Правильная осанка и ее значения для здоровья и хорошей учебы

Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы

Введение

. Дети – это наше будущее. Мы хотим видеть их здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не мало важно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Школьные годы – это счастливая пора, полная каждодневных открытий и идеальное время для того, чтобы ребенок испортил осанку. Возможностей заработать искривление позвоночника масса: начиная с тяжёлого рюкзака, неудобной школьной парты и неправильной осанки. От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека. Как пережитьдесять школьных лет и сохранить хорошую осанку?

Родители изо всех сил стараются сделать ее еще лучше: покупают удобную форму, вместительный рюкзак, красивые тетради и ручки, которыми приятно и удобно пользоваться. Но все это не спасает от главной проблемы, связанной с нарушением осанки у детей. Ведь каким бы ярким и красивым ни был портфель, набитый под завязку книгами, он является одной из основных причин искривления позвоночника.

По мнению чиновников, вес ранца учеников с первого по третий класс не должен превышать трех килограммов, школьная сумка ученика четвертого класса вместе с содержимым может быть на полкилограмма тяжелее. В действительности из 1300 ранцев, взвешенных в ходе исследования, лишь 28 процентов весили 3 кг или менее. Сумки весом более 4 кг носят с собой почти 30 процентов учеников 1-4 классов. Лишь менее 20 процентов родителей рассказали, что они каждый день следят за тем, что ребенок носит с собой в школу. При взвешивании выяснилось, что сильнее всего на вес школьных сумок влияет форма для занятий физкультурой.

Почти настолько же или даже больше вес сумок увеличивают спрятанные в них игрушки и бутылки с водой. Суммарный вес ненужных вещей в ранцах некоторых детей достигает 2 килограммов.

Рекомендуют родителям следить за содержимым и весом портфелей детей. Замечали неоднократно: чем младше ученик, тем тяжелее портфель. Как правило, маленькие ученики стараются запихнуть в портфель все учебники, игрушки, книги. Мы, безусловно говорим родителям о том, чтобы ранец не был выше плеч, не висел до уровня бедер, был с твердой спинкой, и его вес не превышал четырех килограммов.

Помните, ограничение веса школьной сумки важно именно тем, что это помогает предотвратить формирование неправильной осанки и искривление позвоночника.

Кроме того, на формирование осанки сильно влияет обыкновенная парта, точнее, то количество времени, которое школьники проводят за ней в полусогнутом состоянии. В результате до 50 % детей переходят в среднюю школу, имея нарушение осанки.

В то время, когда родители не могут проследить, чтобы их ребенок не гнулся, миниатюрный прибор прекрасно справляется с этой задачей! При этом по размеру он напоминает пятирублевую монету и не создает никакого дискомфорта при ношении. Формирование правильной осанки у ребенка перестанет быть головной болью его родителей!

А правильная осанка Вашего ребенка – залог его здорового и гармоничного развития!

Формирование осанки начинается с самого раннего возра­ста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности,

определяющей образование ус­ловных рефлексов двигательнойдеятельности. Этот процесс находится в прямой зависимости от рационального двигатель­ного и гигиенического режима. Поэтому в большинстве случа­ев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложе­ния, физически слабо развитых. Неправильная осанка способ­ствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпо­звоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Наиболее часто наблюдаются нарушения осанки во фронталь­ной плоскости, которые важно своевременно отличить от ско­лиоза.

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризует­ся теми же изменениями, что и нарушение осанки во фрон­тальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза неред­ко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к наруше­нию осанки относят сколиоз I степени. Главным отличитель­ным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной осп). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней по­верхности грудной клетки и мышечный валик в поясничной области (симптомы Чаклина). Поэтому при всех случаях на­рушения правильной осанки необходима консультация специа­листа-ортопеда, который уточняет диагноз с помощью рентгено­логического обследования. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить.

ОСМОТР

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОСМОТРА

Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо осве­щенном и теплом помещении. Во время осмотра необходимо соблюдать неко­торые правила:

• Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут.

• Не должно быть никаких прикоснове­ний, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу, в которой производит­ся осмотр.

• Ноги располагаются на ширине ступни и параллельно (для того, чтобы равномерно распределить массу тела, носки стоп на одной линии).

•Желательно, чтобы ребенок фиксиро­вал взгляд на яркой игрушке или предмете, находящемся на уровне его глаз. Это связано с тем, что дети весьма непродолжительное вре­мя поддерживают необходимую для качествен­ного осмотра позу.

