Профилактика нарушений зрения и осанки у школьников

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

I. Организационный этап.

Уважаемые родители, здравствуйте! Какое прекрасное слово! Простое, привычное, а как много оно в себе заключает! Это пожелание друг другу самого главного – здоровья. И сегодня на собрании мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

Для начала, я попрошу Вас закончить предложение: “Здоровым ребёнок будет, если…” (родители предлагают свои варианты). А я хочу закончить предложение так: “Здоровым ребёнок будет, если у него будет правильная осанка”. И я постараюсь Вас в этом убедить.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины.

Зрение для человека представляет величайшую ценность, и о том, как научиться беречь его смолоду и сохранить на протяжении долгих лет активной жизни, должен знать каждый. Установлено, что 80% информации современный человек получает через зрительную систему. У детей младшего школьного возраста первые признаки зрительной усталости появляются уже через 10 минут после начала работы, среднего – через 25, старшего – через 45 минут. Чтобы глаза отдыхали, детям советуют смотреть вдаль, поэтому школьные окна не должны быть завешены гардинами, а стекла – регулярно очищаться. Если раньше зрение у школьников за время учебы ухудшалось на 30 – 40%, то теперь – в 3-4 раза. Нарушения зрения могут проявляться в виде спазма аккомодации, астигматизма, дальнозоркости, но наибольший удельный вес приходится на близорукость .

Число близоруких детей увеличивается по мере увеличения школьного стажа. Миопия чаще всего встречается у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой, что крайне недопустимо, так как это приводит к быстрому снижению остроты зрения.

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в младшем школьном возрасте являются физические упражнения. Следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в школе.

Привычка к правильной осанке должна стать нормой поведения каждого обучающегося. Если ребенок сидит неправильно изо дня в день, в течение многих месяцев, год за годом его грудная клетка постепенно деформируется, углы лопаток выпячиваются, появляется сутулость, могут развиться различные дефекты осанки.

Плохая осанка снижает запас прочности организма, и чаще всего сочетается со сниженным общим тонусом ребенка, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. В тоже время у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, и тенденцию чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии. Причины и следствия здесь разделить трудно. Близорукость может развиться от привычки сутулиться – и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия в домашних условиях:

2. Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

В солнечные дни блики на рабочих местах школьников слепят глаза и мешают работе. Для защиты от прямых солнечных лучей следует использовать шторы из светлых тканей или устанавливать жалюзи. В осеннее – зимний период, в пасмурные дни, утренние и вечерние часы, когда естественного света не хватает, необходимо использовать искусственное освещение.

Рабочий стол следует размещать у окна – таким образом, чтобы свет падал слева. Если поставить его напротив окна, глаза будут быстро уставать от света, при правостороннем освещении от руки создается тень. Если ребенок – левша, тогда стоит все делать с точностью до наоборот. Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Мощность настольной лампы рекомендуется в пределах от 40 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. В обязательном порядке следует ограничивать просмотр телепередач и работу с компьютером. Без вреда для здоровья ребенок может сидеть перед монитором от 20 до 40 минут в день в зависимости от возраста.

3.Необходимо контролировать рабочую позу во время письма и чтения, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, отдых ребенка.

Не рекомендуется читать лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. При лежании на боку не достигается правильная освещённость, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

4.Следует бороться с порочными позами , такими, как косое положение плечевого пояса при письме; левая рука свешена со стола; косое положение таза; ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.Не рекомендуется читать лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. При лежании на боку не достигается правильная освещённость, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

5. Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

С гигиенической точки зрения предпочтение отдается в большей степени ранцам и рюкзакам, нежели портфелям ученическим, так как ранец (рюкзак) предназначен для переноски ученических принадлежностей на спине, что способствует более равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки учащегося.

Чтобы не испортить осанку ребенка для учащихся 1- 4-х следует приобретать рюкзак или ранец ученический с формоустойчивой спинкой. Размеры ранцев и портфелей должны соответствовать анатомо-физиологическим параметрам учащихся и обеспечивать удобство при ношении. В нижней части плечевых ремней ранца и рюкзака ученического должно предусматриваться приспособление, позволяющее изменить длину ремней в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Ремни также должны иметь разъем, облегчающий одевание и снимание ранца и рюкзака ученического.

