При игре на скрипке болит спина

Просили написать упражнения.
Шея
Встать ровно. Вся фишка в том, чтобы шея во время выполнения упражнения должна быть НАПРЯЖЕНА (иначе можно мощно прищемить нерв). После каждого движения РАССЛАБЛЯЕМ мышцы шеи!
Опускаем голову вниз. Макушка должна при этом тянуться вверх. Некоторые уже при это начинают слышать хруст :)
повторяем несколько раз. Чувствуем, как за макушкой тянется остальной позвоночник.
Опускаем голову, как было.
Выполняем круговые движения головой: снизу до плеча и обратно. МЕДЛЕННО!! и плавно. настолько, насколько получится. в одну и другую сторону.
Ощущаем себя просто выучившими концерт Паганини №1 за один день.

Спина
Перед выполнением упражнений надо немного "разогреться - подвигаться, попотягиваться", чтобы потом не было мучительно больно.
Ложимся на пол. Лучше всего подстелить что-нить, чтобы не так твердо, да и ни к чему нам синяки )). Лежим на спине, подтянули колени к подбородку, обхватили руками - в общем, надо хорошенько сложиться. Перекатываемся с боку на бок. Если Ваш случай - запущен, то разницу почувствуете быстро )) Это упражнение работает на позвоночник в целом.

Теперь - для поясничного отдела: лежа на спине, лопатки по ходу должны лежать на полу, сгибаем одну ногу в колене и отводим в сторону (в сторону другой ноги). Цель - коснуться пола коленом. Повторяем со второй ногой. Хрусь-хрусь.
Чувствуем, как будто и второй концерт Паганини выучили просто за пару часов.

И не забываем про . НОГИ! Лежа на боку, приподнимаем-приопускаем сначала согнутую в колене, а потом и прямую ногу. Повторяем на другом боку.
Пресс неплохо тоже хоть 20 раз покачать - в жизни пригодится.

Заведите себе привычку играть в пинг-понг )) Лучше обеими руками. А мячик - по возможности ловить.

И главное - помнить: после каждого наряжения должно наступать расслабление.
И вообще - как это ни странно звучит, держите себя в хорошей спортивной форме.

З.Ы. Самое смешное оказалось, что когда нам, скрипачам, дали в руки по килограммовой гантеле и велели поделать разные упраджения, мы продолжали ими играючи вертеть в разные стороны и не замечать вес, когда у всей группы уже отваливались ручки.

Я вот с детства занималась хореографией,причем начала заниматься раньше,чем на скрипке.Со временем пришлось выбрать что-то одно из-за недостатка времени,но дело не в этом.Сколиоз у меня был и есть вне зависимости от занятий танцами,так-то.Единственное,что поддерживает в порядке это "йоговский" комплекс для спины,а так..
Зато можно посмеяться,что у скрипачей "все ростут и ростут" "крылья";)когда ж полетим?:angel:

При правильной постановке никакие "искривления" на инструменте не ощутимы,так что главное - правильно стоять и в "обычной жизни" не забывать держать "корсет" (а еще + правильно спать,носить футляры-сумки на двух плечах,выбирать хорошую обувь - сколиоз и плоскостопие -стандартный набор, не пить и не курить;))

При правильной постановке никакие "искривления" на инструменте не ощутимы,так что главное - правильно стоять и в "обычной жизни" не забывать держать "корсет" (а еще + правильно спать,носить футляры-сумки на двух плечах,выбирать хорошую обувь - сколиоз и плоскостопие -стандартный набор, не пить и не курить;))

Кстати, я лет пять назад нашла для себя хороший способ "держать спинку" )) Пошла в магазин и сделала то, чего НИКОГДА себе не разрешала: концертные туфли на ВЫСОКОМ каблуке. Тут важно подобрать себе высоту каблука, оптимальную под свод стопы: сантиметр вверх-вних - и уже не выстоять. А высокий каблук заставляет следить за осанкой, а то и навернуться недолго.
А причина проста: начались концерты, когда приходилось все полтора часа СТОЯТЬ (да здравствуют барочные оркестры и камерные ансамбли!). На низком каблуке ноги начали отваливаться где-то в середине. а в любимых кроссовках же не пойдешь.

