Осанка воспитание правильной осанки плоскостопие


Описание нарушения осанки и причины их возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitanie_osanki_i_ploskostopiya.docx 20.53 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ОСАНКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Укрепление опорно-двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки.
Осанка , т. е. привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.
Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.
Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.
Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз - боковое искривление позвоночника.
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.
При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.
Для лордотпческой осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.
Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии.

Различают три степени нарушения осанки.

При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.
Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.
В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.
Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма ребенка.
Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки, до 6 месяцев сажать детей, особенно страдающих рахитом, до 9-10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Лучше пользоваться специальными приспособлениями.
Маленькие дети не должны стоять и сидеть продолжительное время па корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели подолгу на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками. Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу.
В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела (короткие бретели на юбках и штанишках), затруднять свободные движения.
Большое влияние па формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно.
При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникнуть не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.
Плоскостопие редко бывает врожденным.

Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. Плоскостопие особенно легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног.
У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.
При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука.
К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.
В целях предупреждения плоскостопия детская обувь не должна быть тесной, должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия. Желательно также проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений - 10-20 мин, в зависимости от возраста ребенка.
Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.
При начальной форме плоскостопия и слабо выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы. Их должен подобрать по гипсовому слепку, полученному от стопы ребенка, врач-ортопед.
Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием не реже двух раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского персонала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар.

Свешникова Юлиана Кирилловна
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Свешникова Юлиана Кирилловна,

инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад № 35

Кировского района Санкт-Петербурга

«Здоровье - основа жизни. Главное не навредить,

Охрана и укрепление здоровья детей является главной задачей дошкольного учреждения. В наше время все больше детей появляются со всевозможными отклонениями (внутриутробные травмы, экология, инфекции, аварии и т. д.).

В последние годы отмечается тенденция к снижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время сидят у телевизора, компьютера, при чтении книг, при занятиях ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующих активных движений. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ, плохо сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата, что приводит к нарушению осанки и деформации стоп.

Стопа является опорой, фундаментом тела. Если нарушается фундамент, то это обязательно отразится на формировании подрастающего организма. При изменении стопы изменяется и положение таза, позвоночника, что влияет на осанку.

При нарушении осанки и при плоскостопии рушится и нервная система, изменяются внутренние органы (органы дыхания, пищеварения, обмена веществ). Это ведет к ряду серьезных заболеваний: сколиозу, остеохондрозу, вегетососудистой дистонии.

Чаще всего страдают слабые, физически плохо развитые дети. При длительной ходьбе или беге стопы у этих детей деформируются. Мышцы и связки стоп перегружаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства.

Поэтому, чем раньше выявить проблему, тем легче ее будет поправить и избежать тяжелых последствий. Важно, чтобы эта проблема волновала воспитателей, медиков и родителей. Заниматься осанкой своего ребенка должны и сами родители. Существуют эффективные комплексы профилактических упражнений, которые позволяют поддерживать и сохранять физическую форму малыша.

Всегда легче предупредить, чем лечить.

Роль физкультуры – великое дело, для воспитания духа и тела.

Твёрдо запомнить взрослым всем надо – всё начинается с детского сада!

Проблема воспитания наших детей быть здоровыми остается актуальной и первоначальной. Необходимо поддерживать и укреплять здоровье малышей. Для этого в ДОУ все больше возникает потребность в усиленной профилактике плоскостопия, в сохранении правильной осанки и формировании правильного дыхания.

Физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность организма.

Основными оздоровительными задачами является сохранение и укрепление физического и психического здоровья малыша, формирование правильной осанки, укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия, укрепление опорно-двигательного корсета.

В образовательные задачи входит развитие двигательных способностей ребенка, физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, подвижности суставов, гибкости, формирование двигательных навыков и умений малыша в соответствии с его индивидуальными особенностями. Необходимо воспитать у ребенка потребность в здоровом образе жизни.

Причины плоскостопия и нарушения осанки.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Развитию таких нарушений способствуют неподходящая росту ребенка мебель, а также неправильная обувь, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лёжа в постели на боку); однообразные движения, ношение груза в одной и той же руке). Важную роль играет и режим жизни ребенка (пассивный отдых, недостаточный сон, неправильное питание, отсутствие прогулок на открытом воздухе и т. д.) Все больше инфекционных заболеваний ведут к ухудшению состояния и развития ребенка.

