕРИ:
Вечен Божий свет,
Сладок Божий свет,
За тобой слежу я с небес.
Будь благославен,
Будь благославен,
Не страшись любви своей!
Дева святая,
Матерь Божия,
За тебя молюсь я одна.

Жители ХХ-го столетия!
Ваш к концу идет ХХ-й век!
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?
Две души, несущихся в пространстве,
Полтораста одиноких лет,
Мы вас умоляем о согласьи,
Без согласья смысла в жизни нет.
Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!
Аллилуйя возлюбленной паре
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали —
Аллилуйя любви, Аллилуйя!
Аллилуйя всем будущим детям.
Наша жизнь пролетела аллюром,
Мы проклятым вопросам ответим:
Аллилуйя любви, аллилуйя!
Я люблю твои руки и речи,
С твоих ног я усталость разую.
В море общем сливаются реки,
Аллилуйя любви, аллилуйя!
Аллилуйя актерам трагедии,
Что нам жизнь подарили вторую,
Полюбившими нас сквозь столетия
Аллилуйя любви, аллилуйя!


Авторы: Андрей Вознесенский, Алексей Рыбников
Режиссер: Марк Захаров

[Автопортрет]

[Безотчетное]

[Беловежская баллада]

Это пахнет уже не романом,
так бывает пожар и дождь -
на ночь смывши глаза и румяна,
побледневшая, подойдешь.
А в квартире, забытой тобою,
к прежней жизни твоей подключен,
белым черепом со змеею
будет тщетно шуршать телефон.
В этой егерской баньке бревенчатой,
точно сельские алтари,
мы такою свободой повенчаны -
у тебя есть цыгане в крови.
Я беру тебя на поруки
перед городом и людьми.
Перед ангелом воли и муки
ты меня на поруки возьми.

Боже, ведь я же Твой стебель,
то ж меня отдал толпе?
Боже, что я Тебе сделал?
Что я не сделал Тебе?
1975

Был бы я крестным ходом,
я от каждого храма
по городу ежегодно
нес бы пустую раму.
И вызывали б слезы
и попадали б в раму
то святая береза,
то реки панорама.
Вбежала бы в позолоту
женщина, со свиданья
опаздывающая на работу,
не знающая, что святая.
Левая сторона улицы
видела б святую правую.
А та, в золотой оправе,
глядя на нее, плакала бы.

[В тополях]

Господи, дай опоздать
к ежедневному набору,
ко всему, чья ипостась
не является тобою.

В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини
девяносто процентов любви!
Даже если - как исключение -
вас растаптывает толпа,
в человеческом назначении
девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
даже ели она беда,
так во мне, несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.

Вальс при свечах

Любите при свечах,
танцуйте до гудка,
живите — при сейчас,
любите - при когда?

Ребята — при часах,
девчата — при серьгах,
живите - при сейчас,
любите — при всегда.

Прически - на плечах,
щека у свитерка,
начните — при сейчас,
очнитесь - при всегда.

Цари? Ищи-свищи!
Дворцы сминаемы.
А плечи всё свежи
и несменяемы.

Когда? При царстве чьем?
Не ерунда важна,
а важно, что пришел.
Что ты в глазах влажна.

Зеленые в ночах
такси без седока.
Залетные на час,
останьтесь навсегда.
1967

[Васильки Шагала]

В небе коровы парят и ундины.
Зонтик раскройте, идя на проспект.
Родины разны, но небо едино.
Небом единым жив человек.

