Работа над осанкой в доу

Татьяна Анатольевна Мордвинова
Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении

У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. Поэтому особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело оказывает большое влияние на состояние его здоровья, придает ребенку приятный внешний вид.

Большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном возрасте осанка: для работы органов пищеварения, дыхания, кровообращения, нормальной деятельности нервной системы.

Могут обуславливать наследственные факторы похожие варианты осанки у родителей и детей. Условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Осанка может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте. Поэтому любое нарушение условий её формирования приводит к патологическим изменениям. Легче предупредить возникновение неправильной осанки, чем проводить работу по её исправлению, следовательно, важно соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор мебели по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

В процессе всей жизни важно постоянное наблюдение за положением тела каждого ребенка. П ри активном участии и контроле медицинского персонала, общими усилиями воспитательного учреждения, можно добиться формирования правильной осанки у детей. На протяжении последних лет в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей. Большой процент дошкольников с нарушением телосложения и осанки. Причиной такого положения является недостаточная двигательная активность, слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно - оздоровительной работы. Развитию нарушений осанки способствуют острые респираторные, инфекционные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук, ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула - длине бедер, высота ножек – длине голени. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу.

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка - большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах деятельности должна быть постоянно в центре внимания взрослых.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы нагрузка равномерно распределялась от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

При движениях сохранение осанки более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела.

При ходьбе ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо. Двигаться нужно, не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая – энергичными движениями рук (Е. А. Лебедева, Е. В. Русакова).

Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, стопы на полу. При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели, скрестив ноги, зацепляя их за ножки стула.

Следует после наиболее трудных упражнений давать кратковременный отдых с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Упражнения, выполняемые в вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами, пятками степны или гимнастической стенки, очень полезны. И упражнения с держанием на голове предмета (мешочек с песком, деревянный кубик, резиновый мяч). Упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок фиксировал правильное положение тела.

Система физического воспитания, разработанная Н. Н. Ефименко, имеют большой интерес. Любую форму двигательной активности он предлагает начинать из горизонтальных положений (лежа). И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным.

Занятия Ефименко проводят в форме спектаклей с определенным сюжетом, что очень нравится детям. Все движения мягкие, плавные, пластичные, выполняются под музыку с использованием элементов хореографии. Режим горизонтальных поз обеспечивает позвоночнику оптимальное положение для разгрузки и расслабления. Деятельность сердечно-сосудистой системы также находится в щадящем режиме. Музыкальность программ позволяет создать положительный эмоциональный фон.

Таким образом, раннее выявление и коррекция нарушений приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требует выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. Устранения причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Работа по формированию правильной осанки следует вести со всеми детьми. Необходимые упражнения нужно включать в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении Описание: Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов. Своим выступлением планирую.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.


Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ Содержание Сроки Ответственные Педагогические советы. 1. Установочный. а) Об итогах летне-оздоровительной работы.

Связь музыкально-эстетической работы с другими образовательными областями в дошкольном образовательном учреждении Музыкально эстетическая работа в дошкольном образовательном учреждении непосредственно связана с другими образовательными областями. Рассматривая.

Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Зоя Гавриленко Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил.

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ: ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила: студентка 1курса

105 группы заочного отделения

Проверил: Голубев В.В.

МОСКВА 2008г.

2. Основы формирования навыка правильной

осанки у дошкольников…………………………………………

4. Методы коррекции осанки… ……………………………….

6. Список используемой литературы…………………………….

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.
Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно после того как ребёнок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами.
Осанка - привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обуславливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.
Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Она зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.
Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).
Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.
Тем не менее, многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.
Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.

Основы формирования навыка

правильной осанки у дошкольников.
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.
При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.
При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений.