А плоскостопие, к сожалению, уже ТАК распространено, что обувь делают с расчетом на это :(


К сожалению, механическая беговая дорожка практически устаревшая модель, и её можно найти в кабинетах ЛФК.
А ваша комната напоминает коморку Раскольникова.
Простите за неуместный юмор.
Ну, кабинеты ЛФК, с которыми у меня связано много нехороших воспоминаний, остались далеко-далеко.
А каморки тут все такие в типовых квартирах. Мне еще повезло, потому что она квадратная ))) и с окном :-o

А плоскостопие, к сожалению, уже ТАК распространено, что обувь делают с расчетом на это :(
Угу, и это доставляет большие страдания тем, у кого плоскостопия нет. Вот у меня почему-то нет. И к тому же свод стопы высокий. В обувных магазинах я регулярно прихожу к выводу, что меня не бывает в природе :roll:

Ну, кабинеты ЛФК, с которыми у меня связано много нехороших воспоминаний
О да, и самое нехорошее - ведь не помогает :-(
Мне помогли йоговские упражнения, и сейчас я, в общем, почти не чувствую, что спина у меня нестандартная. Это при том, что врач на профосмотре пятый год предлагает мне оформить инвалидность. Не интересуясь моим реальным самочувствием, просто по факту наличия большого сколиоза: "Вы должны очень страдать от этого" :evil:

Просили написать упражнения.
Шея
Встать ровно. Вся фишка в том, чтобы шея во время выполнения упражнения должна быть НАПРЯЖЕНА (иначе можно мощно прищемить нерв). После каждого движения РАССЛАБЛЯЕМ мышцы шеи!
Опускаем голову вниз. Макушка должна при этом тянуться вверх. Некоторые уже при это начинают слышать хруст :)
повторяем несколько раз. Чувствуем, как за макушкой тянется остальной позвоночник.
Опускаем голову, как было.
Выполняем круговые движения головой: снизу до плеча и обратно. МЕДЛЕННО!! и плавно. настолько, насколько получится. в одну и другую сторону.
Ощущаем себя просто выучившими концерт Паганини №1 за один день.

Спина
Перед выполнением упражнений надо немного "разогреться - подвигаться, попотягиваться", чтобы потом не было мучительно больно.
Ложимся на пол. Лучше всего подстелить что-нить, чтобы не так твердо, да и ни к чему нам синяки )). Лежим на спине, подтянули колени к подбородку, обхватили руками - в общем, надо хорошенько сложиться. Перекатываемся с боку на бок. Если Ваш случай - запущен, то разницу почувствуете быстро )) Это упражнение работает на позвоночник в целом.

Теперь - для поясничного отдела: лежа на спине, лопатки по ходу должны лежать на полу, сгибаем одну ногу в колене и отводим в сторону (в сторону другой ноги). Цель - коснуться пола коленом. Повторяем со второй ногой. Хрусь-хрусь.
Чувствуем, как будто и второй концерт Паганини выучили просто за пару часов.

И не забываем про . НОГИ! Лежа на боку, приподнимаем-приопускаем сначала согнутую в колене, а потом и прямую ногу. Повторяем на другом боку.
Пресс неплохо тоже хоть 20 раз покачать - в жизни пригодится.

Заведите себе привычку играть в пинг-понг )) Лучше обеими руками. А мячик - по возможности ловить.

И главное - помнить: после каждого наряжения должно наступать расслабление.
И вообще - как это ни странно звучит, держите себя в хорошей спортивной форме.

З.Ы. Самое смешное оказалось, что когда нам, скрипачам, дали в руки по килограммовой гантеле и велели поделать разные упраджения, мы продолжали ими играючи вертеть в разные стороны и не замечать вес, когда у всей группы уже отваливались ручки. ИМХО. Все эти хрусь-хрусь очень вредны.

ИМХО. Все эти хрусь-хрусь очень вредны.
Вредны. А двигаться надо больше. Иначе будет все хрустеть при малейшем движении. Это отложения солей хрустят. До этого нельзя доводить себя )) (Равно как всегда нужно садиться на предыдущий автобус).
Есть более конструктивные предложения. С радостью примем.

А, кстати, конструктивное предложение против отложения солей, если уж довели почему-то себя до такого состояния )) :solution: Рекомендации ведущих собаководов! (почти не шутка). Китайские шарики! Знаете, у которых внутри что-то звенит? Лучше брать эмалированные, только внимательно смотреть при покупке, чтобы эмаль везде была целая и гладкая. Они есть разных размеров, надо подбирать по руке, чтобы удобно было вращать одной рукой. Тут нам как раз не надо, чтобы шарики не стучали и не звенели - чем плотнее они проходят по ладони и пальцам, и чем больше точек при этом задевают - тем лучше. И если вам нужно разыграться, а не получается по каким-то причинам, то очень это помогает.

С удовольствием поделюсь найденной интересной информацией,которая, думаю,заинтересует всех практикующих музыкантов.

бальные танцы -- там за осанкой здорово следят.

я играла на пианино, и мне рекомендовали привязывать себя к спинке стула во время занятий -- жто было для другой проблемы, но и для осанки оказалось полезным.

