Тесаков дмитрий кимович сколиоз консультации

  • Hейрохирург-вертебролог, Нейрохирург, Травматолог-ортопед
  • Работает в Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии


Врач травматолог-ортопед, нейрохирург, вертебролог

Деятельность:
Ведущий научный сотрудник лаборатории заболеваний и последствий травм позвоночника и спинного мозга. С 2013 года — главный детский внештатный травматолог-ортопед Минздрава РБ. С 1988 года – клинический куратор-консультант специализированных санаторных школ-интернатов для детей с деформациями позвоночника. Специалист экспертного уровня по ортопедическим деформациям позвоночника (диагностика, определение программы корригирующего лечения и реабилитации, проведение обучающих мастер-классов для специалистов).

Стаж работы:
33 года

Специализация:
• Деформационное поражение позвоночника как раздел медицины.
• Лечение пациентов с деформациями позвоночника различной этиологии (сколиоз, патологический кифоз, врожденные аномалии развития). Методология лечения предусматривает дифференцированное комплексное взаимодействие ведущих методов коррекции и стабилизации деформации позвоночника (специальная ЛФК, корсетная терапия, хирургическое лечение).


Хотела бы поблагодарить Викторию, представителя "Белмедтуризм" за помощь в организации лечения моей мамы. У неё обнаружили опухоль на языке и мы сразу начали искать клинику для лечения. Виктория связалась с нами на следующий день и предложила ехать в Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова. Так как мы ехали из Украины Виктория помогла найти нам жилье и консультировала до самой выписки. Маму прооперировал завотделением Кузьмин Евгений Николаевич, врач от Бога. Спасибо большое за организацию, помощь и прекрасное отношение, которое помогло бороться нам с этой болезнью.

От посещения и лечения в Беларуси остались только самые положительные эмоции, а все благодаря компании БелМедТуризм.
Я очень доволен организацией, начиная от согласования плана лечения и заканчивая самим лечением. Все прошло по заранее оговоренному плану. Меня встретили, заселили в гостиницу. На следующий день отвезли в клинику, где состоялось знакомство с доктором. Имплантация прошла безболезненно.
Теперь я со 100% уверенностью рекомендую обращаться в БелМедТуризм.

Хочу выразить огромную признательность компании БелМедТуризм.
Обратился к ним за помощью. Необходима была имплантация зубов.
Вся работа спланирована очень организованно и четко. Все вопросы с докторами были решены задолго до встречи.
Меня встретил в аэропорту сотрудник компании, пока ехали заселяться рассказал о Минске. Компания предоставила телефон с сим-картой местного оператора. На протяжении всего лечения сопровождали меня в клинику и назад. Обеспечили покупку продуктов и лекарств. В общем было ощущение, что я приехал в гости к своим знакомым.
Процветания Вашей фирме!

Хочу выразить благодарность компании БелМедТуризм и ее менеджеру Виктории за чуткое отношение ко мне, профессионализм и подбор высококлассного врача. Все было просто отлично! Начиная от встречи и до отъезда из Беларуси. За 10 дней моего пребывания была проведена комплексная имплантация зубов на нижней и верхней челюсти. Все процедуры были сделаны по оговоренной заранее цене и в срок. Буду рекомендовать компанию БелМедТуризм своим родственникам.

Огромное спасибо за оказанную помощь в организации медицинского тура!
Менеджеры компании оперативно подобрали клинику, организовали проживание в апартаментах, встретили на ж/д вокзале и сопроводили к лечащему врачу. Все нужные медицинские процедуры были проведены на высоком европейском уровне. Отдельное спасибо за оказанную помощь руководству компании Алексею и Владиславу.
В следующем году снова планируем посетить Беларусь и воспользоваться услугами компании БелМедТуризм.

Как в Беларуси лечат сколиоз

  • The Village Беларусь , 2 жніўня 2017
  • 11469


Что общего у беларуского школьника и фронтмена Nirvana? Как живут подростки, которые годами носят жесткий корсет? Чего нам не хватает: уровня медицины или характера? The Village Беларусь разобрался, кто виноват. Спойлер: ваш позвоночник.

Сколиоз может агрессивно и быстро деформировать тело

Сколиоз достаточно легко обнаружить (самый простой тест — оценить симметричность спины при наклоне вперед с опущенными руками), но не все понимают, что его необходимо лечить. Невозможно предсказать, как болезнь поведет себя со временем. Искривление может быть малозаметным и неизменным, а может агрессивно и быстро деформировать тело. Болезнь не только уродует позвоночник, из-за нее он быстрее изнашивается. А от здоровья позвоночного столба зависят все внутренние органы. Их сколиоз тоже постепенно выводит из строя.

