Сколиоз лечение в школе

Софиатрия в школе

Диагностика, профилактика и лечение нарушений осанки и сколиоза I‐I I степени у детей в условиях школы

Патология опорно-двигательного аппарата занимает первое место среди заболеваний детского возраста. На протяжении нескольких лет сохраня- ется устойчивая тенденция к росту этого недуга. В настоящее время впервые выявленная вертебральная патология охватывает 95,3% детей в возрасте 1–13 лет. Это чрезвычайно опасно. Необходимо понять, что сколиоз – это не только сложная многоплоскостная деформация позвоночного столба, но и болезнь, затрагивающая многие системы организма: кардиореспираторную (т. е. сердечно-сосудистую и дыхательную), нервно- мышечную, желудочно-кишечную, и другие.

Социальная значимость сколиотической болезни чрезвычайно велика. Около 30% страдающих тяжелой формой заболевания не работают, 66% не создают семьи, 76% больных женщин не вступают в брак и не могут родить. То есть понятно, что меры по предотвращению подобных последствий необходимо принимать с самого раннего возраста.

Примерное содержание программы работы ортопедического кабинета в течение учебного года

  • В начале года школьник получает углубленную диагностику опорно-двигательного аппарата и нервной системы в условиях своей школы. Также применяется УЗИ-диагностика внутренних органов и оценивается кровоток по сосудам шеи и головы. Результаты обследования заносятся в специальную карту. Подбирается индивидуальный план лечения. Составляется схема лечения и профилактики нарушения осанки и сколиоза на весь учебный год.
  • Восстановительное лечение проводится специалистами в условиях школы.
  • В конце учебного года снова проводится обследование позвоночника и сопутствующих систем. Сравниваются результаты до и после лечения. Проводятся консультации детей и родителей по основному заболеванию.
  • При необходимости рекомендуется применение специальных ортопедических стульев и парт для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника.
  • При выявлении прогрессирования сколиоза ортопедический статус ребенка фиксируется в специальной карте, после чего он направляется в муниципальный ортопедический центр для дальнейшей реабилитации сколиоза

Исследования, послужившие основой для создания нашей Программы, показали, что рентгенографическое исследование даёт практически те же результаты, что и компьютерная сканометрия позвоночника. Это дало возможность отказаться в дальнейшем от рентгенографии, т. е. не подвергать пациента регулярному (в ходе плановых диспансеризаций на протяжении 11 лет обучения в школе) воздействию рентгенологических лучей. Еще одним преимуществом сканера является возможность проведения функциональных проб в практически любом положении пациента: стоя, лежа, сидя, при наклонах вперёд, назад, вправо, влево, а также при ротации тела.

Для выявления наличия или отсутствия, а также выраженности и уровня поражения спинного мозга при искривлении позвоночника применяется стандартное электронейромиографическое исследование (ЭНМГ) на компьютерном электромиографе в варианте накожной электромио- графии.

Для выявления патологии опорно-двигательного аппарата и регуляторных систем мы используем метод компьютерной стабилографии – исследуем вертикальную устойчивость в пробе Ромберга с открытыми и закрытыми глазами.

Так как при грудных сколиозах страдает прежде всего кардио-респираторная система, мы используем результаты электрокардиографии и ЭХО-КГ из школьных медицинских карт. Для оценки морфологии и расположения органов брюшной полости и забрюшинного пространства у детей со сколиозами используется УЗИ-диагностика.

И, наконец, для выявления психологических особенностей детей мы используем ряд современных методик и тестов, позволяющих определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. У детей со сколиозом зачастую развивается комплекс неполноценности. Психологические методы воздействия с помощью тестов позволяют побороть этот комплекс и создать у ребенка мотивацию к лечению.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Профилактика прогрессирования и восстановительное лечение при нарушении осанки и сколиозах на ранних стадиях являются одной из основных задач современной медицины. Сложность заключается в том, что процесс физической реабилитации таких больных достаточно длителен, он требует больших усилий и терпения с обеих сторон – врача и пациента.