бальные танцы -- там за осанкой здорово следят.
я играла на пианино, и мне рекомендовали привязывать себя к спинке стула во время занятий -- жто было для другой проблемы, но и для осанки оказалось полезным.

Буду привязывать во время еды :)) А если скрипка, уже не привяжешь :))
Я подумала, не будет ли инструмент дополнительной нагрузкой для нашей слабой спины. Бассейн пробовали, танцами занимаемся, спина сутулая :(
У нас выбор инструментов не большой. Мне баян нравится, но хрупкая девушка с баяном :010:
и потом у неё руки слабые, как она играть-то будет :020:
И слух у неё не идеальный для скрипки, а пианино ставить некуда :017:
Я не для музыкальной школы интересуюсь, а для общеобразовательной с обязательной музыкой.
Надеюсь не очень дикое сочетание ? прямо в расписании уроков хор, инструмент и сольфеджио.
Они сказали, что талантливые дети все в муз.школе, а они обучают обычных. Без данных, пожалуйста приводите на скрипку, а они уже будут обучать :015:
Даже не тестируют, видимо что бы не расстраиваться. Родители с ребёнком сами выбирают инструмент. Скрипку сказали можно купить китайскую :010:

На фортепиано возьмут?
Тогда лучше туда. Баян тяжелый, скрипка - трудно.
Если правильно заниматься на ф-но, спина не страдает.
Если про спорт думаете, я своего буду в айки-до отдавать.

Гениальный вид спорта. Очень помогает не только мышцам, но развивает мозги.
Тяжелых физ нагрузок и драк там нет.

Айки-тактики сейчас применяют и в бизнесе и в психологии.

На фортепиано возьмут?
Тогда лучше туда. Баян тяжелый, скрипка - трудно.
Если правильно заниматься на ф-но, спина не страдает.
Если про спорт думаете, я своего буду в айки-до отдавать.
Гениальный вид спорта. Очень помогает не только мышцам, но развивает мозги.
Тяжелых физ нагрузок и драк там нет.
Айки-тактики сейчас применяют и в бизнесе и в психологии.

А вы советуе, если выбирать между скрипкой и фоно, фоно выбирать?
Это ужасно, когда дети с ужасом вспоминают тяжёлое детство. У меня подруга закончила музыкальную школу, а потом ещё муз.колледж на ул.Воскова. Ненавидет музыку, пианино и всё что с этим связанно.
Со спиной мучается ужасно, она категорически против музыки для детей. На мои просьбы о консультации, отвечает жёстко, не лишай ребёнка детства :001:

Девочки, я профессиональная пианистка (сейчас игаю мало). В 16 лет в течении полугода лечила дикое обострение остеохондроза поясничного отдела. Было так плохо, что не наклоняться, не сидя ноги приподнять не могла. Плюс остеохондроз шейного отдела- онемение рук и кончиков пальцев и головные боли.
Сечас постоянно больная спина, частое защемление седалищного нерва. Ночью просыпаюсь от того, что не чувствую рук.

Вот и думайте. Посадка при игре на ф-но не смортя на ровную спину абсолютно противоестественная. Если заниматься, то обязательно вместе со спортивными занятиями (плаванье, танцы).

У меня много подруг-пианисток. Здоровой спины нет ни у одной.

Я закончила муз. школу по классу скрипки 10 лет назад. Проблемы со спиной большие, осанка никакая:( Думаю, стоит паралелльно все же заниматься спортом.
А насчет - скрипка-фоно.. Ну, положим, без абсолютного слуха скрипкой заниматься невозможно.. На ф-но хотя бы клавиши есть, а на скрипке голый гриф:))

ОФФ Но я сама в скрипичный класс попала случайно - шла на прослушивание на класс фортепиано, а после меня спросили,хочу ли я попробовать скрипку, понравился мой слух.:008: Родители были только рады, ф-но стоило безумных денег, а скрипки выдавали напрокат (за всю школу сменила их, по-моему, 3). :)

От того, как обычно в музыкалках дети занимаются - не будет для осанки ни тепло ни холодно.


Это надо минимум по два часа в день сидеть, чтоб был хоть какой-то эффект.


Я, кстати, в детстве очень плотно гимнастикой занималась и всё равно у меня сколиоз (2-я ст), никуда не делся.


Меня мои очень умные родители за взрослый стол и на взрослый стул усаживали уроки делать и читать. А я любила почитать и уроки в общем всё-таки делала - сидела я так часами, вот, соответственно, и результат, никакая гимнастика не помогла.


Мои дети все без каких-либо нарушений осанки. Дочка, которая на фоно играет много, такая же, как и остальные, ничем в этом смысле не отличается.

