Программа по лфк 1-4 класс по осанке


Скачать:

ВложениеРазмер
progr_rablfk17-18.docx 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Заместитель директора по УВР

_______________ М.В. Николаева

Директор государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр адаптированного обучения"

_______________ О.П. Мозговая

по коррекционному курсу

ЛФК (лечебная физическая культура)

на 2017-2018 учебный год

Протокол от _________ № _____

Целью данной программы является: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, укрепление здоровья учащихся, профилактика и коррекция нарушений, вызванных заболеваниями.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач :

укрепление здоровья детей, содействие физическому развитию и закаливанию организма;

активизация, укрепление и развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

коррекция и компенсация функций опорно-двигательного аппарата;

формирование и систематическое закрепление навыка правильной осанки;

предупреждение развития нарушений осанки и плоскостопия;

поддержание психомоторного развития на возрастном уровне;

коррекция общей и мелкой моторики;

обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьника;

формирование и закрепление навыков правильной ходьбы.

Программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся школы наблюдаются нарушения физического развития. В анамнезе таких детей часто отмечаются задержки в формировании и развитии двигательных функций, нарушения развития статической и динамической координации движений, нарушения равновесия, мелкой моторики, нарушения осанки, деформация стопы и др.

Оптимально организованная двигательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности.

Основное содержание обучения по предмету.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 33 ч. в 1 классе и 34 часа во 2, 3, 4 - классах на год.

Общее количество часов по разделам и темам

Коррекция мелкой моторики и развитие координации и ловкости движений

Коррекция и развитие пространственно-временной дифференцировки

Профилактика и развитие внимания

Коррекция и развитие навыков расслабления мышц

Коррекция и развитие правильного дыхания

Профилактика и формирование правильной осанки

Профилактика и коррекция плоскостопия

Профилактика и лечение ожирения

Требования к подготовке обучающихся

1 класс : ученик научится: правилам поведения и передвижения по кабинету ЛФК; правильно подбирать одежду для занятий; знать своё место в строю.

Ученик получит возможность научиться: строится в шеренгу, ходить строем в колонну по одному; подбрасывать и ловить мячи двумя руками, передавать и переносить предметы, выполнять упражнения в определенном ритме по объяснению учителя; уметь следить за правильной осанкой.

2 класс: у ченик научится: строиться и равняться в шеренге, перестраиваться из одной шеренги в две; определять части тела человека.

Ученик получит возможность научиться: технически верно 4 -5 раз повторять за учителем любое из упражнений; пользоваться тренажёрами; выполнять вис на средней высоте шведской стенки.

3 класс: ученик научится: соблюдать правила по технике безопасности и правила пользования спортивными снарядами и тренажёрами; сочетать дыхание и движение;

Ученик получит возможность научиться: выполнять упражнения по их названию; выполнять упражнения на равновесие без помощи учителя; расслабляться после выполнения основной части занятия.

4 класс : ученик научится: самостоятельно проводить разминку; следить за правильной осанкой; не задерживать дыхание во время выполнения упражнений;

Ученик получит возможность научиться: выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме по объяснению учителя; согласовывать движения рук и ног при лазании по гимнастической стенке; выполнять упражнения с предметами.

Перечень учебно-методических материалов, средств обучения

1. Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004;

2. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). - СПб.: Владос Северо-Запад, 2013.

3. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.

Рабочая программа по ЛФК подготовительный,(1-4 классы).

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) для 2-4 класса и на 32 часа в подготовительном,1 классе в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 4 года обучения. В основу данной программы положена " Программа по физической культуре для обучающихся подготовительного,1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и комплексы занятий по ЛФК для детей ограничениями возможностями здоровья.

Цель программы: овладение обучающимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

- Формировать у обучающихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.

- Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

- Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

-Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

Курс предусматривает изучение следующих разделов: упражнение на формирование навыка правильной осанки, упражнение на развитие гибкости, обучение правильному дыханию, развитие выносливости, развитие координации движений, профилактика плоскостопия, упражнение на расслабление мышц.

