Родителям о красивой осанке детей

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет.

Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны.

Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой?

Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель

Что влияет на формирование правильной осанки?

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе. Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки:

• хорошая освещенность в комнате;

• правильно подобранная мебель по росту ребенка;

• правильная поза при сидении;

Все ли в порядке?

Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело.

Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне.

Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево.

Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии.

Голова слегка приподнята.

Грудная клетка не впалая и не выпуклая.

Живот лишь слегка выступает вперед.

Ноги прямые, а не согнуты в коленях.

Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.

Родители должны знать о том, что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.


Красивая осанка у детей является одним из главных факторов их полноценного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_osanka_dlya_roditeley.docx 19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач дошкольного учреждения. Актуальной задачей является привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям.

Родители - лучший пример для детей. В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых -родителей, воспитателей, старших братьев и сестер — для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием.

Красивая осанка у детей является одним из главных факторов их полноценного развития.

Что же такое осанка?

Это привычная непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения.

Правильной, красивой осанкой считается такая естественная поза, когда спина прямая, голова высоко поднята, плечи свободно разведены и слегка опущены, живот подобран, колени выпрямлены. Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью.

Нарушение осанки и искривление позвоночника у девочек встречается чаще, чем у мальчиков. Здоровье – самое важное в жизни человека, но лишь с возрастом мы начинаем понимать, что беспокоиться о нём надо с ранних лет. Почти каждому природой дан здоровый позвоночник, и лишь наша беспечность приводит к заболеваниям. Позвоночник является основой скелета и выполняет в организме человека две важные функции. Первая – опорно-двигательная. Вторая функция – защита спинного мозга от механических повреждений. Многочисленные нервные окончания связывают позвоночник со всеми органами человеческого тела. Каждый из позвонков опосредовано участвует в работе того или иного органа. Когда нормальная работа позвоночника нарушена, передача нервных импульсов от костного мозга к тканям и клеткам затрудняется. Начинают развиваться хронические заболевания.

Вместе с тем опущенная голова, сутулая спина ребенка рассказывают не только о нем самом, но и о его родителях. Для меня очевидно, что они не прилагали больших усилий, чтобы приучить его с раннего детства к гимнастике, не вырабатывали у него привычки правильно сидеть за столом, ходить, держать голову. И не потому, что недостаточно заботливы. Чаще всего взрослые не придают этому значения, надеясь, что красивая осанка сформируется сама.

Конечно, требовать от маленького ребенка такой классической позы не приходится. Малыши до 3-4 лет, в силу возрастных особенностей организма, обычно стоят, выпятив живот. Но следует иметь в виду, что осанка формируется постепенно с самого рождения. Значит, заботиться о ней надо с первых дней жизни ребенка.

Обычные дефекты осанки — плоская, круглая или седловидная спина, выпяченный живот, впалая грудная клетка, крыловидные лопатки, асимметричное положение плечевого и тазового пояса, опущенная голова. У многих детей они сочетаются с аномалией прикуса, основной признак которой — неправильное смыкание челюстей при жевании, глотании, речи. Такая взаимоотягощающая патология отрицательно влияет на - общее состояние организма: изменяется положение внутренних органов, нарушается деятельность сердечнососудистой системы, затрудняется дыхание и т.п. Ребенок быстрее устает, хуже себя чувствует.

Часто ухудшается осанка у детей, страдающих такими хроническими заболеваниями, как рахит, пневмония, бронхит, бронхиальная астма. И это, в свою очередь, неизбежно отражается на физическом их состоянии.

Чтобы добиться формирования красивой осанки, никогда не поздно заняться её исправлением, но, конечно, гораздо легче не допустить ее нарушений.

Причины образования отклонений в осанке: слабость мышечно-связочного аппарата позвоночника, недостаточное развитие мышц спины, живота. Причинами ухудшения осанки может быть плохое освещение рабочего места, слишком низкий или высокий стол, неудобная спинка стула, привычка сидеть, искривившись, или ходить, глядя вниз, длительная езда на велосипеде в неправильной позе, ряд игр, связанных со стоянием и прыжками на одной ноге: классики, катание на самокате, игра в теннис. Осанка не является постоянной, она может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Начальные формы нарушения осанки и деформации позвоночника требуют особого внимания. Чем раньше они выявляются, тем успешнее результат лечения.

Большое внимание в профилактике нарушения осанки уделяется средствам закаливания: обливание холодной водой, обтирание, пребывание на свежем воздухе, купание.