Я играю на скрипке уже 5 месяцев. Примерно через полчаса игры у меня сильно болят мышцы спины, правая лопатка. Я обычно игнорирую это, думая, что это уйдет, но это не так. Иногда я делаю перерыв на 10 минут, а потом возвращаюсь к нему, но он всегда возвращается. Является ли эта боль нормальной для скрипачей? Это то, что я должен воспринимать серьезно или нет? У меня нет наплечника. Будет ли иметь одну помощь?

Встаньте перед зеркалом. Освободите как можно больше любых привычных напряжений, возникающих в результате попыток приспособиться к неудачным установкам прошлого. Снимите упор для плеч и верните инструмент в игровое положение, не возвращаясь к старому напряжению. Когда ваша шея и плечи свободны и сбалансированы, полностью поддерживайте инструмент левой рукой. Убедитесь, что свиток сидит так высоко, как вам нравится, и что боковой угол (наклон) также вам нравится.

Некоторые рекомендации по пэдам: пуски Kun или SAS — хорошее начало, так как они доступны на многих высотах и ​​имеют хорошую, базовую эргономичную форму. Деревянный SAS более жесткий, чем пластиковый Kun, и имеет очень хорошие нескользящие ножки. Линия Wolf также вполне регулируема. Все они имеют плоскую подушечную поверхность, на которую можно приклеить дополнительную прокладку, если это потребуется.

Если вы пользуетесь подушечкой типа Кун и обнаруживаете, что самая высокая модель все еще слишком коротка, вы можете постоянно добавлять материал в накладку или использовать полотенце для дополнительной толщины. Если вам необходимо надеть куртки со встроенными наплечниками, вы можете надеть подушку, надев куртку, а затем использовать толстое полотенце, чтобы компенсировать недостающую массу, когда вы играете без нее. Чтобы добавить постоянную прокладку, получите пену с закрытыми порами, например, такую, которая используется в кемпингах и подушках для лодок. Пена с открытыми порами слишком сжимаема. Аккуратно отрежьте его острым лезвием (я использую нож шеф-повара Henckels 8 дюймов) до нужной толщины и формы. Если вы провели всю жизнь с слишком короткими прокладками, вы можете быть удивлены тем, сколько дополнительных прокладок вам понадобится с беззащитным плечом и свободной шеей! Обязательно обрежьте пену до необходимой формы, так как вам может понадобиться или не понадобиться клиновидная прокладка для поддержания правильного наклона вашего инструмента. Отрежьте и попробуйте, прежде чем приклеивать, пока не почувствуете себя хорошо. Тогда используйте контактный цемент, чтобы скрепить все это вместе. Если пена не черная, вы можете окрасить открытые стороны волшебным маркером после окончательного склеивания и обрезки. Если пена на вашем теле слишком скользкая, попробуйте приклеить последнюю полоску автомобильной внутренней трубки (сначала тщательно вымыть!). Это очень грязно, но оно оставляет черные следы на белой одежде; возможно, подойдет и грязная ткань. Если вы соберете все это вместе и в какой-то момент решите изменить его, вы можете аккуратно разорвать его, не повредив Кун. Если все сложилось удачно, теперь вы сможете полностью поддерживать свой инструмент точно на высоте и наклонять, как вам хочется, с опущенным, без напряжения плечом и шеей, полностью и естественно удлиненным. Простой вес вашей головы, а не мышц шеи, обеспечивает зажимное усилие, которое защищает инструмент от ключицы. Обратите внимание на то, как теперь чувствуют другие части вашего тела (включая лук), и наслаждайтесь повторным обучением игре с большей естественностью, эффективностью и плавностью.

Надеюсь, это поможет!

Обычно такие проблемы возникают из-за плохой осанки во время игры. Скрипка не тяжелый инструмент, как электрическая бас-гитара или аккордеон, где боль в спине или другие боли в мышцах или суставах встречаются чаще. У меня есть три предложения.

Сначала изучите правильную осанку. В дополнение к предложению Нейта Кимбалла, попробуйте простые принципы методики Александра . Во-вторых, регулярно выполняйте умеренную тяжелую атлетику в спортзале как часть регулярных упражнений, чтобы держать все мышцы в тонусе. В-третьих, если проблемы сохраняются, попросите своего врача написать вам рецепт на посещение физиотерапевта, который научит вас упражнениям, которые вы можете выполнять каждый день дома, чтобы укрепить свои мышцы и спину и преодолеть эти проблемы.

Если вы продолжаете играть с плохой осанкой и плохой техникой, ваша боль и трудности могут ухудшиться. Умение практиковать простые техники для исправления проблем и регулярное выполнение упражнений средней тяжести должны обо всем позаботиться, чтобы вы могли наслаждаться игрой на скрипке.

