От плоскостопия и для правильной осанки ребенка

Свешникова Юлиана Кирилловна
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Свешникова Юлиана Кирилловна,

инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад № 35

Кировского района Санкт-Петербурга

«Здоровье - основа жизни. Главное не навредить,

Охрана и укрепление здоровья детей является главной задачей дошкольного учреждения. В наше время все больше детей появляются со всевозможными отклонениями (внутриутробные травмы, экология, инфекции, аварии и т. д.).

В последние годы отмечается тенденция к снижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время сидят у телевизора, компьютера, при чтении книг, при занятиях ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующих активных движений. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ, плохо сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата, что приводит к нарушению осанки и деформации стоп.

Стопа является опорой, фундаментом тела. Если нарушается фундамент, то это обязательно отразится на формировании подрастающего организма. При изменении стопы изменяется и положение таза, позвоночника, что влияет на осанку.

При нарушении осанки и при плоскостопии рушится и нервная система, изменяются внутренние органы (органы дыхания, пищеварения, обмена веществ). Это ведет к ряду серьезных заболеваний: сколиозу, остеохондрозу, вегетососудистой дистонии.

Чаще всего страдают слабые, физически плохо развитые дети. При длительной ходьбе или беге стопы у этих детей деформируются. Мышцы и связки стоп перегружаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства.

Поэтому, чем раньше выявить проблему, тем легче ее будет поправить и избежать тяжелых последствий. Важно, чтобы эта проблема волновала воспитателей, медиков и родителей. Заниматься осанкой своего ребенка должны и сами родители. Существуют эффективные комплексы профилактических упражнений, которые позволяют поддерживать и сохранять физическую форму малыша.

Всегда легче предупредить, чем лечить.

Роль физкультуры – великое дело, для воспитания духа и тела.

Твёрдо запомнить взрослым всем надо – всё начинается с детского сада!

Проблема воспитания наших детей быть здоровыми остается актуальной и первоначальной. Необходимо поддерживать и укреплять здоровье малышей. Для этого в ДОУ все больше возникает потребность в усиленной профилактике плоскостопия, в сохранении правильной осанки и формировании правильного дыхания.

Физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность организма.

Основными оздоровительными задачами является сохранение и укрепление физического и психического здоровья малыша, формирование правильной осанки, укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия, укрепление опорно-двигательного корсета.

В образовательные задачи входит развитие двигательных способностей ребенка, физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, подвижности суставов, гибкости, формирование двигательных навыков и умений малыша в соответствии с его индивидуальными особенностями. Необходимо воспитать у ребенка потребность в здоровом образе жизни.

Причины плоскостопия и нарушения осанки.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Развитию таких нарушений способствуют неподходящая росту ребенка мебель, а также неправильная обувь, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лёжа в постели на боку); однообразные движения, ношение груза в одной и той же руке). Важную роль играет и режим жизни ребенка (пассивный отдых, недостаточный сон, неправильное питание, отсутствие прогулок на открытом воздухе и т. д.) Все больше инфекционных заболеваний ведут к ухудшению состояния и развития ребенка.

Так же и плоскостопие является причиной нарушения осанки. Оно может быть врожденным (случаев врожденного плоскостопия очень мало, около 3%)-как результат недоразвитие мышц, или приобретенным.

Врожденное плоскостопие требует особого внимания родителей, и заниматься им надо уже через две недели после рождения ребенка. Внимательно осмотрев стопу малыша, можно заметить плоская она или нет. Но это еще ничего не означает. Когда ребенок начнет ходить, стопа будет формироваться. И к 3-4 годам она примет нужную форму.

Плоскостопие у детей выявляется врачом-ортопедом. Как только ребенок начинает вставать и делать первые шаги, необходимо делать с ним определенные упражнения и массаж. В летнее время – обязательная ходьба по песку и камешкам.

Дети часто ставят стопу неправильно, что ведет к деформации стопы – статическому плоскостопию.

Что бы избежать проблем, нужно придерживаться следующих правил:

• Не допускать возникновения излишнего веса.

• Дети должны чаще ходить босиком, чем в обуви.

• Формирование свода стопы лучше происходит в естественных условиях.

• Надо больше двигаться в течение дня, что бы стопа развивалась правильно.

• Обувь должна иметь супинатор и небольшой каблук. Задник лучше твердый.

• Не носить чужую обувь

• Необходим витамин Д и кальций.

• Свод стопы нужно постоянно тренировать пешими босоногими прогулками по траве, по рельефной почве.

В детском возрасте кости, мышцы и связки ног еще не окрепшие. Главная задача: создать условия для правильного развития, чтобы сохранить здоровье.

Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

Окончательно плоскостопие выявляется к 5 годам. Тогда назначают ортопедические стельки. Хорошо помогают при этих проблемах занятия лечебной физкультурой, физиотерапии, массаж.

Для укрепления мышц стопы и формирования правильной осанки разработаны специальные упражнения. Гимнастика для ног и спины значительно укрепляет мышцы и связки, улучшается кровообращение. Также физкультура способствует лучшей выработке внутрисуставной жидкости, что улучшает подвижность суставов, делает движения свободными, убирает воспаление и боль в суставах.

В детском саду большое внимание уделяют здоровью ребенка. Во всех группах воспитатели проводят зарядку, физкультминутки, подвижные игры на свежем воздухе, гимнастику после сна и т. д.

На занятиях физкультурой уделяют внимание каждому ребёнку. Если что-то не получается, необходимо чтобы ребенок не замкнулся и не ушел в себя со своими проблемами. Всегда можно похвалить его даже за небольшие успехи. Тогда ребенок будет заниматься с удовольствием. Весь необходимый инвентарь на занятиях дети раскладывают и убирают сами, им это очень нравится. В летнее время зарядку и занятия проводят на свежем воздухе.

В наше время многие дети приходят в сад уже с проблемами здоровья. Задача педагогов не ухудшить, а поддержать и укрепить их здоровье. Хорошая осанка - залог здоровья. Ослабленный мышечный корсет- это частая проблема. Поэтому необходимо его укреплять.

Дети- это наше будущее. Давайте беречь здоровья наших детей!


Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить! Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного мышечного напряжения. Именно правильно сформированная в дошкольном.

Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста Комплексы проводятся 1 раз в две недели. У детей 5-6 лет длительность занятия составляет 25 минут, у детей 6-7 лет занятия длятся 30 минут.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного.

От правильной позы зависит состояние позвоночника и скелета в целом. Она предохраняет внутренние органы от сдавливания и смещения, провоцирующего заболевания: остеохондроз, астма, ИБС. Тема предупреждения дефектов осанки и плоскостопия в раннем возрасте крайне важна.

Для определения нарушения осанки разработан простейший тест: поставить ребёнка к стене, чтобы затылок, пятки, тазовые и лопаточные кости касались поверхности, попытаться просунуть кулак между стеной и поясницей. Если сделать действие не удаётся – осанка правильная. Если кулак проходит, налицо причина принятия мер профилактики, причём главными признаны массаж и ЛФК

Сколиоз сопровождает плоскостопие

Трудности с осанкой обычно обнаруживаются у детей в возрасте 7 – 15 лет. Главная причина – гиподинамия школьников, избыток времени проводящих у компьютера и игнорирующих прогулки на свежем воздухе, активные игры и уроки физкультуры, оказывая негативное влияние на здоровье.

Нарушение осанки проходит в развитии три стадии:

  1. Лёгкая сутулость, носящая слабовыраженный характер, возникает у ребёнка в начальных классах. Для предупреждения в младших классах взрослым достаточно чаще напоминать о необходимости выпрямиться.
  2. В средних классах и старших классах появляется отклонение от нормы, имеющее устойчивую форму, вызванную слабостью мышечного корсета, корректируется уроками физкультуры в школе.
  3. Искривление позвоночника, затрагивающее костный аппарат и с трудом поддающееся лечению. Школьные уроки физической подготовки в классах полностью заменяются ЛФК. Необходимые упражнения в классах порекомендует инструктор ЛФК. Для удобства родителям стоит записать тему в виде конспекта, чтобы ежедневно заниматься с ребёнком дома. Рекомендуется как необходимая мера предупреждения дальнейшего развития серьёзного заболевания.

Профилактика возникновения подобных нарушений здоровья ребёнка – прямая обязанность взрослых, особенно родителей, начиная с момента, как малыш встаёт на ноги. При вертикальном положении тела на ступни ложится ощутимая нагрузка. Если мышцы стоп недостаточно укреплены, возникает угроза развития плоскостопия.

Ступни считаются своеобразными амортизаторами человеческого скелета, природой предназначены для смягчения толчков, возникающих во время ходьбы, прыжков. При плоскостопии происходит деформация стопы, её свод опускается либо исчезает. Амортизационные функции стопы нарушаются, возникает тяжёлая походка, боль в ногах, перекашивание тазовых костей при ходьбе, приводящее к неправильной позе и искривлению позвоночника. Плоскостопие и нарушение осанки тесно связаны между собой: появление первого неизбежно сказывается на втором.