Особенность изучаемого курса: состоит в том, что программа составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья 6-10 лет.

Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающими.

Занятия ЛФК направлены:

- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);

- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);

- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);

- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);

- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);

- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.

Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, сколиозов.

Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающимися.

Формы контроля:

При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения. При повторении и закреплении обучающимися материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений.

Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК.


Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет – 43 % от всех осмотренных детей.

Цель программы:

овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.

2. Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

3. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

4. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

В 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).

Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости.

У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.

Организационно- методические рекомендации.

Начиная занятия, учителб должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Новизной программы являются элементы массаж, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).


ЛФК, проводимая в специально оборудованном кабинете, спортзале, тренажерном зале, стадионе при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, вера в выздоровление, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.

Занятия ЛФК должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.

Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года, направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6 до 13 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль.

В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.

К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.

1 период – вводный (1-ый год обучения):

1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.

2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.

3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.

2 период – основной (2-ой и 3-ий года обучения)

1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы

2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.

3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.

3 период – заключительный (4-ый год обучения)

1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.

2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.

3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛФК ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(1 – 4 классы)

Пояснительная записка

- Федеральным законом "Об образовании в РФ";

- федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);

- требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №4/15 от 22 декабря 2015г.);

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования (далее ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ Межевская СОШ;

- устава МКОУ Межевская СОШ;

Рабочая программа является коррекционной для обучения обучаю щихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивая коррекцию нарушений развития и соци альную адаптацию.

Программа соответствует по отношению к ФГОС АООП.

Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и самосовершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью: обучения является освоение учащимися системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.

В ходе обучения учебному предмету "Лечебная физическая культура" должны решаться следующие основные задачи:

- всестороннее гармоническое развитие и социализация учащихся;

- формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;

- совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;

- воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.

На занятиях лечебной физической культурой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами коррекционной деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные направления работы по ЛФК:

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц);

- упражнения на формирование правильной осанки и свода стопы;

Общая характеристика коррекционной подготовки

Занятия ЛФК должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На уроках развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Дети учатся видеть красивое, эмоционально воспринимать его. На занятиях ЛФК развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представление о различных явлениях природы.

ЛФК — это вид деятельности, который доступен и детям с ОВЗ, и даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка. Занятия ЛФК включают в себя элементы лечебной физкультуры и общей физической подготовки, а также сюжетно-игровые занятия. В программу включены упражнения, помогающие решить часть проблем опорно-двигательного аппарата. Занятия ЛФК способствуют развитию основных психологических функций детей (память, внимание, мышление, речь и воображение) и создают ощущение радости, свободы движения. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, координацию.

Название раздела

в процессе занятий

Специальные упражнения для формирования правильной осанки

Двигательные умения и навыки

Специальные упражнения для правильного формирования стопы

Описание места коррекционной подготовки в учебном плане

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения коррекционной подготовки.

осознание себя как гражданина России; формирование чувства г о р д о сти за с в ою Р о д и н у , р о сс и йс к ий н а р о д и ис т о р ию Р о сс и и ;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирова ние и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, н а л и ч ие м о ти в а ци и к т в о р ч е с к о му т р у д у , раб о те на р е з у л ь т а т , б е р е ж н о му отношению к материальным и духовным ценностям.

Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов рассматривается как повышенный, и не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по дан ному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает мини мального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на ва риант D образовательной программы.

Содержание коррекционной подготовки

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Правильная осанка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ

Программа разработана:

Голиковой Натальей Владимировной,

инструктором по физической культуре

Мысковский городской округ

2013 г.

Рабочая программа по лечебной физкультуре разработана на основе программно – методического пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений./ Под ред. В.Н. Зимониной Москва, Гуманитарный центр Владос, 2004; методических рекомендаций Чудимова В.Ф. Азбука ортопедии. Барнаул, 2003.; Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник. СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2004 г.

Правильная осанка: Программа по лечебной физкультуре. Авт.- сост. Н.В.Голикова – Мыски, 2013. – 65 с.