Курт Кобейн надевал на себя безразмерные вещи — несколько футболок и свитеров одновременно, — пытаясь скрыть сколиоз.

Курт играл на леворукой гитаре, и ее ремень был перекинут через его правое плечо. К несчастью, сколиоз лидера Nirvana был правосторонним и усугублялся все больше: вместо лечения у специалистов музыкант ходил к костоправам, пока однажды не случилось защемление нерва.

Ортопеды любят шутить, что позвоночник как змея, к которой нельзя повернуться спиной: укусит. Его все время надо держать под контролем. Относиться серьезно, начиная с детского сада, а особенно в школе.

Для растущего ребенка есть вещи поважнее овсянки. Недостаток движения, слабые мышцы спины, неправильная осанка — и при генетической предрасположенности сколиоз уверенно скручивает маленького человека, прикованного к столам и гаджетам.

Как приучить ребенка держать спину, а не лежать грудью на столе или подпирать щеку рукой? Совсем необязательно, как в старину, бить по спине палками. Начать можно с организации его рабочего места.

Стул может быть простым, а стол — трансформером. Парта должна подходить по росту, и возможность изменить ее высоту или угол наклона — большой плюс. Хорошо, когда высота стула позволяет сидеть так, чтобы колени оставались под углом 90 градусов. Поясница должна упираться в спинку стула, а расстояние от края стола до живота — около 5 см. Монитор можно поднять повыше, чтобы не приходилось опускать голову. А тетрадь следует располагать в 40 см от глаз.

Спать лучше на постели с упругой поверхностью, чтобы под весом тела она не проваливалась, деформируя позвоночник. Нужно стараться избегать долгих осевых нагрузок: подъем и перенос тяжестей, длительное сидение или бег. Дома устные уроки можно учить, лежа на животе. Выполняя письменные задания, необходимо периодически вставать из-за стола и ходить по комнате. Обязательно делать упражнения для укрепления мышц спины, плавать в бассейнах и водоемах. Выбирая между сумкой и рюкзаком, всегда отдавайте предпочтение рюкзаку: вспоминаем историю Курта — никаких асимметричных нагрузок.

Дмитрий Кимович Тесаков

главный внештатный детский ортопед-травматолог Минздрава Беларуси

Только что на приеме был парень 22 лет, которому была сделана операция на позвоночнике три года назад. Пациент выглядит прекрасно, сам доволен, жалоб нет, сейчас он студент-экономист. Вспомнилось другое — первое обращение в РНПЦ травматологии и ортопедии пять лет назад. У парня уже была четвертая (последняя) степень тяжести сколиотической деформации позвоночника. Решение проблемы — только хирургическая коррекция и стабилизация деформации позвоночника с помощью имплантируемой конструкции из металла. Оказалось, что сколиоз был диагностирован еще в 9 лет на осмотре в поликлинике. На тот момент была вторая степень тяжести искривления. И родители признались, что до этого в течение трех лет у мальчика фигурировало нарушение осанки, он постоянно сутулился. Однако они практически не занимались ортопедическим здоровьем сына и раз за разом отказывались от назначенного лечения. В общем, болезни в естественном развитии ничто не мешало. А начиналось все с нарушенной осанки.

Александр Мустафьевич Мухля

старший научный сотрудник РНПЦ травматологии и ортопедии

Помню, как во времена моего детства первая учительница следила за нашей осанкой. В начале урока мы 2–3 минуты сидели ровно, отведя руки за спинку стула. Тогда мне казалось, что мы тратим время на глупейшее занятие. Проводила она с нами и разминочки, игры. Книги на голове я не носил, а осанка сформировалась хорошая. Но когда это было! Сейчас нагрузка на учителей в школе такая, что, возможно, им не до этого.

6 лет провела в корсете, угол дуги искривления выпрямился с 36 градусов до 5.

Помню, как долго плакала под дверью кабинета, узнав о том, что с моей спиной все серьезно. Третья степень искривления в виде элегантной латинской S, и сколиоз прогрессирует. Вернуть к оси без меры гибкий позвоночник мог только корсет типа Шено.