При сколиозе лечение должно быть ежедневным до конца роста человека. Даже при грамотном консервативном лечении структурные деформации в сочетании с усиленным ростом ребенка в подростковом периоде могут давать ухудшение клинической картины и отрицательную динамику по данным объективных методов исследования. Дело в том, что идиопатический сколиоз имеет тенденцию к прогрессированию, именно поэтому так важен комплекс профилактических мероприятий. Для нивелирования отрицательного эффекта для каждого больного необходим индивидуальный психологический подход и подбор специальных программ для консервативной коррекции имеющихся нарушений.

При составлении программы реабилитации в условиях школы необходимо учитывать объем занятости ребенка, находить баланс между учебными и лечебными мероприятиями. В условиях специально оборудованного медицинского кабинета и спорткомплекса Центра образования №1130 мы применяем следующие средства восстановительного лечения, в том числе усовершенствованные:

  • Соблюдение ортопедического режима (вырабатывание привычки периодически сменить позу, встать, походить и т.п.)
  • Рефлексотерапия (классическая иглотерапия) и гомеосиниатрия – введение гомеопатических препаратов в биологически активные точки.
  • Биологическая обратная связь. Методика напоминает собой принципы аутотренинга с использованием компьютерных технологий и знания нейрофизиологических механизмов второй сигнальной системы (И. П. Павлов).

Современные методики БОС предусматривают использование специальной аппаратуры для демонстрации информации о физиологических параметрах и реакциях.

Информация о той или иной функции организма превращается в простой игровой сюжет, которым можно управлять, самостоятельно меняя свое состояние и удерживая эти изменения.

Под руководством специалиста с помощью специальных приемов и аппаратуры удается развить навыки произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции состояния.

Пациент в ходе игрового сюжета подкрепляет результат, достигаемый за счет правильной осанки, положительными эмоциями, что замыкает правильную условно-рефлекторную дугу в коре головного мозга.

Таким образом, вырабатывается условный рефлекс на хорошую осанку.

  • Физиотерапия: светотерапия и магнитотерапия.
  • Электромиостимуляция. Лазеротерапия.
  • Лечебная физкультура (гимнастика, тренажерный зал, плавание).
  • К лассический массаж. Мануальная терапия.
  • Консультативно-информационная работа с детьми, родителями, преподавателями.
  • Использование ортопедических стелек при наличии плоскостопия.

В данном руководстве описан алгоритм диагностики, лечения и профилактики прогрессирования нарушений осанки и сколиотической болезни у детей в условиях общеобразовательного учреждения.

Вышеуказанная проблема рассматривается с точки зрения применения современных методов выявления сколиотической деформации, в том числе биомеханических, неинвазивных и нелучевых. Представлена организационная схема, на основе которой созданы специализированная служба и ортопедический кабинет в общеобразовательной школе № 1130.

Более детально рассмотрена проблема сколиозов, с позиции выявления у детей с искривлением позвоночника большого процента сегментарных нарушений функции спинного мозга, что необходимо учитывать при диагностике и лечении сколиоза и сопутствующих нарушений.

Всегда рады будем помочь Вам и Вашим детям!

Патологическое искривление позвоночника вправо или влево, приводящее впоследствии к увеличению физиологических изгибов и скручиванию позвонков, называется сколиозом. Это распространенное заболевание среди детей школьного возраста, которое отражается не только на внешнем виде, но и влечет за собой ряд серьезных недугов.

Причины сколиоза у детей

По типу проявления сколиоз у ребенка бывает врожденным и приобретенным. Первый проявляется еще в процессе внутриутробного развития. Врожденное искривление позвоночного столба характеризуется нарушением развития межпозвонковых дисков, хрящевых тканей, костного скелета. Начиная с 7-летнего возраста возможно диагностирование заболевания, поскольку в этот период происходит проявление его внешних признаков:

  • аномальные отклонения в пояснично-крестцовом отделе;
  • излишняя худоба;
  • слабый мышечный корсет;
  • асимметричное расположение таза и ног;
  • выгнутая форма спины;
  • холодные конечности с повышенной потливостью.

Приобретенный сколиоз формируется у здорового ребенка под воздействием неблагоприятных факторов. Появляется патология в результате:

  • неправильной осанки;
  • ношения тяжестей;
  • неактивного образа жизни;
  • длительного сидения в неправильной позе;
  • дефицита витаминов;
  • травмы и/или опухоли позвоночника.

