Правильная осанка в первом классе


Введение

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
formirovanie_osanki_v_gpd.docx 20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом. Этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию невротических состояний.

У младших школьников (детей 6-10 лет, осанка еще очень неустойчива, а они большую часть дня проводят в школе и многие исследователи приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики и формирования осанки).

Но в течение учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся, снижается их внимание, работоспособность. Дальнейшее сидение за партой вызывает застойные явления, ведет к утомлению мышц спины, шеи, ног. Утомившись, учащиеся обычно опускают плечи и голову, перекашивают туловище влево или вправо и т. п. Все это отрицательно влияет на формирование правильной осанки.

Например, противостоять утомлению на учебных занятиях помогают физкультминутки, а также комплекс упражнений для позвоночника:

1. И. п. – сидя на стуле (сохраняется для первых 8 упражнений, руки опущены вдоль туловища). Повороты головы – влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.

2. Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.

3. Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок. Темп медленный. 5-10 раз.

4. Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.

5. Положить ладонь на область виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.

6. То же с другой стороны.

7. Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении 10 секунд, расслабление – 15 секунд. 6 раз.

8. Само массаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы. 5-7 минут.

Но самое главное условие для осанки это физические упражнения, которые укрепляет мышцы. Именно поэтому они необходимы детям школьного возраста для правильного формирования осанки.

Формы физического воспитания школьников:

1. Физическое воспитание в школе: - урок физкультуры 3 раза в неделю; - гимнастика перед уроками; - подвижные игры на перемене.

2. Внешкольные формы физического воспитания: - занятия в спортивных секциях; - участие в спортивных соревнованиях.

3. Прогулки и игры на воздухе.

Немаловажную роль играет нахождение ребенка в группе продленного дня. Можно каждый день уделять время для профилактики в формировании правильной осанки физкультурном или спортивном зале, после уроков в школе.

Ниже приведены основные упражнения для укрепления осанки

1. Упражнения у стены.

Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь) . Пусть ребенок, не меняя этого положения :

– сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение (далее и. п.) ;

– присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

– стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

– поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

2. Упражнения лежа.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки в стороны.

– на счет раз – ребенок должен прогнуться, поднимая руки, ноги, туловище и голову вверх;

– на счет 2 и 3 – он должен держать принятое положение;

– на счет 4 – он должен принять и. п.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки вверх.

– на счет 1 – ребенок прогибается, поднимая голову, руки, туловище и ноги вверх;

– на счет 2-3 – выполняет одновременные скрестные движения руками и ногами;

– на счет 4 – принимает и. п.

– прогибаться в спине, поднимая поочередно противоположные руки и ноги- левая нога с правой рукой и наоборот.

– лечь на спину, руки положить вдоль тела. Ноги на полу, согнуты в коленях под прямым углом. Плавно поднимать таз над полом, стараться удерживать бедра и туловище на одной линии.

3. Упражнения с предметами.

Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, ребенок держит мешочек на голове :

– он должен пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

– отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение;

– встать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз

4. Упражнения на равновесие.

Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

– ребенок встает поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны.

– переносит тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

– положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове;

– то же на доске шириной 15 – 30 сантиметров, положенной на гантели.

5. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

И. п. – стать прямо, ноги врозь :

– положить ладони на лопатки (локти вверху) ; развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;

– сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

– Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток :

наклониться вправо и влево;

– повернуться в одну, затем в другую сторону;

– перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

Необходимо отметить, что не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс занятия или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Число повторений упражнений для школьников 6 – 10 лет поначалу не должно превышать 6 – 8 раз.

В заключение, хотелось бы сказать, поддержание правильной осанки, требует систематичности и повторяемости. И постоянно контролировать положение тела у себя, и у школьников.


Нарушение осанки — не является заболеванием, это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое, при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях, является обратимым процессом

При нормальной осанке у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что может негативно влиять на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно — сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.


  • Плоскостопие – это распространенной заболевание, при этом происходит опускание продольного и поперечного сводов стопы под влиянием чрезмерных нагрузок.

Детская стопа по сравнению с взрослой короткая и широкая, а в пяточной области сужена, и пальцы при этом расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Мышцы стопы относительно слабые, сустав-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы по сравнению с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны.

Плоскостопие — заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. Самым эффективным средством предупреждения плоско­стопия является общее оздоровление ребенка, массаж и гимнастика, проводимые с ребенком в раннем возрасте, укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечного аппарата, и таким образом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам.

Если выявили плоскостопие у ребенка, то в лечении широко используется лечебная гимнастика, массаж, плавание, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продол­жался до полного выздоровления.

  • Сколиоз – это тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным его искривлением и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. При этом у больного может сформироваться реберное выпячивание, а в дальнейшем реберный горб.