Помню, как делали гипсовые слепки моей фигуры, обматывая корпус холодными мокрыми бинтами. По ним мастера создавали мои корсеты: я их сменила несколько, как заправская модница. Сидела в очереди к врачу, вытянувшись вверх, не хуже Майи Плисецкой.

Помню, как долго плакала под дверью кабинета, узнав о том, что с моей спиной все серьезно

А из-за дверей доносились жалобы и всхлипывания отступниц, не соблюдавших простых, но жизненно важных предписаний. Никому не хотелось носить корсет. И часто выходило, что доктор переживал за здоровье пациенток в разы сильнее, чем по легкомыслию они сами. Уговаривал, упрашивал носить корсет и не лениться делать упражнения. Иначе поможет только операция.

Меня не надо было упрашивать. Я не снимала корсет дольше положенных 1–2 часов отдыха, ходила на плавание, делала специальную гимнастику. Вот с ней иногда филонила, каюсь. Шесть лет в тисках — неизбежный тяжелый опыт, но результат того стоил. Корригирующий корсет напоминает экзоскелет: в такой броне больше чувствуешь себя Терминатором, чем Дитой фон Тиз, хотя осиную талию он формирует. И пролежни на коже тоже.

Как оказалось, не так уж сложно пожить черепахой. Обычная будничная борьба человека с самим собой. Незаметные пять градусов искривления, оставшихся в итоге, — это возвращение гибкости и ловкости, это красивая прямая спина, которую несешь с достоинством.

учитель начальных классов в СШ № 1 г. Минска

Безусловно, я как учитель несу ответственность за здоровье детей во время нашего совместного пребывания в школе. В том числе и за правильную осанку. Я не могу гарантировать идеальную осанку 29 детей, но всегда направляю их и сама показываю пример. Дети охотно выпрямляются, но долго не держатся. Приходится напоминать и напоминать: когда словом, когда рукой дотрагиваюсь до спины или вспоминаю мастера каллиграфии Алексея Коваля, который приходил на встречу с первоклассниками и рассказывал, что красивый почерк бывает благодаря правильной посадке. Иногда достаточно напомнить о встрече, и все выпрямляются.

Во время уроков хожу по классу и буквально вручную выпрямляю спины детей, двигаю стулья, тетради, чтобы два человека за партой сидели и работали, не мешая друг другу. Парты в классе не наклонные, но регулируемые с учетом разного роста. Самый низкий и самый высокий ребенок сидят не только за первой и последней партой, но и за партами разной высоты. Раз в полугодие высота парт пропорционально увеличивается.

Во время уроков хожу по классу и буквально вручную выпрямляю спины детей

Нагрузку в начальной школе считаю посильной для ребенка. Вопрос в том, использует ли учитель технологии, сберегающие здоровье. Сидят ли дети весь урок или есть паузы, можно встать, подойти к окну, доске? Всегда ли ребенок сидит за партой или используется работа в группах? Позволяется ли двигаться ребенку на перемене или в перерыве нужно сидеть с руками на столе (есть такие истории!)? Поощряет ли учитель гаджеты или внедряет подвижные игры на переменах? Видит ли учитель сгорбленные спины и бережно поправляет деток или считает, что он один, а ребят 29?

Шесть лет в тисках — неизбежный тяжелый опыт, но результат того стоил

Я использую в работе техники разгрузки спины, меняю виды деятельности, регулярно провожу физминутки. Это и для спины, и для глаз полезно. И верю, что школа скоро поймет, что уроки — это не сидение за партой, а время, которое всем участникам дарит новые открытия и удивления.

Если ребенку удается следить за осанкой и заниматься специальной физкультурой, есть шанс на ранних стадиях не дать сколиозу проявиться агрессивно. Когда болезнь прогрессирует, несмотря на все принятые меры, помочь может специальный жесткий корсет Шено, сдерживающий и насильственно искривляющий позвоночник в противоположную сторону, пока не закончится его костный рост. У одних корсет великолепно справляется с коррекцией, у других только сдерживает деформацию, чтобы потом можно было провести операцию, — все индивидуально. Здесь нужны ответственность и огромная сила воли. В корсете следует жить почти круглые сутки: спать, есть, гулять даже в жаркое лето.

РНПЦ травматологии и ортопедии

Республиканскому научно-практическому центру травматологии и ортопедии уже более 80 лет. Это главное специализированное учреждение Беларуси с мощной клинической базой, лабораториями и современным оснащением. Именно здесь проводят консультации, ставят точные диагнозы и дают рекомендации по адекватному лечению больным с прогрессирующими и агрессивными формами.