Разновидности

Искривление позвоночника у ребенка классифицируют, исходя из времени начала заболевания и локализации деформации позвоночного столба. В зависимости от возраста, в котором начался сколиотический процесс, врачи выделяют следующие виды болезни:

  • Инфантильный. Развивается у младенцев от рождения до 3 лет.
  • Ювенильный. Начинается в возрасте 3-10 лет.
  • Адолесцентный. Время начала сколиоза у детей школьного возраста от 10 до 14 лет.

По локализации патологического процесса болезнь делится на шейный (чаще врожденный), грудной, поясничный, грудопоясничный и комбинированный (чаще приобретенный) сколиоз. По количеству сколиотических дуг патология разделяется на:

  • С-образную. Характеризуется искривлением одной дуги. Самый распространенный сколиоз у детей школьного возраста.
  • S-образную. Представляет собой искривление позвоночного столба в двух отделах на две стороны.
  • Z-образную. Наблюдается искривление трех сколиотических дуг: серединная – в одной стороне, а две другие – в противоположной. Это самый тяжелый случай, который лечится исключительно хирургическим путем.

В зависимости от причин, вызвавших заболевание, и его происхождения, сколиоз делится на несколько групп. Среди них:

  1. Мышечный. Формируется вследствие патологии связочного и мышечного аппарата, к примеру, при врожденном вывихе бедра, кривошее, контрактуре коленного или тазобедренного сустава.
  2. Неврогенный. Развивается в результате перенесенного полиомиелита, травмы спинного мозга, детского церебрального паралича или других заболеваний нервной системы.
  3. Диспластический. Это врожденные сколиотические изменения позвоночника, которые возникают из-за отхождений от нормы костных структур и позвонков.
  4. Идиопатический. Причины возникновения патологий данной группы еще не установлены. Замечено, что идиопатические сколиозы развиваются чаще у детей школьного возраста.

Также существует несколько клинико-рентгенологических классификаций искривления позвоночника по степени выраженности. Российские врачи пользуются системой, составленной в 1973 году отечественным травматологом Чаклиным В.Д.:

  • Сколиоз 1 степени. Боковое искривление заметно в вертикальном положении тела пациента, а в горизонтальном – исчезает. Угол искривления позвоночного столба – от 5 до 10°
  • Сколиоз 2 степени у детей. Более выражена боковая деформация, которая не исчезает в положении лежа. Угол кривизны – 11-25 °
  • Сколиоз 3 степени. Значительно выражено боковое искривление позвоночника, которое сочетается с уже сформировавшейся компенсаторной дугой. Угол искривления позвоночника – 26-50°
  • Сколиоз 4 степени. Помимо костно-мышечных деформаций наблюдаются нарушения работы внутренних органов. Угол искривления от 50°.

Признаки

Дети школьного и дошкольного возраста с искривлением позвоночника 1 и 2 степени никаких жалоб не предъявляют. Окружающим все равно заметна всегда опущенная голова, сведенные плечи, асимметрия спины, сутулость. При сколиозе 3-4 степени ребенок начинает жаловаться на:

  • дискомфорт в области спины;
  • головную боль;
  • учащенное сердцебиение;
  • одышку;
  • болезненные ощущения в сердце.

Со временем у школьника нарастает скованность движений, он быстро утомляется, становится невнимательным. Дети младшего возраста могут часто терять равновесие, спотыкаться. Искривление позвоночного столба – это не только физический дефект, но и косметический. Школьники старшего возраста из-за этого могут впадать в депрессию. У них зачастую портятся отношения со сверстниками и родителями, падает самооценка.

  • Как приготовить овощное рагу в мультиварке
  • Как пополнить PayPal
  • Чем опасна аритмия сердца для жизни

Последствия

Деформация позвоночника протекает менее агрессивно, если началась у ребенка в 10-12 лет. Заболевание, появившееся в возрасте до 6 лет, имеет, как правило, прогрессирующее течение, которое сопровождается ранним искривлением, поэтому полностью вылечить такую форму болезни невозможно. Для девочек со сколиозом прогноз в плане беременности благоприятен, поскольку разработаны комплексы упражнений, подготавливающих женщину к родам, облегчающих вынашивание ребенка.