Нарушение осанки - это ещё не заболевание, а только функциональные нарушения. Однако они не проходят сами по себе, а ведут к дальнейшему прогрессированию, вплоть до развития серьёзного, нередко требующего оперативного вмешательства заболевания - сколиоза. Но, даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата. Данная программа позволяет организовать работу с воспитанниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, а так же быть использована для организации работы по профилактике нарушений осанки. Материалы рекомендованы руководителям физкультуры дошкольных и образовательных учреждений.

Содержание

4.1. Выработка навыка правильной осанки……………………………………….11

4.2. Развитие силовой выносливости мышц…………………………………. 12

4.3. Профилактика плоскостопия…………………………………………………..14

10. 6. Упражнения на профилактику плоскостопия………………………………56

10. 7. Дыхательная гимнастика……………………………………………………..58

10. 8. Комплекс оздоровительного самомассажа………………………………….62

Правильная осанка человека является одним из важных показателей здоровья, так как обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Что же принято называть осанкой? Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Эта поза обеспечивается оптимальным соотношением мышечной тяги и тонуса мышц плечевого пояса, шеи, таза, задних групп мышц бедер. Важное значение для формирования осанки и поддержания положения туловища играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота, боковых поверхностей туловища. В тоже время мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц - антагонистов во время движения. Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушение осанки.

Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках. У воспитанников с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости. Неэластичность связок снижает амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника; повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, и других сложных в техническом плане физических упражнениях. Нарушения осанки не проходят сами по себе, а нередко ведут к дальнейшему прогрессированию, вплоть до развития серьёзного, нередко требующего оперативного вмешательства заболевания - сколиоза.

В связи с тем, что одно из первых мест среди различных отклонений в физическом развитии детей занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, где прежде всего следует выделить различные виды нарушений осанки, большое значение приобрела проблема формирования правильной осанки у воспитанников.

-индивидуализация и дифференциация процесса обучения

-направленность на реализацию восстановления здоровья

-проведение занятий в специально оборудованном кабинете, оснащенном в соответствии с требованиями к профилю работы

-комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий

-содержание каждого раздела программы обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения

Программа призвана сформировать у воспитанников устойчивые мотивы и потребность в бережном отношении к своему здоровью, здоровому образу жизни, укреплению и оздоровлению всего организма.

Целью данной программы является профилактика нарушений осанки, а так же коррекция и компенсация уже имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.

Разнородность состава воспитанников по психическим, двигательным, физическим данным выдвигает ряд конкретных задач:

- совершенствовать физические возможности организма посредством физических упражнений, направленных на развитие силовой выносливости мышц

- тренировать дыхательную, сердечно - сосудистую системы

- обучать основам ортопедического режима

- формировать практические умения для поддержания правильной осанки

- укреплять своды стоп

- расширять двигательный опыт

В процессе освоения материала обеспечивается единство биологического, психического и социального благополучия, происходит коррекция индивидуальных нарушений опорно-двигательного аппарата.

Деятельность Программы характеризуется на первом этапе выработкой навыка правильной осанки у воспитанников; на втором этапе развитием силовой выносливости мышц, поддерживающих позвоночник в правильном положении.

Занятия по данной программе могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме, исходя из особенностей осанки воспитанников и условий.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Инструктору необходимо иметь точное представление об индивидуальных особенностях воспитанников, знать уровень их физического развития, двигательных возможностей, характер двигательных нарушений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Негативное влияние на осанку оказывают неполноценное питание, общее неудовлетворительное состояние здоровья, гиподинамия, загрязнение окружающей среды, хронические острые заболевания. Но больше всего вредят позвоночнику плохое физическое развитие, отсутствие навыка правильной осанки. Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки - один из главных моментов в начале тренировок. В дальнейшем эти упражнения будут необходимы для совершенствования, закрепления и поддержания двигательного стереотипа.

При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, а, следовательно, принять и сохранить правильную осанку ребенок может лишь ненадолго.