Сколиоз возникает в период роста позвоночного столба, при этом он бывает врожденный (23%) и приобретенный (при заболеваниях – миозит, артрит, рахит, после травм, а также привычные – на фоне плохой осанки).

При лечении сколиоза следует учитывать особенности развития детского организма. Занятия проводят до времени полного формирования скелета, при этом ориентируются не только на паспортный, но и костный возраст.

Одним из методов лечения сколиоза является лечебная физкультура. При слабом мышечном корсете ребенку трудно долго удерживать правильную осанку, однако систематические занятия дают положительный эффект. Также рекомендуют лечебное плавание (исключить плавание кролем на груди), массаж по специальной методике, электростимуляцию и в случаях прогрессирования заболевания – обязательно носить полужесткий корсет, при этом это не исключает занятие гимнастикой и массаж.

Профилактика:

Необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу в условиях образовательного учреждения, в частности, школы, где ребенок находится ежедневно и где. Такую работу осуществляет, в первую очередь, учитель физкультуры, она проводится на уроках физкультуры и плавания, а также и во внеклассной работе.

В детских дошкольных учреждениях выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие, упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы.

Упражнения и лечебная гимнастика:

Упражнения выполняться в среднем и медленном темпе, по 10 – 12 раз каждое.

При нарушении осанки:

При плоскостопии:

  • ходьба на носках и пятках;
  • босиком по неровной поверхности;
  • собирание мелких предметов пальцами ног;
  • катание мяча пальцами ног.

При сколиозе:

Упражнения должен подбирать врач!

  • лечь на жесткую ровную постель лицом вверх, обе руки сложить под шеей, скрепив запястья. Не отрывая ступней от кровати, пальцы ног тянуть к носу, пятки вперед. В этой позе раскачиваться и вибрировать всем телом, словно рыбка, извивающаяся в воде. Упражнение проделывать утром и вечером 1-2 минуты.
  • лечь на твердую постель, положить под шею жесткий валик-подушечку. Руки и ноги вытянуть вверх под прямым углом к туловищу и 1 минуту мелко потряхивать и вибрировать конечностями, постепенно увеличивать время до 2 минут.

С первых дней жизни большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители. Задача медицинских работников, педагогов помочь и подсказать, как сохранить правильную осанку не навредив здоровью. Даже при предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

Всестороннее физическое воспитание детей и подростков, выполнение общеразвивающих и специальных физических упражнений ежедневно дома, на уроках в школе – основа профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепления здоровья!


ИЗУЧАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ

Педагог дополнительного образования

Борисова Татьяна Ивановна

Цель: формирование у детей представлений о значении правильной осанки в жизни человека.

- учить детей осознанно относиться к своему здоровью;

- познакомить со строением скелета, с правильной осанкой и соблюдением правил посадки;

- разучить с детьми упражнения, позволяющие поддерживать и формировать правильную осанку.

- Что человеку нужно для счастья? (Слава, власть, богатство. Но чтобы это получить, нужны прежде всего ум, воля, трудолюбие и упорный труд. И что-то еще. здоровье.)

- Что такое здоровье? (это слаженная работа всех органов человека) - Значит, чтобы быть здоровым, надо знать, как устроен организм человека.

- Как вы думаете, важно ли каждому из нас знать какие-либо сведения о своём организме?

-Очень давно люди не знали, как они устроены, как надо лечиться, если заболели? Поэтому в древности жили очень недолго.

50 000 лет назад- 19-20 лет

300 лет назад- 29 лет

100 лет назад- до 40 лет

в наше время - 70 лет.

- Значит, чтобы быть здоровым, надо знать, как устроен организм человека, из каких частей он состоит и как эти части работают. Человеческий организм устроен так сложно, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны.

Каждый из вас уникален по поведению, внешности. Однако тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково. Проверим?

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.

2. Покажите, где находится ваша шея.

5. Погладьте себя по животу.

6. Поднимите правую руку вверх.

7. Спрячьте левую руку за спину.

8. Согните правую ногу в колене.

9. Топните левой ногой.

- Ваше тело хорошо вас слушается, а для этого внутри вашего организма

происходит сложная работа.

- Отгадайте, о чём сегодня пойдёт речь.

Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю.

Китайские мудрецы называют позвоночник деревом жизни, и считают, что именно от его состояния зависит здоровье человека.

- Наверное, ни для кого из вас не секрет, что внутри нас находится скелет – это каркас человеческого тела, благодаря которому тело поддерживает форму. Как вы думаете, что станет с телом человека без скелета. (Отвечают).

Мне приснился страшный сон:

Мой скелет исчез. Где он?

На кого я стал похож?

Некрасив и непригож,

Голова, как сдутый мяч.

Жаль мозги свои, хоть плачь.

Ноги, руки, словно плеть,

Мне не прыгать, не сидеть.

