Осмотр осанки детей проводит педиатр

До 1 сентября остается две недели, самое время озаботиться не только закупкой школьных принадлежностей, но и проверить здоровье ребенка, чтобы выяснить, насколько он готов к серьезным учебным нагрузкам, напоминают специалисты. Если что-то не в порядке, нужно поскорее принимать меры — начинать лечение (коррекцию), подать справку, чтобы школьнику подобрали соответствующую группу для занятий физкультурой, решить, в какие кружки-секции стоит начать ходить сразу и что, наоборот, пока отложить.


Первый раз в 1-й класс

БЕРЕГИТЕ СЕРДЦЕ

- Перед тем, как впервые начинать учебу в школе, я настоятельно рекомендую обследовать детей максимально, - подчеркивает доктор Тимаков. - Ребенок должен быть готов как к умственным нагрузкам, так и к физическим, поскольку придется регулярно посещать уроки физкультуры. Увы, есть печальная статистика: сейчас растет количество летальных исходов во время таких занятий и спортивных секций. У многих детей ослаблена сердечно-сосудистая система из-за сидячего образа жизни, зацикленности на гаджетах и неправильного питания, приводящего к набору лишнего веса. Врач может вовремя заметить проблемы и дать рекомендации: какие физнагрузки будут безопасны для конкретного ребенка в школе и на дополнительных занятиях.

ОТ ОРТОПЕДА ДО ОКУЛИСТА

- Чтобы избежать физических перегрузок, нужно сделать ребенку обследования сердца: УЗИ и ЭКГ. Если обнаружатся какие-либо отклонения — обязательно сходить к кардиологу, - советует наш эксперт. - Также у школьников боли в области сердца могут быть связаны с нарушением осанки, поэтому нужно побывать у ортопеда и хирируга. Осмотр этих специалистов важен в любом случае, поскольку большинство современных детей страдает плоскостопием, которое может привести как к нарушению осанки, так и к проблемам с иннервацией рук, сердца и других органов — то есть блокируется передача импульсов от центральной неврной системы для управления этими органами.

ПРОВЕРЯЕМ ЩИТОВИДКУ

- Важно сделать УЗИ брюшной полости, посмотреть состояние печени, поджелудочной, селезенки, желчного пузыря, - продолжает доктор Тимаков. - Девочкам рекомендуется УЗИ органов малого таза, чтобы исключить проблемы с яичниками. И обязательно для всех — УЗИ щитовидной железы. К сожалению, в стандартах профилактических медосмотров Минздрава этого обследования сейчас нет, но я настоятельно рекомендую проверять щитовидку — сейчас скрытые патологии в этом органе встречаются у детей все чаще. Такие нарушения негативно влияют на сердце, обмен веществ, сон, память, на работу многих внутренних органов.

Еще непременно заглядываем к лору для проверки слуха. И сдаем анализы крови и мочи. Желательно сделать биохимический анализ крови (самый простой, не расширенный), чтобы посмотреть в первую очередь уровень глюкозы в крови и показатели воспаления.


КСТАТИ

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Вы вправе пройти диспансеризацию в удобное для себя время

- Графики диспансеризации ребенка, составленные поликлиникой, для родителей обязательной силы не имеют. Если вы решили, что хотите пройти обследования, предусмотренные правилами Минздрава для определенного возраста ребенка, именно накануне учебного сезона — то имеете полное право на это, - поясняет председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, юрист Алексей Старченко. - Чтобы не вступать в разбирательства в детской поликлинике, проще всего позвонить в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС, и сообщить желательную вам дату для прохождения диспансеризации. Еще хочу дать совет: если вы отказываетесь от прохождения медосмотров по правилам Минздрава (по закону у родителей есть такое право. - Авт.) и/или наблюдаетесь в коммерческой детской клинике, то письменно ставьте в известность участкового педиатра о том, что ребенок регулярно бывает на осмотрах у врачей. Это нужно, чтобы подстраховаться от предъявления претензий органов опеки.

