Осанка по методу фельденкрайза

  • Общее (659)
  • Впечатления (348)
  • чтиво (102)
  • Типа творчество (96)
  • музыка (83)
  • я ж волшебница! (60)
  • Лошади (53)
  • депривация и последствия (23)
  • ЧГК (18)

Подковы готовы!




от меня: нас всю жизнь учат, что мы должны прилагать усилия и стараться. Боль, страдания и напряжение для достижения результата считаются даже некой ценностью. Упражнения по методу Фельденкрайза напоминают, что жить можно легко, расслабленно и комфортно, наслаждаясь собственным телом, о чем многие люди уже забыли. Жирный шрифт - мой

Скелет, мышцы и гравитация
Из этого следует, что любая осанка приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противодействовать силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Нервная система и структура скелета развиваются вместе под влиянием земного притяжения таким образом, что скелет поддерживает тело в поле гравитации, не расходуя энергию. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но и отвлекаются от выполнения своей основной функции – изменения положения тела, то есть движения.
При неправильной осанке мышцы выполняют часть работы костей. Чтобы исправить осанку, важно понять, что исказило реакцию нервной системы на гравитацию, к которой каждая часть всей системы приспосабливалась на всем протяжении существования человека.
Чтобы понять это на практике, мы должны рассмотреть и прояснить вышеприведенные идеи. Прежде всего посмотрим, какова правильная реакция тела на силу тяготения.

Релаксация: определение, которое часто понимают неправильно

Рассмотрим нижнюю челюсть. Большинство людей держат рот закрытым, если не разговаривают, не едят или не делают им что-либо другое. Что же удерживает нижнюю челюсть прижатой к верхней челюсти? Если бы столь модная сейчас релаксация являлась корректным определением, нижняя челюсть должна была бы свободно висеть, а рот – оставаться широко открытым. Между тем такое предельное состояние расслабления встречается только у идиотов от рождения или в случаях паралича.

Важно понять, каким образом столь важная часть тела, как челюсть, может постоянно поддерживаться мышцами, непрерывно работающими, пока мы бодрствуем, – но при этом мы совершенно не чувствуем, что мы что-то делаем для поддержания челюсти. Более того, чтобы дать нижней челюсти свободно опуститься, мы должны научиться расслаблять соответствующие мышцы. Если вы попробуете расслабить мышцы нижней челюсти до такой степени, чтобы ее собственный вес полностью открыл рот, вы обнаружите, что это нелегко сделать. Когда же это вам удастся, вы обнаружите, что одновременно изменилось выражение вашего лица и глаз. Скорее всего, в результате этого эксперимента вы решите, что обычно ваша нижняя челюсть прижата слишком сильно.

Возможно также, что вы обнаружите причины этого излишнего напряжения. Понаблюдайте за возвращением напряжения после того, как вы расслабили челюсть, и в конце концов вы увидите, как бесконечно мало людей знают о своих собственных силах и о себе в целом.

Результаты этого маленького эксперимента могут оказаться важными для чувствительного человека, возможно, даже более важными, чем его бизнес, ведь он сможет увеличить свою продуктивность, когда обнаружит, что именно уменьшает эффективность всей его деятельности..

Человек не осознает действия мышц, противостоящих гравитации

Нижняя челюсть – не единственная часть тела, которая не падает так низко, как могла бы. Голова в целом также не падает вперед. Центр ее тяжести смещен намного вперед относительно точки, в которой она крепится к позвоночнику (приблизительно между ушами), поскольку лицо и передняя часть черепа тяжелее, чем задняя часть головы. Несмотря на такую структуру, голова не падает вперед, так что, очевидно, в системе должна быть некоторая структура, которая держит ее поднятой.

Если мы полностью расслабим задние мышцы шеи, голова упадет в наинизшую позицию, так что подбородок упадет на грудь. Когда же мы держим эти мышцы сокращенными, не позволяя голове упасть, мы не осознаем этих усилий.

