Школьная мебель для сколиоза

Школа – заведение, в котором человек получает новые знания. Несмотря на то, что каждый школьник уникален, в том числе и по телосложению, в классах стоят одинаковые парты. Это в корне неверный подход, т. к. он не позволяет обеспечить профилактику ухудшения зрения и искривления позвоночника. Кроме того, не каждый школьник и родитель знает, как правильно сидеть за партой, и каковы требования, предъявляемые к столам для письма.

Дело в том, что правильная посадка ребенка за школьной партой оказывает влияние не только на зрение и осанку, но и на психику человека. Чем правильнее он сидит, тем лучше себя чувствует физически и эмоционально. Чтобы добиться максимально правильного положения тела во время учебы, нужно уделить особое внимание выбору стола для работы. Нюансы, которые стоит принять во внимание, будут рассмотрены в этой статье.

За какой партой сидеть ребенку с плохим зрением


Сколиоз и близорукость – бич современного общества. Особенно часто эти состояния поражают детей 6-18 лет, т. е. в школьном возрасте. А все дело в неправильном выборе стола, в его несоответствии базовым потребностям школьника. Если запустить здоровье, это может привести к необходимости проведения длительного дорогостоящего лечения и к ухудшению качества жизни не только в школьные годы, но и в дальнейшем времени.

Рассматривая вопрос, как сохранить зрение ребенку, нужно дать ответ, на какой парте должен сидеть ребенок с близорукостью. Если имеется предрасположенность к ухудшению зрения, или появляются первые признаки, это говорит о том, что нужно сесть как можно дальше от школьной доски. Когда ребенок сидит на последней парте, он тренирует собственное зрение и избегает чрезмерной нагрузки на глаза.

Что касается осанки, она также должна быть ровной. Для этого необходимо соблюдать не только правила сидения за рабочим столом, но и особенности самой конструкции. Парты для школы традиционно должны соответствовать следующим требованиям:

  • эргономичность (соответствие росту, весу, возрасту, комплекции, конституции школьника);
  • оптимальный выбор длины, ширины и высоты модели;
  • экологическая безопасность (изготовление из натуральных материалов, в качестве которых чаще всего выступает древесина, а также элементы из пластика, металла);
  • дизайнерское оформление (для зрения и осанки оно никакой роли не играет, зато может обеспечить психологический комфорт).

Соответствие изделия всем этим параметрам позволит школьнику чувствовать себя замечательно и не болеть.

Как детям нужно сидеть за партой

Сколиоз у детей школьного возраста, а также близорукость – распространенные состояния. Они развиваются только в том случае, когда школьник неправильно сидит за партой, т. е. его позвоночник сильно искривлен, а угол положения глаз не соответствует норме.

Тогда каким должно быть правильное положение ученика за партой? Все достаточно просто! Оно должно подразумевать соблюдение всех углов:

  • угол между плоскостью стола и линией взгляда должен составлять 30 градусов;
  • локти должны полностью лежать на столе, т. е. угол между ними и плоскостью – нулевой;
  • угол между столом и кистями рук – 15 градусов;
  • колени должны стоять под прямым углом (90 С);
  • шея должна быть ровной, когда ребенок смотрит на доску и слушает учителя, и немного наклоненной во время письма и чтения учебных материалов;
  • угол спины должен быть практически нулевым, т. е. ребенку не следует сильно склоняться;
  • наклон парты может присутствовать, но его показать не превышает 15 градусов.

Важно также грамотно выбрать стулья для школы. Они должны обеспечивать ровную посадку, т. е. спинка и сиденье должны быть максимально эргономичными.



Все мы хотим быть красивыми и здоровыми. И знаем, что осанка и здоровье позвоночника — залог здоровья всего организма.

Но официальная статистика неумолима:

Таким образом, растет количество тех, кто уже в детстве имеет проблемы с позвоночником, в среднем возрасте — хронические болезни, а после 60 лет — слабость мышц спины и атрофию позвоночника.

Кому нужен ортопедический стул?

