Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Физиологические изгибы – шейный и поясничный лордозы (изгиб выпуклостью вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (изгиб выпуклостью кзади) – обеспечивают позвоночному столбу человека рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений, а также увеличивают его устойчивость и подвижность.

Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Они формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении этого угла позвоночный столб сгибается и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются. Шейный лордоз развивается сразу после начала держания головы в первый месяц жизни. Грудной кифоз устанавливается предварительно после 6–7 мес, когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно закрепляется только в 6–7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9–12 мес, когда ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить, и окончательно формируется в школьные годы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер, и потому именно в этот период легко формируются ее нарушения.

Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При осмотре человека с нормальной осанкой определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка поднят, а линия, соединяющая нижний край глазницы и козелок уха (выступ у основания ушной раковины), горизонтальна. Линия надплечий также горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечий (так называемые шейно-плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно так же при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы – на одной горизонтальной линии. При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза при нормальной осанке – в пределах 35–55°. Он меньше у мальчиков (и мужчин).

Что такое нарушение осанки и что такое сколиоз. Это отклонения от нормальной осанки. Нарушения осанки не являются заболеваниями, а представляют собой условно обратимые искривления позвоночника, связанные с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. В дальнейшем эти отклонения от нормы приводят к заболеваниям не только опорно-двигательного аппарата, но и внутренних органов. Под сколиозом понимают искривление позвоночного столба, обусловленное неправильным развитием, деформацией позвонков и дистрофическими изменениями мышц спины. Сколиоз – серьезное заболевание, которое, как правило, полностью не излечивается, поэтому его значительно проще предупредить. Нередко сколиоз начинается у детей с нарушенной осанкой в период быстрого роста.


На осанку ребенка могут повлиять условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры. Так, привычное неправильное положение тела при различных позах, например при нерационально организованном рабочем месте школьника, принимает характер нового динамического стереотипа, и, таким образом, неправильная осанка закрепляется. Нередки нарушения осанки у детей, страдающих хроническими болями в животе. Заболевания желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей, гастриты, энтериты, колиты, дисбактериоз, запоры), почек, мочевого пузыря могут рефлекторно вызывать слабость или повышенную возбудимость отдельных мышц. Отрицательно сказываются на осанке такие болезни, как перенесенный в раннем детстве рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные и частые простудные заболевания, гельминтозы кишечника. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка.

Что необходимо делать при выявлении каких-либо отклонений от нормы. В первую очередь обратитесь к врачу-ортопеду, который определит тип и причину нарушения, назначит дополнительные исследования (рентгенография позвоночника, функциональные пробы мышечного тонуса и подвижности позвоночника) и лечение. Как уже говорилось, нарушение осанки имеет функциональную природу – тонусно-силовой дисбаланс мышц и формирование патологического двигательного и статического стереотипа. Поэтому для коррекции патологической осанки успешно применяют самые разные виды физической реабилитации. Основные задачи лечения – восстановление функции расслабленных мышц, снижение возбудимости и тонуса функционально укороченных мышц, проведение двигательного переобучения, т.е. возвращение правильной организации статики и движения. Эффективны лечебная физкультура, массаж, лечебное плавание и другие методики двигательной реабилитации (кинезитерапия и др.), подбираемые врачом индивидуально, рефлексотерапия и широкий спектр физиотерапевтических процедур. Обязательны рациональный режим дня, правильная организация рабочего места и другие лечебно-профилактические мероприятия.

Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.

1. Анатомо-физиологические особенности костной системы

Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития. Костная ткань является очень чувствительной к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к нарушениям питания, двигательного режима ребенка, состояния мышечного тонуса и др.

Твердость кости зависит от степени замещения хрящевой ткани остеоидной и степенью ее минерализации. Особенностью детского скелета является относительно большая толщина и функциональная активность надкостницы, за счет которой идут процессы новообразования костной ткани при поперечном росте костей.

Череп к моменту рождения ребенка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться только с 3—4-месячного возраста. У доношенных детей боковые роднички обычно закрыты.

Задний, или малый, родничок, расположенный на уровне затылочных углов теменных костей, открыт у 25 % новорожденных и закрывается не позднее 4—8-й недели после рождения. Передний, или большой, родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов, может иметь различные размеры. При измерении по расстоянию между средними точками противостоящих краев они составляют от 3 х 3 см до 1,5 х 2 см. В норме закрытие большого родничка происходит к 1–1,5 годам, однако в последние годы оно нередко наблюдается к 9—10 месяцам.

Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6–7 месяцев жизни, когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно он закрепляется только в 6–7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9—12 месяцев, окончательно формируется в школьные годы.

Грудная клетка новорожденного широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, опускаются передние концы ребер, интенсивно растет поперечный диаметр.

Кости таза относительно малы у детей раннего возраста. Форма таза напоминает воронку. Рост костей таза относительно интенсивно происходит до 6 лет. С 6 до 12 лет имеет место относительная стабилизация размера таза, а в последующем у девочек – наиболее интенсивное его развитие, у юношей – умеренный рост.

Молочные зубы прорезываются после рождения в определенной последовательности. Период сохранения молочных и появления постоянных зубов носит название периода сменного прикуса. При смене молочных зубов постоянными после выпадения молочного зуба и до прорезывания постоянного проходит обычно 3–4 месяца.

2. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей

Масса мышц по отношению к массе тела у детей значительно меньше, чем у взрослых. Распределение мышечной ткани у новорожденного отличается от детей других возрастных групп и взрослых. Основная ее масса приходится на мышцы туловища, в то время как в другие периоды – на мышцы конечностей.

Особенностью новорожденных является значительное преобладание тонуса мышц-сгибателей. Благодаря повышению тонуса сгибателей во внутриутробном периоде возникает специфическая поза плода.

Параллельно с развитием мышечных волокон идет формирование соединительнотканного каркаса мышц (эндомизия и перимизия), которое достигают окончательной степени дифференцировки к 8—10 годам.

У новорожденных (в отличие от взрослых) даже во время сна мышцы не расслабляются. Постоянная активность скелетных мышц определяется, с одной стороны, их участием в реакциях сократительного термогенеза (теплопродукции), а с другой – участием этой активности и мышечного тонуса в анаболических процессах растущего организма (прежде всего – в стимуляции развития самой мышечной ткани).

Развитие мышц у детей идет неравномерно. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. До 6 лет тонкая работа пальцами детям не удается. В возрасте 6–7 лет ребенок может уже успешно заниматься такими работами, как плетение, лепка и др. В этом возрасте возможно постепенное обучение детей письму. Однако упражнения в письме должны быть кратковременными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук.

С 8–9 лет у детей уже укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц. В конце периода полового созревания идет прирост мышц не только рук, но и мышц спины, плечевого пояса и ног.

После 15 лет интенсивно развиваются и мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация мелких движений.

Для нормального развития мышц у детей и подростков необходимы умеренные физические упражнения.

3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования

Поражения костной системы у детей могут быть врожденными и приобретенными.

Из врожденных аномалий наиболее часто наблюдаются врожденный вывих бедра, а также различные пороки развития отдельных частей скелета.

На втором месте стоят врожденные дисплазии скелета, при которых имеются аномалии формирования самих тканей опорно-двигательного аппарата. Они делятся на хондро– и остеодисплазии и проявляются различными деформациями скелета, возникающими в процессе роста ребенка. Приобретенные заболевания костей в раннем возрасте представлены главным образом рахитом, при котором наблюдаются размягчение костей (остеомаляция), дугообразные искривления костей в виде буквы О или Х, а также рахитическая гидроцефалия. Среди приобретенных заболеваний костей нередки остеомиелиты. У детей школьного возраста (10–14 лет) регистрируется самая высокая частота травматических поражений костной ткани – переломов костей. У детей встречаются и опухоли костей, частота возникновения которых увеличивается в те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное вытяжение.

Заболевания суставов у детей представлены травматическими и инфекционными артритами, при которых отмечаются боли в суставах и ограничение подвижности, а также деформация сустава за счет накопления экссудата в его полости и суставной сумке.

Методика исследования костной системы заключается в осмотре, при котором выявляют изменения конфигурации, ограничение подвижности, наличие боли, симметричность поражения костей и суставов; также можно увидеть изменения формы головы (макроцефалию, микроцефалию), грудной клетки (куриную, воронкообразную грудь), позвоночника (лордоз, кифоз, сколиоз), изменения со стороны зубов (это соотношение молочных и постоянных зубов, их форма, направление роста, целостность и цвет эмали) и т. д. При осмотре нижних конечностей у грудных детей особое внимание следует обратить на симметричность ягодичных складок, укорочение конечностей, у старших детей – на рахитическое искривление конечностей и плоскостопие.

При пальпации костей и суставов можно обнаружить патологическое размягчение костей, которое свойственно рахиту, утолщение ребер (рахитические четки), отечность, болезненность суставов.