Август - время готовиться к новому учебному году! Все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!


Август - время готовиться к новому учебному году! Все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!

Надя Мешкова
Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы

Диагностическое обследование детей подготовительной группы.

Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей.

Методы исследования:

1. Педагогическое наблюдение.

Наблюдение за детьми: как они сидят и стоят в обычной, непринужденной позе, как они ходят.

Норма: нормальная осанканепринужденно стоящего человека характеризуется следующими признаками: оси туловища и головы расположены на одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты. Изгибы позвоночника умерено выражены. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены. Живот плоский или умеренно выпуклый.

Отклонение от нормы: сутуловатость, неправильная посадка за столом, не скоординированные действия при ходьбе, при беге, не умение держать тело при прыжках на одной ноге.

2. Диагностирование осанки.

Визуальная оценка осанки – ребенок осматривается совместно с медсестрой.Оценивается прямота позвоночника:Также определяется:

• одинаковый ли уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков;

• одинаковая ли глубина треугольников талии – углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии;

• симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед;

• Выявление сутулости с помощью сантиметровой линейки.

Норма: при осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки образовывать ровную линию. Физиологические изгибы позвоночника - при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.

Отклонения от нормы: даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.

2. Диагностирование свода стопы.

Визуальная оценка – ребенок осматривается вместе с медсестрой. Определяется постановка стоп при ходьбе с соблюдением симметрии стоп при каждом шаге. Оценивается нет ли О-образной или Х-образной постановки стопы. Оценивается обувь ребенка - при плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть.

Отклонения от нормы: Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.

Оценка отпечатка стоп – проводится совместно с медсестрой.

Оценивается наличие отклонения от отпечатка нормальной стопы в сторону уплощения или вальгусной стопы в соответствии с возрастом ребенка. Для простого теста необходим таз с водой, лист белой бумаги и фломастер.

Норма: По внутреннему краю стопы идет выемка (отпечатка здесь нет, которая посередине занимает больше половины стопы

Отклонение от нормы: Если этой выемки нет вовсе или она узкая (половина стопы и меньше) - это указывает на плоскостопие.

4. Тестовые задания на определение уровней развития двигательной моторики дошкольников.

1. Тест на определение способности детей к быстрой координации в пространстве с сохранением правильного положения осанки и стоп.

Тест предполагает следующее задание: проскакать по начерченной мелом траектории сначала на правой ноге, а затем на левой.

Правильность выполнения задания оценивается в зависимости от качества выполнения от 1 до 3 баллов в соответствии с уровнями.

2. Тест на определение умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности.

Первому уровню (низкому) соответствовали следующие характеристики детей: они без особого труда повторяют несложные упражнения вслед за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование движений на инструкцию взрослого. 1 балл.

Второй уровень (средний) характеризовался свободными произвольными движениями ребенка, легкостью, гибкостью, быстротой движений, реагированием реагирование движений на инструкцию взрослого (ходьба, движения рук, ног, повороты головы, туловища, наклоны, приседания). Однако, этому уровню свойственна слабая двигательная активность детей. 2 балла.

Третий уровень (высокий) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию в пространстве, слаженность отдельных движений в целостном двигательном акте, свободную двигательную ориентацию при выполнении движений. 3 балла.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Первый ортопедический осмотр ребенка производится в 3 месяца

Первый ортопедический осмотр ребенка проводится, как правило, в 3 месяца — до этого момента ортопеду обычно трудно сделать какие-либо выводы о его развитии. Однако бывают пограничные состояния, которые можно выявить уже на первой неделе жизни, в этих случаях раннее начало восстановительного лечения станет залогом дальнейшего благополучия ребенка.