Юноши призывного возраста с таким диагнозом не подлежат призыву в вооруженные силы или имеют ограничения, что определяется степенью выраженности искривления позвоночного столба. Иногда сколиоз несет опасные и необратимые последствия для детей школьного возраста. Осложнения могут быть следующими:

  • возникновение горба на ребрах;
  • нарушение функционирования и развития внутренних органов;
  • чрезмерная асимметрия таза;
  • деформация грудины;
  • нарушение дыхания;
  • ослабление брюшных мышц.

Диагностика

Заподозрить сколиоз у детей школьного возраста и направить на дальнейшее обследование могут участковый педиатр, врач учебного заведения, детский невролог, хирург, физиотерапевт, дерматолог и другие специалисты. Для постановки диагноза доктор осматривает ребенка спереди, сзади, с обоих боков, в положении стоя, наклона, сидя, лежа. При наличии признаков деформации позвоночного столба врач с помощью сколиозометра определяет степень искривления в градусах.

Если отклонение от вертикальной оси составляет более 5-7°, то пациент направляется на более детальную диагностику. Методы обследования:

  • Рентген в горизонтальном и вертикальном положении в двух проекциях.
  • КТ или МРТ позвоночного столба дает более детальную информацию.
  • Миелография назначается по необходимости для исключения межпозвоночных грыж, опухолей спинного мозга и других патологических процессов.

Лечение сколиоза у детей

Терапевтическая тактика выбирается для каждого ребенка индивидуально. Схема лечения определяется возрастом, степенью выраженности болезни, сопутствующими заболеваниями. Все методики делятся на консервативные и хирургические. К первым относится ортопедический режим (контроль осанки, сон на твердой поверхности и прочее), ношение корсета, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, мануальная терапия.

Если сколиоз не прогрессирует и находится на 1 или 2 стадии, то все мероприятия проводятся для уменьшения нагрузки на позвоночник. Школьнику назначаются только консервативные методы лечения. Для врачей главное – не допустить развития болезни. Если патологический процесс прогрессирует, угол искривления достиг 40° и нарушены функции внутренних органов, то показано хирургическое вмешательство. Операцию стараются делать в школьном возрасте от 10 до 14 лет, поскольку этот промежуток считается оптимальным для исправления позвоночного столба.

Цели лечебной физкультуры при сколиозе – сократить нагрузку на позвоночный столб, укрепить мышечный каркас, восстановить баланс мышечно-связочного аппарата и выровнять осанку. Корректирующие упражнения назначаются каждому школьнику индивидуально. Главное условие – регулярность занятий: 2 раза/день по 10-15 минут. Пример упражнений для позвоночника:

  1. В положении стоя локти разведите в стороны, руки согнув к плечам. Совершайте ими вращательные движения по часовой стрелке полминуты. Делайте два подхода с 10 секундным перерывом.
  2. В положении лежа животом вниз, приподнимите конечности, пытаясь их удержать в воздухе максимальное количество времени.
  3. Встаньте на четвереньки. Вытяните назад левую ногу, а правую руку – вперед. Зафиксируйтесь на несколько секунд, вернитесь обратно. Повторите то же упражнение с другой рукой и ногой.

  • Сибирская клетчатка для похудения и здоровья
  • Как сбросить лишний вес
  • Что должна делать крестная перед и на крестинах. Обязанности крестной и подарки для девочки или мальчика

Такой метод лечения сколиоза применяется при 2 и 3 степени заболевания, так как в этот период угол искривления превышает 20°. Ношение корсета может назначаться и при условии прогрессирования патологического процесса у ребенка школьного возраста. Средства для поддержки осанки используют сначала по 30 минут/день, но постепенно общая продолжительность нарастает до 4 часов/сутки. Важно выполнять всю физическую нагрузку на позвоночник строго в корсете.

К выбору ортопедического изделия нужно подходить с осторожностью, поскольку он может доставлять маленькому пациенту дискомфорт, натирать кожу. Для уменьшения болевых ощущений натертые места необходимо постоянно смазывать мазями и надевать под корсет хлопчатобумажное или льняное бесшовное белье. Со временем ребенок привыкает к его ношению, неприятные ощущения пропадают.

