Причины близорукости и нарушение осанки школьников и их профилактика

Школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела подростков. Несоответствие школьной мебели росту и пропорциям тела может привести к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, а в дальнейшем утомлению, а также нарушению осанки( сутуловатость, асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы). Поэтому для предупреждения подобных нарушений предъявляют требования к мебели, определяющей в значительной степени правильность посадки.Мелкий шрифт в учебниках, неразборчивая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение определенного расстояния между отдельными буквами, словами, строками это позволит предупредить развитие близорукости.

49 Питание как фактор здоровья.

Питание является одним из важнейших факторов в жизнедеятельности человека. В обеспечении высокого уровня здоровья важную роль играет рациональное питание, которое способствует росту и развития организма, а также поддержанию его в оптимальном физиологическом состоянии, сохранению высокой работоспособности, отдалению старости и увеличению продолжительности жизни. Рациональное питание предполагает питание, которое обеспечивает гомеостаз и поддерживает жизненные проявления его (рост, развитие, деятельность различных органов и систем). В основу рационального питания положен принцип сбалансированности потребляемой пищи, благодаря чему обеспечивается оптимальная потребность организма в пищевых и биологически активных веществах. В сбалансированном питании предусматриваются оптимальные кол-ые и качеств-е взаимосвязи основных пищевых в-в: Б, Ж, У, вит, и минеральных в-в.

50 Чувство сытости, усвояемость пищи и факторы, их определяющие.

В режиме питания важно предусматривать и определенное распределение

продуктов по отдельным приемам пищи. Мясо, рыбу, яйца, бобовые т.е продукты богатые белком, следует съедать за завтраком и обедом т.к они требуют большой работы органов пищеварения и обеспечивают чувство сытости. Чувство сытости наступает тогда, когда белки, жиры и углеводы начинают расщепляться на мономеры и всасываться в кровь. Усвоение пищи зависит от вида продукта и от того на сколько разнообразно питание. Лучше

усваиваются продукты животного происхождения. Главное значение имеет

усвоение белков. Белки мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов усваиваются

лучше, чем белки хлеба, круп, овощей и плодов. Лучше усваивается

разнообразная пища. При употреблении в пищу мяса, хлеба и круп усваивается 75% их белков. При добавлении овощей усвояемость возрастает до 90%. Значительно повышает усвояемость правильная, достаточная термическая обработка продуктов и их измельчение.

51 Режим питания. Его физиологическое обоснование.

Под режимом питания понимают время и частоту приемов пищи, а также

количественное распределение пищи в течении суток. Суточный паек должен быть разделен на несколько приемов, чтобы обеспечить хорошую усвояемость, сохранение чувства сытости на протяжении длительного времени и не обременять ЖКТ принятием за один раз большого кол-ва пищи. Наиболее физиологически обоснованным считается 4-х кратный режим питания. При этом на завтрак рекомендуется 25%, на обед-35%, на полдник 15%, на ужин-25%. В режиме питания важно предусматривать и определенное распределение продуктов по отдельным приемам пищи. Мясо, рыбу, яйца, бобовые т.е продукты богатые белком, следует съедать за завтраком и обедом т.к они требуют большой работы органов пищеварения и обеспечивают чувство сытости. На ужин мясо есть не рекомендуется т.к в нем содержатся экстрактивные в-ва, способствующие возбуждению ЦНС, мешают спокойному отдыху организма во время сна.

52 .Значение белков в питании. Нормы потребления.

Белки явл источником незаменимых аминокислот- строительный материал для роста и восстановления клеточных структур тканей. Количественная достаточность и биологическая ценность белка пищевого рациона создают оптимальную внутреннюю среду организма, необходимую для высокой функциональной способности его систем. Белки обеспечивают организм материалом для синтеза пищеварительных соков, гормонов, гемоглобина, витаминов и ферментов. Наиболее важной функцией белка явл пластическая, и питательная ценность белков пищи зависит от полноты использования их для синтетических целей, а это обуславливается аминокислотным составом. Существуют аминокислоты, синтез кот в организме невозможен, и они должны бать получены с пищей- это так называемые незаменимые а/ты: лейцин, изолейцин, лизин и др. Животного

белка в рационе взрослого чел должно быть больше, чем растительного т.е не менее 55%. На 1кг взрослого чел при средней тяжести труда необходимо 1,2-1,3г белка в сутки. Детям белка требуется больше, причем, чем моложе ребенок, тем потребность в белке выше.

Профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста должна быть комплексной. Она включает:

  • а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
  • б) правильную и точную коррекцию обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
  • в) организацию и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
  • г) постоянную двигательную активность, включающую прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием;
  • д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
  • е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
  • ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее трех раз в неделю, тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, на уроках физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка", стоя на одной ноге, или "рыбка", лежа на животе. Для детей 7–11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5–2 мин, подростками – 2–2,5 мин, взрослыми – 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сидя (темп выполнения 15–16 упражнений в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7–11 лет выполняют это упражнение 15–20 раз, а в возрасте 12–16 лет – 25–30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5–7 с, а затем сделать паузу для отдыха в течение 8–10 с и повторить упражнение 3–5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц.

