Осанка у детей анализ


Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей

Часто искривление позвоночника у детей развивается быстро, осо­бенно в период их бурного роста (в 12-14 лет), и родители не успевают уследить за тем, как и когда это про­исходит. И однажды они замечают, что спина у их ребенка стала неровной, а позвоночник искривлен.

Говорить о правильной осанке у ребенка младшего дошкольного воз­раста не приходится. Она просто не сформирована. Поэтому основное вни­мание и родителей, и педагогов должно уделяться физическому воспитанию детей, направленному на укрепление мышц шеи, спины, живота и ног.

К возрасту 7 лет осанке и поло­жению позвоночника ребенка следует уделять особое внимание, ведь именно в этом возрасте признаки нарушения осанки или сколиоза еще не проявля­ются. Их надо выявлять.

Как оценить осанку ребенка?

Для этого необходимо понаблюдать, как он сидит и стоит в обычной, не­принужденной позе, как он ходит.

По­звоночник новорожденного в норме имеет форму равно­мерной дуги. Постепенно младенчес­кая выпуклость позвоночни­ка уменьшается, и у годова­лого ребенка он выпрямляет­ся настолько, что приближа­ется к прямой линии. Такая форма спины сохраняется примерно до пятилетнего возраста. С этого времени параллельно с общим ростом и созреванием крохи позво­ночник начинает менять форму, приобретая физиоло­гические искривления и ин­дивидуальные особенности. В возрасте 3 лет и старше от­клонения в области позво­ночника выявляются следу­ющим образом: попросите своего малыша встать боком к вам и наклониться вперед. У здорового ребенка при та­ком сгибании вперед позво­ночник образует равномер­ную дугу. Если же вы видите участки, которые сгибаются сильнее, а смежные с ними остаются разогнутыми, обра­щайтесь к врачу немедля. При осмотре ребенка необхо­димо обращать внимание на состояние всех отделов спи­ны: оцените, одинакова ли высота плеч, равномерно ли отстоят обе лопатки, не на­рушена ли симметричность талии, нет ли отклонений в вертикали межъягодичной складки и в положении яго­диц. Выявление хотя бы од­ного нарушения — повод для обращения к врачу.

При правильной осанке лопатки должны располагаться симметрично, плечи — на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги пря­мые, походка ровная.

Для сколиоза также характерна деформация позвоночника в виде скру­чивания вокруг вертикальной оси (торсия). Выявить наличие торсии можно, попросив ребенка наклониться вперед. Скручивание позвоночника проявляется в виде реберного выбухания (горба) с одной стороны от позвоночника (чаще всего на уровне лопаток), а по другую сторону, на уровне поясницы, в виде мышечного валика.

По форме искривления сколиоз может быть С-образным и S-образным.

По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза:

Первая степень характеризуется небольшим отклонением позвоночного столба и начальной степенью торсии. Вторая степень — заметное от­клонение позвоночного столба во фрон­тальной плоскости, выраженная торсия. Угол первичной дуги искривления в пределах 21-30°, имеется реберный горб и мышечный валик. Рентгенологически проявляется деформация тел позвонков на вершине искривления.

Третья степень — более выражен­ная деформация, большой реберный горб, резкая деформация грудной клет­ки. Угол первичной дуги от 40° до 60°. Рентгенологически видны клиновидные позвонки на вершине искривления.

Четвертая степень характеризуется тяжелым обезображиванием туловища, деформацией таза, отклонением туло­вища, стойкой деформацией грудной клетки, а также наличием заднего и переднего горбов. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел позвонков в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, обызвествление связочного аппарата. Угол основного искривления достигает 61-90°.

Кроме того, при обследовании ребенка необходимо измерить длину его ног — при различной длине нижних конечностей формируется неструктур­ный сколиоз. Его особенность проявля­ется в том, что при подкладывании под укороченную ногу подставки происходит выпрямление позвоночника.

Однако глазом отличить начальную стадию сколиоза от асимметричной осанки самим родителям или воспита­телям достаточно сложно. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно обратиться к ортопеду.