Так же и плоскостопие является причиной нарушения осанки. Оно может быть врожденным (случаев врожденного плоскостопия очень мало, около 3%)-как результат недоразвитие мышц, или приобретенным.

Врожденное плоскостопие требует особого внимания родителей, и заниматься им надо уже через две недели после рождения ребенка. Внимательно осмотрев стопу малыша, можно заметить плоская она или нет. Но это еще ничего не означает. Когда ребенок начнет ходить, стопа будет формироваться. И к 3-4 годам она примет нужную форму.

Плоскостопие у детей выявляется врачом-ортопедом. Как только ребенок начинает вставать и делать первые шаги, необходимо делать с ним определенные упражнения и массаж. В летнее время – обязательная ходьба по песку и камешкам.

Дети часто ставят стопу неправильно, что ведет к деформации стопы – статическому плоскостопию.

Что бы избежать проблем, нужно придерживаться следующих правил:

• Не допускать возникновения излишнего веса.

• Дети должны чаще ходить босиком, чем в обуви.

• Формирование свода стопы лучше происходит в естественных условиях.

• Надо больше двигаться в течение дня, что бы стопа развивалась правильно.

• Обувь должна иметь супинатор и небольшой каблук. Задник лучше твердый.

• Не носить чужую обувь

• Необходим витамин Д и кальций.

• Свод стопы нужно постоянно тренировать пешими босоногими прогулками по траве, по рельефной почве.

В детском возрасте кости, мышцы и связки ног еще не окрепшие. Главная задача: создать условия для правильного развития, чтобы сохранить здоровье.

Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

Окончательно плоскостопие выявляется к 5 годам. Тогда назначают ортопедические стельки. Хорошо помогают при этих проблемах занятия лечебной физкультурой, физиотерапии, массаж.

Для укрепления мышц стопы и формирования правильной осанки разработаны специальные упражнения. Гимнастика для ног и спины значительно укрепляет мышцы и связки, улучшается кровообращение. Также физкультура способствует лучшей выработке внутрисуставной жидкости, что улучшает подвижность суставов, делает движения свободными, убирает воспаление и боль в суставах.

В детском саду большое внимание уделяют здоровью ребенка. Во всех группах воспитатели проводят зарядку, физкультминутки, подвижные игры на свежем воздухе, гимнастику после сна и т. д.

На занятиях физкультурой уделяют внимание каждому ребёнку. Если что-то не получается, необходимо чтобы ребенок не замкнулся и не ушел в себя со своими проблемами. Всегда можно похвалить его даже за небольшие успехи. Тогда ребенок будет заниматься с удовольствием. Весь необходимый инвентарь на занятиях дети раскладывают и убирают сами, им это очень нравится. В летнее время зарядку и занятия проводят на свежем воздухе.

В наше время многие дети приходят в сад уже с проблемами здоровья. Задача педагогов не ухудшить, а поддержать и укрепить их здоровье. Хорошая осанка - залог здоровья. Ослабленный мышечный корсет- это частая проблема. Поэтому необходимо его укреплять.

Дети- это наше будущее. Давайте беречь здоровья наших детей!


Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить! Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного мышечного напряжения. Именно правильно сформированная в дошкольном.

Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста Комплексы проводятся 1 раз в две недели. У детей 5-6 лет длительность занятия составляет 25 минут, у детей 6-7 лет занятия длятся 30 минут.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного.

ВОСПИТАНИЕ ОСАНКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Осанка — привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего детства. Правильная осанка, характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Нормальная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии. Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз — боковое искривление позвоночника.
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

При лордотической осанке, сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.

Различают три степени нарушения осанки:

При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.
Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма ребенка.

Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки, до 6 месяцев сажать детей, особенно страдающих рахитом, до 9-10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Лучше пользоваться специальными приспособлениями.

Маленькие дети не должны стоять и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели подолгу на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками. Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела (короткие бретели на юбках и штанишках), затруднять свободные движения.

Большое влияние на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникнуть не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишний вес. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука.

К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными.
В целях предупреждения плоскостопия детская обувь не должна быть тесной, должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия. Желательно также проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений — 10-20 мин, в зависимости от возраста ребенка.