Если вы пощупаете икроножную мышцу (сзади нижней части ноги, примерно посередине), когда стоите, вы обнаружите, что она сильно напряжена. Если бы эти мышцы полностью расслабились, тело упало бы вперед. При хорошей осанке кости голени находятся под небольшим углом к вертикали, и напряжение икр удерживает тело от падения вперед.

Мы не знаем, как стоим

Таким образом, мы не осознаем усилий мышц, противодействующих гравитации. Мы начинаем чувствовать их только тогда, когда сознательно расслабляем или напрягаем их, то есть когда мы полностью осознаем, что влияем на эти изменения. Между совершением сознательных движений в этих мышцах присутствует постоянное напряжение, и наши ощущения его не фиксируют. Этим процессом руководят электрические импульсы, исходящие из разных мест нервной системы. Одна группа импульсов проводит сознательные действия, другая приводит в напряжение антигравитационные мышцы, уравновешивающие тело.

Вертикальное положение тела поддерживается древней частью нервной системы

Изучение конечностей, плеч, глаз, век и прочих частей тела показывает, что их мышцы постоянно работают, однако мы не замечаем эту работу и она не является результатом сознательных усилий. Многие ли люди, например, осознают, что их веки подняты, и могут почувствовать их вес? Этот вес ощущается только в моменты между бодрствованием и сном, когда становится трудно держать глаза открытыми и для этого требуется прикладывать усилия. Пока мы стоим, веки не падают, несмотря на свой вес. Вертикальное положение тела и все, что с ним связано, контролируется специальным отделом нервной системы, выполняющим весьма сложную работу, лишь слабые отголоски которой проникают в наше сознание. Этот отдел – древнейший в эволюции человеческого вида; он без сомнения древнее системы, отвечающей за сознательными движениями, и физически находится ниже нее.

Связь между инстинктом и намерением

Из этого следует, что хорошая осанка должна быть доступна каждому человеку, рожденному без значительных дефектов. Если организация этой осанки выполняется системой, действующей автоматически, независимо от воли индивида, значит все люди должны были бы стоять одинаково, так же, как одинаково стоят все кошки и одинаково летают воробьи.

На деле же все и проще и сложнее, чем кажется на первый взгляд. Мы часто думаем, что инстинкт – это нечто совершенно отличное от знания и понимания. Мы полагаем, что пчела, паук или же другие инженеры животного мира автоматически, безо всякого обучения, выполняют то, для чего нам нужен мозг, сознание и воля и что требует детального обучения. Это верно лишь отчасти. Даже инстинкт действует не полностью автоматически, а наши сознательные действия не полностью отделены от инстинкта.

Человеческая способность к обучению заменяет инстинкт животных

Человеческие инстинкты, по сравнению с инстинктами животных, значительно ослабли. Не каждый ребенок в момент рождения начинает дышать, и иногда, чтобы заставить ребенка дышать, требуются значительные усилия. То же относится и к сосанию: многих младенцев приходится поощрять и стимулировать, прежде чем возникнет первый порыв и возможность удовлетворить эту жизненную потребность. Человек не располагает ясными и безошибочными инстинктами, которые могли бы руководить им при ходьбе и других движениях, даже при половом акте. С другой стороны, его способность к обучению значительно превосходит эту способность у всех прочих живых существ. Более сильные инстинкты животных не дают им возможности отказаться или сопротивляться навязываемому ими действию, поэтому очевидно, что изменения в инстинктивном действии достигаются с трудом и не удерживаются надолго.

Таким образом, способность к обучению, то есть нахождение новых реакций на знакомые раздражители, – это специфическая черта человека. Она заменяет ему могущественные инстинкты, которые с трудом допускают даже малейшие изменения.