Правильная осанка

Специалисты заметили, что скачки развития искривле­ний позвоночника у детей чаще всего совпадают с пери­одами интенсивного роста. Такие периоды общеизвест­ны: первые полтора года жизни, возрастной отрезок от 5 до 7 лет, затем — от 12 до 14 лет (он совпадает с перио­дом полового созревания). Постарайтесь в указанные сроки ежемесячно измерять рост своего ребенка, а все цифры заносить в блокнот. Если вы обнаружите слиш­ком резкий скачок, стоит по­думать о курсе щадящей ма­нуальной терапии. Такие се­ансы желательно проводить именно в периоды наиболее интенсивного роста.

Нe стоит забывать и о фундаменте нашего тела — о стопах. Именно стопы защищают позвоночник от толчков и ударов, поэтому их хорошее состояние является залогом ровного позвоноч­ника. Но дети очень часто страдают плоскостопием. По данным осмотров в детских учреж­дениях, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие.

Нормальная стопа Плоскостопие Нормальная стопа Плоскостопие

Сложно диагностировать плоско­стопие у детей раннего возраста, по­тому как зачастую трудно отличить функциональное плоскостопие от па­тологического. Все дети рождаются с плоской стопой. Своды начинают формироваться, только когда ребенок начинает ходить, бегать, прыгать, и полностью формируются к 6—7 годам. Однако плоская стопа может быть результатом врожденных дефек­тов, патологии нервной и эндокринной систем. Поэтому отличить норму от патологии может только врач. Надо помнить, что с самого раннего возрас­та и весь период интенсивного роста организма (в 3 и 6 месяцев, а также в 1, 3 и 5 лет) необходимо регулярно посещать ортопеда. Не поддавайтесь расхожему мнению, что не бывает плоскостопия у детей до 5 лет. Более того, вы можете предотвратить развитие заболевания.

Основные симптомы уплощения сво­да стопы (плоскостопия) — боль и изме­нение очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощуще­ния. Походка становится менее пластич­ной, нередко к вечеру стопа отекает.

Итак, как проверить состояние стоп малыша? Прежде всего, следует обратить внимание на походку ребенка и сроки, когда он начал ходить. Если это произошло на­много позже года, проявите беспокой­ство. Чтобы походка была правильной, необходимо, чтобы ребенок ставил обе стопы параллельно друг другу. При каждом шаге параллельное положение стоп должно соблюдаться.

Одним из признаков плоскостопия является неуверенность в ходьбе и дви­жениях. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь также могут свиде­тельствовать об уплощении свода стопы. Очень часто люди, страдающие плоско­стопием, ходят, развернув носки и широ­ко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, уси­ленно размахивая руками.

Если стопы отклоняются от па­раллельных линий, носки повернуты внутрь и смотрят друг на друга, что создает эффект косолапости, такое нарушение называется варусным при­ведением стоп. Если стопы смотрят в стороны, то это называется вальгусной установкой стоп. Бывает, что внутрен­ний край стопы завален внутрь — это вальгусная деформация стопы. Такая деформация приводит к неуклюжей по­ходке, при которой носки разведены в стороны, и вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х-образной деформации. При отклонении стопы наружу возникает варусная деформация стопы.

Обследуйте ботиночки школьника: не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука? В старшем возрасте школьник сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икро­ножных мышцах, на подошве, в области свода стопы.

Определить наличие плоскостопия можно и по отпечаткам подошвы. Внимание! При определе­нии плоскостопия по отпечаткам по­дошвы у детей дошкольного возраста может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными.

Отпечатки стоп а — нормальная стопа, б — плоская стопа

Безусловно, если выявлено то или иное нарушение, нужно безотлагательно начинать лечение. Помните о том, что, распознав болезнь вовре­мя, можно при определен­ных профессиональных уси­лиях уменьшить нарастаю­щий косметический дефект, а также избежать возникновения нарушений со стороны других органов и систем.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И. п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икро­ножные мышцы и пятки касаются сте­ны, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увели­чен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живо­та и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобе­дренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2.Потянуть руки и плечи вниз, голо­ву вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3.Потянуться вверх всем телом, от го­ловы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4.Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вы­тягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание по­звоночника можно выполнять сидя.