Лечение во время езды на лошади редко используется, но показывает отличные результаты. Иппотерапия является идеальной тренировкой для тела ребенка со сколиозом. При этом мышечный тонус симметрично формируется с двух сторон. Начинается терапия с ходьбы лошади, во время которой ноги школьника опираются на стремена, работают в такт движению. Пружинный эффект укрепляет ягодичные мышцы, способствует улучшению кровоснабжения. Иппотерапия проводится под наблюдением физиотерапевта. Чтобы всадник не упал, специалист фиксирует его к лошади с помощью специальных ремней.

При сколиозе детям школьного возраста всегда назначают массаж. Он помогает сформировать мышечную память. Даже после удачно проведенного лечения есть риск, что эффект будет длиться недолго, ведь мышцы запомнили искривленное состояние позвоночника. Массаж, проводимый периодически, будет возвращать поверженный сегмент позвоночного столба в исходное положение.

Методика массирования для сколиоза отличается несимметричностью: для каждого участка свои действия. Для тонизирования мышц применяют растирание, разминание и вибрацию. Для расслабления напряженных участков – растирание и поглаживание. Массажист при проведении сеансов должен учитывать весь комплекс факторов: отдел повреждения (шейный, поясничный, грудной), вид и степень заболевания, возраст ребенка. Средний курс лечения массажем – 10-20 сеансов с перерывом в полгода.

Если желаемый эффект не наступает после консервативного лечения сколиоза, то детям школьного возраста назначают хирургическое вмешательство. Лечение подразумевает имплантацию специальных приспособлений (эндокорректоры, дистракторы и прочие) в грудную клетку. Они фиксируют позвоночник в максимально выпрямленном состоянии. Операции всегда предшествует вытяжение позвоночного столба (тракция). Другие способы хирургического лечения:

  • костно-пластическая операция (резекция позвонков);
  • мобилизирующая хирургия (удаление межпозвонкового диска);
  • косметическая операция (резекция угла лопатки, горба).

Профилактика

Для предотвращения признаков развития сколиоза необходима своевременная профилактика заболевания, особенно у детей школьного возраста. Лучшее предотвращение искривления позвоночника – это здоровый образ жизни. Профилактические меры включают в себя:

  • правильное положение тела во время учебы;
  • постоянное слежение за осанкой;
  • сбалансированный рацион питания;
  • достаточное количество сна;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • отдых на кровати средней жесткости;
  • утренняя зарядка, включающая упражнения из комплекса ЛФК.

"Чтение в постели недопустимо"

24.01.2019 в 19:08, просмотров: 5315

Исследования, проводимые в школах и детских дошкольных учреждениях, тревожны: многие малыши дошкольного возраста уже имеют нарушение осанки, а значит, и отклонения в физическом развитии. Большая часть учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ входит во взрослую жизнь с теми или иными ортопедическими отклонениями, а значит, нуждается в лечении (коррекции).

Каковы причины? Виноваты компьютеры, различные гаджеты, когда пользователи вынуждены в одной позе сидеть часами, а кто-то и целыми днями? Что-то другое? И что делать?


Сколиоз — болезнь нешуточная

— Диспансеризация учащихся школ показала: в последние годы резко выросло количество заболеваний позвоночника у детей. В первую очередь — нарушение осанки (сутулость), сколиоз (искривление позвоночника), гиперлордоз (дефект позвоночного столба), юношеский остеохондроз. В результате все это приводит к остеохондрозу (грыжам диска, радикулиту и др.) и инвалидности у взрослых, — прокомментировал ситуацию ортопед, кандидат медицинских наук, врач высшей категории детской городской поликлиники №10 (филиал №2) Теймураз Мацкеплишвили.

— Насколько эта проблема актуальна для Москвы?

— Я бы сказал, что она наиболее актуальна именно для Москвы, если в мегаполисе постоянно проживает более 8 млн человек и миллионы из них — дети. Так что данная проблема приобретает особую актуальность, причем не только медицинскую, но и социально-экономическую.

— И на какой возраст в этом плане надо бы обратить особое внимание?