Человек учится в основном на своем опыте, животные опираются на опыт вида

Способность говорить может послужить хорошим примером, чтобы понять наши прочие функции. Каждый ребенок, если он не связан значительными врожденными дефектами, обладает необходимым костно-мышечным и нервным аппаратом, дающим ему возможность научиться говорить, слыша звуки и подражая им. Животные же, обладающие сильными инстинктами, не слишком нуждаются в обучении. Их исполнительные механизмы почти с самого рождения связаны с управляющими механизмами нервной системы. Связи в нервной системе предопределены, и необходим лишь минимум опыта, чтобы навсегда запечатлеть определенную функцию.

Соловей поет одну и ту же песню в Японии и в Мексике (может быть, это не совсем точный пример с научной точки зрения, но приемлемый для наших целей). Пчелы одинаково строят ульи, где бы они ни жили; любое животное, в котором течет кровь собаки будет лаять, даже если в нем есть примесь волчьей или шакальей крови.

У человека же нет паттерна речи, заложенного от рождения; речь развивается как анатомически, так и функционально: ребенок будет говорить по-китайски, если он растет в Китае, или же на другом языке, на котором говорят вокруг него. Где бы он ни находился, он должен посредством опыта образовывать связи между определенными клетками нервной системы, активирующими мышцы, посредством которых он говорит.

В начале эти клетки обладают только способностью свободно устанавливать те комбинации паттернов, которые предлагает опыт. Эти паттерны, созданные опытом индивида, но не коллективным опытом человеческой расы, существуют лишь до той поры, пока они поддерживаются опытом. Даже родной язык может быть забыт, а другой выучить не так уж трудно.

Индивидуальный опыт

Однако именно первые попытки обучения речи имеют наибольшее влияние на развитие рта и относительную силу голосовых связок. Более поздние попытки овладения другим языком будут уже нести на себе влияние первого обучения, и овладеть новыми формами будет сложнее. Изучение нового языка также усложняется, так как существующие, уже установленные формы речи препятствуют новым комбинациям движений мышц рта и глотки, потому что они уже обрели тенденцию автоматически следовать освоенным ранее паттернам.

Человеческая способность приспосабливаться

Эти наблюдения помогут нам понять, почему осанка при стоянии и ходьбе так сильно различается у разных людей, хотя ими управляет часть мозга, функция которой ближе к инстинктивным, чем к сознательным действиям.

Вертикальная осанка, как и речь, не имеет готовых связей в клетках нервной системы, хотя ходить мы учимся раньше, чем говорить. Благодаря этой функции человек приспосабливается к окружающей среде более свободно, чем некоторые стадные животные, которые, например, могут ходить, бегать, падать и снова вставать буквально с первых минут своего рождения вне зависимости от местности, в которой рождаются. Функции, заложенные и закрепленные с рождения, демонстрируют лишь небольшие изменения, в то время как для человека изменения закономерны, поскольку все функции развиваются благодаря личному опыту индивида.

Динамические аспекты осанки

Если мы рассматриваем осанку при стоянии и сидении как статичные состояния, то очень трудно описать их таким образом, чтобы была видна возможность для улучшения. Если же мы хотим добиться улучшений, мы должны изучить их динамические аспекты. С динамической точки зрения любая устойчивая поза – это одна из ряда позиций, составляющих движение. Двигаясь из одной стороны в другую, маятник проходит точку равновесия с большой скоростью. Если же он будет остановлен в этой точке, то в ней он и останется, пока к нему не будет приложена внешняя сила. Для поддержания такой устойчивой позиции не требуется энергия. Когда человек ходит, встает, садится, его тело так же время от времени проходит устойчивую вертикальную позицию, не требующую энергии. Однако если движения не вполне приспособлены к силе притяжения, прохождение тела через устойчивые положения не ощущается ясно и мышцы продолжают выполнять излишнюю работу.