5.Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть
глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6.Сделать два-три шага вперед, при­сесть, встать, принять правильную осан­ку, проверить себя.

8.Подняться на носки, скользя спи­ной по стене, потянуться всем телом
вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и. п.

Все эти упражнения можно услож­нять - выполнять, не прислоняясь спи­ной к стене.

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение пра­вильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начи­нают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И. п. - стать спиной к стенке в ос­новной стойке, так чтобы затылок, ло­патки, ягодичные мышцы и пятки каса­лись ее. Сделать шаг вперед, стараясь со­хранить то же положение тела, вернуть­ся к стенке. Повторить несколько раз.

2. И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги,
сохраняя то же положение головы, таза, спины.

И. п. - то же. Сделать шаг вперед, по­вернуться на 360 градусов, выпрямить­ся, вернуться к стенке.

игровые упражнения для укрепления мышц спины

Непросто уговорить непоседу делать что-то специально. А вы поиграйте!

■ „Самолетик" — ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Наклоняем руки-крылья то в одну, то в другую сторону. Можно погудеть!

■ „Ветряная мельница". Одну руку кладем на пояс, другую поднимаем вверх и описываем круги, постепенно ускоряя движения. Рука ра­ботает вперед или назад.

■ „Носим воду". Положите ребенку на плечи гимнастическую палку, как коромысло. Повесь­те два ведерка с водой и предложите пронести, не разливая (спинку держим прямо!).

■ „Рубим дрова". Ноги слегка расставим. В руки малышу можно дать короткую палочку. Кроха делает большой взмах назад, а затем резко опускает руки, наклоняясь вперед.

■ „Щенок". Ребенок ходит на четвереньках, при каждом шаге подтягивая вперед колено. Затем останавливается, чтобы повернуться направо и налево. Следите, чтобы во время поворотов кроха не прогибал спинку

■ „Кошка, которая ловит мышей". Ребенок ло­жится на пол и ползет вперед, вытягивая в том же направлении сначала руку, потом ногу.

■ „Рыбка". Малыш лежит на полу, вытянув ру­ки вперед, ноги прямые. Крохе нужно поднять руки и грудь вверх и вернуться в исходное по­ложение. Затем — взмахнуть ногами, как рыба хвостом, и сделать перекат от головы к ногам,
как рыбка, выпрыгивающая из воды.

■ „Собираем фрукты". Поднимая яблоко или грушу на разную высоту, позвольте ребенку до­тянуться до них, встав на цыпочки или под­
прыгнув. Потом на кухне вы вместе сможете полакомиться собранным урожаем.

Чтобы такая веселая игра приносила пользу, каждое упражнение повторяем 8-10 раз

Чтобы оценить осанку и правильно поставить диагноз специалистами используется несколько методов исследования позвоночника. К ним относятся осмотр пациента, функциональные пробы, инструментальные методы, а при необходимости - таблицы для оценки роста и веса, инструменты для измерения пропорций туловища и положения таза, рентген.

Какими методами можно исследовать нарушения осанки в домашних условиях? Чтобы оценить осанку и правильно поставить диагноз специалистами используется несколько методов исследования позвоночника. К ним относятся осмотр пациента, функциональные пробы, инструментальные методы, а при необходимости - таблицы для оценки роста и веса, инструменты для измерения пропорций туловища и положения таза, рентген.

Из инструментальных методов хочется особо отметить компьютерную оптическую томографию, которая позволяет обнаружить деформацию позвоночника и связанных с ним частей опорно-двигательного аппарата на самых ранних стадиях. В отличие от рентгена, ее можно использовать как угодно часто, отслеживая изменения осанки. К сожалению, необходимая для этого аппаратура есть далеко не в каждом диагностическом центре, и бесплатно такое обследование не делают.

Мы приведем простые и доступные в домашних условиях методы исследования осанки.

