Применение лфк и массажа при различных нарушениях осанки

Осанка – привычная непринужденная поза человека, формируется с рождения, определяется симметричным положением туловища и конечностей относительно вертикальной оси позвоночника и углом наклона таза.

Факторами рискадля формирования дефектов осанки являются мягкая постель, сон на высокой подушке, гиподинамия, частые заболевания, требующие постельного режима, нерациональное питание, несоответствующая росту и возрасту мебель в классе и дома, недостаточное освещение, нарушения зрения, ношение тяжестей преимущественно на одной стороне туловища или в одной руке, неодинаковая длина конечностей и другие аналогичные факторы.

Правильная осанкаобеспечивается крепким мышечным корсетом (мышцы шеи, верхнего плечевого пояса, спины, грудной клетки, живота, таза). При правильной осанке голова находится строго по вертикальной линии в фас и в профиль, подбородок приподнят, плечи развернуты, надплечья на одной горизонтали, лопатки прижаты, треугольники талии симметричны, ягодичные складки на одной горизонтали. При такой осанке правильно расположены и функционируют внутренние органы.

Нарушения осанкимогут быть в сагиттальной (боковой) и фронтальной плоскостях.

• К первой группе относятся дефекты осанки с увеличением или уменьшением естественных изгибов (кифоз, лордоз) позвоночника (сутулость, круглая спина, кругло-вогнутая спина, плоская спина).

• Ко второй относится асимметричная осанка (появление неестественных изгибов).

При всех разновидностях нарушений осанки изменяется топография внутренних органов и развивается их дисфункция, что приводит к формированию заболеваний. Кроме того, увеличивается возможность травмирования ЦНС и тканей опорно-двигательного аппарата, нарушаются условия для нормального течения беременности и родов, учащаются их осложнения. Зачастую нарушения осанки сочетаются с плоскостопием, с патологией зубочелюстного аппарата.

Коррекция осанки проводится с помощью ЛФК и массажа.

ЛФК решает задачи:

• полная коррекция или уменьшение деформации;

• активизация обмена веществ всех тканей организма; предупреждение возможных осложнений.

Формы ЛФК:лечебная гимнастика, массаж, пассивная коррекция, лечебное плавание.

Особенности методики ЛФК и массажа.Коррекция осанки должна продолжаться длительное время, сочетая занятия в поликлинике (не менее 3 раз в неделю) с самостоятельными занятиями (в остальные дни недели). Занятия могут проводиться в группе (10–12 человек) в течение 35–40 мин и самостоятельно.

ЛФК должна проводиться в два этапа : подготовительный и основной. В подготовительном периоде формируется представление о правильной осанке, в основном формируется осанка. ЛФК необходимо выполнять в исходном положении с максимальной разгрузкой позвоночника по оси (лежа на животе, на спине, стоя на коленях в упоре, на четвереньках) и их чередование. Нагрузка в ЛФК должна быть симметричной для туловища. Для этого следует использовать самокоррекцию перед зеркалом, упражнения с гимнастическими палками, мячами, легкими гантелями. Нельзя отвергать также значение взаимоконтроля за осанкой. Следует использовать также пассивную коррекцию (лечение положением): укладка на животе с клиновидной подставкой под грудную клетку; укладка на спину вдоль гимнастической скамейки с разведенными в стороны руками для растяжения больших грудных мышц.

Обязательно применяется тонизирующий массаж растянутых мышц, расслабляющий массаж напряженных мышц, массаж мышц спины, межлопаточной области (разминание, глубокое растирание, поколачивание, поглаживание). В комплексы ЛФК обязательно следует включать дыхательную гимнастику, упражнения на расслабление, на вытяжение позвоночника, прогибание туловища, движения в грудном отделе позвоночника, ползание. Желательно использовать подвижные игры с правилами на сохранение правильной осанки. Динамические упражнения следует чередовать со статическими.

