Танк по прозвищу горбатый


Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, "Тазами" (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), "Числительными", "Ведроверами", "Жигами" и "Кирпичами". Классическое семейство ВАЗ (2101-2107) - это, как известно, - "Классика".

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали "Копейкой" и "Единичкой". Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга - "Однерка", "Копье".


ВАЗ-2102 именовали "Двушкой", "Двойкой" и "Сараем". ВАЗ-2103 - "Тройкой", Трешкой" и "Трояном". ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 - это, соответственно, "Четверка", "Пятерка" и "Семерка". Впрочем, "Пятерку" называли также "Пятачок" и "Петрик". "Семерку" - "Семеном", "Семафором" и "ХБМ" ("Хочу быть "Мерседесом" - из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища "Шестерка", "Шаха", "Шамок", "Шахтер", "Шакал", "Шамок" и "Шайтан". ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали "Зубилом", "Зубилой" и "Погремушкой".

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками - "Чемодан" и "Дуплет". ВАЗ-2110 в народе окрестили "Mатрешкой", "Беременной Антилопой", "Чемоданом", "Чириком", "Мыльницей" и "Обмылком". Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали "Огурцом", ВАЗ 2114 - "Четыркой", ВАЗ-2115 - "Пятнашкой" и "Полторашкой", а минивэн ВАЗ-2120 "Надежда" - не только по созвучию - "Безнадегой", "Одеждой" и "Константиновной" (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 "Нива" - отметилась кличкой "Ботинок". А пятидверная "Нива" ВАЗ-2131 - это уже "Крокодил" или "Урал". ВАЗ-1111 "Ока" удостоился "титулов" "Окунь", "Табуретка", "Бешенная Табуретка", "Креветка", "Окурок", "Скворечник", "Коробочка".

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva - это "Шнива". Lada Granta, случается, кличут "Гранатой", ВАЗ-1118 "Калина" - "Горбатой мышью", "Крыжовником", "Кониной" и "Хомяком", Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать "Невестой", а к Xray прилепилось хулиганское "Хрей".


Автомобили семейства "Волга" вне зависимости от поколений в народе называли "Баржами" из-за солидных размеров.


Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую "Волгу", ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу - "Танк во фраке". ГАЗ-24, легендарная вторая "Волга", именовалась в народе не только как "Баржа", но и как "Шаланда".

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили "Тяни-Толкаем". Впрочем, случалось, что "Волги", равно как и "ГАЗели", называли "Оленями" - из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем "Шишига", а за среднетоннажными грузовиками "ГАЗ" закрепилось имя "Газон".


Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода - ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище "Запор", что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как "Горбатый Запорожец", или просто "Горбатый" из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия - "Зюзик", "Жужик", "Пузырик", "Жужелица".


В 1966 году на конвейер стал новый "Запорожец" - ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище "Ушастый" из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка - "Чебурашка". Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги "Крокодил Гена и его друзья") тоже в 1966 году.

"Запорожец" ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялось и кличка - на "Мыльница". Этот же седан именовали "Тридцаткой" или "Сороковкой" в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 "Таврия" - первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище "Ставрида". Реже Таврию именовали "Тавриусом" (отсылка к Ford Taurus), "Тварией" и "Недовосьмеркой" (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).


Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский "джип" ГАЗ-69, - "Козел" или "Козлик" из-за особенностей езды по пересеченной местности - пресловутому "козлению". Другие нередко использующиеся "метафоры" - "Бобик", "Бомбик", "Бабон".

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили "Коробком" и "ЦеМентовозом" (на украинский манер) и даже "Воронком", а военные версии именовали "Крокодилом", разумеется, за защитный зеленый цвет.


Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, - "Буханка" - считай, второе имя. Другие варианты - "Батон", "Булочница", "Горбушка".

Бортовая модификация машины получила свое прозвище - "Головастик". Версии для муниципальных служб чаще называли "Санитаркой" и "Таблеткой".

Современный же УАЗ "Патриот" нередко именуют "Патриком", "Патрикеем", "Бегемотом" и "Патром", ну а УАЗ "Хантер" - есть Hunter (англ) - иногда, шутя, называют, "Охотником".


