Осанка формы исправления осанки


План-конспект урока домоводства в 5 классе на тему "Осанка. Формы исправления осанки"

Скачать:

ВложениеРазмер
plan-konspekt_uroka_domovodstva_osanka._formy_ispravleniya_osanki.docx 314.83 КБ

Предварительный просмотр:

План урока домоводства в 5 классе.

Тема: Осанка. Формы исправления осанки.

Цель: дать представление об осанке

  • Создать условия для формирования мотивации на поддержание правильной осанки; ознакомления с понятиями: осанка, правильная осанка, нарушения осанки;
  • Развивать познавательную активность, умение рассуждать об основных причинах нарушения осанки, делать выводы;
  • Воспитывать стремление к красоте человеческого тела
  • Осуществлять профилактику нарушения осанки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, проблемное изложение, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация; красные и зеленые сигнальные карточки

Термины и понятия: осанка, грация, сколиоз, походка.

  1. Организационный момент.

Релаксация на начало урока. Эмоциональный настрой.

- Приучайтесь день встречать с утренней зарядки.

Чтоб с осанкой прямой было всё в порядке.

Все ребята дружно встали (выпрямиться)

И на месте зашагали (ходьба на месте)

На носочках потянулись ( руки вверх подняли),

А теперь назад прогнулись ( прогнуться назад, руки положить на голову).

Как пружинки, мы присели (присесть),

Встали и тихонько сели (выпрямиться и сесть).

  1. Целеполагание, планирование деятельности на уроке.

А) Работа с иллюстрациями. Постановка темы урока.

- Мы сейчас с вами сделали упражнения. На формирование чего они направлены? (на формирование осанки).

- Посмотрите на иллюстративный ряд (РМ). (Приложение №2)

Организует беседу по вопросам:

- Что объединяет этих людей? (ответы детей).

- А можем ли мы иметь такую фигуру? Что для этого нужно делать?

Вывод : заниматься физкультурой, следить за своей спиной во время сидения, ходьбы, стояния.

- Сегодня на уроке мы более подробно узнаем, как сохранить красивую осанку.

  1. Освоение нового материал

А) Рассказ учителя об осанке.

- Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развернуты, голова приподнята, живот втянут.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

Словарная работа. (РМ)

Записывают словарное слово: осанка .

Осанка – это вертикальное положение тела в покое и при движении.

Организует выполнение практических упражнений.

(встают у стены и проверяют свою осанку)

Запомни это положение тела, старайся всегда так ходить. А чтобы не забыть, подходи к стене и вспоминай.

- Что способствует формированию правильной осанки? (Утренняя зарядка, подвижные игры, занятия спортом).

В) Разноуровневые задания (РМ)

1) прочитай утверждения и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки (уровень I).

2) Посмотри рисунки и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки (уровень II). ( Приложение 1)

- Значение полученных слов найди в словаре и запиши в тетрадь. (Приложение 2)

Записывают значение слов: походка, грация.

Организует выполнение упражнения на снятие позостатического напряжения (РМ)

В путь пойдем спозаранку ( Даём установку)

Не забудем про осанку.

Мы проверили осанку (Ходьба на месте.)

И свели лопатки.

Мы походим на носках, (Ходьба на носках, руки вверх)

Мы идём на пятках. (Ходьба на пятках, руки за голову.)

Высоко подняв колени, (Ходьба с высоким подниманием колен,

Все шагают, как олени. руки на пояс.)

Мы с приятелем вдвоём (Движения руками, имитирующими,

Вот так здорово! Вот класс!

Я стремителен и спор, (Имитация движения рук, как в боксе.)

Потому что я боксёр.

А теперь, ребята, (Обычная ходьба.)

Смотри, не зевай.

Б) Работа с текстом (РМ)

(показывают с комментариями.)

Как сохранить осанку

Как правильно сидеть?

