Радищев крестцы краткое содержание


Главные герои

Путешественник – средних лет мужчина, состоятельный дворянин, который делится своими впечатлениями во время поездки. Он остро переживает несправедливость, жалеет крестьян и пытается им помочь.

Другие персонажи

Господин Ч. – добрый знакомый главного героя, человек крутого нрава.

Павел – капитан небольшого судна, который, рискуя собственной жизнью, спас двадцать человек, оказавшихся в затопленной лодке.

Купец – жертва мошенника, из-за которого оказался под судом, лишившись чинов, имущества и семьи.

Карп Дементьич – купец третьей гильдии, именитый гражданин.

Крестьянкин – давнишний приятель главного героя, честный и справедливый дворянин.

Аннушка – простая крестьянская девушка, честная, искренняя, благородная.

Слепой старик – зарабатывает на жизнь милостыней, в прошлом – отважный воин.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Сонный почтовый комиссар отказывается поменять лошадей путешественнику. Он говорит, что лошадей нет, и предлагает ему испить чаю и лечь спать. Однако мужчина не верит комиссару и отправляется в конюшню, чтобы лично убедиться в наличии лошадей. Хоть и сильно исхудавшие, они все же стоят в конюшне, и вполне могут довезти его до следующей станции.

Рассказ крестьянина заставляет задуматься путешественника и переосмыслить собственное отношение к верному слуге.

В почтовой избе герой неожиданно встречает своего хорошего приятеля – господина Ч., который рассказывает ему причину своего вынужденного отъезда из Петербурга.

Капитану судна удалось первому попасть на берег, где он обратился за помощью к солдатам. Вот только подчиненные побоялись разбудить начальника гарнизона, опасаясь его гнева. Изможденному Павлу не оставалось ничего иного, как попросить обычных солдат помочь спасти людей из тонущей лодки.

В результате все были спасены, но господин Ч. был настолько разъярен равнодушным поведением начальника гарнизона, что покинул город и светское общество, которое оказалось на стороне этого бездушного человека.

Из-за плохого самочувствия герой вынужден сделать небольшую паузу в своем путешествии. Он знакомится с приятным молодым человеком – семинаристом, который пешком держит путь в Петербург, к дяде.

Путешественник останавливается у своего старого знакомого – купца Карла Дементьевича, который на днях женил сына. Они беседуют о вексельной системе, которая, по сути, совершенно бесполезна. Пользуясь несовершенством законодательной системы, Карл Дементьевич без зазрения совести брал большие ссуды, но отдавал их, предварительно переписав все имущество на супругу.

Некий помещик, купивший деревню, стал очень жестоко обращаться с тамошними крестьянами. Терпению подневольных людей наступил конец, когда барские сыновья ради потехи чуть было не изнасиловали невесту перед самим венчанием. Не выдержав подобного надругательства, крестьяне убили помещика и все его семейство.

Крестьянкин жалел крестьян, однако сослуживцы настаивали на самом суровом для них приговоре. Не желая принимать участия в этом грязном деле, он покинул службу.

После этой истории главный герой получает письмо от своего приятеля, в котором узнает о неожиданной для всех свадьбе двух стариков: бывшей владелицы публичного дома и барона Дурындина, польстившегося на деньги невесты.

Герой пускается в размышления о разврате. Он призывает молодежь задумываться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих потомков, прежде чем поддаться греховному искушению.

Продолжив свой путь, герой принимается за чтение местной газеты, в которой натыкается на объявление о продаже имений и крестьян. К подобной мере прибегают разорившиеся помещики. Очень часто при таких торгах крестьянские семьи навеки разлучаются, оказываясь у разных хозяев. Новых владельцев мало беспокоит нечеловеческое горе их новой прислуги, которую они принимают за бесправный скот.

Но для некоторых рекрутов служба была спасением от ежедневных унижений со стороны господ. Незавидная солдатская доля для них слаще рабской жизни.

Заключение

Основная идея романа заключена в осуждении самодержавия, крепостного права и помещичьего класса. За столь оскорбительное для монархии содержание книги Радищев был приговорен к смертной казни, но позже помилован и отправлен в ссылку на 10 лет.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:


Разговор с крестьянином.
Глава "Любани".
Иллюстрация А. Н. Самохвалова
"Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева - это выдающееся произведение русской литературы XVIII века.

В это статье читайте онлайн краткое содержание "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева по главам: краткий пересказ основных событий из каждой главы произведения.

Действие "Путешествия" происходит во второй половине XVIII века летом, в конце июля – начале августа.

Во вступлении автор "Путешествия" говорит, что многие беды случаются с человеком из-за того, что он не смотрит прямо на вещи. Также автор надеется, что его книгу поддержит хотя бы часть читателей.

(Ленивый комиссар)
Приехав ночью в Софию, автор просит у комиссара свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар ленится работать ночью, поэтому врет, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стоит около 20 лошадей. Не добившись помощи от комиссара, автор обращается к ямщикам. За небольшие "чаевые" ямщики в тайне от комиссара запрягают лошадей. Автор наконец уезжает.