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

При начальной форме плоскостопия и нередко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы. Их должен подобрать по гипсовому слепку, полученному от стопы ребенка, врач-ортопед.
Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием не реже двух раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского персонала.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Согласно данным статистики, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются в числе отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. И в основном это нарушения, которые могут появляться у детей раннего возраста: в 2 года = 2%, в 4 года = 7%, в 7 лет – каждый третий, а у школьников – 70%. 1-е место среди нарушений занимает патология костно-мышечной системы, 2-е – патология органов дыхания, 3-е – патология органа зрения.

Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора или компьютера), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, вследствие чего и могут возникать различные нарушения осанки, плоскостопие, а также задержка возрастного развития и развития физических качеств.

Понятие об осанке связано с нормальной функцией позвоночника.

Что такое осанка?

Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная наследственными моментами, зависящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата и выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Формируется осанка с раннего детства в процессе роста ребенка, зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата. Осанка может изменяться в зависимости от условий быта, занятий. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые.

В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Они делятся на врожденные и приобретенные. Последние возникают в результате травм, инфекций, интоксикаций, поражений центральной нервной системы.

Дефекты осанки приводят к нарушению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях дыхательного, костно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются крыловидные лопатки, сведенные вперед плечи, асимметрия плечевого пояса и сутулость.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, о чем говорилось выше, а также создает условия для нормального дыхания через нос. Это способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной физической нагрузке , например, в беге и прыжках.

Так как в дошкольном возрасте осанка полностью не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста. В этой связи главная задача взрослых – предупредить у ребенка такое серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, как сколиоз.

Конечно, очень многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от своих родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно стоять, сидеть и ходить, а также вынужденные неудобные позы при чтении, рисовании и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Но основной причиной дефектов осанки является привычные порочные положения тела при сидении и стоянии.

Борьбу с неправильной осанкой надо рассматривать как общее оздоровление организма.

В этой связи необходимо особое внимание уделять подбору детской мебели. Стол, стулья и домашняя мебель должны соответствовать росту ребенка, так как низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх. Нужно избегать поз, при которых тело ребенка наклонено в сторону, он сидит на одной ноге или при свободно свисающей руке.

Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше, так как исправление дефектов осанки всегда дело более трудное, чем их предупреждение.

После занятий, носящих статический характер (рисование, лепка и др), полезно проводить упражнения с элементами аутотренинга, которые помогают сконцентрировать внимание ребенка на выработке стереотипа правильной осанки, то есть, в конце каждого занятия дети расслабляют мышцы туловища, лежа на спине и выполняя упражнения на релаксацию (под контролем воспитателя или родителей).

В утреннюю гимнастику и физкультурные минутки рекомендуется постоянно включать упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Необходимо следить за тем, чтобы во время занятий у детей оба локтя лежали на столе.

Наряду с нарушением осанки у дошкольников часто диагностируется плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклона пятки внутрь.

Стопа – это фундамент, опора нашего тела и любое нарушение ее развития может негативно отразиться на осанке ребенка.

Детская стопа по сравнению со взрослой более короткая, широкая и в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп более мягкие и эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы, которые играют важную роль в формировании свода, относительно слабые. Суставы более подвижные, а связки менее прочны по сравнению со взрослой стопой. Объем движений детской стопы больше, поэтому она менее приспособлена к статическим нагрузкам. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и опущению сводов стоп. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится на стадии интенсивного развития, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений, а изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и влияет на положение позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп крайне неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для занятий спортом.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеет создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени, а так же оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (это ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для правильного формирования свода стопы).

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп является гигиена и подбор обуви, воспитателям и родителям нужно обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на физических занятиях. Детская обувь должна иметь закрытую пятку, достаточно гибкую подошву, широкий носок, кроме этого обязательно наличие небольшого каблучка (2см) и ремешка. Недопустимо ношение детьми различных шлепанцев, обуви китайского производства, не прошедших стандартизацию, чешек вне физкультурных занятий, а также тесной и не подходящей по размеру обуви. Категорически запрещается ношение обуви со стоптанными задниками.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней гимнастики, а также зарядки после сна, детям полезно заниматься босиком (при соответствующем t ° режиме). Температура пола должна быть не ниже +18°. Наряду с этим рекомендуется применение специальных закаливающих процедур для стоп, что способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активнее точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия. Но основное и самое верное средство – это специальная гимнастика, укрепляющая своды стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стоп.

Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.