Для осмотра ребёнок должен разуться и раздеться до трусов (а лучше полностью), встать в обычной для себя позе (не по стойке "смирно"), поставить стопы параллельно на расстоянии одной ступни и смотреть прямо перед собой. Чтобы лучше оценить способность ребенка произвольно исправлять осанку, желательно использовать зеркало. Нарушения осанки, которые поддаются сознательному исправлению (функциональные), вылечить намного легче, чем органические, вызванные не просто привычкой сутулиться, а изменениями в мышцах и, тем более, в связках, хрящах и костях.

Проверьте для начала состояние ног. Помимо того, что плоскостопие, X- или О-образное искривление ног и сами по себе являются причиной для беспокойства и требуют лечения, они почти всегда сочетаются с нарушениями осанки.

Осмотр сбоку (в сагиттальной плоскости). Вертикальная линия, проходящая сверху вниз через все тело, должна соединять мочку уха, вершину плеча, задний край тазобедренного сустава, заднюю поверхность коленной чашечки и передний край лодыжки. Если воображаемой линии вам недостаточно, можно использовать отвес из нитки с грузиком.

Голова должна находиться в положении, при котором угол рта и угол нижней челюсти расположены на одной высоте, лоб и подбородок - на одной вертикальной линии, затылок и надплечья соединяются плавной дугой. Опущенная голова или вытянутая вперед шея, усиленный или уплощённый шейный лордоз изменяют положение остальных частей позвоночника. Обратите внимание на выраженность грудного кифоза и поясничного лордоза, степень выпуклости грудной клетки, грудного отдела спины, живота, на коленные суставы - находятся ли они в нормальном положении, излишне согнуты или переразогнуты. При осмотре сбоку могут быть видны крыловидные, не прилегающие к спине лопатки.

Осмотр спереди (фронтальная плоскость). Начните осмотр с лица и головы. Их асимметрия и другие отклонения формы черепа и лица от нормы обычно являются признаками врожденных нарушений развития опорно-двигательного аппарата. Обратите внимание на положение головы: расположена она прямо или наклонена вперед, назад или вбок, повернута влево или вправо. Посмотрите, подняты или опушены плечи, на одном ли уровне они находятся, симметрично ли расположены ключицы, соски, оцените форму грудной клетки: она может быть воронкообразной, впалой, цилиндрической, бочкообразной, уплощенной.

Измерьте расстояние от кончиков пальцев опущенных рук до пола: неодинаковую высоту плеч можно не заметить при осмотре, и такое измерение позволит выявить асимметрию плечевого пояса. Верхний край трапециевидной мышцы в норме слегка вогнут, а при повышенном тонусе надплечья становятся выпуклыми, как у культуриста. Это часто сочетается с нарушениями в шейном отделе позвоночника, в том числе характерно для его лестничной деформации, когда каждый шейный позвонок чуть смещен вперед относительно нижележащего.

Смещенный в сторону от средней линии пупок говорит об укорочении и повышенном тонусе мышц живота с этой стороны. Треугольники талии (просветы между туловищем и руками) должны быть симметричны. Оцените положение таза - на одном ли уровне расположены гребни подвздошных костей или есть признаки скошенного либо скрученного таза (один гребень выше другого или выступает вперед либо назад). Выпяченный живот - признак слабости мышц брюшного пресса и увеличенного поясничного лордоза.

Осмотр сзади. Обратите внимание на состояние кожи в районе позвоночника. Пигментные и сосудистые пятна, участки усиленного роста волос или слишком сухой и загрубевшей кожи, усиленный рисунок подкожных вен, небольшие кровоизлияния могут быть признаками врожденных нарушений в позвоночнике.

Нарушения положения головы (наклон, поворот) при осмотре сзади хорошо видны по расположению мочек ушей. Еще раз оцените угол наклона и взаимное расположение надплечий. Лопатки должны прилегать к спине; крыловидные лопатки - признак слабости мышц спины и плечевого пояса. Остистые отростки позвонков должны располагаться по прямой линии. У худого человека они хорошо заметны, а если нет, можно прощупать их и отметить фломастером или йодом.