[Вечное мясо]

Закрутились нули таксиста
где-то в области метафизики,
мимо Рима, Москвы, Мемфиса,
мамонт белый и мамонт сизый,
пронеслась - и на том спасибо -
жизнь, золотая тайна,
милостыня мирозданья.
--
Раздайте себя немедля,
даруя или простивши,
единственный рубль имея,
отдайте другому тыщу!
Вовеки не загнивает
вода в дающих колодцах.
Чем больше от сердца отрываешь,
тем больше в нем остается.
Так мать - хоть своих орава, -
чужое берет сиротство,
чем больше от сердца отрываешь,
тем больше в нем остается.
Люблю перестук товарный
российского разноверстья -
сколько от себя оторвали,
сколько еще остается!
Какое самозабвенье
в воздухе над покосами,
как будто сердцебиенье,
особенно - над погостами.
Под крышей, как над стремниной,
живешь ты бедней стрижихи,
но сердце твое стремительное
других утишает в жизни.
--
Бессмертие, милый Фауст,
простое до идиотства -
чем больше от сердца отрываешь,
тем больше жить остаешься.
Раб РОСТА или Есении
не стали самоубийцами,
их щедрость - как воскресение,
звенит над себялюбивцами.
Нищему нет пожарищ.
Беда и победа - сестры.
Чем больше от сердца отрываешь,
тем больше ему достается.

Все конкретней и необычайней
недоступный смысл миропорядка,
что ребенка приобщает к тайне,
взрослого - к отсутствию разгадки.

Выдалось лето жаркое.
У самого моря, взапуски,
с тобою мы, взявшись за руки,
бродим, как запонки.
Мы вдеты не только в лето —
в незримую благодать.
Необъяснимо это.
И надо ли объяснять.
1998

[Гениальная ошибка]

Лимузины — ксероксы
с колесницы Ксеркса.
Жаль, что дверцев нет.
У поэтов вечно молодое сердце.
Может, я поэтому и поэт.

Ты живешь в моем сердце,
сжав аорту, как кукиш.
Обманулся диагноз
пролетающих лет.
Ты живешь в моем сердце,
точно бабочка в куколке
Может, я поэтому и поэт.

[Гость из тысячелетий]

[Диалог]

В ответы не втиснуты
судьбы и слезы.
В вопросе и истина
Поэты - вопросы.

[Е. В. Ж.]

Стоило гроши и вдруг алтын.
Ложная растет дороговизна.
Ценность измеряется одним -
единицей вложенности жизни!

Еще немного дай побыть мне так.
В окно запах глухонемой табак.
От рамы тень бретелькой на плечо.
Мне так побыть немного дай еще.
Дай мне немного так еще побыть,
не убегай умыться и попить.
Как, боже, твой благословенен край
Еще немного так побыть мне дай.

Жизнь

Я ошибся, вписав тебя ангелам в ведомость.
Только мы с тобой знаем - из какой ты шкалы.
И за это твоя дальнобойная ненависть
меня сбросила со скалы.
Это теоретически невозможно.
Только мы с тобой знаем - спасибо тебе, -
как колеса мои превратились в восьмерки,
как злорадна усмешка у тебя на губе.
.
И за это за все - как казнят чернокнижницу -
привезу тебя к утреннему крыльцу,
погляжу в дорогие глаза злоумышленницы,
на прощанье губами перекрещу.

Заповедь

И ни злата, ни серебра
меж обманчивого пространства —
я нашел наконец себя.
Неужели время прощаться?

Время шпорами торопя,
оставляя залы в прострации,
я нашел наконец Тебя.
Неужели пора прощаться?
1998

[Изумрудный юмор]

Не для того, чтобы злить митрофанов,
живем мы, сдвинутые по фазе.
Я разрабатываю метафору,
что стала каналом связи.

[Инструкция]

Умирает век - выделяется его биополе.
Умирает материя - выделяется дух.
Над людьми проступают идея и воля.
Лебединой песней летит тополиный пух.

Используйте силу свою.
Мы гости со стороны.
Вы бьете по острию.
Я гвоздь от иной стены.

Мне спину согнули дугой,
по шляпку вбили вовнутрь.
Я гвоздь от стены другой.
Слабо вам перевернуть?!

Битый ноготь черней, чем деготь
— боязно глаз впереть.
Назад невозможно дергать.
Невозможно - вперед.

Вы сами в крови. Всё испортив,
ошибся конторский вождь.
Сияет стена напротив –
та, от которой я гвоздь.