Профилактика плоскостопия оказывает влияние на предупреждение деформаций в развитии детского скелета, но определить наличие заболевания у ребёнка получится при достижении возраста 4-6 лет. По законам биологии детская ступня снабжена жировой подушечкой на подошве, маскирующей свод стопы. С возрастом жир рассасывается, костные очертания становятся более чёткими, заметить дефект несложно.

Тест на нарушение легко выполнит врач и любой взрослый человек в домашних условиях. Потребуется смазать подошвы ребёнка растительным маслом и поставить ногу на лист белой бумаги. Если масляные отпечатки следов приобретают форму фасолинок – нормальное развитие налицо. Если по отпечатку видно, что подошва стопы прижалась к бумаге почти целиком, след говорит о предрасположенности к развитию плоскостопия.

Общие методы лечения сколиоза и плоской стопы

Чтобы лечение было успешным, необходимо как можно раньше диагностировать патологию. Больной должен четко следовать назначенной терапии. Важно постоянство, восстановление займет длительное время, требующее от пациента выдержки. Тактика врача основывается от степени прогрессирования патологии, индивидуальных особенностей пациента.

Лечебная физкультура при плоскостопии оказывает выраженный положительный результат на первых двух стадиях и только у детей, когда стопа легко поддается влиянию.

Упражнения выполнять лучше на коврике.

Лежа можно выполнять следующее:

  1. Тянуться пальцами стопы на себя и от себя до появления легкой усталости в мышцах.
  2. Согнуть ноги в коленном суставе, ступни должны стоять на коврике. Не отрывая пальцы от коврика, поднимать пятки. Упражнение необходимо повторять 20 раз.
  3. Приподнять ноги, пальцами стопы поочередно провести по другой ноге вдоль голени.

  1. Сидя, вытянуть ноги, наклониться к ним, схватиться за пальцы ног, начать тянуть их на себя.
  2. Согнуть ногу, поставить под стопу мячик, перекатывать его, затем сменить ногу.
  3. Выпрямить ноги, тянуть пальчики к полу.

  1. Ходьба на пятках, носочках, внутренней и внешней стороне подошвы.
  2. Перекатывать скалку, гимнастическую палку или мячик.
  3. Стараться взять пальчиками мячик, карандаш, листок бумаги.

  1. Приседания. Руки необходимо выпрямить перед собой. Необходимо следить за поддержанием ровной спины.
  2. Потягивания. Глубоко вдохнув, поднимают прямые руки вверх, тянутся со всей силы вверх. Выдыхая, опускают руки вниз.
  3. Поднять максимально колено, держать 3 счета. Затем колено опускают. Количество выполнений – 10 раз.

Намеченная программа выполняется не спеша, требуется статическая, а не динамическая работа. Повышается тонус ослабевших мышц. Не нужно нагружать себя лишним весом. Это чревато травмами.

Если какое-то упражнение вызывает болевые ощущения или дискомфорт – обратитесь к своему врачу для коррекции комплекса.

  1. Ложатся на коврик или пол, делают махи ногами, поднятыми до 40-45 градусов от пола. Выполнять махи – 10 раз. Количество подходов – 4.
  2. Принять коленно-локтевое положение. Медленно прогибать и выгибать спину. На пике движения задерживаться несколько секунд.
  3. Стать в коленно-локтевую позу. Поднять, вытянуть противоположные руку и ногу. Удержаться так на 3 секунды. Сменить руку и ногу. Повторять до чувства мышечной усталости.
  4. Лечь на бок, куда искривлен позвоночник. Подложить под поясничный отдел валик из полотенца, согнуть верхнюю ногу, руку вытянуть над головой, кисть нижней руки подвести под шею. Пролежать так 10 секунд. Перевернуться на спину, чтобы отдохнуть. Количество повторов – 5.

Конец тренировки позволяет восстановить сбившееся дыхание, дать расслабиться напряженным мышечным группам:

  1. Перекаты на спине. Садятся, обхватывают руками колени, прижимая их к груди. Повторять перекаты 7 раз. Является своеобразным массажем для спины.
  2. Ходьба в течение 30 секунд с высоко поднятыми руками над головой. Главное, при движении не торопиться, глубоко дышать.
  3. Руки завести за спину, сомкнуть. Ходить на пятках по кругу в течение 30 секунд.

Назначение ЛФК проводится индивидуально. Врач способен корригировать рациональный объем движений и нагрузки. Делается акцент на методическом повторении комплекса.

Обувь важна в профилактике, лечении плоскостопия. В случае развитого заболевания, назначается специальная ортопедическая обувь, которую в идеальном варианте шьют под заказ. Она должна соответствовать следующим критериям:

  • широкий носок;
  • твердый задник;
  • широкий каблук не выше 3-4 см;
  • эластичная подошва;
  • фиксируется шнурками;
  • зимой обувь должна обхватывать ногу выше щиколотки для прочной фиксации.