Любани
(Разговор с крестьянином в поле)
Чтобы отдохнуть от плохой дороги, автор идет пешком. Он видит мужика, пашущего в поле в разгар жары. Автор спрашивает, почему он пашет в праздник, ведь это считается грехом. Крестьянин объясняет, что 6 дней в неделю барин заставляет его пахать на него. Мужику остается воскресенье, чтобы прокормить семью. От этого рассказа автору становится стыдно за всех помещиков и за себя. Автор признает, что сам тоже иногда плохо относится к своему слуге Петрушке.


Чудово (Морская прогулка)

В Чудово автор встречает своего приятеля - господина Ч., которые рассказывает ему о своей ужасной морской прогулке. Во время плавания судно застряло в камнях в 1,5 верстах (1,6 км) от берега и начало тонуть. Рулевой судна, Павел, поплыл к берегу за помощью. На берегу ему отказали в помощи, так как начальник спал и его не хотели будить. Наконец Павлу удалось найти помощь и спасти людей.
Попав на берег, господин Ч. пошел к начальнику, который спал днем. На претензии начальник спокойно ответил, что он по должности не обязан спасать людей.
Рассказав эту грустную историю, господин Ч. прощается с автором и уезжает.

Спасская полесть
(Любитель устриц, жертва правосудия и сон о слепом правителе)
Автор ночует на станции. С ним в комнате спит присяжный заседатель с женой. Заседатель рассказывает жене историю о наместнике (высокопоставленном чиновнике), который очень любил устрицы. Он посылал подчиненных в командировки за устрицам и за "хорошую службу" давал им повышения и т.д.
Утром странный человек просит автора подвезти его в своей кибитке. В дороге человек рассказывает, что он стал жертвой произвола чиновников. Из-за безразличия чиновников он, честный гражданин, потерял деньги, положение в обществе, семью. Его разыскивает полиция, поэтому он бежит куда глаза глядят.
В пути автор засыпает, ему снится сон. Во сне он видит себя великим правителем. Он уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Внезапно в толпе он замечает женщину. Она называет себя врачом по имени Истина. Женщина снимает с глаз правителя пелену, и он прозревает. Он видит, что чиновники его обманывали, в государстве нет порядка и народ несчастлив.
В ужасе автор просыпается.

Подберезье
(Встреча с семинаристом)
В Подберезье автор знакомится с семинаристом, молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист надеется в Петербурге получить настоящее образование, так как образовании в семинарии мало что дает. Все обучение идет на латинском языке, ученики не получают настоящих знаний и по сути ничему не учатся.
Уходя, семинарист роняет свои бумаги. Автор подбирает их и читает. В записках речь идет о мартинизме. Сам автор не разделяет взгляды семинариста, осуждая мартинистов, мистиков-масонов и т.д.

Новгород
(Размышления об истории Новгорода)
В Новгороде автор размышляет об истории этого города. Новгородское княжество когда-то было могущественным и богатым. Здесь правило народное собрание, то есть жители стремились к демократии. Но Иван Грозный завоевал и разорил Новгород. Автор спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать Новгород и нужно ли право, когда есть сила.

Из летописи Новгородской
(Демократия в Новгороде и аферист Карп Дементьевич)
Автор рассказывает о жизни в Новгороде в XV веке. Здесь якобы уже тогда были попытки создать демократию. (По словам ученых, Радищев не владел всей информацией и поэтому идеализировал жизнь в Новгороде. На самом деле, там не было демократии и власть была в руках богатых).
В Новгороде автор посещает своего знакомого - афериста Карпа Дементьевича, купца, именитого гражданина. Карп берет у людей деньги, но не поставляет им товар. Чтобы избежать правосудия, он оформил дом на жену. Подобные аферы происходят по всей России в XVIII веке, так как торговые законы не работают и нуждаются в доработке.

Бронницы
(Размышления о Боге)
Во время остановки в Бронницах автор идет на гору, где когда-то стоял языческий храм. Стоя на горе, автор размышляет о жизни и Боге. Автор считает, что Бог дал человеку жизнь, но человек должен сам творить свое счастье, а не надеяться на помощь Бога.

Зайцово
(Убийство жестокого помещика и свадьба стариков)
В Зайцове автор встречает своего приятеля, господина Крестьянкина, который служил председателем уголовной палаты. На службе он однажды разбирал дело одного жестокого помещика. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом и т.д. Измученные крестьяне в конце концов забили насмерть самого барина и его сыновей. Крестьянкин признал крестьян невиновными, но его коллеги требовали наказать крестьян. Чтобы не участвовать в несправедливом суде над крестьянами, Крестьянкин уволился.
Рассказав свою историю, Крестьянкин прощается с автором и уезжает.
В тот же день автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Приятель сообщает, что недавно в Петербурге поженились 62-летняя дама и 78-летний барон Дурындин. Дама когда-то была женщиной непристойного поведения и организовала целый "дом терпимости". На этом грязном деле она разбогатела. Барон Дурындин женился на ней ради денег. Сама она вышла замуж, чтобы избавиться от одиночества.