  • остеохондроз, сколиоз
  • протрузии, грыжи
  • синдром грушевидной мышцы
  • сдавливание брюшной полости негативно сказывается на системе пищеварения и кровообращении внутренних органов
  • нарушается работа легких
  • перенапряжение мышц шеи приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга
  • ухудшается отток крови и лимфы в ногах, что грозит варикозом.

Конечно, срочно сменить работу и сферу деятельности могут немногие. Однако свести на нет боли в спине под силу сегодня каждому.

Чем же плох обычный стул?

Просто посмотрите наше видео про биомеханику процесса сидения:


На обычном, не ортопедическом стуле, возникает момент вращения, который стремится отклонить нашу спину назад. Поэтому так сложно держать спину прямо и хочется облокотиться на спинку. Крутые, якобы анатомические, компьютерные кресла не спасают, а только атрофируют мышцы-стабилизаторы спины. Очень у многих на таких креслах продолжает болеть спина.

Ортопедический стул: если сидеть, то сидеть правильно


Принципиальное отличие правильного стула для работы за компьютером и тренировки позвоночника:

  • Расположение корпуса и бедер под тупым углом (примерно 135 градусов) по отношению друг к другу.
  • Точка приложения силы тяжести (1) находится ровно над точкой опоры - седалищными буграми (2). Благодаря этому на ортопедическом стуле очень легко держать спину прямо.
  • Сохраняется естественный прогиб (лордоз) в пояснице, расправляется грудная клетка и незаметно формируется красивая осанка.
  • Исчезают боли в спине (если они были).
  • Опора на седалищные бугры, следовательно значительно меньше пережимаются соседние ткани ног. Сохраняется полноценное кровообращение, предупреждается варикоз
  • Мышцы-стабилизаторы спины включаются в работу и обретают здоровый тонус.

Боль в спине - не приговор. Решение: ортопедический стул.

Удивительно, но когда мануальщики, остеопаты и массажисты уже не помогают, то люди наконец приходят выбрать правильный компьютерный стул (без спинки или с поддержкой) и, таким образом, устраняют главную причину болей в спине. Многие, до того как прийти к нам, уже перепробовали самые разные кресла, даже очень дорогие и якобы анатомические: с подпорками под поясницу и шею. Однако, увы, все они не работают.

Ведь, для того, чтобы работать за компьютером, нам нужно сидеть с вертикальной спиной, а не полу-лежа. В результате при сидении на обычном стуле или кресле с горизонтальным сиденьем в спине неизбежно возникает напряжение, усталость и боли. Напротив, коленный - это очень удобный стул для работы за компьютером, он незаменим для тех, кто уже столкнулся с болями в позвоночнике или дискомфортом. Читайте реальные истории наших покупателей: Отзывы о Смартстульях.

Сутулится ребенок? Корректирующий стул для спины вам в помощь.


"Выпрями спину!", "Привяжу палку!" - вам знакомы эти слова? Ортопедический стул - настоящая находка для тех родителей, кто заботится о безупречной осанке своего ребенка и расстраивается, видя сутулое чадо за письменным столом.

Кстати, дети прекрасно чувствуют, насколько неудобно сидеть на обычном стуле с горизонтальным сиденьем и интуитивно наклоняют стул вперед, обеспечивая естественный тупой угол между бедром и корпусом. Такое положение позволяет легко поддерживать естественный прогиб (лордоз) в пояснице и сохранять спину прямой. Но взрослые обычно запрещают детям качаться на стульях, и им приходится наклоняться вперед, чтобы распределить центр тяжести. На обычном стуле они просто вынуждены сутулиться!

На ортопедическом стуле просто невозможно сидеть криво. Более того, сидеть прямо на таком стуле - легко и приятно. Просто почитайте отзывы наших покупателей. "Умный" стул станет прекрасной профилактикой сколиоза, позволит избавиться от проблем со спиной в настоящем и не допустить их появления в будущем.