Корректирующая гимнастика занимает одно из ведущих мест в общем комплексе консервативного лечения пороков осанки и сколиозов у детей.

Очень полезны в дошкольном и младшем школьном возрасте систематические занятия плаванием, лыжами, бальными танцами, утренняя гимнастика.

Не следует забывать и о правильном питании, так как сбалансированная по содержанию кальция, фосфора, магния, белка и витаминам диета, имеет большое значение для создания прочности скелета и связочно-мышечного аппарата. Достоверно установлено, что прием кальция с пищей или ежедневное потребление достаточного количества молочных продуктов способствуют формированию и сохранению костной минеральной плотности.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки входят в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Дорогие родители! Приложите усилия, чтобы осанка наших детей не портилась, а позвоночник оставался здоровым.

Консультация для родителей

Разумная мама следит за осанкой ребенка с рождения. Однако, многие даже не задумываются над тем, что правильная и красивая осанка не дается с рождения, а формируется путем ежедневных совместных усилий родителей и ребенка.

Как бы нам не хотелось, но число юных пациентов с диагнозом сколиоз стремительно растёт. Как сформировать правильную осанку и что предпринять, чтобы предотвратить искривление позвоночника у ребенка?


Нарушению осанки способствует плоскостопие

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви одна нога может стать немного короче, чем другая, это в свою очередь станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную сторону, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи играют решающее значение в правильной осанке ребенка, а потом и взрослого.


Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, снижаются окислительные процессы в организме, что ведет к усталости во время физической и умственной работы. Искривленный позвоночник может привести не только к близорукости и остеохондрозу, но и нормальному функционированию внутренних органов. Кроме физиологических последствий кривой спины не менее пагубные – психологические. В какой бы супер современной одежде ребенок не был одет, если он сутулый, то смотрится неудачником и мямлей. Психологи утверждают, что сутулого, с понурой головой ребенка воспринимают как неудачника. Это влияет на психику самого ребенка, который, в конце концов, сам начинает верить в то, что неудачник.


Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить. Определить плоскостопие легко: подошву ученика смачивают слабым раствором марганцовки и делают оттиск на бумаге. Стопа бывает нормальная, плоская и полая. Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправить его.

Правильная осанка не дается с рождения

О красивой осанке родители должны думать, когда малыш еще лежит в коляске. Для формирования у ребенка правильной осанки родителям необходимо:

До года регулярно делать младенцу общеукрепляющий массаж.

Не спешить ребенка усаживать, обкладывая подушками раньше времени.

Не начинать раньше времени учить ребенка ходить.

Не гулять часами в складной прогулочной коляске с провисшим дном.

Побуждать ребенка как можно больше ползать, чтобы укреплялись мышцы спины и шеи.

Приучить малыша спать, ровно расправив ножки, а не свернувшись калачиком.


Приобрести для сна ровный и жестский матрас, маленькую и низкую подушку.

Не разрешать ребенку читать лежа.

Особенно нужно обратить внимание родителям на осанку ребенка во время принятия пищи, работы над домашним заданием, сидя за компьютером. Читать и писать ребенок должен за столом, а не сидя в кресле или на диване. Непосредственная обязанность родителей – следить за тем, чтобы при любой работе за столом у ребенка ноги, спина и руки имели опору. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего. При этом высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Лучше всего подходит кресло, регулируемое по высоте, с высокой спинкой и подлокотниками.

Нарушения осанки возникают из-за недостатка движения. Прогулки, занятия туризмом, танцами и плаванием будут очень полезны.

Для правильной осанки вредно:

Ездить на самокате, кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю.

Заниматься в младшем школьном возрасте видами спорта, которые делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным (теннис, фехтование, бадминтон, бокс, художественная и спортивная гимнастика, борьба), что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке.

Держать груз на вытянутых руках, а также поднимать тяжести, не используя силу ног.

Носить сумку с учебниками через плечо вместо ранца. Ранец или рюкзак с жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками ребенок должен носить примерно до класса 6-го-7-го. Рюкзак нужно подогнать по размеру, он не должен быть слишком тяжелым.

Правильная осанка

Нарушения осанки у детей, как правило, начинают формироваться с началом школьной жизни.Для детей младших классов искривление позвоночника, сутулая спина являются очень частой проблемой.

Нарушения осанки приводят к серьезным заболеваниям позвоночника и внутренних органов, ухудшению кровоснабжения головного мозга и, как следствие, к утомляемости, снижению успеваемости в школе и даже к нарушениям физического и психического развития.

