Осанка как условный рефлекс

  • Все
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Э


Считается, что осанка имеет определенную генетическую детерминированность, но формирование осанки происходит под действием многочисленных факторов окружающей среды. Также как и формирование условных двигательных рефлексов и нервной деятельности, формирование осанки начинается в раннем возрасте и поэтому необходимо, активно воздействовать на этот процесс и, таким образом, обеспечить развитие нормальной осанки.

Большое влияние на формирование осанки оказывают нижние конечности, особенно в тех случаях, если есть плоскостопие, при котором происходит опускание свода стопы (продольного или поперечного). Чаще всего причиной плоскостопия является слабость мышц и связок, которая обусловлена недостаточными нагрузками. Плоскостопие приводит к утомляемости при беге, ходьбе и без соответствующего лечения к деформации стопы.

Мифы и факты нарушений осанки

Миф: Сутулость является только косметическим фактором и это не может вызвать отдаленные последствия для здоровья.

Факты: Это чистый миф. Последствий сутулости может быть много и они быть достаточно серьезными. При сутулости человек наклоняется вперед, плечи выходят вперед и такое расположение верхней части тела может приводить как к болям в спине, так и болям в плечах, головным.Кроме того, нарушения биомеханики при сутулости могут приводить к нарушению экскурсии грудной клетки и к проблемам с органами дыхании и сердца.

Миф: Плохая осанка не поддается корректировке.

Факт: Это абсолютно не соответствует действительности. С помощью физических упражнений можно значительно улучшить осанку.

Миф: Плохая осанка является врожденной и после достижения определенного возраста ничего нельзя изменить.

Факт: Плохая осанка может быть генетически детерминирована, но это не значит, что ничего нельзя сделать. Укрепление мышц спины, живота (включая глубокие мышцы живота) и мышц позвоночника могут помочь улучшить осанку, обеспечивая, таким образом, нормальное сидение, стояние и ходьбу.

Миф: Плохая осанка приводит к сколиозу.

Факт: Это не совсем так. В большинстве случаев сколиоз идиопатический, то есть неизвестной причины, а определенную связь между плохой осанкой и сколиозом выявить не удалось. Кроме того, сколиоз это отклонение позвоночника в сторону, а нарушения осанки это и наклоны позвоночника в другой плоскости.

Миф: Работа за компьютером течение всего дня нарушает осанку.

Факт: Да, это правда. Сидение за компьютером в течение дня приводит к наклону шеи вперед и выпиранию плеч, что может приводить к проблемам в шее и болям в шее, спине плечах. Поэтому, для людей, чья работа связана с длительной работой за компьютером, рекомендуются специальные эргономичные кресла и рекомендуются перерывы в работе для того, чтобы снять статическое напряжение мышц.

Правильная осанка

  • Голова располагается прямо
  • Углы лопаток, плечи, соски располагаются симметрично на одном уровне
  • Одинаковая длина линий от уха до плеча
  • Линия остистых отростков позвонков прямая
  • Позвоночник при осмотре со стороны спины ровный
  • Нормальные физиологические изгибы позвоночника
  • Лордоз в поясничном и шейном отделе не превышает толщину ладони пациента
  • Линия между седьмым шейным позвонком и межягодичной складкой вертикальная без отклонений.

При правильной осанке части тела располагаются симметрично по отношению к позвоночнику.При нарушениях осанки происходит ослабление мышц, и ребенок может сохранять правильную осанку в течение короткого промежутка времени. Существуют определенные отличия правильной осанки у детей дошкольного возраста, школьников, а также у мальчиков и девочек в пубертатном возрасте.

В норме осанка дошкольника: симметричная грудная клетка, без выпирания плеч, лопатки несколько выступают назад, живот немного вперед, отчетливо заметен лордоз, позвоночные остистые отростки расположены по средней линии.

В норме осанка школьника: симметричность грудной клетки, отсутствие выпирания плеч, лопатки незначительно выпирают назад, живот несколько выпирает вперед, заметен поясничный лордоз, остистые отростки расположены по средней линии.

Осанка подростков: остистые отростки расположены по средней линии спины, нижние конечности выпрямлены, надплечья несколько опущены, на одном уровне треугольники талии, живот втянут по отношению к грудной клетке, у девочек подчеркнут поясничный лордоз, а у мальчиков - грудной кифоз.