Для того чтобы поддерживать осанку в положениях стоя и сидя, которые являются устойчивыми положениями, не нужно прикладывать усилия. В таком устойчивом состоянии требуется лишь минимум энергии, чтобы начать любое движение и, следовательно, чтобы оставаться в покое, не требуется энергии вообще.

Автоматическое и сознательное управление

Мы чувствуем устойчивость положения благодаря кинестетическим ощущениям мышц. Если управление мышцами осуществляется только сознательно, значит мы находимся в устойчивом положении; если управление переходит к автоматической системе и сознательный контроль на мгновение прекращается, значит положение перестало быть устойчивым. Сознательное управление возвратится, как только автоматическая система вернет тело в устойчивое положение.

Причина искажения ощущений

Все, что уменьшает чувствительность способности различать, замедляет реакции на раздражители. Осанка начинает исправляться, только если ее отклонение от устойчивого положения значительно, то есть когда исправление требует быстрой реакции и значительных усилий. Это еще сильнее уменьшает тонкое осознавание изменений, и вся система действий и их контроля становится более грубой. В конце концов возникают существенные сбои в управлении и даже повреждения системы.

Чувствительность при сознательном действии

Разумно предположить, что если нам нужно увеличить степень осознавания мышечных усилий в результате сознательных действий, мы должны научиться также распознавать мышечные усилия, которые в результате привычки обычно ускользают от нашего сознательного ума. Если мы сумеем освободиться от этих излишних напряжений, мы с большой ясностью ощутим идеальное устойчивое положение. Мы сможем вернуться к той стадии, когда исчезают сознательные мышечные усилия, поддерживающие равновесие, поскольку оно полностью обеспечивается древней частью нервной системы, так что сможем находить для себя наилучшие положения, согласованные с унаследованным нами физическим строением.

Динамика равновесия
Вернемся к динамическому взгляду на физическую устойчивость, чтобы извлечь для себя как можно больше. Мы знаем, что для маятника наиболее устойчивая позиция — это середина его пути, где сила гравитации удерживает его в идеально вертикальном положении. Сила, выводящая маятник из равновесия, постепенно расходуется на трение, так что размах движения становится все меньше, пока маятник не остановится в положении равновесия; из этого положения его можно вывести с минимумом усилий, приложенных в любом направлении, кроме вертикального. Это справедливо и для любого тела, находящегося в состоянии равновесия. Так, например, вершина пряморастущего дерева раскачивается в любом направлении, в котором дует ветер. Точно так же хорошая вертикальная осанка — та, из которой тело с минимумом мышечных усилий может двигаться в любом желаемом направлении. Это означает, что в вертикальном положении не должно быть мышечных усилий, исходящих из сознательного управления, вне зависимости от того, осознаваемое и преднамеренное ли это усилие, или же оно скрыто от сознания привычкой.

Метод Фельденкрайза — это подход к работе с человеком, цель которого — общее улучшение его функционирования и развитие его способностей. Применяемые в методе упражнения ("уроки") содержат комбинации движений, созданные для улучшения понимания того, как мы действуем и используем своё тело. Выполнение этих уроков позволяет найти и освоить альтернативный способ выполнения действий, более лёгкий и эффективный. Результатом такого переобучения становится устранение лишних напряжений и связанных с ними симптомов, более эффективный расход сил, общее ощущение лёгкости, повышение спортивных результатов и улучшение качества жизни.

Практически каждый может получить пользу от занятий по методу. В процессе жизни, следуя сформировавшимся привычкам, мы используем возможности нашего тела лишь в определённом диапазоне — одни мышцы оказываются задействованы постоянно и от этого перенапряжены, другие никогда полноценно не используются. Постепенно это сказывается на том, как мы функционируем в целом — наши возможности в движении становятся все более скудными. Мы считаем это нормой, потому что нам не с чем сравнить. Большинство людей проходит через всю жизнь с огромным количеством напряжений, не зная о возможности действовать более легко и эффективно.