Виды спорта, во время занятий которыми увеличивается нагрузка на позвоночник (тяжелая атлетика, прыжки в высоту и длину, акробатика и др.), должны быть исключены. Надо следить за тем, чтобы ребенок сидел (причем сохраняя правильную позу) только тогда, когда это необходимо (в школе, во время еды и приготовления уроков и т. д.). Всякие дополнительные нагрузки, связанные с сидением (занятия музыкой, изучение иностранного языка, вышивание и вязание и т. д.), рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками (специально подобранными упражнениями на 5 мин), а при выраженном нарушении их необходимо временно прекратить. Следует приучить ребенка спать на спине или на животе (постель должна быть ровной и жесткой).

На протяжении дня, особенно после выполнения физических нагрузок, ребенок должен отдыхать также лежа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на позвоночник. Для того чтобы предупредить дефекты осанки необходимо организовать для ребенка благоприятные условия внешней среды: сон на ровной, полужесткой постели, с небольшой плоской подушкой, подобранная по росту ребенка мебель, правильное освещение рабочего места, не стесняющая движения ребенка одежда, обувь, воспитание навыка правильной осанки в положении сидя и стоя.

Массаж при нарушениях осанкипроводят в комплексе с корригирующей лечебной гимнастикой. Проводят общий массаж. Вначале массируют спину, мышцы надплечья, затем ягодичные мышцы, нижние и верхние конечности, грудь и живот. Особое внимание уделяют приемам разминания, потряхивания и растягивания мышц. Массаж проводят до гимнастики или после нее, когда возникают боли в мышцах. Продолжительность массажа – 5—10 мин. Курс 10–15 процедур через день.

Наиболее частыми состояниями при дефектах осанки, требующими комплексной целенаправленной терапии, включающей массаж, являются слабость и гипотрофия мышечного и связочно-суставного аппаратов, наличие гипертонуса отдельных мышечных групп, деформации тех или ниых отделов позвоночника, болевой синдром, опущение внутренних органов, низкий жизненный тонус, сниженная физическая и психическая работоспособность.

Задачи массажа: улучшение общего обмена веществ; улучшение крово- и лимфообращения в мышцах всего тела и местах перехода их в сухожилия; смягчение болевого синдрома; уменьшение утомляемости при занятиях физической культурой и спортом; обеспечение пассивной коррекции позвоночника, общее укрепление мышечного аппарата, снижение тонуса различных групп постуральных мышц, улучшение психоэмоционального состояния больного; улучшение функционального состояния дыхательной, нервной и других систем, повышение физической и психической работоспособности.

Показания к массажу: все виды нарушений осанки в любой их стадии.

Противопоказания: общие для массажа.

Область массажа: поскольку нарушения осанки служат проявлениями достаточно общих состояний и захватывают практически весь ОДА, массаж при нарушениях осанки является практически общим, охватывающим и туловище, и пояса нижних и верхних конечностей, шейный отдел, голову. Однако в силу различного характера нарушений в ОДА массаж должен быть достаточно дифференцированным — обязательна четкая диагностика состояния мышечного аппарата -выявление мышц ослабленных и перерастянутых, напряженных и укороченных, наличие триггерных точек, болевых синдромов.

Все это требует применения только индивидуализированных процедур массажа. Так как большая часть локальных нарушений отмечается в мышцах, обеспечивающих правильное положение позвоночника, и в нижних конечностях (мышцы спины, поясницы и шеи, косые и прямые мышцы живота, подвздошно-поясничные и ягодичные, все группы мышц ног, в том числе голени и стопы), то и основное внимание направлено на массаж данных областей.

Массаж при нарушениях осанки может проводиться в трех вариантах:
• Общий массаж с частотой 1-2 раза в неделю и продолжительностью 30—40 мин.
• Локальный массаж, направленный на мышцы и суставы, на которые падала основная нагрузка при занятиях спортивными и лечебно-гимнастическими упражнениями, а также включающий в себя воздействия на сегментарные зоны при их наличии, обычно в пояснично-крестцовой области. Такой массаж длительностью 15—20 мин может проводиться ежедневно.
• Предварительный массаж, подготавливающий нервно-мышечный и связочно-суставной аппараты пациента к физическим упражнениям и обеспечивающий тем самым возможность применения физических нагрузок большей интенсивности и продолжительности. Продолжительность 5—10 мин.

