Рекомендации для профилактике плоскостопия и нарушении осанки у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Согласно данным статистики, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются в числе отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. И в основном это нарушения, которые могут появляться у детей раннего возраста: в 2 года = 2%, в 4 года = 7%, в 7 лет – каждый третий, а у школьников – 70%. 1-е место среди нарушений занимает патология костно-мышечной системы, 2-е – патология органов дыхания, 3-е – патология органа зрения.

Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора или компьютера), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, вследствие чего и могут возникать различные нарушения осанки, плоскостопие, а также задержка возрастного развития и развития физических качеств.

Понятие об осанке связано с нормальной функцией позвоночника.

Что такое осанка?

Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная наследственными моментами, зависящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата и выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Формируется осанка с раннего детства в процессе роста ребенка, зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата. Осанка может изменяться в зависимости от условий быта, занятий. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые.

В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Они делятся на врожденные и приобретенные. Последние возникают в результате травм, инфекций, интоксикаций, поражений центральной нервной системы.

Дефекты осанки приводят к нарушению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях дыхательного, костно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются крыловидные лопатки, сведенные вперед плечи, асимметрия плечевого пояса и сутулость.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, о чем говорилось выше, а также создает условия для нормального дыхания через нос. Это способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной физической нагрузке , например, в беге и прыжках.

Так как в дошкольном возрасте осанка полностью не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста. В этой связи главная задача взрослых – предупредить у ребенка такое серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, как сколиоз.

Конечно, очень многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от своих родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно стоять, сидеть и ходить, а также вынужденные неудобные позы при чтении, рисовании и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Но основной причиной дефектов осанки является привычные порочные положения тела при сидении и стоянии.

Борьбу с неправильной осанкой надо рассматривать как общее оздоровление организма.

В этой связи необходимо особое внимание уделять подбору детской мебели. Стол, стулья и домашняя мебель должны соответствовать росту ребенка, так как низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх. Нужно избегать поз, при которых тело ребенка наклонено в сторону, он сидит на одной ноге или при свободно свисающей руке.

Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше, так как исправление дефектов осанки всегда дело более трудное, чем их предупреждение.

После занятий, носящих статический характер (рисование, лепка и др), полезно проводить упражнения с элементами аутотренинга, которые помогают сконцентрировать внимание ребенка на выработке стереотипа правильной осанки, то есть, в конце каждого занятия дети расслабляют мышцы туловища, лежа на спине и выполняя упражнения на релаксацию (под контролем воспитателя или родителей).

В утреннюю гимнастику и физкультурные минутки рекомендуется постоянно включать упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Необходимо следить за тем, чтобы во время занятий у детей оба локтя лежали на столе.

Наряду с нарушением осанки у дошкольников часто диагностируется плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклона пятки внутрь.

Стопа – это фундамент, опора нашего тела и любое нарушение ее развития может негативно отразиться на осанке ребенка.

Детская стопа по сравнению со взрослой более короткая, широкая и в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп более мягкие и эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы, которые играют важную роль в формировании свода, относительно слабые. Суставы более подвижные, а связки менее прочны по сравнению со взрослой стопой. Объем движений детской стопы больше, поэтому она менее приспособлена к статическим нагрузкам. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и опущению сводов стоп. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится на стадии интенсивного развития, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений, а изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и влияет на положение позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп крайне неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для занятий спортом.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеет создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени, а так же оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (это ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для правильного формирования свода стопы).

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп является гигиена и подбор обуви, воспитателям и родителям нужно обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на физических занятиях. Детская обувь должна иметь закрытую пятку, достаточно гибкую подошву, широкий носок, кроме этого обязательно наличие небольшого каблучка (2см) и ремешка. Недопустимо ношение детьми различных шлепанцев, обуви китайского производства, не прошедших стандартизацию, чешек вне физкультурных занятий, а также тесной и не подходящей по размеру обуви. Категорически запрещается ношение обуви со стоптанными задниками.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней гимнастики, а также зарядки после сна, детям полезно заниматься босиком (при соответствующем t ° режиме). Температура пола должна быть не ниже +18°. Наряду с этим рекомендуется применение специальных закаливающих процедур для стоп, что способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активнее точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия. Но основное и самое верное средство – это специальная гимнастика, укрепляющая своды стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стоп.

Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха.

Юлия Синчинова
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильную осанку дошкольникахарактеризуют следующие признаки: голова и туловище держаться прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

В дошкольном возрасте наиболее часто встречаются такие патологии опорно-двигательного аппарата, как нарушение осанки, плоскостопие, врожденная косолапость, деформация грудной клетки, искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиоз, чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифоз) и в поясничном отделе (лордоз).