Остановить развитие сколиоза проще в самом начале. РНПЦ травматологии и ортопедии курирует сеть из шести санаторных школ-интернатов, где уже более полувека учат, как жить со сколиозом, как делать правильную лечебную физкультуру, следят за режимом и формируют у самих детей ответственность.

В Беларуси используется передовая на мировом уровне система коррекции и стабилизации деформаций позвоночника. Один из разработчиков и кураторов данной системы Дмитрий Кимович Тесаков, кандидат медицинских наук, специалист экспертного уровня, славится как профессионал и мастер меткого, афористического слова.

Сколиоз закручивает мозги


Дмитрий Кимович Тесаков

главный внештатный детский ортопед-травматолог Минздрава Беларуси

В борьбе со сколиозом мы словно держим плотину на потоке реки. Сколько будет прибывать воды, не знает ни плотина, ни река. И вода может прибывать с самой разной скоростью. Мы применяем передовые в мировом масштабе методики и технологии и способны противостоять. Работаем на доверии: врачи-специалисты проводят консультации, указывают нужный путь. Только соблюдайте рекомендации по лечению ради своего здоровья. Высокие технологии не помогут, если нет дисциплины.

К сожалению, у нас не хватает правовых рычагов давления на родителей пациента. Получается, только врачи несут полную ответственность за здоровье ваших детей, хотя любой здравомыслящий человек понимает, насколько это абсурдно. Человеческий фактор не учитывается. Бывает, что и умные люди поступают нелогично. Людская дурь не раз сводила на нет правильно назначенное и вовремя начатое лечение, которое давало хороший эффект.

К сожалению, у нас не хватает правовых рычагов давления на родителей пациента

Не хочет, например, подросток соблюдать корсетный режим. Возраст такой, стесняется. Или протестует, что родители не обращают внимание на его состояние: то наденет, то снимет, а в итоге ходит без него. Извращение лечения приносит только вред. Работает эффект сжатой пружины: с каждым разом отпускаемый из удержания корсетом позвоночник выкручивает еще больше. Потом уже поздно раскаиваться.

Очень важно грамотно вести лечение до момента, когда ткани позвоночника исчерпают ресурс своего роста. Но даже большое яблоко нельзя рвать с ветки, пока оно не налилось, так и позвонки еще должны созреть и окрепнуть. Кому-то голову сносит от хороших результатов: дочка уже выросла, в корсете 0 градусов в дуге искривления, поедем-ка мы на юг. А поездка в южные широты щедро подсыпает удобренья на сорняк сколиоза. Создаются стрессовые гормональные условия, которые провоцируют рост тканей. Так можно и горб на спине увеличить, а не оздоровиться. Южнее Чернигова начинается неблагоприятная климатическая зона. Лучше потерпеть до созревания позвоночника или ехать на северные моря, где тоже прекрасные пляжи.

Родители — это отдельная тема, ведь именно они отвечают за выполнение лечебных рекомендаций для их детей. Преимущественно это люди с пониманием и ответственностью. Но бывает, и не редко, что приходят к врачу-специалисту, как в ресторан: крутят меню и морщат нос. Приходится переходить на достаточно жесткие методы общения. Здесь идут боевые действия, а не игра в зарницу. Война за здоровье их ребенка, и мы всегда на его стороне. Одна мама даже позже извинялась перед доктором, когда поняла, что он защищал ее ребенка от ее же непонимания и глупости.

В консультативные дни у меня очень много пациентов, под кабинетом длинные очереди. И времени на каждого уходит в разы больше, чем 7–10 минут по нормативам. Иногда кто-то возмущается, почему так долго. Хочется, чтобы относились с пониманием, ведь люди приходят сюда со своей бедой, с которой надо правильно разобраться. Это мой добровольный выбор в пользу качества.

Сколиоз в цифрах

10 000 $ — протокол на операцию на позвоночнике для 1 пациента.

3 000 $ — путевка для 1 ребенка в школу-интернат на 1 год.

600 $ — стоимость изготовления 1 корсета типа Шено.

200 $ — обследование для изготовления корсета.

При этом не стоит забывать, что только на 10 % здоровье человека зависит от медицины.