Причины нарушения осанки


Нарушения осанки возникают как на фоне морфологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (дисплазии соединительной ткани, рахит, травмы во время родов, аномалии развития позвоночника), так и без структурных или функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев нарушения осанки имеют приобретенный характер и чаще встречаются у детей с субтильным телосложением.

К наиболее вероятным причинам нарушения осанки относятся следующие:

  • Внешние факторы окружающей среды (например, длительное нахождение тела в неправильном положении и формирование патологического стереотипа расположения тела)
  • Недостаточное развитие мышечной системы вследствие низкой или непропорциональной двигательной активности
  • Слабость мышц ответственных за вертикальное положение позвоночника.
  • Неудобная одежда
  • Снижение слуха, зрения
  • Плохая эргономика плохая освещенность

Виды нарушения осанки

Нарушения осанки в саггитальной плоскости

Сутулость – увеличение грудного кифоза, сглаженность поясничного лордоза, опускание и сведение вперед плеч, крыловидные лопатки.

Круглая спина – равномерное увеличение кифоза на протяжении всего грудного отдела позвоночника, сглаженность поясничного лордоза, наклон головы вперед, опускание и сведение плеч вперед, лопатки не прилегают к спине, устойчивость тела достигается за счет небольшого сгибания ног в коленях, впалая грудная клетка, уплощенные ягодицы, ограничение движения в плечах (уменьшается возможность полного разгибания в плечах из-за укорочения грудных мышц).

Кругловогнутая спина – увеличение всех изгибов позвоночника, наклон головы, шеи плеч вперед, выступание живота, разогнутость колен, дряблость мышц живота, спины, ягодиц, возможен птоз внутренних органов из-за слабого брюшного пресса.

Плоская спина – сглаженность всех изгибов позвоночника, слабо выражен поясничный лордоз, живот выпирает вперед, слабое развитие мускулатуры туловища, спины, смещение грудной клетки вперед. Плоская спина развивается вследствие функциональной недостаточности мышц, что приводит к нарушению формирования физиологических изгибов. При плоской спине чаще развиваются дегенеративные заболевания позвоночника, больше риск компрессионных переломов.

Плосковогнутая спина – уменьшение грудного кифоза, увеличение поясничного лордоза, узкая грудная клетка, слабость мышц живота.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

Это тип нарушения осанки представлен сколиотической осанкой: смещение в виде дуги остистых отростков в сторону от средней линии спины, нарушение симметрии частей тела и конечностей относительно позвоночника, наклоны головы в сторону, ассиметрия треугольников талии, расположение сосков на разной высоте, ассиметрия тонуса и силы мышц в левой и правой половине туловища. Такой тип нарушения осанки, как сколиотическая, иногда сложно отличить от ранних проявлений сколиоза. Главное отличие сколиоза от сколиотической осанки это наличие ротации позвонков при сколиозе.

Симптомы нарушения осанки

Нарушение осанки не является заболеванием, но создает условия для развития не только заболеваний позвоночника, но нередко приводит к нарушениям в работе внутренних органов. Плохая осанка со временем приводит к развитию дегенеративных изменений в позвоночнике (остеохондроз). Физиологические изгибы необходимы для правильного распределения нагрузок на туловище и изменения биомеханики позвоночника приводит к неправильному распределению нагрузок и избыточной нагрузке на опорно-двигательные структуры. Кроме развития дегенеративных изменений в позвоночнике и изменений в мышцах спины, возможно формирование деформации грудной клетки, нарушение экскурсии грудной клетки при дыхании, что в свою очередь может привести к проблемам в органах дыхания и кровообращения. Кроме того, слабость мышц, в том числе и мышц брюшного пресса, может привести к нарушению работы органов брюшной полости. Поэтому, при наличии первых признаков нарушения осанки необходимо проконсультироваться с врачом-ортопедом, что позволит избежать осложнений в будущем.

