Правильная осанка при игре на гитаре


Акустическая либо классическая гитара относятся к силовым струнным инструментам. Иными словами, при игре, гитарист прикладывает некоторые усилия, нажимая пальцами на грифе либо играя перебором. Следовательно, начинающим гитаристам следует обратить внимание на правильную посадку при игре.

Правильная посадка очень важна при игре в дальнейшем. Она позволяет снизить нагрузку на руки, правильно перераспределять энергию тела, снизить напряжение в районе спины, облегчить исполнение сложных приемов в произведении, а также выработать правильное дыхание во время игры на гитаре.

Если изначально с полной серьезностью отнестись к посадке, игра на гитаре будет приносить большее удовольствие. Конечно, с самого начало будет достаточно неудобно и дискомфортно, но поверьте, в дальнейшем сам процесс игры станет для Вас приятным.

Гитара является одним из самых свободолюбивых инструментов, которая открывает огромный мир музыкального самовыражения. Очень много в мировой практике моментов, когда каждый из самостоятельных жанров в музыке сам диктовал правила исполнения и в частности посадки гитариста. Например, стиль игры на гитаре у хиппи - это сидеть, скрестив ноги, либо если взять рок-музыкантов - они играют стоя с гитарой на уровне бедер. Возвращаясь назад к примерам, можно вспомнить Владимира Высоцкого, который любил играть стоя на выступлениях, держа гитару выше бедер. В общем стало понятно, - гитарист играет, как его душе угодно. Но не смотря на такие личные приемы игры на гитаре, все музыканты начинали именно с классических приемов игры.

Если Ваш ребенок только начинает осваивать гитару, заставляйте его проявлять некоторые усилия над собой после того, как преподаватель расскажет об этой технике правильной посадки. На некоторое время придется забыть о стульях, креслах со спинкой. Первые 3-6 месяцев занятия и подготовка до будут проходить исключительно на стуле или банкетке без спинки. Лишь в дальнейшем, после наработки некоторых навыков, можно будет пользоваться уже более универсальными способами игры, на свой вкус.


Самые основные посадки для гитариста - это классическая и современная. В обоих случаях Вам понадобится специальная подставка под ногу гитаристу. Ее можно приобрести у нас или у наших партнеров. Это складная металлическая конструкция с регулировкой высоты (смотрите рисунок ниже), на которую прикреплена антискользящая резиновая накладка.


При классической посадке, гитарист опирает корпус деки гитары на левую ногу, которая в свою очередь стоит на подставке. Гриф при этом должен находиться под углом в 45 градусов. Левая рука должна быть согнута в локте и находиться на уровне плечевого сустава. Правая рука в района локтя должна располагаться на обечайке, а сама кисть - около отверстия деки.


Современная посадка более удобна и комфортна. Здесь музыкант уже кладет инструмент на правую ногу. Подставка также может быть использована для снижения нагрузки на руки. В этом случае сам гриф уже не так сильно смотрит вверх, как у классической посадки - положение инструмента практически горизонтальное. При такой посадке левая рука музыканта при этом имеет максимальный доступ к ладам.


Давайте подытожим эту статью полезными рекомендациями.

1.Старайтесь держать осанку. При неправильной осанке усложняется дыхание и если вы еще и поете, то пение будет затруднено.

2.Старайтесь дышать ровно. В противном случае, дыхание будет затруднено

3.Не напрягайтесь. От напряжения возникнет усталость от игры. Расслабляйте плечи, руки и ноги. Игра должна приносить удовольствие.

4.Делайте перерывы. Периодически крайне необходимо останавливаться во время занятий и делать легкую разминку шышц шеи, плечей.

Конспект консультации разработан

педагогом дополнительного образования: Махно Ириной Васильевной

Цель консультации: познакомить с родителей с особенностями правильной посадки и осанки гитариста

Форма проведения: беседа, диалог, обмен мнениями.

Повестка собрания:

  • создание условий для занятий дома, контроль за режимом дня ребенка, необходимостью чередования игры на гитаре и отдыха;
  • упражнения для позвоночника и кистевых мышц во время домашних занятий.