Виды ортопедических стульев:

  • Коленный стул. (Подробнее)
  • Стул-седло (Подробнее)
  • Динамический стул (Подробнее)

Коленный ортопедический стул

Коленные стулья были изобретены благодаря наблюдениям за качающимися на стульях школьниками. Ведь, качаясь, дети интуититивно пытаются принять более удобное положение! Благодаря наклону сиденья спина обретает комфорт и вы - красивую осанку. А коленный упор предотвращает сползание со стула. Колени забирают часть нагрузки с таза на себя. В результате спина и таз разгружаются, а близлежащие ткани получают более полноценное кровообращение.

Коленные ортопедические стулья могут быть со спинкой и без спинки, металлические и деревянные. Множество регулировок позволяет настраивать такие стулья под самый разный рост и комплекцию, и подходят как первоклашкам, так и взрослым высоким людям.


Ортопедический стул-седло

Поза наездника считается самой физиологичной для человека из всех сидячих поз. Люди издавна лечили заболевания позвоночника верховой ездой.

На ортопедическом стуле в форме седла мы принимаем положение, промежуточное между сидячим и стоячим. Ноги расставлены в стороны и стоят на полу. Спина при этом находится в правильном s-образном положении. Раскрытая позиция физиологически закладывает основу хорошего победного настроения.

Ортопедические стулья-седла больше подходят для взрослых. Особенно они незаменимы для мастеров: стоматологов, визажистов, парикмахеров. Колесики делают стул мобильным и позволяют легко перемещаться на стуле в любую сторону. Сидя на таком стуле за комьютером понадобится более высокий, чем стандартный, стол. Читайте специальный материал "Столы, регулируемые по высоте".

Ортопедический стул-седло без спинки позволяет сесть на него, просто перекинув ногу, как на велосипед. А стул-седло со спинкой позволяет откинуться назад, и даже покачаться вперед-назад.


Динамический ортопедический стул.

Такой ортопедический стул сочетает в себе сразу две концепции: коленную и динамическую. Подвижная конструкция позволяет сидеть и в тоже время оставаться в движении. Благодаря этому тело еще меньше затекает и можно более длительное время оставаться на стуле, не уставая. Дети любят такие балансирующие стулья, потому что, формируя осанку школьника, они при этом позволяют безнаказанно качаться. А взрослым психологи даже рекомендуют использовать такие стулья для расслабления и снятия стресса.

На динамическом ортопедическом стуле поддерживается подвижность более 100 суставов позвоночника. Тело рефлекторно "балансирует", поддерживая тонус мышц спины и пресса, как при ходьбе.

В нашем ассортименте динамические стулья представлены двумя моделями: Smartstool Balance (для взрослых) и Smartstool BabyBalance (для детей).

В отличие от традиционных, ортопедические стулья созданы с учетом анатомических и физиологических особенностей человека. В результате, позитивные изменения не заставят себя долго ждать. Как правило, уже в самое ближайшее время человек чувствует заметные улучшения. Спина устает все меньше, а вскоре и боль также остается в прошлом. Ортопедический стул для правильной осанки сохранит здоровье Вам и Вашим близким.

  • Начало
  • 2018
    • Январь
  • Новые


  • Интересные статьи

    Отекают ноги, ноет поясница от сидячей работы?

    Хватит шпынять ребенка "Сядь прямо!". Выберите школьнику правильный стул для красивой осанки.

    • О компании
    • Каталог
    • Тест-драйв
    • Блог
    • Наши преимущества
    • Адреса и телефоны
    • Доставка и сборка
    • Гарантия
    • Новости
    • Дилерам
    • Наши партнеры
    • Акции и скидки
    • Возврат товара
    • ЧаВо
    • Оптовикам
    • Мы в СМИ
    • Отзывы
    • Документы

    Оставьте свой телефон. Мы перезвоним в рабочее время и поможем вам с вашим вопросом!

    Оставьте свой телефон. Мы перезвоним в рабочее время и поможем вам с выбором!

    Оставьте свой телефон. Мы перезвоним в рабочее время и поможем вам с выбором!