Давайте проведем совместный ортопедический осмотр вашего малыша. Я объясню вам, на что обращает внимание врач, и подскажу, какие симптомы должны насторожить родителей. Сначала посмотрим, как ребенок лежит в кроватке: ровно ли расположено тело, убедимся, что он спокоен, и исследуем его, что называется, с головы до пят.


Голова и шея

Внимательно осмотрите головку вашего малыша, обратите внимание на ее форму, она должна быть симметричной. Но внимание взрослых должна привлечь не только форма, но и положение головы. Поворачивает ли ее малыш или норовит все время смотреть в одну сторону? В последнем случае ортопед может констатировать формирование привычного поворота головы — пограничного состояния, которое, если вовремя не принять соответствующие меры, может привести к развитию односторонней деформации черепа (так называемому "скошенному затылку"). Причины образования привычного поворота головы могут 6ыть различными — и родовые травмы (кефалогематома, перелом ключицы), и неправильное обращение с ребенком, когда родители постоянно подходят к кроватке с одной стороны, не перекладывая ребенка головой в разные стороны.

Но, пожалуй, самый неприятный диагноз, связанный с неправильным положением головы, — это мышечная кривошея (травма кивательной мышцы шеи, удерживающая голову в неправильном положении). Она не всегда диагностируется в роддоме, однако уже на первой неделе жизни мама может обратить внимание на вынужденное положение головы ребенка (наклон в больную сторону, поворот подбородка в здоровую). При попытке изменить положение головы малыш начинает проявлять признаки беспокойства, на его личике появляется болезненная гримаса. Чуть позже родители могут заметить асимметрию лица: со стороны кривошеи отмечается уменьшение объема щечной мышцы. При попытке прощупать шейную мышцу с больной стороны можно обнаружить плотное образование (от 1 до 3 см), болезненное на ощупь. Врожденная мышечная кривошея требует немедленного квалифицированного лечения, состоящего из курсов физиотерапии, массажа, применения специальных укладок (подушечек, валиков и т.п.) для головы. При раннем выявлении и своевременном лечении кривошея устраняется без оперативного вмешательства.

Позвоночник и грудная клетка

Закончив осмотр головы и шеи, переходим к позвоночнику и грудной клетке, однако этот этап осмотра необходимо предварить небольшим экскурсом в анатомию. Позвоночник взрослого человека не прямой, он имеет физиологические изгибы — кифоз (внешний изгиб — если смотреть на человека сбоку, этот изгиб направлен назад, в сторону спины) и лордозы (внутренние — направленные в сторону груди):

  • шейный лордоз;
  • грудной кифоз;
  • поясничный лордоз.

Все эти изгибы формируются в первые месяцы жизни человека. При правильном формировании позвоночных изгибов возникает эффект пружины, и в дальнейшем позвоночник легко переносит осевые нагрузки за счет хорошей амортизации позвонков, но при сглаженности хотя бы одного из изгибов этот эффект исчезает, и позвоночнику приходится испытывать нерациональные нагрузки, что способствует развитию многих заболеваний, таких как сколиоз (боковое искривление позвоночника), остеохондроз (ограничение подвижности позвоночника)и др.

Итак, вернемся к осмотру. Положим малыша на живот с согнутыми в коленях ножками ("поза лягушки"), и убедимся, что позвоночник располагается по средней линии. Иногда у ребенка может отмечаться так называемый "младенческий сколиоз", он чаще всего сопутствует неврологической симптоматике (мышечная дистония, гипертонус), при ее устранении восстанавливается и нормальное положение позвоночника.

Иногда при осмотре в этом положении у ребенка выявляется отклонение оси позвоночника назад — так называемый кифоз поясничного отдела позвоночника; он встречается в основном у детей, родившихся достаточно крупными, и довольно быстро проходит, если первые три месяца жизни ребенка правильно держат на руках, не пытаются посадить, поставить на ножки (многие родители любят устраивать с ребенком "попрыгушки" — этого делать нельзя).