  • обучения игре на гитаре, на уделяю большое внимание и сохранению здоровья детей. Так как при занятиях на инструменте позвоночник длительное время находится в одной позе, то, конечно же, необходимо ему давать отдых, проводить небольшую разминку. Если на занятиях В ЦВР за осанкой и посадкой следит педагог, то при домашних занятиях необходим родительский контроль.
  • всего, поговорим о позвоночнике. Позвоночник наших детей испытывает большие статические нагрузки. Это - многочасовое сидение в школе, занятия в музыкальной школе и на каких-либо кружках, где ребенок не двигается, затем - выполнение уроков дома и времяпровождение за компьютером. Все это при недостаточной двигательной активности может привести к искривлению позвоночника - сколиозу. Дети в настоящее время очень мало двигаются. А так как кости ребенка растут и формируются - все факторы оказывают влияние и на формирование изгибов позвоночного столба.
  • прежде всего, родители должны заботиться о двигательной активности ребенка, а также следить за правильной осанкой во время выполнения уроков и занятий на гитаре. При игре на любом инструменте существует годами выработанная правильная классическая посадка. Есть она и у гитаристов.

(Демонстрирую родителям правильную посадку гитариста).

Я думаю, что увидев правильную посадку, вы теперь сможете контролировать каждый своего ребенка во время игры на гитаре.

Всем известно, что лучше предупредить болезнь, чем потом стараться вылечить ее. Это простой и очевидный факт, которым мы часто пренебрегаем.

Давайте вспомним, прежде всего, что такое правильная осанка.

Голова держится прямо, плечи и грудь расправлены, подбородок поднят по центру между расправленными плечами, живот подтянут. Позвоночник отклонен назад. Такое положение человека - наиболее комфортабельное для любой деятельности, так как все части тела сохраняются в совершенном равновесии.

По версии многих ученых, некогда человек был четвероногим животным. Его позвоночник, как и у других животных, располагался горизонтально и служил для уравновешивания всех частей тела. Такой позвоночник оставался в идеальном состоянии, мог выдержать любой стресс, любое напряжение и воздействие различных неблагоприятных факторов - холода, голода, психических и физических травм, облучения, кровопотери, инфекции и т. д. Но с тех пор, как человек принял вертикальное положение, позвоночник стал служить в качестве стержня или колонны, вот тогда и возникли различные динамические трудности. Позвоночник превратился в ту часть тела, которую легко вывести из строя.

Позвоночник человека состоит из 33 позвонков, расположенных один под другим, образующих вертикальный столб: 7 верхних позвонков называются шейными, следующие 12 – грудными, далее идут соединительные 5 позвонков - поясничные, затем 5 позвонков, сращенных в треугольную форму, - крестцовые и последние 4 - копчик.

Между позвонками расположены хрящи и связки, которые амортизируют удары, трения, растяжения, защищают позвоночник от перегрузок и нежелательных воздействий.

  • только человек принял вертикальное положение, гордо подняв свою голову над телом, его позвонки постепенно параболически искривились, уплотнились, чтобы смягчать удары, которые могут быть нанесены мозгу. Каждый позвонок при движении легко выходит из общего строя, слегка смещаясь, изгибаясь или съезжая в сторону. Здесь-то и кроется одна из причин возникновения болезней человека.

В особенно неблагоприятном положении находятся наши органы и шейные позвонки, наиболее третий и четвертый, когда мы встаем вертикально, то есть ходим, сидим, стоим.

При подвывихе первых шейных позвонков страдают глаза, лицо, шея, легкие, диафрагма, живот, почки, надпочечники, сердце, селезенка и кишечник.

Если подвывих происходит в четвертом позвонке, вероятнее всего будут поражены глаза, лицо, шея, легкие, диафрагма, печень, сердце, селезенка, надпочечники, зубы, горло, нос, уши и т. д., в то время, как среди грудных позвонков, вероятнее всего поражаются подвывихом 2-й, 5-й, 4-й, 10-й позвонки. Поэтому если у ребенка не в порядке легкие и плевра, знайте, это происходит оттого, что вы не заботитесь ежедневно об исправлении подвывиха 2-го грудного позвонка.

Если у ребенка не все благополучно со зрением, часто болят горло, живот, плохо функционирует щитовидная железа, - у вас происходит подвывих 5-го грудного позвонка.

Ваше сердце, почки, кишечник, нос, зрение, вероятнее всего, страдают из-за подвывиха 10-го грудного позвонка и т. д.

Отсюда напрашивается вывод: все болезни и нарушения в организме происходят из-за смещения отдельных позвонков, составляющих позвоночный столб.