    1. Предоставление информации Клиентом:

    1.2. Предоставляя свои персональные данные Клиент соглашается на их обработку (вплоть до отзыва Клиентом своего согласия на обработку его персональных данных) компанией ООО " Смартстул" (далее - "Продавец"), в целях исполнения Продавцом и/или его партнерами своих обязательств перед клиентом, продажи товаров и предоставления услуг, предоставления справочной информации, а также в целях продвижения товаров, работ и услуг, а также соглашается на получение сообщений рекламно-информационного характера и сервисных сообщений. При обработке персональных данных Клиента Продавец руководствуется Федеральным законом "О персональных данных", Федеральным законом "О рекламе" и локальными нормативными документами.

    1.2.1. Если Клиент желает уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, либо в случае желания клиента отозвать свое согласие на обработку персональных данных или устранения неправомерных действий ООО "Интернет Решения" в отношении его персональных данных то он должен направить официальный запрос Продавцу в порядке, предусмотренном Политикой ООО "Смартстул" в отношении обработки персональных данных.

    1.3. Использование информации предоставленной Клиентом и получаемой Продавцом.

    1.3.1 Продавец использует предоставленные Клиентом данные в течение всего срока регистрации Клиента на Сайте в целях:

    • регистрации/авторизации Клиента на Сайте;
    • обработки Заказов Клиента и для выполнения своих обязательств перед Клиентом;
    • для осуществления деятельности по продвижению товаров и услуг;
    • оценки и анализа работы Сайта;
    • определения победителя в акциях, проводимых Продавцом;
    • анализа покупательских особенностей Клиента и предоставления персональных рекомендаций;
    • информирования клиента об акциях, скидках и специальных предложениях посредством электронных и СМС-рассылок.

    1.3.2. Продавец вправе направлять Клиенту сообщения рекламно-информационного характера. Если Клиент не желает получать сообщения рекламно-информационного характера от Продавца, он должен изменить соответствующие настройки подписки в соответствующем разделе Личного кабинета. С момента изменения указанных настроек получение рассылок Продавца возможно в течение 3 дней, что обусловлено особенностями работы и взаимодействия информационных систем, а так же условиями договоров с контрагентами, осуществляющими в интересах Продавца рассылки сообщений рекламно-информационного характера. Отказ Клиента от получения сервисных сообщений невозможен по техническим причинам. Сервисными сообщениями являются направляемые на адрес электронной почты, указанный при регистрации на Сайте, а также посредством смс-сообщений и/или push-уведомлений и через Службу по работе с клиентами на номер телефона, указанный при регистрации и/или при оформлении Заказа, о состоянии Заказа, товарах в корзине Клиента, а также просьба Продавца оставить отзыв о приобретенном Товаре.

    2. Предоставление и передача информации, полученной Продавцом:

    2.1. Продавец обязуется не передавать полученную от Клиента информацию третьим лицам. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом и только в рамках договоров. Не считается нарушением настоящего пункта передача Продавцом третьим лицам данных о Клиенте в обезличенной форме в целях оценки и анализа работы Сайта, анализа покупательских особенностей Клиента и предоставления персональных рекомендаций.

    2.2. Не считается нарушением обязательств передача информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями законодательства Российской Федерации.

    2.3. Продавец вправе использовать технологию "cookies". "Cookies" не содержат конфиденциальную информацию и не передаются третьим лицам.

    2.5. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.

    2.6. Продавец при обработке персональных данных принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

    2.7. Более полная информация о политике ООО "Смартстул" в отношении обработки персональных данных приведена здесь.

    Сколиоз - боковое искривление позвоночника с торсионной деформацией (скручивание) позвонков. Заболевание относится к числу наиболее сложных проблем как ортопедии, так и социальной защиты и является одним из распространенных и сложных среди детей и подростков. О чисто боковом искривлении приходится говорить только на ранних стадиях развития заболевания патологического процесса. По мере прогрессирования болезни и увеличения степени деформации во фронтальной плоскости возникает и второй вид искривления позвоночника - кифоз. Помимо искривления в сагиттальной и фронтальной плоскостях происходит скручивание позвонков вокруг вертикальной и передне-задней горизонтальной оси.