Я выпрямлюсь. Я найду.
Мы гости иной страны.
По шляпку в тебя войду —
я гвоздь от твоей стены.
2005

Истина

Кончита

Десять лет в ожиданье прошло.
Ты в пути. Ты все ближе ко мне.
Хорошо ли приладил седло?
Чтоб в пути тебе было светло,
я свечу оставляю в окне.

Двадцать лет в ожиданье прошло.
Ты в пути. Ты все ближе ко мне.
Ты поборешь всемирное зло.
Чтоб в бою тебе было светло,
я свечу оставляю в окне.

Тридцать лет в ожиданье прошло.
Ты в пути. Ты все ближе ко мне.
У меня отрастает крыло!
Без меня чтобы было светло,
я оставила свечку в окне.
1977

Кошка

У женщины кошка пропала,
как если пропало дитя.
С работы она приходя,
все смотрит налево, направо.
Подумаешь, кошка, делов-то!
В дому нелюдимая мгла.
Ждала, за подруг была.
Кому-нибудь скажешь - неловко.
Бывало, хозяйка болеет,
а кошка - у ней на груди.
Из лап кренделек впереди.
В ночи ее грудка белеет.
Хорошим была домочадцем.
И надо привыкнуть и жить.
Попробовать свет не тушить,
чтоб в темень не возвращаться.
Сейчас она двери запрет,
поставит у двери кошелку.
И не раздеваясь, ревет -
как будто рыдает о кошке.

[Легенда]

Ангел смерти является за душой,
как распахнутый страшный трельяж.
В книгах старых словес
я читал, что он весь
состоял из множества глаз.
.
Если ж он ошибался
(отсрочен ваш час), -
улетал. Оставлял новый взгляд.
Удивленной душе
он дарил пару глаз.
Достоевский так стал, говорят.
.
Ты ночами кричишь,
видишь корни причин.
Утром в ужасе смотришь в трельяж.
Но когда тот, другой,
прилетит за душой,
ты ему своих глаз не отдашь.

Мадригал

Миллион алых роз

Жил-был художник один.
Домик имел и холсты.
Но он актрису любил.
Ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом.
Продал картины и кров.
И на все деньги купил
Целое море цветов.
Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
Свою жизнь для тебя превратил в цветы.
Утром встаешь у окна.
Может, сошла ты с ума?
Как продолжение сна
Площадь цветами полна.
Похолодеет душа:
Что за богач тут чудит?
А под окном чуть дыша
Бедный художник стоит.
Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
Свою жизнь для тебя превратил в цветы.
Встреча была и прошла.
В ночь ее поезд увез.
Но в ее жизни была
Песня безумная роз.
Прожил художник один.
Много он бед перенес.
Но в его жизни была
Целая площадь цветов.
Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
Свою жизнь для тебя превратил в цветы.

Мое время

Пришло мое время. Пускай запоздав.
Вся жизнь — только тренинг
пред высшим мгновеньем.
Отходит состав.
Пришло мое время.

Оно, мое время, взяв секундомер,
стоит на дороге.
А кто испугался, душой оскудел —
пусть делает ноги!

Сердца миллионов колотятся в такт
моим бумаженциям.
Со мной — не абстракт! — на Владимирский тракт
пришла моя женщина.

Мы - нищие брюхом. Как все, погоря,
живу не в Эдеме.
Но Хлебников нынче — ясней букваря.
Пришло мое время.

Да здравствует время, с которым, борясь,
мы стали, как кремний!
Кругом вероломное время сейчас.
Но каждый в себе свое время припас.
Внутри - мое время.

Меня, как исчезнувшую стрекозу,
изучат по Брему.
Ну, что на прощанье тебе я скажу?
Пришло мое время.
2000

На смерть Высоцкого

Наверно, ты скоро забудешь,
Что жил на краткой земле.
Историю не разбудит
Оборванный крик шансонье.
Несут тебе свечки по хляби,
И дождик их тушит, стуча,
На каждую свечку - по капле,
На каждую каплю - свеча.

Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
былых возлюбленных на свете нет.
Есть дубликаты - как домик убранный,
где они жили немного лет.

Ты невозможна! В полвосьмого
не возникай, ни в два, ни в шесть.
Ты в этой жизни невозможна -
только поэтому ты есть.