— Наиболее опасен период между 8 и 14 годами. Прогрессируя, сколиоз вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета у детей. У больных появляются не только тяжелые косметические дефекты, но и функциональные нарушения состояния внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А уменьшение роста при этом и образование горба ухудшают моральное состояние подростков, особенно девочек. Причем развитие сколиоза возможно в любом возрасте, вплоть до окончания роста ребенка, но чаще заболевание встречается у детей дошкольного и школьного возраста.

— Медицинская практика показывает: более 90% детей со сколиозом (и плоскостопием) нуждается в амбулаторной помощи, главной целью которой является приостановление дальнейшего прогрессирования деформаций и стабилизация позвоночника. И многое, хотя и не все, можно исправить. Однако из-за отсутствия единой госпрограммы в России и слабого развития сети специализированных медучреждений для лечения детей и подростков с нарушениями осанки и начальных форм сколиоза, подавляющее большинство из них остаются без лечения. А это миллионы детей по стране. Хотя тот же сколиоз легче предупредить, чем лечить.

Ведущее место в решении проблем с осанкой должны занимать профилактические мероприятия, подчеркивает эксперт. А значит, необходимо как можно раньше начать выявлять такие болезни и помогать детям избавляться от них. Важно выработать у ребенка привычку правильно сидеть, будь то дома за столом или в школе за партой. Это и есть одна из основ профилактики таких заболеваний. Ортопеды убеждены: лечение сколиоза надо начать тогда, когда его еще нет.

Чтобы не развился, например, сколиоз, основное внимание должно быть обращено на состояние осанки у детей. Родители, педагоги, участковые педиатры, воспитатели — все, кто имеет отношение к детям, должны внимательно следить за их физическим развитием, так как хорошая осанка — показатель правильных двигательных навыков не только в детстве, но и в будущем. Выявление сколиоза на ранней стадии его развития (до того, как произойдет искривление позвоночника и это заметит неспециалист) и вовремя начатое лечение дают желаемые результаты.

Профилактика (советы ортопеда)

— В детских коллективах надо регулярно проводить профосмотры — это лучшее оружие в борьбе против сколиоза, считает ортопед Теймураз Мацкеплишвили. Важно вовремя выявить и исключить в будущем развитие тяжелых деформаций позвоночника.

А начинать заниматься с детьми надо с младенчества:

— с грудного возраста родители должны заботиться о позвоночнике своих детей: ребенка нельзя сажать и ставить на ноги раньше времени, тем более если он физически слаб; нельзя также длительно и неправильно держать малыша на одной и той же руке;

— в школе во время занятий педагоги должны обращать внимание на позу сидящего ученика. Время от времени менять нахождение ребенка за партой (столом), освещение его рабочего места, положение по отношению к доске, к кафедре учителя. Следить также, чтобы парты соответствовали их росту;

— дети не должны долго находиться в одном и том же положении перед компьютером, выполнять одни и те же движения — все это не способствует сохранению правильной осанки;

— во время работы (чтение, письмо) спина ребенка должна касаться спинки стула, руки должны лежать на столе до локтей, книга должна располагаться под углом 45 градусов и находиться на расстоянии 30 см от глаз, освещение должно быть достаточным и падать с левой стороны;

— необходимо также, чтобы дети привыкли спать только на спине или на животе и обязательно на жесткой постели, а подушка должна быть маленькой и плоской;

— чтение книг в постели недопустимо;

— детям нельзя постоянно носить в одной руке тяжелые сумки — это способствует боковому искривлению позвоночника. Поэтому учащимся хотя бы до пятого класса рекомендовано носить ранец;

— как бы ребенок ни был занят в школе или в семье, у него должно оставаться время для отдыха, активных игр на свежем воздухе, занятий любимым спортом.

Но. Нередки случаи, когда в школе на уроках физкультуры детей заставляют делать сложные физические упражнения, при этом не учитывают физическое развитие и возможности каждого ученика. Считаю: в школе к физическим занятиям обязательно должны подходить дифференцированно, с учетом конституции и здоровья учащихся. От чрезмерной мышечной нагрузки можно получить обратный, отрицательный результат. Своевременные профилактические меры: укрепление организма ребенка, лечебная корригирующая гимнастика, массаж, плавание, ортопедический режим дают возможность избавить детей от выраженных деформаций и способствуют нормальному развитию позвоночника, особо подчеркивает наш эксперт.

