Осанка у детей в россии

Правильная осанка — это залог хорошего здоровья. К сожалению, люди не рождаются уже сформированной осанкой. Над этим нужно работать. И именно в дошкольном возрасте лучше начинать прививать правильные привычки и приучать детей к здоровому образу жизни.

Всегда приятно смотреть на человека, у которого расправлены плечи, прямая спина и легкая походка. Такие люди более уверены в себе. И наоборот, печально видеть сутулого прохожего, со сгорбившейся спиной. И это только внешние факторы. Неправильная осанка приводит к осложнениям внутренних органов. Нарушается работа дыхательной и центральной нервной системы, сокращается объем легких и появляется одышка. Поэтому очень важно с детства обратить внимание на формирование осанки.

Осанка: основные понятия

Осанка это привычная поза, при которой спина человека находится в вертикальном положении. В первые годы жизни у детей формируются естественные изгибы позвоночника. К тому времени, когда ребенок идет в школу эти изгибы определяются более четко. Сам позвоночник начинает формироваться в процессе развития и роста ребенка.

Признаки правильной осанки:

  • ключицы находятся на одном уровне;
  • если смотреть сзади, лопатки и плечи расположены симметрично;
  • голова, бедра и туловище на одной линии;
  • живот втянут;
  • ноги имеют одинаковую длину.

Виды нарушения осанки


Чтобы понять есть ли нарушения у ребенка, нужно поставить его прямо. Если лопатки сильно выступают, а голова и плечи наклонены вперед, время принимать меры.

Виды нарушения осанки:

  • сутулость;
  • плоская спина;
  • плосковогнутая спина;
  • круглая спина;
  • кругловогнутая спина;
  • вялая осанка.

Одним из распространенных нарушений у детей является сутулость. Дети не умеют себя контролировать, поэтому во время чтения или игр за компьютером, спина расслабляется и округляется, плечи опускаются вперед. Это приводит к сутулости. Если вовремя не принять меры, вырастет горб, сердце и легкие перестанут нормально работать.

Дефекты круглой или кругловогнутой спины зарождаются еще в раннем возрасте. Начинать вставать, ходить и сидеть ребенку нужно в свое время. Именно в этом возрасте может начать формироваться дефект. Для него характерны опущенные плечи, сильный прогиб в позвоночника и наклоненная вперед голова.

У детей, отстающих в развитии или наоборот, быстроразвивающихся, может наблюдаться плоская или плосковогнутая спина. Такие малыши быстро устают, плохо справляются с различными нагрузками, жалуются на головные боли. Как правило, это нарушение осанки приводит к развитию сколиоза.

Вялая спина наблюдается у детей в дошкольном возрасте. Это является первым признаком при нарушении осанки. Такая проблема возникает, когда ребенок мало двигается, у него не особо развита мускулатура, имеется избыточный вес, слишком долго сидит за столом.

Первая: небольшие изменения в нарушении осанки. Легко исправляются при помощи волевых усилий. В основном встречается у дошкольников.

Вторая: признаков искривления осанки становится больше. Одних усилий для выпрямления позвоночника недостаточно. Если взять ребенка за подмышечные впадины и приподнять, нарушение устранятся. Осанку можно исправить при помощи специальной оздоровительной физкультуры.

Третья: когда уже нарушения осанки плохо поддаются излечению.

Факторы, влияющие на осанку детей


  1. Правильное питание. Обязательно в рацион необходимо включать продукты, содержащие витамины C и D. Это семга, скумбрия, молоко, яйца, смородина, цитрусовые и бобовые.
  2. Отсутствие или недостаток физических нагрузок. Чтобы постоянно поддерживать осанку в нужной форме, необходима хорошая физическая подготовка.
  3. Неправильно подобранные и тяжелые школьные сумки. Лучше, если вес ранца будет не больше 2 кг. Поэтому все-таки стоит смотреть, что ребенок носит с собой. Подбирайте правильные рюкзаки с ортопедической спинкой и удобными широкими лямками.
  4. Неправильная поза. Необходимо следить за школьниками во время выполнения домашних работ, когда они долго сидят за столом и особенно за компьютером. Периодически подсказывать ему о правильной осанке. Обязательно делать небольшие перерывы между длительными прибываниями в сидячем положении.
  5. Психологическое состояние. Постоянная критика, непонимание со стороны родителей не повышают самооценку у детей. Неуверенные в себе дети чаще сутулятся и горбятся. Поэтому для ребенка очень важна родительская забота и поддержка.
  6. Режим труда и отдыха. Важно соблюдать пропорции между этими занятиями. Многие родители стремятся к тому, чтобы ребенок посещал множество секций и был постоянно чем-то занят. Детям нужны физические нагрузки. Но им также необходим и отдых
  7. Форма стопы. Нарушение стопы непременно приведет к изменениям позвоночника. Поэтому следует регулярно проверять стопу на наличие плоскостопия.

