Разработка урока осанка предупреждение плоскостопия 8 класс колесов

Разделы: Биология

Цель урока:

  • дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;
  • разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
  • воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Оборудование:

презентация по теме урока, фрагмент видеоролика “Поднимаем груз”, лист самоанализа (Приложение 1), карточки с видами искривлений позвоночника (Приложение 2, для каждого ученика), карточки “Признаки правильной осанки” (Приложение 3, для каждого ученика).

Актуальность: изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков.

Слово учителя: В этом году дорога познаний привела вас к воротам совсем неизвестной науки. Науки великой. Вы – на пороге Анатомии. Она будет открываться не сразу, шаг за шагом. Вы познаете устройство человека, его макро- и микростроение, физиологию его систем. Когда-то А.П.Чехов сказал: “Анатомия – это так же просто и так же сложно, как жизнь. Если вы готовы постичь эту замечательную мудрость, врата открыты для вас.

Сегодня мы с вами проведем урок в виде биологического симпозиума по теме “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья.

Беседа. Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.

Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.

Лабораторная работа. Правильность осанки. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Индивидуальная работа учащихся с последующей фронтальной проверкой.

При правильной осанке:

  1. Голова и туловище держатся прямо.
  2. Голова слегка приподнята.
  3. Плечи несколько отведены назад.
  4. Грудная клетка развернута.
  5. Плечи находятся на одном уровне.
  6. Живот подобран.
  7. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

Объяснение учителя (использование презентации “Виды искривления позвоночника”. Приложение 4). Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на слайдах презентации разбираются конкретные нарушения).

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано).

Ситуация. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

Ситуация. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

Что поможет избежать такого искривления?

Как хочется иметь красивую, правильную осанку. Для этого есть несколько действенных советов (советы демонстрируются на одном из учеников):

  1. Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.
  2. Шарф на шею. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.

Ситуация. Я считаю, что осанка формируется исключительно позвоночником. Согласны ли вы со мною?

В древности говорили: “Движение строит”. Как вы понимаете этот афоризм? (К активно работающим мышцам притекает больше крови, капилляры в них значительно больше расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток продуктов жизнедеятельности от них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция. Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу, что вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. И, конечно же, происходят изменения в функционировании внутренних органов: легких, сердца, пищеварительного тракта.

Влияет ли неправильная осанка на внешность человека? (Ролевая игра.)

Задачи осанки: (промежуточные выводы)

  1. Предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки.
  2. Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих). “Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.

Ситуация. Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.)

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как правильно сидеть”). Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:

  1. В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
  2. Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
  3. Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
  4. Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
  5. Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
  6. Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Правило трех точек опоры

Промежуточный вывод. Несоблюдение правильной осанки приводит к деформации хрящей позвоночника, которые в результате начинают разрушать с 4–5 лет. Это проявляется особенно сильно, если вы не умеете правильно стоять, наклоняться и поднимать тяжести.

Как поднимать тяжести? Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как поднимать тяжести”).

  1. Не поднимай больших грузов (более 10 кг), особенно рывковыми движениями – раздели груз на части или используй подручные средства механизации.
  2. Не носи груз в одной руке.
  3. При подъеме груза обязательно старайся согнуть ноги, а не спину – это уменьшает нагрузку на позвоночник. Вся нагрузка должна ложиться на ноги, а не на спину.
  4. Не поднимай ничего на вытянутых руках, держи груз как можно ближе к туловищу.
  5. Избегай подъема груза в сочетании с резким поворотом туловища.
  6. Поднимая и перенося грузы, не стесняйся просить о помощи – лучше просить такую помощь, чем потом просить помощь об уходе.

Ситуация. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

  1. Не носить слишком тесную обувь.
  2. Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
  3. Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
  4. Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
  5. Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
  6. Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
  7. Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Комплекс упражнений для физкультминутки:

  1. Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.
  2. Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.
  3. Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.
  4. В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

Подведение итогов урока. Работа нашего симпозиума прошла очень плодотворно. В качестве домашнего задания каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы. В заключении работы мы с вами составим синквейн.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.

5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Большое спасибо за работу на нашем симпозиуме. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

  1. Наращивайте “мышечный корсет”.
  2. Следите за осанкой.
  3. Правильно сидите.
  4. Носите правильно подобранную обувь.


На уроке формируются навыки здорового образа жизни. Раскрывается влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы. Разъясняются отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки. Происходит знакомство с методом самоконтроля и коррекции осанки, плоскостопия. На уроке используются элементы технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_biologii_v_8_klasse.doc 428.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе.