При плоскостопии нельзя носить обувь без задника.

  • стандартные;
  • индивидуальные;
  • профилактические. Позволяют эффективно снизить нагрузку на стопу, предотвратить развитие плоскостопия;
  • лечебные.

Стандартные ортопедические стельки могут подойти не всем. Идеальный вариант – изготовление на заказ с учетом патологии.

МассажЭффективен в начале заболевания. Позволяет устранить болезненность, улучшает микроциркуляцию и расслабляет напряженные мышцы.
Физиопроцедуры (Электрофорез, электромиостимуляция, УВЧ-терапия)Применяется в комплексной терапии. Стимулирует микроциркуляцию, снимают боль.
Оперативное лечениеПрименяется в тяжелых случаях, когда консервативные методики не помогают.
Ношение корсетаПозволяет держать позвоночник в правильном положении. Поддерживает ослабший мышечный каркас.

Причины распространённого нарушения

Возможной причиной считается наследственность. Если плоскостопие имеется у близкого родственника – отца, матери, – ребёнку необходимы наблюдение и регулярные консультации врача-ортопеда, чтобы застать болезнь на ранних стадиях развития и принять меря для предотвращения.

Отрицательным фактором часто выступает лишний вес, что неудивительно: кости скелета рассчитаны на посильную нагрузку, превышение возможностей организма приводит к деформации. Если ребёнок слишком полный для собственного возраста и роста, необходим строгий контроль родителей за детским питанием. Советы диетолога не будут лишними в тревожной ситуации.

В конечном счёте, нарушение осанки и плоскостопие возникает на фоне слабого развития мускулатуры ног, преимущественно стоп. Укреплению мышц стопы способствует простой массаж ступней. Выполнять допустимо самостоятельно, даже не будучи мастером высокого класса. Описание массажа получают в кабинете ЛФК детской поликлиники.

Введение

Активная физическая деятельность – одно из главных условий гармонично развитого человека.

При постоянной физической нагрузке у человека развивается костный аппарат, увеличивается мышечная масса, улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем.

Но часто люди двигаются значительно меньше, чем это необходимо, и у них развивается гиподинамия.

Гиподинамия – заболевание, которое развивается при недостатке двигательной активности.

— Увеличение массы тела

Ослабление работ сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем

ЛФК – непременная составляющая профилактики плоскостопия

Урокам ЛФК следует уделять пристальное внимание. Занятия выполняются систематически. Нарушение правила становится причиной низкой эффективности.

Если ребёнок маленький, проводить занятия ЛФК лучше в игровой форме, чтобы упражнения не воспринимались как обязательно-утомительный урок. Для привлечения интереса малыша к упражнениям ЛФК, каждому потребуется придумать подходящее название. Примерный конспект игровых занятий:

На уроке нужно чаще хвалить малыша, стимулируя усердие. Родители могут устроить соревнование и принять участие, но победителем непременно должен выйти ребёнок.

Полезно больше ходить босиком, в естественных природных условиях – по траве, гальке, камешкам. Большое значение приобретают водные процедуры: кроме укрепления мускулатуры, они оказывают закаливающее действие. ЛФК по мере взросления ребёнка рекомендуется дополнить уроками плаванья – спорт наилучшим образом тренирует группы мышц, отвечающих за формирование осанки и профилактику плоскостопия.

Массажные коврики

Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики выпускают с разнообразной поверхностью. Делают их из натуральных материалов.

Использовать такие коврики рекомендуют с того момента, когда ребенок начинает делать первые шаги. Это достаточно эффективная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Фото позволяет рассмотреть, как она выполняется.

Вполне достаточно, чтобы малыш походил по поверхности массажного коврика в течение 5 минут в день.

Важная составляющая борьбы с плоскостопием – правильно подобранная обувь

Детская обувь должна точно соответствовать размеру ноги и непременно быть новой. Нельзя позволять ребёнку донашивать растоптанную обувь старших братьев и сестёр, как бы ни оказался велик соблазн сэкономить. Важные параметры – материал и качество изготовления. Лучше покупать ботинки, туфли и сандалии, сделанные из натуральной кожи либо хлопка. Они должны быть лёгкими, иметь минимальное количество швов внутри, упругую и гибкую (не мягкую!) подошву, крепкий задник, фиксирующий голеностопный сустав в правильном положении, невысокий (0,5 – 1 см) плоский каблук. Если врач-ортопед советует носить специальную обувь или использовать в ежедневной обуви стельки-супинаторы, отмахиваться от рекомендаций не стоит.