Реальность такова, что факторов риска нарушений осанки становится все больше. Малоподвижный образ жизни, неблагоприятная экологическая ситуация, увеличение частоты хронических заболеваний у детей приводят к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата.

Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить за партой или столом. Компьютер, компьютерные игры, игровые приставки, телевидение приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. Если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, то может сформироваться неправильный тип осанки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенка умение принимать позу правильной осанки и сохранять её длительное время при сидении, стоянии и ходьбе.

Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль зачастую сводится к замечаниям: не горбись, не сутулься, сиди ровно! Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения или даже операции.

Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильной осанке детей с детского возраста.

Если родители хотят видеть своих детей здоровыми, крепкими и не отягощенными массой комплексов, то следует выполнять простые рекомендации, и чем раньше начать уделять внимание этому вопросу, тем лучше будет результат.

Нарушению осанки способствует плоскостопие

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви одна нога может стать немного короче, чем другая, это в свою очередь станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную сторону, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи играют решающее значение в правильной осанке ребенка, а потом и взрослого.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, снижаются окислительные процессы в организме, что ведет к усталости во время физической и умственной работы. Искривленный позвоночник может привести не только к близорукости и остеохондрозу, но и нормальному функционированию внутренних органов. Кроме физиологических последствий кривой спины не менее пагубные – психологические. В какой бы супер современной одежде ребенок не был одет, если он сутулый, то смотрится неудачником и мямлей. Психологи утверждают, что сутулого, с понурой головой ребенка воспринимают как неудачника. Это влияет на психику самого ребенка, который, в конце концов, сам начинает верить в то, что неудачник.

Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить. Определить плоскостопие легко: подошву ученика смачивают слабым раствором марганцовки и делают оттиск на бумаге. Стопа бывает нормальная, плоская и полая. Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправить его.

О красивой осанке родители должны думать, когда малыш еще лежит в коляске. Для формирования у ребенка правильной осанки родителям необходимо:

До года регулярно делать младенцу общеукрепляющий массаж.

Не спешить ребенка усаживать, обкладывая подушками раньше времени.

Не начинать раньше времени учить ребенка ходить.

Не гулять часами в складной прогулочной коляске с провисшим дном.

Побуждать ребенка как можно больше ползать, чтобы укреплялись мышцы спины и шеи.

Приучить малыша спать, ровно расправив ножки, а не свернувшись калачиком.

Приобрести для сна ровный и жестский матрас, маленькую и низкую подушку.

Не разрешать ребенку читать лежа.

Особенно нужно обратить внимание родителям на осанку ребенка во время принятия пищи, работы над домашним заданием, сидя за компьютером. Читать и писать ребенок должен за столом, а не сидя в кресле или на диване. Непосредственная обязанность родителей – следить за тем, чтобы при любой работе за столом у ребенка ноги, спина и руки имели опору. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего. При этом высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Лучше всего подходит кресло, регулируемое по высоте, с высокой спинкой и подлокотниками.

Нарушения осанки возникают из-за недостатка движения. Прогулки, занятия туризмом, танцами и плаванием будут очень полезны.

Для правильной осанки вредно:

Ездить на самокате, кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю.

Заниматься в младшем школьном возрасте видами спорта, которые делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным (теннис, фехтование, бадминтон, бокс, художественная и спортивная гимнастика, борьба), что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке.

Держать груз на вытянутых руках, а также поднимать тяжести, не используя силу ног.

Носить сумку с учебниками через плечо вместо ранца. Ранец или рюкзак с жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками ребенок должен носить примерно до класса 6-го-7-го. Рюкзак нужно подогнать по размеру, он не должен быть слишком тяжелым.

Общие рекомендации:

Прививайте любовь к правильным позам, убедите ребенка, что они удобнее и менее утомительны, тогда навык будет устойчивым и останется на всю жизнь.

Профилактические осмотры надо делать дома один раз в две недели. Чем раньше обнаружится проблема, тем легче её решить;

Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3 см. выше локтя опущенной руки вашего ребенка, когда он сидит.

Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб.

Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

Через каждые 30—45 минут занятий следует делать перерывы, встать и подвигаться 5—10 минут.

Спать рекомендуется на твердой и ровной постели с невысокой подушкой. Кровать должна быть на 20–25 см. больше, чем рост ребенка.

Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

Не разрешайте читать, лёжа на боку.

Запрещайте носить тяжести в одной и той же руке или на одном и том же плече.

Лучшим портфелем для школьника является ранец.

Рациональный режим (полноценное питание, сон, чередование разных видов деятельности, прогулки).