По показаниям проводят рентгенологическое исследование костей. Для диагностики заболеваний костной системы прибегают к биохимическому исследованию крови (на кальций, фосфор, щелочную фосфатазу, оксипролин).

Исследование мышечной системы начинают с осмотра, который позволяет выявить степень развития мышечной массы, асимметрию и т. д. Важнейшими показателями состояния мышечной системы являются тонус, сила и двигательная активность. В первые месяцы и годы жизни по стойкому снижению мышечного тонуса и связанному с этим нарушению моторики ребенка выявляются врожденные заболевания мышц, нейро-мышечных синапсов и передних рогов спинного мозга (миопатии, миотонии). Среди инструментальных методов исследования мышечной системы используются определение механической и электрической возбудимости, миография.

Клинико-электромиографические исследования дают возможность выявить субклинические проявления двигательных нарушений, помогают уточнить локализацию процесса, дифференцировать двигательные нарушения, обусловленные поражением центральной или периферической нервной системы или мышечного аппарата.

Хронаксиметрия – метод определения минимального промежутка времени от нанесения электрораздражения до сокращения мышц. Этим методом можно выявить повышенную мышечную возбудимость.

При врожденных заболеваниях мышечной системы определяют уровень аминокислот в крови и моче и исследуют биоптаты мышц.

Костная система начинает формироваться у плода на 5-м месяце внутриутробного развития.

После рождения интенсивно увеличиваются размеры скелета параллельно нарастает длина тела и мышечная масса.

К моменту рождения ребенка диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, в то время как их эпифизы и губчатые кости, в основном, состоят из хряща. В эпифизах позже тоже образуются точки окостенения. Последовательность их появления достаточно определенная. Совокупность имеющихся у ребенка точек окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и называется костным возрастом.

Костная ткань у ребенка имеет волокнистое строение, содержит относительно мало солей, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости у ребенка грудного возраста мягкие, податливые, легко деформируются при любой нагрузке. Изменение строения костей происходит постепенно с возрастом и только к 12 годам состав костной ткани приближается по составу к костной ткани взрослого человека.

Строение черепа у новорожденного имеет ряд особенностей. Это, прежде всего, наличие родничков - участков между костями черепа на месте швов, лишенных костной ткани и затянутых соединительнотканной перепонкой. Всего имеется 4 родничка: малый В 2 боковых.

Большой родничок расположен между лобными и теменными костями, имеет форму ромба, открыт у всех новорожденных, его размеры в поперечнике колеблются от 2-2,5 см до 3 см, обычно закрывается в 12-15 месяцев

Малый родничок находится между теменными и затылочной костями, треугольной формы, закрывается до 3-го месяца жизни.

Боковые роднички расположены в височной области с каждой стороны, открыты только у недоношенных детей.


Позвоночник у новорожденного почти прямой, лишен физиологических изгибов. По мере развития статических функций у ребенка формируются изгибы, свойственные взрослым: шейный лордоз образуется в 2 месяца, после того, как ребенок начинает поднимать и держать голову. Грудной кифоз появляется в 6 месяцев, когда ребенок начинает самостоятельно садиться. Поясничный лордоз появляется после того, когда ребенок уверенно стоит и ходит: в 9-12 месяцев. Окончательное формирование физиологических изгибов завершается в школьном возрасте.

Эталон ответа к билету № 14

Задание 2.

Профессиональная задача

Новорожденный 3 дней. От первой нормально протекавшей беременности, самопроизвольных родов.

Объективно: при мочеиспускании ребенка отмечено, что моча мутноватая, на пеленках остаются коричнево-красные пятна. Общее состояние ребенка не нарушено. Находится на грудном вскармливании. Через 12 часов после рождения была проведена вакцинация от вирусного гепатита В, на 3 сутки проведена вакцинация от туберкулёза, на 4 сутки проведено скрининговое обследование новорождённого. Мама новорождённого беспокоится о ребёнке и интересуется данными процедурами.

1. Определите проблемы новорождённого.

2. Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого.

3. Составьте план сестринского вмешательства.

Профессиональная задача

1. Определите проблемы новорождённого.

Настоящие (действительные) проблемы новорождённого:

- моча мутноватая, коричнево-красные пятна после мочеиспускания;

- дефицит знаний матери по уходу за ребенком;

- новорождённый 3 суток не может самостоятельно осуществлять личную гигиену.

- риск нарушения целостности кожных покровов и слизистых оболочек;

2. Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого.