Использовать тальк, масла и т.п. не рекомендуется, так как при этом трудно обеспечить применение приемов сегментарного массажа, ишемической компрессии и других приемов дифференцированного массажа в том числе существенно затруднена диагностика состояния мышц.

Приемы массажа

Применяют все приемы массажа — поглаживание, растирание, разминание, вибрацию однако строго дифференцированно в зависимости от состояния мягких тканей. Обязательно используются приемы сегментарного, точечного массажей и методы постизометрической релаксации. Так, в случае укорочения, спазмирования мышц проводят их растягивание и расслабление приемами классического массажа: поглаживание (прямолинейное, попеременное, спиралевидное и граблеобразное по межреберным промежуткам на грудной клетке), растирание, разминание (в основном такой прием, как растяжение), лабильная и стабильная нежная вибрация напряженных мышц (возможно применение механической вибрации), а также приемы сегментарного массажа (ввинчивание, смещение) и тормозные приемы точечного массажа.

Для активации растянутых, ослабленных мышц используются различные варианты поглаживания, растирания. Однако приемы разминания здесь более разнообразны (ординарное, двойное кольцевое, циркулярное и т.д.) и проводятся со значительной интенсивностью. Подключается такой активный прием массажа как выжимание. Вибрационные приемы проводятся также интенсивно с включением ударных приемов и грубой вибрации. Завершает обработку ослабленных мышц точечный массаж по тонизирующей методике.

Для активации общих обменных процессов большее внимание уделяется разминанию и прерывистой вибрации крупных мышечных групп.

Тщательно прорабатывают места перехода мышц в сухожилия, апоневрозы, места прикрепления мышц к костной ткани, межмышечные пространства. Из-за слабого кровоснабжения эти участки наиболее сильно страдают в ходе занятий физическими упражнениями.

Определенное положительное влияние для активизаци обменных процессов в нижних конечностях и расслабления укороченных и спазмированных мышц оказывают сегментарные и точечные воздействия в надлопаточной области, а также паравертебрально в межлопаточной и поясничной областях. Для улучшения функционирования дыхательной системы прорабатывают дыхательные мышцы и мышцы живота.

На курс лечения - 10-15 процедур. Через 1,5—2 мес. курс массажа может быть повторен.

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о , нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета


  1. Что такое осанка?
  2. Виды нарушений осанки
  3. Сколиозы и их особенности
  4. ЛФК при дефектах осанки

Прежде чем рассмотреть особенности ЛФК при дефектах осанки предлагаю коротко ознакомиться с причинами и видами деформаций позвоночника.

Позвоночный столб является главной осью туловища человека. И состоит он из сочленения позвонков, хрящей, суставов, связок и мышц. Которые, находясь в динамическом равновесии и постоянном взаимодействии обеспечивают позвоночному столбу, а значит и всему телу прочность, подвижность, гибкость и переносимость вертикальных нагрузок.

Так же позвоночный столб выполняет защитную роль, прикрывая проходящий в его канале спинной мозг. Рессорная функция позвоночника выполняется за счет естественных изгибов. Это изгибы позвоночника вперед, называемые лордозы, и изгибы назад – кифозы.

Таким образом, позвоночник являет собой полностью сбалансированную структуру, которая при нормальном состоянии выполняет и сочетает в себе много функций.

Осанка являет собой привычную позу человека, находящегося стоя в непринужденном состоянии. При правильной осанке голова поддерживается в вертикальном положении. Так же при правильной форме осанки подбородок будет слегка приподнятым, плечи на одном уровне. При взгляде с боку живот должен быть подтянут, а грудная клетка выпрямлена.


Для того, чтобы проверить правильную осанку, необходимо прислониться к стене так, чтобы стены касались затылок, лопатки, таз, икры и пятки. Такое положение тела соответствует нормальной осанке. Если при этом положении не чувствуется болезненности и нет неприятных ощущений – значит осанка правильная.