• Ребенок стоит в обычной для него позе и не прилагает дополнительных

Вначале проводится общий осмотр, при котором определяется телосло­жение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии со­единительной ткани организма.

Осмотр проводится в следующей последовательности: спереди, сбоку, сза­ди и в наклоне вперед. Это позволяет оценить осанку во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоско­стях. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом, с це­лью проверки способности ребенка волевым усилием изменять осанку.

ОСМОТР СПЕРЕДИ (ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ)

Голова и лицо – отмечаем асимметрию черепа и лица, фиксируем, име­ются ли отклонения головы (наклоны, сгибания, разгибания, повороты вправо-влево).

Грудная клетка – отмечаем форму грудной клетки, особенно если име­ются деформации врожденного, рахитического или сколиотического происхож­дения. Форма грудной клетки может быть цилиндрической, уплощенной, боч­кообразной и т. д. Желательно также при осмотре грудной клетки определить тип дыхания – грудное, диафрагмальное или полное.

Живот – отмечаем, втянут ли он, равномерно выпуклый или выступает за уровень грудной клетки; в положении лежа можно оценить, нет ли расхож­дения прямых мышц живота.

Форма ног – отмечаем – прямые, Х-образные, О-образные.

ОСМОТР СБОКУ (САГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ)

Отмечаем расположение всех частей тела сверху вниз: положение голо­вы, положение плечевого пояса, форма грудной клетки и живота, форма спи­ны, угол наклона таза, ось нижних конечностей. Особенно важно отметить вы­раженность физиологических изгибов позвоночника – (сглажены, увеличен или уменьшен лордоз или кифоз. Необходимо определить, имеется ли рекурвация (прогиб кзади) коленей, так как этот симптом является одним из проявлений гипермобильности суставов.

Принято выделять следующие виды нарушений осанки в сагиттальной плоскости:

Сутулая спина – увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети груд­

ного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается

на уровне 7-8 грудных позвонков) при одновременном сглаживании поясничного

лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные. .

Круглая спина – увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уров­не 12 грудного позвонка), мышцы спины растянуты, а мышцы грудной клетки спереди сокращены, поэтому плечи сведены, при этом обычно сглажен пояс­ничный лордоз.

Плоская спина – изгибы позвоночника сглажены, таз имеет более гори­зонтальную установку, угол наклона таза уменьшен, сопротивляемость позво­ночника снижена. При осмотре спина ребенка производит впечатление доски. Вследствие плохой сопротивляемости позвоночника легко образуются боко­вые искривления (сколиозы), чаще возникают компрессионные переломы по­звоночника при действии механических повреждений, а также дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника.

Плосковогнутая спина – грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, при этом угол наклона таза также увеличен, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, растянуты мышцы спины, ягодиц и задней поверх­ности бедер.

Кругловогнутая спина – увеличены все физиологические изгибы позво­ночника, его сопротивляемость повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогну­ты, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

ОСМОТР СЗАДИ (фронтальная плоскость)

Положение головы – определяем степень наклона во фронтальной плос­кости и поворот в горизонтальной плоскости по расположению мочек ушей.

Треугольники талии – отмечаем симметричность и глубину треуголь­ников талии.

Позвоночник. Положение позвоночника оцениваем по линии остистых отростков, состоянию паравертебральных мышц. Отмечаем уровень, длину и вершину дуги искривления. При осмотре области позвоночника могут быть отмечены изменения в виде пигментных или сосудистых пятен, усиленного рисунка подкожных вен, кровоизлияний, повышенной сухости кожи или ло­кального усиления роста волос.

Проведя осмотр, мы выявляем определенные симптомы нарушений осанки, которые свидетельствуют об определенной деформации.

Клинические симптомы различных типов нарушений осанки



Правильная осанка залог здоровья и хорошей учебы


Цель данной работы: выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья.

- изучить литературные источники по данной теме, определить, что такое осанка;

- выяснить признаки, причины и последствия неправильной осанки;

- провести исследование, как влияют физические упражнения на формирование правильной осанки;

- сделать выводы и дать рекомендации о профилактике и исправлении нарушений осанки.

Правильная осанка – залог здоровья.