Правая и левая половины тела должны быть симметричны. Отметьте, на одном ли уровне находятся плечи и лопатки, еще раз проверьте симметричность треугольников талии, убедитесь в отсутствии несимметричных мышечных валиков по бокам позвоночника. При искривлении позвоночника во фронтальной плоскости мышечный валик находится на вогнутой стороне дуги, как тетива у лука, а с выпуклой стороны мышцы растянуты и ослаблены.

Чтобы выявить отклонения положения таза, обратите внимание на область поясницы и ягодиц. Одинаково ли прощупываются гребни подвздошных костей? Один из них может быть выше другого. Обратите внимание на крестцовый ромб, образованный по бокам двумя ямками над костями таза, сверху - остистым отростком пятого поясничного позвонка, снизу - вершиной межъягодичной складки. Проверьте форму и положение ягодиц, подъягодичных и межъягодичной складок.

Косое положение таза и нарушения осанки во фронтальной плоскости могут быть вызваны неодинаковой длиной ног (ее проверяют в положении лежа).

Просто нарушения осанки во фронтальной плоскости - это еще не самое плохое. Но они могут быть первым видимым признаком сколиотической болезни.

Осмотр при наклоне вперед (горизонтальная плоскость). Наклоняться при таком осмотре нужно правильно: опустить голову, прижать подбородок к груди и, не сгибая ног и свободно опустив руки, наклонить туловище до горизонтального положения. Спину осматривают и со стороны головы, и сзади. Асимметрия частей туловища при наклоне, поворот плечевого пояса, когда одна рука опускается ниже другой, мышечный валик и выступающие ребра на одной из сторон позвоночника - признаки сколиоза. Для подтверждения этого диагноза необходимо рентгенологическое исследование.

При исследовании позвоночника ребёнка специалист также оценивает его телосложение.

Рост и вес ребенка измерить нетрудно. Беспокойство, в том числе с точки зрения осанки, должны вызывать и слишком худые, и излишне полные для своего роста и типа телосложения дети. Слабые, неразвитые мышцы не обеспечивают правильного формирования физиологических изгибов позвоночника, хуже защищают его от боковых искривлений. Избыточный вес дает дополнительную нагрузку и на мышцы, и на межпозвонковые диски.

Обратите внимание на окружность живота и грудной клетки. Сантиметровой лентой измерьте окружность живота на уровне пупка в позе стоя в обычном положении, а затем - разницу между обхватом максимально втянутого и максимально выпяченного живота. В норме эта разница должна составлять около 15 % от окружности живота в среднем положении. Меньшая разница, особенно в сочетании с выпяченным, отвисшим животом, говорит о слабости мышц брюшного пресса.

Грудная клетка измеряется по горизонтальной линии, проходящей под нижними углами лопаток. Разница между окружностью груди на максимальном вдохе и максимальном выдохе должна составлять около 10% от обхвата груди в нейтральном положении. Меньшие значения, особенно в сочетании с узкой, впалой или деформированной грудной клеткой, - также повод для беспокойства.

Заодно обратите внимание на дыхательный стереотип. В спокойном состоянии, без физической нагрузки идеальным является диафрагмальное дыхание, при котором на вдохе живот чуть выступает вперед, а на выдохе - немного подтягивается.

Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность), и устойчивость - сила и выносливость позных мышц ("мышечного корсета"). Для оценки этих характеристик проводят функциональные пробы гибкости позвоночника, гармоничного развития мышечного корсета.

Гибкость позвоночника. При наклоне вперед молодой человек или подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя - положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) - достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки.

Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (попросту говоря нос) должна повернуться примерно на 110º. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становится видно, что находится прямо за спиной.

Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7-11 лет должно уменьшаться примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше - на 4 см (хотя само это расстояние у более взрослых детей вырастает вместе с остальным телом).

В точных нормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов легко запутаться. Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Если вы не уверены в том, что все отделы позвоночника в сагиттальной плоскости двигаются в соответствии с нормой, обратитесь к врачу.