Сделать это просто. Ставим ребенка к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки были плотно прижаты к боковой поверхности. Если осанка правильная, то такая поза не вызовет никаких неудобств. В случае нарушения, ребенку довольно сложно будет справиться с такой просьбой. А уж тем более отойти от стены и пробыть в таком положении некоторое время.

Формируем правильную осанку у детей


  1. Все начинается с рождения. Поэтому стоит обратить особое внимание на развитие своего малыша в раннем возрасте. Именно в детстве легче сформировать правильные привычки и приучить ребенка к здоровому образу жизни.
  2. Постоянная двигательная активность. С малых лет приучайте своего малыша к физическим упражнениям. Это могут быть катания на велосипеде, на коньках и роликах. Играйте с ним в подвижные игры: бадминтон, волейбол, футбол.
  3. Отказ от неправильных поз. Когда дети маленькие, им сложно себя контролировать. Они не придают особого значения тому, как сидят, в какой позе смотрят телевизор или обедают. И в этих моментах очень важен родительский контроль.
  4. Общая физическая подготовка. Для того, чтобы у ребенка с детства сформировалась правильная осанка, большое значение имеют закаливание и упражнения, которые повышают общий тонус организма. Плавание и здоровый сон помогают восстановить нервную систему.
  5. Проверка на плоскостопие. Подбор правильной и удобной обуви поможет ребенку сохранять правильную осанку при движениях.
  6. Кровать ребенка должна быть твердой, лучше с ортопедическим матрацем.
  7. Упражнения, способствующие развитию правильной осанки — комплекс упражнений на укрепление мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса, на развитие гибкости, подвижности суставов, тренировка дыхательной системы.

Упражнения для правильной осанки

Игры для профилактики нарушения осанки

  • Игра с мячом. Направлена на укрепление плечевого пояса и хорошей осанки. Необходимо попасть в корзину мячом, кидая его двумя руками из — за головы.
  • Игра с веревкой. Для развития равновесия и укрепления мышц. На пол кладется веревка и дети ходят по ней, как по канату. При этом нужно стараться идти с ровной спиной, руки развести в стороны.
  • Игра с игрушкой. Хорошо укрепляет мышцы спины, помогает сохранять равновесие. Ребенок наклоняется вперед, на спину ему кладется мягкая игрушка. Он должен донести ношу до определенного места. При движении голову нельзя опускать и спину нужно держать ровно.

Средства реабилитации

Процесс реабилитации детей довольно длительный и состоит из физической, медицинской и психологической помощи.

Увеличивает физическую выносливость, укрепляет мышечную ткань, развивает координацию, учит управлять своим телом. Специальный комплекс упражнений, с учетом развития вашего малыша, поможет подобрать специалист.

Показан при любых изменениях осанки, направлен на укрепление мышц, уменьшения болевых ощущений и снятия напряжения. Правильный вид массажа подберет специалист после обследования.

В воде физические упражнения делать легче. Все движения выполняются под наблюдением специалиста. Учитываются разные степени нарушения осанки, поэтому комплекс занятий подбирается индивидуально. Метод не является медикаментозным, но в сочетании с гимнастикой дает превосходные результаты.

При этом виде лечения необходимо выбрать наиболее подходящий климат именно для вашего малыша. Полезно проводить лечебные процедуры на свежем воздухе — воздушные ванны, купания, солнечные ванны. При выборе курорта лучше проконсультироваться с врачом, который разбирается в географических климатах.