Заголовок в газете: С кривым позвоночником по жизни
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27887 от 25 января 2019 Тэги: Школа, Спорт, Дети , Книги, Отдых, Наука Места: Россия, Москва


Вот и закончилась летняя пора, и детишки отправились в школу: кто-то продолжил своё обучение, а кто-то впервые перешагнул порог этого заведения. Все мы знаем, что в период обучения дети подвержены большим нагрузкам. И мы говорим не только о нагрузках на мозг, но и о физическом здоровье, поскольку большую часть дня детям придётся проводить, сидя за партой.

Летом каждый ребёнок ведёт весьма подвижный образ жизни – прыгает, бегает, посещает различные спортивные кружки, катается на велосипеде, скейте, роликах, самокате и так далее. Благодаря таким нагрузкам детский позвоночник укрепляется, они способствуют его правильному формированию и развитию.

В скором времени никто не будет удивляться такому недугу, как сколиоз. Будет уделяться внимание уже формированию нормальной осанки у молодого поколения. Что же делать, чтобы этот прогноз на будущее не сбылся? Оказывается, всё достаточно просто – профилактические меры искривления позвоночника должны занимать лидирующие позиции среди остальных мер. И родители должны уделять этой проблеме особое внимание.

Сколиоз – что это?

Сколиоз представляет собой деформацию позвоночника у детей, которая развивается во время их активного роста. Оказывается, у девочек это заболевание наблюдается намного чаще, чем у мальчиков. Различают правосторонний и левосторонний сколиоз. Возникает в большинстве случаев в грудном отделе, однако впоследствии может перейти и на поясницу.


Также подразделяют недуг на врождённый и приобретённый вид. Врождённый вызван неправильным развитием эмбриона.

Приобретённый в свою очередь подразделяется на несколько типов:

  • рахитический – обуславливается в результате дефицита витамина D;
  • травматический – зачастую появляется в поясничном отделе в результате перелома позвоночника;
  • паралитический – причиной этого типа является перенесённое заболевание;
  • рефлекторно-болевой – наблюдается при воспалительном процессе седалищного нерва и обусловленном им напряжением спинных мышц;
  • школьный – зачастую появляется у детей в результате неправильной позы за партой, как правильно сочетается с рахитическим.

При особо выраженном сколиозе у школьника может возникнуть перекос таза, и как следствие этого – нарушение походки, сбой работы сердца и лёгких.

По этой причине, подготавливая малыша к школе, необходимо позаботиться о том, чтобы спина не подвергалась нагрузкам. Как же это правильно сделать?


Как развивается сколиоз?

Предпосылки к искривлению осанки возникают у малышей ещё в детстве. Момент родовой деятельности является весьма важным, поскольку именно от него зависит будущее формирование опорно-двигательного аппарата ребёнка. Если роды сопровождаются травмами, вероятнее всего, что у малыша будут нарушения.

При рождении голова и шея младенца испытывают особое напряжение. Если врач использовал методы механического давления, это обуславливает дополнительную травму. По медицинским данным около 70 % малышей в момент появления на свет получают родовую травму шейного отдела, что в дальнейшем чревато сколиозом, деформацией осанки и другими нарушениями.

Процессов родов весьма важен для будущего здоровья малыша. Именно поэтому первым этапом предупреждения сколиоза является правильная подготовка к родоразрешению и грамотное проведение этого процесса. Если же травма всё же произошла, важно незамедлительно приступить к лечению у таких специалистов, как невролог и остеопат, которые помогут устранить весьма серьёзные последствия нарушения.

Формируем осанку

В сидячем положении позвоночник ребёнка получает более интенсивную нагрузку, чем в вертикальном положении.


По этой причине родители должны следить за осанкой малыша. За школьной партой, за кухонным или рабочим столом школьник должен сидеть прямо, не наклоняясь вперёд и отклоняя тело в сторону. Спина должна опираться на спинку стула или кресла.

