Осанка залог здоровья плакат


На уроках в начальной школе широкое применение получают игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве, информационные технологии. Всё большее распространение в моей работе получает использование метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация проекта "Осанка - залог здоровья". 2.93 МБ
Выступление "Осанка - залог здоровья". 24.56 КБ
Сценки - миниатюры о ЗОЖ. 88 КБ
Выступление Агитбригады "За осанкой ты следи!" 14.42 КБ
Задания для групп при работе над проектом. 15.22 КБ
Анкета для родителей. 180.5 КБ
Анкета для учащихся. 55.5 КБ

Подписи к слайдам:

Актуализация проекта: В 6-9 лет осанка еще неустойчива, а начало школьных занятий многократно увеличивает нагрузку на позвоночник. Многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий здоровья не прибавляют. Что же можно сделать? Как не допустить развития нарушений осанки школьника? В борьбе за правильную осанку важно сделать ребенка нашим союзником. Давайте поможем ему захотеть быть стройным. Только никаких лекций! Они нам вряд ли помогут. Лучше подведем к этой мысли ребенка самостоятельно. Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.

Гипотеза : Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и залогом крепкого здоровья. Цель проекта: Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки; Возраст детей 8-9 лет. Продолжительность проекта – 1 месяц. Вид проекта – обучающий, оздоровительный.

Задачи проекта: Помочь осознать детям, что правильная осанка это - здоровье. Уточнить и расширить представление об осанке. Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье. Сформировать у учащихся основные правила по профилактике нарушений осанки. Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой.

Исследование состояния осанки учащихся. Тест №1. Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт. В результате мы убедились, у многих из учащихся нарушена осанка.

Тест №2 Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд.

Тест 3 Измерьте ширину плеч со стороны груди, затем – со стороны спины (плечевая дуга). Найдите так называемый плечевой индекс по формуле: Если плечевой индекс равен 90–100 %, значит, осанка правильная. Индекс меньше 90 % говорит о нарушениях осанки.

Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий Деление учащихся на группы. Поиск информации в библиотеке. Поиск информации в интернете. Составление докладов.

Итоги. 2 группа. Тема: Работа над своей осанкой: 1. Как сидеть правильно; 2. Как спать правильно; 3. Отдых и наше здоровье;

Итоги. 3 группа. Тема: Осанка и способы ее укрепления. 1. Как проверить осанку; 2. Упражнения и занятия, которые развивают и укрепляют осанку.

Выводы: Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья. Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья. Все отклонения в осанке , представляют большую опасность. Но мы теперь знаем как можно избежать этих проблем. Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.

Красивая осанка – залог здоровья

Beautiful beauty is a place of health

Тихонова Екатерина Кондратьевна

Tikhonova Ekaterina Kondratyevna

Ключевые слова: осанка, позвоночник, упражнение, норма, урок, анкета.

Key words: posture, backbone, exercise, norm, lesson, questionnaire.

Всегда приятно смотреть на человека, у которого легкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И совсем другое впечатление производят люди с выступающими назад лопатками и выпяченным животом. Это и есть часть признаков нарушения осанки. (осанка — это привычная поза или манера человека держать свое тело). [1]

Нарушения осанки, как правило, предопределены врожденными или наследственными особенностями, а также перенесенными заболеваниями или травмами. Подобная патология может быть следствием малоподвижного образа жизни. Школьники на уроках сидят за партой, дома — учат уроки за рабочим столом. В течение учебного дня, на протяжении в среднем 5-6 уроков, у ребенка появляется утомление. От неподвижности снижается восприятие учебной программы. [1]

Всем известно, что человек, который хорошо владеет своим телом, умело управляет своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью и стройностью. [1]

Мною совместно с учащимися 7 класса было проведен опрос среди учащихся 1-4 классов. Детям было задано три вопроса:

  1. Есть ли у тебя дома свой учебный уголок?
  2. Подходит ли твоя мебель для твоего ро­ста?
  3. Делаешь ли ты по утрам гимнастику (зарядку).

В опросе приняли участие 68 человек.