Крестьцы
(Прощание отца с сыновьями)
В Крестьцах автор видит сцену прощания отца с сыновьями. Сыновья уезжают из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отец говорит сыновьям умные, добрые и трогательные слова, дает им наставления, как жить в обществе. Наконец сыновья садятся в повозку и уезжают. Растроганный этой сценой, автор размышляет об отношениях родителей с детьми и т.д.

Яжелбицы
(Похороны сына)
Проезжая мимо кладбища, автор видит похороны. Отец хоронит сына. Несчастный отец рвет на себе волосы, обвиняя себя в смерти сына. Отец винит себя в том, что его сын был больным с самого рождения.
Автор понимает, о чем говорит несчастный отец. Автор вспоминает, что во времена своей бурной молодости он болел венерической болезнью. Для лечения болезни он принял лекарство (вероятно, ртуть). Это лекарство по сути является ядом, который может влиять на здоровье будущих детей. После такого "лекарства" у мужчины могут родиться больные дети. Автор размышляет о том, как общество может бороться с развратом и его последствиями.

Валдаи
(Развратный городок Валдаи)
Автор проезжает Валдаи, развратный городок, который славится своими развратными женщинами. В Валдаях многие путешественники останавливаются, чтобы попариться в бане с местными развратными женщинами. Этим и славится городок Валдаи.

Едрово
(Крестьянка Анна)
В пути у дороги автор видит толпу деревенских женщин. Автор считает, что крестьянки во многом привлекательнее, чем городские дамы, которые носят корсеты и дорогие платья.
Автор заводит беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказывает, что она и ее жених Ванюша не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. Чтобы помочь Анне, автор предлагает ее матери 100 рублей. Но выясняется, что выкуп больше не требуется. Тогда автор предлагает деньги на нужды молодоженов. Но мать не принимает их несмотря на бедность. Всем известно, что дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хочет, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не берет деньги.
Простившись с Анной, автор размышляет о неравных браках, о том, что крестьянок выдают замуж за 10-летних мальчиков, а богатые старики-дворяне женятся на юных девочках. Автор считает это неправильным.

Хотилов. Проект в будущем
(Проект об отмене крепостного права)
Выйдя из своей кибитки, автор видит на земле сверток. В свертке неизвестный господин излагает свои мысли о крепостном праве. Он называет крепостничество злом и преступлением и призывает дворян и правительство отменить его.
Автор узнает, что этот сверток обронил его приятель. Также, помимо свертка, приятель забыл на станции пачку других бумаг. Автор оставляет бумаги себе и читает.

Вышний Волочок
(Хозяйственный помещик)
Проезжая Вышний Волчок, автор видит прекрасные поля и корабли с товарами. Он понимает, что за этим внешним процветанием стоит кровь и пот несчастных крестьян.
Автор вспоминает историю об одном помещике, который решил сделать свое имение более доходным. Он заставил крестьян работать на себя круглый год без выходных (что незаконно), отобрал у них их землю и скот, сам выдавал пищу и т.д. Имение начало давать высокий доход, но крестьяне жили ужасно.
Автор отмечает, что таких помещиков общество хвалит и ставит в пример другим. Но, по мнению автора, такие помещики - варвары, которых нужно наказывать.

Выдропуск. Проект в будущем
(О придворных и роскоши)
Автор разбирает бумаги приятеля, среди которых находит интересный проект о придворных чинах. В проекте речь идет о том, что правители (в частности, Екатерина II) окружают себя толпой придворных и роскошью, но главное в правителе - его поступки.

Торжок
(Об отмене цензуры)
В Торжке автор встречает человека, который едет в Петербург. Этот господин надеется добиться отмены цензуры в Торжке, чтобы можно было печатать любые книги. Господин считает, что в сильном и стабильном демократическом обществе цензура не нужна, что народ – лучший цензор. Но в России в XVIII в. цензура жестко контролирует печать книг.

Краткое повествование о происхождении ценсуры
(История зарождения цензуры)
Автор рассказывает читателям об истории цензуры. Цензура появилась в XV веке в немецком городе Майнце – там же, где появилось книгопечатание. В 1486 г. в Майнце местный архиепископ ввел контроль над переводами иностранных книг. За нарушение указа полагалось проклятие и штраф. Таким образом, цензура была изобретена церковью, а первыми цензорами были священники.

Медное
(Продажа крестьян с торгов)
Продолжая поездку, автор читает заметку о продаже имения и крестьян с торгов. Многие дворяне пропивают и прогуливают свое состояние. За долги на торгах продаются их дом и крестьяне. Часто семью крестьян продают не целиком, а по одному человеку разным хозяевам (дети отдельно от родителей и т.д.). Для крестьян это настоящая трагедия, но закон не защищает их интересы.