Диагностика и лечение нарушений осанки

Как правило, диагностика нарушений осанки не вызывает затруднений и врачу ортопеду достаточно осмотра пациента. В некоторых случаях, когда необходимо дифференцировать нарушения осанки с деформирующими заболеваниями позвоночника, такими как сколиоз, назначается рентгенография позвоночника. Коррекция осанки требует достаточно много времени. Лечение нарушений осанки, как правило, комплексное (массаж, мануальная терапия, физиотерапия, применение корсетов и ЛФК). Кроме того, большое значение имеет полноценное питание с нормальным содержанием всех необходимых для организма веществ. Ведущую роль в лечении нарушений осанки занимает ЛФК. ЛФК позволяет сформировать полноценный мышечный корсет, который в состоянии удерживать позвоночник в нормальном положении. Упражнения должны быть как с отягощением, так и в виде различных гимнастик, что позволит не только увеличить силу мышц, но и восстановить эластичность и гибкость. Упражнения необходимо подбирать только с врачом (инструктором) ЛФК, что позволит избежать непропорциональных нагрузок.

Массаж и мануальная терапия являются составными частями комплексного лечения нарушений осанки. Массаж позволяет улучшить кровоснабжение, улучшить тонус. Мануальная терапия позволяет снять мышечные блоки и восстановить мобильность двигательных сегментов позвоночника.

Физиотерапия позволяет улучшить трофику тканей, снять мышечные спазмы, улучшить проводимость и работу мышечных волокон.

Рассмотрим пять наиболее существенных аспектов осанки. Рассмотрим осанку с различных точек зрения:

1. Осанка – как продукт эволюции человека.

2. Осанка – как показатель физического развития.

3. Осанка – как предмет изучения различных наук

4. Осанка – как показатель физического здоровья

5. Осанка – как показатель психического здоровья

Эволюция осанки.

18 век – век массового школьного обучения. Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную сторону. По данным российского института детской ортопедии у 40-80% детей выявляются нарушения осанки, а у 3%-10% из них - различные искривления позвоночника так называемые школьные сколиозы. С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда. Офисные работники – новая массовая профессия, численность которых составляет более 60% всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растет, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем.

Таким образом, осанка – свойство, присущее только человеку, продукт эволюционного процесса – прямохождения. Основными историческими вехами эволюции осанки являются: прямохождение (2 млн.лет т.н.); изобретение стула (XV век); массовое школьное обучение (XIX век); появление новой массовой профессии – офисный работник (XXI век). Осанка – важный показатель физического развития человека. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека - важный аспект физического развития человека. Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности. Посмотрите на рисунок. У маленьких детей осанки как таковой еще нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6 – 9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки – это норма для 6 до 9 летних детей.

С возрастом связки становятся более жесткими, мышцы менее эластичными, суставы теряют свою подвижность. К старости ухудшается и механизм управления осанкой – двигательный стереотип, по причине деградации нервной системы. В связи с этим способность сегментов тела к выравниванию ограничивается, осанка ухудшается, а возможность коррекции осанки снижается. В пожилом и старческом возрасте нарушается структура кости – возникает проблема остеопороза и, связанного с этим процессом, деформация скелета (прежде всего позвоночника). Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и нервной системы приводят к нарушению осанки, но и плохая осанка в свою очередь способствует деформации скелета.

Таким образом, осанка является важным показателем физического развития человека. Человек в своем развитии проходит следующие этапы: Дошкольный возраст – отсутствие осанки как таковой Младший школьный возраст – неустойчивая осанка Средний и старший школьный возраст – период активного формирования осанки Юношеский возраст – окончательное формирование осанки Взрослый закрепление приобретенной осанки Пожилой и старческий возраст – деградация осанки. Осанка с позиции различных наук, предметом изучения которых является человек. Осанка изучается многими науками, такими как физиология, биомеханика, медицина, физическая культура, военное дело и, даже, психология. Рассмотрим, как эти науки изучают осанку. Осанка с позиции биомеханики. Прежде всего, осанка это составная часть биомеханики человека: Биомеханика рассматривает осанку как комбинацию положений всех суставов и сегментов тела в данный конкретный момент времени.