В большинстве все дети имеют свой учебный уголок, но не у всех мебель подходит по росту, многие дети занимаются на столах их старших братьев или сестер, или же рабочих местах родителей. Также по результатам исследования выяснилось, что 57 человека не выполняют по утрам гимнастику. С родителями этих детей была проведена беседа. И было объяснено, что родители должны обязательно контролировать выполнение утренней гимнастики ребенком. Лучше всего если родители будут ее делать вместе с ребенком, подавая хороший пример свои детям.

Нормы на вес рюкзака школьника из СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения

Класс Максимально допустимый вес портфеля
1-2-й Не более 1,5 кг
3-4-й Не более 2,0 кг
5-6-й Не более 2,5 кг
7-8-й Не более 3,5 кг
9-11-й Не более 4,0 кг

По российским санитарным нормам — общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 1,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 2 кг. [4]

Интересный факт. По утверждению Американской ассоциации ортопедов ученики не должны носить вес, превышающий 15% их собственного веса, а калифорнийские законы даже предусматривают солидные штрафы для родителей и школ, которые не выполняют требования врачей. Хорошо бы если бы и у нас ввели подобные штрафы, возможно бы тогда родители стали замечать, что их ребенок носит в своем портфеле. [6]

После было проведено взвешивание. Оказалось, что вес портфелей со школьными принадлежностями у учащихся и 1 и 4 класса практически одинаковый и колеблется от 2 до 4 кг. Но у 15 учащихся масса портфеля оказалась приближенной к 6 кг. На весах фиксировалась цифры: 5 600, 5 450, 6 200, 6 700, 5 700, 6 300 и т.д. Максимальный вес портфеля оказался у девочки из 3 класса он составил 7 200 гр. Сложно себе представить как она носит такую тяжесть каждый день. При проверке ее портфелей оказалось, что в портфеле у нее были ненужные в этот день учебники, принадлежности и художественные книги. С родителями этой девочки была проведено беседа. Только у 10 учащихся масса портфеля оказалась в норме, но в их портфеле не было всех необходимых учебников и тетрадей, т.е. они не полностью были готовы к урокам. Это означает, что, если ученик каждый день будет приходить готовым к урокам, это несомненно отразится на его здоровье. Для того чтобы эти нормативы могли стать реальностью, школам можно только порекомендовать иметь два комплекта учебников: один — выдается на дом для подготовки к урокам, а второй хранится в классе. Но это требует больших затрат. Хотя всегда нужно выбирать, что нам важнее здоровье молодого поколения или благосостояние.

Также по результатам проведенного исследования я побеседовала с учителями начальных классов. Им было рассказано у кого из их учащихся было выявлено нарушение осанки. Был дан комплекс упражнений для проведения физкультминуток на уроках. Физкультминутки предназначены для снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, мышц спины, также для улучшения кровообращения.

По результатам исследования была разработана памятка родителям, представлена на рисунках 1 и 2. В ней содержатся рекомендации родителям по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений у детей, также предложены упражнения для совместного выполнения детей и их родителей.

Рисунок 1 — Лицевая и обратная стороны памятки для родителей

В рабочие программы по физической культуре ежегодно включаю уроки, посвященные осанке. Темы уроков самые разные: что такое осанка, осанка и ее формирование, значение осанки в жизни человека и д.р.

Целью данных уроков я ставлю прежде всего формирование знаний о правильной осанке, и самостоятельное применение знаний и умений на практике. Учащиеся на уроке знакомятся с комплексом специальных упражнений, а дома самостоятельно их выполняют. Каждый урок по осанке начинается с профилактической беседы. С детьми обсуждаю такие вопросы как: что такое осанка, зачем нужна правильная осанка, как формировать правильную осанку и д.р.

Если это урок первый или последний в учебном году, то обязательно провожу тест на правильную осанку.

Данный тест провожу определением плечевого индекса (ПИ). Для этого необходимо измерить сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины — плечевую дугу. При измерении спереди сантиметровая лента должна проходить на уровне ключиц, а при измерении сзади — по надлопаточным осям. Плечевой индекс высчитывается по формуле Плечевой индекс = ширина плеч : плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка;

Если величина ПИ меньше 90% – есть признаки нарушения осанки;

Если показатель ПИ очень низкий 60-70 % это значительные признаки нарушения осанки, при которых необходима консультация ортопеда. [5]

Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько слажено работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная.

