Проект по профилактике плоскостопия и нарушения осанки в доу


Скачать:

ВложениеРазмер
moy_proekt.docx 29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Идея проекта: Профилактика и предупреждение нарушения осанки и плоскостопия у детей.

Актуальность: Высокий показатель нарушения осанки и плоскостопия у детей 5-6,7 лет.

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % процентов детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются неуспевающими не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Осанка формируется в процессе роста ребенка. Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности: сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Плоскостопие так же является нарушением опорно-двигательного аппарата. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Появляется боль в стопе. Любое нарушение в развитии стопы отрицательно отражается на осанке ребенка. Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связачного аппарата стопы. В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и этот показатель постоянно увеличивается.

Из всего этого очевидно, что в условиях детского сада необходимо уделять большое внимание работе по профилактике нарушений опорно- двигательного аппарата.

Цель: Создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

Формировать у детей двигательные умения и навыки, направленные на укрепление мышц стоп , спины , живота.

Обогатить знания детей и родителей о профилактических мероприятиях плоскостопия и нарушений осанки.

Воспитывать желание быть здоровыми . Дать детям понятие о здоровой стопе, красивой осанке, познакомить с приемами укрепления.

Участники реализации проекта: дети в возрасте от 5 до 7 лет, воспитатели, родители, руководитель по физическому воспитанию, медицинская сестра.

Сроки реализации: Долгосрочный (сентябрь-май 2016-2017 учебный год).

Ожидаемый результат для педагога:

1. объединение усилий педагогов и родителей в формировании у детей знаний , умений и навыков на основе общности цели, задач и содержания проекта .

2. установление детско-родительких отношений посредством проведения профилактических мероприятий по плоскостопию и нарушению осанки.

Ожидаемые результаты для детей :

овладение детьми навыкам выполнения упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки Укрепление мышц голеностопного сустава, спины, живота у детей; снижение высокого показателя по нарушению осанки и плоскостопию.

Ожидаемые результаты для родителей:

1. повышение родительской компетенции по вопросам здоровьясбережения .

2.помощь в обогащении спортзала нестандартным оборудованием для профилактики плоскостопия .

  1. Подготовительный этап

1. Изучение литературы по теме проекта

2. Разработка перспективного плана работы.

2. Подбор спортивного инвентаря для работы

3. Подбор специальных упражнений и составление конспектов занятий, игр направленных на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

II. Основной этап.

Формы работы с родителями:

Итоги анкетирования показали, что

1.О проблеме плоскостопия у детей дошкольного возраста знают все родители-35

Не правильно сидит- 16

Слабая двигательная активность-8

Родители не следят за правильной позой ребёнка-7

3.Как вы думаете , что нужно делать для профилактики нарушения осанки? Ответили:

Зарядку, специальные упражнения, массаж- 15

Ограничить время которое ребёнок проводит за компьютером- 6

Следить за осанкой- 8

Правильное питание- 2

Не правильно подобранная обувь- 16

Избыточный вес- 4

Низкая двигательная активность- 3

5. Что нужно делать для профилактики плоскостопия у детей? Ответили:

Хождение по массажным коврикам- 1

Хождение босиком- 4

Ношение детьми специальной ортопедической обуви-8

Выполнять специальные упражнения, гимнастику- 8

Ношение детьми правильной обуви- 4

Родители и сотрудники детского сада-35

7. Что делаете дома для профилактики нарушения осанки? Ответили:

Физические упражнения- 10

Слежу за осанкой ребёнка- 14

Ребёнку подбираем правильную подушку для сна-1

Соблюдение временных рамок при просмотре мультфильмов за компьютером-1

8.Что делаете дома для профилактики плоскостопия?

Упражнения для стоп и массаж стоп-8

Покупаем ортопедическую обувь—3

Не знаю, что делать подскажите- 1

Покупаем правильную обувь- 3

Иногда ходим по специальному массажору- 1

9. Что хотели бы узнать о профилактике плоскостопия и нарушений осанки?

Какие упражнения можно выполнять в данном возрасте-6

Посмотреть занятия по профилактике в детском саду, узнать систематически ли они проводятся и на сколько квалифицированный специалист занимается с моим ребёнком- 1

Что и как нужно делать-1

Разные способы предупреждения-1

До какого возраста формируется-1

10.Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребёнка?

От случая к случаю- 12

Когда могу уделяю-2

Как заболеет, так и уделяем-1

Анализ результатов анкетирования показал, что проблема плоскостопия и нарушений осанки в нашем детском саду существует , родители недостаточно осведомлены, а значит тема актуальна и значима.