Ярче всего этот эффект проявляется с возрастом или в результате нарушения двигательных функций, но даже спортивные молодые люди часто не подозревают о том, насколько может быть улучшено их состояние и деятельность за счёт метода Фельденкрайза.

Люди занимаются методом по разным причинам: для того, чтобы решить проблемы со здоровьем (нарушения осанки, проблемы со спиной, последствия перенесённых травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы, мышечная скованность, последствия ДЦП, рассеянного склероза и другие случаи, в первую очередь те, где проблема связана с моторными нарушениями и использованием своего тела), улучшить результаты в танцах, боевых искусствах, хатха-йоге, различных видах спорта или творчества, улучшить выполнение каждодневных действий для большего комфорта (к примеру, устранить боли и напряжения при работе за компьютером, сделать подъем по лестнице не требующим усилий) или для более точного понимания возможностей своего тела.

Метод Фельденкрайза преподаётся в двух формах: уроки Осознавания через движение и Функциональной интеграции.

  1. Уроки Осознавания через движение либо преподаются в группах (инструктор голосом направляет занимающихся через серию движений, которые обычно выполняются лёжа на полу), либо ими можно заниматься индивидуально, слушая запись урока и самостоятельно выполняя описываемые действия (многие уроки доступны в аудиозаписи или в текстовом виде). Движения медленные, мягкие и несут характер исследования, поиска новых способов выполнения того, что обычно люди делают автоматически. Инструктор помогает ученикам направить внимание на мельчайшие и в то же время важные нюансы выполнения движений, которые не замечаются, когда мы двигаемся как обычно.
  2. Функциональная интеграция — это индивидуальная работа, в процессе которой практик своими руками работает с движениями клиента с той же целью, что и во время групповых занятий — научить человека понимать на телесном уровне как возможно выполнять то или иное действие более эффективно и легко. Фактически, в этом процессе практик благодаря развитой чувствительности производит мануальное переобучение клиента, помогая ему почувствовать своё тело по-новому и способствуя нахождению новых способов движения.

Можно сказать, что занятия с профессиональным практиком могут принести большую пользу в сложных ситуациях, но самостоятельные занятия уроками Осознавание через движение делают метод более доступным.

В результате применения метода обычно происходит следующее:

  • Человек начинает обращать внимание на собственное тело и открывает для себя, как, оказывается, он может приятно и легко двигаться в любом возрасте, при любой начальной физической подготовке. Происходит своеобразный возврат в детство, когда хочется двигаться просто потому что напряжения в теле больше не препятствуют этому, а каждое движение даёт ощущение потрясающей лёгкости, контролируемой скорости и радости.
  • За счёт улучшения осознавания тела появляется лёгкость в обучении любым движениям и их понимание (относится к боевым искусствам, спорту, танцам, тайцзицюань, обучению игре на музыкальных инструментах, актёрской игре, любой другой активности, задействующей движение). Результат достигается быстрее за счёт убирания всех лишний усилий и более точного восприятия своего тела (становится понятно, что куда двигать, а что не двигать и не напрягать с высокой детализацией всех нюансов) и вы находите свой собственный уникальный способ выполнения необходимого вам действия. Расширяются границы потенциальных возможностей в этих сферах. Метод помогает как новичкам, так и мастерам в различных областях почувствовать как они могут выполнять необходимые им действия лучше, чем они могли прежде.
  • Отдельно отмечают, что многие неприятные симптомы преждевременного старения, вызванные ограничением мобильности либо неправильно сложившимся стереотипом движений, также уходят за счёт практики метода. Человек учится выполнять движения так, чтобы при этом не нужно было "кряхтеть" и "шаркать ногами". Движения, применяемые в методе, лёгкие, плавные и приятные, подходят для людей с любым уровнем подготовки (т.е. если вы можете лежать на диване, вероятнее всего вы сможете выполнять определённые уроки, за исключением острых случаев).
  • Учитывая понимание тела в своей деятельности и часто осознав, что раньше сильно напрягался в чем-либо, человек умнеет и приобретает заинтересованность делать все легче и проще (как и во многих методах оздоровления, улучшается коммуникация между телом и психикой). В процессе совершения открытий в своих обычных движениях, увеличения осознавания и нахождения путей делать вещи, ранее для него невозможные, человек часто изменяет представление о себе самом и своих возможностях, а также переоценивает свои привычные действия на предмет их целесообразности.
  • Фельденкрайз обращал внимание, что метод даёт возможность не только работать с телом, но и развивает "гибкое", нестандартное мышление. Осваивая метод, человек учится учиться — осваивать новые способы действия исследуя, играя, экспериментируя. Уроки Фельденкрайза построены таким образом, чтобы человек сам находил альтернативы, делал открытия и выбирал для себя оптимальный способ действия. Именно такое обучение на собственном опыте в любой области (вместо работы на заранее определённый результат) пробуждает любопытство и энтузиазм к обучению все новым вещам, позволяет находить неожиданные, творческие результаты.