    Сложная многоосевая деформация позвоночника неизбежно обусловливает деформацию ребер и грудной клетки в целом, изменение ее формы и нарушение взаиморасположения органов грудной клетки и систем организма. Все это приводит к возникновению сколиотической болезни с развитием в тяжелых случаях у больного физической неполноценности и полиорганной недостаточности. Нарушается деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, нередки неврологические осложнения в виде параличей и парезов конечностей. Часто возникают тяжелые психические страдания из-за грубых косметических нарушений. Больные сколиозом дети практически с ранней стадии болезни испытывают серьезные неудобства, связанные с болью в области позвоночника различной интенсивности, локализации и регулярности, возникающей как при статической, так и при динамической нагрузке. Ключевые моменты - раннее выявление сколиоза и адекватное комплексное консервативное лечение. Последнее дает хорошие результаты по профилактике прогрессирования процесса и инвалидизации больных, позволяя стабилизировать деформацию в 80% случаев.

    В диагностике и контроле эффективности лечения помимо обязательного этапного ортопедического осмотра больного и рентгенологического исследования позвоночника в динамике применяют антропометрическое измерение объема мышечной массы. Определяют также показатели тестирования силовой выносливости мышц, показатели функции внешнего дыхания электромиографии, данные исследования на компьютерном стабилометрическом комплексе, компьютерном томографе, МРТ.

    • выработка индивидуального статодинамического режима - исключение порочных поз, соблюдение оптимальной двигательной активности, функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки лечебной гимнастикой, занятиями в зале медицинской тренировочной терапии на специальных современных тренажерах, плавание, постизометрическая релаксация;
    • соблюдение общего ортопедического режима - режим статической разгрузки позвоночника - проведение школьных занятий в положении лежа на кровати, оборудованной ортопедической подставкой, использование специальных ортопедических укладок, строго по показаниям - сон в гипсовой кроватке, ношение ортопедического корсета;
    • медикаментозная терапия;
    • общеукрепляющие мероприятия;
    • физиотерапевтические процедуры;
    • формирование у ребенка осознанного подхода к проблеме;
    • обучающие беседы с родителями.

    Лечение сколиоза должно быть назначено сразу после установления диагноза, проводится систематически и длительно до окончания роста пациента (до 16-18 лет). Лечебная гимнастика является основным составляющим компонентом комплексного консервативного лечения. Ребенка следует обучить методике лечебной гимнастики под наблюдением врача ЛФК, методиста или инструктора в условиях лечебно-профилактического учреждения. Затем в домашних условиях он должен выполнять физические упражнения ежедневно под наблюдением родителей.

    Лечебная гимнастика применяется с целью стабилизирующего влияния на позвоночник путем укрепления мышц, коррекции его деформации, улучшения функциональной способности грудной клетки, выработки правильной осанки и общеукрепляющего воздействия на организм. Она назначается индивидуально, сообразуясь с особенностями клинического течения заболевания.

    Выработка индивидуального статодинамического режима достигается применением ЛФК в тесной связи с условиями формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночного столба. Физические упражнения оказывают общестимулирующее воздействие на организм больного, улучшают обменные процессы, трофику мышц спины и позвоночного столба. Тем самым они создают физиологические условия для стабилизации позвоночника и коррекции патологического процесса. Улучшение трофики мышц и увеличение выносливости позволяют выработать достаточно мощный мышечный корсет, удерживающий позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При невозможности достичь последней обеспечивают стабилизацию позвоночника, что предотвращает дальнейшее развитие сколиоза.

    Для решения этих задач на фоне общеукрепляющих упражнений избирательно используют гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса в положении разгрузки позвоночного столба. Это позволяет не только увеличить силовую выносливость мышц в наиболее выгодных условиях, но и создать возможность закрепления максимальной коррекции, достигнутой в вертикальном положении. Большое значение имеет тренировка мышц спины (длинных мышц и мышц, сближающих лопатки), пояснично-подвздошной мышцы, ягодичных мышц, помогающих сохранению правильного положения тела при статической нагрузке. С этой целью применяют корригирующие симметричные упражнения (сохраняющие срединное положение позвоночного столба).

    Важным их преимуществом является относительная простота методики проведения и подбора, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного опорно-двигательного аппарата. Как показывают исследования, симметричные упражнения не нарушают компенсаторные приспособления и не приводят к развитию противоискривления позвоночника. Их корригирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости больше растягиваются. При этом мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается. В результате частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутой сколиотической дуги и устраняется асимметрия.