Регулярно выполняйте упражнения для правильной осанки.

Упражнения для правильной осанки

Основными средствами формирования правильной осанки являются занятия физическими упражнениями и физическая активность.

1. Стоя у стены. Принять положение правильной осанки: живот втянуть, плечи развернуть, ноги выпрямить, голову приподнять. Отойти от стены на один шаг и проверить правильность осанки. Удерживать позу 5-10 сек.

2. Стоя у стены в положении правильной осанки. Присесть с прямой спиной, касающейся стены, и встать, не отклоняясь от нее.

3. Стоя у стены в положении правильной осанки. Выполнить движения руками вперед, вверх, в стороны, на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив её руками, прижать к туловищу, не отрываясь от стены.

4. Стоя, руки за головой, дыхание произвольное. Вначале отвести руки в стороны, затем поднять их вверх и прогнуться. Замереть в этом положении на 2–4 сек. затем вернуться в исходное положение.

5. Стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 3-5сек., затем вернуться в исходное положение.

6. Лежа на животе, руки согнуты, кисти расположены под грудью, локти направлены назад. Опираясь на руки и не отрывая бедра от пола, необходимо прогнуться. В таком положении замереть на 3–5 сек., затем вернуться в исходное положение.

7.Стоя ноги врозь. Положить на голову предмет (книгу, мешочек с крупой). Выполните приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы предмет не упал.

8. Ходьба с предметом (мешочком, книгой) на голове с сохранением правильной осанки.

Соблюдая эти советы, через некоторое время вы заметите, какие у ваших детей стали красивые, уверенные движения, как изменилась к лучшему их осанка. Здоровья вам и вашим детям!

Как сберечь ребенку глазки?

Конечно же, родители пребывают в шоке (особенно если у них самих зрение хорошее) и не знают, почему так происходит и что им делать. А способ сберечь детские глазки только один – профилактика нарушений зрения у детей с самого раннего возраста!

Когда можно выявить нарушения зрения у детей?

Впервые малыш встречается с офтальмологом обычно в возрасте 1-3 месяцев (в исключительных случаях - до полугода). В этом возрасте можно обнаружить разного рода врожденные проблемы со зрением у ребенка и даже спрогнозировать возможность развития близорукости и дальнозоркости у малыша в будущем. Если врач диагностирует у малыша косоглазие – не стоит пугаться. В таком возрасте это частое явление и довольно легко лечится. Главное в этом случае – дополнительно показать ребенка невропатологу. У новорожденного ребенка офтальмолог может также диагностировать дальнозоркость. Но это является нормальной физиологической особенностью недавно родившихся малышей, которая проходит со временем – по мере увеличения глазного яблока. Если же с течением времени дальнозоркость не уменьшается или даже прогрессирует – есть смысл провести обследование ребенка.

Если в результате первого осмотра нарушений зрения у детей не выявлено – второй осмотр проводится в возрасте 3 лет. И в этом возрасте у врача появляется возможность уверенно диагностировать устойчивые проблемы со зрением или косоглазие у ребенка, если эти проблемы имеют место быть. Коррекция зрения, если были обнаружены какие-то проблемы, должна начаться как можно раньше – чтобы лечение было успешным.

Затем осмотр офтальмологом, если у ребенка нет никаких проблем со зрением и жалоб, будет осуществляться только в рамках плановых диспансеризаций.

Причины нарушений зрения у детей

Причин нарушений зрения у детей существует немало. Первой и самой главной из них является наследственность. Если у обоих родителей есть проблемы со зрением – их ребенок входит в группу повышенного риска. Поэтому, профилактика нарушений зрения у детей , рожденных такими родителями, должна проходить с особым вниманием.

Другой причиной развития заболеваний глаз может быть так называемая ложная близорукость. Возникает она, как правило, тогда, когда глаза ребенка начинают испытывать повышенную нагрузку, к которой они не привыкли. Это часто происходит, когда дети идут в первый класс или уже являются выпускниками школы – одним словом, тогда, когда детям приходится сидеть за книгами или компьютером, напрягая зрение, круглые сутки. Отличить ложную близорукость от реальной можно по одному критерию: ложная близорукость обратима, то есть четкость зрения восстанавливается, когда часть нагрузки на глаза уходит. При истинной близорукости этого не происходит. Но ложная близорукость может перейти в истинную, если, сохраняя такой напряженный образ жизни, не делать специальную гимнастику для укрепления зрения и не употреблять витамины для глаз, которые должен прописать офтальмолог.