  1. Высоту стула необходимо отрегулировать так, чтобы сиденье приходилось на уровень коленных складок.
  2. При выполнении письменной работы удобнее всего сидеть, плотно прижав спину в месте ее изгиба к спинке стула.
  3. Сидеть следует по возможности прямо, не наклоняя вперед голову и верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы тела.

Как правильно стоять?

1.Когда человек долго стоит, позвоночник (особенно поясничный отдел) испытывает огромные нагрузки, позу необходимо менять каждые 10-15 минут, опираясь попеременно то на одну, то на другую ногу, это уменьшает нагрузку на позвоночник.

2. При работе в наклонном положении, например, при мытье посуды, полезно иметь опору для ног – маленькую скамеечку или небольшой ящик – и ставить на нее поочередно то правую, то левую ногу.

Как правильно двигаться при уборке дома?

1.Во время уборки квартиры, работая с пылесосом, нужно постараться не наклоняться низко.

2. Поднимая что-нибудь с пола, следует опуститься на корточки или наклониться, подогнув колени и опираясь рукой о стул или стол. Такие действия предотвращают нагрузку на поясницу.

3. Убирая под диваном, кроватью или столом, вместо того чтобы, сгибаться, лучше опуститься на одно колено.

Как правильно поднимать и носить тяжести?

1.Не носить тяжести в одной руке или на одном плече, разделите груз по возможности равномерно для обеих рук.

2. С тяжестями в руках резко не наклоняйтесь и резко не выпрямляйтесь. Поднимая что-либо тяжелое с пола, сначала присядьте на корточки. Спина при этом должна быть прямой, голова поднята. Ухватив груз двумя руками, поднимайтесь, не сгибая спину.

3. Для переноски больших тяжестей на дальние расстояния пользуйтесь рюкзаком с широкими лямками. Положение рюкзака позволяет равномерно распределять нагрузку на позвоночник; пользуйтесь хозяйственными сумками на колесиках.

  1. Закрепление изученного материала.

- Если вы согласны с утверждением, поднимаете зеленую сигнальную карточку; если не согласны – красную

  1. Сколиоз – это нарушение осанки. (Да.)
  2. Следить за осанкой нужно только в детском возрасте. (Нет.)
  3. Надо следить за осанкой во время ходьбы? (Да.)
  4. Полезно ли выполнять упражнение на гибкость позвоночника? (Да.)
  5. Рекомендуется для улучшения осанки ходить с книгой на голове. (Да)
  6. Неправильную осанку можно исправить только хирургическим путём? (Нет.)
  7. Способствует ли правильная осанка лучшей работе сердца? (Да.)
  8. Полезно ли стоять, перенося тяжесть на одну ногу? (Нет.)
  9. Для позвоночника полезно носить сумку на одном плече. (Нет.)
  10. Правильная осанка даётся человеку при рождении. (Да).
  1. Итог урока.

- Проверим, как вы запомнили правила.

- Встаньте и примине правильную осанку. Доктор Красивая Осанка проверит.

- А теперь сядьте правильно.

- Надеюсь, что вы сейчас будете контролировать свою осанку, делать зарядку, заниматься физическим трудом и всегда будете стройны и красивы.

(Встают, принимают правильную осанку. Подготовленный ученик в белом халате проходит по рядам и комментирует.)

Домашнее задание (РМ)

- Прочитайте советы, выполните рекомендации.

- Прочитай внимательно и выполняй эти простые советы, если хочешь иметь красивую осанку.

2. Если несёшь тяжелую сумку, то держи ее сначала в правой, потом в левой руке.

3. Если ждешь автобус или стоишь на перемене, выполни незаметно для окружающих следующие упражнения: соедини пятки вместе, высоко подними голову, выпрями колени и спину так, чтобы лопатки сошлись вместе. А через минуту расслабься. Повтори это упражнение сколько угодно раз.

4. Положи книгу на голову и походи по комнате или походи, сцепив руки за головой, и выпрями их параллельно телу.