Так же не лишним будет наличие на ранцах и рюкзаках деталей и (или) фурнитуры со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане, чтобы ребенок был заметен на дороге.

Если старшеклассники зачастую не утруждают себя ношением всех учебников, то ученикам начальных и средних классов приходится носить достаточно тяжелые рюкзаки.

6. Необходимо освободить ослабленного ребенка , имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

7. Освободить ребенка , имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.

8. Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

9. Нельзя приступать к приготовлению домашних занятий сразу после школы . Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций учащихся, тогда как 2 часа отдыха после занятий в школе уменьшают общее утомление, что улучшает и зрительные функции. Порядок выполнения домашних заданий выбирается ребенком по собственному усмотрению. По завершении отдельных этапов работы, но не более чем через 30-40 минут, следует делать перерыв на отдых.

10. Необходимо обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

11. Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао , употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена

12. Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрении.

13. Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку . Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Обычно снижение остроты зрения и нарушение осанки развиваются незаметно и главная задача своевременно выявить их начальные признаки и обратиться к врачу за назначением необходимого лечения и строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения .

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ

ОСАНКИ И ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

(рекомендации для родителей)

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, которой можно избежать, периодически поправляя ребенка, а анатомо-функциональное состояние опорно-двигательного аппарата организма. Причины нарушений осанки многочисленны. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.

Основным средством профилактики нарушений осанки является лечебная физкультура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены школьнику дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача ЛФК.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия:

2.​ Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

·​ высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);

·​ высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90 0 ;

·​ обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.

3.​ Необходимо контролировать рабочую позу во время письма и чтения, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, отдых ребенка.

4.​ Следует бороться с порочными позами, такими, как косое положение плечевого пояса при письме; левая рука свешена со стола; косое положение таза; ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

5.​ Объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

6.​ Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

7.​ Освободить ребенка, имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.

8.​ Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

9.​ Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

10.​ Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.

11.​ Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения.

12.​ Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Нарушение осанки; сколиоз.

Нарушение осанки
Осанка – привычная поза человека в покое и (или) движении, манера держаться без особого напряжения.
Осанка считается правильной, если голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи – на одном уровне (развернуты и слегка опущены), лопатки прилегают к грудной клетке, кривизна позвоночника умеренно выражена, все части тела расположены симметрично. При правильной осанке голова держится прямо (лоб и подбородок в одной вертикальной плоскости), руки опущены, грудная клетка – слегка выпуклая, живот втянут, ноги умеренно разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и перпендикулярны полу, стопы параллельны или слегка разведены в стороны.

Формирование осанки начинается в раннем детстве и заканчивается к моменту окончания роста. Вместе с тем, ее нарушения могут возникнуть при слабости мышц туловища в любом возрасте. Чаще всего это проявляется изменением формы спины.
Форма спины определяется, в основном, изгибами позвоночника. Для спины нормальной формы характерны физиологические изгибы:

· в переднем направлении – лордоз - в шейном и поясничном отделах позвоночника;

· в заднем – кифоз - в грудном и крестцовом отделах.

Правильно оформленные изгибы позвоночника создают хорошие условия для жизнедеятельности внутренних органов, позволяют ему успешно выполнять функцию опоры и амортизатора.
Позвоночник новорожденного ребенка не имеет изгибов. С 3 – 4 месяцев жизни, когда ребенок начинает хорошо держать голову, появляется шейный лордоз, с 6 – 7 месяцев жизни (ребенок садится) - грудной кифоз, а когда ребенок начинает стоять и ходить – поясничный и крестцовый изгибы.
Окончательная осанка формируется с наступлением половой зрелости.

Нарушение осанки в переднезаднем отделе (саггитальной плоскости) происходит по следующим причинам:
- слабое развитие мышечной системы, особенно мышц спины и живота;
- отсутствие систематической физической тренировки;
- наличие дефектов зрения;
- сон на кровати с мягкой подстилкой;
- неудобная мебель для приготовления уроков;
- перенесенный в раннем детстве рахит, частые простудные заболевания, туберкулезная инфекция.

При сглаживании естественных изгибов позвоночника образуется плоская спина. При резко выраженном грудном кифозе и сглаженном лордозе формируется круглая (сутулая) спина. Кругло-вогнутая (седлообразная) форма спины характеризуется резко выраженным грудным кифозом и поясничным лордозом. Круглая и кругло-вогнутая спина, помимо косметического изъяна, сопровождается снижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. При плоской спине отмечается снижение рессорной функции позвоночника, в результате чего происходят постоянные микротравмы головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, приводящие к быстрому утомлению, а нередко – и к головным болям.