Родителям следует знать, что формирование изгибов позвоночника идет поэтапно: сначала ребенок начинает держать голову — это способствует формированию шейного лордоза. Здесь уместно напомнить, что использование подушек у детей нарушает правильное формирование данного изгиба. Когда малыш начинает присаживаться (а делает он это постепенно, если ему не мешают взрослые), формируются грудной кифоз и поясничный лордоз. Если же ребенка посадить в кресло раньше времени, то вместо положенных изгибов у него может сформироваться грудопоясничный кифоз (так называемая "круглая спина").

Все это я пишу не для того чтобы напугать вас, а чтобы всякий раз как вы захотите опробовать на своем ребенке изобретения современной промышленности, вы сначала попытались представить, как это отразится на костно-мышечной системе малыша. Не торопитесь приобретать для своего ребенка кресло, ходунки, прыгунки, манеж 1 . В первую очередь позаботьтесь о правильном матраце: он должен быть упругим, плотным, на нем не должно оставаться вмятин после сна.

Первые 2-3 месяца жизни ребенок должен лежать на спине или животе. Не стоит поворачивать его на бок, так как слабо развитые боковые мышцы еще плохо удерживают тело, вся нагрузка падает на позвоночник, и при положении ребенка на боку может возникнуть сколиоз.

С 3-4 месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться и с этого момента сам выбирает удобное для себя положение: на спине, животе или боку.

В этот период мама должна проследить, с одинаковой ли частотой малыш переворачивается через левую и правую стороны. Предпочтение одной стороны может свидетельствовать об остаточных явлениях мышечной дистонии (разном тонусе мышц слева и справа). Эти явления необходимо устранить до того момента, как ребенок начнет садиться: во-первых, разная сила мышц левой и правой половины тела затруднит выработку навыков при посадке (ребенок будет заваливаться в одну сторону и может потерять желание продолжать попытки), а во-вторых, посадка в таком положении может спровоцировать формирование сколиоза.

Возможно, в этот период целесообразно провести курс массажа, дать ребенку поплавать в большой (взрослой) ванне, это поможет избавиться от нежелательной асимметрии тонуса мышц.

Тазобедренные суставы и ноги

Вернемся к ортопедическому осмотру нашего малыша. Следующий, не менее важный, этап — тазобедренные суставы.

Чтобы оценить функцию тазобедренных суставов, ребенка следует положить на спину, согнуть ему ноги в коленных суставах и попытаться развести их в стороны.

Не следует делать этого резко, с применением силы. Это может не понравиться малышу, он напряжет мышцы и не даст развести ноги. При правильном проведении этой пробы обычно удается отвести ноги настолько, что коленные суставы касаются стола, на котором лежит ребенок.

Ограничение отведения может быть связано с различными причинами. Самой частой (и легко устраняемой) причиной является спазм приводящих (внутренних бедренных) мышц. В этом случае поможет широкое пеленание (то есть такое, при котором бедра ребенка не прижимаются друг к другу, а разводятся на некоторое расстояние), плавание в теплой воде, лечебная гимнастика. Если мама отмечает, что отведение бедер с одной стороны ограничено больше, на это необходимо обратить внимание врача.

Следующий этап осмотра — проверка симметричности ягодичных складок и длины ног, для ее проведения положите малыша на живот. Следует обратиться к специалисту, если вы заметили асимметрию ягодичных складок или разную длину ног.

Сходные симптомы бывают у различных заболеваний, и лишь правильная диагностика поможет вовремя провести нужное лечение и вырастить малыша здоровым.

