Осанка профилактика ее нарушений средствами физической культуры

Сколиози нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков .

Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 % , а сколиозпоражает в среднем 10 - 15 % детей.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое , но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия ) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.

Развивается сколиозпреимущественно в периоды интенсивного роста скелета , т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило , прекращается , за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий ( расстояние от уха до плечевого сустава ), глубиной треугольников талии ( углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой ), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника , равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области ( в положении наклона вперед ).

Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости ( при осмотре сбоку ) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.

Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины ) в норме позвоночник должен быть прямым.

В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.

Нарушение осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а). " сутуловатость " - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза ;

б). " круглая спина " - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника ;

в). " вогнутая спина " - усиление лордоза в поясничной области;

г). " кругло-вогнутая спина " - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

д)." плоская спина " - сглаживание всех физиологических изгибов;

е). " плоско-вогнутая спина " - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.

Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;

деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;

деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу , обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей ( плечи, лопатки ) , голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиозна начальной стадии развития процесса ( 1 ст. ) , как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки , при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси ( торсия ).

Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.

На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

В зависимости от тяжести деформации сколиозыделят на 4 степени.

Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования. Все дети должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии ( ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения ), а по показаниям - хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза(3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиотической болезнью. Значительная частьсколиозов1 степени с возрастом стабилизируется .От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формамисколиозадолжны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корригирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника.

Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие ), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции , мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст( вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима ) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 стдети требуют особого подхода и им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы : симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта ( табл. 1 ).

Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение (в среднем от 1 до 5 лет ).

В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений ( видами спорта ) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях ( до 6,0 - 7,0 % ) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста , в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств профилактики и лечения детей с нарушениями осанки и сколиозом1 ст важен правильный подход: рекомендовать им корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Дети с нормальной осанкой могут заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду , что ранняя узкая специализация в асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки . В связи с этим, важно предусмотреть разностороннюю подготовку юных спортсменов.

Дети с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но, таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия спортом должны быть запрещены.

Занятия асимметричными видами спорта при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и сколиозах 1 ст противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений.

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1 стзанятия спортом противопоказаны.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а). сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б). правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость ).

в). организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна , бодрствования, питания и т.д. );

г). постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д). отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );

е). контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка " или "рыбка " на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед ( темп выполнения 15 -16 раз в мин ). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И . п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения ( палки, гантели, мячи, медицинболы ), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.


Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).


Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;
г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;
д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;
е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.
Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;
Деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;
Деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.
Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.


Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).
Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.
На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.
В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени. Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.


Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.
Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.
Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества.
Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции , мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.
Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.


При сколиозах 2-3 ст дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.
Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.
По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.
Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение (в среднем от 1 до 5 лет).
В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений с о стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 - 7,0%) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.


Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.


Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.


Об ухудшении уровня физической подготовленности и физического развития свидетельствует возросшие в последние годы у школьников количества дефектов осанки. Принято считать, что нарушения осанки не является заболеванием, так как они сопровождаются только функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В то же время нарушения осанки могут быть первыми проявлениями серьезных заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc 97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Об ухудшении уровня физической подготовленности и физического развития свидетельствует возросшие в последние годы у школьников количества дефектов осанки. Принято считать, что нарушения осанки не является заболеванием, так как они сопровождаются только функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В то же время нарушения осанки могут быть первыми проявлениями серьезных заболеваний.

Коррекция осанки – не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения. Нарушение адаптивных реакций, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. Кроме того нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях.

Из всего сказанного ясно, насколько важна правильная и своевременная диагностика, и коррекция осанки.

Проблема поиска наиболее эффективных методов коррекции нарушения осанки очень актуальная и волнует многих специалистов, в том числе и учителей физической культуры.

В результате поисков внимание привлекает коррекция нарушения осанки с использованием фитбол-гимнастики.