Чтобы сохранить привычку к идеальной осанке, нет лучшего средства, как постоянно исправлять нарушения, возникающие в позвоночном столбе, при помощи сна на твердой ровной постели. Поэтому постель ребенка не должна быть излишне мягкой.

Необходимо следить за сменой видов деятельности: после выполнения уроков ребенок должен активно отдохнуть, то есть подвигаться. Это могут быть и подвижные игры, и работа по дому, и занятия в спортивной секции.

Во время игры на гитаре следите, чтобы спина у ребенка была ровная, корпус слегка наклонен вперед, но, ни в коем случае не изогнут в сторону. Нельзя допускать небрежности в посадке. Если на это не обращать внимание, то у ребенка закрепится такая посадка и, соответственно, со временем разовьется искривление позвоночника. После 20-30 минут занятий, ребенку следует размяться, те есть сделать небольшую гимнастику для того, чтобы спина отдохнула.

Упражнения для позвоночника входят в комплексы утренней гимнастики. Это - и наклоны в стороны, вперед-назад, повороты, вращения рук, упражнения для шейного отдела. Ребенок может дома выполнять те упражнения, которые выполняет с учителем в классе.

Таким образом, со стороны родителей необходим постоянный контроль, так как ребенок может еще не осознавать важность правильной посадки гитариста и правильной осанки.


Большинство новичков редко задумываются о том как держать гитару. Конечно, может показаться что это не важно. Главное чтобы было удобно. Но правильно и удобно сидеть особенно важно именно на первых порах обучения, и поэтому стоит уделить посадке пристальное внимание. Ведь от положения гитары относительно вас, зависит стиль, чистота и правильность исполнения композиций. Только после того, как поставлено уверенное положение рук при игре, можно будет отнестись к этому более снисходительно. Однако, если вы в начале своего пути — правилами лучше не пренебрегать. Иначе вы рискуете значительно замедлить свой прогресс. А рано или поздно, все равно придете к тому, что сидеть надо правильно!

Виды и варианты посадки

Разумеется не существует одного единственного способа игры. Нет какой-то волшебной позиции или закона по этому поводу. В одних вариантах удобнее, в других правильнее, в третьих легче. Разные композиции могут требовать разного положения грифа. И если вы испытываете дискомфорт — попробуйте взять инструмент по другому.

Так как же держать гитару? В этой статье мы рассмотрим три основных варианта.

  1. — Классическая
  2. — Дворовая
  3. — Игры стоя

Каждая из позиций имеет свои достоинства и недостатки. В более детальном рассмотрении, вы сможете подобрать для себя наиболее оптимальный для вас вариант.


Классика — это положение гитары обеспечивает удобство игры на всех ладах грифа. Тем самым упрощая чистую игру для сложных произведений. Как правило, данную посадку используют для классической гитары (нейлон).

Гитару следует положить выемкой (изгибом) на левую ногу. Самая верхняя точка корпуса должна чуть прижиматься к центру груди. Локоть правой руки фиксирует инструмент (сильно придавливать не надо). Осанка, в угоду удобства, должна быть прямой, но слегка наклонена в сторону гитары (вперед).

Левую ногу следует поставить ровно и прямо. А так же приподнять — встать на носок или подставить какую нибудь подставку. Для этих целей существуют даже специальные, гитарные подставки для ног. А вот правая нога должна быть отодвинута назад и вправо от гитары. Верхняя часть ноги участвует в фиксации инструмента.

Классическая посадка самая устойчивая из всех вариантов. Гитара стоит правильно без участия левой руки. Тем самым давая ей полную свободу действий. А сама позиция в целом — предотвращает распространенные ошибки новичком в использовании левой и правой руки.

Я рекомендую всем начинающим именно эту посадку.


Расслабленно — так играют большинство уличных и эстрадных музыкантов. Тело более раскрепощено и менее скованно, но гитара не так устойчива по сравнению с классической посадкой.

Гитару держат на правом бедре, придерживая гриф левой рукой. Правая рука напротив — свободна в своих действиях. Что облегчает игру боем и перебором на простых аккордах. Ноги либо раздвигают в разные стороны, либо кладут друг на друга.

По большому счету, в этом стиле держать гитару можно как угодно. Его показывают в кино, так играют на лавках и сцене. Но учиться основам игры в данной посадке сложнее.