Полезные микроорганизмы, входящие в состав целебных грязей оказывают расслабляющее, успокаивающее и обезболивающее действие на организм. Из-за того, что у детей еще плохо развит иммунитет, имеются противопоказания для терапии. Важно соблюдать рекомендации педиатра.

Процедуры для оздоровления, при которох используется пресная, морская или соленая вода. При нарушениях осанки полезен контрастный душ. Напор воды, ее состав, температура — все это в совокупности укрепляет опорно-двигательный аппарат, мышечную систему, способствует подвижности суставов.

Аппараты для физиотерапии — это устройства, которые оказывают медицинское воздействие на ребенка через электрический ток, лазерное излучения, тепло, магнитное поле и др. Электрофорез помогает лекарственным препаратам глубже проникнуть через кожу, снимая болевые ощущения. В совокупности с другими процедурами такая терапия повышает эффективность лечения.

Заключение

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания всегда сложнее, чем научить с детства полезным привычкам. Уделяйте внимание самым различным факторам: как сидит, стоит и двигается ваш малыш. Помогите ему вырасти успешным и здоровым человеком.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Доброго времени суток, уважаемые гости! Часто ровная спина является визитной карточкой человека. Она свидетельствует об уверенности, здоровье и красоте своего владельца.

Но на искривления позвоночного столба следует обращать внимание в детском возрасте, когда можно заложить полезную привычку на всю жизнь.

Сколиотическая осанка у ребенка требует особого подхода. Со временем неправильная осанка может спровоцировать сильную нагрузку на позвоночный столб, проблемы с внутренними органами слабость опорно-двигательного аппарата.

Давайте узнаем, что можно сделать, чтобы остановить развитие патологии.


Оценка осанки у детей

Прежде всего, проводится оценка осанки у детей. Положение спины может формироваться до 24 лет.

Ровная осанка у ребенка определяется по таким признакам:

  1. Вертикальное расположение корпуса.
  2. Плечи и лопатки размещаются на одном уровне.
  3. Подтянутые мышцы живота.
  4. Близкое расположение лопаток.

К патологиям относятся разные степени искривления. На 1-ой стадии ребенок держит спину ровно, в расслабленном состоянии сутулится.

На 2-ой стадии неровное положение расправляется, если ребенок висит на турнике. При 3-ей степени недостатки сохраняются даже при висе на перекладине.
Осанку считают нормальной, если голова не отклоняется, лопатки находятся на одной линии, а изгибы проявляются равномерно.

Почему портится осанка

Существуют различные причины появления сколиотического типа осанки. Они могут быть приобретенными и врожденными. Нарушения осанки бывают результатом патологий во внутриутробном развитии.

Стоит выделить следующие причины искривления осанки у ребенка:

  • небольшая двигательная активность;
  • неподходящая по росту мебель;
  • некачественное освещение рабочего стола;
  • ношение портфеля на одном плече.

В результате этих основных причин у ребенка формируется неправильное положение. Привычка сохраняется. На быстроту исправления могут повлиять такие факторы, как излишки веса, нехватка нагрузки на мышцы, недостаток питательных элементов и соматическая слабость. Если не заниматься лечением, может проявиться остеохондроз, сколиоз и другие патологии.

Сколиотическая осанка

Сколиотическая осанка представляет собой патологию с перемещением позвонков в боковом направлении. Основные признаки – это различная высота лопаток и предплечий.


Недуг возникает в результате травм, болезней нижних конечностей, ослабленного мышечного аппарата и заболеваний внутренних органов. При сколиозе важно обратиться к врачу.

Кифотическая осанка у детей и ее причины

Кифотическая осанка у ребенка имеет определенные симптомы. Грудной отдел характеризуется естественной кривизной. Такой дефект проявляется деформацией грудного отдела.

Спина приобретает выпуклую кривизну. Дополнительно могут проявиться уплотнения в области поясницы и шеи.

Возникновение проблемы приводит к таким симптомам:

  1. Наклоненная вниз голова.
  2. Опущенные плечи.
  3. Выступающие лопатки.
  4. Выпяченный живот.
  5. Округлая поверхность спины.

Врожденные проблемы возникают при нарушении развития позвонков. Если школьный ранец слишком тяжелый, также могут возникнуть искривления.