Стержня нет внутри меня.

Я – не я, червяк, змея.

И лежу огромной кляксой.

Как же тут не станешь плаксой?

Я проснулся. Вот он я.

Руки, ноги, голова.

Нет, хорошо, что есть скелет.

Он опора внутри нас

И защита, и каркас.

- Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? Если не могут, то почему?

- Кроме того, скелет защищает внутренние органы от ударов.

- Если у человека правильно сформирован скелет, про него говорят, что у него хорошая осанка. Осанка – это то, как мы сидим или стоим, умение держать своё тело.

- Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.

Когда вы были совсем маленькие, ваши кости были мягким, а мышцы такие слабые, что невозможно было удержаться на ногах. Вам потребовался год, чтобы ваши мышцы окрепли и вы смогли ходить. До 18 – 19 лет кости и мышцы развиваются и крепнут.

За это время со скелетом могут произойти неприятные вещи: позвоночник изогнется вправо или влево, то врач ставит диагноз: сколиоз (искривление). Как вы думаете, может быть не стоит на это обращать внимание? (Искривление не только уродует фигуру, но и вредит здоровью. Если есть искривление, то позвоночник смещается и пережимает нерв – возникают болезни).

Я думаю, что каждому из вас интересно проверить свою осанку.

Встаньте спинной к стене, так чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены, между стеной и поясницей попробуйте просунуть кулак, если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Как вы думаете, что нам мешает сохранить хорошую осанку?

- сидячий образ жизни – большая часть времени за занятиями;

- работа за компьютерами (даже в выходной);

- мало гуляем, выходим в походы, лес, больше дома за TV и компьютером.

- мало времени для занятия спортом.

- носим тяжёлые портфели.

Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Давайте составим Рецепт здоровья, а в частности рецепт сохранения правильной осанки. (исходя из причин, изложенных выше).

У каждого ученика пустой стаканчик из-под йогурта. Дети ставят его на голову, руки на пояс, медленно поднимаются на носки, затем опускаются на ступню.

Вода в Индии – дорогое удовольствие. Люди ходят за ней, носят наполненные кувшины на голове. Давайте отправимся к ручью.

Правильная осанка – залог здоровья. Для чего нужна человеку правильная осанка? Правильная осанка делает фигуру человека красивой и помогает работе двигательного аппарата и всего организма. Чтобы вы это помнили, сохраните эту памятку и старайтесь всегда выполнять все советы.

Правильно сиди за столом, партой, не горбись.

При переносе тяжестей равномерно нагружай руки.

При переносе школьных принадлежностей используй рюкзак.

Не нагружай портфель лишними вещами.

Спи на жесткой постели с невысокой подушкой

Больше двигайся.

Ежедневно по утрам делай зарядку

Каждый день смотри в зеркало, оно подскажет, какая у тебя осанка.

Класс: 1

Учитель: Ткаченко Татьяна Павловна, ОШ №1

Тема урока: Осанка. Признаки правильной осанки. Как правильно сидеть за партой.

Цель:

Закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения; развивать умение распознавать признаки правильной осанки; воспитывать стремление иметь правильную осанку для сохранения и укрепления своего здоровья.

Задачи:
Предметные: формирование умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления осанки человека.

Личностные: осознание значимости правильного отношения к своему здоровью; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохра ­ нять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои дей ­ ствия по точному и оперативному ориен ­ тированию в учебнике.
Коммуникативные : уметь форму ­ лировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование здоровьесберегающей компетентности.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: беседа и рассказ учителя, использование художественного слова, создание проблемной ситуации, дидактические игры, работа в парах, практические занятия, использование ИКТ (просмотр видеороликов по теме урока).

Ожидаемые результаты:

- сформированность здоровьесберегающей компетенции обучающихся; бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

- применение обучающимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности.

Ход урока

I . Организация класса. Психологический настрой.

Получен от природы дар…

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз –

здоровье - очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

II . Мотивационный этап.

2.2. Введение сказочного героя

- К нам на урок здоровья пожаловала Баба Яга. Она жалуется, что у нее очень болит спина, даже летать не может. Попробуем ей помочь.

- Как вы думаете, почему у Бабы Яги может болеть спина? (Ответы детей)

- По-видимому, у нашей гостьи неправильная осанка.

2.3. Постановка проблемного вопроса (с использованием худ. слова)

- Кто из вас знает, что такое осанка?

Мне приснился страшный сон:

мой скелет исчез. Где он?

На кого я стал похож?

Некрасив и непригож,

Голова, как сдутый мяч.

Жаль мозги свои, хоть плачь.

Ноги, руки, словно плеть,

Мне не прыгать, не сидеть.

III . Постановка учебно-воспитательной задачи, целей урока.