Стоя на ногах держат гитару на выступлениях, рок-концертах, в электричках — перед публикой. Чаще всего гитара держится на ремне, который крепится к корпусу на специальные крепления. А для классической гитары — специальный ремень с зажимами. Когда играют стоя, держат гитару по разному, тут выделяется несколько вариантов. Для исполнения сложных композиций или при игре на нижних ладах — гитару держат выше. Когда же требуется играть боем или например используются несложные аккорды — ниже.

Как бы не казалось что стоя играть легче, лучше вовремя обучения себя в этом ограничить. Без базовых навыков и подготовки это может привести травмам или неправильным привычкам. От которых тяжело будет отвыкнуть.

Как держать гитару при обучении?

В самом начале пути, будущий гитарист рискует приобрести ошибочные навыки. Не знание техники исполнения, приводит к тому что новички неправильно держат гриф, сильно наклоняются — изнашивают руки. Помните о том, что переучиться будет намного сложнее, чем учиться с нуля!


Начните с классической посадки — она интуитивно приводит к правильным позициям рук. После того, как только проснувшись и взяв в руки гитару, вы безошибочно, на чистой автоматике используете верные положения. Можно будет использовать дворовую посадку. И только после нее, начните играть стоя.

Гитара это не так сложно, как может показаться на первых порах. В дальнейшем, как и езда на велосипеде, полученные знания уже не будут вылетать из вашей головы и рук. Практика и усердие однажды приведут вас к успеху. Главное помните — учиться легко!

Посадка и постановка рук гитариста - это основа обучения игры на гитаре, фундамент исполнителя. Какая постановка рук для гитары правильная? Какая посадка?

Правильная посадка гарантирует удобство и свободу при игре, предотвращает появление зажатия (которое образуется обычно от напряжения физического и психологического).

- удобная для игры посадка;

- правильное положение инструмента;

- правильное положение рук и их движение.

Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям:

а) устойчивость инструмента;

б) свобода движений.

С физиологической точки зрения процесс игры на гитаре это расслабление и напряжение мышц. Эти сокращения подаются головным мозгом человека. Многократный повтор этих действий делает движения автоматическими. Но на начальном этапе необходимо делать все осознанно, без излишних судорожных движений.


Некоторые рекомендации при посадке гитариста

При занятиях гитарой дома нужно использовать твердый стул , так же подойдет табуретка. Не диван, особенно мягкий, тело проваливается , спина изгибается, одно плечо может заваливаться выше другого, это недопустимо, так как может привести к проблемам со спиной в будущем.

Спина должна быть прямая . Обратные ситуации чреваты искривлением позвоночника, усталостью. Тем более существует общеизвестный факт, что при прямой спине, мозг работает гораздо эффективнее.


При игре на классической гитаре используется классическая постановка с использованием подставки . Подставка ставится под определенную ногу, гриф гитары поднимается. Это положение помогает держать гриф в удобном месте для глаз, не перегружать спину.

Посадка ( 2 часть)

Постановка рук

Обозначения:



Правая рука лежит на высоком месте корпуса, соприкасается с обечайкой в месте чуть дальше локтя.

При игре правая рука ставится по принципу правила креста , то есть большой палец как-бы перекрещивается с указательным пальцем (образует крест).

Угол зацепления пальца со струной равен 90 градусов.

Большой палец – немного впереди всех остальных пальцев

Кисть должна быть немного изогнута. Естественный небольшой изгиб.

Запястье поднято над декой, оно не должно лежать плашмя. Будут глушиться струны , и это достаточно неудобное положение.

Большой палец не двигает одной фалангой, при игре задействуется весь палец.

При игре любых мелодий или гамм, чередуем пальцы i , m . Играть одним пальцем - моветон и путь в никуда в техническом плане. Потому что, рано или поздно вы столкнетесь с тем, что не сможете сыграть более быстрые и сложные произведения. А переучиваться будет очень не легко.

Положение правой руки – примерно возле конца розетки.


Пальцы ставятся под углом 90 градусов к грифу, на подушечки.

Обязательное расстояние между пальцами, ладонью и грифом ( принцип яблока) , как будто между грифом и ладонью лежит воображаемый спичечный коробок.

Форма руки - округлая .

Между пальцами воздух, расстояние.

Пальцы ставятся на подушечки, перпендикулярно грифу.

С обратной стороны грифа стоит , не лежит и не заваливается большой палец, примерно в районе первого и второго пальца с передней стороны грифа.