Еще большую тревогу должна вызывать асимметрия при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: различия в объеме этих движений говорят о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или о сколиозе.

Ограничение подвижности позвоночника - явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами, не менее опасна для позвоночника, чем ограниченная подвижность.

Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь способностью мышц поддерживать статические усилия.

В формировании осанки и поддержании положения туловища главную и одинаково важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений.

Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушения осанки. Представьте себе плохо натянутую палатку - она выглядит кривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так же под влиянием неравномерных усилий позных мышц или их общей слабости "провисает" позвоночник.

Для оценки состояния мышечного корсета применяются функциональные пробы мышц спины, живота и боковых сторон туловища. Это своеобразное тестирование в виде упражнений из статических поз на каждую группу мышц.

Результаты функциональных проб необходимо учитывать при подборе упражнений лечебной физкультуры. Слишком сильные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, слишком слабые - укреплять.

Как уже говорилось, чаще всего нарушения осанки (во всяком случае, у младших школьников) вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком (следствием или причиной) болезни позвоночника, а имеют функциональный характер.

Однако функциональные нарушения осанки никогда не проходят сами по себе и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Органические изменения лечатся долго и сложно, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни.

Начать заниматься лечением нарушений осанки необходимо прямо сейчас, а закончить можно будет не раньше, чем прекратятся рост и формирование опорно-двигательного аппарата, к 18-20 годам. После этого можно продолжать заниматься физкультурой - уже для профилактики остеохондроза.


Исследование о том, как систематическое выполнение физических упражнений влияет на формирование правильной осанки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovanie.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2065 Д5

Провела: воспитатель Полежаева Анна Геннадиевна.

Совершенствование физического воспитания в ДОУ нуждается в решении ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.

Значение хорошей осанки огромно: это здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы, которые являются основой не только красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья и психического благополучия.

Состояние осанки ребёнка является одним из комплексных показателей его здоровья. Своевременные меры помогают не только исправить осанку, но и понять причины, которые ведут к её искривлению.

Воспитание правильной осанки у детей проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи (М.В.Арсланов, Т.Н.Белякова, А.А.Буровых, О.В.Козырева, А.Д.Дубогай) приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. В связи с этим назрела необходимость определить эффективность использования физических упражнений для формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

На основании вышеизложенного был определён объект исследования : процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом был выделен предмет исследования: использование физических упражнений для формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом была поставлена цель : определить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у старших дошкольников.

Для реализации цели исследования были поставлены задачи:

  1. Изучить и проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать с использованием физических упражнений на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если систематически и планомерно проводить физические упражнения, включая их в различные формы работы, то это будет способствовать формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Исследование состоит из:

Две главы. Заключение. Список используемой литературы.

Глава № 1 посвящена формированию правильной осанки как основы здоровья ребёнка-дошкольника.

Обобщая исследования в этой области, можно сделать вывод, что решающее значение в профилактике нарушения осанки у детей-дошкольников имеют: правильно подбор мебели для занятий и отдыха, знание методики обучения физическим упражнениям и регулярное их использование.

Глава № 2 посвящена экспериментальной работе по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ Школа №2065 Д5 в три этапа.

Первый этап – констатирующий эксперимент проходил с 1 сентября 2018 года по 31 октября 2018 года. Цель констатирующего эксперимента –оценить состояние осанки детей старшего дошкольного возраста.

Задачи данного этапа:

  1. Изучить и обобщить данные медицинских карт детей старшего дошкольного возраста.
  2. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о формировании правильной осанки.
  4. Проанализировать опыт работы ГБОУ Школа № 2065 Д5 и работу воспитателей по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Оценить уровень знаний родителей по формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Исследования проводились с детьми 2-х групп: экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ). Количественный состав ЭГ 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек. В КГ также 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Критерии подбора детей:

  1. Возраст детей 5-6 лет.
  2. Группа здоровья: Одинаковая у всех.
  3. Уровень физической подготовленности: практически одинаковый.
  4. Половая принадлежность: в каждой группе по 8 мальчиков и по 8 девочек.