Городня
(Проводы в армию)
В Городне автор видит проводы крестьян в армию. Старушка-мать провожает единственного сына, без которого она обречена умереть с голоду.
Здесь же стоит веселый крестьянин Ванюша. Для него армия - счастье после унижений, которые он вынес от своих жестоких помещиков.
Здесь же стоят трое несчастных крестьян в кандалах. Помещик продал их в солдаты незаконным путем, чтобы купить себе новую карету.
Здесь же стоит француз. По профессии парикмахер, он работал матросом, лакеем и т.д. Не умея писать, он даже работал учителем у русских помещиков. Чтобы не умереть с голоду, он продал себя за 200 рублей, записался в крестьяне и идет в армию.

Завидово
(Лошади для "его превосходительства")
На остановке в Завидово автор видит офицера, помощника важной персоны, "его превосходительства". Наглый офицер требует подать 50 лошадей для начальника. Он собирается отобрать у автора его трех лошадей, но автор дает наглецу отпор.
Когда "его превосходительство" приезжает, ямщики меняют лошадей с невиданной быстротой и отпускают в путь.
Этот случай наводит автора на мысли о том, что глупые люди привыкли пресмыкаться и унижаться перед "важными персонами". Но умные люди знают, что за внешней важностью часто скрывается ничтожество, не достойное уважения.

Клин
(Слепой старик и платок)
На станции в Клину автор видит, как слепой старик поет песни. Нищие крестьяне дают старику милостыню по 5 копеек. Автор дает старику 1 рубль, но тот отказывается принять деньги. Вместо денег старик просит дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдает свой платок. Вскоре автор узнает, что перед смертью старик носил платок, когда заболел и в нем же был похоронен. Автору приятно, что платок пригодился несчастному старику в его последние дни.

Пешки
(Внутри крестьянской избы)
Остановившись в Пешках, автор обедает в крестьянской избе. Хозяйка рассказывает ему, что жизнь крестьян тяжела. Крестьяне едят плохой хлеб и не могут купить сахара, хотя именно крестьяне производят и хлеб, и сахар. Крестьянка считает это несправедливым.
Автор видит, какая нищета царит в крестьянской избе. Он размышляет о том, почему помещики грабят своих крестьян и доводят до нищеты. Помещики не думают о крестьянских детях, живущих в голоде и болезнях.
Автор призывает читателей-помещиков прислушаться к своей совести и перестать издеваться над бедными крестьянами.

Черная грязь
(Свадьба по принуждению)
В Черной грязи автор видит печальную свадьбу. Двое крестьян женятся по принуждению своего барина. У молодоженов печальные и унылые лица, они ненавидят друг друга.
Автор размышляет о браках по принуждению, которые не приносят никому счастья и являются преступлением.

Слово о Ломоносове
В этой главе автор представляет читателям статью о Ломоносове, которую он получил от поэта из главы "Тверь".
В статье поэт говорит о значении Ломоносова в русской культуре. По мнению поэта, Ломоносов был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность.
Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями. Он подъезжает к Москве.

Конец путешествия.

Это было краткое содержание "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева по главам: краткий пересказ ключевых событий из каждой главы произведения.

Главный герой – человек, путешествующий по стране. Он состоятельный дворянин, жалеющий русское крестьянство и осуждающий несправедливость государственного устройства.

А.М.К. Любезному другу

Автор обращается к другу с размышлениями о человеке. Вокруг столько горя, что душа переполнилась страданиями. Мысли привели к выводу, что все

София

Путешественнику требуется замена лошадей. Он ищет почтового комиссара. Тот спит и не хочет помогать ночному визитеру. Комиссар врет, что лошадей нет, в конюшне спокойно отдыхали до 20 коней. Понятно, что все они были худы, но довезти автора до следующего стана могли. Ямщики, которым путешественник даровал 20 копеек, запрягли кибитку, он продолжил путь.

Тосна

Дорога, которая когда-то была наилучшей (во время проезда государя), превратилась в непроходимую грязь. Автор останавливается в постовой избе для отдыха и встречает там стряпчего. Он рассказывает о своем труде. Он создал книгу о российском дворянстве. Стряпчий надеялся, что его труд поможет доказать старинное происхождение дворян любой фамилии. Глупые рассуждения автор воспринимает как хвастовство древних пород, которое истребили века.

Любани

Путешественник встречает в пути пахаря. Крестьянин работает с усердием, поражает легкость движений мужика. Автор удивлен тем, что мужик пашет в воскресные дни. Он спрашивает, не раскольник ли крестьянин. Мужик объясняет труд просто: неделю он работает на барина, на свою семью остаются выходные. Автор еще больше удивлен. Как справляется мужик, тот добавляет, что им остаются еще ночи. У барина 100 рук трудятся на один рот, а у крестьян 2 руки на семью. У мужика в ней 7 ртов. Мысли о жестокости помещиков вызвали осуждение. Автор вспомнил, как он иногда награждает слугу Петрушку пощечинами и подзатыльниками.