Убедившись, что тазобедренные суставы сформированы правильно и функция их не нарушена, посмотрите на стопы. Обратите внимание на положение стопы, она должна находиться в среднем положении. Если вы заметили, что стопа направлена не строго вперед, а немного повернута в горизонтальной плоскости внутрь или наружу (то есть имеет место так называемая ротация стопы), необходимо как можно скорее начать массаж стоп. Специальный курс массажа устранит неправильное положение стопы уже на первом месяце жизни ребенка. При более выраженной деформации стоп возможно использование корригирующих лангет, что дает возможность исправить стопу, пока ребенок еще не начал ходить. Помните: любая незначительная деформация стоп легко устраняется в ранний период жизни, но гораздо больше усилий приходится затрачивать на лечение, начатое после того, как ребенок пошел.

Итак, надеюсь, в результате нашего осмотра вы поняли, как важно внимательно следить за состоянием ребенка, отмечать тревожные симптомы и проводить своевременное лечение. Однако не менее важно не торопить развитие малыша, не подгонять его, не пытаться "помочь", а терпеливо ждать, когда он сам захочет и сможет — сесть, встать, пойти. Родительская любовь должна быть внимательной и терпеливой, лишь тогда она принесет достойные плоды, и ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

1 В одном из ближайших номеров редакция предполагает опубликовать статью об этапах формирования костно-мышечной системы ребенка, в которой, в частности, будет выражена точка зрения ортопеда на целесообразность и сроки использования различных приспособлений типа кресел, ходунков, рюкзаков-"кенгуру" и т.п.


Нарушение осанки – это деформация позвоночника, который может быть изогнут во фронтальной (спереди назад) или сагиттальной (вбок) плоскостях.

Нарушение осанки лечит в зависимости от преобладающей симптоматики педиатр, детский невролог, вертебролог, массажист, мануальный терапевт, физиотерапевт. Наилучшего результата удается добиться при комплексном подходе.

О заболевании


Частота деформаций позвоночника растет пропорционально возрасту. Если у дошкольников это заболевание встречается у 17% детей, то в средних классах частота выявляемости уже более 30%, а в старших – более чем 65% случаев.

Само по себе нарушение осанки ни жизни, ни здоровью не угрожает. При соответствующем лечении анатомию позвоночника можно восстановить. Однако изменения осанки способствуют снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, а это предпосылка формирования многих болезней.

Неправильная осанка – первый шаг на пути формирования сколиоза, межпозвоночных грыж и других вертебрологических расстройств.

Детские травматологи выделяют следующие деформации в сагиттальной плоскости:

  • плоская спина – сглаживание всех физиологических изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – поясничный изгиб увеличен, шейный сглажен, в шейном отделе кифоз (искривление позвоночника в передне-заднем направлении);
  • сутуловатость – грудной кифоз увеличен, поясничный изгиб сглажен;
  • круглая спина (кифотическая осанка) – грудной кифоз увеличен, поясничного изгиба практически нет;
  • кругло-вогнутая спина (кифолордотическая осанка) – шейный и поясничный изгибы резко увеличены.

Деформация во фронтальной плоскости – это сколиотическая осанка, искривление вбок. От настоящего сколиоза такое нарушение отличается тем, что лежа все изгибы выравниваются.

По тяжести различают следующие степени:

  • незначительная деформация, которую ребенок может корректировать сам при направленном внимании;
  • деформация выражена сильнее, но распрямляется в положении лежа или при подъеме за подмышки;
  • деформация сохраняется в лежачем положении и при подъеме.

Симптомы нарушения осанки

На внешний вид ребенка обращают внимание окружающие взрослые. Наличие деформации можно определить даже при беглом взгляде. Может быть выступание грудной клетки, головы и плеч вперед, избыточный угол наклона таза, плоские ягодицы, отклонение вертикальной оси вбок.

При сколиотической осанке деформация напоминает дугу, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки и соски находятся на разных уровнях.

Жалобы на нарушения осанки

На первой стадии дети практически ни на что не жалуются. В более тяжелых стадиях может беспокоить головная боль, боль в спине, утомляемость, снижение зрения.