Цель метода Фельденкрайза — достижение такого состояния, в котором человек может максимально эффективно совершать необходимые ему действия, несмотря на ограничения, сложности и препятствия, с которыми он столкнулся в течение жизни. Метод не является панацеей, а лишь одним из способов работы с человеком для улучшения его повседневной жизни.

В основе метода лежат действия без насилия над собой, при выполнении уроков человек ориентируется на состояние комфорта, лёгкость, а выход за пределы текущего диапазона движений происходит постепенно и без напряжения. Такая мягкость обеспечивает широкие возможности применения метода в различных ситуациях.

Занятия по методу Фельденкрайза — это внутренняя работа. Смысл её не в том, чтобы сделать какое-то заданное движение или добиться конкретной позы, а, в первую очередь, улучшение восприятия себя, своего тела и того, что мы делаем, а также нахождение новых путей совершения привычных действий, о которых ранее не подозревали. Занимаясь уроками Фельденкрайза, мы постепенно уточняем и расширяем наши представления о себе и лучше понимаем собственные возможности.

Через воздействие на мышцы и обучение новым возможностям их использования происходит изменение паттернов нервной системы, отвечающих за определённые движения. Человек при этом постепенно приобретает способность принимать различные позы и делать желаемые движения в пределах естественной гибкости с недоступной ранее точностью и лёгкостью, а опыт осознавания различных действий и поиска альтернативных способов их выполнения становится базой для творчества, обучения и более открытого мышления в целом.

Основатель метода Моше Фельденкрайз был разносторонне образованным человеком. По профессии инженер и физик, он стал одним из первых европейских черных поясов по дзюдо и впоследствии преподавал это боевое искусство в течение 25 лет. Фельденкрайз изучал различные традиции и дисциплины (среди прочих дзен, йогу, гипноз, акупунктуру и китайскую медицину), встречался и работал со многими выдающимися учёными, исследователями взаимодействия тела и разума, а также спортсменами и музыкантами.

Травма колена, полученная при игре в футбол в молодости и угрожавшая инвалидностью, заставила его искать способ вылечить себя. Постоянно экспериментируя, он заметил, что двигаясь медленно, замечая взаимосвязи между частями тела, можно найти новые способы выполнения привычных действий. Фельденкрайз анализировал как обучаются движению дети в процессе развития и каким образом используется тело мастерами дзюдо при наиболее эффективном выполнении приёмов; в итоге он не только смог помочь самому себе, но и создал практический метод, который может улучшить качество жизни практически любого человека.

Отказавшись впоследствии от карьеры физика, Фельденкрайз стал заниматься продвижением своего метода, так как понимал, что в мире практически нет людей, которым метод не мог бы помочь в их деятельности. Сам Фельденкрайз говорил, что не изобрёл ничего нового; но его вклад состоял в том, что он сделал конкретными и применимыми многие абстрактные вещи.