Поэтому, развитие силовой выносливости мышц, отвечающих за поддержание позвоночника, является следующим обязательным компонентом в работе по профилактике и коррекции нарушений осанки.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие (деформация, сопровождающаяся уплощением сводов стопы). В связи с этим, в методике занятий по коррекции осанки предусмотрено включение упражнений специального характера, направленных на предупреждение плоскостопия, укрепление мышц, сохраняющих свод.

Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Поэтому одной из задач курса является восстановление дыхательного стереотипа. С этой целью в программу включены упражнения дыхательной гимнастики.

В структуре программы выделяются следующие основные разделы:

К данному материалу необходимо подходить интегрально. Последовательность и сроки прохождения программного материала определяются в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников, инструкторам разрешается изменять выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы и их последовательность.

Общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.

Элементы правильной стойки

Выработка навыка правильной осанки

Развитие силовой выносливости мышц

Цель: Определение уровня физической подготовленности, оценка функционального состояния и адаптация организма к нагрузке.

- Подвижные игры. Игры с метанием, прыжками, лазаньем.

- Упражнения на определение силовой выносливости мышц, гибкости, координации, быстроты, равновесия.

- Функциональные пробы. Двигательные тесты. Нагрузочная проба с приседанием.

Элементы правильной стойки

Цель: Выработка представлений о правильной стойке, обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки.

Дать первоначальное представление о правильной стойке.

Научить находить правильные шаблоны постановки стоп. Научить отличать правильное положение стоп от неправильного, стоять на отпечатанных следах стоп, сохраняя правильное положение тела.

Научить отличать правильную стойку от неправильной, подражая положению тела инструктора.

Учить стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку

Научить правильному положению головы, развивать умение переносить на голове лёгкие предметы.

Научить правильному положению верхней части туловища (плеч и груди) при естественной стойке.

Научить подтягивать живот, развивать мышцы живота и спины.

Закреплять правильную постановку стоп. Развивать мышцы ног.

Учить правильному положению корпуса при ходьбе и беге. Выполнять упражнения с гимнастическими палками.

Учить перекатыванию из исходного положения лежа на животе.

Продолжать упражнять в правильной стойке с использованием шаблонов и без них.

Учить сохранять правильную стойку в различных вариантах.

Выработка навыка правильной осанки

Развивать мышечно-суставное чувство; тренировать ощущение положения тела в пространстве;

закреплять правильное положение частей тела во время движений и при принятии различных поз;

выравнивать тонус мышц с правой и левой сторон туловища; вырабатывать новую схему тела, позволяющую принимать и удерживать правильную позу;

улучшать координацию движения, развивать чувство равновесия;

учить расслаблять, растягивать сокращенные мышцы;

формировать практические умения для поддержания правильной осанки.

- Упражнения для закрепления правильной стойки в различных исходных положениях: стоя спиной к стене, стоя, лежа, сидя, выполняемые на месте и в сочетании с различными движениями.

- Общеразвивающие упражнения с предметами и без.

- Упражнения на развитие координации статического и динамического равновесия, выполняемые с партнером, стоя, в ходьбе, в упоре присев, на снарядах.

- Упражнения для растягивания сокращенных мышц в различных исходных положениях.

- Упражнения на расслабление и напряжение мышц различных звеньев тела в разных исходных положениях.

- Упражнения на поддержание навыка правильной осанки.

Развитие силовой выносливости мышц

Формировать мышечный корсет; развивать общую силовую выносливость мышц, улучшать тонус мышц;

доводить навык правильной осанки до автоматизма; корректировать индивидуальные нарушения осанки;

упражнять в равновесии, развивать ловкость, координацию, чувство ритма, глазомер; развивать ориентировку в пространстве.

- Тесты на определение силовой выносливости мышц.

- Комплексы упражнений для укрепления мышц, отвечающих за поддержание позвоночника (мышцы брюшного пресса, боковые мышцы туловища, передней и задней поверхности бедер, поясницы, верхней части спины и плечевого пояса) с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

- Комплексы аэробики (степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевально-ритмическая гимнастика).

