Проект правильная осанка в детском саду

Тип проекта – информационный, игровой.

Срок реализации - краткосрочный (01-29 ноября 2019 года)

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Цель проекта: формирование у детей представлений о правильной осанке.

Задачи проекта:

• поддерживать интерес у детей к своему здоровью;

• формировать у детей представление о роли позвоночника и правильной осанки;

• формировать представления о влиянии продуктов питания на здоровье человека;

• развивать умение выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы скелета;

• формировать у детей основные правила по профилактике нарушений осанки.

• воспитывать желание вести активный образ жизни.

(для педагогов):

• формировать у педагогов интерес по профилактике нарушения осанки;

• повышать уровень компетентности педагогов, используя различные формы работы с детьми и родителями;

(для родителей):

• активизировать знания родителей об осанке и причинах её нарушения;

• формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами;

• формирование начальных представлений о правильной осанке;

• дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина, о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).

• сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;

• приобщение к здоровому образу жизни.

(для педагогов)

• установление партнерских отношений с семьями детей группы;

• создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие и укрепление здоровья детей.

(для родителей)

• использование разнообразных форм взаимодействия с родителями

с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и

сохранения здоровья детей.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это главное желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная осанка – залог здоровья. В формировании ровной осанки главенствующую роль выполняет позвоночник – связующий элемент скелета человека. Позвоночник человека несёт на себе важнейшую миссию – содействие правильному размещению внутренних органов и их рациональному взаимодействию.

При неправильной осанке страдает ваш внешний вид, нарушается походка, выпячивается живот и впадает грудь.

Кроме того, красивая правильная осанка необходима каждому не только из-за своего эстетического значения. Поскольку осанка влияет на здоровое функционирование всего организма в целом. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность внутренних органов. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость, изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Правильная осанка – это способность поддерживать спину прямо в непринужденном состоянии. Если поддержка прямой спины сопровождается дополнительными усилиями или напряжением в позвоночном отделе, то скорее всего можно говорить о нарушении осанки (или сутулости).

Осанка считается нормальной, если голова занимает строго вертикальное положение. Подбородок слегка приподнят, козелки ушей и нижние края глазниц находятся на одном уровне. Линия надплечий расположена горизонтально, живот подтянут, лопатки прижаты, грудная клетка приподнята.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

В связи с этим возрастает значение организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

• Проведение анкетирования с родителями.

• Подбор информации, иллюстраций, дидактических игр

• Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр,

Формы и методы организации совместной деятельности:

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

• Составление рассказа о красивой осанке.

Чтение худ. литературы

Исследовательская (экспериментирование)

• Дыхательная гимнастика (картотека)

• Утренняя гимнастика (картотека)

• Гимнастика после сна (картотека)

Полученный результат реализации проекта:

• В результате работы проекта дети узнали о полезных и вредных продуктах которые влияют на формирование осанки.

• У детей появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.

• Дети с удовольствием выполняют все комплексы утренней и бодрящей гимнастики.

• Проявляют большой интерес и охотно используют тренажеры изготовленные родителями.

• У детей значительно повысился интерес к двигательной активности (бегают, прыгают, играют с мячом, играют в подвижные игры).

• У родителей расширились знания о формировании правильной осанки у детей.

• Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, направленных на формирование правильной осанки и здорового образа жизни у детей. Также родители стали замечать, что дети дают рекомендации как правильно сидеть за столом, держать спину при ходьбе.

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.


Представляю Вашему вниманию проект по теме: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста". Проектная деятельность проводилась в условиях ДОУ с детьми подготовительной группы. Среди материалов представлены: подборка подвижных игр, на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста; консультация для родителей; анкета для опроса родителей; а также полезная информация о причинах и признаках неправильной осанки у детей. Надеюсь, что мой опыт работы будет полезен при работе с детьми дошкольного возраста!

Скачать:

ВложениеРазмер
5 правил правильной осанки 19.33 КБ
Анкета для опроса родителей 16.22 КБ
Консультация для родителей 16.74 КБ
Подвижные игры на формирование правильной осанки у детей 43.02 КБ
Признаки неправильной осанки у детей 26.6 КБ
Причины неправильной осанки у детей 16 КБ

Предварительный просмотр:

Пять шагов правильной осанки .

Памятка для родителей !

Правильная осанка у детей формируется , в первую очередь , под влиянием родителей . Именно от их усилий зависит , будет ли у их чада правильная осанка или нет . Нужно понимать , что правильная осанка у детей не возникает сама по себе , это результат постоянного контроля и заботы со стороны родителей и педагогов.

Первый шаг. Чтобы оценить свою осанку и понять – правильная ли она, Вы можете сделать простейший тест: встаньте к стене спиной, касаясь ее лопатками и пятками. Если у Вас правильная осанка, стены будут также касаться затылок, ягодицы, икры. Правильная осанка - это свободное, непринужденное и прямое положение головы и корпуса, живот подтянут, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены, отведены назад.