После смерти Фельденкрайза в 1984 году открытия в нейробиологии во многом подтвердили многие из догадок Моше, в частности, его идеи об обучении и нейропластичности (изменении структур мозга под действием опыта). Не будет преувеличением сказать, что подход Фельденкрайза опередил своё время.

Метод Фельденкрайза получает все большее распространение и признание медицинским сообществом в Европе, Израиле, Австралии и постепенно распространяется в США, однако не столь хорошо известен в России и странах СНГ.

Метод Фельденкрайза не является разновидностью лечебной физкультуры или массажной техникой, его нельзя отнести к телесно-ориентированной психотерапии, это — метод обучения, который тем не менее имеет терапевтический эффект. В его основе лежит научный подход и комплексное понимание функционирования и развития нервной системы человека. Метод перекликается с работой с телом и движениями в некоторых восточных практиках, однако более функционально-ориентирован.

Одним из главных внешних признаков здоровья является наша осанка. По умению держать спину окружающими подсознательно считывается достаточно ли это уверенный в себе человек, насколько он целеустремлен и энергичен. Любые нарушения осанки влекут за собой последствия: необъяснимая хроническая усталость; бледность; круги под глазами; трудности с концентрацией внимания; повышенная утомляемость и многие другие.

Красивая, правильная осанка действительно лежит в основе нашего здоровья, хорошего самочувствия, уверенности в себе. Существует множество упражнений на осанку, но ко всему нужен комплексный подход.

Проявление s-образной сколиотической осанки можно определить по следующим признакам:
* асимметрия лица, например, одна бровь выше другой, уголок губ с одной стороны приподнят и т.п.
* неровная линия плеч, с наклоном в одну сторону,
* постоянная привычка сидеть закинув ногу на ногу,
* привычка стоять с опорой на одну ногу и или сидеть с наклоном в одну сторону.

В этом случаем восстановление гармоничной правильной осанки требует подхода на нескольких уровнях:
1. Выпрямление шейного разворота.
2. Выравнивание грудного дыхания.
3. Коррекция позвоночной скрученности.
4. Уравновешивание грудопоясничного отдела позвоночника.

Каждый из этих этапов мы пройдем в двигательных уроках по методу Фельденкрайза. Нежная, нейрофизиологическая гимнастика помогает увидеть, где начинается скованность и напряжение в теле, и задать движению новый, гармоничный рисунок, восстановить баланс и равновесие в осанке.

Уроки по методу Фельденкрайза помогут:
* снять напряжение и усталость в спине, шее, пояснице;
* сбалансировать тонус мышц спины;
* выровнять походку;
* восстановить подвижность позвоночника;
* выровнять осанку.

Метод Фельденкрайза – это урок движения и не является лечебной физкультурой. При сомнении в целесообразности выполнения следует обратиться к врачу.

Подвижность и асимметрия шеи зависит от зрения, прикуса, развитости тонуса мышц шеи.

Если на уровне шеи происходит нарушение геометрии по причине травмы, детской родовой травмы, вредной привычки и неправильной рабочей позы за компьютером все тело скручивается, может сформироваться сколиотическое нарушение осанки.
Чем дольше присутствует поворот в шее и скрученность в теле тем ярче становится асимметрия в осанке.

Распознать дисбаланс в шее можно по следующим признакам:
* асимметрия поворота головы направо и налево, скованность боль;
* нечеткость зрения и фокусировки на объекте;
* склонность к головокружению, обморочным состояниям;
* щелкает челюсть, височно-челюстной сустав,
* немеет и/или мерзнет, и/или слабеет рука.

Урок по методу Фельденкрайза:


* выравнивает мышечный баланс на уровне шеи, плечевого пояса и позвоночного столба;
* синхронизирует работу мышц шеи и глаз;
* снимает напряжение, усталость, боль в мышцах;
* восстанавливает координацию движения.