    Большой удельный вес в терапии сколиотической болезни занимают упражнения, улучшающие функцию дыхания, расширяющие деформированную грудную клетку. Известно, что при снижении жизненной емкости легких более чем на 50% ухудшается взаимодействие между сердечно-сосудистой и дыхательной системами, снижаются функциональные резервы адаптации организма.

    Выработке правильной осанки способствуют упражнения на равновесие, балансирование с гимнастической палкой, с усилением зрительного контроля, самокоррекции. Упражнения на самокоррекцию целесообразно применять в случаях смещения траектории тяжести тела в сторону при вертикальном положении больного. Благодаря напряжению определенных мышечных групп и обострению проприоцептивных восприятий с них больному удается дифференцировать функцию этих мышц и их активным напряжением удерживать туловище в правильном положении. Общеукрепляющее воздействие на весь организм больного достигается путем укрепления мышц верхних и нижних конечностей, плечевого и тазового пояса, туловища, что в целом способствует и улучшению деятельности внутренних органов.

    Одним из важных средств является лечение положением - постуральной коррекцией с помощью укладок. Эта методика также оказывает продолжительное воздействие на связочно-мышечный аппарат деформированного позвоночника и закрепляет достигнутый физическими упражнениями корригирующий эффект.

    Поступательная коррекция проводится несколько раз в день длительностью до 1,5-2 часов. При выраженной деформации 1-2-й степени используют лечебную позу с асимметричным положением верхних и нижних конечностей. При искривлении поясничного отдела позвоночника влево и грудного отдела вправо больного укладывают на живот с отведенной левой ногой и вытянутой левой рукой.

    Массаж подготавливает нервно-мышечный аппарат к физическим упражнениям и усиливает воздействие на организм. Массируют преимущественно длиннейшие мышцы спины, мышцы, сближающие лопатки (межлопаточная область) и мышцы, приближающие лопатки к грудной клетке. При массаже передней брюшной стенки особое внимание уделяют укреплению косых мышц живота. Более интенсивно с использованием всех приемов массируют мышцы на стороне выпуклости позвоночника, функциональная способность которых снижена. Массаж сокращенных мышц на стороне западения грудной клетки и с вогнутой стороны искривления позвоночника проводится преимущественно приемами, направленными на расслабление мышц.

    Методика корригирующей гимнастики определяется главным образом степенью имеющегося у больного сколиоза. Нагрузку оптимизируют индивидуально, с учетом общей клинической картины заболевания, степени подготовки пациента, которую определяют эргометрическими показателями мышечного корсета.

    Традиционно формируют несколько групп детей со схожими особенностями течения болезни. При тяжелых формах сколиотической болезни с выраженной полиорганной недостаточностью, неврологическими проявлениями занятия проводят индивидуально. Характерными для лечения сколиозов I и II степени является коррекция искривления, стабилизация процесса, выработка стереотипа правильной осанки посредством использования физических упражнений, корригирующей гимнастики, лечения положением и массажа. Большое значение для сохранения достигнутой коррекции придается организации правильного режима статической нагрузки на протяжении дня ("разгрузка" позвоночника, правильное положение тела сидя).

    При выраженных фиксированных формах сколиоза 3-й степени основными задачами лечения являются стабилизация искривления и улучшение общего физического развития больного путем использования преимущественно дыхательных упражнений и упражнений, укрепляющих мускулатуру спины и живота.

    При сколиозе паралитического генеза лечебная физкультура направлена не на коррекцию деформации, а на поддержание имеющейся компенсации процесса путем применения упражнений, укрепляющих мышцы спины, живота, общеукрепляющих и дыхательных упражнений, массажа в соответствии с локализацией пораженных мышц. В связи со снижением поддерживающего влияния на позвоночник парализованных мышечных групп с целью придания правильного положения телу больного необходимо ношение корсета.