С точки зрения науки физиологии, осанка рассматривается как двигательный стереотип (т.е. комплекс безусловных и условных рефлексов), который наследуется и совершенствуется в течение индивидуального развития и воспитания. Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, типом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они - генотипически обусловлены. Однако чаще всего неправильная осанка является результатом плохой привычки или заболевания. Медицина рассматривает осанку как показатель физического здоровья. По образному определению известного ортопеда Шеде, осанка есть выражение и масштаб борьбы между силой тяжести и прямым положением тела. Осанка - особенности, с какими человек активно удерживает туловище в вертикальном положении. Особенности осанки связаны, с одной стороны, с конституциональными условиями, с другой — с активной деятельностью мышц, находящихся под контролем психического состояния исследуемого. Таким образом, осанку человека нельзя считать чисто соматическим показателем. Она является в известной степени также показателем психических особенностей человека.

Каждый взрослый имеет определенную, свойственную только ему осанку, характерную для него так же, как, например, форма лица, цвет глаз и т.п. Оценка осанки — важная составная часть исследования больного (В.О.Маркс,1978 – врач-ортопед). С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости. Это и сколиотическая болезнь детей школьного возраста, и кифосколиозы подростков, и остеохондроз позвоночника у взрослых, а также тяжелые деформации скелета у пожилых людей и стариков. С плохой осанкой связаны не только заболевания позвоночника, но и заболевания суставов, стопы и внутренних органов. Школьное обучение неразрывно связано с воспитанием и гигиеной осанки.

В военном деле на первый план выступает утилитарное значение осанки - осанка рассматривается как показатель, влияющий на эффективность действий военнослужащего. Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Так, в боевом уставе США 1946 г. сказано “Хорошая осанка очень важна для солдата.

Во-первых, солдата часто оценивают по его внешности - мужчина с хорошей осанкой более напоминает хорошего солдата, он более овладевает вниманием окружающих.

Во-вторых, общепринятый психологический факт - хорошая осанка связана с хорошей моралью - человек с хорошей осанкой чувствует себя лучше и более уверен. Человек с плохой осанкой не может чувствовать себя так уверенно, именно поэтому у него формируется негативная и неудобная поза.

В-третьих, хорошая осанка позволяет телу функционировать наиболее эффективно” (перевод автора).

Итак, осанка является важным объектом исследования самых различных наук. Однако именно физическая культура наиболее полно изучает все аспекты осанки. Физкультура рассматривает осанку и как показатель физического развития и физического здоровья; и как фактор повышения эффективности движения, и как средство профилактики травматизма и заболеваний опорно-двигательной системы.

Осанка и физическое здоровье.

Рассмотрим, с одной стороны, как осанка влияет на течение заболеваний, прежде всего опорно-двигательной системы. И с другой стороны, как некоторые патологические состояния влияют на осанку. Выявление причин нарушения осанки необходимы для построения реальных и достижимых задач при воспитании или коррекции осанки. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы. Возможна ли вообще коррекция осанки без устранения причины, которая ее вызвала? Устранима ли эта причина средствами физической культуры или медицины, или с этим приходится считаться? Какую роль воспитание и коррекция осанки играет в общем комплексе лечения?

Например, при сколиозе или остеохондрозе позвоночника хорошее состояние опорно-двигательной системы длительное время замедляет и отдаляет необратимые изменения в позвоночнике. Если же постоянным контролем осанки пренебрегают, заболевание прогрессирует и это приводит к тяжёлым последствиям. Причины нарушения осанки могут быть структурные (обычно необратимые, связанные с физическим дефектом, деформацией, нарушением структуры) и функциональные. Структурные нарушения в свою очередь разделяют на врожденные и на приобретенные. Врожденные структурные нарушения составляют 5-10% от общего числа, а причинами их чаще всего являются врожденные деформации и нарушения развития позвоночника, ребер, грудной клетки, тазобедренных суставов, нижних конечностей. К ним относятся врожденный сколиоз, недоразвитие конечностей, воронкообразная деформация грудной клетки, врожденный вывих бедра, детский церебральный паралич…

Перечислим функциональные причины нарушения осанки:

  • Недостаточность механизмов регуляции осанки у детей до 9 лет и у лиц пожилого и старческого возраста, связанная с возрастной особенностью нервной системы.
  • Врожденная недостаточность двигательного стереотипа.
  • Нарушение функции мышц, связанные с их слабостью, повышенным тонусом, укорочением.