Я играю на скрипке традиционную ирландскую музыку и не испытываю этих болей. Так что нет, это ненормально — конечно, вы не должны испытывать никаких болей. Я бы посоветовал найти учителя, который сможет посмотреть на вашу осанку и понять, что не так.

Хотя мне кажется разумным попробовать плечевой упор. Если вам нужно схватить скрипку или ваша шея согнута влево, вполне вероятно, что вы можете почувствовать боль в противоположном плече, где она растягивается. Вы не должны зажать скрипку между шеей и грудью — она ​​должна опираться на ваше плечо, а ее собственный вес прижимает ее к подбородку. Плечевой упор может помочь поднести скрипку к подбородку, так что ваша шея может быть расслаблена, но при этом оставаться в контакте с упором для подбородка.

У меня есть упор для бона Bon Musica, который может быть немного подогнан под контуры вашего плеча, чтобы его было удобно держать.

При игре на любом инструменте важно, чтобы вы были расслаблены.

Болеть после тренировки очень нормально, особенно, если вы начали играть меньше года назад. Это может звучать странно, но важно растягиваться после игры, особенно после долгой практики.

Вы правильно делаете перерывы — это определенно важно. Убедитесь, что вы расслаблены, когда играете. Как вы, наверное, знаете, напряжение никогда не бывает хорошим на практике.

Когда вы держите скрипку, вы должны легко держать скрипку между плечом и подбородком, не используя руки. Если вы не можете этого сделать, то, вероятно, необходим отдых на плечах. Надеюсь это поможет!

Скрипка — самый привередливый инструмент при создании звука. Заманчиво уменьшить количество задействованных переменных путем натяжения / блокировки соединений, тем самым уменьшая количество независимо движущихся частей. Но инерция этих более крупных юнитов является большим недостатком, чем первоначальное усиление контроля.

Ходьба не становится легче в долгосрочной перспективе, если держать колени заблокированными.

Попробуйте почувствовать вибрации лука, проходящие через ваши пальцы, запястья, локти, плечи. Есть ли какой-то барьер, где он останавливается? Плохой.

Проверьте свою позицию в зеркале. Сустав за суставом: есть ли суставы в неестественных положениях? Суставы, которые не следуют за вашим изгибом и изменением положения и вибрато естественно и поставляют? Вы блокируете какие-либо суставы пальцев в левой или правой руке вместо того, чтобы они естественно изгибались?

Вы подтягиваете плечи или делаете какие-то другие вещи, предназначенные для удержания скрипки на месте? Опора для подбородка и плеча и стойка должны обеспечить необходимую фиксацию без каких-либо мышечных групп, требующих постоянного напряжения.

Определенно работа с осанкой поможет. У меня были такие же проблемы с болью во время игры … Часто даже после смены позы повреждение уже может быть нанесено. Что касается правого плеча, то верхняя трапеция и ромбоиды используются больше, чем нижняя, так что это может немного подтянуть лопатку вверх и наклонить ее. Должны помочь упражнения для укрепления нижних мышц плеча с этой стороны, а также методика Александер / коррекция осанки.

30.08.2007 13:51:21, мама скрипичной девочки

Девочки, всем спасибо! Разговаривала сегодня с директором и очень долго с педагогом. Пока остались на скрипке, проблема еще в том, что на фоно перевестись не получится только на домру или виолончель. Но смысла не вижу, там тоже на спину нагрузка. Договорились пока заниматься (и спиной в том числе естественно)и смотреть динамику, директор еще посоветовала хорошую массажистку (как раз по нашим проблемам, не одни мы такие к сожалению). Оч. с пониманием отнеслись, директор сказала, что если будет регресс, то вопрос на контроле стоит, будем искать выход, м.б. рассматривать другие отделения.
31.08.2007 22:59:08, Автор

Левое плечо выше правого — это от неправильной постановки. Вероятно, педагог неверно поставила девочке руки, она зажимается, отчего перекашиет плечики.

Мой мальчик занимается на скрипке 4 года, последний год — с опытным педагогом, которая занимается тем, что переставляет всё заново. И плечики стали нормально. НИгде ничего не перекашивается. И техника и виртуозность улучшилась на глазах. ИМХО, все дело в постановке, и если ребенок не хочет бросать скрипку, то я бы не стала дергать.