Мочекислый инфаркт. Мочекислый инфаркт почек возникает у 1/3 новорождённых и связан в основном с катаболической направленностью обмена веществ (распадом белков). Способствуют его развитию сгущение крови и небольшое количество концентрированной мочи.

Моча при мочекислом инфаркте (отложение кристаллов мочевой кислоты в просвете собирательных трубочек) окрашена в красный цвет, мутноватая и оставляет на пелёнках коричнево-красные пятна. Эти изменения исчезают к концу первой недели, с 10-го дня жизни их расценивают как патологические признаки. При назначении жидкости и адекватном выделении мочи мочекислый инфаркт исчезает.

Обоснование: на основании данных объективного обследования

3. Составьте план сестринского вмешательства.

Эталон ответа к билету №15

Задание 3.

Практическая манипуляция

Алгоритм действия
Оснащение
1. Оснащение: -электронные (медицинские) весы(рис.1); -пелёнка; -резиновые перчатки; -ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь (в палате новорождённых); -бумага, ручка.
2. Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции и получить её согласие
3. Установить весы на ровной устойчивой и неподвижной поверхности.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки, обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши.
5. Включить вилку в сеть и кнопку включения на весах. На цифровом индикаторе появятся цифры (должны быть нули).
6. Постелить на чашу весов сложенную в несколько раз пелёнку (следить, чтобы она не закрывала шкалу). На индикаторе высветится её вес.
7. Вес пелёнки заносится в память весов нажатием на кнопку “Т”- на индикаторе появятся нули.
8. Раздеть ребёнка и осторожно уложить на лоток весов, подстраховывая его. На индикаторе высветится вес.
9. Снять ребёнка с весов.
10. Записать показатели массы тела ребёнка
11. Убрать пелёнку с весов.Протереть рабочую поверхность весов дезраствором. Снять перчатки, вымыть и высушить руки. Обязательное условие: взвешивать ребёнка натощак, в одно и тоже время, после акта дефекации. Предпочтительно, чтобы ребёнок был обнажён. (рис.2)
Всего





Эталон ответа к билету № 16

Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. Для внутриутробной позы ребенка характерен тотальный кифоз. У новорожденного, лежащего на горизонтальной плоскости, позвоночник почти прямой, изгибы его лишь едва намечены. Виден только кифоз в крестцово-копчиковом отделе, оставшийся после пребывания в позе эмбриона. Остальные физиологические изгибы формируются позднее, в процессе роста ребенка и развития его мышечной системы.

В первые месяцы жизни, когда ребенок в положении на животе приподнимает и удерживает голову, начинается формирование изгиба в области шеи. Большая часть его головки находится впереди относительно позвоночника, для ее удержания в поднятом положении позвоночный столб изгибается вперед, формируя шейный лордоз (изгиб кпереди) (рис. 1).

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться, сначала с помощью взрослых, потом и сам. По мере освоения этой позы формируется кифоз в грудном отделе (рис. 2). Позднее, в 8–12 месяцев, когда ребенок начинает вставать и учится ходить, под действием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей, образуется главный изгиб – поясничный лордоз (рис. 3).

При его формировании происходит наклон таза, с которым связаны ноги. Поэтому позвоночный столб, чтобы остаться в вертикальном положении, изгибается в поясничном отделе, центр тяжести перемещается кзади, предупреждая таким образом наклон кпереди. Появление двух лордозов компенсируется развитием двух кифозов – грудного и крестцово-копчикового, что поддерживает равновесие при вертикальном положении тела.

Так, лишь к концу первого года жизни у ребенка формируются физиологические изгибы позвоночника, характерные для взрослого человека. Эти изгибы изменчивы и нестойки, существуют исключительно при вертикальном положении тела. К 5–7 годам они становятся четко выраженными, позвоночник приобретает нормальную форму с лордозом в шейном и поясничном отделах и кифозом в грудном и крестцово-копчиковом. С помощью такой конструкции человек поддерживает равновесие при вертикальном положении тела. Лишь к 14–15 годам физиологические изгибы позвоночника становятся постоянными, но окончательно формируются в юношеском возрасте, а по некоторым данным – к 20–25 годам.

В разные периоды роста и развития фигура ребенка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы наиболее сильное влияние оказывают на детей в периоды их бурного роста (6–7 и 11–13 лет у девочек, 7–9 и 13–15 лет у мальчиков). По этой причине в 6–7-летнем возрасте многие дети имеют вялую неустойчивую осанку, особенно при слабо развитой мускулатуре и недостаточном физическом развитии.