Помни! Походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Воспитанность и красота человека ясно проявляются в его движениях. Они должны быть естественными, ловкими и грациозными.

- Прочитай утверждения и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки:

Г – сидеть за столом сутулясь;

П – заниматься спортом;

Р – неправильно питаться;

А – носить сумку в одной руке;

Ц - спать на мягкой постели;

О – ежедневно ходить пешком;

Х – сидеть; согнув ноги в коленном суставе под прямым углом;

И – сидеть, упираясь грудью в передний край стола;

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Осанка – это обычная поза, в которой человеку удобно находиться. При этом учитывается мышечный тонус, физическое развитие и форма позвоночника.

Привычное расположение определяется рефлексами. Правильная осанка является важной составляющей внешнего образа, признаком здоровья и нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Давайте выясним, что такое сколиотическая осанка и как ее можно исправить. Существуют разнообразные типы осанки, которые могут формироваться на протяжении многих лет.

На создание некоторых вариантов влияют сильные физические нагрузки, отсутствие движений и нездоровый образ жизни.


Вялая осанка

Важным фактором является форма корпуса. Вялая осанка со временем проявляется негативным изменениями во внешнем виде, а также проявлением остеохондроза позвоночника и сколиоза.

Так называется неустойчивое положение спины. В расслабленном состоянии появляется сутулость, а при правильной позе убирается.

У человека возникает сниженный иммунитет, болезни и дискомфортные ощущения.

Вялая осанка возникает у детей. Стоит отметить следующие причины ее появления:

  1. Сутулость.
  2. Нехватка физической активности.
  3. Слишком мягкий матрас.
  4. Врожденные заболевания.
  5. Излишки веса.
  6. Неправильное положение туловища при сидении за компьютером.

Вялая осанка может проявляться разными симптомами. Родителям нужно обращать внимание на простудные болезни хронического типа, сутулость в сидячей позе и болезненность в грудной клетке.

К показателям относится неровность изгибов позвоночника и различная длина ног. ЛФК помогает корректировать проблемы с осанкой. Регулярное выполнение комплекса стимулирует подвижность, увеличивает выносливость организма и формирует нормальную осанку.

Какой тип осанки считается нормальным

При правильной позиции все изгибы слишком не выделяются. Человек ощущает свободу в движениях и в мышечной системе. Корпус остается подтянутым.

Голова всегда поднята, плечи расправлены, а живот подтянут. При таком положении не возникают заболевания позвоночного столба. Не проявляется зажимов в грудной области.
Нарушения осанки могут создаваться при ношении сумок и портфелей. Это влияет на кривизну в в области шеи.

Кифотическая осанка


Существуют различные виды осанки. И один из них – кифотическая осанка. При такой форме возникают сложности с физическими движениями и управлением телом.

Развитие патологии влияет на округление спины. Патологический кифоз проявляется сильным искривлением. Ели заболевание еще только развивается, возникает круглая спина.

В зависимости от степени нарушения выделяют следующие разновидности:

  • врожденный проявляется проблемами с передним отделом позвоночника;
  • генотипический обусловлен наследственными факторами;
  • компрессионный кифоз отличается специфическими переломами;
  • мобильный является результатом ослабленных мышц;
  • старческий возникает при проблемах с межпозвоночными дисками.

Деформации позвоночника бывают при сутулой и круглой спине. Проявляются значительные прогибы в позвоночном столбе. При подобном диагнозе голова наклонена вперед, живот выпячивается, а плечи сводятся спереди.

Сколиотическая


Теперь узнаем, в чем отличие сколиотической осанки. Состояние характеризуется боковым смещением позвоночного столба во фронтальной плоскости. Такие искривления носят функциональный характер.

Спровоцировать недуг могут такие факторы:

  • болезни внутренних органов;
  • осложнения после родовых травм;
  • деформирующие рубцы в области спины;
  • кривошея.