31.08.2007 00:45:11, Natem

Наташ, спасибо. Вашего отклика ждала. Я поэтому и колебалась, что проблемы с осанкой не только из-за скрипки. Будем работать и смотреть на результаты.
31.08.2007 22:53:38, Автор

Я не стала забирать, хотя у нас то же самое — скрипка и нарушение осанки. Он у меня не столько вкалывает, чтобы это реально влияло. Да и сидение за партой по-моему больше навредит.
30.08.2007 22:28:58, Ольга Оводова

Нам пришлось оставить фортепиано потому как прослеживалась неприятная тенденция со зрением и спиной. Сделали выбор в пользу плавания, хотя в музыкалке были успехи очень неплохие.
30.08.2007 16:49:07, А*лён*А

Кроме всегопрочего, надо следить за тем, как стоит и инструментом.
30.08.2007 15:36:22, Караул

Поговорите с педагогом в первую очередь — она знает вашего ребенка и может дать совет.
Про свой опыт — у меня дочь на домре занимается и есть проблемы со спиной тоже, не сколиоз пока, но ЛФК — наш лучший друг.
Дочь упорно делает упражнения для спины и за год мы достигли хороших результатов.
Нагрузку на позвоночник дает любой инструмент (хотя скрипка, конечно, особенно), без настоятельных рекомендаций я бы инструмент не меняла — лучше потратить время и силы на поиск адекватных врачей ЛФК и комплексов упражнений, которые помогут ребенку изменить ситуацию. Я понимаю, что с младшим это непросто, но все получиться — было бы желание.
30.08.2007 14:01:50, Иртим

Спасибо, педагогу сегодня буду звонить (взрослая тетка, а мандражирую). Просто я знаю, что она будет нас уговаривать остаться, она лицо заинтересованное, надо решение самой принимать 🙂
30.08.2007 14:23:05, Автор

Прислушайтесь к мамам скрипачей:)
Все будет отлично:)
31.08.2007 01:00:48, Иртим

Бассейн и ЛФК обязательно, но музыку бросать совсем я такое даже дочери не смогу озвучить. Она очень музыкальная, это то что у нее получается хорошо, то что ей нравиться. Нагрузка на спину на фоно естественно есть, но она более равномерная, кстати когда наша за фоно спинка ровненькая.
30.08.2007 14:20:57, Автор

пока врачи не требуют отказаться от занятия на скрипке, продолжайте. на скрипке, кстати, тоже с ровной осанкой надо играть. если устает стоя заниматься, пусть сидя играет.
у меня старшая на скрипке, в 5 класс ДМШ идет. у нее со спиной проблем нет. зато младшая (10 лет), которая на ф-но, имеет сколиоз 1 степени. устает спину держать, но за 4 года занятий уже привыкла что за ф-но надо спину держать. вот за уроками расслабляется:( ЛФК отходили весной, на массаж стоим в очереди (в нашей поликлинике она длится в среднем 3 месяца), над бассейном думаю, куда идти. проблема еще в том, что дочь, хотя обожает плавать в море, терпеть не может бассейн.
30.08.2007 14:51:25, ALora

Спасиб, только я боюсь если врачи потребуют мы уже не на год младше сможем перевестись, а сильно ниже. Она еще когда играет пузо вперед выпячивает, ЛФКшный врач сказала, что и кифоз м.б. Дома за осанкой пытаемся следить, а как в школе педагог не знаю:( Да, еще скоро половое созревание там сколиоз оч. сильно прогрессировать может. (похоже я себя уговариваю)
30.08.2007 15:10:34, Автор

ну, пусть на два класса по специальности ниже перейдет, это же индивид. занятия. на хор, сольф, музлитру все равно с ровесниками будет ходить. я так музыкалку заканчивала, с разницей в год, по спец выпускные сдавала на год позже.
30.08.2007 15:15:04, ALora