Позвоночный столб новорожденного ребенка имеет только одну кривизну - крестцово-копчиковый изгиб. Остальные изгибы начинают формироваться позднее. Это связано с определенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием и функционированием мышц. Так, шейный изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает держать голову, т.е. под влиянием работы мышц спины и шеи. У ребенка, начинающего сидеть (6-7 месяцев), образуется грудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб образуется под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.
Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она неустойчива, так как в период роста организму ребенка свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанка стабилизируется.


Нарушения осанки.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.
Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.
Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула - длине бедер, высота его ножек - длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для данного ребенка).
Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в течение продолжительного времени - это стимулирует боковое искривление позвоночника, асимметрию плечевого пояса.
В возрасте 2-3 лет дети много ходят, и неокрепшие мышцы могут не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные положения, которые переходят в привычку (наклоняются, чрезмерно сгибают ноги в коленях). Чтобы этого избежать, необходимо чередовать движение и покой. Отдых лежа, в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1-2 часов. При длительном пребывании на ногах развивается статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появиться утолщения. Это говорит о том, что кости растут не в длину, как положено, а в ширину.
Поза за столом во время рисования, рассматривания иллюстраций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и не напряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см, между грудью и столом - 8-10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.
Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки, кифозы, лордозы, сколиозы и плоскостопие могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.

Помнить о хорошей осанке следует и во время спортивных упражнений детей. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что также может привести к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.


Методы коррекции осанки.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.
В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.
Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.
Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.

Еще один из методов коррекции осанки это плавание.
Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорно-двигательный аппарат, включая позвоночник и связки.
Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.
При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии. Поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.
При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Кроме того, эти способы плавания влияют на гибкость позвоночника (вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой). Поэтому плавание активно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку.
Таким образом, при подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.
Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадет работа над хорошей, правильной осанкой.

Осанка ребёнка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребёнок принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во время игры, во сне; врождённые аномалии развития рёбер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают развитие нарушений осанки.

Приобретённое нарушение осанки начинает проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте оно встречается у 2,1% детей, в 4 года – у 15-17%, в 6-7 лет - у каждого третьего ребёнка, а у школьников составляет 67% (по данным Козыревой О.В.). Следует отметить недостаточную диагностику изменений опорно-двигательного аппарата в районных поликлиниках из-за нехватки врачей-ортопедов и низкого уровня диспансерного обследования.

Хотя Программами по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Упражнения на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных предпосылок применяются не регулярно и в ограниченном объёме. Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе занятий по физкультуре. В разработанных в данном направлении методиках, эта задача решается за счёт использования дополнительных форм физического воспитания – накоплен опыт и разработаны отдельные комплексы лечебной гимнастики для дошкольников, которые проводятся в поликлиниках, кабинетах ЛФК, врачебно-физкультурных диспансерах специалистами по ЛФК.

Однако научно-методических разработок по физической реабилитации детей с нарушениями ОДА применительно к условиям ДОУ практически нет.

МДОУ № 348 Г.Челябинска осуществляет образовательный процесс по программе "Развитие", разработанной Детским Центром им. Л.А.Венгера, которая предусматривает большое количество интеллектуальных занятий. Дети дошкольного возраста много времени проводят в положении "сидя", что может стать одной из причин нарушений осанки. Поэтому, организовывая процесс физического воспитания, мы учитываем данный фактор и ставим перед собой задачи коррекционно-профилактической работы:

  • Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
  • Создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки (мышечно-суставное чувство правильной осанки).
  • Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке путём тренировки конкретных мышечных групп и общеукрепляющих, общеразвивающих упражнений.
  • Способствовать тренировке мышц, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы с помощью физических упражнений, закаливающих процедур, приёмов самомассажа.
  • Учить снимать имеющееся утомление в отдельных мышечных группах (уменьшать болевой синдром, если таковой имеется) с помощью приёмов самомассажа, упражнений на массажных ковриках, тренажёрах.