ЛуАЗ-969 "Волынь" - компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили "Луноходом" (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также "Луизой" (производное от ЛуАЗ), "Тушканчиком" (за прыгучесть), "Утюгом" (за форму кузова) и "Фантомасом" (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища "Лягушонок" и "Цыпленок".


Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, "Каблук", "Москвич", "Пирожок", "Шиньон", "Сапог", а также "Маргарин" и "Маскарад". Хэтчбек Иж-2126 "Ода", вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли "Орбитой" и "Орбитом".

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака "Orbit", который уже был зарегистрирован за рубежом - так назывался концепт-кар компании ItalDesign.


Самые первые Москвичи, - 400 и 401-й - носили народное имя "Хоттабыч". "Москвич-402" (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли "Стилягами". Седан Москвич-412, случалось, именовался "Барсиком". Москвич - 21406 - "Колхозником". Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.


К примеру, АЗЛК 2141 "Святогор" удостоился титулов "Космич" (по созвучию с "москвич") и шутливого звукоподражательного наименования "Азылк".

Экспортный вариант с официальным названием "Алеко", разумеется, переиначили в "Калеку" и "Бандерлога". А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на "Святогор" начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название - "Реногор". Удлиненную версию АЗЛК 2141 "Князь Владимир" звали "Длинный" и "Вовка-морковка".


А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 - это, конечно же, "Рафик", "ГАЗель", "Кибитка". "КамАЗы" известны под прозвищами "Татарин" (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и "Пьяная лошадь".


ЗИЛ-133 именовали "Щукой", ЗИЛ-157 сравнивали с "Топором" и "Колуном" и за характерный цвет - с "Крокодилом". ЗИС-151 прозвали "Утюгом" за то, что он часто застревал.

"КРАЗы" звали "Лаптями", автобус ПАЗ-3201 - "Пазиком", автобус ЛИАЗ-677 - "Сараем" и "Скотовозом", импортный, но как бы до боли наш "Икарус-280" - "Гармошкой" и "Колбасой", народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ "Кабан", Бычок".


За годы войны, немцы прониклись уважением и суеверным страхом, к русскому солдату и оружию, которым он воевал. Какие же жаргонные прозвища немцы давали на фронте предметам своих страхов?
СТАЛИНСКИЙ ОРГАН (Stalinorgel )
По нашему, ласково "Катюша" - реактивный гвардейский миномет БМ 13.
В первый раз "музыку Сталинского органа" немцы услышали в 1941 году, во время тяжелых боев под Смоленском. С тех пор этот "трек" или "советский шлягер" сопровождал их до самого Берлина.
Немцы боялись залпов гвардейских минометов, которые поражали огромные площади и отличались высокой плотностью огня и скорострельностью.
"Катюши" также отличала высокая мобильность, после залпа, дивизион менял огневую позицию и давал новый залп. Отследить его местонахождение, для подавления артиллерией или бомбардировки с воздуха было очень непросто.



КОНСЕРВНЫЙ НОЖ - ОТКРЫВАШКА (Dosenöffner)
Истребитель танков, самоходное орудие ИСУ 152. В наших войсках заслужил прозвище "Зверобой", за высокую эффективность в борьбе с немецкими тяжелыми и средними танками, такими, как Тигр и Пантера.
Немцы называли его "консервным ножом", потому, что после попадания снаряда ИСУ 152 у их танков часто срывало башни и они напоминали вскрытую консервную банку.


РАЧБУМ ( Ratschbumm)
Советское противотанковое оружие ЗИС-3. До самого конца войны оставалось довольно эффективным в борьбе с бронетехникой, живой силой и огневыми точками противника. Немцы прозвали его "Рачбум" за характерный звук, издаваемый орудием при выстреле.


ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ (der schwarze Tod)
По нашему, морская пехота или "черные бушлаты". Да, именно их воспевал Владимир Высоцкий в одноименной песне и именно их очень боялись немцы.
Бесстрашные, хорошо обученные и отчаянные морские пехотинцы, сеяли панику в тылу врага, совершая дерзкие рейды, а также они запомнились, как превосходные штурмовые части.