Ага, спасибо
30.08.2007 15:23:53, Автор


На сегодняшний день доказано, что длительное воздействие сил или дополнительного давления на элементы зубочелюстной системы приводит к морфологическим изменениям лицевого скелета [1; 2]. Кроме того, в процессе формирования аномалий окклюзии у пациента могут наблюдаться существенные изменения в строении как лицевого отдела скелета черепа, так и специфические для той или иной формы аномалии окклюзии изменения постуры в виде нарушения гармонии строения и движения тела, изменения осанки и походки [3]. Одним из этиологических факторов возникновения постуральных нарушений и связанных с ними аномалий окклюзии и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава является игра на музыкальных инструментах [4; 5]. По данным исследований, распространенность аномалий окклюзии зубных рядов у пациентов на фоне нарушений опорно-двигательного аппарата выше, чем у физически здоровых пациентов. Так, 62,24% пациентов имеют различные аномалии окклюзии зубных рядов, проявляющиеся на фоне нарушений осанки, что говорит о значимости вынужденного положения тела как фактора возникновения окклюзионных нарушений [6]. В частности, вынужденным положением сопровождается игра на некоторых видах музыкальных инструментов, что обуславливает возникновение профессиональных заболеваний. Это связано с тем, что музыканты во время выступлений и репетиций находятся в состоянии функционального перенапряжения, что может проявляться в виде деформаций лицевого скелета и патологий височно-нижнечелюстного сустава. В научных источниках достаточно широко освещено влияние игры на духовых инструментах на развитие деформаций зубов и зубных рядов [7], однако вопрос о связи морфологических изменений области лица с профессиональной игрой на струнных смычковых музыкальных инструментах изучен недостаточно. В частности, игра на скрипке предусматривает вынужденное положение головы в течение длительного времени, так как исполнитель использует нижнюю челюсть для фиксации инструмента [8]. Кроме того, влияние на зубочелюстную систему происходит и за счёт вибраций, направленных на кость челюсти, возникающих при различных техниках игры [9]. Считаем важным учесть, что обучение игре на скрипке начинается с 6-8 лет, в период активного роста и развития костей лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата в целом, что и приводит к возникновению различных деформаций. Также, по мнению ряда ученых, лица, профессионально играющие на скрипке, помимо этого, входят в группу риска заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц, что может повлечь за собой их профнепригодность [10]. Причём с увеличением стажа игры на скрипке достоверно увеличивается разница асимметрии тонуса покоя и контракции жевательных мышц до и после игры на скрипке в сравнении с показателями мышечного тонуса музыкантов, играющих на других музыкальных инструментах [11]. Углубленное изучение влияния профессиональных занятий на скрипке на состояние зубочелюстной системы музыкантов позволит выработать систему профилактики возможных патологических состояний и предложить патогенетический план лечения и реабилитации, что очень важно для их здоровья и профессиональной деятельности.

Целью исследования было выявить степень влияния игры на скрипке на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях и определить факторы, оказывающие максимальное влияние.

Материалы и методы исследования

Проведён анализ 17 литературных источников по проблемам здоровья, оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний музыкантов-профессионалов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Проведено клиническое обследование и анализ фотографий и ТРГ в прямой и боковой проекции 23 человек, играющих на скрипке, в возрасте от 6 до 43 лет (рис. 1).

Проводилось сравнение данных, полученных в ходе клинического обследования и анализа фотографий и ТРГ лиц, играющих на скрипке, с контрольной группой, которую составили 10 обследованных, играющих на других музыкальных инструментах (фортепиано, гобой, домра и др.).

При анализе фотографий в прямой проекции определяли:

1. Углы нижней челюсти справа и слева.

2. Углы, образованные касательными к телу нижней челюсти и средней линией.

3. Наклон головы.

При анализе фотографий в боковой проекции справа и слева определяли:

1. Положение головы.

2. Угол нижней челюсти.

3. Отношение sn-gn:n-gn.

4. Пропорциональность тела и ветви нижней челюсти справа и слева.

При анализе ТРГ в прямой и боковой проекции определяли:

1. Углы нижней челюсти (CoGoMe).

2. Углы, образованные Go-Me и средней линией.

3. Наклон головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом.

4. Соотношения N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me.


Рис. 1. Анализ фотографий: 1 – определение гониального угла; 2 – определение угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица; 3 – определение симметричности положения плеч

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа данных, полученных в ходе клинического обследования с использованием дополнительных методов (ТРГ, фотометрический анализ), были обнаружены типичные изменения у музыкантов, играющих на скрипке: у 70% нарушения осанки и у 48% нарушение симметричности лица (р≤0,05) (рис. 2).


Рис. 2. Частота типичных нарушений у играющих на скрипке, выявленных в процессе исследования

При проведении фотометрического анализа выявили, что у скрипачей левый гониальный угол, являющийся областью, на которую приходится максимальное давление при игре на инструменте, более острый, чем правый (p≤0,05). Также было обнаружено, что средняя величина гониального угла у музыкантов из контрольной группы больше, чем значение левого гониального угла у играющих на скрипке (р≤0,05). В контрольной группе углы слева и справа, как правило, были равны (p>0,05).

При изучении угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица, в среднем его значения слева были больше, но эти изменения были выражены минимально, что и подтверждается статистически (p>0,05).

Нами были выявлены типичные нарушения осанки в сагиттальном направлении, что выражалось в переднем положении головы к туловищу в 70% у скрипачей и в 30% у лиц из контрольной группы (p≤0,05).

Также были обнаружены характерные изменения положения головы в трансверзальном направлении: у 46% скрипачей отмечается наклон головы влево (сочетающийся в 76% случаев с более высоким положением левого плеча), тогда как в контрольной группе наклон головы влево обнаружили только у 10% обследованных (p≤0,05).