текст и иллюстрация: Елена Селькина

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторе
  • Список литературы
  • Cited By

1. Бландинский В.Ф., Герасимов О.Р., Тетерев В.А.Корсеты Шено в лечении сколиотической болезни у подростков // Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии: Тез. докл. науч.-практ. конф. детских травматологов-ортопедов России. СПб., 2005. С. 77–78.

2. Дудин М.Г. Особенности гормональной регуляции обменных процессов в костной ткани как этиопатогенетический фактор идиопатического сколиоза: Дис. … д-ра мед. наук. СПб., 1993.

3. Зарецков В.В., Арсениевич В.Б., Рубашкин С.А.Хирургическая коррекция сколиотической деформации в условиях продолжающегося роста больного // Хирургия позвоночника. 2007. № 3. С. 36–38.

4. Казьмин А.И., Кон И.И., Беленький В.Е. Сколиоз. М., 1981.

5. Капичникова Л.Г., Бесядовская Г.Л., Делов В.И. и др. Функционально-корригирующие корсеты-аппараты ЦНИИПП при сколиозе // Инструкции по протезированию и протезостроению. М., 1974. С. 35–85.

6. Козловский С.П., Казарин О.С., Чеботаренко И.Т.Корсеты в комплексном лечении сколиоза у детей // Здравоохранение Белоруссии. 1977. № 3. С. 54–56.

7. Кон И.И., Бахтина Е.Н., Соловьева В.С. Ростовой процесс и половое созревание девочек, страдающих диспластическим сколиозом // Ортопед., травматол. и протезир. 1989. № 1. С. 39–42.

8. Кон И.И., Капичникова Л.Г., Беленький В.Е. и др. Биомеханический и клинический анализ эффективности применения корсетов в лечении сколиоза // Ортопед., травматол. и протезир. 1976. № 8. С. 50–56.

9. Мезенцев А.А. Хирургическое лечение сколиотических деформаций позвоночника у пациентов с незавершенным костным ростом // Ортопед., травматол. и протезир. 2002. № 3. С. 44–47.

10. Михайловский М.В. Основные принципы хирургической коррекции идиопатического сколиоза // Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии: Тез. докл. науч.-практ. конф. детских травматологов-ортопедов России. СПб., 2005. С. 126–134.

11. Михайловский М.В., Фомичев Н.Г. Хирургия деформаций позвоночника. Новосибирск, 2002.

12. Садофьева В.И. Нормальная рентгеноанатомия костно-суставной системы детей. Л., 1990.

13. Сампиев М.Т., Лака А.А., Загородний Н.В. Сколиоз. М., 2008.

14. Тесаков Д.К., Воронович И.Р. Классификация методов лечения больных с деформациями позвоночника при идиопатическом (диспластическом) сколиозе // Медицинские новости. 2008. № 10 (162). С. 82–85.

15. Тесаков Д.К., Макаревич С.В., Тесакова Д.Д. и др. Алгоритм трехплоскостной рентгенологической диагностики деформации позвоночника при сколиозе (инструкция по применению) // Современные методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний: сб. инструктив.-метод. док. Вып. 9. Т. 3: Кардиология и ангиология. Хирургия. Ортопедия и травматология. Минск, 2008. С. 209–225.

16. Тесаков Д.К., Сошникова Е.В., Ильясевич И.А. и др. Динамика рентгенологической картины изменений реберного каркаса грудной клетки при сколиотических деформациях позвоночника // Хирургия позвоночника. 2009. № 1. С. 17–24.

17. Тесаков Д.К., Тесакова Д.Д. Изменения в пластической анатомии туловища у пациентов с тяжелыми прогрессирующими сколиотическими деформациями позвоночника // Хирургия позвоночника. 2008. № 4. С. 13–19.

18. Фищенко В.Я. Сколиоз. Макеевка, 2005.

19. Хирургия идиопатического сколиоза: ближайшие и отдаленные результаты / Под ред. М.В. Михайловского. Новосибирск, 2007.

20. Цивьян Я.Л. Сколиотическая болезнь и ее лечение. Ташкент, 1972.

21. Чаклин В.Д. Ортопедия. М., 1957. Кн. 2.

22. Чекрыжев Д.О., Мезенцев А.А., Березюк З.Г.и др. Трехлетний опыт применения корсетов Шено при лечении диспластического и идиопатического сколиоза у детей и подростков // Адаптация различных систем организма при сколиотической деформации позвоночника. Методы лечения: Тез. докл. междунар. симпозиума. М., 2003. С. 203–205.