МИККИ МАУС (Micky Maus )
Легкий советский танк БТ-7. К началу войны, морально устарел и уступал немецким средним танкам, но обладал хорошей маневренностью и скоростными качествами. В руках опытного и обученного экипажа, мог доставить противнику много проблем. Свое прозвище получил, за характерный внешний вид, танк имел на башне два люка и если оба из них были открыты, то они торчали, словно уши мультипликационного героя.


КРЫСА (Rata)
Маневренный советский истребитель И-16. Широко использовался на первом этапе войны, пока не был заменен более новыми и совершенными образцами (ЯК, МИГ, ЛА). Свое прозвище получил еще во времена гражданской войны в Испании, где немецкий легион "Кондор", направленный в помощь испанскому диктатору Франко, столкнулся в небе с нашими летчиками. Он уступал немецкому Ме-109, в огневой мощи и ресурсе двигателя, но если за штурвалом И-16 был опытный пилот, то в маневренном бою, мог уравнять шансы.


ШВЕЙНАЯ МАШИНКА (Нaltsnahmaschine) или КОФЕМОЛКА (Kaffeemuhle)
Советский ночной бомбардировщик или самолет связи У-2. У нас принято называть "Кукурузник"
Он был почти беспомощен при атаках вражеских истребителей и уязвим для наземного зенитного огня, поэтому использовался преимущественно ночью, для морального давления на войска неприятеля. Не мог нести большую бомбовую нагрузку и поэтому снижался максимально низко, для точного бомбометания. На таких самолетах нередко летали женщины-пилоты, которых немцы называли "Ночные ведьмы".


МАЛЕНЬКИЙ ПУЛЕМЕТ ( kleine Pistole)
ППШ 41 - пистолет пулемет Шпагина. Один из самых желанных трофеев немецкого солдата. Широко использовался и пользовался уважением в немецких войсках, за скорострельность и высокую плотность огня, что обеспечивал круглый магазин, который вмещал в себя 71 пистолетный патрон, калибра 7,62 мм., что выгодно его отличало от того же немецкого МР 40, который вмещал только 32 патрона.

эту и другие видео истории можете посмотреть ниже! а также на дзен канале Исторический вопрос

World of Tanks

МС-1: Моська, Машина Смерти

БТ-2, БТ-7: Батон, Буханка

Тетрарх: Тетрадка, Трахтор

Т-60: Клоп, Блоха, Ё-Мобиль

Т-50: Полтинник, полтос

Т-50-2: Мопед, Байк, Мотоцикл

Т-28: Трамвай, Вагон

Черчиль 3: Крокодил, Лодка, Чурч

КВ-1: Школотанк, Климент, Скворечник, Сарай, Кв

КВ-220: Розетка, Электро

КВ-2: Скворечник, Шайтан

Т-150: Кировец, Трактор

ИС: Иосиф, Сталин

ИС-3: Щука, Тройка, Троян

ИС-6: Бронебабайка, Приплющенный, Шестерка

КВ-5: Бегемот, Бронепоезд, "Сержант Титькин"

