Осанка как двигательный навык

Чтобы постоянно предупреждать возникновение многих недомоганий нам необходимо приводить свое тело в состояние покоя, но несбалансированная поза может вызвать напряжение костной системы и внутренних органов.
Задайтесь следующими вопросами:
1. Прямо ли я стою?
2. Наклоняюсь ли я вперед?
3. Отклоняюсь ли я назад?
Если вы наклоняетесь вперед или отклоняетесь назад, то установите где начинается наклон:
в ледышках?
в бедрах?
в верхней части спины?
Часто можно отметить две или более противоположных тенденций одновременно: к примеру, кто-то может отклоняться назад от талии, в то время как голова и плечи устранены вперед.
Если заметите в себе что-то, что, по вашему мнению, подлежит коррекции, не торопитесь изменить это немедленно. Что бы вы ни сделали, это вызовет увеличение напряжения, способствуя укоренению вредной привычки.
Как я стою
Чтобы лучше понять, правильно ли я стою, ответьте на следующие вопросы:
1. Опираюсь ли я на одну ногу сильнее, чем на другую, или вес распределяется равномерно на обе ноги? (даже если вам кажется, что равномерно, постарайтесь сильнее опереться на одну ногу, потом вернитесь в прежнее положение. То, в каком положении вы будете чувствовать себя более комфортно, определит вашу тенденцию).
2. Опираюсь ли я сильнее на пятки или на подушечки пальцев? (Это поможет определить, наклоняетесь вы вперед или назад).
3. Опираюсь ли я больше на наружную или на внутреннюю часть стопы? (Заметьте: это может иметь опору на наружную, а правая - на внутреннюю часть).
4. Выпрямляю ли я с силой колени от избытка напряжения, или они расслабляются и подгибаются?).

Расхлябанная походка - неорганизованная жизнь.
Армейская дисциплина начинается со строевого шага. Эта психотехника проверена веками, она работает массово и эффективно.
Привычное кривляние и переминание с ноги на ногу, с носка на пятку, тем более привычно бегающие глаза, – это невозможность спокойной, уверенной открытости.
Практика дзен и йоги - обязательно тренировка спокойного присутствия, медитации на точку либо на пламя свечи. Как бы ни оформлялось это философски, психологически это дает спокойствие, уверенность и открытость.


Осанка — показатель физического развития

Осанка — это вертикаль спины, высокая шея и развернутость плеч (выправка), характерная для сильных, спортивных и уверенных в себе, тем более - статусных людей. Если человек не получил нужного воспитания с детства, мало кто следит за своей осанкой. Посмотрите, как люди ходят: живот вываливается вперед, задница отклячена назад, ноги неуверенно переступают вперед-назад и с ноги на ногу, так и не находя опоры. В ступнях упор скорее на пятки, голова вдавлена в плечи, а плечи беспомощно опущены…
Осанка — показатель физической культуры и здоровья человека. Осанка держит здоровье. Если человек не следил за своей осанкой, за ним начнут следить врачи. Спутники плохой осанки - боль в спине, сколиоз, остеохондроз позвоночника и так далее. Если вы с этим еще не знакомы, мы за вас рады.
Если молодой человек или девушка не напрягали себя заботой об осанке, в медицинской карте его или ее скоро появится описание: спина круглая (варианты: плоская, плоско-вогнутая, вогнуто-круглая). Нравится? - Никому не нравится. Привлекательный мужчина - это мужчина с хорошей осанкой, привлекательная девушка - это девушка с прямой спинкой и легкими движениями. Осанка - это красиво!
Любопытно, что хорошая осанка делает человека не только внешне более привлекательным, но и обычно ассоциируется с хорошей моралью.
Есть ли правильная осанка? Есть. Это осанка Победителя, Королевская осанка. Королевская осанка начинается с прямой спины. Разогнись! Подойдите к стене, прислонитесь спиной, повторите спиной ее плоскость, а потом, сохраняя спину, отойдите. Когда получится в этом состоянии дышать и быть даже не напряженным - это то, что нужно. Итак, спина прямая, плечи расправлены: развернуты и расслаблены. Королевская осанка образуется, когда вы держите два вектора. Первый вектор - из макушки вверх, к небу, а второй и солнечного сплетения вперед и вверх. Плечи - расправлены и расслабленны, спина - ровная и расслабленная.
Что помогает выработать осанку? Спорт. Если вы задохлик, спортом никогда не занимались и надеетсь поставить себе достойную осанку - вынуждены вас огорчить - не надейтесь. Осанка держится не верой в себя, а крепкими мышцами. Итого - вас ждут занятия танцами, единоборствами, плаванием и другими видами спорта, йогой. Спортивные люди действительно с хорошей осанкой, а прожиточный минимум - это утренняя зарядка: когда вы разбудили тело, размяли мышцы, держать осанку становится проще.