Причины развития неправильной осанки и ее дефектов много гиподинамии, недостаточные развития мышц спины, живота, бедер, шеи, груди,удерживающих позвоночник в нужном положении: ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычка детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции нарушений являются занятия физическими профилактическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования осанки и профилактики ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами (резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др.) Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа, сидя на стуле.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых(40-50 сек)

с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Упражнения лучше включать в комплексы умеренной и оздоровительной гимнастики, но можно выполнять отдельно.

Задача состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц - тогда они смогут долгое время удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые в вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены) и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, кубик, резиновое кольцо).

Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений:

- прогибание спины с обручем и мячом в руках

- наклоны в стороны с обручем за спиной

- приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках

- наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой

- наклоны назад с разведением рук в стороны

- поднимание ног вверх лежа на спине.

- ползание на четвереньках

- ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия:

- ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке)

- ходьба на носках и пятках, наружных краях стоп

- ходьба по гимн. палке и канату

-захватывание мяча ногами

- собирание мелких предметов пальцами ног

- катание обручей мяча пальцами ног

- ходьба правым и левым боком по гимнастической скамейке, обхватывая ее края пальцами ног

- собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, веревки, платочки.

Индивидуальный образовательный маршрут. Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Цель: Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Ожидаемый результат: укрепление мышц голеностопного сустава,.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата.

Рекомендации для родителей дошкольников по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности.

Выберите книгу со скидкой:


Развиваем мышление и речь: для детей от 4 лет

350 руб. 169.00 руб.


Решаем задачи: для детей от 5 лет

350 руб. 130.00 руб.


Счет от 0 до 5: для детей от 3 лет

350 руб. 130.00 руб.


Современный русско-английский словарь = Modern Russian-English Dictionary

350 руб. 117.00 руб.


Всемирный энциклопедический словарь

350 руб. 2155.00 руб.


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.


Я УМЕЮ ЧИТАТЬ. Космическое кафе

350 руб. 118.00 руб.


ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


50 весёлых заданий на логику и математику 0

350 руб. 354.00 руб.


Как это сказать по-немецки, или Как использовать немецкие частицы в речи

350 руб. 227.00 руб.


Здравствуй, азбука! (Изучаем, раскрашиваем, играем и запоминаем)

350 руб. 119.00 руб.


Приключения английского языка

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Москалева Юлия СергеевнаНаписать 2610 19.04.2017

Номер материала: ДБ-388598

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Другие методич. материалы
    19.04.2017 808
    19.04.2017 139
    19.04.2017 215
    19.04.2017 176
    19.04.2017 284
    19.04.2017 384
    19.04.2017 491

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники , упражнения , профилактика , нарушение осанки , плоскостопие


Актуальность работы над проблемой профилактики плоскостопия и нарушения осанки обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформации стоп. С каждым годом медицинские работники выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста. Наиболее частый дефект - это вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущена голова, опущены и сдвинуты вперед плечи.

Детям с нарушением зрения важно следить за осанкой, так как в связи со своим зрительным диагнозом, дети пытаются принять неправильную позу при сидении за столом, во время игр, усугубляя нарушения не только зрения, но и осанки, что в свою очередь может привести к функциональным нарушениям органов дыхания, нервной, пищеварительной системы, сердца. Всё это приводит к ослаблению здоровья детей.

Плоскостопие также чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отразиться на осанке.

В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование не завершено. Изменение формы свода стопы приводит не только к местному ухудшению их функций, но и по мере дальнейшей деформации стопы к изменению положения таза, нарушению правильного положения позвоночника, что ведёт к нарушению осанки. Поэтому для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, требуется систематическая коррекционная работа на занятиях и в свободной деятельности детей.

В процессе повседневной работы с детьми мы наблюдали их индивидуальное поведение. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях: при ходьбе, сидя и лёжа. При внимательном наблюдении во время занятий, игр, сна, ходьбе дети принимают неправильные позы, сутулятся. Понимая проблему, мы пришли к выводу, что работу по профилактике необходимо вести в постоянном режиме во всех видах деятельности.

Это и определило наши задачи:

1. Формировать правильную осанку (контроль, профилактика, коррекция).

2. Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе использования средств физического воспитания.

Мы знаем, что воспитательная работа будет иметь успех, если она проводится в тесном контакте с родителями. Поэтому свои начинания мы решили осуществлять при их поддержке.