Как исправить осанку у ребенка

Теперь выясним, как исправить осанку у ребенка. Для этого применяются различные методики. Это может быть лечебный массаж, методы физиотерапии, а также нужны упражнения.
Важно правильно организовать рабочее место. Ребенок должен ровно сидеть. Спина прижиматься к поверхности спинки стула, а ноги – стоять на полу под углом 90 градусов.

Расстояние от глаз до стола должно быть 35-40 см. Монитор должен располагаться ниже уровня глаз.


Для исправления осанки рекомендуется ношение корсетов. Данное приспособление предназначено для удержания позвоночника в определенном положении в течение всего дня.

С помощью такого корсета можно корректировать патологии со спиной.
Ортопедическое изделие актуально для детей школьного возраста. Сутулость часто формируется при психологическом дискомфорте и при слишком высоком росте.

Приобрести корсет рекомендуется в таких случаях:

  1. Скорость развития роста больше, чем формирование позвоночного столба.
  2. Травмы спины.
  3. Прогрессирующие искривления.
  4. Ухудшение самочувствия.
  5. Патологии костных тканей.

При первых признаках патологии спины у ребенка, следует обратиться к ортопеду.

Вялая осанка легко исправляется с помощью упражнений. Гимнастика для ребенка может проходить в игровой форме.

Можно попробовать следующие движения:

  1. Тренировка начинается с ходьбы.
  2. На вдохе нужно тянуться вверх, а на выдохе опускать руки вниз.
  3. На животе делается упражнение боксер. Нужно поднять плечи и выполнять имитацию ударов руками.
  4. Упражнение с гимнастической палкой. Руки с палкой нужно отводить вниз и при этом отводить назад ногу.
  5. Поднять руки с мячом над головой. Локти разводятся в стороны и выполняются наклоны в стороны.
  6. На спине делать упражнение велосипед и разведение ног в стороны.
  7. Приседания.


Можно использовать ортопедический стул для правильной осанки детей. Его действие направлено на избавление от болезней опорно-двигательной системы. Обычные стулья не учитывают комплекцию и возраст ребенка.
Кресло для осанки вынуждает сидеть ровно и не перекашивает спину.

Такой предмет мебели способствует:

  1. Разгрузке позвоночного столба.
  2. Профилактике болезней.
  3. Уменьшению онемения.
  4. Созданию ровной и красивой осанки.
  5. Нормализации кровотока.

При соблюдении полезных рекомендаций получится создать красивую и выровненную осанку. Надеюсь, мой обзор принесет вам пользу.

До новых встреч, уважаемые посетители!

Видео по теме статьи

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Зиняков Н. Н., Болдырев С. Ю., Зиняков Н. Т., Барташевич В. В.

На основании данных обследования 610 школьников в возрасте от 10 до 17 лет изучена распространенность нарушений осанки у детей. В качестве метода скрининг-диагностики использована компьютерная оптическая топография . Установлено, что нарушения осанки встречаются у школьников данной возрастной группы в 94% случаев. Описаны распространенность отдельных вариантов нарушений осанки , а также характерные изменения объемных и осевых параметров светооптической ортоспондилографии, которые типичны для тех или иных нарушений статической составляющей двигательного стереотипа.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Зиняков Н. Н., Болдырев С. Ю., Зиняков Н. Т., Барташевич В. В.

To the question about the prevalence of infringements of a bearing among students

on the basis of examination of 610 students in the age from 10 to 17 years old the prevalence of infringements of a bearing at children is studied. As screening-diagnostics method the optical topography has been used. It is established that bearing infringements meet at students of given age in 94% of cases. The prevalence of separate variants of infringements of a bearing, and as characteristic changes of volume and axial parameters of lightoptical ortospondylography wich are typical for those or other infringements of a static component of an impellent stereotype are described.

н. н. зиняков, с. ю. Болдырев, н. т. зиняков, в. в. барташевич

к вопросу о распространенности нарушений осанки

НИИ нейроортопедии и восстановительной медицины,

Россия, 354200, Краснодарский край, г.Сочи, ул. Победы, 153.