КВ-4 Швабромет, Длинностволкин

ИС-4: Четверка, Топор

ИС-7: Семерка, Семка, Луноход, Школотанк

СУ-100Y: Коробок, Сарай, Игорь

Объект 704: Объедок, Бээль

Объект 263: Холодоносец

С-51: Бур, Пинокио, Буратос, Буратино

СУ-14: Холодильник, Холод, Холодос

Объект 212: Валенок, Башмак

Pz.Kpfw. II Luchs: Лучик

VK 16.02 Leopard: Лео

Aufklärungspanzer Panther: Разведпантера, Утюг

Pz.Kpfw. III: Пазик, Т-3

Pz.Kpfw. III/IV: Драйфир, Три четверти, Пзил

Pz.Kpfw. IV: Пазик, Т-4

T-25: Горбатый, Шкода, Швейк, Чех

Pz.Kpfw. IV Schmalturm: Шмальтурм, Шмаль, Ковер

Pz.Kpfw. V/IV: Недопантера, полупантерка

Pz.Kpfw. V/IV Alpha: Альфа- танк, Недопантера, Альфа-полупантерка, Разрабтанк

Indien-Panzer: Индеец, Индус, Мини-Лева, Лева-ФСМ

E-50: Енот, Пантера III, Королевский Тигр спорт-класса, Епись

Leopard_prototyp_A: Альфапард, Протопард

Pz.Kpfw._VI_Tiger_(P): Поршетигр, Тигр П, Пигр

Löwe: Лева, Лоше, Лаваш

Pz.Kpfw._Tiger_II: КТ, Тигр 2,КоТ

VK_45.02_(P)_Ausf._A: Недотапок, Полутапок, Унтертапок, Лапоть, Альфа-тапок, Альфач

E-75: Тигр III, третий тигр, 75

E-100: Эстонец, Сотка, Енот Сто

Maus: Мышь, Мыша, Мясус

Hetzer: Пельмень, Черепашка, Егерь, Буханка, Мистер ваншот

StuG_III: Штуг, Штука

Dicker_Max: Дед Максим, Дик, Дикий Макс, Толстый Макс

Ferdinand: Федя, Федор, Слон

Jagdpanther_II: СуперЯга, ЯгаЦвай, ЯгаДва

8,8_cm_PaK_43_Jagdtiger: Ягодный младший, Недоягодный, Яга 88, Ягголд

Jagdtiger: Ягодный, Бронеизба, Ягр

JagdPz_E-100: ЯпеСТО, Бисмарк, Каратель, B-Machine

Sturmpanzer_II: Штупа, Шушпан, Шимпандзе

Wespe: Веспарь, Оса

Grille: Грилек, Курица

Hummel: Хум, Шмель, Хумобиль

GW_Panther: Гиви, ГВП

GW_Tiger: Гиви-Тигр, ГВТ, Спутниковое ТВ

GW_Typ_E: Гиви-Е, Тип Е, ГВЕ, Тетя-Ё

M24_Chaffee: Чаппи, Мини-Паттон, Кофе, Горностай

T71: Клещ, Клоп, Комарик, Табуретка

M4_Sherman: Шерман, Шарманка, Эмча

M7: Чужой, Пельмень, Мыльница, Запорожец

Ram_II: Баран, Канадец, Рама

M4A3E2_Sherman_Jumbo: Джамбо, Слон

M26_Pershing: Поршинг, Першак, Перш, Перхоть

T26E4_SuperPershing: Персик, СП, СуП, Супер перец, Перс

M46_Patton: Батон, Лопатон, Енот

T54E1: Хомяк, Хомка

M48A1_Patton: Батон 3

T1_Heavy_Tank: ТНТ, Хевик, Тэшка

T14: Чайник, Гамбургер, СТ переросток

T29: Чебурашка, Ушастый, Чебуратор, Чеба

M6A2E1: Гусь, Пеликан, Утка, Утконос

T32: Дантист, Длинный Перш, Марио

T34: Утюг, Бульдозер, Лепешечка

M103: Кузнец, Сатана

T57_Heavy_Tank: Гадкий утенок, Барабанщик, T57, БараТанк

T110E5: Бентли, Толстопаттон, Суперпаттон, 105й

T18: Телевизор, Рояль, Тумбочка

T82: Котопес, тяни-толкай, тачанка, карета, Ванна смерти, балаган. Кабриолет

M10_Wolverine: Вольво, Росомаха

M18_Hellcat: Ведьма, Адский кот, Хелл

M36_Jackson: Лагер, Шлюгер, #censure Шлягер, Джексон

T28: Крокодил, Чемодан, Футляр, Вафля

T28_Prototype: Прототип, Протос, Прот, Шпрот, Бутерброд

T95: Ленивец, Сковородка, Черепаха, Самец, Мужик

M37: Инфинити, Мангал, Коробка, Чемоданчик На Гусеницах (ЧНГ)

M7_Priest: Прист, Священник

M40/M43: Long Tom, Дылда

T92: Кинг-Конг,Супер Арта

AMX 38: Пирамидхэд

AMX 12t: Сверчок, картон 12 тонн,Таракан, Стервятник

ELC AMX: Ёлка, Ельф, Элис, Элвис, Элька, стекло- пушка, лесопилка, Елисей, Ельцин, Реактивная ПТ