1. Упражнение планка 2 минуты для укрепления мышц спины.
2. Прогулка короля – ровно, важно, спокойно.
3. Час королевской осанки.
4. Езда на машине по-королевски.
5. Вектор вверх и вперёд.
6. Книга на голове.
Потом добавил:
7. Прислонялся к стене и запоминал ощущения.
Эти упражнения я выполнял на протяжении двух недель по чек листу. На второй день занятий спина побаливала, на четвертый день перестала, держать осанку стало легче. Понравилась работа с векторами силы – стоит о них подумать и спина автоматом принимает нужное положение.
Находки – разворот плеч во время работы эффективен для коррекции осанки и своеобразная зарядка.
Жена два раза сказала, что я похудел, видимо из-за более стройного вида. По работе много ездил по согласованиям проектов в различные организации – держал спину, держал достоинство, согласования проходили быстрей.
После всего этого я сделал перерыв, чтобы посмотреть как встроился навык и без отслеживания осанка поплыла. Вернулся к работе над осанкой снова.
И вот на прошлой неделе отрабатывая состояние хорошо в теле неожиданно для себя наконец-таки выправил осанку, провёл с ровной спиной целый день, хорошо в теле было тем самым пазлом! Хорошо помню этот момент, когда проходя мимо большого зеркала в коридоре увидел себя и подумал – какой же я обалденный! Мне стало приятно держать ровную спину, я кайфую от этого! И вот я уже неделю как держу ровную спину с большим удовольствием, а криво сидеть мне стало неудобно.
Для меня ключевыми моментами явились:

1. Ровнять спину о стену и запоминать это состояние ровной спины.
2. Внимание на положение тела при работе в офисе за столом.
3. Работа с векторами – осанка корректируется автоматически. Костюмы и пальто кстати тоже автоматически корректируют осанку.
Дома за столом жена почти всегда подстраивается под мою ровную спину, с детьми тоже работаю в этом направлении.
Ровная спина – это красиво, приятно, естественно!

Формирование навыка правильной осанки

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности. Рационально организованное рабочее место ребенка обеспечивает относительный покой, расслабление и отдых многих мышечных групп. Следовательно, правильный подбор мебели (стола и стула), ее установка по отношению к светонесущей оконной стене, достаточное освещение должны находиться под контролем педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
formirovanie_navyka_pravilnoy_osank1.docx 33.27 КБ

Предварительный просмотр:


Формирование навыка правильной осанки

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности. Рационально организованное рабочее место ребенка обеспечивает относительный покой, расслабление и отдых многих мышечных групп. Следовательно, правильный подбор мебели (стола и стула), ее установка по отношению к светонесущей оконной стене, достаточное освещение должны находиться под контролем педагогов и родителей.

Чтобы правильно подобрать стол и стул каждому ребенку, нужно измерить его рост и определить ростовую группу. В зависимости от роста ребенка определяются размеры необходимой ему мебели (табл. 1).

Размеры основной мебели для детей

Группа роста детей

Высота стола (мм)

Высота стула (мм)

свыше 850 до 10ОО

Соответствие стола и стула росту и пропорциям тела
каждого ребенка — одно из обязательных условий для форми-
рования у детей правильной осанки.

Правильно подобранный стул

Высота сиденья стула над полом должна быть равной
длине голени ребенка вместе с высотой стопы и каблука обу-
ви. Глубина стула равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья не-
сколько превышает ширину таза ребенка, спинка стула должна
доходить до нижнего края лопаток.

Низкий стул: у ребенка нарушается кровообращение ног и брюшной полости. Высокий стул: положение тела ребенка неустойчиво, он принимает неправильные позы, утомляется.

  • Постель не должна быть слишком мягкой, подушка — большой. Длина кровати должна превышать рост ребенка на 20—25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.
  • Не рекомендуется до трех месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до шести месяцев сажать, до 9—10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за руку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Поза ребенка в любых видах его деятельности постоянно должна быть в центре внимания взрослых.
  • Во время сна нельзя допускать, чтобы дети спали всегда на одном и том же боку или чтобы малыш спал, свернувшись калачиком. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник.
  • На занятиях надо напоминать детям, чтобы они время от времени меняли позу. Однообразное положение, особенно когда руки лежат на столе, очень утомительно, потому что туловище все время наклонено вперед, брюшная полость сдавлена, дыхание поверхностно, мышцы шеи и спины напряжены.
  • Если ребенок стоит, необходимо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
  • Сохранение правильной осанки при выполнении различных движений более сложно. Мышцы ребенка должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела.

Наиболее действенным средством формирования навыка правильной осанки является физическое воспитание.

Профилактика нарушений осанки

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного ап-
парата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений,
мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной
осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным воз-
можностям детей и постепенно усложняться с возрастом.