Второй шаг . Важным средством профилактики является сон на жесткой кровати . На кровати проводим треть жизни , важно чтобы во время сна организм полностью восстанавливался . Матрас на кровати должен быть не мягким и не проваливаться полностью под весом ребенка . Нужно , чтобы он прогибался ровно настолько , чтобы повторить естественные изгибы позвоночника . Проконсультируйтесь со специалистом и выберите для ребенка ортопедический матрас . Если нарушения осанки уже есть , то рекомендуется некоторое время поспать на досках , застеленных одеялом , тканью . Во время ночного сна позвоночник будет находиться в ровном положении , и на утро ребенок выполнит физические упражнения ( приведет в движение различные группы мышц своего тела ), чтобы привести позвоночник в нормальное состояние .

Шаг четвертый . Ребенку нужна Ваша помощь, а именно наблюдайте , как ребенок стоит , сидит , двигается . Помогите без назиданий сформировать привычку правильно сидеть и двигаться , а если серьезно управлять биомеханикой своего тела . Ребенку не надо тянуться за вещью рукой , вещь должна лежать под рукой . Покажите ребенку , как можно разместить удобно вещи и это будет не только полезным фактором для здоровья , но тем самым вы избежите трудного воспитательного процесса по наведению порядка в школе , дома . Если не правильно сидит , проверьте положение позвоночника и зрение ребенка , возможно , он плохо видит . Правильную осанку формирует не столько сам позвоночник , сколько мышцы корпуса тела , поскольку именно мышцы помогают удерживать тело в вертикальном положении , развивайте мышцы тела физическими упражнениями . Ребенку лучше бегать , чем сидеть у компьютера .

Шаг пятый . Встань ровно ! Этот девиз ребенок слышит дома и в различных детских учреждениях . Вообще , ребенку лучше не стоять , а двигаться , уважаемые родители . В движении работают различные группы мышц тела ребенка и тем самым меньше устают. Если стоять , то стоять нужно правильно как ребенку , так и взрослому человеку . Стоять целесообразно таким образом , чтобы проекция центра масс тела проходила через середину площади опоры . Это не будет сверхсложной задачей с вашей стороны , но поможет развить правильного положения позвоночника у вашего ребенка и в будущем убережет от многих проблем со здоровьем уже в зрелом возрасте .

Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
" КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ "

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ !

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формирование осанки у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Отчего может нарушиться осанка? Вот некоторые из многих причин:

  1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
  1. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
  2. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.

Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).

О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы - это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.

Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна - на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы - разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом - это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Что значит стоять для дошкольника?

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

ПОМНИТЕ! Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушения осанки?

Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение.

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара - великолепное пособие для этого.

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т.д.).

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 253

Советского района г.Казани

Пояснительная записка

Хорошее здоровье – главное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, фундамент его дальнейшего благополучия. В связи с этим среди основных задач современного общества можно назвать сохранение и укрепление здоровья детей, полноценное развитие их организма. Особо хотелось бы остановиться на необходимости профилактики заболеваний и коррекции ОДА.

Привитие ребенку стремления к красивой осанке должно стать элементом культуры. На сегодняшний день по данным разных исследований в крупных российских городах количество детей дошкольного возраста с нарушениями осанки составляет 50-60 %, основная причина столь плачевной ситуации – недостаток двигательной активности.

Осуществляя мониторинг здоровья детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили что, 35% имеют нарушения осанки: отстающие лопатки (8%), асимметрию надплечий (10%), сутуловатость (11%), плоскую спину (1%), кифотическую осанку (5%). На основании полученных данных возникла необходимость в создании и осуществлении проекта по формированию правильной осанки.

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на решение актуальной проблемы.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по нашей теме.

Цель проекта: Создание оптимальных условий для организации оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию правильной осанки и профилактики ее нарушений.

Задачи проекта:

- формировать у детей предпосылки ЗОЖ и потребность в разнообразной самостоятельной двигательной деятельности;

- формировать разумное и бережное отношение к своему организму;

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

- организовать взаимодействие с родителями по формированию

Направления работы:

1.Формирование здоровья детей средствами физического воспитания;

2. Партнерское взаимодействие детского сада и семьи по данной проблеме.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, медицинские работники, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течение 2 лет (в старшей и подготовительной к школе группах).

Сроки реализации:

Проект реализуется в 3 этапа:

На информационно-аналитическом этапе были проведены:

Определение исходных оценок состояния осанки детей с участием медицинских работников;

Информирование родителей о физическом развитии детей

Анкетирование родителей для определения отношения к физическому воспитанию в семье и детском саду;

Разработка системы оздоровительно-профилактической работы по формированию правильной осанки.

На первом этапе совместно с медсестрой мы просмотрели лист здоровья детей старшей группы, сравнили с таблицей антропометрических показателей и выяснили что, 35% детей имеют нарушения осанки: отстающие лопатки (8%), асимметрию надплечий (10%), сутуловатость (11%), плоскую спину (1%), кифотическую осанку (5%).