Нарушение осанки можно заподозрить у ребенка еще до 1 года жизни
по следующим признакам:
- Положение головы – в одну сторону;
- Естественные складки – асимметричны;
- Кормление – больше с одной груди;
- Ползание – кругами;
- Подкладывание ножки в положении сидя.

Формирование правильной осанки зависит и от обуви ребенка. Она должна соответствовать размеру, быть с небольшим широким каблуком на кожаной подошве. Неправильно подобранная обувь может привести к плоскостопию, различным деформациям ног. А эта патология практически всегда приводит к нарушению осанки и сколиозу. Поэтому стопы нужно укреплять, используя специальные упражнения.

Если ребенок с детства не приучен к физическим упражнениям, редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, он будет расти слабым, болезненным, что, в свою очередь, отразится на его осанке. Необходимо использовать различные средства закаливания, особенно воздушные ванны, обтирания.

На формировании осанки может неблаготворно отразиться и неправильно подобранная детская мебель. Высота сиденья детского стульчика должна равняться длине голени от подколенной ямки до пятки, стопа должна располагаться на полу, а не висеть в воздухе. Ширина сиденья должна составлять 2/3 длины бедра, чтобы в подколенной ямке не придавливались нервы и кровеносные сосуды. Спинка стула должна быть жесткой, прямой или вогнутой формы, а сиденье – с подогнутым книзу краем и небольшим наклоном назад. Твердая постель с низким изголовьем – основа хорошей осанки.

В 5 – 6-летнем возрасте в комплекс гигиенической гимнастики хорошо вводить упражнения с ношением предметов на голове, Хороши плавание, ходьба на лыжах. С этого же возраста необходимо следить за выработкой правильной осанки и организацией рабочего места.

Основной метод лечения патологической осанки – лечебная гимнастика, задачей которой является всестороннее физическое развитие, обеспечивающее умение правильно держать тело, развитие координации движения, воспитание навыка правильной осанки. Исправление различных нарушений осанки достигается с помощью специальных упражнений, обучение которым осуществляет инструктор-методист кабинета ЛФК.

Немалая роль в лечении нарушений осанки отводится полноценному питанию, соблюдению ортопедического режима, массажу, закаливанию, плаванию. Нарушение осанки – это функциональное состояние, которое устраняется при соответствующем лечении.

Сколиоз.
Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функций органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам.
Это заболевание длительное, с неопределенным течением и не всегда ясным прогнозом. Сколиоз правильнее называть сколиотической болезнью.
Проблема сколиоза уже давно привлекает большое внимание ученых и практиков здравоохранения нашей страны и за рубежом.
На протяжении длительного периода времени на всех континентах земного шара, несмотря на улучшение материальных условий жизни, широкие меры профилактики, развертывание сети специальных учреждений для раннего лечения сколиоза, улучшение методов консервативного и хирургического лечения, число больных сколиозом не уменьшается. Из этого следует, что не факторы внешней среды (неправильно подобранная мебель, малоподвижный образ жизни, ношение тяжелых предметов в одной руке, неравномерная нагрузка на позвоночник) являются истинной причиной сколиоза.
На 100 обследованных детей выявляют от 2 до 9 случаев сколиоза. Частота возникновения сколиоза среди девочек и мальчиков в раннем возрасте примерно одинакова. Однако у девочек сколиоз более склонен к прогрессированию (особенно в подростковом возрасте), поэтому в более позднем возрасте выраженная форма сколиоза у девочек встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у мальчиков.
При диагностике сколиоза учитывают положение линии остистых отростков позвоночника, положение головы и очертание шейно-плечевых линий, симметричность треугольников талии, уровень стояния углов лопаток, наличие реберного выпячивания и мышечных валиков.

В зависимости от направления дуги искривления позвоночника различают лево-, право- и S- образный сколиозы; по локализации – грудной, поясничный, тотальный; одновременное искривление назад и в сторону –кифосколиоз. По течению сколиоз делится на

· не прогрессирующий,

· медленно прогрессирующий,

· быстро прогрессирующий.