Начинать занятия необходимо с более простых упражнений. По мере их усвоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения индивидуального подхода, используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи), увеличения числа повторений до 10–12 раз.

Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота – лежа на спине и на животе.

Первым о существовании близорукости догадался древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н.э. Он заметил, что некоторые люди с трудом различают удаленные предметы и, чтобы лучше видеть, прищуривают глаза. Аристотель назвал этот феномен "миопс", что по-гречески значит "щуриться". Современные глазные врачи об этом помнят, поэтому и предпочитают вместо близорукости использовать термин "миопия".

Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо – предметы, удаленные от него.

Встречается близорукость чрезвычайно часто: но статистике, ею страдает каждый третий житель Земли. Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет, а затем либо усугубляется, либо сохраняется на прежнем уровне.

Развитию близорукости способствуют:

  • • наследственная предрасположенность:
  • • чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, долгое сидение за компьютером и у телевизора;
  • • ослабление или перенапряжение глазных мышц;
  • • родовые травмы и травмы головного мозга.

У людей со 100%-м зрением изображение предметов, пройдя через оптическую систему глаза, фокусируется на сетчатке. При близорукости точка идеального изображения оказывается перед ней (внутри глаза), а до самой сетчатки картинка доходит уже в слегка расплывшемся виде. Такая ситуация наблюдается только в том случае, когда в глаз попадают параллельные световые лучи, т.е. когда человек смотрит вдаль.

Лучи, идущие от близких предметов, не параллельны, а немного расходятся. С этими лучами близорукий глаз справляется, после их преломления в оптической системе изображение попадает прямо на сетчатку. Вот и получается, что при миопии человек хорошо видит вблизи и плохо видит вдаль.

Чаще всего изображение удаленных предметов не достигает сетчатки по двум причинам:

  • • неправильной (удлиненной) формы глазного яблока;
  • • оптическая система глаза преломляет лучи слишком сильно.

Иногда случается и комбинированный вариант: сочетание обоих дефектов глазного яблока у одного человека.

Осложнения близорукости:

  • 1. Помимо того, что близорукий человек плохо видит удаленные предметы, у него также может нарушиться сумеречное зрение: в вечернее время близоруким людям трудно ориентироваться на улице и управлять автомобилем.
  • 2. При постоянном напряжении глаз у близорукого человека возникают сильные головные боли, он быстро устает.
  • 3. Самое тяжелое осложнение миопии – отслоение сетчатки. При этом зрение начинает резко падать, вплоть до абсолютной слепоты.

Диагноз близорукости устанавливает врач-окулист после проверки остроты зрения с помощью специальных таблиц Снеллепа. Проводится также осмотр глазного дна специальным зеркалом. Перед этой процедурой пациенту обычно закапывают в глаза лекарство атропин, расширяющее зрачок. В современных клиниках для исследования глазного дна используют ультразвук.

При близорукости необходимо регулярно посещать окулиста, поскольку корректирующие линзы и очки нужно периодически менять. В случае необходимости врач может назначить медикаментозное или хирургическое лечение.

На сегодняшний день существует три способа коррекции близорукости: очки, контактные линзы и хирургические операции, из которых самые прогрессивные – лазерные.

Очки и контактные линзы от близорукости не избавят, зато помогут человеку лучше видеть и замедлят развитие болезни. Не надейтесь, что в очках у вас появится орлиная зоркость. Поскольку корректирующие линзы не должны мешать тренироваться мышцам глаза, очки подбирают так, чтобы человек мог в них видеть максимум восьмую строчку в таблице. Очки и контактные линзы подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний глаз и назначают для постоянного либо временного ношения.

Хирургическое лечение – практически единственный способ полностью восстановить зрение при близорукости, остановить прогрессирующее удлинение глазного яблока и предотвратить развитие осложнений. При тяжелой прогрессирующей близорукости врач может дополнительно назначить курс витаминов и препаратов, улучшающие питание сетчатки глаза.

Профилактика близорукости. Очень важно вовремя выявить проблемы со зрением. С раннего детства необходимо ежегодно проходить обследование у врача-окулиста, а при наличии близорукости правильно и своевременно ее лечить.

Также очень важно соблюдать правила гигиены зрения (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и т.д.), чередовать работу с отдыхом, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз, проводить общеукрепляющие процедуры.

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.


Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.


Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.


Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.


Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

I. Организационный этап.

Уважаемые родители, здравствуйте! Какое прекрасное слово! Простое, привычное, а как много оно в себе заключает! Это пожелание друг другу самого главного – здоровья. И сегодня на собрании мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

Для начала, я попрошу Вас закончить предложение: “Здоровым ребёнок будет, если…” (родители предлагают свои варианты). А я хочу закончить предложение так: “Здоровым ребёнок будет, если у него будет правильная осанка”. И я постараюсь Вас в этом убедить.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины.