2. Родительское собрание +Мастер класс и консультация для педагогов( где обсуждались такие вопросы: Причины возникновения и профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей, ."Какая обувь нужна дошкольнику?", "Как предупредить нарушения осанки и плоскостопия?"; в игровой форме были показаны комплексы упражнений, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, такие упражнения: с массажным мячом для стоп, самомассаж стоп, упражнения на профилактику нарушения осанки, игры.) Также с помощью родителей были изготовлены массажные коврики.

Формы работы с детьми:

1. Проведение профилактических упражнений на укрепление мышц стопы, спины, живота. утренняя гимнастика с использованием массажных мячей, гимнастических палок, массажных дорожек, шишек. Также бодрящая гимнастика после дневного сна и подвижные игры на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

2 .Контроль за формированием осанки в течение дня.

5. Проведение НОД по физической культуре по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

на педагогическом совете Заведующий МБДОУ

Протокол №3 / /Карпова А.В.

Разработала инструктор по физкультуре I кв. категории,

Оксана Александровна Шишкова

Актуальность

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших задач нашего времени. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактами. На здоровье детей влияют как благоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, такие как:

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- образ жизни, который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья;

- отклонения в опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки, плоскостопие).

Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации о бразования, так как от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки ЗОЖ в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формирование стремления к ЗОЖ.

у детей есть нарушения осанки и плоскостопия, которые препятствуют полноценному физическому и психическому развитию детей.

Эффективным путем решения данной проблемы, по моему убеждению, должна стать целенаправленная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников

профилактика нарушения осанки и плоскостопия, формирование правильной осанки, содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, а также формирование мотивации к здоровому образу жизни, направленные на укрепление здоровья детей.

1.Укрепление силы мышц спины, груди, связочно-мышечного аппарата голени и свода стопы.

2.Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

3.Укрепление мышечного корсета позвоночника, способность удерживать позвоночник в правильном положении.

4.Предупреждение осложнений, связанных с длительным однообразным положением. 5.Повышение уровня функционирования сердечно сосудистой и дыхательной системы организма.

6.Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка.

7. Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;

1. Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий и в сочетании;

2. Развивать физические качества, накопление и обогащение двигательного опыта;

3. Развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;

4. Обеспечивать осознанное овладение движениями;

1.Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни.

2.Воспитание навыка правильной осанки.

3.Воспитание навыка правильной ходьбы (не разводя носков).

4.Воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленности, выдержки, силы воли.

5. Воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями и развитие желания физического самосовершенствования.

Участники проекта : воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому развитию, старшая медсестра.

Тип проекта

По доминирующей в проектной деятельности: оздоровительный, игровой;

По времени проведения: длительный.

Дети старшей и подготовительной группы

Основные формы реализации

Работа с родителями;

Оснащение предметно-пространственной среды оборудованием для реализации проекта.

Основная часть

1 этап - подготовительный .

Задачи

Определение проблемы, цели, задач и проблемы.

Содержание работы

Подобрать методическую литературу, комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирование правильной осанки;

Подобрать физкультурное оборудование;

Подобрать музыкальные произведения;

Составить план мероприятий по работе с родителями.

Изготовить картотеку игр и упражнений на формирование правильной осанки и профилактике плоскостопия.

2 этап – основной .

Задачи

Вызвать у детей эмоционально положительное отношение и устойчивый интерес к оздоровительным занятиям.

Установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома.

Развивать у детей координационные способности, функции равновесия, мелкую моторику.

Формировать навыки правильной осанки, правильной постановки стопы, дыхания.

Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений.

Формировать культуру выполнения физических упражнений.

Воспитывать волевые качества, внимание, самоконтроль, ответственность.

Содержание работы с детьми

Основные виды движений (разные виды ходьбы, прыжки, ползание, лазание, оздоровительный бег, упражнения на равновесие).

Основные виды физических упражнений (упражнения на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, упражнения для развития и укрепления мышечного тонуса, п/игры, упражнения на укрепление мышц стопы, ОРУ, самомассаж, упражнения на релаксацию).

Содержание работы с родителями

Совместные занятия коррегирующей гимнастикой с детьми.

Участие в создании развивающей среды.

3 этап – итоговый .

Задачи

Подвести итоги реализации проекта.

Сделать анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов.

Обобщение результатов работы, формулировка вывода.

Содержание работы

Открытое занятие для родителей и педагогов с показом детьми различных методов профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.