Чем младше ребенок, тем тяжелее прогноз – сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет.
Наиболее часто прогрессируют грудной и S- образный сколиозы. S- образный сколиоз косметически выглядит лучше, чем грудной, нарушения функции органов грудной клетки менее значительны.

Консервативный метод лечения включает общеукрепляющее лечение:
- полноценное, богатое белками и витаминами питание;
- режим разгрузки позвоночника;
- пребывание на свежем воздухе;
- занятия лечебной гимнастикой;
- лечебное плавание;
- массаж;
- закаливание;
- санацию хронических очагов инфекции.

Основной метод лечения сколиоза – лечебная физкультура, основной задачей которой является укрепление мышечного аппарата, улучшение дыхательной функции и общего состояния больного. При всех видах сколиоза 1 и 2 степени без прогрессирования искривления позвоночника ЛФК проводится в поликлинике.

Профилактика нарушения осанки.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка ещё не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (4 – 9 лет). Многое зависит от наследственности, но обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять, ходить, а так же неудобные позы при чтении, письме. Не секрет, что дома и в детском саду дети большую часть времени проводят в статическом положении ( сидя за столом или у телевизора). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопия, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.

Так как в школе педагоги правильно организовывают режим, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребёнка, вам уважаемые родители тоже нужно следить за этим. Ведь только совместная работа педагогов и родителей будет благотворно влиять на здоровье ваших детей.

Несколько правил, о которых нужно помнить:

  • время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать нормы (35-45 минут),
  • детская мебель должна соответствовать росту ребёнка,
  • необходимо научить ребёнка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения;
  • ребёнок должен ежедневно заниматься оздоровительной гимнастикой, занятия помогут укрепить мышечный корсет, который будет охранять позвоночник от воздействующих факторов;
  • в выходные дни не пренебрегайте дневным сном ребёнка, отдых нормализует тонус мышц спины и освободит от нагрузки на позвоночник;

Соблюдая эти элементарные правила, вы сохраните своему ребёнку красивую осанку и здоровье.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:25, реферат

Наш организм – это такая система, в которой все взаимосвязано. Поэтому мы смело можем утверждать, что осанка человека и его зрение взаимосвязаны. Нарушение осанки ведет к нарушению кровообращения, а ухудшение кровообращения – к снижению зрения, близорукости или дальнозоркости. Разберем для начала два этих понятия: Осанка и ее нарушение, и нарушение зрения .

Реферат на тему.doc

Реферат на тему

2.2. Понятие нарушения осанки……………… ………………………………………………3

2.3. Причины нарушения осанки……………… ……………………………………………. 3

2.4. Профилактика нарушения осанки… ……………………………………………………..7

3.2. Причины нарушения зрения……………… …………………………………………. 9

3.3. Профилактика нарушений зрения у школьников……………………………………. 12

Введение: Наш организм – это такая система, в которой все взаимосвязано. Поэтому мы смело можем утверждать, что осанка человека и его зрение взаимосвязаны. Нарушение осанки ведет к нарушению кровообращения, а ухудшение кровообращения – к снижению зрения, близорукости или дальнозоркости. Разберем для начала два этих понятия: Осанка и ее нарушение, и нарушение зрения .

Осанка – это привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей. (1)

Нарушение осанки - это состояние, при котором нарушены физиологические изгибы позвоночника в результате слаборазвитого мышечного корсета - группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении. Это стадия обратимых нарушений не связанных со структурной перестройкой опорных структур позвоночника.

Причины нарушения осанки.

Похоже, у современных ортопедов работы прибавилось. Статистика гласит, что нарушения осанки фиксир уются у большинства детей (80-90% школьников). И если при поступлении в первый класс подобный диагноз ставится у каждого десятого школьника, то к окончанию школы – у каждого четвертого. Столь безрадостные данные склоняют задуматься, а в чем же причины нарушения осан ки ? Почему Homo sapiens, человек разумный и прямоходящий, становясь еще более умнее, сильнее наклоняется к земле? Мы деградируем или развиваемся? В интеллектуальном плане – умопомрачительные сдвиги, а вот в плане здоровья наш интеллект и современные технологии оказались бессильны. Рассматривая причины нарушен ия осанки у детей и взрослых, приходим к выводу: в большинстве случаев мы сами – хозяева ситуации. Здоровье наше и наших детей – в наших же руках.(2)