От характера и степени проявления физиологических изгибов позвоночника и зависит осанка человека. В старости эти изгибы обычно становятся более плоскими, но иногда может происходить увеличение грудного кифоза, тогда образуется старческий горб – и позвоночник сильно изгибается и наклоняется вперед.

Позвоночник верхним своим концом соединяется с черепом. Первый шейный позвонок малоподвижно сочленен с затылочной костью черепа при помощи суставов, в которых возможны небольшие сгибания и разгибания, а второй шейный позвонок с первым – посредством коловратного сустава, позволяющего делать головой повороты вправо и влево. Подвижность между остальными позвонками сравнительно небольшая. Зато в целом позвоночник довольно подвижен. Он может сгибаться и разгибаться вперед-назад и вправо-влево, вращаться (поворачиваться) вправо и влево, осуществлять круговые движения. В норме при сгибании туловища грудной кифоз увеличивается, а поясничный лордоз уменьшается, опущенные руки касаются пола. При разгибании увеличиваются шейный и поясничный лордозы, а грудной кифоз уменьшается.

В движениях позвоночника участвуют многие мышцы, но самая большая нагрузка приходится на так называемые глубокие (длинные) мышцы спины. Они разгибают туловище и удерживают позвоночник в правильном положении. Эти мышцы расположены по обеим сторонам позвонков и тянутся в виде более или менее выраженных мышечных валиков от крестца до затылочной кости, к которой некоторые из этих мышц прикрепляются. Сокращаясь на одной стороне, они осуществляют боковые сгибания позвоночника, а также его вращение. Так как часть глубоких мышц прикрепляется к верхним и нижним ребрам, то они участвуют и в акте дыхания. И, наконец, глубокие мышцы спины при сгибании туловища удерживают его от падения вперед и обеспечивают плавность движений.

Для разных отделов позвоночника объем и направление движений тоже не одинаковы. Самый подвижный – шейный отдел, он может сгибаться на 70о, разгибаться и вращаться – на 80о, легко можете проверить на себе. А вот грудной отдел позвоночного столба наименее подвижен. В поясничном отделе позвоночника сгибание возможно на 60о, а разгибание – на 45о. Вращение и боковые движения также ограниченны.

Грудная клетка образована грудными позвонками, 12 парами изогнутых ребер и грудиной. Все ребра своими задними концами соединяются с грудными позвонками. При вдохе в соединениях ребер с позвонками происходит вращательное движение, передние концы ребер вместе с грудиной приподнимаются и отдаляются от позвоночника, увеличивая тем самым размер грудной клетки. Во время выдоха передние концы ребер, наоборот, опускаются – и ребра вращаются таким образом, что грудная клетка уменьшается. Сами понимаете, насколько тесно связано нормальное дыхание с состоянием позвоночника и осанкой. То же относится к сердцу, печени и другим жизненно важным органам, спрятанным за прочными ребрами. Неправильная осанка у детей способствует возникновению ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных хрящевых дисках и мешает правильной работе органов грудной клетки и брюшной полости. Правильная осанка обеспечивает оптимальное положение и нормальную деятельность внутренних органов, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма. Правильная осанка лежит и в основе представлений об эстетическом идеале положения тела и движений человека. В качестве примера правильной осанки обычно приводят осанку балерин, танцовщиц, гимнастов.

Осанка – это важный комплексный показатель здоровья и гармоничного физического развития, поскольку правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. При нормальной осанке строение тела гармонично, отдельные его части симметричны относительно вертикальной оси, что является главным биомеханическим условием прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела. При таком положении тела требуется минимальное напряжение мышц и связок, нагрузка на позвоночник распределяется относительно равномерно. Поэтому правильная осанка способствует физической выносливости человека любого возраста. Нарушение же ее значительно снижает уровень здоровья и мешает активной жизнедеятельности.

При определении правильности осанки учитывают положение головы, плечевого пояса, форму позвоночника, наклон таза и оси нижних конечностей. Более всего осанка зависит от положения и состояния позвоночника. Прежде всего при нормальной осанке части тела должны располагаться симметрично относительно позвоночника, при этом хорошо видны физиологические изгибы позвоночника, имеющие равномерный волнообразный характер. Для определения правильности осанки следует осмотреть ребенка (или взрослого, что тоже бывает полезно) спереди, сзади и в профиль.