Чудово

Рассказчик встречает своего приятеля Ч. Он рассказывает ему о своем приключении во время морской прогулки. Судно попадает в грозу. Ветер загнал его между двух камней. Вода набиралась, и люди боялись утонуть. Силы их быстро иссекали. Рулевой Павел поплыл к берегу за помощью. Начальник спал, и его помощники не стали будить. Павел нашел помощь. Господин Ч. отправился к начальнику, ему хотелось понять причину отказа гибнущим. Начальник не принял претензии, в его должностных обязанностях не было спасения людей. Такое отношение поразило автора-рассказчика. Грустно становится всем.

Спасская полесть

Путешественник собирался продолжить путь, но ему помешал дождь. Пришлось остаться на ночлег в избе. Здесь же остановилась чета присяжных. Автор стал невольным слушателем истории, которую муж рассказал жене. Она повествовала о государевом наместнике - любителе устриц. Он отправлял своих подчиненных в Петербург за деликатесом, за это награждал их чинами.

Утром путешественник уже собрался отправиться, как к нему попросился в попутчики странный человек. Он рассказывает, что стал участником частного откупа. Мужчина перешел из купеческого звания в дворянское, но попался на зависти стряпчего и был записан в преступники. Попутчик потерял дом, семью и вынужден скрываться. Множество мыслей возникло в голове, путешественник задремал. Ему приснился странный сон. Он представил себя царем, шахом, человеком, сидящим на престоле. Лавровый венок, золотой трон, меч из серебра. Две книги лежали на весах: Закон милосердия и Закон совести. Казалось спящему, что все вокруг него прекрасно. Его восхваляли стоящие вокруг трона. Появилась женщина, назвавшая себя Истиной, врачом. Она очистила зрение, сняла пелену с глаз. Все сразу изменилось. Народ несчастлив, чиновники – обманщики. От увиденного ужаса, путешественник просыпается.

Подберезье

Новгород

Рассказчик попадает в городе к Карпу Дементьичу на второй день свадьбы сына. Именитый горожанин, купец Карп – обманщик и аферист. Он хитер и умен. Чтобы не попасть под суд, все имущество оформил на жену. Пир был таким обильным, что рассказчик еле сумел остаться трезвым и с трудом покинул гостеприимного хозяина.

Бронницы

Около Бронницы путешественник решил остановиться. Ему захотелось постоять на месте храма, основателя пропавшего в веках древнего города Холмоград. Автор дошел до маленькой церкви – все, что осталось от древнего величия. Мужчина обращается к Всевышнему с молитвой. Он уверен, что человек должен творить только благие дела, а не разрушения.

Зайцово

Крестьцы

Здесь автор становится свидетелем прощания отца с сыновьями, уезжающими на службу. Отец обязан выполнять государственную обязанность, но отпустить от себя детей ему тяжело. Он обращается к ним со словами скорби. Отец говорит о любви к ним матери. Речь звучит трогательно. Рассказчик начинает рассуждать об отношениях между поколениями.

Яжелбицы

Валдаи

Путь проходит через городок Валдаи. Он славится банями, где можно заняться развратом и любовью с женщинами. История города символична. Монах влюбился и каждую ночь покидал свою келью, чтобы насладиться женскими ласками. Встречи проходили в бане. Монаху приходилось плыть через озеро. Взаимная страсть была настолько сильна, что мужчину не пугали ветра и дожди. В одну из ночей природа взбушевалась и помешала добраться до берега. Монах утонул. Женщины, по размышлению путешественника, недолго горюют. Уже на следующую ночь они ублажали в бане других путников. Валдайские бани сделали город известным на всю страну.

Едрово

Путешественнику приходится согласиться с бедной женщиной. Он продолжает свой путь в раздумьях о неравных и нелепых браках, когда зрелых крестьянок выдают замуж за 10 –летних мальчишек, а богатые дворяне престарелого возраста берут в жены юных девушек.

Хотилов

Автор наслаждался внутренней тишиной, когда на почтовом разъезде нашел замаранную грязью бумагу. Путешественник расспросил, кто проезжал и оставил бумаги, попросил отдать их ему, так как знал владельца записей. Размышления велись об уничтожении рабства в России. Особое внимание пишущий обращал на сельское рабство, с него и призывал начинать. Крепостничество – зло, преступление. Его отмена – дело ближайшего будущего, поэтому у главы есть другое название – проект в будущем.

Вышний Волочок

Выдропуск

Торжок

Медное

Автор продолжает читать записки приятеля. Он доходит до сообщения, которое появляется в газетах 2 раза в неделю. В ведомостях сообщается, что какой-то господин не может платить по долгам. Автор представляет, что стоит за этим. Продаются за долги крестьянские семьи. Записки описывают тех, кто выставлен на торги. Ужас стоит за каждым словом: старик 75 лет, старуха 80, женщина – нянька барина, 40 лет, дочь женщины и внучка стариков – девушка 18 лет. Ее история совсем ужасна. Над ней надругались, употребив насилие, отдали замуж за детину 25 лет, наперсника господина. На руках младенец, сын варвара, выставившего семью на продажу. Трагедия крестьян в том, что нет законов, которые могли бы их защитить от произвола помещиков, владельцев живых душ.