Е-mail: neuroorthopaedy@mail.ru, тел. 8 (9882) 333-775

На основании данных обследования 610 школьников в возрасте от 10 до 17 лет изучена распространенность нарушений осанки у детей. В качестве метода скрининг-диагностики использована компьютерная оптическая топография. Установлено, что нарушения осанки встречаются у школьников данной возрастной группы в 94% случаев. Описаны распространенность отдельных вариантов нарушений осанки, а также характерные изменения объемных и осевых параметров светооптической ортоспондилографии, которые типичны для тех или иных нарушений статической составляющей двигательного стереотипа.

Ключевые слова: компьютерная оптическая топография, нарушения осанки.

N. N. ZINYAKoV, S. u. BOLDIREV, N. T. ZINYAKOV, V. V. BARTASHEVICH

TO THE QUESTION ABOUT THE PREVALENCE OF INFRINGEMENTS OF A BEARING AMONG STUDENTS

Research institute of neuroortopedium and regenerative medicine (Sochi),

Russia, 354200, Krasnodar region, Sochi, str. Pobedi, 153.

Е-mail: neuroorthopaedy@mail.ru; tel. 8 (9882) 333-775

On the basis of examination of 610 students in the age from 10 to 17 years old the prevalence of infringements of a bearing at children is studied. As screening-diagnostics method the optical topography has been used. It is established that bearing infringements meet at students of given age in 94% of cases. The prevalence of separate variants of infringements of a bearing, and as characteristic changes of volume and axial parameters of lightoptical ortospondylography wich are typical for those or other infringements of a static component of an impellent stereotype are described.

Key words: impellent stereotype, computer optical topography, bearing infringements.

Актуальной проблемой современной нейроортопедии представляется проблема терапии нарушений осанки у детей ввиду их широкой распространенности и отсутствия патогенетически обоснованных эффективных схем лечения данных состояний. В настоящее время их диагностика в большинстве случаев проводится на основании использования клинических данных, получаемых при помощи вертеброневрологических и мануальных методов исследования [2, 7]. Согласно современным данным, нарушения осанки встречаются у 60-80% населения детского возраста [1, 2]. Высокие различия в частоте встречаемости нарушений осанки, по данным различных авторов, могут быть связаны с использованием клинического метода в качестве базового при их диагностике, что может приводить к различной интерпретации тех или иных объективных данных, а также с недостаточной эффективностью клинического метода как такового. В связи с этим в настоящее время все большую актуальность приобретает возможность использования различных аппаратно-программных комплексов с целью выявления этих состояний, проведения с их помощью скрининговых обследований, а также контроля лечебных мероприятий. Применение компьютеризированных программ могло бы позволить повысить эффективность выявления нарушений осанки у школьников, поскольку сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования - изучение возможностей использования компьютерной оптической топографии

(КОТ) в диагностике нарушений осанки у школьников и проведение с ее помощью оценки распространенности данных состояний.

Кубанский научный медицинский вестник № 8 (113) 2009 УДК 616.8-009.8

Кубанский научный медицинский вестник № 8 (113) 2009

Осевые и объемные параметры туловища у лиц с нарушениями осанки при компьютерной оптической топографии (КОТ)

Показатель Контрольная группа Сколио- тическая осанка Сутулая спина Круглая спина Кругло- вогнутая спина Плоско- вогнутая спина Вогнутая спина Плоская спина

Статическая ось туловища, град. 0,38±0,05 2,23±0,21 0,35±0,04 0,41±0,06 0,36±0,07 0,40±0,05 0,37±0,07 0,35±0,04

Ось позвоночника - шейный отдел, мм 3,05±0,04 5,97±0,60 2,99±0,06 3,11±0,05 3,11±0,05 3,07±0,06 3,10±0,05 3,09±0,07

Ось позвоночника - грудной отдел, мм 2,94±0,03 5,34±0,56 2,97±0,04 3,01±0,04 2,91±0,05 2,96±0,04 3,00±0,04 3,03±0,05

Ось позвоночника - поясничный отдел, мм 3,09±0,04 5,76±0,59 3,11±0,04 3,05±0,04 3,07±0,03 3,10±0,05 3,12±0,06 3,06±0,05

Верхняя фронтальная ось*, град./мм 0,56±0,05/ 3,99±0,23 2,22±0,20/ 5,95±0,54 0,50±0,06/ 3,88±0,24 0,59±0,06/ 3,91±0,25 0,57±0,05/ 4,01±0,22 0,58±0,07/ 3,95±0,20 0,52±0,05/ 3,96±0,21 0,57±0,06/ 3,94±0,22