Нарушений осанки может быть очень много, и различаются они по многим факторам. Нарушения осанки могут быть связаны с типом искривления позвоночника. Так же виды нарушений могут быть зависимы от типа повреждения – костного скелета или мышечной ткани. Но оцениваемой основой нарушений осанки является тип искривления позвоночника. Рассмотрим основные из них.

  • Сутулость – увеличение шейного изгиба позвоночника, при неизменных остальных естественных изгибах.
  • Круглая спина – характеризуется значительным увеличением грудного кифоза. Круглая спина может быть симптомом более тяжелых нарушений и структурных заболеваний. Например, следствием различных механических нарушений позвоночника, что требует дополнительных обследований и диагностики.
  • Кругло-вогнутая спина – положение, при котором увеличены все изгибы позвоночного столба.
  • Плоская спина – состояние, при котором все естественные изгибы позвоночника уплощены.

Все нарушения осанки во фронтальной, или боковой плоскости называются сколиозами. Классифицируют сколиозы по локализации и стороне изгиба ( отмечают правосторонний или левосторонний сколиозы). Сколиоз может быть простым, сложным и тотальным. Так же различается сколиоз по степени, функциональности, и многим другим показателям. Более подробно ознакомиться с классификацией, видами сколиоза, симптомами заболевания вы можете здесь.


При дефектах осанки лечебная физкультура применяется практически на всех этапах заболевания. Исключениями являются 3 – 4 степень искривления позвоночника с глубокими осложнениями, а так же наличие острых заболеваний. Рассмотрим основные принципы ЛФК при дефектах осанки.

Основными задачами лечебной физкультуры при деформациях позвоночника являются:

  1. Устранение или стабилизация деформации
  2. Формирование мышечного корсета туловища с достижением функциональной симметрии мышц
  3. воспитание навыка правильной осанки и закрепления навыка сохранения осанки при длительном поддержании вынужденных поз
  4. общее укрепление организма, мышечного скелета

Обязательным условием проведения ЛФК при деформациях позвоночника является исходное положение без нагрузки. Занятия физкультурой могут проводиться лежа, стоя ( но без статической нагрузки), в воде и.т.д. Комплекс средств при консервативной терапии деформации позвоночника включает в себя лечебную гимнастику, массаж, коррекцию положением, активные игры. Коррекция деформации позвоночника с помощью физических упражнений проводится активными и пассивными методами.

Пассивными средствами коррекции являются:

  • вытяжение позвоночника
  • лечение положением ( в сочетании с отягощением. При этой методике достигается положение, способствующее желанию вернуть позвоночник в обратное положение)

Активными средствами являются физические упражнения. В основном, они направлены на укрепление основных мышц, выпрямляющих и поддерживающих позвоночник. В зависимости от типа искривления применяются симметричные и ассиметричные упражнения.

Комплекс упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета мы рассмотрим во второй части материала…

Проблемы с позвоночником встречаются у многих детей, помочь справиться с которыми может массаж ребенка для осанки. Правильная осанка – это не только красивый внешний вид. Она является залогом здоровья всего организма. Чаще всего формирование неправильной осанки происходит в детском периоде. Главным для устранения проблемы является ее временное выявление. Чаще всего проблемы с позвоночником диагностируются врачами на профилактическом осмотре еще в дошкольном возрасте.

Лучше всего справиться с данными проблемами поможет лечебный массаж. Процедура назначается врачом после детального осмотра ребенка. Массаж выполняется профессионалами и проводится курсами по несколько раз в год.


Виды массажа

Массаж – уникальное средство, помогающее справится со многими проблемами. При соблюдении правильной техники проведения у ребенка:

  • Улучшается кровообращения организма;
  • Снижается утомляемость;
  • Укрепляются мышцы всего тела;
  • Укрепляется нервная система;
  • Снижается тонус спастических и напряженных мышц;
  • Проводится коррекция осанки;
  • Нормализуется обмен веществ;
  • Уменьшается болевой синдром.

Массаж укрепляет весь организм ребенка, помогает корректировать неправильную осанку, а так же является профилактикой различный ортопедических заболеваний.