    Спортивные упражнения проводят индивидуально, учитывая общую клиническую картину заболевания. К наиболее показанным упражнениям относятся ходьба на лыжах по умеренно пересеченной местности, плавание, игры с мячом - элементы волейбола (пасовка), баскетбол (броски мяча в корзину). При выполнении рекомендованных спортивных упражнений больному необходимо следить за правильной техникой, добиваться четкой координации, избегать дополнительных движений туловищем.

    Необходимо исключить упражнения, вызывающие сильное сотрясение позвоночника (прыжки); упражнения, чрезмерно увеличивающие его гибкость (художественная гимнастика, акробатика) и сильно растягивающие связочный аппарат (упражнения на перекладине, кольцах, занятия спортивной гимнастикой); упражнения, ведущие к отягощению позвоночника (тяжелая атлетика) и др.

    Грудопоясничные сколиозы имеют более благоприятное течение, чем грудные, но в клинической картине при данной локализации бывают контрактуры подвздошно-поясничной мышцы. На основе учета анатомо-функциональных данных этой мышцы установлено, что тренировка ее способствует уменьшению дуги искривления. На этом базируется метод лечебной гимнастики Кона, которая наиболее показана больным с функциональной недостаточностью мышечной силы (мобильные сколиозы). Эта методика эффективна во всех случаях грудопоясничных сколиозов с вершиной искривления от ТR10 до L1 включительно.

    Показанием к применению комплексов лечебной гимнастики являются нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и сколиозы 1-2-й степени у детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет с целью формирования правильной осанки и создания мышечного корсета. Упражнения выполняют как в группе в лечебно-профилактическом учреждении, детском саду или школе, так и в индивидуальном порядке после освоения их под наблюдением методиста или инструктора ЛФК.

    • врожденные и приобретенные пороки сердца в стадии декомпенсации;
    • хронические заболевания внутренних органов в стадии обострения;
    • нервно-психические заболевания, сопровождающиеся судорожными состояниями;
    • значительное отставание умственного развития, не позволяющее усвоить программу лечебной гимнастики (выраженные формы дебильности, имбецильность);
    • болевой, синдром, вызванный развитием корешкового синдрома или сопутствующим ювенильным остеохондрозом; .
    • острые простудные и инфекционные заболевания;
    • повышенная температура тела (свыше 37,2°С).

    По показаниям (1-я и 2-я степень, рефлекторные сколиозы) выполняется постизометрическая релаксация, которая дает хорошие результаты.

    Общий ортопедический режим представляет собой круглосуточный режим разгрузки позвоночника, то есть школьные занятия и приготовление уроков дети проводят лежа на кроватях, снабженных плоскими щитами и оборудованных специальными ортопедическими подставками (угол налона подбирается индивидуально). Спят они с использованием ортопедических корригирующих укладок - с целью пассивной коррекции дуги искривления. Сон также представляет собой специализированную процедуру, при которой под определенный тип сколиотического искривления назначают соответствующее положение верхних и нижних конечностей в положении лежа.

    Исключительно по показаниям на основании клинических, эргометрических, рентгенологических данных назначают ношение корсета по индивидуальному, строго установленному режиму. Необдуманное назначение корсета, без тщательной оценки результатов всех исследований, и неправильно рекомендованный режим его ношения приводят к прогрессированию сколиоза. Поэтому перед покупкой корректора осанки необходимо проконсультироваться у ортопеда.

    Применяются лекарственные средства, улучшающие трофику тканей, препараты, стимулирующие репаративную регенерацию: калия оротат (нестероидный анаболический препарат), препараты, оказывающие структурно-модифицирующее действие на хрящ; общеукрепляющие средства. При симптоматическом лечении уместны центральные миорелаксанты, НПВС, аналгетики, диуретические средства. В комплекс лечения входят также паравертебральные медикаментозные блокады, которые эффективны при радикулярном и мышечно-тоническом синдроме.

    Общеукрепляющие мероприятия включают меры по оздоровлению ребенка - полноценное питание, витаминотерапия, закаливание, спортивные игры.