В результате влияния различных условий быта, учебы, работы может развиться преобладание силы каких либо отдельных группы мышц. Неравномерное развитие мышц является наиболее частой причиной нарушения осанки. Нарушение внешнего дыхания (в результате заболевания легких и бронхов, или после операций на грудной клетке). Заболевания органов внешнего дыхания сопровождаются снижением дыхательной экскурсии, формированием бочкообразной формы грудной клетки, что приводит к нарушению выравнивания лопаток и плечевого пояса – нарушение осанки. Общая слабость в результате перенесенных, хронических заболеваний, длительной гиподинамии. Избыточная масса, нарушение жирового обмена. Психологические факторы, особенно ущербное чувство собственного достоинства. Рассмотрим заболевания опорно-двигательной системы и их взаимосвязь с осанкой. Сколиотическая болезнь позвоночника.

Сколиоз — боковое искривление позвоночника в сочетании с его торсией (скручиванием). Сколиотическая деформация формируется у детей школьного возраста в результате нарушения развития позвонков. Это связанного с неравномерным ростом правой и левой половины позвонка. Согласно современной теории, именно плохая осанка является одной из причин развития деформаций растущего позвоночника. Сколиоз существенно ухудшает скелетное и мышечное равновесие. Является причиной плохой осанки. Сколиотическая болезнь может прогрессировать и требует специального лечения до полного прекращения роста скелета. С другой стороны, плохая осанка, а именно нарушенный двигательный стереотип и дисбаланс мышц ускоряет искривление позвоночника и усугубляет течение сколиотической болезни, которая может привести к тяжелым деформациям туловища. Коррекция осанки способна существенно исправить деформацию туловища и замедлить сколиотическую болезнь. Профилактика нарушений осанки в раннем школьном возрасте – основной путь профилактики школьных сколиозов.

В результате формируется искривление грудного отдела позвоночника. Кифозирование позвоночника сопровождается скручиванием и боковым искривлением. Кифосколиозы подростков, также как и школьный сколиоз, существенно ухудшает скелетное и мышечное равновесие и сам по себе является причиной плохой осанки. Кифосколиоз имеет тенденцию к прогрессированию и требует специального лечения до полного прекращения роста скелета. С другой стороны, плохая осанка, а именно нарушенный двигательный стереотип и дисбаланс мышц ускоряет искривление позвоночника и деформацию грудной клетки, что приводит к нарушению функции органов грудной клетки и косметическому дефекту. К группе риска относятся до 80% школьников, заболевание развивается у 10% из них. Нет необходимости говорить о важности воспитания и коррекции осанки учащихся средней школы.

Накопленные в детском и подростковом возрасте проблемы позвоночника, разумеется, никуда не деваются и люди продолжают с ними жить. В процессе следующего периода жизни – (учеба в ВУЗе, работа), продолжается испытание скелета человека на прочность. Заложенная ранее плохая биомеханика позвоночника, и сидячий образ жизни, способствуют развитию такого опасного заболевания как остеоходндроз позвоночника. Суть его в превращении эластичных и прочных амортизаторов – межпозвононковых дисков в жесткие структуры, которые к тому же смещаясь способны сдавливать нервные образования спинного мозга с последующим их воспалением, которое сопровождается болью, параличами мышц, и даже необходимостью хирургического лечения. В конечном итоге позвоночник превращается в жесткую структуру, с ограниченной подвижностью, что ограничивает возможность сегментального выравнивания, ухудшает осанку и затрудняет ее коррекцию. Плохая же осанка в свою очередь способствует развитию остеохондроза.

Плоскостопие может прогрессировать в возрасте 14 – 16 лет (в период активного костного роста), в 35 - 48 лет (возрастное снижение эластичности связок и мышц), в 48 – 55 лет (изменение гормонального фона и снижение прочности костей). Чаще всего плоскостопие это проблема женщин, связанная с изящной обувью, беременностью, кормлением грудью, менопаузой. При наиболее распространенном плоскостопии продольный и поперечный свод стопы уплощаются, пятка отклоняется кнаружи. Передний отдел стопы деформируется таким образом, что первая плюсневая кость, отклоняясь кнаружи, приводит к смещению первого пальца внутрь. Пальцы стопы, вынужденные сохранять форму обуви, заходят один на другой. Стопа играет важную роль в формировании осанки. В опорных структурах тела каждый вышележащий сустав зависит от нижележащего и наоборот.