Перечисленные правила покажутся сложными, но исполнение гарантирует, что у ребёнка не возникнет трудностей с позвоночником и суставами ног – ни в детстве, ни в грядущей взрослой жизни.

Проверка гибкости позвоночника

Для того чтобы проверить гибкость позвоночника, необходимо встать на ступеньку лестницы или на небольшую подставку (см. Рис. 5). После чего необходимо, не сгибая колени, наклониться вперед и постараться достать руками нижнего края опоры, и, по возможности, наклониться ниже ее. После этого измерять расстояние от кончика среднего пальца до той поверхности опоры, на которой стоит человек. Для мальчиков результат хороший, если это расстояние составляет 6 – 9 см, для девочек – 7 – 10 см. Если же кончики средних пальцев не дотягиваются до опоры, то можно говорить о недостаточной гибкости позвоночника.

Систематическая работа по профилактике плоскостопия и формирование правильной осанки в условиях детского сада является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. Успешность её проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя, инструктора по физвоспитанию и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_ploskostopiya.docx 79.33 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки

Систематическая работа по профилактике плоскостопия и формирование правильной осанки в условиях детского сада является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. Успешность её проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя, инструктора по физвоспитанию и родителей.

От сформированности стопы в значительной мере зависит формирование двигательной сферы.

Исключительное значение имеет укрепление опорно-двигательного аппарата и в частности стопы играющей как опорную, так и рессорную, амортизирующую функцию, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении. Основная роль принадлежит мышцам и связкам, расположенным преимущественно вдоль подошвенной поверхности стопы.

Недостаточность в развитии мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей. Трудно выполнить некоторые виды ходьбы и бега, отталкиваться в прыжках. Всё это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведёт к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности.

В более старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьёзным препятствием к занятиям многими видами спорта.

В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для профилактики плоскостопия используют специально подобранные упражнения. Они способствуют увеличению силы мышц и натягиванию связок поддерживающих сводчатую форму стопы.

Для этой цели используются упражнения в сгибании стоп, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы, прокатывать стопой предметы, ходьба босиком по песку, гальке, игольчатой поверхности, ребристых досках благодаря этому рефлекторно вызывается сокращение мышц подошвы, что приводит к усиленному их развитию, а также укреплению связок и сухожилий стопы.

После проведённых упражнений целесообразно проводить закаливание – контрастное обливание ног с последующим растиранием сухим полотенцем. Затем необходим расслабляющий массаж поглаживание и растирание пальцев подошвы, пятки, голеностопного сустава, и голени.

Упражнения, которые используются на занятиях:

-сидя на скамейки катать мяч, гимнастическую палку, чурочку, валик.

-захватывать мелкие предметы поднимать и удерживать их в течении 8 секунд пальцами ног правой, левой ног;

-выполнять ходьбу с перекатом на носок по коврику – дорожке с нашитыми следочками;

-ходить по коврику с нашитыми пяточками и носочками;

-ходить по коврику с пришитыми пуговицами разной величины или пробками;

-ходьба по тропе, где в ящиках лежит разный наполнитель: песок, галька, игольчатая поверхность, опилки, шишки, керамзит;

-используется коврик с нашитой по спирали тканью, где можно прокатить малый мяч;

Подвижные игры : вернись на место, ловишки с лентами, рыбак и рыбки, через болото, угадай и догони, море волнуется, запрещённые движения, возьми предмет, совушка, собери букет.

Для полной реализации профилактики плоскостопия необходима помощь родителей. Для этого проводятся консультации, собрание, где родители имеют возможность самим попробовать пройти по дорожкам. Проконсультироваться с врачом о недопустимом ношении стоптанной обуви или в тапках больших по размеру. В группах вывешены отпечатки стоп правильной и не правильной формы, комплексы упражнений для занятий дома.

Проводимая работа даёт положительный результат у многих детей приостановилось развитие плоскостопия и даже исправилось.

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждении и коррекции дефектов осанки у дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений, и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендовать следующие формы физических упражнений: утреннюю гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо, и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Для устранения нарушений осанки большинство специалистов рекомендуют использовать среднее (4—6 раз) и большое (8—12 раз) количество повторений каждого специального упражнения.

В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью следующих упражнений: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

1-ая группа упражнений наиболее проста - их четыре:

Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий – это подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят от возраста детей : чем меньше ребенок, тем проще правила.

В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др., у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения, при правильной методике их применения, помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.

3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

4. Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.

5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.

8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.

9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

10. Эффективно использовать подвижные игры, главный вид деятельности дошкольников, для физкультурно-оздоровительной работы. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.