Рационально организованные физические упражнения – эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушений осанки. [3]

Упражнений по исправлению осанки регулярно использую на своих уроках. Особенно он необходим, когда дети приходят уже после 4-5 уроков, после длительного сидения за столом. Часто именно из-за длительного сидения появляется нарушение осанки т.к. длительное пребывание в сидячем положении вызывает застойные явления кровообращения. После выполнения упражнений объясняю детям о том, как важно правильно принимать позицию за партой (во время выполнения письменных работ плечи должны быть расправлены, находиться на одном уровне, а голова следка наклонена), обеденным столом или просто при просмотре фильмы и т.д.

Библиографический список:

Тема: Правильная осанка – залог здоровья

1 Правильная осанка – залог здоровья

2 Меры профилактики и лечения нарушений осанки

Список использованной литературы

Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься.

Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.

Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.

Цель данной работы: выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения

1 Правильная осанка – залог здоровья

Для чего нужна человеку правильная осанка? Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад). Физиологические изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела, при этом шейные и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной — назад, естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Формы стопы имеет большое значение для смягчения удара при прыжках, ходьбе, беге, толчках.

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов - угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба.

Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды.

Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам.

Есть ли какие-либо критические моменты в развитии молодого организма, когда на осанку следует обратить наибольшее внимание?

Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника. Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей с искривленным позвоночником.

Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник — это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности. Кроме того, при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами и тканями. Спинной мозг, находящийся в позвоночнике, участвует в большинстве рефлексов. При нарушении положения позвоночника происходит зажатие спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, что оказывает негативное воздействие на весь организм.

Нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д., приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей.

Кроме того, уменьшается устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению искривления позвоночника. Прогрессирующие дефекты осанки вызывают нарушения иннервации ряда внутренних органов, вследствие чего организм становится подверженным различным заболеваниям.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

- слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;

- неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;

- сидения за столом, сгорбившись;

- передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);

- различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;

- односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д.

У детей нарушению осанки могут часто способствовать некоторые заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и др.

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Идеальная спина – это редкое явление у современных людей, так как правильная осанка формируется в детстве.

А дети чаще всего не контролируют свое положение в пространстве. Проблемы возникают при сидении за компьютером и за партой.

Иногда подростки горбятся при наличии высокого роста. На сутулость оказывает влияние и обувь на каблуках.

Что такое правильная осанка

Итак, выясним, что такое красивая и здоровая осанка. Это способность поддерживать корпус в прямом положении и при этом не прибегать к усилиям. Осанка создается с малых лет.


Тогда же проявляются и искривления позвоночника. Но подобные проблемы могут быть и в зрелом возрасте. Особенно, при продолжительной сидячей работе.

Нарушения осанки провоцируют серьезные болезни, ухудшают внешний вид и способствуют появлению болезненности.

Прежде чем узнаем, как добиться ровной спины, давайте рассмотрим основные признаки:

  1. Подтянутый живот.
  2. Легкость при ходьбе.
  3. Плечи немного отводятся назад.
  4. Грудь подается вперед.
  5. Положение головы должно быть вертикальным.
  6. Позвоночник представляет собой ровную линию.

В нормальном положении позвоночник отличается изгибами в отделе груди и поясницы. Если не заниматься проблемой, могут возникнуть такие болезни, как кифоз, лордоз или сколиоз.

Как проверить правильность осанки

Проверка правильности осанки поможет выявить неприятные симптомы в развитии позвоночного столба. Ровная осанка характеризуется прямой головой и выровненным корпусом.
Исследования осанки своими силами не отличается большой сложностью. Нужно посмотреть, как выглядит фигура сбоку. При идеальной осанке грудная клетка должна быть немного возвышенной, ноги выпрямлены, а живот подтянут.


Лопатки располагаются в симметричном положении и на равном расстоянии от позвоночника. На одной линии должны быть и складки на ягодицах.
При неправильной установке тела наблюдается кифоз позвоночника. Также может проявиться лордоз в мышцах поясницы.
К старости изгибы становятся не такими выраженными. При увеличении грудного кифоза позвоночник сильно сутулится.

Можно провести осмотр и при наклоне. Нужно наклониться и постараться достать пол руками. Если все нормально, получается дотянуться кончиками пальцев и не сгибать при этом колени.