Степень правильной осанки и ее исправления под влиянием физических упражнений определяется при помощи плечевого индекса:

ширина плеч (см) х 100% - измеряется сантиметровой лентой

плечевая дуга (см) - измеряется сзади и равна расстоянию по дуге

Оценка плечевого индекса: до 89, 9% и ниже - сутулость, от 90-100% -нормальная осанка.

На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:

Подбор и анализ психолого-педагогической литературы с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста;

Разработка перспективного плана образовательной деятельности по формированию правильной осанки у старшего дошкольного возраста;

Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и начале учебного года в подготовительной к школе группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:

1. Проведение циклов специальных физкультурных занятий;

2. Комплексы оздоровительной утренней гимнастики;

3.Включение корригирующих упражнений в физкультминутки, гимнастику после сна;

4.Обогащение двигательной среды развития;

5.Дополнительные занятия корригирующей гимнастикой с детьми, у которых выявлены нарушения осанки;

6.Циклы физкультурно - валеологических занятий;

7.Организация совместных физкультурных праздников и досугов для родителей, занятия в семейном клубе, консультации для родителей, использование наглядной пропаганды;

Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:

повторная оценка состояния осанки детей старших групп;

Информирование родителей о физическом развитии детей;

В итоге работы над проектом мы получили следующие результаты:

Улучшение состояния осанки у детей с нефиксированными нарушениями ОДА. В течение учебного года прослеживались серьезные изменения в строении позвонков, так в начале проекта 35% детей имели нарушения осанки, в конце проделанной работы отклонения от нормы имели всего 17, 5% ;

Отсутствие ухудшений состояния осанки у детей со статическими деформациями. Так же снизился показатель пропущенных дней в детском саду, снизилась заболеваемость на 35%, а также перемена группы здоровья на более высокую ;

Повышение уровня сформированности предпосылок здорового образа жизни у детей;

Повышение информированности родителей в вопросах физического воспитания, активизация их позиции в оздоровлении детей, установление доверительных отношений между сотрудниками детского сада и их семьями.

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность , ФГОС , старший дошкольный возраст , ЗОЖ , формирование правильной осанки , опорно-двигательный аппарат

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать физическое развитие личности, которое включает в себя приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обоих рук [1].

При правильном формировании опорно-двигательного аппарата формируется правильная осанка. Осанка — это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены [3].

Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет нашей жизни и наиболее ответственный период для формирования осанки у ребенка — с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами развиваются механизмы, регулирующие вертикальную позу.

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятиях, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течении всей жизни. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела[2].

Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку [5].

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины [4].

Исходя из вышеизложенного было решено провести в старшей группе Дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1987 проектную деятельность по формированию правильной осанки.

Целью проекта было закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения, внедрение профилактических мероприятий, направленные на формирование правильной осанки в условиях образовательного учреждения.

При реализации проекта стояли следующие задачи: формировать у детей навыки ухода за телом; дать детям основные представления о строении и функциях тела; систематически закреплять навык правильной осанки у детей; вызвать у детей интерес и желание выполнять статические позы и упражнения, направленные на улучшение осанки; осуществлять своевременную коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата; поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья; работу по формированию правильной осанки у детей проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Родителям дома следить за правильной осанкой детей, вместе заниматься спортом; воспитывать бережное отношение к своему организму.

В комплексы утренней гимнастики были включены упражнения на формирование правильной осанки, а в физкультурные занятия были включены фитбол-гимнастика и основы йоги.

После дневного сна проводился комплекс гимнастики пробуждения, затем осуществлялось хождение по различным массажным коврикам, предупреждающим развитие плоскостопия. Т.к. плоскостопие, одна из причин формирования неправильной осанки.

В ходе проведенной проектной деятельности детки усвоили, что правильная осанка - это наше здоровье и красота. У детей увеличились знания о строении и функциях своего тела, повысился интерес к сохранению своего здоровья и формированию правильной осанки.

Список использованной литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах, под ред. Е.А.Кудрявцева, Т.В.Гудилова. – М. Изд.Учитель, 2016.
  2. Анашкина Л.П., Рунова М.А. Повышение двигательной активности детей 5-7 лет на прогулке/ Дошкольное воспитание. – 1999.
  3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждение, преподавателей и студентов педвузов. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 2000.
  5. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 2006.

Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме. Перегружает позвоночник избыточный вес.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.

Общие методические рекомендации

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению. Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой. Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.

Ходьба

Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

  1. Поза горы

Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.

Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.

Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.

  1. Выпад вперед, руки вверх

Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.

  1. Выпад в сторону

Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.

  1. Растяжка спины

Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

  1. Поза треугольника

Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута. Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию. Выполнить упражнение в другую сторону.

Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.

Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.

Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.

Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.

Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Упражнения, выполняемые в положении лежа

Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.

Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги. Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.

Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.

Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.

Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.

Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.

Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.

  1. Поза для расслабления мышц лежа

Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут

Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.

Заключение

Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.