Тверь

Путешественник остановился на обед в Твери. Беседа с товарищем по трактирной трапезе шла о поэзии. Речь идет о Ломоносове, Сумарокове и других авторах. Собеседник говорил о правилах стихосложения. Автор слушает оду о свободе, он рад ее завершению. Стихи были ему очень неприятны, а колокольчик обрадовал, что можно продолжать путь.

Городня

Завидово

На почтовой станции стало шумно. Воин в гренадерской шапке требовал, чтобы у всех отобрали лошадей для важной персоны, приближающейся к станции. Путешественник дает отпор наглому воину, когда тот чуть не распряг его кибитку. Примчался его превосходительство, все в смятении разбежались. Смена лошадей прошла за считанные минуты. Автор понимает, как много таких глупых людей, как этот воин. Они пресмыкаются перед власть имущими, надеясь на похвалу и покровительство. А сами важные персоны вряд ли достойны уважения, чаще они глупы и ничтожны.

Путешественник слушает пение слепого старца. Слова народных песен проникают далеко в душу, плачут женщины, юноши, даже мужчины. Старцу дают денежки, хлеб, он все принимает с благодарностью. Автор положил певцу рубль, стал ждать молитву старца, но тот, узнав, о монете, велел ее вернуть. Если бы у старика было зрение, он принял бы рубль, чтобы отдать его нуждающимся. Так объяснил он свой поступок. Пока автор стоял в стороне, оторопев от такого отказа, к певцу подошла женщина с пирогом. Он принял его с великим чувством благодарности. Путешественник вернулся и спросил, почему старик так обидел его. Старец извинился, он не мог и предположить, что огорчил состоятельного добродетеля. Старик попросил платка для шеи. Автор снял платок и отдал его слепому. Возвращаясь через город, он не увидел старика. Женщина рассказала, что он заболел и умер, но платок остался с ним в гробу. Автор почувствовал великое облегчение от таких слов.

Пешки

Черная грязь

Свадьба двух несчастных людей. Их эмоции ближе к тем, кого ведут на казнь. Автор осуждает служителей церкви, которые благословляют такие браки. Кроме них брак делают законным наемники, градодержатели, дворяне. Горестная участь людей не интересует их, они пекутся только о своей выгоде.

Слово о Ломоносове

Автор рассуждает о Ломоносове. Он читает статью поэта, с которым обедал в Твери. Ломоносов открыл многие области науки, но самый большой вклад он внес в развитие русского языка.

Автор прощается с теми, для кого писал свои заметки, он подъезжает к Москве. Путешествие закончилось.

Меню статьи:

Работу над произведением автор закончил в 1789 году. За правду и открытую критику самодержавия автор произведения подвергся жестоким преследованиям со стороны Екатерины Второй.

О своевременности творчества Радищева

Александра Радищева можно по праву назвать своевременным писателем. Конечно, российский прозаик – биографически и исторически – принадлежит к XVIII веку, к эпохе Екатерины, однако этот человек Просвещения и его идеи актуальны и сейчас. Радищев – полиглот (знаток польского, французского и немецкого), философ, при екатерининском правлении был придворным (пройдя обучение в Пажеском корпусе). Между тем, Радищев – по духу не придворный, но ученый. Поэтому не удивительно, что в итоге Александр Николаевич участвует в заседаниях комиссий, которые занимались законотворческой деятельностью, – уже при правлении Александра. Право, к слову сказать, писатель изучал в Лейпциге.

Отдельного внимания заслуживает эпиграф, которым автор сопровождает свою книгу. Для того, чтобы передать основную мысль, идею произведения, писатель обратился к наследию Тредиаковского. У последнего, в частности, имелась поэма со словами:

В этом Зерцале они смотрели себя непрестанно;
И находились гнуснейши и страшилищны паче,
нежели тот преужасный Пес Кервер,
Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей…

Последнюю обозначенную нами строчку Радищев и использует в качестве эпиграфа. Что это значит? Фраза описывает некоего монстра, тучного, гнусного (или же грубого). Чудище имеет сто голов, грозно лает и вызывает страх. Этот образ – многозначителен. С одной стороны, это монстр регресса. С которым неуклонно борется Просвещение. С другой же стороны, это чудовище символизирует строй, господствовавший во времена Радищева в Российской империи. Это несправедливая форма организации общества, построенная на эксплуатации одних людей другими, на отношениях крепостничества. Цари, которые не уважают собственный народ, как прочитывается между строк произведения Александра Николаевича, обречены на адские муки. Выход из этого – лишь воспитание, просвещение человеческой души.