На основании изученного материала можно предположить, что разработанная программа по коррекции нарушений осанки с использованием фитболов будет более эффективной и позволит укрепить мышечно-связочный аппарат позвоночника, будет способствовать исправлению дефектов осанки и предупреждению прогрессирования деформации позвоночника у детей дошкольного возраста.

Это все послужило основанием для изучения анализа обобщения научно-методических сведений в этой области, а также провести сравнительный эксперимент по обоснованию целесообразности и необходимости применения комплекса двигательной реабилитации для детей с нарушениями осанки.

Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители в глубине души, хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях.
Основы здоровья, образ жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения.
Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний.
Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка. Эти возможные негативные варианты развития ситуации лучше постараться предотвратить.
Осанка определяется не только наследственностью, конституцией тела, но и зависит от условий жизни, состояния физического здоровья и психоэмоционального состояния человека.
Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран, наклон таза равен 35-55°.

В последние годы в практике физического воспитания дошкольников широко используется фитбол-гимнастика в профилактике и коррекции нарушении осанки.

На основании изученного материала можно предположить, что разработанная программа по коррекции нарушений осанки с использованием фитболов будет более эффективной и позволит укрепить мышечно-связочный аппарат позвоночника, будет способствовать исправлению дефектов осанки и предупреждению прогрессирования деформации осанки и предупреждению прогрессирования деформации позвоночника у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования является процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы выражается в эффективном использовании фитбол-гимнастики для коррекции нарушений осанки в физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель работы : совершенствование методики коррекции нарушений осанки с использованием фитболов на спортивных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Реализация этой цели потребовала решение следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме и сформулировать на основе теоретического анализа рабочую гипотезу.
  2. Разработать методику коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста с использованием фитбол-гимнастики.
  3. Определить эффективность применения фитбол-гимнастики для детей с нарушением осанки по сравнению с общепринятыми.

Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных;
  2. Анализ документального материала;
  3. Контрольные испытания;
  4. Педагогический эксперимент;
  5. Методы математической статистики.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводился анализ литературных источников по различным аспектам темы исследования. Результатом данного исследования явилось написание первой главы работы.

Первая группа контрольная, вторая экспериментальная. По анатомо-физиологическим и возрастным особенностям группы идентичны.

В первой группе, контрольной проводились спортивные занятия по общепринятой методике физического воспитания в детском возрасте. (Приложение 1). Занятия проводились 2 раза в неделю по 40 минут. Во второй группе, экспериментальной занятия проводились с фитболами 2 раза в неделю продолжительностью 40 минут.

Комплекс ЛГ при нарушенной осанки (на мяче большого диаметра).

  • Обучение правильной осанки.
  • Контроль перед зеркалом.
  • Дыхательные упражнения.
  • Ходьба, ее варианты с сохранением правильной осанки.
  • Массаж большим массажным мячом.

Основная.
Упражнения с мячом и физиоролом.

  • Исходное положение прокатывание лежа на животе на двух физиоролах )волнообразные движения туловищем, растяжка).
  • Растяжка, прогибание на мяче в исходном положении на спине, перекатывание спиной мяча, в переход из положения лежа в положение сидя на мяче.
  • Ходьба с мяча на руках в исходном положении лежа на животе.
  • Исходное положение лежа животом на мяче, по очереди поднимаем руки вверх , ноги в упоре на полу, прогибаемся- вдох, возвращаемся в исходное положение – выдох.
  • Исходное положение на спине присаживание и наклоны вперед.
  • Исходное положение на боку на мяче, стараемся удержаться на мяче по очереди поднимаем руки вверх за голову.
  • Исходное положение лежа на полу на спине, стопы ног кладем пятками на мяч. Удерживаем мяч пятками, ногами закатываем мяч под себя, пригибаемся, выкатываем мяч, расслабляемся на мяче. Захват мяча ногами, раскачивание, вращение, подъем мяча ногами в исходном положении лежа спиной на полу.