Зрение для человека представляет величайшую ценность, и о том, как научиться беречь его смолоду и сохранить на протяжении долгих лет активной жизни, должен знать каждый. Установлено, что 80% информации современный человек получает через зрительную систему. У детей младшего школьного возраста первые признаки зрительной усталости появляются уже через 10 минут после начала работы, среднего – через 25, старшего – через 45 минут. Чтобы глаза отдыхали, детям советуют смотреть вдаль, поэтому школьные окна не должны быть завешены гардинами, а стекла – регулярно очищаться. Если раньше зрение у школьников за время учебы ухудшалось на 30 – 40%, то теперь – в 3-4 раза. Нарушения зрения могут проявляться в виде спазма аккомодации, астигматизма, дальнозоркости, но наибольший удельный вес приходится на близорукость .

Число близоруких детей увеличивается по мере увеличения школьного стажа. Миопия чаще всего встречается у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой, что крайне недопустимо, так как это приводит к быстрому снижению остроты зрения.

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в младшем школьном возрасте являются физические упражнения. Следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в школе.

Привычка к правильной осанке должна стать нормой поведения каждого обучающегося. Если ребенок сидит неправильно изо дня в день, в течение многих месяцев, год за годом его грудная клетка постепенно деформируется, углы лопаток выпячиваются, появляется сутулость, могут развиться различные дефекты осанки.

Плохая осанка снижает запас прочности организма, и чаще всего сочетается со сниженным общим тонусом ребенка, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. В тоже время у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, и тенденцию чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии. Причины и следствия здесь разделить трудно. Близорукость может развиться от привычки сутулиться – и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия в домашних условиях:

2. Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

В солнечные дни блики на рабочих местах школьников слепят глаза и мешают работе. Для защиты от прямых солнечных лучей следует использовать шторы из светлых тканей или устанавливать жалюзи. В осеннее – зимний период, в пасмурные дни, утренние и вечерние часы, когда естественного света не хватает, необходимо использовать искусственное освещение.

Рабочий стол следует размещать у окна – таким образом, чтобы свет падал слева. Если поставить его напротив окна, глаза будут быстро уставать от света, при правостороннем освещении от руки создается тень. Если ребенок – левша, тогда стоит все делать с точностью до наоборот. Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Мощность настольной лампы рекомендуется в пределах от 40 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. В обязательном порядке следует ограничивать просмотр телепередач и работу с компьютером. Без вреда для здоровья ребенок может сидеть перед монитором от 20 до 40 минут в день в зависимости от возраста.

3.Необходимо контролировать рабочую позу во время письма и чтения, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, отдых ребенка.

Не рекомендуется читать лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. При лежании на боку не достигается правильная освещённость, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

4.Следует бороться с порочными позами , такими, как косое положение плечевого пояса при письме; левая рука свешена со стола; косое положение таза; ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.Не рекомендуется читать лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. При лежании на боку не достигается правильная освещённость, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

5. Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

С гигиенической точки зрения предпочтение отдается в большей степени ранцам и рюкзакам, нежели портфелям ученическим, так как ранец (рюкзак) предназначен для переноски ученических принадлежностей на спине, что способствует более равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки учащегося.

Чтобы не испортить осанку ребенка для учащихся 1- 4-х следует приобретать рюкзак или ранец ученический с формоустойчивой спинкой. Размеры ранцев и портфелей должны соответствовать анатомо-физиологическим параметрам учащихся и обеспечивать удобство при ношении. В нижней части плечевых ремней ранца и рюкзака ученического должно предусматриваться приспособление, позволяющее изменить длину ремней в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Ремни также должны иметь разъем, облегчающий одевание и снимание ранца и рюкзака ученического.

Так же не лишним будет наличие на ранцах и рюкзаках деталей и (или) фурнитуры со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане, чтобы ребенок был заметен на дороге.

Если старшеклассники зачастую не утруждают себя ношением всех учебников, то ученикам начальных и средних классов приходится носить достаточно тяжелые рюкзаки.

6. Необходимо освободить ослабленного ребенка , имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

7. Освободить ребенка , имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.

8. Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

9. Нельзя приступать к приготовлению домашних занятий сразу после школы . Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций учащихся, тогда как 2 часа отдыха после занятий в школе уменьшают общее утомление, что улучшает и зрительные функции. Порядок выполнения домашних заданий выбирается ребенком по собственному усмотрению. По завершении отдельных этапов работы, но не более чем через 30-40 минут, следует делать перерыв на отдых.

10. Необходимо обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

11. Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао , употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена

12. Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрении.

13. Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку . Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Обычно снижение остроты зрения и нарушение осанки развиваются незаметно и главная задача своевременно выявить их начальные признаки и обратиться к врачу за назначением необходимого лечения и строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.