В Софию прибыли ночью. Сонный комиссар наотрез отказался выдавать новых лошадей, необходимых для продолжения пути, соврав, что их нет. Автору ничего не оставалось делать, как обратиться к ямщикам за помощью, и они за небольшие чаевые запрягли коней. Рассказчик снова отправился в дорогу.

Рассказчик все ехал и ехал – может, и зимою, и летом. Однажды, устав от кибитки, решил он пройтись пешком. И вдруг увидел крестьянина, пашущего на ниве своей в жаркое время, да еще и в воскресенье.

Не удалось рассказчику, как ни пытался, вернуть своего друга. Ночуя на станции из-за ненастной погоды, он услышал разговор двух супругов. Муж был присяжным заседателем и рассказал о чиновнике, который за исполнение прихоти – доставку устриц – награждал из государственной казны.



Тем временем ливень прошел. Герой повести решил ехать дальше, но в попутчики к нему попросился несчастный человек, который по дороге рассказал очень грустную историю: был он купцом, однако, доверившись нечестивым людям, попал под суд. Жена от переживаний родила раньше срока и через три дня скончалась. Умер и новорожденный. А бывшего купца чуть не взяли под стражу, хорошо, что добрые люди помогли бежать.

Эта история настолько потрясла рассказчика, что он раздумывал, как бы довести случившееся до верховной власти. Однако, неожиданный сон помешал благим намерениям. Герой повести сначала видит себя великим правителем, и уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Однако, в толпе замечает женщину, называющую себя Истиной, которая снимает пелену с глаз правителя, и он ужасается, как на самом деле все плохо и ужасно. Увы, это только сон. На самом деле не бывает хороших царей.

Когда герой очнулся от сна, не мог продолжать путь дальше. Голова была тяжелой, и так как не нашлось подходящего лекарства, рассказчик решил выпить кофе. Но напитка оказалось много, и он захотел угостить им сидящего рядом молодого человека. Они разговорились. Новый знакомый учился в новгородской семинарии и шел в Петербург, чтобы увидеться со своим дядей. На протяжении беседы из жалоб студента герой повести понял, что уровень обучения оставляет желать лучшего. Попрощавшись, семинарист не заметил, как выронил небольшой пук бумаги. Этим воспользовался путник, потому что размышления молодого человека были интересны ему.

Семинарист огорчен тем, что истина в народе попирается, а вместо неё властвует невежество и крайнее заблуждение. Автор вполне согласен с ним.

Терзаясь грустными помыслами, въезжал герой рассказа в Новгород. Несмотря на величие, на множество монастырей, на успех в торговых делах, автор понимал, в каком плачевном состоянии находится этот город, захваченный Иваном Грозным. А ведь раньше Новгород управлялся народом, имел свое письмо и колокол, и, хотя у них были князья, однако, мало имели влияния. Какое имел право соседский царь разорить процветающий город до основания? Почему тот, кто сильнее, может распоряжаться судьбами других? Эти мысли не дают покоя автору.

После обеда у купца Карпа Дементьевича герой повести убеждается в бесполезности вексельной системы, которая отнюдь не гарантирует честности, но, напротив, способствует воровству и обогащению легкими путями.

На почтовом дворе в Зайцево герой произведения встречается с давним приятелем по фамилии Крестьянкин. Беседы с другом, хотя и были редкими, все же отличались откровенностью. Вот и сейчас Крестьянкин открыл душу тому, кого не видел столько лет. Несправедливость по отношению к простым крестьянам была настолько вопиющей, что после одного случая он, которого называли человеколюбивым начальником, вынужден был подать в отставку. А произошло вот что. Один человек низкого состояния, который, однако, получил чин коллежского асессора, купил деревню, где поселился со своей семьей. Он жестоко издевался над крестьянами, почитая их скотами. Но более бесчеловечный поступок совершил сын этого новоявленного дворянина, когда попытался изнасиловать невесту одного из крестьян как раз накануне её венчания. Озлобленный жених вызволил девушку, но одному из сыновей проломил череп, что стало толчком к новой агрессии отца, решившего жестоко наказать виновных. И тогда против такой несправедливости взбунтовались крестьяне, восстав на семью изуверов и убив всех. Естественно, после этого они подверглись суду, казни, или вечным работам на каторге. При вынесении приговора никто, кроме Крестьянкина, не учел обстоятельства, приведшие к такому преступлению.

Отцу тяжело отпускать юных отпрысков, но он считает это необходимостью, давая наставления, как правильно поступать в той или иной ситуации. Долго слушают сыновья эту речь, произносимую с чувством сильной тревоги за них. Наконец, пришло время расставаться. Юноши громко рыдали, сев в повозку, а старец стал на колени и стал горячо молиться Господу о том, чтобы Он сохранил их и укрепил в путях добродетели.

Валдаи – городок, который населен еще при царе Алексее Михайловиче пленными поляками, где разрумяненные девки без стыда предаются разврату, увлекая в сети любовных утех путешественников. Рассказчик, описав здешние нравы, с болью в сердце расстается с этим чрезвычайно распутным городом.