Для реализации первой задачи был проведён анализ медицинских карт совместно с медицинским работником, который показал, что отклонения в опорно-двигательном аппарате были выявлены в ЭГ у 5 детей (31,25%), из них 3 девочки и 2 мальчика. В КГ у 6 детей (37,5%), из них 2 девочки и 4 мальчика.

Для реализации второй задачи была проведена оценка состояния осанки у детей ЭГ и КГ по методике Красиковой И.С. В результате проведённого тестирования были получены следующие результаты: В ЭГ нарушения осанки были отмечены у 10 детей (62,5%), из них 5 мальчиков и 5 девочек, а в КГ у 13 детей (81,25%), из них 6 мальчиков (37,5%) и 7 девочек (43,75%).

Для реализации третьей задачи были проведены беседы с детьми обеих групп о значении формирования правильной осанки. Знания и представления детей о строении человеческого организма, в частности опорно-двигательного аппарата, понимания важности правильной и красивой осанки, её ценности для здоровья всего организма не соответствуют возрастным особенностям детей данной группы.

Для реализации четвёртой задачи был проведён анализ нормативных документов, регламентирующих работу образовательной площадки Д5, который показал, как положительные, так и отрицательные стороны в работе. Педагогами проводится недостаточная оптимизация двигательной активности на прогулках, не всегда систематически организуются физкультурные досуги.

Также проанализировали работу воспитателей по формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Для реализации пятой задачи было использовано анкетирование родителей, анализ которого показал, что они проявляют недостаточный интерес к данной проблеме.

На основании данных констатирующего эксперимента была разработана система работы с использованием физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап – формирующий эксперимент – проходил с 1 ноября 2018 года по 28 февраля 2019 года.

Целью второго этапа являлась разработка системы с использованием физических упражнений, способствующих формированию правильной осанки у старших дошкольников. В формирующем этапе участвовали дети ЭГ, их родители, воспитатели, КГ работала по плану воспитателя.

Экспериментальная работа по формированию правильной осанки у старших дошкольников велась в трёх направлениях: работа с детьми, с воспитателями, с родителями детей.

Работа с детьми включала в себя проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, физкульт - минуток, подвижных игр на прогулках, беседы.

Физкультурные занятия строились по традиционной трёхчастной структуре, проводились 2 раза в неделю. В вводную часть занятия включались разнообразные виды ходьбы с движение рук и их фиксацией, упражнения на координацию движений и равновесии. Физические упражнения, включенные в физкультурные занятия, проводились с целью развития чувства правильной позы тела и воспитания для профилактики плоскостопия. В качестве физкультурных пособий на занятиях применялись различные мешочки с песком, гимнастические палки, обручи, ребристые дорожки и др.

Важную роль на физкультурных занятиях отводилось дыханию, так как оно расширяет грудную клетку и укрепляет позвоночник.

В основной части занятий наряду с общеразвивающими упражнениями, были подобраны специальные упражнения, которые более эффективны для формирования правильной осанки. Это упражнения с гимнастическими палками и мячами разных размеров. Достойное место занимали упражнения на развитие силы, выполняемые в среднем и медленном темпе, так как именно они развивают мышечный корсет. Прыжки в высоту с высоты, с разбега сводились к минимуму, так как у детей дошкольного возраста кости содержат большое количество хрящевой ткани, позвоночник податлив к искривлению, сохраняет большую гибкость, а мускулатура его недостаточно развита. Для развития правильной осанки, применялось стандартное оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, набивные и другие разновидности мячей.

Подвижные игры и физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки, организовывались в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня, на вечерних прогулках.

Эффективность разработанной системы с использованием физических упражнений на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста проверялась на третьем этапе исследования – контрольном эксперименте, который проводился с 1 марта 2019 года по 1 апреля 2019 года.

Целью контрольного эксперимента был сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов исследования.