Обязательно важно проконтролировать, чтобы стол и парта соответствовали росту ученика, а высота сидения отвечала длине его голеней. Ноги должны обязательно стоять на полу, лопатки – упираться в спинку, а глаза должны располагаться на расстоянии от 26 до 32 см от книги или тетради.

Покупка качественного портфеля

Уже в первом классе школьники носят весьма тяжёлый рюкзак. В нем довольно много предметов: книги, тетради, пенал, краски. Поскольку дети много времени проводят в школе, они обязательно носят с собой обед, пачку сока или бутылку с водой. Несколько раз в неделю в расписании стоит физкультура, на которую необходимо носить спортивную форму, кроссовки.

Список весьма большой. А ведь малыши посещают школу 5 дней в неделю, ежедневно таская на себе рюкзак, вес которого превышает их собственный вес на 20 %. Именно это и может стать ещё одной причиной неправильной осанки.

Между прочим, родители должны уделить особое внимание выбору рюкзака, поскольку даже при небольшом количестве учебников, неправильно купленный портфель будет содействовать деформации позвоночника.


Врачи советуют обратить внимание на рюкзак, оснащённый ортопедической спинкой, который отличается жёсткостью и ровной поверхностью. Корпус должен без труда адаптироваться под изгибы позвоночника. Рюкзак не должен превышать ширину плеч школьника, а также свисать ниже пояса. Ремни рюкзака должны быть мягкими и массивными, с крепкими и качественными креплениями, которые без труда будут регулировать длину.

Правильная обувь для формирования осанки

Обувь ученика должна быть обязательно ортопедической, которая имеет высокий задник, комфортный подъём и супинатор. Необходимо помнить, что неправильно выбранные туфли или ботиночки могут стать причиной развития плоскостопия.

Школьная обувь должна быть не только красивой, но и комфортной. Обратите внимание на подошву, чтобы она не скользила, посмотрите, как сгибается стопа и так далее.

Постель для школьника

Важным моментом является и постель для ребёнка. Во многих специализированных магазинах можно приобрести ортопедический матрац, который будет снимать напряжение со спины и повторять изгибы позвоночника во время сна. Качественный матрас – превосходный метод профилактики сколиоза.


Организация рабочего места для ребёнка

Рабочее место школьника должно быть правильно организовано. Зачастую искривление позвоночника происходит из-за недостаточности освещения. Если над столом мало света, ребёнок будет постоянно наклоняться к тетрадям, при этом позвоночник испытывает сильную нагрузку. Поэтому чем больше света, тем лучше.

Стоит помнить, что занятия домашними уроками не должно затягиваться надолго. Обязательны перерывы, как в школе. Не зря же придумали, что урок должен продолжаться не более 45 минут. В перерыве школьник может размяться, побегать, перекусить – смена положения лучшее решение.

Лечение сколиоза

Если у ребёнка диагностировали сколиоз, врач может назначить специальный массаж и гимнастику. Помимо этого следует обратиться за помощью к остеопату, который сбалансирует мышечные цепи, выправит позвонки, настоит позвоночник в целом. Да и в домашних условиях необходимо делать специальные упражнения, которые помогут расслабить мышцы и тонизировать их.


Главное своевременно обратиться за помощью к специалистам, чтобы в будущем ребёнок был здоров и позвоночник не доставлял ему хлопот и не обуславливал развитие других недугов.

Основная проблема школьников – сколиоз (видео)

Заключение

Самой частой проблемой со здоровьем у школьников является искривление позвоночника или сколиоз. Длительное сидение за партой создаёт напряжение на позвоночник, в результате чего может произойти нарушение походки, а также сбои в работе сердца и органов дыхания.

Главной задачей родителей является предупреждение развития этого заболевания. Для того чтобы избежать проблем с позвоночников у ребенка необходимо:

  • приобрести качественный портфель с ортопедической спинкой;
  • уделять особое внимание при выборе обуви для школьника;
  • организовать правильное рабочее место для ребенка дома и приобрести соответствующую мебель;
  • выбрать ортопедический матрац.

Если вы заметили первые признаки сколиоза у малыша, обязательно обратитесь к врачу, который назначит массаж и специальные гимнастические упражнения. Желаем вашему ученику крепкого здоровья и отличных оценок!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.