- Упражнения на закрепление навыка правильной осанки.

- Упражнения на локальное развитие мышц туловища.

- Упражнения на развитие координации, равновесия (статического и динамического). Упражнения с предметами на голове.

- Упражнения на расслабление, растягивание мышц.

- Общеразвивающие упражнения для развития ловкости, мышечного чувства.

- Упражнения прикладного характера (ходьба, бег, ходьба на четвереньках и ее разновидности).

Учить определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам состояние организма. Укреплять мышцы дыхательной системы (носоглотку, верхние дыхательные пути, легкие, диафрагму). Учить расслаблять и восстанавливать организм после нагрузки.

Упражнения с произвольной задержкой дыхания; упражнения с произвольным усилением дыхания; упражнения на диафрагмальное дыхание, реберное, верхнеключичное дыхание, полное дыхание, выполняемые в положении стоя на месте, лежа, в движении. Медленное произношение гласных и согласных звуков и букв на выдохе.

Цель: формирование и укрепление сводов стоп

Задачи: развивать основные функции стоп, обучать правильной постановке стоп при ходьбе, укреплять сумочно-связочный аппарат и увеличивать подвижность в суставах стоп, улучшать кровообращение стоп, улучшать координацию движений.

Упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию сводов стопы; выполняемые в разных исходных положениях: лежа, сидя, стоя.

Упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов. Ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

Стимулировать деятельность внутренних органов; мобилизовать защитные силы организма; повышать работоспособность.

Упражнения с акцентом на самомассаж стоп, ушных раковин, лица, позвоночника, головы в различных исходных положениях в игровой форме на основе китайских техник; а так же оздоровительный самомассаж при ОРЗ, гриппе.

На этом этапе воспитанники знакомятся с теоретическими знаниями о важности правильной осанки и ее влиянием на здоровье человека; обучаются правилам ортопедического режима; принятию и сохранению правильной стойки в различных исходных положениях на месте и в сочетании с различными движениями.

Улучшить координацию движений, выработать и закрепить навык правильной осанки, нормализовать состояние позных мышц помогают упражнения на равновесие. При их выполнении тренируется ощущение положения тела в пространстве, вырабатывается новая схема тела, позволяющая принимать и удерживать правильную позу. Для усложнения этих упражнений используется уменьшение площади опоры — стойка на носках, на одной ноге, на буме или бревне, а также изменение положения центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании гантелей, набивных мячей и других предметов. Чем чаще меняется положение центра тяжести, тем больше необходима дифференцированная работа мышц и координация движений, поэтому для тренировки равновесия целесообразно использовать резкие переходы от динамической работы мышц к статической — остановку после ходьбы или бега, переход в положение стоя после прыжка и т. д.

На занятиях по коррекции нарушений осанки используются упражнения прикладного характера: ходьба, бег, ходьба на четвереньках и ее разновидности. Эти виды физической нагрузки используются для неспецифической тренировки (как общеразвивающие) для развития ловкости, внимания, мышечного чувства, глазомера, улучшения координации движения, ориентации движения.

Упражнения на расслабление снимают напряжение мышц, ускоряют восстановление работоспособности после тренировки. Особенно важно научиться расслаблять позные мышцы с повышенным тонусом — это необходимое условие формирования правильной осанки. При расслаблении снижается тонус не только скелетных мышц, но и гладкой мускулатуры внутренних органов в соответствующих зонах. Упражнения в расслаблении — прекрасный способ тренировки тормозных реакций для возбудимых детей. Постоянные стрессы вызывают напряжение мускулатуры всего тела, и расслабление лица и рук хорошо снимает психическую нагрузку и облегчает расслабление более крупных мышц.

Корригирующая гимнастика

Прежде чем приступить к занятиям по укреплению мышц, отвечающих за поддержание позвоночника, следует провести тестирование силовой выносливости мышц, результаты которого определят период, с которого следует начинать гимнастику.

Тестирование силовой выносливости мышц проводится следующим образом:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.