Во время утренней гимнастики, физминуток или на физкультурных занятиях часто проводим упражнения с предметами на голове (мешочки, наполненные крупой, мячи, кольца). Эти упражнения способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы, и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; приседаниях; ходьба на коленях, не уронив при этом положенный на голову предмет. Также выполняем упражнения на координацию движений. Здесь были весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. На прогулке используем различные игры с этой целью.

Все упражнения и игры способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.



Во время бодрящей гимнастики (куда входят упражнения на коррекцию осанки, дыхательные упражнения, самомассаж) проходят по массажным дорожкам - это и закаливание, и профилактика плоскостопия.

Массажные дорожки мы сделали сами с привлечением родителей (использовали нестандартный материал).

Мы считаем, что вот такое нестандартное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.

Одновременно мы начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула; правильно ходить и стоять.





В группе мы повесили картинки (плакаты), изображающие правильную осанку за столом.






Самым главным итогом нашей работы за год стало то, что дети сами начали следить за своей осанкой и за осанкой других детей, укрепили мышцы голеностопного сустава, спины, живота. У детей повысился интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом. В следующем учебном году мы продолжим работу над этими задачами, так как считаем, что такую работу необходимо в детском саду проводить систематически.

Рекомендации: "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия"

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.

Анкетирование, проведенное в вашей группе, показало, что всех родителей без исключения волнует вопрос сохранения и укрепления здоровья своего ребёнка. Но в силу разных причин (дефицита времени, усталости, собственной лени) детям уделяется недостаточно внимания со стороны родителей. К большому сожалению, далеко не все родители делают вместе с детьми зарядку, регулярно гуляют на свежем воздухе, делают им массаж, к тому же отдают предпочтение не подвижным играм, а интеллектуальным и развивающим. Всё это подтверждают и результаты опроса, проведённого среди детей.

Показатели ежегодных медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников (растёт число детей состоящих на диспансерном учете в детской поликлинике с различными заболеваниями, увеличении числа детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием. Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

Плоскостопие – болезнь серьезная из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что многие годы человеку прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью: вкалывать – так до упаду, заболел – не раскисай, и вообще – если уж умирать, так с музыкой, и непременно на работе.

Но времена громких лозунгов миновали, оставив человека наедине со своими недугами, смертельными и несмертельными. В число последних и входит плоскостопие.

Что же такое плоскостопие?

Это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов.

Почему у современных детей всё чаще и чаще наблюдаются данные нарушения, какие факторы влияют на формирование свода стопы?

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.

Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза.

К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.

До 4,5-5 лет у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы является патологией. Поэтому медицинское заключение о плоскостопии выносят лишь с пятилетнего возраста.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо! Но следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Поэтому в нашем детском саду мы пытаемся создать все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД по ф/р, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, ЛФК, лечебный массаж, корригирующая гимнастика после сна.

Но как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:

* общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,

* правильный подбор обуви для ребенка,

* проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны,

* специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,

* использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.

Значение пальчиковой гимнастики велико:

— способствует овладению навыками мелкой моторики;

— помогает развивать речь;

— повышает работоспособность коры головного мозга;

— развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Памятка для родителей.

Плоскостопие. Как его выявить?

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) — плантографию.

Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.

Оценка плантограммы. Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии.

Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы — стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается); тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?

· Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.

· Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

· При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

· Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

· Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

· Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

· Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.

Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата школьников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т. д. Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребенка отводится семье. Поэтому комплекс упражнений, направленных на укрепление свода стопы, следует ежедневно выполнять дома.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием:

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, — мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.

3. Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) по полу в течение трех минут.

· собрать веревку пальцами ног;

· ходьба на носках, пятках;

· ходьба на внешней стороне стопы;

· ходьба по массажной дорожке;

· прокатить палку по полу стопами ног.

В комплекс упражнений для детей, у которых выявлена сутулость, необходимо включить задания :

· походить с палкой за спиной;

· стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками;

· идти с предметом на голове;

· упражнения из положения лежа на спине, на животе.

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а, следовательно, и профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата , необходимо уделять организации этих мероприятий особое внимание.

После обливания ног обязательно необходимо дать несколько профилактических упражнений :

· переступания с пятки на носок;

Затем необходимо провести подвижную игру, в которой принимают участие все дети.

Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата дает хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний.

Для повышения эффективности нашей работы способствуют тесные контакты с родителями. Они должны поддерживать все наши мероприятия, и продолжать работу дома, руководствуясь рекомендациями инструктора физической культуры и воспитателей.

Правильно подобранная одежда и обувь обеспечивает правильное физическое развитие ребенка. Одежда и обувь должна быть удобной.

Работа по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата - один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, инструктора физической культуры, воспитателей, родителей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.