Для решения задач коррекционно-профилактической работы в процессе физического воспитания в ДОУ мы используем следующие формы физического воспитания:

Задачи Формы физического воспитания Организатор проведения
1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. Ежедневно: УГГ, гимнастика после дневного сна, физкультминутка (1-2 спец.упр.), контроль за сохранением правильной осанки в бытовых и рабочих позах.

Для успешного решения задач профилактики нарушений осанки и укрепления навыка правильной осанки на физкультурных занятиях мы придерживаемся следующих правил:

  • Каждое занятие начинается и заканчивается упражнениями на формирование навыков правильной осанки и мышечно-двигательного представления о ней.
  • Во время выполнения физических упражнений добиваемся от детей сохранения положения правильной осанки.
  • Большое внимание уделяется укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки. Применяются силовые упражнения для мышц спины и брюшного пресса, как динамического, так и статического характера.
  • Большая часть упражнений силового характера выполняется из положения разгрузки позвоночного столба (лёжа, стоя на четвереньках и т.д.)
  • Силовые упражнения сочетаются с упражнениями на гибкость.
  • С целью выравнивания сил мышечной тяги, применяются упражнения с гимнастической палкой.
  • Предпочтение отдаётся симметричным упражнениям.
  • Формированию правильной осанки способствует применение строевых упражнений, но их объём в отдельном занятии ограничивается.
  • Для формирования тактильных ощущений правильной осанки применяются упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса) и перед зеркалом.
  • Относительно часто используются упражнения на сохранение равновесия. В упражнениях на равновесие на одной ноге строго дозируется нагрузка – на правую и левую ногу она одинакова.
  • Упражнения в прыжках чередуются с отдыхом. Прыжки на одной ноге используются в ограниченном объёме, дозировка на каждую ногу – одинакова. При использовании прыжков вначале формируется навык правильного (мягкого) приземления.
  • Для предупреждения плоскостопия укрепляются мышцы стоп.
  • Для формирования у ребёнка представлений о правильной осанке используется наглядный метод. Показ осуществляется в разных ракурсах, используются наглядные пособия.
  • Учитывая возрастные психологические особенности детей, используются образные названия упражнений, сюжеты, применяются подвижные игры с принятием положения правильной осанки.

На каждом занятии по обучению плаванию обязательно применяются несколько специальных упражнений, включая и дыхательные упражнения (3 – 5) для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Специальные упражнения в воде
для профилактики нарушений осанки и укрепления правильной осанки.

    1. Целью данного упражнения является развитие дыхательной мускулатуры. И.П.- присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. Количество повторов - 8–10 раз.
    2. Цель упражнения – освоение свободного лежания на воде в движении. И.П. – присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. Количество повторов – 4-6.
    3. С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины. И.П. – лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать, используя доску в руках. "Торпеда" на груди или "торпеда" с доской на груди. Количество повторов – 4-6.
    4. "Торпеда" на спине, "торпеда" с доской на спине. Цель та же. Количество повторов то же.
    5. Цель упражнения – совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения. И.П. – лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники. Количество повторов по ширине бассейна – 3-4.
    6. Тоже упражнение из И.П. – лёжа на спине. Колени не высовывать из воды.
    7. Упражнение укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брасом, развивает подвижность плечевого пояса и грудной клетки. И.П. – лёжа на груди. Руки работают брассом, ноги вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не следует при гребке погружать руки слишком глубоко.
    8. Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее, а также способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине. Из И.П. лёжа на спине, руки работают брассом, а ноги кролем, подбородок плотно прижат к груди.
    9. Цель упражнения – коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. Из И.П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения.
    10. То же упражнение из И.П. лёжа на спине.
    11. Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса. И.П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.
    12. То же упражнение из И.П. лёжа на спине
    13. Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки. И.П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.
    14. То же упражнение выполняется из И.П. лёжа на спине.
    15. Цель упражнения – укрепление мышц брюшного пресса и ног. И.П. – вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или "велосипед"; работа ног кролем или брассом.