AMX 40: НЛО, Мыльница, Рикошетница, Пончик, Грелка, Баклажан, Утка

AMX 13 75: Семидесятка, блоха

AMX 13 90: Девяностик

Lorraine 40_t: Лора, Хлорка, Лолэйн , Лориса

Bat Chatillon 25t: БатЧат, БатШат, Бач, Бэтмен, Бэтмобиль, Бэт, Батя

BDR G1B: Бодряк, Ведро, БДР, Бочка, Гардероб, БДСМ, Будуар

ARL 44: Ариэль, Арлекин, Эрли, Орел

AMX M4(1945): М4, Квад

AMX 50 100: СтоБар

FCM 50 t: Заяц, 50 сент, 50 тонн, Энерджайзер, СТТ

AMX 50 120: Удильщик, Фольга

AMX 50B: Сверхбыстрая картонка, Бета

AMX AC Mle. 1946: АК-46, Акемеле

AMX AC Mle. 1948: АК-48

AMX 50_Foch: Фош, Фоч, Фердинанд Фош

ARL V39: Пирожок, Эскимо

AMX 50 Foch_(155): Барабанный Фош, Барафош

105 leFH18B2: ЛеФаш, Лефша, ФАрта, Золотая Арта, Супервеспе

Bat Chatillon 155: Изверг-бокс, бч 155, Коробка зла

Valentine: Валя, дядя Валя, Валентин

Covenanter: Ковер, Конверт, Конвектор

Crusader: Крусайдер, Кузя, Крестоносец, Крузер

Cromwell: Кром, Кроль

Centurion Mk. I: Центурион, сотник, цент

Centurion_Mk. 7/1: Часовой

FV4202: Чифтен, Чифа

Churchill I: Чурчил, БритоЧерч

Churchill VII: Брежнев,Черчиль 7, 2-й Черчиль, Черчиль старший

TOGII: Поезд, Колбаса, Лимузин, Такса, Сосиска

BlackPrince: Черный Властелин, БэПэ, Принц, Нигга, Черный Нигер

Caernarvon: Каерн, Каен, Суперпринц, Толстоцент, Компрессор

Conqueror: Завоеватель, Кон, Конь

FV215b: Мустанг, Астон Мартин, Королевский Тапок, Царь-ТТ, ФаВн

AT 2: Бульдог, Черепашонок

Churchill Gun Carrier: Ганшип, ГЧК, Боцман, Моряк, Пароход

AT 8: Телевизор, Автобус, мини т95

AT 15A: Недохлеб, Сухарик

AT 7: Антенна, Лягушка, Двухстволка, Амбразура

Tortoise: Торт, Тортес, Тортик, Черепаха, Тортилла, Тортерра

FV215b (183): Инферно, Лексус, Лексс

59-16: Китаенок, Минибетмен

Type 62: типок, таракан(чик), китаенок

WZ-131: Ваз, Минирисоед

WZ-132: Минирисоед Старший

Type 59: Китаец, Тайп, Тип, Рисоед, Тупе, Типок, Т-59, Муравей


Мир. Политика. История

Прошлый век, конец тридцатых годов. Советский Союз уже поднялся с колен после тотальной разрухи, которую принесла гражданская война, и всеми силами догоняет индустриально развитые государства. Тогда мы отставали по очень многим позициям.


Чтобы хоть как-то оправдать эти потрясающие результаты роста экономики, прозападные экономисты часто списывают успехи того времени на труд заключенных. Не будем кривить душой — такое в нашей истории было. Но не за счет страха и репрессий произошел такой феноменальный индустриальный и технологический скачок в развитии нашей страны. Причиной было единение народа на пути к достижению общей цели. Это был единый трудовой порыв большинства населения нашей страны.

Но не суть. Времена тогда были суровыми везде, и весь мир готовился к очередной мировой войне. Колониальным державам было еще, что поделить и что украсть. А вы как думали? Войны начинают политики, а их на это подвигают финансисты. Такой порядок сложился с наполеоновских войн, таким он сохраняется и сейчас.