Причина нарушения осанки №1 – врожденная

Одной из причин нарушения осанк и , которую очень сложно было предотвратить – это нарушение вследствие неправильного внутриутробного развития ребенка. Как результат – позвонки недоразвиты, появляются дополнительные и клиновидные позвонки.
приобретенных причин наруше ния осанки выделяют следующие:

Причина нарушения осанки №2 – травмы

Перелом позвоночника, его ушиб даже в легкой степени порой не проходят бесследно. Если травма была, успешно вылечена, человек ходит – это еще не повод перестать наблюдать за ним. Люди, перенесшие в детстве травмы позвоночника, в большей мере подвержены риску нарушения осанки .

Причина нарушения осанки №3 – рахит

В результате перенесенного в детстве рахита у человека могут развиться деформации скелета, которые сохранятся и во взрослом возрасте. Это изменение формы грудной клетки, костей ног и нарушение осанки .

Причина нарушения осанки №4 – полиомиелит

После перенесения полиомиелита у многих поражаются мышцы туловища и появляется
паралитический сколиоз.

Причина нарушения осанки №5 – плоскостопие

Недаром врачи-ортопеды, осматривая совсем крошечных малышей, обращают внимание на правильность формы стопы. Плоскостопие – одна из причин , которые приводят к нарушению осанки . Если форма ног плоская, то это снижает их опорные функции и приводит к изменению положений таза. В таком положении появляются боли в спине, дети быстро устают и стремятся занять хоть и неудобную подчас, но сидячую позу. Все это вместе и приводит к нарушениям осанки .

Причина нарушения осанки №6 – плохое зрение

Если у человека врожденные ноги разной длины, проблемы со зрением (косоглазие или близорукость), то нарушений осанки в таких случаях бывает избежать очень сложно. Человек, который плохо видит, будет сидеть в неправильной позе за столом и наклоняться все ниже. Чтобы этого избежать, нужно решать проблемы со зрением и строго контролировать, как ребенок соблюдает положенное расстояние от глаз до учебника – около 40 см.

Причина нарушения осанки № 7 – заболевания позвоночника

После перенесенного взрослыми радикулита, грыжи межпозвонковых дисков или остеохондроза вырабатывается болевой синдром. Человек выбирает для себя оптимальную позу, в которой спина не болит, и ходит так даже тогда, когда заболевание прошло. Это называется противоболевой сколиоз.

Причина нарушения осанки №8 – неправильная поза во время сидения за столом

Одной из распространенных причин нар ушения осанки является неправильная поза, в которую погружаются дети на уроках или во время выполнения уроков дома. Зачастую уставший школьник опирается поясницей о спинку стула, а верхнюю часть тела (грудь, плечи голову) подает вперед – горбится, одним словом. Вследствие такого вот неправильного, застывшего в одной позе пребывания и развивается сутулость. Если же человек привык опираться на руку, то в таком случае он провоцирует искривление осанки (сколиоз) . По санитарным нормам и правилам расстояние от глаз до поверхности стола должно быть 25-35 см для учеников младших классов и 30-45 см – для взрослых.

Причина нарушения осанки №9 – неправильная поза во сне

Причина нарушения осанки №10 – неравномерные нагрузки

Причина нарушения осанки № 11 – неправильная поза во время работы

Эта причина нарушения оса нки в большей степени касается представителей сидячих профессий: таких, как швеи, секретари, операторы и музыканты. Поэтому правильно сидеть нужно не только за письменным столом, но и у станка, и у швейной машинки. В таком случае важно избегать асимметричных нагрузок. Постоянно скрюченная поза, в которой носильщики таскают грузы, тоже не проходит бесследно.

Причина нарушения осанки № 12 – неправильная мебель

Ортопедические матрасы и кресла призваны предотвратить воздействие на позвоночник неправильной мебели. Чтобы у ребенка в школе не появились нарушения осанки , причинами которого стали несоответствующие размеры парт и стульев, проследите за этим сами.