- Сегодня на уроке узнаем, что такое осанка, какой должна быть правильная осанка, проверим свою осанку и выучим упражнения для коррекции осанки.

IV . Восприятие и осознание изучаемого материала

4.1. Рассказ учителя

- Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы штаны или платье могли сами стоять вертикально? (Нет).

- Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их нужно на что-либо или кого-нибудь надеть.


- Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет - это наша опора. На вид он хрупок, но в действительности очень крепкий. (Показ рисунка)

- Осанка - привычное, непринужденное положение тела человека во время ходьбы, сидения, стояния.

- Позволяет держать осанку позвоночник - основной стержень тела. Он проходит посередине спины.

4.2.Оздоровительная минутка

Рано утром все проснулись,

Спинки дружно все прогнули -

-Вот и мышцы отдохнули.

В пояс надо поклониться.

Повернулись вправо, влево

-Стало гибким наше тело.

Поднимаемся все выше

-Выше дома, крыши выше.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

И на месте пошагаем.

4.3. Работа в парах

- Посмотрите внимательно на рисунки и попробуйте распределить их на 2 группы.





- Почему так распределили?

- Назовите признаки правильной осанки.

- Как вы считаете, правильная осанка дается человеку от рождения или человек приобретает её?

- Поиграем с нашими человечками, которых вы изготовили для этого урока дома.

- Роль позвоночника у пластилиновых человечков будет выполнять ниточка. Поставьте человечка на дощечку, наклоните его вправо (влево).

- Что при этом происходит с позвоночником-ниточкой?

-Сейчас мы с вами проведем эксперимент.

- Посадите за стол человечков так, чтобы у них сохранилась правильная осанка, то есть позвоночник-ниточка должен быть ровным.

- А теперь посадите человечка за стол неправильно.

- Что происходит с позвоночником?

- Каким станет позвоночник, если человек постоянно так будет сидеть?

- При каких еще условиях осанка может становиться неправильной?

4.5. Мини-итог

- У некоторых детей возникает нарушение осанки - сколиоз. Это значит, что позвоночник деформирован. Начинается такая болезнь, как правило, в 8-10 лет, лечится долго, иногда даже в больнице.

4.6. Практическая работа (научить определять правильность осанки)

1. Рассмотреть рисунок, объяснить, как определяют правильность осанки.

2. Выучить с детьми пять частей тела: затылок, лопатки, ягодицы, икры, пятки.

3. Объединить детей в пары, стать у стены и определить друг у друга правильность осанки.

- Встаньте плотно к стене. Сомкните стопы, посмотрите прямо вперед. Руки опустите по швам. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в пяти точках - затылке, лопатках, ягодице, икрах и пятках, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка правильная; если нет - мышцы брюшного пресса слабые и живот оттягивает позвоночник вперед.


- Сделайте вывод, какая у вас осанка.

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не сутулиться.
  • При перенесении грузов нужно равномерно нагружать руки.
  • Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  • Спать на жесткой кровати с невысокой подушкой.
  • Сидеть с максимально прямой спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждых 15 минут сидения за столом нужно менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждых 30 минут обязательно встать, походить, полежать.
  • Стоять и выполнять разную работу следует также с максимально прямой спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния нужно обязательно полежать (разгрузив позвоночник).
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

V . Закрепление изучаемого материала.

5.1. Работа в тетради

(Как правильно сидеть за партой. Сравнение правильного и неправильного сидения за партой).

- Высота парты должна соответствовть росту школьника. Сидеть нужно слегка оперевшись на спинку парты или стула. Туловище должно быть расслабленным, руки в локтях образуют прямой угол, плечи опущены. Опорой для туловища также должны быть ноги и спинка стула. Главное для рабочего места — его удобство, достаточное освещение, возможность иметь под рукой все необходимое, отсутствие лишних вещей.

5.2 Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения осанки (видеосюжет)

VI . Итог урока

6.1.Беседа

- К каким последствиям может привести неправильное сидение и ходьба?

- Как быть ребенку, если у него сформировалась неправильная осанка? (Нужно обращаться к врачу).

- Вывод: чтобы не пришлось обращаться к врачу, всегда следи за своей осанкой.

- Дайте советы Бабе Яге, что нужно сделать, чтобы у нее не болела спина и была правильная осанка.

1. Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
2.Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать
Походить не полениться.

3. Груз тяжёлый и большой
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй
В две руки
И в путь ступай.

4. Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели,
Спи на жёсткой ты постели.

- Наша гостья искренне благодарит вас, дети. Благодаря вашим советам Баба Яга снова может вернуться в свою сказочную страну.

VII . Рефлексия

- Вы смогли помочь нашей гостье и поднять ей настроение.

- А какое настроение после урока осталось у вас?

- Желаю вам быть всегда здоровыми. Благодарю за сотрудничество на уроке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.