Ось плечевого пояса*, град./мм 0,82±0,05/ 3,76±0,32 2,56±0,23/ 5,15±0,49 0,79±0,05/ 3,80±0,30 0,81±0,04/ 3,70±0,33 0,85±0,06/ 3,81±0,35 0,80±0,05/ 3,86±0,33 0,82±0,06/ 3,77±0,31 0,84±0,04/ 3,80±0,29

Ось угла лопаток*, град./мм 0,76±0,06/ 4,23±0,41 2,37±0,21/ 5,18±0,50 0,74±0,05/ 4,25±0,40 0,81±0,07/ 4,20±0,39 0,80±0,05/ 4,21±0,39 0,82±0,06/ 4,19±0,35 0,75±0,05/ 4,20±0,40 0,77±0,08/ 4,22±0,37

Ось таза*, град./ мм 0,66±0,05/ 0,29±0,23 1,87±0,15/ 1,58±0,16 0,70±0,06/ 0,35±0,22 0,69±0,06/ 0,31±0,24 0,67±0,07/ 0,30±0,25 0,60±0,05/ 0,28±0,27 0,65±0,06/ 0,32±0,21 0,68±0,08/ 0,34±0,25

Ось ягодичных складок*, град./ мм 0,62±0,05/ 4,02±0,34 1,52±0,12/ 5,74±0,57 0,60±0,04/ 3,98±0,35 0,65±0,05/ 4,05±0,37 0,64±0,06/ 4,04±0,36 0,59±0,04/ 4,01±0,35 0,58±0,05/ 4,00±0,34 0,67±0,06/ 4,03±0,35

Глубина шейного лордоза, мм 16,6±1,96 16,3±1,87 16,1±1,85 11,2±1,54 20,5±1,76 17,2±1,72 16,5±1,90 10,5±1,38

Протяженность шейного лордоза, мм 65,8±6,41 65,5±6,38 65,2±6,50 64,9±6,25 66,0±6,47 65,9±6,40 65,7±6,39 65,3±6,42

Точка максимума шейного лордоза 4,60±0,40 4,55±0,41 4,53±0,42 4,57±0,39 4,62±0,41 4,61±0,38 4,59±0,40 4,56±0,38

Глубина грудного кифоза, мм 43,6±4,42 43,1±4,39 54,5±5,36 62,7±5,65 61,5±5,37 32,7±3,81 43,5±4,35 31,6±3,17

Глубина поясничного лордоза, мм 19,0±0,96 18,9±0,90 13,1±0,75 12,9±0,81 27,1±1,82 22,7±1,12 28,5±1,97 12,5±0,68

Примечание: * - в числителе - отклонения в градусах от горизонтальной оси, в знаменателе - отклонения в мм.

пациента в каждой точке введенного изображения. По цифровой модели поверхности и анатомическим ориентирам костных структур рассчитывались репрезентативные топографические параметры, количественно описывающие форму поверхности и позволяющие оценивать деформацию позвоночника.

Для получения нормативных показателей осевых и объемных параметров КОТ была обследована контрольная группа (78 человек) лиц без нарушений осанки и структурных деформаций позвоночника.

У школьников с нарушениями осанки выявлялся их вариант, определялась частота встречаемости того или иного нарушения. Также оценивалась степень

отклонения от нормы конкретных осевых и объемных параметров КОТ при различных вариантах нарушения осанки.

Проведенное исследование позволило выявить нарушения осанки у 574 (94,1%) школьников.

Сколиотическая осанка отмечалась у 304 (53%), сутулая спина - у 75 (13,1%), круглая - у 57 (9,9%), кругловогнутая - у 52 (9,1%), плосковогнутая - у 40 (7,0%), вогнутая - у 26 (4,5%) и плоская - у 20 (3,4%) учащихся. При КОТ у всех наблюдаемых школьников выявлены разнородные и разнонаправленные изменения объемных и осевых показателей статической составляющей двигательного стереотипа, соответствующие различным вариантам нарушения осанки (таблица).