Заболевание стопы – причина асимметрии всего тела. На рисунке показаны основные позиционные нарушения при плоскостопии. Уплощение стопы вызывает каскад компенсаторных изменений и перегрузок нижних конечностей, таза, позвоночника. Стопа, распластываясь и отклоняясь кнаружи, ведет за собой наружную ротацию голени и компенсаторную внутреннюю ротацию бедра. При этом увеличивается Х-образность коленей. С другой стороны, положение вышележащих по отношению к стопе сегментов тела может улучшить состояние сводов стопы.

Осанка как показатель психического здоровья.

Синдром хронической усталости – наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении – ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда "зажаты", для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана модная в настоящее время методика Фредерика Александера (1869-1955). Различные методы психосоматической коррекции эффективно помогают расслабить мышцы, снять излишнее напряжение. Наши мысли и наше тело неразрывно связаны, и изменения одного, влечёт за собой изменение другого. Воздействуя на свои мысли, мы регулируем мышечное напряжение. Изменяя положение тела, мы тем самым изменяем своё эмоциональное состояние. Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте.

Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и "горбятся". В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь способствует закреплению психо-эмоцинальных нарушений и формированию неврозов.

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17г. Сызрани.

Реферат.

«ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

Выполнила:

ученица 9б класса

Мелешкина Александра Владимировна

Руководитель проекта:

Балабанов Сергей Николаевич;

Балабанова Елена Владимировна

2010-2011 учебный год

1. Введение

2. Что такое правильная осанка?

3. Правильная осанка-залог здоровья человека

4. Нарушение осанки

5. Причины нарушений осанки

6. Виды нарушений осанки

7. Поддержание правильной осанки

8. Профилактика и сохранение правильной осанки

9. Профилактика нарушений осанки

10. Заключение

11. Список использованной литературы

12. Приложение

Осанка-это привычная поза непринужденно стоящего человека.

С морфологической точки зрения осанка определяется, во-первых, положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, углом наклона таза, состоянием плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, во-вторых, качеством работы мышц, участвующих в сохранении равновесия тела.

Наибольшую роль в изменении осанки играют позвоночник и таз.

Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, таза и задней поверхности бедер.

С физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания. Осанка формируется по механизму образования временных связей и условных рефлексов с первого года жизни ребенка, когда он начинает стоять и ходить. Положение головы вызывает рефлексы позы, которые создаются тоническими рефлексами спинного, продолговатого мозга и мозжечка. Изменение положения рук, ног, головы, туловища влечет за собой рефлекторное изменение в распределении тонуса мышц, изменение условий для дыхания в кровообращения.

Правильная осанка хорошо сложенного человека характеризуется собранностью, подтянутостью, при этом голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги разогнуты в тазобедренных и коленных суставах, пятки вместе. Профиль позвоночника образует волнообразную линию с равномерными возвышениями и углублениями одинаковой высоты.

Хотя и существует мнение, что индивидуальная осанка передается по наследству, однако опыт и наблюдения убеждают, что доминирующую роль играет все же воспитание и систематическое воздействие физических упражнений. Поэтому уже с 1 класса необходимо учить детей правильно сидеть, ходить, стоять.

У школьников с дефектами осанки нередко ухудшается зрение, ибо они сидят за столом, низко опустив голову, приблизив глаза к воспринимаемым предметам (книге, тетради). Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздоровления организма.

Правильная осанка-залог здоровья человека

Для чего нужна человеку правильная осанка? Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад). Физиологические изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела, при этом шейные и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной — назад, естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Формы стопы имеет большое значение для смягчения удара при прыжках, ходьбе, беге, толчках.

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов - угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба.

Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды.

Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам.

Есть ли какие-либо критические моменты в развитии молодого организма, когда на осанку следует обратить наибольшее внимание?

Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника. Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей с искривленным позвоночником.

Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник — это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности. Кроме того, при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами и тканями. Спинной мозг, находящийся в позвоночнике, участвует в большинстве рефлексов. При нарушении положения позвоночника происходит зажатие спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, что оказывает негативное воздействие на весь организм.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.