Правильная осанка

Искривления могут повлечь тяжелые последствия. Из распространенных проблем стоит отметить хроническую усталость и межпозвоночную грыжу.

Многие заболевания постепенно формируются при неправильной ходьбе, сидении или при искривленной осанке за партой. У женщин подобные проблемы часто возникают из-за неравномерного распределения веса. Усугубляют проблему тяжелые сумки и хождение на каблуках.
И чтобы сохранить осанку, понадобится приложить определенные усилия. Искривление является результатом избыточного веса, сидячего образа жизни и применения современных гаджетов.


Всегда контролируйте осанку при сидении, например, за столом, при письме и при работе за компьютером. Ступни должны прилегать к полу. Важно правильно держать свое тело.

Спина должна быть выпрямленной. А когда ты сидишь, плечи должны быть опущены. Не стоит класть ногу на ногу, так как это замедляет процесс кровообращения, и возникает усталость.

Должна быть правильная осанка и при ходьбе. Шею и голову следует держать прямо и не смотреть в пол. Это может спровоцировать болезненность в шейном отделе. Ногу нужно ставить на пятку, а затем на носок. Красивая осанка при ходьбе позволяет создать благоприятное впечатление.

В этом положении можно слегка согнуть в колене ногу. Грудь нужно выдвинуть вперед, а мышцы живота немного ослабить. Вес тела следует распределять равномерно.


Правильную осанку можно создавать и во время сна. Лучшая поза – на боку и с согнутыми ногами. В таком положении позвоночник расслаблен. Важно спать на качественной подушке и матрасе. Все принадлежности нужно периодически менять.

Следует сохранять осанку и при вождении машины. Правильная осанка – это не только залог здоровья, но и гарантия безопасности пассажиров и водителя.

Ровная спина уменьшает риск получения травмы. Затылок и шея должны касаться подголовника. Сидение следует отрегулировать, чтобы было удобно нажимать педали.

Как научить ребенка правильно сидеть за партой и компьютером

Формирование правильной осанки с детства улучшает работу систем и внутренних органов. Это положительно влияет на самочувствие. При этом снижается дискомфорт и болезненные ощущения.

Постоянный контроль осанки защищает от остеопороза и сколиоза. Происходит стимулирование умственной деятельности, повышение самооценки и формирование уверенности. Специальные упражнения позволяют уменьшить болезненность в верхней части корпуса.

Важно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Специальный комплекс нужно выполнять регулярно.
  2. Нужно больше ходить пешком.
  3. Зарядку необходимо делать по утрам.
  4. Рекомендуется заниматься плаванием.
  5. Важно часто проветривать помещение.

Если присутствуют проблемы с позвоночником, сначала проконсультируйтесь с доктором. При соблюдении всех рекомендаций, можно создать красивую и ровную спину.

Надеюсь, вам понравилась моя статья. До скорых встреч, друзья!

Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и залогом крепкого здоровья.

Цель проекта:

Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.


Правильная осанка-залог здоровья

Автор проекта Емельяненко Роман Дмитриевич

Руководитель проекта

учитель начальных классов

Мазалевская Юлия Викторовна


Актуализация проекта

Быть здоровым и красивым мечтает каждый человек на Земле. А красоту и здоровье нашему телу придаёт ровный позвоночник. После прохождения медосмотра мы узнали, что многие ученики нашего класса имеют неправильную осанку. Оказалось, что проблема осанки актуальна во всей школе и с каждым годом ситуация ухудшается.

Я решил изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.


Правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье.

Цель проекта:

Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.


Задачи проекта

  • Помочь осознать детям, что правильная осанка это - здоровье.
  • Уточнить и расширить представление об осанке.
  • Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье.
  • Сформировать у учащихся основные правила по профилактике нарушений осанки.
  • Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой.

Что такое осанка?

Осанку рассматривают в самых разных аспектах:

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека.

Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность.

Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.

Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника.

Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз (искривление выпуклостью вбок),


Факторы, влияющие на осанку учащихся

Я предложил провести эксперимент: проверить осанку доступными для нас способами:

1.Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт.

2.В положении стоя: подойти к стене и встаньте к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка правильная.

В результате мы убедились, что врачи правы – у многих из нас нарушена осанка.