В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основ-
ными являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота.
При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям
симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо
чаще применять упражнения с предметами: гимнастической палкой, мячом, обручем.
Для выпрямления позвоночника и правильного держания головы необходимы упраж-
нения, во время которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает
голову. Эти упражнения можно давать из исходного положения лежа и с пособиями
(палкой, веревкой, флажками). Взрослому необходимо следить, чтобы дети делали
упражнения без напряжения, руки ребенка при поднимании вверх должны быть шире
плеч, голова поднята. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются на-
клоны туловища, повороты в сторону.

Большое значение для профилактики нарушений осанки имеют упражнения
в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при
любой возможной позе и движении.

Закреплению навыка правиль-
ной осанки способствуют упражнения
у стенки, лежа на полу, сидя, когда взрос-
лый фиксирует внимание детей на пра-
вильном положении тела. Это же реко-
мендуется выполнять во время ходьбы,
бега, при проведении подвижных игр
с правилами.

Внимание! Дети с выраженными
нарушениями осанки нуждаются в допол-
нительных занятиях по лечебной физиче-
ской культуре (ЛФК).

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), имеющих нарушения осанки

и. п. То же влево. Смотреть в сторону поворота. Повторить по 3 раза.

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих нарушения осанки

  1. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — палку вперед; 2 — вверх, 3 — вперед; 4 — и. п. Повторить 6—8 раз.
  2. И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной в опущенных руках. 1 —3 — плавными движениями поднимать палку назад вверх; 4 — и. п. При выполнении упражнения голову не опускать, руки прямые, движения от плеча. Дыхание произвольное. Повторить
  1. 5 раз.
  1. И. п.: ноги врозь, палка внизу. 1 —2 — наклон вперед, одновременно поднимать руки вперед, смотреть на руки; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз. Выполняя упражнение, потянуться вперед.
  2. И. п.: ноги на ширине плеч, палка к груди. 1 — поднять палку вверх; 2 — наклон вправо; 3 — поднять палку вверх; 4 — и. п. То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  3. И. п.: стоя на коленях, ноги врозь, палка внизу. 1 — поворот корпуса вправо, одновременно руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  4. И. п.: лежа на животе, палка в прямых руках. 1—2 — палку вверх, посмотреть на нее; 3—4 — и. п. Ноги от пола не отрывать. Повторить 6—8 раз.
  5. И. п.: сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки в упор сзади. 1 —4 — ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления ног, затем обратное движение. Повторить 4—6 раз.
  6. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — поднять палку вверх, посмотреть на нее — вдох; 2 —

и. п. — выдох. Повторить 6—8 раз.

Дыхательные упражнения при нарушениях осанки

Положительный эффект при нарушениях осанки дают дыхательные упражнения. Они оказывают общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, способствуют развитию разных групп мышц. Наиболее часто с этой целью используются динамические дыхательные упражнения (с движением туловища, рук и ног), а также дыхательные упражнения с произнесением звуков (звуковая гимнастика).

Упражнения дыхательной гимнастики

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс).
  2. Ходьба на внешней стороне стопы — пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
  3. Ходьба с поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
  8. Ходьба на носках в полуприседе.
  9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
  10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
  13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
  14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.п. – стоя спиной к стене.1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордо.

В статье описана профилактика, условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Статья предназначена педагогам, родителям.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Осанка — привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимал.

Формирование навыка правильной осанки в детском саду.

Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп.

Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп.

осанка тренировка опорный двигательный

В процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений;

1) формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней;

2) гармоничное укрепление мышечного корсета и развитие силовой

З) развитие гибкости;

4) формирование навыка рационального дыхания, совершенствование функциональных возможностей дыхательной системы;

5) нормализация эмоционального статуса;

6) коррекция функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путём длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умения принимать и сохранять положение правильной осанки.

В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней, включая их в содержание занятий -- уроков по физической культуре, утренней зарядке, гимнастики, физкультминуток, домашних заданий. Каждое занятие по физической культуре должно начинаться и заканчиваться упражнениями, способствующими формированию навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. В течение всего урока при выполнении различных упражнений необходимо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки.

Необходимо подчеркнуть, что выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения гимнастических упражнений (строевых, общеразвивающих, вольных), при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения гимнастических упражнений и требования к технике движений и фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях дают основание рассматривать гимнастику как своего рода осанки.

При использовании строевых упражнений для сохранения интереса детей желательно использовать игровые методы, образные сравнения, музыкальное сопровождение. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдаётся упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами -- гимнастической палкой, мячом, обручем.[10]

Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки

Основные требования к правильной осанке. Правильная осанка характеризуется следующими признаками - прямое положение туловища, развернутые плечи, приподнятая голова, немного втянутый живот. Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание. Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение. Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета - прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба. Какие же виды нарушений осанки нужно знать?[6]

Сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону), сутулость, впалая грудь и некоторые другие. на Рис. 1.показаны типичные виды нарушений осанки, которые встречаются у младшего школьника. Обратим внимание, что представлены явные нарушения.