Доехав до города Едрово, рассказчик увидел толпу из тридцати женщин. От его взора не ускользнула их привлекательность, но растревожили мысли о безрадостном будущем этих красавиц-крестьянок.

Вдруг герой повести встретился с одной из них по дороге и решил завести беседу. Анна – так звали девушку – сначала настороженно отвечала на его вопросы, думая, что проезжий, подобно другим, желает зла, но увидев, что незнакомец к ней расположен, сильно удивилась, ведь не привыкла к вежливому обращению. Наконец, поверив в искренние намерения путника, она разоткровенничалась и рассказала свою грустную историю. Оказалось, что отец Аннушки недавно умер, и осталась она с мамой и маленькой сестричкой. У девушки есть жених Ваня, но выйти замуж за него не представляется возможным до тех пор, пока не будет внесен выкуп – сто рублей. Тогда рассказчик принимает решение помочь молодой паре. Он просит Аню повести его к своей матери, но, зайдя к ним в дом, видит Ивана. Оказывается, в выкупе уже нет нужды, потому что отец жениха решил отпустить его, и в воскресенье ожидается свадьба. Как ни пытался новый знакомый Анны дать деньги на нужды будущей семьи, от него ничего не приняли.

Рассказчик восхищается целомудрием крестьянской девушки и размышляет об этом по дороге в Хотилов – следующий город.

Здесь рассказчика встречает человек, который хочет добиться права на свободное в городе книгопечатание, свободное от цензуры, и в связи с этим посылает прошение. Он возмущен тем, что цензура вредит свободомыслию, и высказывает прямо: необходимо, чтобы писателей контролировало общество. Автор рассказывает также об истории возникновения цензуры.

По пути в Медное рассказчик снова и снова перечитывает бумаги своего друга. И, углубляясь в текст, видит вопиющую проблему: если разоряется какой-то помещик, его крестьян продают с торгов, и подневольные люди даже не могут знать, какая их ждет участь. Это великое зло.

Автор вместе со своим приятелем рассуждают о том, что стихосложение задавили на корню, не дав ему вступить в силу. Они беседуют о поэзии и постепенно приходят к теме вольности. Друг рассказчика, который едет в Петербург просить об издании авторской книги стихотворений, читает отрывки из оды собственного сочинения с подобным названием.

В этом городе стояло рыдание, причиной которого был рекрутский набор. Льют слезы матери, жены, невесты. Один из крепостных парней уходит в армию, вынужденный оставить маму одну; девушка, его невеста, тоже плачет, не желая расставаться с женихом, ведь им не дали даже обвенчаться. Слыша их вопль, парень пытается утешить любимых сердцу людей. И лишь один человек лет тридцати по имени Иван радуется такой перемене обстоятельств. Он подневольный своей барыни, и надеется, что армия станет освобождением от тяжкого гнета властной и жестокой повелительницы, принуждавшей насильно жениться на беременной горничной.

По окончании путешествия странник зашел в одну избу, желая пообедать. Увидев, что гость кладет в кофе сахар, бедная крестьянка попросила дать немного этого лакомства ребенку. Они разговорились, и несчастная стала сокрушаться о том, что хлеб, который они едят состоит из трех четвертей мякины и одной части не сеянной муки. Путника поразила крайне бедная обстановка жилища женщины: стены, покрытые сажей, деревянная чашка и кружки, называемые тарелками. Увы, в такой нищете жили те, чьим потом и кровью добывался боярам белый хлеб. Герой повести возмущен происходящим и говорит, что их злодеяния видит Справедливый Небесный Судья, который нелицеприятен.

И наконец, путник стал свидетелем свадьбы, но весьма необычной, потому что вступающие в брак были очень унылыми и безрадостными. Почему так происходило? Почему молодожены, хотя и ненавидели друг друга, вынуждены были заключать союз? Потому что делалось это не по их воле, а по прихоти тех же дворян.

Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях… Александр Радищев

Человек рождённый с нежными чувствами одарённый сильным воображением, побуждаемый любочестием, изторгается из среды народныя. Восходит на лобное место. Все взоры на него стремятся, все ожидают с нетерпением его произречения. Его же ожидает плескание рук или посмеяние горшее самыя смерти. Как можно быть ему посредственным? Таков был Демосфен, таков был Цицерон; таков был Пит; таковы ныне Бурк, Фокс, Мирабо, и другие. Правила их речи почерпаемы в обстоятельствах, сладость изречения в их чувствах, сила доводов в их остроумии…

Тако и Ломоносов действуя на сограждан своих разнообразно, разнообразныя отверзал общему уму стези на познании. Повлекши его за собою во след, разплетая запутанный язык на велеречие и благогласие, неоставил его при тощем без мыслей източнике словесности. Воображению вещал: лети в безпредельность мечтаний и возможности, собери яркие цветы одушевленнаго, и вождаяся вкусом украшай оными самую неосязательность…

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.