Если смотреть спереди (рис. 4а), положение головы должно быть строго вертикальное: подбородок слегка приподнят, взгляд направлен вперед, а линия, соединяющая нижний край глазниц и козелки ушей, горизонтальна. Линия надплечий (в обиходе обычно называемых плечами) горизонтальная, а углы между боковой поверхностью шеи и надплечьем – симметричны. Грудная клетка должна быть симметричной относительно средней линии и не иметь западений или выпячиваний, брюшная стенка – вертикальной, пупок должен находиться на средней линии.

При осмотре сзади (рис. 4б) лопатки должны быть расположены симметрично на одинаковом расстоянии от позвоночника и прижаты к туловищу. На одной горизонтальной линии симметричными должны быть ягодичные складки, подколенные ямки, треугольники талии, образуемые между контуром талии и опущенными руками.

При осмотре сбоку (рис. 4в) грудная клетка должна быть слегка приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника волнообразны и умеренно выражены, угол наклона таза – находиться в пределах 35–55о (у мальчиков он меньше, чем у девочек).

Правильное положение головы обеспечивается за счет напряжения затылочных мышц. Грудная клетка имеет центр тяжести впереди позвоночного столба и уравновешивается мышцами спины. Поясничный отдел позвоночника, наоборот, имеет центр тяжести позади позвоночного столба, и для поддержания правильного положения туловища должны работать мышцы грудного пресса.

В тазовой области устойчивое равновесие туловища обеспечивается за счет напряжения передних и задних групп мышц – сгибателей и разгибателей бедра. При их неправильной работе угол наклона таза может увеличиваться и приводить к нарушению положения и функций внутренних органов. А если угол наклона таза уменьшается в сравнении с оптимальным, это приводит к сглаживанию поясничного лордоза и других изгибов позвоночника, что тоже плохо, потому что позвоночный столб становится менее устойчивым при движениях и выполнении различных физических нагрузок. Не менее важную роль в поддержании правильного положения туловища играют икроножные мышцы, обеспечивающие правильное положение центров тяжести коленных и голеностопных суставов.

Итак, кроме самого позвоночного столба, осанка зависит от разных мышц, которые помогают удерживать правильное положение тела. При этом главное для правильной осанки – не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. Порой у очень сильных людей, регулярно выполняющих тяжелую физическую работу или неправильно выполняющих силовые тренировочные упражнения, бывают тяжелейшие искривления позвоночника. И это как раз потому, что одни мышцы значительно сильнее других и тянут несчастный опорно-двигательный аппарат, как известные лебедь, рак и щука.

У маленьких детей и школьников осанка еще нестабильная, а нагрузки часто бывают неравномерными, например при ношении тяжелого портфеля с учебниками в одной руке. К тому же она во многом зависит и от психики ребенка (что особенно важно для худеньких астеников и полноватых дигестивников, часто попадающих в стрессовую ситуацию из-за особенностей телосложения и двигательных возможностей), состояния нервной и мышечной системы, развития мышц живота, спины и нижних конечностей. Нарушение осанки в начальной стадии – это негармоничное развитие мышечной системы, неумение правильно держать тело: сведенные вперед плечи, сутулая спина, отстающие лопатки, выпяченный живот. Больше всего в этом виноват малоподвижный образ жизни.

В числе основных причин нарушения осанки условно можно выделить следующие:

наследственные анатомо-конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы, то есть предпосылки к возникновению нарушений. Так, у представителей астенического и астено-торакального типов телосложения часто бывает сутулость, связанная с рефлекторным напряжением грудных мышц;

врожденные пороки и родовые травмы, в числе которых могут быть врожденные дефекты позвонков, вывихи, дисплазии, неодинаковая длина ног, перекос положения таза и т.п.;

перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, детские инфекции, частые простудные заболевания), в сочетании с неблагоприятными внешними условиями могут вызывать изменения в состоянии мышечно-суставного аппарата, нарушения симметрии тонуса мышц левой и правой сторон спины, естественного ритма и координации движений, создающие предпосылки для нарушения осанки;

неправильное положение тела при различных статических позах во время игры, занятий, сна, ношение тяжестей в одной руке, недостаточное или нерациональное питание;

нерационально организованный режим дня, недостаточное время для отдыха, плохие примеры неудовлетворительной осанки окружающих;

недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе и при интенсивных занятиях спортом;

гипокинезия, недостаток физической активности и как следствие – плохое физическое развитие и мышечная слабость;

подавленное состояние психики – при нервных потрясениях характерны поникшая голова, опущенные плечи, согнутая спина. Очень вредны в этом отношении авторитарные методы школьной педагогики.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.