Длительно существующие деформации изменяют работу сердца, легких, пищеварительной системы. Если грудь плоская, то снижается дыхательная способность легких, отчего развивается кислородная недостаточность, изменяется метаболизм. Дети выглядят более вялыми по сравнению со сверстниками, часто болеют респираторными инфекциями, бронхитами, воспалением легких, предрасположены к туберкулезу.

Из-за ненормального поясничного изгиба ослабевают мышцы брюшного пресса, опускается желудок и кишечник, возникают запоры.

Причины нарушения осанки


Причины бывают врожденные и приобретенные.

Врожденные изменения возникают вследствие отклонений внутриутробного развития или травмы плода в родах. Это позвонки клиновидной формы, соединительно-тканная дисплазия, вывих атланта (1-го шейного позвонка), миотонические синдромы (кривошея и подобные). На долю врожденных отклонений приходится не более 10% всех поражений.

Подавляющее большинство причин нарушения осанки – приобретенные. Предрасполагающий фактор – астеническая конституция. Провоцируют деформации осанки такие факторы, как низкая физическая активность, тяжелый портфель (особенно в сочетании с привычкой носить в одной руке), недостаточная освещенность учебного места, из-за чего тело ребенка длительно находится в нефизиологическом положении.

Страдает позвоночник при тяжелых системных заболеваниях: полиомиелите, туберкулезе, плоскостопии, последствиях травм, укорочении одной ноги. Мешает формированию правильной осанки плохое зрение и слух (близорукость, косоглазие, тугоухость), когда ребенок вынужден приближаться к источнику звука или изображению, удерживая спину в вынужденном положении практически постоянно. Неправильная осанка бывает также у детей с дефицитом или избытком массы тела, когда мышцы не имеют возможности нормально развиваться.

Диагностика нарушения осанки

При подозрении на нарушение осанки необходима консультация детского ортопеда-травматолога или вертебролога.

Во время осмотра врач обращает внимание на такие критерии:

  • положение лопаток (при заболевании находятся на разных уровнях, неодинаково отстоят от позвоночника);
  • отклонение остистых отростков от средней линии;
  • асимметрия ягодичных складок;
  • уровень подколенных ямок;
  • форма грудной клетки (выпуклая или вогнутая);
  • симметричность ребер.

Врач обязательно проводит тест Адамса – осматривает положение костей при наклоне туловища вперед.

Для уточнения деформаций (количественное определение изгибов, углов и дуг) назначаются инструментальные методы: рентгенография, МРТ или СКТ.

Лечение нарушения осанки


Нарушения осанки у детей носят функциональный (обратимый) характер, поэтому лечебные мероприятия проводятся в двух направлениях: создание крепкого мышечного корсета и обучение рациональным двигательным стереотипам.

Используются (в разных соотношениях по ситуации) следующие методы:

  • ЛФК под руководством инструктора, в том числе кинезитерапия;
  • массаж общий и ортопедический;
  • мануальная терапия;
  • водолечение;
  • лечебное плавание;
  • занятия на лечебных тренажерах;
  • ультрафиолетовое облучение;
  • электростимуляция мышц;
  • лечение магнитными полями, в том числе индуктотермия;
  • грязевое лечение (пелоидотерапия);
  • талассотерапия – лечение продуктами моря (водоросли, морская вода);
  • ношение ортопедического корсета, который изготавливается по индивидуальным меркам.

В самом крайнем случае, когда возможности консервативного лечения исчерпаны, применяется хирургическая коррекция.

Профилактика нарушения осанки

Лучшая профилактика – подходящее по возрасту спальное место с ортопедическим матрасом и подушкой, одежда и обувь на устойчивой подошве, ношение рюкзака вместо портфеля, достаточное освещение учебного места.

Ребенок в обязательном порядке должен быть проконсультирован офтальмологом и ЛОР-врачом, а выявленные нарушения скорректированы.

Детей с неправильной осанкой должен наблюдать детский ортопед, рекомендации которого следует неукоснительно выполнять. Необходима достаточная физическая активность, спортивные занятия, игры с физической нагрузкой.