При всех упражнениях необходимо удерживать равновесие на мяче, избегать падений, необходима страховка взрослых при выполнение упражнений детьми. Количество повторений упражнений 5-6 раз. Дыхание не задерживаем, темп выполнения упражнений медленный.
Массаж с мячом большого диаметра 45-50 см.
Массаж общий выполняется с помощью массажного мяча, темп движений медленный.
Цель - активизация кровообращения.

Исходное положение, лежа на животе, на полу.

• Проводим медленно легкое прокатывание мячом в направлении от дистальных отделов конечностей к проксимальным (5-6 раз). На спине - от поясничного отдела позвоночника к шейному с нажатием на выдохе на грудную клетку на выдохе.

  • Вращательными движениями мяча проводим последовательно растирание стоп, голеней, бедер, спины и плеч.
  • Прокатывание с нажатием на мяч, на конечностях и спине, выжимание грудной клетки на выдохе (5-6 раз).
  • Вибрирующие движения мячом по всему телу.

Схема массажных движений мячом.

Рис.1. Легкое прокатывание (поглаживание)

Регулярное выполнение упражнений должно укрепить мышцы всей верхней части спины и плеч. Ниже приведены некоторые упражнения, цель которых - исправление осанки у детей 6-7 лет.

* Вытягивание шеи: это упражнение для исправления положения шеи. Удобно сесть на стуле, чтобы спина была прямой. Ступни должны находиться на полу. Вытянуть подбородок вперед, не опуская голову вниз и не поднимая вверх. Повторить упражнение несколько раз.

* Подъем груди: это упражнение выполняется для укрепления нижней трапециевидной мышцы. Сесть на стул, расслабиться и потянуться вверх на несколько сантиметров. Слегка опустить лопатки и постараться свести их как можно ближе.

* Упражнение для лопаток: сесть на стуле, положив руки на бедра. Устроиться удобнее, и постепенно опускайте плечи, стараясь максимально приблизить лопатки друг к другу.

* Втягивание живота: это простое упражнение помогает убрать выступающий живот. Сделайте вдох и втяните живот. Выдохнуть и расслабиться. Повторять это упражнение столько раз, сколько возможно.

Фитбол-гимнастика проводилась по специальной разработанным комплексам. Занятия проходили в хорошо оснащенном зале. Помещение перед началом занятий проветривалось. В зале имелась зеркальная стена и различный инвентарь: мячи, фитболы, мешочки с песком, тренажеры, массажные мячи, гимнастическая стенка, гимнастические палочки и скамейка.

В начале подготовительной части занятия акцент делается на создание положительного эмоционального фона, на психологическую установку, функциональную подготовку организма к предстоящей нагрузке, применили упражнения, вырабатывающие стереотип правильной осанки и правильной установки стоп.

В основном периоде занятия решались следующие задачи: развитие двигательных навыков и умений формирования физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата.

Особое внимание уделялось укреплению ослабленных и растянутых мышц спины. Укрепление мышц живота. Объем нагрузок повышался постепенно от занятия к занятию с учетом функциональных особенностей детей. Кроме того, большое внимание отводилось вопросам правильного, рационального дыхания при выполнении упражнений. Рациональное применение дыхательных упражнений служит контрастной тренировкой нервно-мышечного аппарата ребенка, особенно важной в лечении нарушений осанки.

Основу занятий составляли разнообразные упражнения на фитболе. Для освоения упражнений с использованием фитболов было организовано обучение детей этапами. Обучение было разделено на 4 этапа:

1 этап – дать определение о форме и физических свойствах фитбола;

2 этап – научить правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе;

3 этап – научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе;

4 этап – совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Каждое упражнение повторялось 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 , упражнения выполнялись последовательно с чередованием нагрузки на разные группы мышц в разных исходных положениях. Общая продолжительность эксперимента составила шесть месяцев (с 1.06.2012 г. по 01.12.2012 г.).

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.