Помимо основных занятий физкультурой и плаванием, которые посещают все дети, мы ввели в практику дополнительные занятия корригирующей гимнастикой и плаванием для детей, имеющих нарушения осанки. Занятия проводятся подгруппами по 4-8 человек. Два раза в неделю по 35-40 мин. Одно занятие проходит в зале, другое занятие – в бассейне.

Подбор корригирующих упражнений, их содержание и направленность, а также формирование подгрупп определяются характером нарушения осанки. Форма спины является определяющим фактором.

Эти занятия обязательно должны подкрепляться выполнением комплекса специальных упражнений в домашних условиях. Поэтому ежемесячно для родителей проводятся консультации о правильном выполнении упражнений и подбор комплекса упражнений для домашних занятий.

Внедрение корригирующей гимнастики и плавания в детском саду очень удобны для ребёнка и для родителей. Одной из причин внедрения таких занятий является занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удалённость их от места проживания детей.

Плавание является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функцию мышц и, тем самым, облегчить коррекцию позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне как с опорой, так и без.

Задачи коррекционного плавания:

    • Разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
    • возможное исправление деформации;
    • воспитание правильной осанки;
    • улучшение координации движений;
    • увеличение силы и тонуса мышц;
    • улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
    • коррекция плоскостопия;
    • закаливание;
    • эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Конспект занятия коррекционным плаванием для детей с нарушениями осанки
(крыловидные лопатки, вялая осанка, ассиметричная осанка).

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Задачи:

    1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней.
    2. Профилактика и коррекция нарушений осанки: укрепление мышечного корсета, самовытяжение позвоночника.
    3. Обучение элементам техники плавания способом брасс на груди.

Ход занятия:

На суше

  1. И.П. – основная стойка. 1- руки в стороны; 2- "стрелочка", встать на носки, руки вверх ладонь на ладонь; 3- руки в стороны; 4- и.п. Количество повторений 4-6 раз. Цель упражнения – самовытяжение позвоночника, сохранение равновесия.
  2. И.П. – основная стойка. Гребок руками в стиле брасс на четыре счёта. Количество повторов – 4-6 раз.
  3. И.П. – основная стойка. 1- правую руку в сторону, наклон головы вправо; 2- и.п.; 3- левую руку в сторону, наклон головы влево; 4- и.п.; 5- руки вперёд; 6- наклон головы вперёд; 7- голову прямо; 8- руки вниз. Количество повторов – 3-4 раза. При наклоне в сторону голову кладут на плечо, при наклоне вперёд подбородком тянуться к груди. Цель упражнения: растягивание мышц шеи, вытяжение позвоночника.
  4. И.П. – сидя, ноги вперёд, упор руками сзади. Выполнять движения стопами – сгибания, разгибания, круговые вращения. Выполнять можно одновременно или попеременно. Цель упражнения: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
  5. И.П. – то же. 1- согнуть ноги в коленях; 2- приподнять и выпрямить ноги в стороны; 3- прямые ноги вместе; 4- опустить ноги. Повторить 4-6 раз. При сгибании ног в коленях, колени развести в стороны. Цель упражнения: укрепление мышц брюшного пресса и передней поверхности бедра.
  6. И.П. – то же. "Складочка". Наклон вперёд, руками тянуться к носкам, колени не сгибать. Повторить 2-3 раза. Цель упражнения: растягивание мышц спины и задней поверхности ног.
  7. И.П. – лёжа на животе. 1- поднять прямые руки и ноги, прогнуться; 2- развести руки и ноги в стороны; 3- свести; 4- и.п. Цель упражнения: укрепление мышечного корсета.
  8. Вход в воду скольжением. Построиться у бортика, принять положение правильной осанки.