Массаж ребенка для выравнивания осанки бывает трех видов:

  • Лечебный;
  • Сегментарный;
  • Точечный.

Лечебный и сегментарный используют в традиционных больницах и реабилитационных центрах. Точечный массаж применяется в восточной медицине и пользуется большой популярностью.

Чаще всего при нарушении осанки используют лечебный массаж, захватывающий все части тела. Однако вследствие того, что нарушение осанки у всех детей разное, стоит обращать внимание на ослабленные и растянутые, на спастические и напряженные мышцы, подобрав в каждом случае правильный прием.

Приемы и техника проведения

Существует несколько приемов, которые специалисты используют при проведении массажа для коррекции осанки. К ним можно отнести: растирание, разминание, поглаживание и вибрацию. Если у ребенка некоторые группы мышц укорочены и напряжены, специалисты проводят их расслабление и растягивание с помощью нежного поглаживания и растирания. Так же используется прием вибрации, но очень легкой. Сначала нужно справиться с поверхностным напряжением, а потом переходить к работе с более глубокими мышцами.

Когда у ребенка мышцы ослабленные, наблюдается их гипотония, используются приемы поглаживания и растирания, но с большей интенсивностью. При данной проблеме так же стоит использовать активную вибрацию. В завершении обработки стоит использовать точечный массаж для тонизации гипотонических мышц.

Для снятия болевого синдрома используют поглаживание и растирание. Приемы помогают снять напряжение, и улучшить кровообращение. Когда поверхностные мышцы расслабились, можно приступать к более глубокому воздействию, используя разминание.

Если осанка ребенка асимметрична, приемы массажа для каждой стороны подбираются разные. Та сторона, в которую наклоняется ребенок, массируется с помощью приемов расслабления. Для другой – подходят все приемы массажа.

Массаж для коррекции осанки всегда начинают с воротниковой зоны. Здесь используется легкое растирание, разминание и поглаживание. Воротниковая зона является местом, где проходят крупные сосуды, несущие кровь вместе с кислородом и полезными веществами в мозг, поэтому ей стоит уделить особое внимание. Потом следует переходить на спину, используя поглаживания по специальным линиям, направленным от позвонка в разные стороны. Дальше стоит применить растирание “по спирали”, уделив особое внимание области около лопаток и трапециевидной мышцы. После этого проводится разминание мышц, которые напряжены в соответствии с конкретными проблемами ребенка.

Следующей зоной проведения массажа является грудь. Правильно проведенная техника в этой области помогает развитию легких и всей дыхательной системы. Живот массажируется только в том случае, когда специалист замечает его выпячивание. Позже стоит перейти на верхние конечности. Начинается массаж конечностей снизу вверх. Сначала проводят поглаживания и разминания кисти ребенка и поднимаются к предплечью и плечу. Здесь применяют прием растирания и разминания, уделив больше внимания внешней части рук.

В последнюю очередь проводится массаж нижних конечностей. Начинают его также снизу вверх: от стопы и голени движутся к бедру. Применяется здесь поглаживание, а потом растирание и разминание. Ни в коем случае нельзя массажировать внутреннюю часть нижних конечностей. Особое внимание стоит уделять икроножным мышцам и растягиванию с умеренной силой ахиллового сухожилия. Только данная последовательность является эффективной при исправлении осанки ребенка. Менять ее не рекомендуется, ведь именно так создается наиболее интенсивное влияние на позвоночник.

Курс лечения массажа составляет 10-15 процедур, длительностью 25–30 минут. Повторять курс стоит каждые два месяца. Если ребенок старше 4 лет, для усиления эффекта к массажу может присоединится комплекс физических упражнений – ЛФК.

Дети, которым регулярно делали массаж родители, физически развивались намного быстрее своих сверстников. Такой эффект достигается благодаря тому, что массаж укрепляет мышцы, повышает их гибкость и стимулирует рост мышечной массы. У ребенка с развитыми мышцами никогда не будет деформации осанки, поскольку они удерживают позвоночник в правильной позе.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 62 , средняя оценка: 4,02 из 5

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.