Локоть висит спокойно, расслабленно, не прижат и не оттопырен.

Пальцы не заваливаются к первому, 2 и 3 стоят параллельно на подушечках, а 1 и 4 наклонены в разные стороны.

Зажимать струны у правого края лада (порожка), так звук будет чище и лучше.


И помните! Если у вас закреплены неправильные (или не совсем правильные) навыки - никогда не поздно начать переобучение!


Ответ на первый вопрос заложен в истории развития гитары. Известно, что наибольший вклад в совершенствование конструкции и выразительных возможностей гитары внесли Испания и Италия, причем музыкальная стилистика в культурах этих стран значительно отличалась. Испания – это,

разумеется, фламенко. Экспрессивность игры, особый эмоциональный настрой исполнения и импровизационная манера игры – это неотъемлемые качества игры на гитаре фламенко. Это достигается в том числе техническими особенностями: гитарист фламенко обычно играет ближе к подставке, чем на классической гитаре, используется прием апояндо, в результате чего достигается более яркое и резкое звучание, постоянно чередуется расгеадо (полноценные аккорды) с пассажами и мелодиями. Все это требует характерного положения правой руки и в целом - очень высокого расположения гитары, для достижения этой цели некоторые исполнители используют не только позу нога на ногу, но и подставку под правую ногу.



Любые вопросы музыкального исполнительства неразрывно связаны с мышечными ощущениями, поиском максимальной свободы в игре на инструменте, тем, что обычно скрывается за понятием удобства – одним словом, с вопросами физиологии. Если рассмотреть с этой точки зрения, предположим, посадку гитариста фламенко, наглядно видна асимметрия в области плечевого пояса и неестественно вывернутые суставы в первом варианте; второй вариант посадки также требует значительных мышечных усилий, учитывая, что нельзя прижимать корпус гитары к туловищу.

Также при этой посадке практически неисполнимым становится прием тирандо, а именно он широко используется при игре аккомпанемента, что было очень характерно для итальянской музыкальной культуры, неразрывно связанной с вокальным искусством. По большому счету, то, что мы

привыкли считать классической посадкой гитариста – результат долгой эволюции, целью которой был поиск компромисса, при котором становится возможным исполнение музыки самых различных музыкальных стилей при максимальном удобстве и свободе игрового аппарата.


Интересны идеи известного испанского гитариста, педагога и композитора Дионисио Агуадо.


Дионисио Агуадо

Изображенный на этом портрете способ игры вряд ли можно назвать удобным, положение гитары крайне неустойчиво, однако постановка левой руки и расположение грифа вполне соответствует современным представлениям. Агуадо, очевидно, осознавал недостатки такой постановки - еще в позапрошлом столетии он работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге, как к роялю, и играть. Он считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения (эта идея дожила до наших дней, шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользуется подобным приспособлением на своем концерте).

Доподлинно неизвестно, кому пришла в голову идея использовать подставку для левой ноги – тот недостающий элемент, который позволяет добиться устойчивости и удобства в игре на гитаре. Однако, например, Маттео Каркасси, также широко известный исполнитель и композитор, чьи произведения до сих пор активно используются в педагогическом репертуаре, уже демонстрирует гитарную посадку, которая привычна для нас и носит название классической. Правда, в своих методических комментариях он все-таки говорит о трех точках опоры гитары, опуская опору на правую ногу.


Маттео Каркасси

В методике классической посадки наиболее удачно реализовано стремление исключить любое напряжение, которое может быть вызвано неудобством положения гитариста во время игры, и сохранить естественную осанку. Основная цель классической посадки - уравновесить и зафиксировать гитару только благодаря её положению на бедре и весу лежащей на ее корпусе руки. При такой посадке, даже если опустить левую руку, гитара должна устойчиво оставаться на месте. В классическом стиле сидеть принято на краю стула или табуретки. Для того чтобы поднять гитару на нужный уровень и держать под удобным для игры углом, левая нога ставится на подставку или скамеечку. Гитара боковым вырезом ставится на левую ногу, а правая нога отодвигается немного в сторону, чтобы лучше подпереть корпус гитары. Высота подставки подбирается индивидуально, так, чтобы гитара стояла удобно, с небольшим уклоном. Есть точка зрения, что верхняя дека гитары должна находиться в вертикальном положении. Это нужно признать неправильным, так как гитара в таком положении прижата к корпусу и звук становится более глухим. Когда гитара наклонена, то исполнитель касается груди только верхней частью нижней деки, к тому же звук дальше распространяется, поскольку резонаторное отверстие направлено выше горизонтальной линии. Многие гитаристы используют суппорты различных конструкций, это позволяет сделать посадку еще более симметричной и свободной, исполнители, имеющие проблемы с позвоночником, отмечают, что игра с суппортом заметно комфортнее и позволяет дольше заниматься без усталости и неудобств. Конечно, к суппорту тоже нужно привыкать, к тому же это приспособление достаточно