  • Ходьба, высоко поднимая колени, руки на поясе, спина прямая, смотреть вперёд. По ширине бассейна (5 м) повторить 1-2 раза.
  • Бег, помогая руками. Или игровое задание "Догони". Повторить 2-3 раза по ширине бассейна. Сильнее отталкиваться руками от воды, сохранять равновесие. Цель упражнения: укрепление мышц рук и верхнего плечевого пояса, мышц приводящих лопатку.
  • "Кораблики" – ходьба в полуприседе с удлинённым выдохом в воду (пускать пузыри). Выполнить по ширине бассейна 1 раз. Цель упражнения: совершенствование возможностей дыхательной системы, восстановление после бега.
  • И.П. – стоя, спиной к поручню, руки в стороны, кисти на поручне, держаться. 1- шаг вперёд, прогнуться, кисти скользят по поручню на встречу друг другу, лопатки соединить; 2- и.п. Повторить 6-8 раз. Цель упражнения: укрепление мышц удерживающих лопатки сведённые вместе.
  • "Лягушка"- прыжки с погружением под воду. Повторить 1-2 раза по ширине бассейна.
  • "Дельфины" – прыжки с падением на воду. Повторить 2-3 раза по ширине бассейна
  • И.П. – стоя на дне, руки в стороны ладони ребром. 1-2- руки вперёд равномерно преодолевая сопротивление воды; 3-4- назад. Выполнять с полной амплитудой 6-8 раз, плечи в воде, стоять на одном месте. Темп средний. Цель упражнения: развитие подвижности и укрепление мышц плечевого пояса и грудной клетки.
  • "Стрела" на груди. Выполнить по ширине бассейна 1-2 раза. Удлинённая фаза скольжения. Цель упражнения: самовытяжение, разгрузка позвоночника.
  • И.П. – стоя на дне, ноги шире плеч, руки в стороны, плечи в воде. 1- ладони вверх, руки вверх – хлопок; 2- руки вниз, ладони вниз. Выполнять с полной амплитудой 6-8 раз. Цель упражнения: развитие подвижности и укрепление мышц плечевого пояса и грудной клетки.
  • "Стрела" на спине по ширине бассейна 1-2 раза. Удлинённая фаза скольжения. Цель упражнения: самовытяжение, разгрузка позвоночника.
  • Скольжение на груди, работа руками способом брасс. Выполнить 3-4 раза по ширине бассейна. Цель упражнения: укрепление грудных мышц, мышц спины и плечевого пояса.
  • И.П.- лёжа на груди, руками держась за поручень. Работа ног способом брасс. Можно использовать нарукавники.
  • Скольжение на груди. Работа ногами способом брасс. Повторить 3-4 раза по ширине бассейна. Подтягивание и разведение ног выполнять медленно, а разгибание и сведение – быстро. Цель упражнения: укрепление мышц стопы, голени, приводящих мышц бедра.
  • "Буксир" на груди с выдохом в воду. Повторить по 2 раза по ширине бассейна. На дох поднять голову, на выдох опустить в воду и пускать пузыри как можно дольше. Цель упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.
  • И.П. – вис на прямых руках на бортике (спиной к бортику). 1- колени согнуть; 2- поднять прямые ноги; 3 – колени согнуть; 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Цель упражнения: самовытяжение позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, ног.
  • И.П.- доска прижата к груди. Скольжение на спине с работой ног способом брасс. Грудью и животом стараться касаться доски. Повторить 2-3 раза по ширине бассейна. Цель упражнения; укрепление мышц стопы, голени, приводящих мышц бедра.
  • Подвижная игра. "Кто больше соберёт предметов со дна". Повторить 2-3 раза.
  • Игровое задание "Морская звёздочка". Сделать "Звезду" и выполнять движения руками и ногами одновременно в стороны - вместе. Упражнение выполнять до касания ногами дна. На груди - 1 раз. На спине – 1 раз.
  • "Насос" по 8-10 раз. Цель упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.
  • Плыть к выходу по диагонали (10м) способом брасс на груди в спокойном темпе.
  • Выход из воды.
  • Гигиенические процедуры, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажёрами.
  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.