Заключительная часть

Прогнозируемые риски

У детей есть нарушения осанки и сводов стопы;

Недостаточное владение родителями методами и приемами коррекции нарушений по укреплению опорно-двигательного аппарата может снизить интерес дошкольников к данному виду деятельности.

Ожидаемые результаты

Созданы благоприятные условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки и плоскостопия.

Дети с удовольствием выполняют физические упражнения, участвуют во всех видах деятельности.

У детей сформированы поведенческие навыки к ЗОЖ.

У детей воспитан устойчивый интерес к занятиям физкультурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Сформированы умения и навыки правильного выполнения движения.

Развиты координационные способности, функции равновесия, мелкая моторика.

Родители понимают важность проблемы (у детей есть нарушения осанки и плоскостопия, которые препятствуют полноценному физическому и психическому здоровью детей).

Требования к уровню подготовки занимающихся к концу года:

Личностные качества: Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие, настойчивость, двигательная память, воображение. Если ребенок занимается больше года, то соответственно совершенствует все эти качества, навыки и умения. Диагностика мышечной выносливости фиксируется в таблице.

Вывод : значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, профилактикой и коррекцией опорно-двигательного аппарата на ранних стадиях развития – создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.

Список литературы

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: Линка – Пресс, 1993г.

Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005г.

Подольская Е.И. профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников.-Скрипторий 2003г

Выберите книгу со скидкой:


Йога на каждый день

350 руб. 239.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


350 руб. 33.00 руб.


Виды спорта (обучающие карточки)

350 руб. 107.00 руб.


Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

350 руб. 520.00 руб.


Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.


Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

350 руб. 247.00 руб.


Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

350 руб. 590.00 руб.


Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

350 руб. 910.00 руб.


350 руб. 233.00 руб.


Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

350 руб. 640.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Актуальность

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших задач нашего времени. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактами. На здоровье детей влияют как благоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, такие как:

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- образ жизни, который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья;

- отклонения в опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки, плоскостопие).

Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, так как от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки ЗОЖ в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формирование стремления к ЗОЖ.

Проблема

у детей есть нарушения осанки и плоскостопия, которые препятствуют полноценному физическому и психическому развитию детей.

Эффективным путем решения данной проблемы, по моему убеждению, должна стать целенаправленная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников

Цель

профилактика нарушения осанки и плоскостопия, формирование правильной осанки, содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, а также формирование мотивации к здоровому образу жизни, направленные на укрепление здоровья детей.

Задачи

1.Укрепление силы мышц спины, груди, связочно-мышечного аппарата голени и свода стопы.

2.Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

3.Укрепление мышечного корсета позвоночника, способность удерживать позвоночник в правильном положении.

4.Предупреждение осложнений, связанных с длительным однообразным положением. 5.Повышение уровня функционирования сердечно сосудистой и дыхательной системы организма.

6.Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка.

7. Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;

1. Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий и в сочетании;

2. Развивать физические качества, накопление и обогащение двигательного опыта;

3. Развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;

4. Обеспечивать осознанное овладение движениями;

1.Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни.

2.Воспитание навыка правильной осанки.

3.Воспитание навыка правильной ходьбы (не разводя носков).

4.Воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленности, выдержки, силы воли.

5. Воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями и развитие желания физического самосовершенствования.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому развитию, старшая медсестра.

Тип проекта

По доминирующей в проектной деятельности: оздоровительный, игровой;

По времени проведения: длительный.

Масштаб

Дети старшей и подготовительной группы

Основные формы реализации

Работа с родителями;

Оснащение предметно-пространственной среды оборудованием для реализации проекта.

  • 1 этап - подготовительный.
  • 2 этап – основной.
  • 3 этап – итоговый.

Задачи

Содержание работы

Задачи

  • Формировать навыки правильной осанки, правильной постановки стопы, дыхания.
  • Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений.
  • Формировать культуру выполнения физических упражнений.
  • Воспитывать волевые качества, внимание, самоконтроль, ответственность.

Содержание работы с детьми

  • Основные виды движений (разные виды ходьбы, прыжки, ползание, лазание, оздоровительный бег, упражнения на равновесие).
  • Основные виды физических упражнений (упражнения на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, упражнения для развития и укрепления мышечного тонуса, п/игры, упражнения на укрепление мышц стопы, ОРУ, самомассаж, упражнения на релаксацию).