Существуют нормы, по которым детям должна подбирать соответствующая их росту мебель. Парты маркируют разными цветами в зависимости от их предназначения. Так, при росте ребенка 1 м – 1 м 150 см парта должна иметь оранжевую маркировку, что будет означать, что высота ее крышки – 46 см, а сидения – 26 см. Для роста 1 м 150 м – 1 м 300 см положена парта, маркированная фиолетовым. Такой цвет будет свидетельством того, что крышка парты удалена от пола на 52 см, а сидение – на 30 см. Запомните, что для детей ростом 1 м 30 см – 1 м 45 см положена парта с желтой маркировкой (крышка – 58 см от пола, сидение – 34), для детей, рост которых 1 м 45 см – 1 м 60 см – с красной (соответственно - 64см/38 см), для детей 1 м 60 см - 1 м 75 см – зеленой (70 см/42 см), а для тех, чей рост выше 1 м 75 см – голубой (76 см/46 см). Требования по соответствию высоты письменного стола и стульев возрастным особенностям ребенка должны соблюдаться и дома.

При выборе дивана обратите внимание, на какой высоте от пола находится место для сидения. Если диван слишком низкий, сидящий на нем вынужден будет сгибать ноги, и все давление будет приходиться на область поясницы. Если просиживать в такой позе слишком много времени, это может привести к нарушению осанки , когда плечи и живот выпячены, а грудь вдавлена.

Хорошо помогает выработке навыков сидеть и ходить прямо, держать красивую осанку Танцующий Стул. Эта новая разработка российских специалистов может стать хорошей профилактикой искривления позвоночника и устранить такую причину нарушения о санки , как неправильная поза при сидении. С Танцующим Стулом все сидят только правильно и с максимальной пользой для здоровья.

Причина нарушения осанки №13 – раннее усаживание младенца

По нормам позвоночник малыша к 5-6 месяцам уже сформирован настолько, чтобы удержать тело. Поэтому садить ребенка раньше никак нельзя. Это может привести к вытягиванию поясничного отдела, что позже повлечет нарушение осанки .

Причина нарушения осанки №14 – привычки

Привычка ходить и сидеть, сгорбившись, в результате приводит к нарушениям осанки как у детей, так и у взрослых.

Причина нарушения осанки №15 – плохая физическая форма

У человека, ведущего сидячий образ жизни, малоподвижного, мышцы спины и пресса атрофируются, становятся слабыми. Поэтому держать правильную осанку и следить за положением своего тела становится все сложнее. Выход – дополнительные физические нагрузки. Благодаря спорту и танцам мышцы подтянутся, окрепнут и смогут обеспечивать правильное расположение тела.

Причина нарушения осанки №16 – недостаточное питание

Причиной нарушения осанки может стать и несбалансированное питание человека. Если в организм не будут поступать необходимые для его жизнедеятельности вещества, то это, ко всему прочему, может привести и к нарушению осанки . Недостаток кальция, к примеру, скажется на развитии костей и связок, а это станет причиной неправильного развития позвоночника.

Причина нарушения осанки №17 – тесная одежда

Если кофточка окажется мала, ребенок будет вынужден принимать более удобную и не всегда приемлемую для правильной осанки позу. Поэтому следите, чтобы одежда у детей соответствовала их размеру.

Причина нарушения осанки №18 – неправильно организованный распорядок дня

Во время уроков дети должны заниматься разными видами деятельности по 7-10 минут. При этом важно проводить физкультминутки несколько раз за урок. После уроков детям нужно дать порезвиться, побегать, позаниматься спортом, а только после этого приступать к выполнению домашнего задания. Да и сам процесс приготовления уроков нужно разбавить физической активностью. Пусть это будет работа по дому или посещение секций.

Профилактика нарушений осанки.

Методы борьбы с нарушениями осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный метод воздействия на организм, включающий продуманную и всестороннюю систему мер.

Чтобы избежать патологических изменений опорно-двигательного аппарата у ребенка, необходимо позаботится о том, чтобы он правильно развивался с самого раннего детства. Позвоночник младенца легко деформируется, что впоследствии может привести к различным его искривлениям.

Чтобы этого избежать, необходимо организовать для ребенка правильную постель. Матрац должен быть жестким, а подушка плоской и тоже не слишком мягкой. Мягкая постель принимает форму тела, и спина становится округлой. Нельзя укладывать грудного ребенка спать только на спину - это вредно для его позвоночника. Чтобы неокрепшие кости не деформировались, младенца надо класть попеременно то на правый, то на левый бок. Время от времени можно укладывать его на живот, убирая при этом подушку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.