Советский Союз не имел колониальных интересов, но тоже готовился к войне. Страна массово производила пушки, танки и самолеты. Правда, в массе своей они были несколько устаревшими, а тактика их применения была в основном теоретической. Германский вермахт и люфтваффе на тот момент обладали достаточно современным оружием и, что самое главное, реальным боевым опытом.

Инициатива



Ил-2 появился не по указке сверху, а благодаря инициативе Ильюшина. Известный конструктор, создавший дальний бомбардировщик ДБ-3, тогда был начальником Главка авиационной промышленности. Административная должность, конечно, отвлекала его от разработки новых самолетов, но одновременно давала определенные преимущества. Было понятно, что если просто обвешать самолет бронеплитами, то он не сможет летать из-за нарушения аэродинамики и резкого увеличения веса. Самолеты того времени фактически не имели бронирования, а ведь в низколетящий штурмовик будет стрелять все, что есть, и все, что может, — от зениток до пистолетов. Только в голову, свободную от стереотипов и догм того времени, могла прийти идея сделать несущую броню, и только руководитель авиационной промышленности страны мог дать специалистам-металлургам задание в короткий срок разработать технологию изготовления особой штампуемой неоднородной брони. Это было сделано для самолета, которого пока не было.

О прозвищах


Сделано в СССР

Самолет все равно получился тяжелым и неповоротливым. Мощного, отработанного двигателя для него на тот момент не было, а машина была нужна. Сергей Ильюшин принял непростое решение — уменьшить массу самолета за счет стрелка. Оборона задней полусферы исчезла. Это сделал именно Ильюшин, а не Сталин или Ворошилов, как принято считать. Этот шаг знаменитого конструктора оценивают по-разному. С одной стороны самолет без защиты унес огромное число жизней своих пилотов и еще большее количество своих стрелков, которые все-таки появились в дальнейшем, и были практически незащищены, но… С другой стороны вы представьте, какое количество жизней наших бойцов он спас! Да, именно спас. Об этом свидетельствуют разнесенные в хлам колонны фашистской техники, убитые, раненые и как минимум деморализованные германские солдаты. Лично мне хочется сказать этому самолету — спасибо. Спасибо, что ты был.

Подвиг трудовой, нечеловеческий



Первые серийные Ил-2 были изготовлены в Воронеже, на заводе № 18. Осенью 1941 года в Куйбышев пришло множество эшелонов. На них перевезли из Москвы оборудование авиационного завода № 1, моторного завода № 24, а из Воронежа — авиационного завода № 18. Это была глобальная эвакуация. Правительство СССР потребовало не позднее чем через два месяца после переезда организовать на новой площадке в районе станции Безымянка полноценное серийное производство боевого самолета Ил-2. Невозможно? Переезд прошел в течение всего лишь 10 дней. Вы только подумайте — 10 дней! Сейчас за это время не могут перевезти офис небольшой фирмы, да что тут говорить — переезд обычной квартиры за это время не осуществляется. Разве это не подвиг?

За это невероятно короткое время на берега Волги были вывезены все рабочие и служащие завода, станки и оборудование. Рядом с ним заработал еще один самолетостроительный завод № 18, эвакуированный из Воронежа.

Далее Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в Москве.

В жутких условиях, работая в две смены по 12 часов, в дикий мороз, в недостроенных цехах началось серийное производство штурмовиков. Не было воды, не было еды, не было канализации. Нам такое трудно даже представить. К тому же среди рабочих мужчины составляли только 10%. Остальные — женщины и дети.


Многие заводы города Куйбышева в годы войны обеспечивали выпуск комплектующих деталей для боевого самолета. Механический завод № 207 за очень короткий срок освоил серийный выпуск бронекорпусов. Завод аэродромного оборудования поставлял узлы крепления пушек, блочные держатели для подвески бомб, пулеметные установки.

Время поменяло многое. Теперь, в наше время, эти заводы производят ракеты, делают ракетные и реактивные двигатели. Современная аэрокосмическая Самара обязана этим самолету Ил-2.

Патриот не тот, кто кричит на каждом углу, что мы лучшие и всех победим. Патриот тот, кто предпринимает усилия для достижения этой цели.