  1. Дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; *разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
  2. Воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

  1. Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека ,
  2. Научить учеников заботиться о правильном положении тела,
  3. Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

  • Осанка - это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов

Подведение к формулировке темы урока.

Учитель привязывает одну из учениц косой к стулу и спрашивает у класса, зачем он это сделал. Какова тема сегодняшнего урока?

Формулируется тема и записывается на доске и в тетрадях.

А как бы вы сформулировали определение, что такое осанка? Выслушиваются ответы детей, сверяются с определением в учебнике и записывается в тетрадь.

В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители заботились о безупречной осанке своих дочерей.

В свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спинку! – неустанно повторяли они. Подданные должны узнавать повелителя не по его одежде и короне. А по осанке. Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.

Учитель задает вопрос классу: что вам известно по этой теме? Что бы вы хотели узнать? Все это оформляется на доске в виде дерева ожидания. На куске ватмана или прямо на доске рисуется дерево и на него приклеиваются зеленые яблоки из стикеров, на которых написаны вопросы, которые они будут изучать на уроке.

Беседа с классом.

Как вы думаете, нарушения осанки проявляются у всех одинаково?

Степень нарушения может измениться?

Ребята работают с текстом учебника и читают информацию про степени нарушения осанки. Потом идет обсуждение в классе.

Подробно останавливаемся на нарушениях, которые затрагивают скелет. (демонстрация слайдов). По ходу демонстрации и объяснения учителя, ученики записывают в тетрадях термины и их пояснение: лордоз, кифоз, сколиоз, плоская спина, круглая спина.

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Вопрос классу: что может стать причиной нарушения осанки? Ребята в тетрадях, прослушивая ситуации, которые зачитывает учитель, составляют кластер (схему) причины нарушения осанки.

А какова должна быть правильная осанка по вашему мнению?

Работают с раздаточным материалом. Необходимо подчеркнуть признаки правильной осанки.

Правильность выбора можно обсудить устно или показать слайд с правильным выбором.

Физминутка. Созвучна с темой сегодняшнего урока. Встать из-за парт, положить на голову дневник или учебник, не толстый и повторять за одной из учениц или учителем.

Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки. Талия, коленки, пятки. Задача состоит в том, чтобы учебник не упал на пол.

Что надо делать, чтобы выработать правильную осанку? Беседа с классом.

Учитель просит детей замереть в том положении, в котором они находятся на данный момент. Зачитывает правила, как надо сидеть за столом, а все обращают внимание на свое положение.

Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:

  • В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
  • Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
  • Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
  • Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
  • Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
  • Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Правило трех точек опоры

После этих правил, мы уже убедились, что большинство из вас неправильно сидят за столом, а теперь проведем лабораторную работу и попробуем экспериментальным путем выявить у вас нарушения осанки. Результаты необходимо занести в листы самоанализа.

Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?

  1. Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки.
  2. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Приложение 1. Лист самоанализа

Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ

Выявление боковых искривлений

  1. Углы лопаток на одном уровне
  2. Один плечевой сустав расположен выше другого
  3. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны
  4. Задние (остистые) отростки позвонков образуют прямую линию

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене.

  1. Просуньте ладонь между стеной и поясницей.
  2. Попробуйте просунуть кулак.

Если второе удастся, то осанка нарушена.

Возможные причины выявленных нарушений осанки:

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две эти точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Возможные причины выявленного плоскостопия:

А теперь послушайте ситуацию.

Ситуация 6 . На день рождения подруги школьница Лида пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Лиде пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Лиды?

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

Вам дома необходимо было сделать отпечаток своей стопы. Сейчас мы с вами и проверим, есть ли у вас такое нарушение опорно-двигательного аппарата. Соедините центр пятки и середину третьего пальца. Если самая узкая часть стопы пересекает эту линию, значит, у вас имеется плоскостопие. Результат занесите в лист самоанализа.

Работа в группах.

1. Каковы на ваш взгляд причины плоскостопия. Составить схему.

2.предложите комплекс упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

3. Предложите вариант использования привычных вещей: кепка, шарф и еловая шишка для формирования правильной осанки или предупреждения плоскостопия.

Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.

Шарф на шею. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.

1. По рисунку определить вид нарушения осанки.

Учитель зачитывает отрывок, а учащиеся должны определить о каком нарушении здесь идет речь.