Работу начали с того, что выяснили, что такое осанки и для чего она нужна человеку.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы. Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условно рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, детсадовский и школьный периоды. Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам

У дошкольников формированием правильной осанки должны заниматься его родители, близкие родственники, работники детских садов и другие люди, контактирующие с детьми. Чем старше становится ребенок, тем сложнее исправлять его привычки, а по статистическим данным осанка каждого десятого первоклассника и каждого четвертого выпускника школы нарушена.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма и как следствие плохая учеба.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

- слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;

- неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;

- сидения за столом, сгорбившись;

- передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);

- различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;

Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — 1)сутулость, 2)вялая осанка, 3)искривления позвоночника.

1) При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие - ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечнососудистой системы.

2) Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.

Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее.

С помощью литературы мы определили признаки правильной осанки:

голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;

если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

И признаки неправильной осанки:

голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;

излишне увеличен поясничный изгиб.

Далее визуально определяли, кто из учеников нашего класса обладает правильной осанкой. Оказалось, что на начало учебного года только 25 % учеников имели признаки правильной осанки. И это очень плохо!

Нами были подобраны различные упражнения для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки лицеистов. В течении четырех месяцев, каждый учебный день мы выполняли утреннюю зарядку, физкультминутки с применением упражнений для формирования красивой осанки.

Отличной профилактикой искривления позвоночника является ходьба с книгой на голове. Удержать книгу можно только с выпрямленной спиной, поэтому это является хорошим упражнением для осанки.

Д ополнительно попросили нашего учителя заниматься с нами танцевально-игровой гимнастикой и ритмикой! Ведь мы хотим быть здоровыми!

В результате исследования выяснилось, что у 20(71 %) учащихся нашего класса результаты изменились и изменились к лучшему.

Такому результату поспособствовали:

Уроки физической культуры, которые проходят у нас 3 раза в неделю, на которых мы выполняем упражнения по профилактике нарушения осанки.

Во время урока наш классный руководитель следит за тем, как мы сидим. При работе сидя за партой, мы имеем необходимое приспособление, поддерживающее книгу под определенным углом к нашим глазам, чтобы, читая, не надо было постоянно наклоняться.

3) Меры профилактики и лечения нарушений осанки.

Профилактику возникновения нарушений осанки нужно проводить с момента рождения. У малыша должна быть правильно подобранная постель: достаточно жесткий матрас и отсутствие подушки (до одного года). С рождения его нужно приучать к физическим упражнениям (велосипед, плавание, игра с мячом). Стоит заранее продумать и рабочее место ребенка. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Это позволит сохранить правильную позу во время сидения (коленные и локтевые суставы согнуты под прямым углом). Не стоит забывать и об освещении. Свет должен падать с левой стороны.

Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры, укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Есть простые упражнения, которые вполне могут сделать так, что обращаться к врачу и не придется, главное, вовремя начать.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.

В заключение сделаем краткие выводы.

Правильную осанку нужно у себя формиро­вать с детства. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искрив­ляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым.

Самое главное средство профилактики - вы­работка навыков правильной осанки. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как хо­дишь. Особенно важно заниматься физкультурой и спортом, укреплять мышцы.

Также нужно соблюдать режим дня и пита­ния, под­бирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.

Я считаю, что проведенные исследования являются очень важными для сохранения осан­ки, а значит, и здоровья.

Наши успехи в учебе и в жизни зависят от на­шего здоровья. И мы доказали, что главную роль во всем этом играет наша осанка.

Дети с правильной осанкой меньше болеют и лучше учатся. Они более энергичны и работоспособны.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья!

Список используемой литературы

Гагишвили Э.Ш. 24 позвонка. Сколиоз. // Попурри для детей. 2003. №4

Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. - 64 с.

Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - Санкт-Петербург, 2001. - С.175-176.

Шарманова С. Б. Укрепление мышечного корсета у детей в процессе формирования правильной осанки // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - N 10. - С. 60-64.

Шарманова С. Б. Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа : плюс - минус. – 2002. - N 5. - С. 14-19.

Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета “Физическая культура” и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

С самого начала обучения в школе, в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами.

Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 м. в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе “лицом” нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника.

Могут обнаружиться следующие нарушения осанки: ассиметрия плеч, разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.

Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Надо постоянно следить за своей осанкой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. В младшем школьном возрасте кости обладают большой гибкостью и податливостью и при постоянном воздействии могут принять ту или иную форму, а после 18 лет исправить недостатки осанки будет очень трудно.

Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела. В теле человека насчитывается 206 костей (не считая зубов). При помощи хрящей, связок, мышц они соединены между собой и образуют крепкий каркас – скелет. Человек без скелета не смог бы ходить, стоять, сидеть, работать. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Как бы мы ни бегали, ни прыгали, спинной мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается, так как гибкий позвоночник смягчает все толчки. Окостенение позвонков оканчивается лишь к 25 годам, поэтому очень важно выполнять все правила осанки. У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник.

Легкие и сердце заключены в костный каркас грудной клетки. Сделав глубокий вдох и выдох, можно заметить, что грудная клетка расширяется и сжимается. Она состоит из 12 пар очень крепких, но гибких ребер. Одним концом, кроме двух нижних, они прикреплены к узкой грудной кости — грудине, а другим — к позвоночнику.

Основа рук и ног — прямые, негнущиеся кости. Скелет ноги (нижней конечности) состоит из трех частей: бедра, голени и стопы. Скелет руки тоже состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Кости конечностей соединены между собой подвижно, поэтому руками и ногами мы можем делать разнообразные движения.

Кости черепа очень тверды. Они прочно, неподвижно соединены, образуя защитную коробку. В ней находится мозг. Во всем черепе подвижна только кость нижней челюсти.

Как же проверить правильность осанки? Для этого можно рекомендовать такой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Естественно, ходить в таком положении человек не сможет, но если в течение дня он 3–4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно отразится на его осанке.

Нужно научиться и правильно стоять: прямо, расправив плечи, подобрав живот, чуть выдвинув грудь вперед. Ходить следует так, будто некая воображаемая сила тянет вас за грудь вперед и чуть вверх. Попробуйте, и вы увидите, что плечи распрямятся, центр тяжести тела сместится вперед, походка станет легче.

Ухудшает осанку при слабой мускулатуре и привычка носить в одной и той же руке тяжесть (портфель, хозяйственную сумку). Слабые мышцы плохо удерживают скелет, поэтому так важно их тренировать, заниматься физкультурой и спортом.

У каждого школьника должен быть свой стол и стул, на котором удобно сидеть. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу ставят слева, чтобы не было резких теней.

Итак, мы стоим красиво, сидим красиво. А ходим как? Это тоже очень важно. Походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Иногда даже не нужно видеть, достаточно слышать, как ходит человек, чтобы сделать определенные выводы.

Многие не виноваты. Им просто никто и никогда не говорил, какую походку у мужчин и женщин принято считать красивой и приличной. А она должна быть умеренно быстрой и легкой, обязательно ритмичной. Уверенно ставшая на землю нога (всей ступней или чуть с носка). Тело выпрямлено, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе, движение плеч и бедер почти незаметно. Это общая основа. Личный стиль сделает походку не похожей ни на чью другую. Но как бы ни менялась походка в зависимости от обстоятельств или с возрастом, она всегда будет оставаться красивой. Надо только следить за собой.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в начальной школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.

  1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
  2. Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

Упражнения из исходного положения стоя

  • И.п. – о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
  • И.п. – о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) – вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
  • И.п. – о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  • И.п. – о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
  • И.п. – о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).
  • И.п. – о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).
  • И.п. – стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и.п.
  • И.п. – о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.
  • И.п. – о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза).
  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать “ножницы”, поочередно меняя положения рук, 4–6 раз, за головой.
  • Упражнения из исходного положения стоя

    И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5–6 раз).

    И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).

    “Малыши ловят пяточку”

    И.п. – сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3–5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4–6 раз).

    И.п. – сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4–5 раз).

    “Машут наши ручки”

    И.п. – стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

    И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).

    И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.

    И.п. – сидя на коленях, таз между ног. Соединить руки за спиной; одна сверху, другая снизу. Задержаться на некоторое время, затем поменять положение рук.

    И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.

    И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ноги.

    Упражнения лежа на спине

    Упражнения из исходного положения лежа на животе

  • И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6–8 раз).
  • И.п. – лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5–7 раз).
  • И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6–8 раз).
  • И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд – прямо (4–6 раз).
  • И.п. – лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться – “корзиночка”, покачаться (1–2 раза).
  • И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5–7 раз).
  • И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2–4 раза).
  • И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Выполнять имитацию плавания, руками описывая круги, при этом приподнимается верхняя часть туловища (6–8 раз).
  • И.п. – лежа на животе, руки за головой. Поднимать максимально вверх верхнюю часть туловища. Ноги удерживает напарник (6–8 раз).
  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.