23. Шаповалов В.М., Надулич К.А., Дулаев А.К. и др. Деформации позвоночника. СПб., 2000.

24. Шубкин В.Н., Гатиатулин Р.Р., Трубников В.И.и др. Лечение сколиоза двухпластинчатым эндокорректором. Красноярск, 1998.

25. Яроцкий А.Э., Овечкина А.В. Ортезирование в комплексе консервативного лечения детей с диспластическим сколиозом // Адаптация различных систем организма при сколиотической деформации позвоночника. Методы лечения: Тез. докл. междунар. симпозиума. М., 2003. С. 213–214.

26. Bassett G.S., Bunnell W.P., MacEwen G.D. Treatment of idiopathic scoliosis with the Wilmington brace // J. Bone Joint Surg. Am. 1986. Vol. 68. P. 602–605.

27. Сhкneau J. Das Original Cheneau-Skoliosen-Korsett. Dortmund: Verlag Orthopдdie-Technik, 1997.

28. Cobb J.R. Outline for the study of scoliosis // AAOS Instructional Course Lectures. 1948. Vol. 5. P. 261–275.

29. Dubousset J., Herring J.A., Shufflebarger H. The crankshaft Phenomen // J. Pediatr. Orthop. 1989. Vol. 9. P. 541–550.

30. Duval-Beaupиre G. Les reperиs de maturation dans la surveillance des scolioses // Rev. Chir. Orthop. 1970. Vol. 56. P. 59–76.

31. Karger C. Traitement orthopedique de la scoliose idiopathique. Les methodes et leurs indications specifiques // In : Scoliose Idiopatique. Eds. Berard J., Kohler R. Sauramps Medical, 1997. P. 171–190.

32. Kape B., Fatyga M., Skwarcz A., et al. Moliwoci zastosowania elementуw instrumentarium DERO w leczeniu skolioz metod Wisconsin i etapow korekcj bez spondylodezy. Doniesienie wstpn // Chir. Narz. Ruch. Ortop. Pol. 1995. Tom LX. Supl. 1. S. 86–90.

33. Lonstein J.E., Carlson J.M. The prediction of curve progression in untreated idiopathic scoliosis during growth // J. Bone Joint Surg. Am. 1984. Vol. 66. P. 1061–1071.

34. Lonstein J.E., Winter R.B. The Milwaukee brace for the treatment of adolescent idiopathic scoliosis. A review of one thousand and twenty patients // J. Bone Joint Surg. Am. 1994. Vol. 76. P. 1207–1221.

35. Mauroy J.C. La Scoliose: Traitement Orthopйdique Conservateur. Sauramps Medical, 1996.

36. Moe’s textbook of scoliosis and other spinal deformities. Ed. D.S. Bradford, et al. N.Y., 1987.

37. Nachemson A.L., Peterson L.E. Effectiveness of treatment with a brace in girls who have adolescent idiopathic scoliosis. A prospective, controlled study based on data from the Brace Study of the Scoliosis Research Society // J. Bone Joint Surg. Am. 1995. Vol. 77. P. 815–822.

38. Picault C. Traitement orthopйdique Lyonnais classique // Cah. Kinйsither. 1984. Vol. 106. P. 39–44.

39. Ponseti I., Friedman B. Prognosis in idiopathic scoliosis // J. Bone Joint Surg. Am. 1950. Vol. 32. P. 381–395.

40. Raimondi P. La rotazione vertebrale, proposta di un nuovo metodo di valutazione // Annali dell’ISEF. l’Aquila. 1984. P. 81–84.

41. Risser J.C. The iliac apophysis: an invaluable sing in the management of scoliosis // Clin. Orthop. Relat. Res. 1958. Vol. 11. P. 111–119.

43. Tylman D., Stpie K., Pomierna I., et al. Kliniczne spostrzeenia nad leczeniem skolioz wczesnodziecicych rozsuwn rozwуk RRC-2 // Chir. Narz. Ruch. Ortop. Pol. 1992. Tom LVII. Supl. 1. S. 62–65.

44. Weiss H.R. Die Indikation zur konservativen Behandlung der Skoliose aus дrztlicher Sicht // Orthop. Tech. 1998. N. 2. P. 91–101.