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. "

Мы на уроке много говорили о причинах нарушения осанки, как выработать правильную осанку. А зачем она нужна эта правильная осанка? К каким последствиям может привести неправильная осанка?

Беседа с классом. Выводы.

Причины иметь правильную осанку

  • 1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
    Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?
  • 2. Дыхание становится легким и более глубоким.
    Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.
  • 3. Улучшается дыхание и пищеварение.
    Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.
  • 4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
    Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.
  • 5. Голос будет казаться лучше.
    Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.
  • 6. Помогает мышцам и суставам.
    Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.
  • 7. Улучшается мышление.
    Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.

8. Здоровый позвоночник.
Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.

В заключении работы мы с вами составим синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.

5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

А теперь давайте вернемся к нашему дереву и посмотрим, созрели ли наши яблочки? Напоминаются вопросы, которые ставились в начале урока. Зеленые яблоки заклеиваются красными. Урожай наш к концу урока созрел, и мы нашли ответы на все поставленные вопросы.

Домашнее задание. Параграф, оформить лист самоанализа. Составить кроссворд по теме.

Урок-исследование по теме:

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Предмет: Биология

Тип урока: урок-исследование

Цель: создать условия учащимся для эффективного усвоения знаний об осанке, предупреждении плоскостопия.

Задачи урока:

дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;

разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Личностные: овладение основными навыками нахождения и использования информации; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья

Познавательные: На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения осанки и развития плоскостопия; умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;

Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результата.

1. Организационный момент (2-3 минуты). Приветствие учителя, проверка посещаемости.

2. Актуализация знаний (7 минут):

Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошедших занятиях. (Ответ учащихся: опорно-двигательную систему, скелет, мышцы)

Учитель: Какую функцию выполняет опорно-двигательная система в организме человека? (Ответ: защитную, двигательную, опорную)

Учитель: Вы правы, молодцы. А могут ли возникать проблемы с функционированием этой системы? Если да, то какие по вашему мнению? (Ответы: переломы, растяжения)

Учитель: И это верно, но иногда нарушения в строении и функционировании ОДС могут возникать не только из-за столь радикальных причин, а из-за нарушений осанки или плоскостопия.

Учитель: Итак, цели и задачи сформулированы, чтобы их решить необходимо работа в группах (опережающее задание: разбиться на группы и подготовить необходимый материал): 1 - информаторы (сбор информации по теме осанка, плоскостопие), 2- исследователи (изучить методику исследования нарушения осанки и выявления плоскостопия), 3 – испытуемые (подготовить отпечатки стоп и другое оборудование), 4 – аналитики (подготовить информацию о профилактики нарушений позвоночника и плоскостопия).

3. Работа в группах. (10 минут)

Группа №3 выступает в роли испытуемых, при этом готовят справку о выявленных или отсутствующих нарушениях вместе с группой №2.

Группа №4 выполняет задание: Проанализировать собранную информацию о нарушениях осанки и возникновении плоскостопия. Используя выданные иллюстрации, составить коллаж о методах профилактики этих нарушений.

Деятельность учителя: наблюдает, координирует и корректирует деятельность учащихся.

4. Выступление групп. (12-15 минут)

Группа №2 и №3 докладывают о получившихся результатах исследования.

Группа №4 рассказывает о видах нарушений осанки и причинах плоскостопия, защищают получившийся коллаж о профилактики этих заболеваний.

Деятельность учителя: направляет учащихся, помогает обобщить полученные знания и результаты, если у них возникают проблемы.

5. Рефлексия (5 минут).

Устная работа с рисунками из раздаточного материала.

Учитель: Ознакомьтесь с рисунком №1, на нем изображены разные виды нарушений осанки, назовите их, есть ли среди предложенных изображение с нормальной осанкой?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

Учитель: Обратите внимание на рисунок №2, какое изображение правильно характеризует положение ребенка за письменным столом?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

Учитель: Посмотрите на рисунок №3, что вы можете сказать о мерах профилактики нарушений осанки и возникновения плоскостопия?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

6. Домашнее задание

§ 15 читать, устно ответить на вопросы после параграфа

Отчетный лист к лабораторной работе:

Осанка и плоскостопие.

Цель: научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, линейка, отпечаток стопы.

1. Измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины Первый результат поделите на второй. Получившиеся результаты внесите в таблицу, сделайте вывод о наличии или отсутствии нарушений.

Расстояние между точками плеча, см.

со стороны груди (А)

со стороны спины (Б)

2. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.

3. Выявление плоскостопия: используйте отпечаток стопы. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.