Содержание работы с родителями

Задачи

  • Подвести итоги реализации проекта.
  • Сделать анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов.
Обобщение результатов работы, формулировка вывод

Ольга Сафронова
Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия

Проект физкультурно-оздоровительной работы

по профилактике и предупреждению нарушения осанки и

плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

Идея проекта: Профилактика и предупреждение нарушения осанки и плоскостопия у детей.

Актуальность: Высокий показатель нарушения осанки и плоскостопия у детей 5-6 лет.

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % процентов детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются неуспевающими не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Осанка формируется в процессе роста ребенка. Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности: сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Плоскостопие так же является нарушением опорно-двигательного аппарата. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Появляется боль в стопе. Любое нарушение в развитии споты отрицательно отражается на осанке ребенка. Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связачного аппарата стопы. В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и этот показатель постоянно увеличивается.

Из всего этого очевидно, что в условиях детского сада необходимо уделять большое внимание работе по профилактике нарушений опорно- двигательного аппарата.

Цель: Создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

Задачи:

1. Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

2. Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения плоскостопия и нарушения осанки, приемами укрепления мышц голеностопного сустава, спины, живота.

3. Дать детям понятие о здоровой стопе, красивой осанке, познакомить с приемами укрепления.

4. Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей, способствующих профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

5. Комплексно подходить к вопросу профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Участники реализации проекта: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, врач-ортопед, врач-педиатр, медицинская сестра.

Сроки реализации: Долгосрочный (сентябрь-май 2012-2013 учебный год).

Ожидаемый результат: Укрепление мышц голеностопного сустава, спины, живота у детей; снижение высокого показателя по нарушению осанки и плоскостопию.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап:

Формы работы:

1. Изучение плантограмм.

2. Осмотр детей врачом-ортопедом.

3. Составление списков детей с нарушением осанки и плоскостопия.

4. Разработка перспективного плана работы.

5. Подбор спортивного инвентаря для работы.

Содержание работы.

1. Выявить уровень развития стопы у детей старшего дошкольного возраста.

2. Контроль за формированием осанки.

3. Формирование групп.

4. Подбор упражнений и составление конспектов занятий, направленных на профилактику и предупреждение плоскостопия и нарушения осанки.

5. Изготовление нестандартного оборудования.

Участники реализации проекта:

Врач-педиатр, дети 5-6 лет, воспитатели, медицинская сестра,инструктор по физическому воспитанию.

Сроки выполнения: Сентябрь-октябрь.

II. Основной этап.

1. Гимнастика (утренняя, бодрящая после дневного сна).

2. Общее родительское собрание.

3. Домашнее задание для родителей.

4. Занятия по валеологическому воспитанию.

5. Физкультурно-валеологические праздники.

6. Родительский уголок (наглядная информация для родителей)

8. Кружок "Топтыжка"

9. Кружок "Грация"

Содержание работы

1. Проведение профилактических упражнений на укрепление мышц стопы, спины, живота.

2. Причины возникновения и профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей.

3. Изготовление тактильных ковриков.

4. Дать представление об опорно-двигательном аппарате, причинах возникновения нарушения осанки и стопы.

5. Знакомство с понятием "здоровая стопа", "красивая осанка"; формирование правильной осанки.

6."Какая обувь нужна дошкольнику?", "Как предупредить нарушения осанки?"; Комплексы упражнений, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата.

7. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки у детей.

8. Дополнительные занятия по профилактике плоскостопия.

9. Дополнительные занятия по профилактике нарушения осанки.

Участники реализации проекта:

дети 5-6 лет, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, врач-педиатр.

Сроки выполнения:

4. Один раз в месяц.

5. Один раз в квартал.

6. В течении года. 7. В течении года.

III. Заключительный этап.

Формы работы:

1. Анализ плантограмм детей, занимавшихся в кружках дополнительного образования в течении учебного года.

2. Осмотр врачом-ортопедом.

3. Педагогический совет.

Содержание работы:

1. Выявить уровень развития стопы.

2. Контроль за формированием осанки.

3. Анализ системы организации профилактических мероприятий.

Участники реализации проекта:

Врач-ортопед, дети 5-6 лет, воспитатели, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию.

Сроки реализации:

Риски:

1. Невозможность 100-процентного охвата детей врачом-ортопедом в начале учебного года.

2. Нерегулярное посещение детьми детского сада.

Данные факты не способствуют достижению поставленной цели проекта.

Меры, принимаемые по устранению рисков:

- Направление к врачу-ортопеду необследованных детей в сентябре-октябре по объективным причинам.