[Ностальгия по настоящему]

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию -
ностальгию по настоящему.
Будто послушник хочет к господу,
ну а доступ лишь к настоятелю -
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.

[Ода одежде]

Ты дыши нестесненно и смело,
очертаньями хороша,
содержанье одежды - тело,
содержанье тела - душа.

[Озеро]

Осень в Сигулде

[Поле брани]

Поэхо

Тютчев прорастил
мыслящий тростник.
Я бы уточнил -
мыслящий инстинкт.
Эхо погрустит -
мыслящий транзит.

[Пропорции]

Все на свете русские бревна,
что на избы венцовые шли,
были по три сажени - ровно
миллионная доля Земли.
Непонятно, чего это ради
мужик в Вологде и Твери
чуял сердцем мильонную радиуса
необъятно всеобщей Земли?
.
Ломоносовскому проспекту
не для моды ведь зодчий Москвы
те шестьсот тридцать семь сантиметров
дал как модуль красы и любви.
Дай, судьба мне нелегкую долю -
испытанья любые пошли -
болью быть и мильонною долей
и моей и всеобщей земли.

Песня акына

Ни славы и не короны,
не шаткой короны земной -
пошли мне, господь, второго, -
чтоб вытянул петь со мной!
Прошу не любви ворованной,
не милостей на денек -
пошли мне господь, второго, -
чтоб не был так одинок.
Чтоб было с кем пасоваться,
аукаться через степь,
для сердца, не для оваций,
на два голоса спеть!
Чтоб кто-нибудь меня понял,
не часто, ну, хоть разок.
Из раненных губ моих поднял
царапнутый пулей рожок.
И пусть мой напарник певчий,
забыв, что мы сила вдвоем,
меня, побледнев от соперничества,
прирежет за общим столом.
Прости ему. Пусть до гроба
одиночеством окружен.
Пошли ему, бог, второго -
такого, как я и он.

Ресторан

Я пою в нашем городке
каждый день, в праздной тесноте.
Ты придешь, сядешь в уголке.
Подберу музыку к тебе.

Подберу музыку к глазам,
подберу музыку к лицу,
подберу музыку к словам,
что тебе в жизни не скажу.

Потанцуй под музыку мою.
Все равно, что в жизни суждено –
под мою ты музыку танцуешь,
все равно.

Ты уйдешь, с кем-то ты уйдешь.
Я тебя взглядом провожу.
За окном будет только дождь.
Подберу музыку к дождю.

В ресторан ходят отдохнуть
и когда все не по нутру.
Подберу с ходу что-нибудь,
Как тебя помню, подберу.

Мы нашли разную звезду.
Но всегда музыка одна.
Если я в жизни упаду,
подберет музыка меня.
1977

Романс

Запомни этот миг. И молодой шиповник.
И на Твоем плече прививку от него.
Я - вечный Твой поэт и вечный Твой любовник.
И больше - ничего.
Запомни этот мир, пока Ты можешь помнить,
а через тыщу лет и более того
Ты вскрикнешь, и в Тебе царапнется шиповник.
И - больше ничего.

Не величье пирамид мгновенное
и не пепл Империи в золе –
состраданье, стыд, благоговение,
уходя, оставим на земле.

Объясненья нету, и не надо.
Когда входишь в соловьевский сад,
на сердце тревожная отрада,
и с тобой сирени говорят.

За калиткой — сердце участится
и над полем, увлажняя взгляд,
неэлементарные частицы
в воздухе взволнованном дрожат.

Ухожу проселочной тревогой.
Краткою земною торопинкой —
всюду сердце, узнавая Бога,
холодеет, как перед трамплином.

Мы не возвратимся астронавтами.
Я к тебе как призрак не приду.
Стыд, благоговенье, сострадание
от меня почувствуешь в саду.
1997

Север

Островам незнакома корысть,
а когда до воды добредаем,
прилетают нас чайки
кормить красотою и состраданьем.

Красотою, наверно, за то,
что мы в людях с тобой не погибли,
что твое золотое пальто
от заката лоснится по-рыбьи.