На третьем этапе исследования были поставлены следующие задачи :

  1. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста об осанке.
  3. Проанализировать работу воспитателей экспериментальной и контрольной групп по формированию правильной осанки у старших дошкольников.
  4. Оценить уровень знаний родителей по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В контрольном эксперименте участвовали: дети ЭГ – 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, дети КГ – 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, одинаковой группы здоровья и одинакового уровня физической подготовки; воспитатели ЭГ и КГ, родители детей обеих групп.

Для реализации первой задачи было проведено повторное тестирование обеих групп по методике Красиковой И.С. Данные проведённого тестирования показали, что в ЭГ нарушения были отмечены у 7 детей (43,75%), из них 4 мальчика (25%) и 3 девочки (18,75%). В КГ у 12 детей (75%) были выявлены нарушения осанки, из них 6 мальчиков и 6 девочек.

Так, в ЭГ детей, не имеющих функциональных отклонений в опорно-двигательном аппарате, на 31,25% больше, чем в КГ. Количество детей, имеющих нарушения осанки в ЭГ по сравнению с данными констатирующего эксперимента исследования, снизились на 18, 75%, а в КГ на 6,25%.

Для реализации второй задачи контрольного эксперимента были использованы вопросы беседы, проводимой на констатирующем этапе исследования. Анализ ответов детей ЭГ показал, что данная работа дала существенные результаты. Знания детей о строении человеческого организма, в частности опорно-двигательного аппарата, понимания важности правильной и красивой осанки, её ценности для здоровья всего организма в ЭГ расширились и приобрели глубину. Работа в этом направлении была проведена в достаточном объёме для данной возрастной группы. Детьми КГ, по-прежнему, не осознаётся важность правильной и красивой осанки для здоровья человека, недостаточны и разрозненны знания о средствах и профилактике правильной осанки.

Для реализации следующей задачи воспитателя ЭГ и КГ было предложено анкетирование, которое показало результативность проведённой работы с воспитателями ЭГ на формирующем этапе. Знания по проблеме формирования правильной осанки у старших дошкольников расширились и нашли своё применение с детьми. Воспитатели КГ продолжают считать основным критерием правильной осанки положение головы, подбородка, плеч в положении стоя, сидя, при ходьбе.

Для реализации последней задачи родителям ЭГ и КГ было предложено повторное анкетирование, анализ которого показал, что у большинства родителей ЭГ проведённая работа с детьми вызвала большой интерес и активность. Проведённые беседы помогли в решении проблемных вопросов по формированию правильной осанки, полученные памятки и комплексы общеразвивающих упражнений для занятий в домашних условиях, позволили родителям приобрести практические навыки в формировании осанки у детей.

В процессе проведения формирующего этапа эксперимента дети с удовольствием занимались физическими упражнениями как в зале, так и на улице во время подвижных игр. У детей формировалась потребность ежедневно заниматься физическими упражнениями, занятия и игры проходили эмоционально, весело, у детей отмечалось радостное настроение, они стали бодрее и активнее.

Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза: если систематически и планомерно проводить физические упражнения, включая их в разные формы работы, то это будет способствовать формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста, доказана. Спасибо за внимание.

  1. Ванюшина О.Б. Дошкольник, подружись с физкультурой. –М., 2005.
  2. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.
  3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М., 2005.
  4. Горн Г. Энциклопедия здоровья. – Новосибирск, 2002.
  5. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. – Ленинград, 1963.
  6. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательная аппарата.) –М., 2003.
  7. Коррекция нарушений осанки у школьников / Науч. Ред. Г. А. Халемскийю –СПб., 2001.
  8. Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки, Лечение нарушений осанки.-СПб.,2001.
  9. Красикова И.С. Сколиоз: Профилактика и лечение.- СПб., 2003.
  10. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое воспитание детей: Программы, диагностики и коррекции нарушений. СПб.,2001.
  11. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки/ Под. Ред. А.И. Шустова. –М., 1982.
  12. Физкультурные занятия со старшими дошкольниками в детском саду/ Под. Ред. Л. В. Лебедевой. – М.. 2005.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.