- Закаливание часто болеющих детей (воздушное, бассейн, босохождение);

- Проведение подвижных игр, утренних гимнастик в теплое время года на свежем воздухе;

- Ходьба на лыжах в зимнее время.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Согласно данным статистики, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются в числе отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. И в основном это нарушения, которые могут появляться у детей раннего возраста: в 2 года = 2%, в 4 года = 7%, в 7 лет – каждый третий, а у школьников – 70%. 1-е место среди нарушений занимает патология костно-мышечной системы, 2-е – патология органов дыхания, 3-е – патология органа зрения.

Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора или компьютера), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, вследствие чего и могут возникать различные нарушения осанки, плоскостопие, а также задержка возрастного развития и развития физических качеств.

Понятие об осанке связано с нормальной функцией позвоночника.

Что такое осанка?

Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная наследственными моментами, зависящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата и выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Формируется осанка с раннего детства в процессе роста ребенка, зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата. Осанка может изменяться в зависимости от условий быта, занятий. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые.

В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Они делятся на врожденные и приобретенные. Последние возникают в результате травм, инфекций, интоксикаций, поражений центральной нервной системы.

Дефекты осанки приводят к нарушению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях дыхательного, костно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются крыловидные лопатки, сведенные вперед плечи, асимметрия плечевого пояса и сутулость.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, о чем говорилось выше, а также создает условия для нормального дыхания через нос. Это способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной физической нагрузке , например, в беге и прыжках.

Так как в дошкольном возрасте осанка полностью не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста. В этой связи главная задача взрослых – предупредить у ребенка такое серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, как сколиоз.

Конечно, очень многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от своих родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно стоять, сидеть и ходить, а также вынужденные неудобные позы при чтении, рисовании и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Но основной причиной дефектов осанки является привычные порочные положения тела при сидении и стоянии.

Борьбу с неправильной осанкой надо рассматривать как общее оздоровление организма.

В этой связи необходимо особое внимание уделять подбору детской мебели. Стол, стулья и домашняя мебель должны соответствовать росту ребенка, так как низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх. Нужно избегать поз, при которых тело ребенка наклонено в сторону, он сидит на одной ноге или при свободно свисающей руке.

Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше, так как исправление дефектов осанки всегда дело более трудное, чем их предупреждение.

После занятий, носящих статический характер (рисование, лепка и др), полезно проводить упражнения с элементами аутотренинга, которые помогают сконцентрировать внимание ребенка на выработке стереотипа правильной осанки, то есть, в конце каждого занятия дети расслабляют мышцы туловища, лежа на спине и выполняя упражнения на релаксацию (под контролем воспитателя или родителей).

В утреннюю гимнастику и физкультурные минутки рекомендуется постоянно включать упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Необходимо следить за тем, чтобы во время занятий у детей оба локтя лежали на столе.

Наряду с нарушением осанки у дошкольников часто диагностируется плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклона пятки внутрь.

Стопа – это фундамент, опора нашего тела и любое нарушение ее развития может негативно отразиться на осанке ребенка.

Детская стопа по сравнению со взрослой более короткая, широкая и в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп более мягкие и эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы, которые играют важную роль в формировании свода, относительно слабые. Суставы более подвижные, а связки менее прочны по сравнению со взрослой стопой. Объем движений детской стопы больше, поэтому она менее приспособлена к статическим нагрузкам. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и опущению сводов стоп. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится на стадии интенсивного развития, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений, а изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и влияет на положение позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп крайне неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для занятий спортом.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеет создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени, а так же оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (это ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для правильного формирования свода стопы).

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп является гигиена и подбор обуви, воспитателям и родителям нужно обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на физических занятиях. Детская обувь должна иметь закрытую пятку, достаточно гибкую подошву, широкий носок, кроме этого обязательно наличие небольшого каблучка (2см) и ремешка. Недопустимо ношение детьми различных шлепанцев, обуви китайского производства, не прошедших стандартизацию, чешек вне физкультурных занятий, а также тесной и не подходящей по размеру обуви. Категорически запрещается ношение обуви со стоптанными задниками.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней гимнастики, а также зарядки после сна, детям полезно заниматься босиком (при соответствующем t ° режиме). Температура пола должна быть не ниже +18°. Наряду с этим рекомендуется применение специальных закаливающих процедур для стоп, что способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активнее точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия. Но основное и самое верное средство – это специальная гимнастика, укрепляющая своды стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стоп.

Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.