Диспансеризация — это профилактический медицинский осмотр. Он необходим для раннего выявления заболеваний и факторов их развития. Диспансеризация предусматривает осмотр у врачей-специалистов и ряд анализов и обследований. Она проводится в поликлинике по месту прикрепления ребенка.

Вы вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

Чтобы пройти диспансеризацию, у ребенка должны быть:

Чтобы провести медицинский осмотр ребенка, запишите его на прием к участковому врачу-педиатру в поликлинике по месту его прикрепления. На приеме будут даны все необходимые рекомендации, пояснения, а также направления на анализы и к врачам-специалистам.

Объем и характер проведения диспансеризации зависят от возраста ребенка и делятся на группы:

  • от рождения до 1 года;
  • от 1 года до 3 лет;
  • 4-5 лет;
  • 6 лет;
  • 7 лет;
  • 8-9 лет;
  • 10 лет;
  • 11-12 лет;
  • 13 лет;
  • 14 лет;
  • 15-17 лет.

В течение этого периода жизни ребенка — от рождения до 1 года — осмотры врачом-педиатром проводятся каждый месяц. Более углубленный медосмотр проводится:

  • при рождении ;
  • в 1 месяц ;
  • в 2 месяца ;
  • в 3 месяца ;
  • в 12 месяцев .

В течение этого периода жизни ребенка осмотры педиатром проводятся:

  • в 1 год и 3 месяца;
  • в 1 год и 6 месяцев;
  • в 2 года ;
  • в 3 года .

В медосмотрах, рекомендуемых для 4- и 5-летних детей, набор врачей совпадает. Необходимо пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • детского стоматолога

В 6 лет ребенку необходимо пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • невролога;
  • детского хирурга;
  • детского стоматолога;
  • травматолога-ортопеда;
  • офтальмолога;
  • оториноларинголога;
  • детского психиатра;
  • акушера-гинеколога — девочкам;
  • детского уролога-андролога — мальчикам;
  • детского эндокринолога.

Кроме того, понадобятся:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • УЗИ органов брюшной полости (комплексное);
  • УЗИ почек;
  • эхокардиография;
  • электрокардиография.

В 7 лет ребенку нужно пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • невролога;
  • детского стоматолога;
  • офтальмолога;
  • оториноларинголога.

Помимо осмотров врачей, нужно сдать:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи.

В медосмотрах, рекомендуемых для 8- и 9-летних детей, набор врачей совпадает. В этом возрасте нужно пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • детского стоматолога.

В 10 лет ребенку необходимо пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • невролога;
  • детского стоматолога;
  • детского эндокринолога;
  • травматолога-ортопеда;
  • офтальмолога.

Помимо осмотра у врачей, понадобится сдать:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи.

В медосмотрах, рекомендуемых для 11- и 12-летних детей, набор врачей совпадает. В этом возрасте нужно пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • детского стоматолога.

В 13 лет ребенку нужно пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • детского стоматолога;
  • офтальмолога.

В возрасте 14 лет необходимо пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • детского стоматолога;
  • подросткового психиатра;
  • акушера-гинеколога — девочкам;
  • детского уролога-андролога — мальчикам.

В медосмотрах, рекомендуемых для 15-, 16- и 17-летних подростков, набор врачей совпадает. Необходимо пройти осмотры у:

  • педиатра;
  • детского хирурга;
  • детского стоматолога;
  • детского эндокринолога;
  • невролога;
  • травматолога-ортопеда;
  • офтальмолога;
  • оториноларинголога;
  • подросткового психиатра;
  • акушера-гинеколога — девочкам;
  • детского уролога-андролога — мальчикам.

Помимо осмотра у врачей, понадобятся:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • УЗИ органов брюшной полости (комплексное) — в 15 лет;
  • УЗИ почек — в 15 лет;
  • электрокардиография — в 15 и 17 лет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.