Нормальное положение головы было отмечено у 18% скрипачей и у 46% музыкантов из контрольной группы (p≤0,05).

Такая распространённость нарушений осанки в контрольной группе связана с недостаточным вниманием за положением тела со стороны самих музыкантов (или педагогов, в случае когда исполнителем является ребёнок) и не является профессиональной особенностью игры на данных видах музыкальных инструментов. В то время как вынужденное положение головы у профессиональных скрипачей является неотъемлемым условием игры на инструменте.

При оценке пропорциональности лица выявили наличие изменений отношения морфологической высоты лица oph-gn к высоте нижнего отдела лица sn-gn в виде снижения высоты нижней 1/3 лица у 48% скрипачей, тогда как в контрольной группе таких изменений не было обнаружено (p≤0,01).

Выявлены изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица: у скрипачей отношение в среднем составило sn-sto:sn-gn=1:2,8. В контрольной группе это соотношение было нормальным, т.е. 1:3 в среднем, что достоверно различно (p≤0,05). Полученные результаты говорят о тенденции к формированию аномалий прикуса в вертикальной плоскости, а именно, глубокой резцовой окклюзии/дизокклюзии у лиц, играющих на скрипке (рис. 3).


Рис. 3. Изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица

Также обнаружены характерные изменения в пропорциональности тела и ветви нижней челюсти справа и слева: у скрипачей длина тела нижней челюсти слева несколько короче правой стороны (p≤0,05). В контрольной группе таких изменений не выявляется, в среднем при анализе фотографий значения длины тела нижней челюсти слева и справа не отличались (p≤0,01).

Данные ТРГ в прямой и боковой проекции подтверждают результаты фотоанализа. При оценке углов нижней челюсти (CoGoMe), углов, образованных Go-Me и средней линией, наклона головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом и соотношений N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me были получены подтверждения результатов, полученных в ходе анализа фотографий .

Также была рассмотрена зависимость степени выраженности деформаций от возраста обследованных пациентов. При расчете степени асимметрии нижней челюсти и отклонений от нормальных лицевых соотношений было выявлено, что степень выраженности морфологических изменений имеет прямую зависимость от продолжительности игры на инструменте и возраста начала обучения (p≤0,05). Так, у обследованных скрипачей, стаж игры которых составлял менее 3 лет, степень деформаций была минимальна, разница между углами нижней челюсти справа и слева имеет наименьшее значение, степень выраженности нарушений осанки незначительна (p≤0,05). В то же время лица, играющие на скрипке более 10 лет, имеют более выраженные отклонения от нормальных параметров и, как правило, имеют сравнительно более существенную асимметрию костей лицевого скелета и значительные нарушения осанки (p≤0,05).

Также имеет значение возраст начала обучения игре на музыкальном инструменте. Развитие неблагоприятных явлений у юных музыкантов приходится на возрастной период 6-19 лет, когда происходит активное формирование опорно-двигательного и челюстно-лицевого аппаратов. В ходе работы было выявлено, что обследованные музыканты, играющие на скрипке с 5-6 лет, к моменту исследования имели более выраженные деформации по сравнению с теми, кто начал обучение в более позднем возрасте (после 15 лет) (p≤0,05) (рис. 4, 5).

В связи с этим возникает необходимость внедрения средств и методов профилактики возникновения аномалий окклюзии и морфологических изменений лицевого скелета у профессиональных музыкантов, играющих на скрипке. В первую очередь, необходимо проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения постуральных нарушений вследствие гипертонуса отдельных групп мышц, вовлекаемых в процесс игры на инструменте. При раннем начале обучения игре на скрипке обязателен контроль со стороны педагогов и родителей за осанкой и положением головы ребёнка во время занятий. Рекомендовано соблюдение режима труда и отдыха с включением в период отдыха гимнастических упражнений для предупреждения перенапряжения мышц спины, головы и шеи. В частности, по мнению различных авторов, целесообразно применять миогимнастические упражнения для профилактики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и предотвращения привычного смещения челюстей. Особенно показана миогимнастика при повышенном тонусе или спазме жевательных мышц, дискоординации сокращения жевательных мышц, чрезмерной подвижности головки нижней челюсти, щелканья в ВНЧС [12].


Рис. 4. Изменение соотношения sn-sto:sto-gn


Рис. 5. Степень выраженности разницы между углами нижней челюсти справа и слева, где голубым цветом отмечена контрольная группа, зелёным группа скрипачей

1. Игра на скрипке оказывает существенное влияние на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях.

2. Продолжительность игры на инструменте и возраст начала обучения имеют максимальное значение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.