Как следует из таблицы, при сколиотической осанке типичным было нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представлял собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; отмечался наклон головы в сторону, асимметрия таза и пояса верхних конечностей. Сутулая спина характеризовалась увеличением грудного кифоза, преимущественно в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза. При круглой спине отмечалось усиление грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника, уменьшение выраженности шейного и поясничного лордоза. Кругловогнутая спина проявлялась увеличением грудного кифоза, шейного и поясничного лордоза. Плосковогнутую спину отличал уменьшенный грудной кифоз при несколько увеличенном поясничном лордозе. Вогнутая спина проявлялась усилением лордоза в поясничной области, а плоская -сглаживанием всех физиологических изгибов.

Таким образом, проведенное исследование показало высокую степень распространенности нарушений осанки у школьников. При этом частота данных нарушений увеличивается с возрастом. Так, если у детей в возрасте от 10 до 14 лет нарушения осанки выявляются в 81% случаев, то у школьников старших классов - уже в 97%.

В проведенном исследовании применение клинического метода позволило выявить нарушения осанки у 76,7% школьников. При использовании же КОТ данные нарушения определялись у 94,1% обследованных лиц. Это показывает высокие диагностические возможности КОТ, поскольку метод благодаря высокой точности восстановления рельефа поверхности

позволяет быстро и наглядно фиксировать даже незначительные индивидуальные особенности статики. При этом КОТ обладает абсолютной безвредностью для пациентов и обслуживающего персонала, большой пропускной способностью, низкой трудоемкостью и высокой степенью корреляции с рентгенологическими данными [5].

1. Компьютерная оптическая топография представляет собой высокоэффективный метод скрининг-диагностики нарушений осанки, позволяющий повысить частоту выявляемости данных состояний, особенно на начальных стадиях.

2. Нарушения осанки представляют собой распространенное состояние и встречаются у 94% школьников.

1. Аухадеев Э. И., Сергеева О. Б., Плеханова Г. М., Вахламова Т. В. Нарушения осанки у школьников разных возрастных групп // Вертеброневрология. - 2004. - № 3-4. -С. 32-34.

2. Батясов Ю. И., Батясов В. Ю., Газиев А. Г. Эффективность консервативного лечения нарушений осанки у школьников // Вертеброневрология. - 2004. - № 1-2. - С. 12-14.

3. Васильева Л. Ф. Клиника и визуальная диагностика укороченных мышц. - М., 2003. - 128 с.

4. Иваничев Г. А. Мануальная медицина: Учебное пособие. -М.: МЕДпресс-информ. 2003. - 486 с.

5. Сарнадский В. Н. Метод компьютерной оптической топографии для определения нарушения осанки и деформации позвоночника: Пособие для врачей / В. Н. Сарнадский, Н. Г. Фомичев, С. Я. Вильбергер. - Новосибирск, 2003. - 37 с.

6. Ситель А. Б. Мануальная терапия: Руководство для врачей - М.: Издатцентр, 1998. - 304 с.

7. Шигабутдинова Р. Ф. Лечебная физическая культура в коррекции нарушений осанки у детей // Вертеброневрология. - 2004. -№ 3-4. - С. 70-71.

Г. Д. ИБАДОВА1, К. В. ГОРДОН1, В. П. УТЕХИНА1, Х. Ю. АФАШАГОВ1, А. А. НЕСТЕРОВА В. В. БАРТАШЕВИЧ 2

транскраниальная электронейростимуляция как ингредиент восстановительного лечения на санаторно-курортном этапе больных с патологией опорно-двигательного аппарата

Россия, 354200, Краснодарский край, г.Сочи, Курортный проспект, 110;

2НИИ нейроортопедии и восстановительной медицины,

Россия, 354200, Краснодарский край, г.Сочи, ул. Победы, 153.

Е-mail: neuroorthopaedy@mail.ru, тел. 8 (9882) 333-775

Включение процедур транскраниальной электронейростимуляции в комплексное восстановительное лечение больных ревматоидным артритом и остеоартрозом с сопутствующим остеохондрозом способствует нормализации психовегетативного статуса пациентов, потенцирует противовоспалительный и анальгезирующий эффект дифференцированной аппаратной физиотерапии, включающей применение электрофореза обогащенной Адлерской иловой грязи, лазеро- и КВЧ-терапии.

Кубанский научный медицинский вестник № 8 (113) 2009 УДК 618.2: 615.839.03

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.