Состраданьем, наверно, за то,
что сквозь хлорную известь помёта
мы поверили шансов на сто
в острый запах полета.
1977

[Синий журнал]

В спешке кухонной
станем с тобой
пищей духовной
пищей богов.

Сначала

[Соблазн]

Человек - не в разгадке плазмы,
а в загадке соблазна.
.
Почему, побеждая разум -
гибель слаще, чем барыши, -
соблазнитель крестообразно
дал соблазн спасенья души?

Стихи не пишутся - случаются,
как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.

Скульптор свечей

Смерть

Травматологическая больница

Ты мне никогда не снишься.
Живу Тобой наяву.
Снится все остальное.
И это дурные сны.

Тоска

Загляжусь ли на поезд с осенних откосов,
забреду ли в вечернюю деревушку -
будто душу высасывает насосом,
будто тянет вытяжка или вьюшка,
будто что-то случилось или случится -
ниже горла высасывает ключицы.
Или ноет какая вина запущенная?
Или женщину мучил - и вот наказанье?
Сложишь песню - отпустит, а дальше - пуще.
Показали дорогу, да путь заказали.
Точно тайный горб на груди таскаю -
тоска такая.
Я забыл, какие у тебя волосы,
я забыл, какое твое дыханье,
подари прощенье, коли виновен, а простивши - опять одари виною.

[Фиалки]

Фрагмент автопортрета

(мотивы Микеланджело)
Я нищая падаль. Я пища для морга
Мне душно, как джинну в бутылке прогорклой,
как в тьме позвоночника костному мозгу!
В каморке моей, как в гробнице промозглой,
Арахна свивает свою паутину.
Моя дольче вита пропахла помойкой.
Я слышу - об стену журчит мочевина.
Угрюмый гигант из священного шланга
мой дом подмывает. Он пьян, очевидно.
Полно во дворе человечьего шлака.
Дерьмо каменеет, как главы соборные.
Избыток дерьма в этом мире, однако
Я вам не общественная уборная!
Горд вашим доверьем. Но я же не урна.
Судьба моя скромная и убогая.
Теперь опишу мою внешность с натуры,
Ужасен мой лик, бороденка - как щетка.
Зубарики пляшут, как клавиатура.
К тому же я глохну. А в глотке щекотно!
Паук заселил мое левое ухо,
а в правом сверчок верещит, как трещотка.
Мой голос жужжит, как под склянкою муха
Из нижнего горла, архангельски гулкая,
не вырвется фуга плененного духа.
Где синие очи? Повыцвели буркалы.
Но если серьезно - я рад, что горюю,
я рад, что одет, как воронее пугало.
Большая беда вытесняет меньшую.
Чем горше, тем слаще становится участь.
Сейчас оплеуха милей поцелуя.
Дешев парадокс - но я радуюсь, мучась.
Верней, нахожу наслажденье в печали.
В отчаянной доле есть ряд преимуществ.
Пусть пуст кошелек мой. Какие детали!
Зато в мочевом пузыре, как монеты,
три камня торжественно забренчали.
Мои мадригалы, мои триолеты
послужат оберткою в бакалее
и станут бумагою туалетной.
Зачем ты, художник, парил в эмпиреях,
К иным поколеньям взвивал свой треножник?!
Все прах и тщета. В нищете околею.
Таков твой итог, досточтимый художник.

Успеть бы исполнить свой жребий
на флейте пронзительных дней,
не списанной флейте надежды,
на внутренней флейте Твоей.

[Человек породы сенбернар]

Выбегает утром на бульвар
человек породы сенбернар.
Он передней лапой припадал,
говорили, - будучи в горах,
прыгнул за хозяином в завал
и два дня собой отогревал.
Сколько таких бродит по Руси!
Пес небесный, меня спаси.
.
Пес, никто не брал тебя всерьез.
Но спасал, когда нас забывал
человек по имени Христос,
человек породы сенбернар.

Но искусство есть комедь,
смысл Ламанческий.
Прежде чем перегореть -
ярче лампочка!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.