45. Winter R.B. Scoliosis and spinal growth // Orthop. Rev. 1977. Vol. 6. P. 17–25.



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ул. Ульяны Громовой, 1, 247045, г.Гомель, микрорайон Костюковка
тел/факс 96 37 27

Email: internat@jdroo.by

  • Главная
  • О школе
    • О нас
    • История
    • Музеи
    • Администрация
    • Одно окно
    • Наши достижения
    • Фотогалерея
    • Новости
    • Профсоюзная организация в ГУО
  • Образовательный процесс
    • Школьная жизнь
    • Успеваемость
  • Методическая работа
  • Воспитательный процесс
    • Объединения по интересам
    • Шестой день
    • Вечера старшеклассников
  • Социально-психологическая служба
  • Лечебная деятельность
  • Попечительский Совет















Сколиоз и его лечение в школе

В школе гармонично сочетаются ортопедический лечебный процесс и обучение по образовательной школьной программе. Доказана целесообразность и эффективность лечения диспластического сколиоза в условиях специализированных школ-интернатов.

1. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ШКОЛЫ

Наша санаторная школа закреплена за Республиканским научно-практическим центром травматологии и ортопедии (РНГЩ ТО), г. Минск. В РНПЦ ТО накоплен более чем 70-летний опыт лечения сколиотической болезни.

Курирует нашу школу ведущий научный сотрудник РНПЦ ТО, кандидат медицинских наук Тесаков Дмитрий Кимович, который в настоящее время является главным специалистом по организации и лечению ортопедических деформаций позвоночника у детей в Республике Беларусь.

Зачисление в школу проводится на основании решения специальной медико-педагогической комиссии (в мае месяце), на которую больной официально направляется курирующим врачом из лечебных учреждений города, области, районов. В комиссии работают квалифицированные травматологи-ортопеды из городских и областных медицинских учреждений, с участием главного городского и главного областного травматологов-ортопедов.

Необходимо уточнить, что зачисление в школу возможно в текущем учебном году по медпоказаниям при наличии свободных мест в соответствии с официальными нормативными документами.

В настоящее время, при отсутствии определенных показаний, длительность лечения ребенка в школе-интернате не превышает одного учебного года.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Организация лечения детей в санаторной школе проводится на основе:

В начале учебного года, в сентябре месяце, проводится углубленный медицинский осмотр поступивших в санаторную школу пациентов.

На основании ортопедического осмотра и рентгенограммы позвоночника лечащий врач оценивает исходное состояние ребенка и состояние костной ткани позвоночника, составляет план лечения и динамического наблюдения.

Все сотрудники школы принимают участие в лечении детей в рамках своей компетенции, в соответствии с общим внутришкольным планированием и обсуждением вопросов совместной работы врачей, учителей и воспитателей на медико-педагогическом совете.

Мы даем определенные знания о сущности сколиоза и принципах его лечения, которые нужно усвоить каждому ребенку и его родителям.

Проводится целенаправленное воспитание ребенка. Созданы необходимые организационные условия для снижения дополнительных негативных воздействий на деформационный процесс позвоночника, для формирования соответствующего поведения больного сколиозом.

В школе обеспечена психологическая обстановка понимания и заботы о здоровье учеников в связи с данным заболеванием, при необходимости с детьми работает психолог.

Ведется работа по профессиональной ориентации детей с учетом выявленных склонностей, интересов и физических возможностей.

3. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Диспластический сколиоз представляет собой одну из наиболее сложных и нерешенных проблем современной ортопедии. Данная патология является заболеванием всего организма. Характеризуется стойким боковым искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с поворотом позвонков вокруг вертикальной оси и с вовлечением в деформационный процесс грудной клетки, живота, таза, внутренних органов и систем, спинного мозга.

Распространенность данного заболевания среди детей и подростков составляет от 2% до 6%. В Белоруссии он встречается у 1,4% дошкольников и 6,1% школьников. У 75%о больных это заболевание обнаруживается в возрасте 7-12 лет.

Диспластический сколиоз - заболевание необратимое, с большим разнообразием проявлений, разнообразным характером течения и не всегда ясным прогнозом.

В основе этого заболевания лежит нарушение обмена веществ с ослаблением соединительнотканных образований, в частности, межпозвонкового диска.

Различают следующие типы сколиоза: верхнее-грудной, грудной, грудо-поясничный, поясничный и комбинированный. Заболевание может иметь различную степень тяжести (от первой до четвертой степени).

Правильная диагностика его в начальной стадии иногда представляет затруднение.

Прогрессирование деформаций происходит на фоне роста скелета, особенно в период полового созревания и до прекращения роста позвоночника ребенка, зависит от влияния нерациональных нагрузок на позвоночник, невыполнения лечебных требований и т.д.