Уже ни для кого не секрет, что длительный просмотр телевизора или сидение за компьютером способны стать причиной нарушений зрения у детей. Дело в том, что при взгляде на экран глазам ребенка приходится совершать большое количество мелких движений, которые просто утомляют мышцы его глаз, способствуя развитию близорукости и появлению других проблем со зрением. А если это происходит еще и при плохом освещении или на близком расстоянии – нагрузка на глаза увеличивается и близорукость развивается еще сильнее.

Причиной нарушений зрения у детей могут быть и частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз. Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.

Кроме того, спровоцировать проблемы со зрением могут и разного рода неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у Вашего ребенка начнутся проблемы со зрением.

Недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей.

Профилактика нарушений зрения у детей

Чтобы у детей не было проблем со зрением, достаточно выполнять несколько простых рекомендаций:

1. Чтобы нагрузки в школе и обилие домашних заданий не подкосили здоровье глаз Вашего ребенка, старайтесь делать так, чтобы эти нагрузки были дозированными. Например, ребенок читает что-то или пишет течение 15-20 минут, после чего 5-10 минут смотрит вдаль (например, в окно). Таким образом, работа на близком расстоянии сочетается со взглядом вдаль, что хорошо тренирует зрение у детей и взрослых.

2. Следите за тем, чтобы освещение рабочего места школьника было качественным, ведь профилактика нарушения зрения у детей невозможна без соблюдения этого условия. Яркость от лампы должна распределяться равномерно по всему столу, а также яркость освещения стола и яркость освещения комнаты не должны сильно различаться (то есть писать или читать за столом при свете лампы в темной комнате – не лучшая идея). Но следите также и за тем, чтобы свет не слепил глаза ребенка. Оптимальным источником искусственного света является люминисцентная лампа, а вообще освещение должно распределяться так: 10-15 ватт на 1кв.м. комнаты, 40-60 ватт на 1кв.м. над письменным столом. Но, тем не менее, самым лучшим освещением для приготовления домашних заданий и профилактики нарушений зрения у детейявляется дневной свет, падающий из окна.

3. Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.

4. По согласованию с врачом давайте ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы. Кроме того, для профилактики нарушений зрения у детей полезно употреблять овощи и фрукты оранжевого цвета, листовую зелень, пить витаминные чаи (из плодов шиповника, рябины, черной смородины, калины, облепихи).

5. Ограничивайте для детей время просмотра телевизора и работы за компьютером. Детям до 2 лет телевизор смотреть противопоказано вообще, а младшим школьникам разрешается проводить перед телевизором не больше 2 часов в день – да и то, на безопасном расстоянии около 2-3 метров. Что касается компьютера, то младшим школьникам можно сидеть перед монитором час в день, а детям 10-13 лет – до 2 часов. И, конечно, необходимо делать перерывы – так же, как первом пункте.

6. Обеспечивайте ребенку полноценное питание – ведь зрение зависит от работы соответствующих отделов мозга, а мозг не может нормально функционировать без нормального питания. Для профилактики нарушений зрения у детей необходимо употреблять мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, орехи и пить много воды.

7. Следите за тем, чтобы ребенок не тер глаза грязными руками и всегда надевал солнцезащитные очки, выходя летом на улицу. Так Вы защитите малыша от инфекций, воспалений и повреждений глаз из-за неблагоприятных воздействий окружающей среды.

8. Лучшая профилактика нарушений зрения у детей – это специальная гимнастика для глаз.

Предлагаем Вам несколько простых упражнений.

А теперь пусть ребенок подвигает глазками вертикально: вверх-вниз – также досчитывая до пяти. Заканчивается упражнение так же – посмотреть вперед и закрыть глазки. Повторить 3-4 раза.

Есть еще одно хорошее упражнение для профилактики нарушений зрения у детей. Сильно-сильно зажмурьтесь вместе с ребенком, а потом резко широко откройте глаза. Повторите 3-4 раза.

И, напоследок, быстро-быстро поморгайте глазками, считая до 30. После этого отдохните, закрыв глаза. Повторите также 3-4 раза.

Профилактика нарушений зрения – одна из важнейших задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете эту профилактику – тем больше вероятности, что зрение Вашего чада будет острым как можно дольше!

Любите своего ребенка!

1. Внимательно выслушивайте своих детей. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.

2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им, попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.

3. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь с проблемами.

4.Проявляйте тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем. Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка.

5.Создавайте атмосферу эмоциональной привязанности в семье.

6.Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем.

7.Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм.

8.Предпочтите требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности.

9.Снимайте авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!

10.Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.