Рис. 1.Типичные виды нарушения осанки: а - сколиоз, б - лордоз, в - кифоз, г - правильная осанка.

Упражнения для формирования правильной осанки младшего школьника включают фиксацию стойки смирно и стойки смирно у стены (прислонясь к стене), прогибание туловища в основной стойке (прогибание туловища в положении выпада вперед, в наклоне назад) и в положении лежа (прогибание назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения), вращение туловищем влево и вправо, наклоны вперед и назад.

Можно выполнять специальный комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста рис. 2.


Рис. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки.

Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника.

Правила выполнения физических упражнений для формирования осанки. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило - достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота. На этот раздел мы советуем обратить особое внимание.

Для детей младшего школьного возраста полезны занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Летом это могут быть катание на велосипеде, купание в открытых водоемах, пешие прогулки по лесу или парку, игры в футбол, волейбол, бадминтон со сверстниками. Зимой, несомненно, прогулки на лыжах, катание на коньках. В ненастную погоду (в так называемые переходные периоды - осенью и весной), когда слякотно, промозгло и ветрено, можно энергично выполнять общеразвивающие упражнения. Примерный комплекс таких упражнений (которые можно выполнять безо всяких приспособлений и спортивного инвентаря) приведен на рис. 3.


Рис.3.Комплекс общеразвивающих упражнение для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними - период отдыха от 30 до 40 с.[11]

Способы контроля правильной осанки: обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить свою осанку более тщательно. Врач поможет подобрать и индивидуальный комплекс упражнений, который требуется при разных видах нарушения осанки.

Для формирования правильной красивой осанки необходимо дополнительно использовать упражнения дыхательной гимнастики и укреплять мышцы живота. Остановимся на этом подробнее.

Дыхательная гимнастика. Считается, что с помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд, расстройств пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления.

Большинство детей дышат ртом. Обычно они часто болеют, имеют слабое физическое развитие, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения очистят слизистую оболочку дыхательных путей, укрепят дыхательную мускулатуру, что сразу же скажется на самочувствии ребенка. Занятия дыхательной гимнастикой нужно проводить в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. После еды должно пройти 30-40 мин.[4]

1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения - исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 - 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 - 15 дыхательных циклов.

2. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом). Цель упражнения - научить ребенка экономичному дыханию, способствующему наиболее полной вентиляции легких. Неполное дыхание оставляет большую часть легких неактивной, при этом в них развиваются бактерии, провоцирующие легочные заболевания.

Сесть на коврике со скрещенными ногами. Выполнить плавный выдох, сокращая мышцы живота и максимально втягивая живот. После этого без задержки выполнить максимальный плавный вдох, выпячивая живот. Выполнить упражнение в течение 30 - 40 с.

3. "Очистительное" дыхание. Цель упражнения - очистить дыхательные проходы. Сесть на коврике со скрещенными ногами. Выполнить максималь ный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. За этим немедленно следуют расслабление мышц живота и глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох непрерывно чередуются один за другим. Выполнить 10 - 15 дыхательных циклов.

4. "Кузнечный мех". Упражнение позволяет быстро "насытить" организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе - втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию. Форсировать тренировку дыхательными упражнениями ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок - отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности.[7]

Закрепление навыков правильной осанки

Большое значение для закрепления навыка правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

На третьем этапе реализуется конечная цель обучения -- образование прочного двигательного навыка, доведенного до определённой степени совершенства.

движение можно считать освоенным в том случае, если ребёнок правильно выполняет его и в привычных стандартных условиях, и в непривычных.

Таким образом, формирование у детей навыка правильной осанки происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трёх этапов обучения, каждый из которых предусматривает использование адекватных намеченным задачам средств и методов физического воспитания.[9]

Примеры строевых упражнений с игровыми заданиями.

1. “Чья команда быстрее построится?”

2. “Поход оловянных солдатиков”. (Ходьба в колонне по одному, сохраняя дистанцию -- на вытянутые руки.По сигналу дети останавливаются, а учитель проверяет сохранение дистанции в строю и осанку детей и поправляет тех, кто стоит неверно)

3. “Филин”, “Чайки”, “Аист”, “Танец журавлей” и т. д.

Учитывая, что все упражнения, связанные с проявлением равновесия требуют от детей сосредоточенность, внимания, волевых усилий, они должны проводиться по возможности раньше, до упражнений на силу или выносливость.

Комплекс общеразвивающих упражнений у стены:

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как
равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

Заключение

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.