Поэтому все лечебные мероприятия с целью возможного предупреждения прогрессирования деформации позвоночника необходимо начинать как можно раньше, проводить комплексно, систематически, до завершения формирования скелета, под наблюдением врача-специалиста, курирующего пациента.

Основой комплексного лечения диспластического сколиоза является группа ведущих методов лечения, которые непосредственно влияют на стабилизацию и коррекцию деформации позвоночника:

- специальная лечебная физкультура - ЛФК (основная форма - лечебная гимнастика);

- ортезно-корсетная корригирующая технология (корсетное лечение);

Каждый из ведущих методов имеет свои особенности, показания, противопоказания, варианты применения, эффективность, а также требует соответствующего организационного, методического и материального обеспечения.

Эффективность лечения оценивается при этапных обследованиях ребенка не реже двух раз в течение каждого года наблюдения.

Применение раннего комплексного консервативного лечения начальных форм диспластического сколиоза позволяет стабилизировать деформацию, в отдельных случаях добиться коррекции, и в целом уменьшить число детей, нуждающихся в оперативном лечении.

5. КОРСЕТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Корсетное лечение как метод лечения диспластического сколиоза в Республике Беларусь применяют с использованием корсета корригирующего типа Шено.

Целью применения корсетов является стабилизация деформации и биомеханическая коррекция искривления в процессе роста ребенка. Лечение корсетом предполагает длительное его ношение, как в течение суток, так и лет, предполагает выполнение определенных задач-требований для пациента и его семьи, правильного отношения, терпения и самодисциплины.

Данный метод является высокоэффективным. Важно отметить, что выраженность достигнутого эффекта зависит прежде всего от начального угла деформации позвоночника, при котором начато лечение, и ряда других причин. В ряде случаев корсетное лечение позволяет избежать хирургического лечения.

Пребывание в школе-интернате помогает ребенку быстрее адаптироваться к корсету и предстоящему продолжительному корсетному лечению и позволяет получать консервативное лечение в полном объеме.

Корсетное лечение в Республике Беларусь проводится под контролем курирующих врачей-специалистов РНПЦ ТО, г. Минск (в.н.с. к.м.н. Тесаков Д.К., в.н.с. Мухля A . M .).

Часть пациентов школы, находящихся на корсетном лечении, курирует и наблюдает после выписки из школы работающий в школе травматолог-ортопед первой категории Радикевич В.В.

6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

В школе-интернате оптимально организовано вспомогательное лечение, которое повышает эффективность ведущих методов лечения:

а) массаж, электростимуляция, теплолечение;

б) медикаментозное лечение, предусматривающее стимулирующее и поддерживающее воздействие на обменные процессы организма больного(витаминные комплексы, препараты кальция, микроэлементы и др.), в школе назначается в соответствии с финансовым обеспечением медицинского отделения школы;

в) психотерапевтическое воздействие.

При наличии или возникновении сопутствующей ортопедической или другой патологии в школе проводится дополнительное лечение в рамках материального обеспечения медицинского отделения и компетенции врачей школы.

7. ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА ЛЕЧЕНИЯ В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

В начале четвертой четверти учебного года повторно проводится углубленный медицинский осмотр пациентов. На основании заключительного ортопедического осмотра и контрольной рентгенограммы позвоночника лечащий врач определяет динамику развития сколиотического процесса на этапе лечения в санаторной школе.

В конце учебного года на медико-педагогической комиссии всех учеников школы осматривает, оценивает результат лечения и дает свои рекомендации наш куратор - ведущий научный сотрудник РНПЦ ТО, кандидат медицинских наук Тесаков Дмитрий Кимович.

После окончания учебного года учащиеся выписываются из школы, и большая их часть возвращается в обычную школу.

При выписке каждому на руки выдается медицинская выписка с подробными конкретными рекомендациями для продолжения освоенного лечения под наблюдением поликлиники по месту жительства.

Кроме того, наших учеников мы приглашаем через год для контрольного динамического осмотра на медико-педагогической комиссии, чтобы при необходимости своевременно корректировать процесс лечения.

Решением медико-педагогической комиссии некоторым ученикам рекомендуется повторное зачисление в школу по медицинским показаниям для продолжения лечения в условиях школы-интерната. В отдельных случаях повторное зачисление по медицинским показаниям возможно при наличии свободных мест.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.