Разбор полетов

Давайте беспристрастно выясним, на чем основана достаточно массовая критика Ил-2.

Главным обвинением является несовершенство машины, отсутствие бортового стрелка и, как следствие, большое количество потерь летного состава. Давайте разберем по порядку. Да, машина действительно была несовершенной. Она имела проблемы с двигателем, с маневренностью, да и качество сборки было не лучшим. Проблемы тогда решались просто — в процессе войны. Вот так. Не больше, не меньше. Ил-2 начал поступать в войска за несколько месяцев до начала войны, на момент начала боевых действий этот самолет был новым и мало изученным. Не существовало инструкций по его боевому применению, их просто не успели разработать. Во время войны ситуация стала еще хуже.

Мне кажется, что наши потери были связаны не с конструкционными недостатками штурмовика, не с отсутствие стрелка. Решающую роль сыграли несколько факторов:


1. Прикрытие с воздуха. А что? Штурмовик надо прикрывать, и это правило существует и сейчас. Пока одна машина работает по земле, другая должна закрыть над ним небо. Беда в том, что в первые годы войны прикрывать было некому. Наши истребители практически отсутствовали в небе. Фашисты просто заходили в хвост и щелкали Илы, как орешки.


3. Тактика боевого применения штурмовика. Самолет был новый, и отработанных тактических решений в начале войны не существовало. В то время чаще всего применялась штурмовка передовой. Учитывая то, что противник находился в укрытиях и обладал большим количеством зенитных средств, результат атак был минимальным. Реактивные снаряды (РС) наносили больше психологический ущерб, бомбы, сброшенные с предельно малой высоты, поражали бронированные цели с эффективностью близкой к нулю, пушки и пулеметы не пробивали немецкую танковую броню. Прицел был абсолютно бесполезен для бомбометания.


4. Отсутствие нормальных прицельных приспособлений. Прицел ПБП-16 при ударе с бреющего полета был практически бесполезен — цель скрывалась из глаз слишком быстро, чтобы пилот успел прицелиться. Поэтому на фронте его обычно снимали и целились на глазок. Для бомбометания с малых высот стали пользоваться метками, нанесенными на лобовое стекло фонаря кабины и капот самолета. Мой дед, который на Ил-2 прошел всю войну, рассказывал, что они крепили спички на лобовое стекло. Они служили прицельными метками для разных параметров полета.


5. Низкая технологичность. Вот тут я бы поспорил. Корявенький по сравнению с отшлифованными и нежными зарубежными образцами, но работающий в условиях войны. Получивший сотню пробоин Ил-2 можно было починить в полевых условиях, чего не скажешь о зарубежных машинах. Например, за счет не полностью убирающихся шасси и бронекорпуса он мог сесть на брюхо и при этом получить минимальные повреждения. Конечно, чинить его было очень неудобно, но он чинился! Машина была очень живучей.

Время перемен


Но все поменялось, враг откатился от Москвы, Ил-2 получил свой двигатель, предприятия начали выпуск самолетов сотнями, мы наступали…

Выработались новые тактические приемы боевого применения. Не только построение в круг над целью, когда один самолет прикрывает другой, но и неожиданные массированные атаки, проводившиеся с разных направлений.

Главными целями стали не укрепленные позиции врага, а немецкие колонны на марше — война же была позиционная, и войска перемещались постоянно. Колонны вражеской техники взрывались и горели под залпами пушек и РСов. Илы неожиданно появлялись над противником и, особо не целясь, вываливали на него бомбы и ракеты, добивая его на втором заходе из пушек и пулеметов.

Особенно эффективно проявили себя противотанковые кумулятивные бомбы малого калибра (ПТАБ). Ил-2 неожиданно появлялись над танковой колонной и буквально засыпали их сотнями маленьких бомбочек. Об эффективности этого оружия можно судить по тому, что немцы в срочном порядке начали менять порядок построения своих колон на марше. Это, конечно, снизило эффективность применения самолета по бронетехнике, но остались переправы, артиллерийские и минометные позиции и даже корабли. Неожиданные и массированные атаки штурмовиков с разных направлений, эффектные залпы реактивных снарядов — и противник разбит и деморализован.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.