дорогое, некоторые модели нельзя прикрепить к матовым гитарам, только к полированным, да и доступные по цене модели не отличаются хорошим качеством.


А. Дервоед


Гриф гитары должен быть примерно под углом 45 градусов к полу, чтобы голова грифа была примерно на уровне плеча или чуть выше. Корпус тела следует держать прямо, для достижения большей устойчивости его можно немного наклонить.


А. Сеговия тоже призывал несколько изменить посадку для женщин. Е. Ларичев поместил в своей Школе иллюстрацию, где показана посадка женщины-гитаристки. Женская посадка долгое время обсуждается гитаристами и отличается меньшей устойчивостью. Поэтому в детских музыкальных школах практикуется мужская посадка даже для девочек.





Тут уже только три точки опоры, одна из которых – предплечье правой руки, которое постоянно находится в движении. Грудь тоже нельзя назвать достаточно устойчивой точкой опоры, если только не прижать гитару очень сильно. Гриф находится параллельно полу, и его приходится поддерживать левой рукой. Запястье получается согнутым под 90 градусов, что крайне затрудняет исполнение технически сложных произведений, ограничивает беглость, приводит к зажатию и усталости рук. (Игра стоя здесь не рассматривается как способ, не относящийся к теме данного сообщения, но можно заметить в скобках, что большинство виртуозных соло-гитаристов держат гриф очень высоко, порой почти вертикально).

Тем не менее есть множество исполнителей, которые и при такой посадке достигают великолепных результатов, как быть с этим фактом? Если посмотреть на исполнение, предположим, Томми Эммануэля (и других приверженцев стиля фингерстайл), на нашего Александра Виницкого, можно заметить, что от блюзовой посадки они значительно отошли, расположение грифа ближе скорее к позиции фламенко, а многие используют положение нога на ногу или ставят подставку под правую ногу – такой вариант позволяет добиться большей устойчивости. Во многих гитарных кружках при обучении начинающих стали использовать именно такую посадку.



Томми Эммануэль Александр Виницкий


И все-таки при подобных вариантах гитарной посадки никак не избежать очевидных недостатков – положение плеч исполнителя несимметрично, правое плечо поднято, положение левой руки также нельзя назвать естественным. Но если для взрослых гитаристов с большими руками и соответствующим ростом эти минусы сколько-то сглаживаются, то при обучении детей они становятся просто вопиющими, негативное влияние такой посадки на осанку ребенка совершенно очевидно.


дефекты посадки и постановки, все искривления и неправильные развороты корпуса становятся очевидными, если посмотреть на ребенка со спины. Контроль за правильностью и свободой посадки, как и вообще вся работа над игровым аппаратом, не ограничивается начальным этапом обучения, новые проблемы и трудности могут возникать как по мере усложнения изучаемого репертуара, так и просто по мере роста ребенка – детский организм может расти, как известно, скачками и не всегда пропорционально, что обязательно влечет за собой изменения как в постановке рук, так и в посадке в целом.

1. Формирование исполнительских умений

и навыков учащихся детской

музыкальной школы в классе гитары

2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.

Е. Ларичева. - М.: Музыка, 1990

3.ндрес Сеговия. - М.: Музыка, 1981

4.скусство игры на классической гитаре

5.Иванов-кола игры на шестиструнной гитаре. - Пере изд. - М.: Музыка, 1989.

6.кола игры на шестиструнной гитаре

под ред. А. Иванова-Крамского. - М.: Музыка, 1965.

7.амоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М.:

Музыка, 1991.- 94с.

8. Твой друг гитара. - Киев: Муз. Украина, 1993.

9. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. - Киев: Книга, 2003.

10.кола игры на шестиструнной гитаре, ред.

И. Поликарпова. - М.: Сов. композитор, 1981.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.