    Физиотерапевтические процедуры занимают значительное место в лечении сколиозов, особенно электромиостимуляция мышц. Она позволяет улучшить трофику и функциональную активность ослабленных мышц спины и живота. Фиксация электродов осуществляется на выпуклой стороне дуги деформации в 2 см от позвоночника. Первый курс состоит из 15-20 процедур, второй - из 25, третий - из 10. Интервал между курсами - 3-4 месяца. Наиболее эффективна методика при сколиозе 1-2-й степени. После курса электростимуляции (через 2-3 недели) желательно провести курс ручного массажа мышц спины и живота.

    Для улучшения крово- и лимфообращения в ослабленных мышцах спины и живота назначают горячие шерстяные укутывания спины и живота (длительность процедуры - 10 минут, температура - 450С, курс - 15-20 ежедневных процедур). Методика применяется при непрогрессирующих формах сколиоза с индексом стабильности до 0,8.

    Для лечения и профилактики остеопороза при сколиозе 3-й степени назначают общий кальций-фосфор электрофорез по Вермелю (длительность процедуры - 15 мин, плотность тока - 0,05 мА/см2, курс - 10 ежедневных процедур 1 раз в год).

    Для оказания общеукрепляющего действия и повышения иммунобиологических свойств организма назначают общие хлоридно-натриевые ванны (плотность раствора - 10 г/л, длительность процедуры - 10-15 мин, температура - 36-370С, курс - 10-12 процедур ежедневно или через день) числом 5. В осенне-зимний период показано общее УФО по основной схеме, курс - 15 процедур.

    При появлении признаков остеохондроза и болевого синдрома назначают ультразвук паравертебрально в зоне дуги искривления интенсивностью 0,1-0,2 Вт/см2, по 3 мин с каждой стороны, курс - 8-10 процедур ежедневно или через день.

    Формирование у ребенка осознанного подхода к проблеме необходимо для соблюдения им ортопедического режима вне стационара. Для того чтобы помочь ребенку, страдающему сколиозом, необходимо длительное время. Чередование курсов стационарного и амбулаторного лечения проводят конкретно для каждого пациента в течение нескольких лет. Для полноценного соблюдения ребенком ортопедического режима дома необходимо создать положительные мотивации больного к лечению. С этой целью регулярно проводятся беседы медицинского персонала с пациентами о значимости и необходимости выполнения тех или иных назначений. Клинические наблюдения показывают, что дети, регулярно выполняющие дома корригирующую гимнастику, имеют гораздо лучшие результаты лечения.

    Правильность и регулярность выполнения требований к амбулаторному режиму во многом зависит от контроля родителей. Большинству детей самоконтроля хватает максимум на месяц. Поэтому родителям необходимо объяснить значимость данного условия с целью поддержания эффекта, полученного в стационаре. К таким требованиям относятся: регулярное выполнение лечебной гимнастики, использование ортопедической укладки, правильно оснащенное место для приготовления школьных уроков (мебель, ортопедическая подставка), соблюдение двигательного режима ребенком (исключение осевых нагрузок) и выбор видов спорта, приемлемых для больного. Каждого ребенка необходимо госпитализировать 3-4 раза в год, в среднем на 1,5 месяца. Практика показывает, что амбулаторное лечение сколиоза в реабилитационных центрах без стационарной подпитки имеет низкий эффект.

    В настоящее время развита сеть различных лечебных учреждений и медицинских центров с использованием традиционных и нетрадиционных методов лечения сколиоза, в ряде случаев работающих без достаточных знаний об особенностях течения сколиотической болезни. Опыт комплексного консервативного лечения детей и подростков с нарушениями осанки и сколиозами позволяет настоятельно рекомендовать соблюдение классических принципов лечения, на которых основаны дифференцированные стандарты упражнений лечебной гимнастики.

    Разработанная система ортопедической помощи детям и подросткам со сколиозом 1-3-й степени позволила повысить уровень медицинской реабилитации пациентов и добиться снижения первичной инвалидности. Больных, с 4-й степенью сколиотической болезни направляют на хирургическое лечение. Наличие у больного 4-й степени сколиотической болезни при отсутствии противопоказаний к оперативному лечению следует признать серьезной ошибкой врачей, наблюдающих ребенка по месту жительства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.