Изучая литературу по этой теме, я узнал, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы: питание, режим труда и отдыха, занятия спортом, вес школьной сумки и т.д.

Интересно, а какие факторы влияют на осанку ребят младших классов нашей школы?

Для этого я провел анкетирование

учащихся своего класса.


Фактор 1. Неправильное питание

Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С . Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, шпинат, зелёный горошек, чёрную смородину. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн. Однако зимой, когда мы редко гуляем на улице, организму необходимы продукты богатые витамином Д. Полезно включать в пищу – куриные яйца, молоко, рыбу, печень трески.

Вывод : Дети не очень любят эти продукты. По результатам анкетирования - рыбу и молочные продукты почти никто не любит. Предпочтение отдаётся йогуртам, чипсам, булочкам, сосискам и т.д.


Фактор 2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

Я обследовал и взвесил портфели 9 учеников своего класса. Средний вес портфелей не соответствует норме у половины учащихся и в полтора раза превышает допустимые нормы.


Фактор 3. Неправильная поза

Неправильная поза: при сидении, ходьбе, просмотре телевизора и т.д.

Проанализировал данные анкеты:

  • - у большинства ребят, имеющих компьютер, нет специальных кресел;
  • - за своей позой во время ходьбы, при сидении за стенами школы никто не следит.

За осанкой не слежу,

Скрюченный весь день хожу.

Чтобы мне здоровым быть,

Надо за спиной следить.


Фактор 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок

Узнал сколько ребят моего класса занимаются спортом :

- ходят в спортивные секции –4 учеников (Бортовов Н., Бахметьев А., Пудов Е., Исаева А.);

- посещают бассейн – 0 учеников

- занимаются танцами – 3 учеников (Марабян И., Мищенко С., Саникидзе В.);

- делают по утрам дома зарядку – 0 учеников.

Вывод: Дети неохотно занимаются спортом. Больше времени уделяют компьютеру и телевизору. Хорошо, что в школе введено 3 урока физкультуры. И было бы хорошо, чтоб в школе по утрам проводили утренние зарядки.


Фактор 5. Режим труда и отдыха

Проведя анкетирование, я выяснил, что:

- у телевизоров и компьютеров проводят более 1,5 часа - 15 учеников;

- телевизор смотрят лёжа (13 чел.), сидя в кресле (10 человек);

Вывод: В школе режим труда и отдыха соблюдается. Но дома большинство детей долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе. Домашние задания выполняют без перерыва на отдых.


Комплекс мероприятий по устранению дефектов осанки

  • Постоянная двигательная активность, включая ходьбу на работу, учёбу, прогулки, занятия физическими упражнениями. Полезно заниматься спортом, танцами.
  • Мебель, парта и стул должны соответствовать росту ребенка.
  • Надо правильно сидеть за партой: туловище держать прямо, а голову лишь немного наклоняя вперёд. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, предплечья должны свободно лежать на столе.
  • На уроке и при подготовке домашнего задания через 20 мин необходимо делать физкультурную паузу.
  • Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и другой клади.

Что лучше выбрать рюкзак, ранец, сумку?

Лучше всего остановиться на ранце. У ранца должна быть жёсткая спинка. Покупая ранец, его надо обязательно примерить. Его ширина не должна превышать ширину плеч ребёнка, а высота 30 см, лямки обязательно надо отрегулировать, что бы ранец находился на спине, а никак ниже поясницы.

Сумки и портфели на одной лямке вредны здоровью.


Советы для сохранения правильной осанки

Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж. Во всех трех случаях главное - ежедневные занятия!

Профилактические меры:

- проведение физ.минуток на уроке, подвижных игр на перемене;

- занятия в спортивных кружках и секциях;

- правильный подбор мебели в школе и дома;

- правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома;

- ношение тяжестей в обеих руках попеременно;

- постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики;

-выполнение профилактических упражнений.


Результативность исследования

Теперь каждый из нас понимает, что его здоровье в его руках. Эта проблема стала интересна не только мне, но и моим одноклассникам.

школьного врача и послушать рекомендации

по исправлению осанки.

  • Подготовил памятку для учащихся.
  • Многие ребята дома проверили

осанку у своих родных!


Проведя исследование и изучив литературу, я выяснил и доказал, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста.

Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.