Если вы хотите восстановить баланс движение и симметричность шеи, то вам подходит урок – выпрямление шейного разворота.

Правильная осанка напрямую связана с процессом дыхания. Дыхание подстраивается под любое состояние нашего организма. И наоборот, каждое наше движение инициируется, организуется дыханием. Поэтому любое нарушение дыхания приводит к появлению сутулости.

При потере эластичности со стороны позвоночного столба и грудной клетки, торсионный рисунок, скрученность грудной клетки может фиксировать асимметрию ходьбы, провоцируя нарушение осанки с формированием S-образной дуги.

Заметить у себя асимметрию грудной клетки и дыхания можно:
* по западению нижних ребер с одной стороны;
* по выдвижению вперед и поднятию одного плеча;
* по асимметрии дыхания левой и правой ноздрей;
* по привычке стоять на одной ноге и забрасывать ногу на ногу;
* при быстро возникающей усталости и/или одышке при ходьбе.

Урок движения по методу Фельденкрайза поможет:


* придать симметрию грудному дыханию,
* гармонизировать осанку,
* выровнять походку,
* синхронизировать рисунок дыхания и движения.

Если вы хотите восстановить правильное дыхание и выровнять осанку, то вам подходит урок – выравнивание грудного дыхания.

Важно понимать, что идеальной симметрии в теле не существует, потому что у нас есть опорная нога, доминантная рука, ведущий глаз, предпочтение в стороне при пережевывания пищи. И все эти виды функциональной асимметрии могут при их избыточности приводить к нарушению осанки.

Часто в теле формируется так называемая S-образная дуга. Это искривление в позвоночнике, когда одновременно присутствует изменение геометрии тела по трем осям в трех плоскостях: сутулость сочетается со односторонним наклоном и поворотом относительно вертикальной оси.

Признаком скрученности тазового пояса относительно плечевого является:
* асимметрия движения, ходьбы;
* быстрая усталость при ходьбе и в вертикальном положении;
* одновременная или попеременная жалобы в противоположных конечностях, например, боль в плече слева и привычное напряжение в колене или вывих в голеностопном суставе справа;
* разная длина ног и асимметрично стаптывается обувь;
* неустойчивостью и сниженной координацией движения.

Урок движения по методу Фельденкрайза поможет:


* выровнять осанку,
* восстановить подвижность позвоночника,
* гармонизировать движения тазового пояса относительно плечевого,
* улучшить координацию движения и ловкость,
* повысить работоспособность и выносливость.

Если вы обнаружили у себя признаки s-образного нарушения осанки, то вам подходит следующий урок – коррекция позвоночной скрученности.

Чаще всего асимметрия скручивания при S-образной сколиотической осанке позвоночника проявляется на уровне грудопоясничного перехода, нижних ребер и поясничных мышц.

Через зону грудопоясничного перехода проходят вектора мышечного напряжения диагональных движений, ходьбы, бега, ползания у маленьких детей. Подвижность этого позвоночного шарнира важна для симметрии осанки и правильной геометрии позвоночника, так в нашем теле выстраивается правильная осанка.

Признаками фиксации грудопоясничной зоны является:
* скованность и боль в спине;
* трудно стоять, сохранять неподвижную позу, устает спина;
* асимметрия ребер по передней поверхности при взгляде в зеркало;
* желание скрутиться корпусом до ощущения щелчка в позвоночнике,
* желание сидеть, закинув ногу на ногу.

Урок движения по методу Фельденкрайза:


* снимет напряжение и уменьшит боль в спине;
* восстановит подвижность грудопоясничного отдела позвоночника;
* сбалансирует тонус мышц спины,
* придаст подвижность и гибкость всему позвоночнику,
* повысит выносливость к статическим нагрузкам.

Если вы хотите восстановить гибкость телу и симметричность осанке, то вам подходит урок – уравновешивание грудопоясничного отдела позвоночника.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.