Искривление характеризуется мышечными спазмами при наклонном положении. Постепенно меняется нормальная осанка.
Есть и определенные признаки сколиотической осанки.

Это значительный изгиб в позвоночном столбе. А также асимметрия лопаток. При размещении на ровной поверхности все симптомы проходят.

Искривления могут быть вызваны напряжением и ослаблением мышц в спине. При такой проблеме наблюдается головная боль, уменьшение трудоспособности и утомляемости.
При обнаружении первых признаков, необходимо обратиться к специалисту. Если своевременно заметить проблему, искривление легко исправляется.

Лечение сколиоза предполагает такие методы:

  • выполнение комплекса упражнений;
  • стабилизация режима труда и отдыха;
  • методики мануальной терапии.

Если своевременно не предпринять каких-то мер, то неправильная осанка перерастет в сколиоз. Первые признаки недуга проявляются в 6-7 лет.

В некоторых случаях сколиоз является врожденной патологией. Проблемы с межпозвоночными дисками вызывают плохое кровоснабжение. В позвонках формируются изменения костей.

Нарушения с осанкой бывают при снижении двигательной активности. Негативным эффектом отличается и неправильно выбранная мебель.

У взрослых дефекты проявляются при продолжительных прибываниях в неудобной позе.
Основным методом лечения является лечебная гимнастика. Рекомендуются приседания, наклоны, прогибы в спине и заведения рук с палкой за спину.
Лечебная физкультура должна занимать не мене 30-40 минут в день. Каждое движение должно проделываться по 8-10 раз.

Лордотическая осанка


К видам осанки относится и лордотическая осанка. Она характеризуется сильной изогнутостью в отделе поясницы. Также происходит выпячивание живота.

Ощущается дискомфорт и происходят проблемы с внутренними органами. При таком недуге, можно ли заниматься спортом, сможет подсказать врач.

Кифосколиотическая осанка

Подобный тип осанки является смешанным. Наблюдаются фронтальные и саггитальные признаки. Проявляется сразу и сколиоз и кифоз.

Такое нарушение возникает у подростков. Сначала возникает сколиоз, а затем присоединяются симптомы кифоза.

К нарушениям осанки приводят такие факторы:

  1. Врожденные причины возникают еще при развитии плода.
  2. Последствия переломов и травм являются приобретенными факторами.
  3. Вызвать проблемы со спиной может туберкулез, рахит и радикулит.
  4. Негативно воздействует сидячая работа и малоподвижный образ жизни.

К внутренним причинам нарушений стоит отнести хронические болезни, разную длину ног и проблемы со зрением.

Стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. Неправильное расположение головы.
  2. Проблемы с системой дыхания.
  3. Зауженная грудная клетка.
  4. Выдвинутый живот.
  5. Проблемы с репродуктивной системой.
  6. Согнутые колени.


Также наблюдается высокая утомляемость, пониженная чувствительность нижних конечностей и возникновение сутулости. В запущенных случаях наблюдаются проблемы с сердцем и сосудами.

Для подтверждения диагноза производится рентгенографическое обследование. Во время исследования осуществляется проверка рефлексов мышц.

Чтобы определить тип деформаций выполняется магнитно-резонансное исследование и компьютерная томография.

Нарушения осанки легко поддается коррекции. Это влияет на уменьшение болевого синдрома, восстановление нормального положения тела и укрепление мышц.

Для лечения применяется физиотерапия с применением электрофореза, ультрафиолетового облучения и гальванизации. Подобное лечебное воздействие помогает уменьшить боль, стимулировать кровоток и оказывает благотворное влияние на кровоток.

Методы мануальной терапии особенно эффективны на начальной стадии болезни. Активно применяется ортопедическая коррекция.

Физические упражнения способствуют формированию мышечного корсета исправлению нарушений. Физкультура рекомендуется, когда у больных не наблюдается острых болей и высокой температуры.
На сегодня у меня все. Надеюсь, мой обзор вам пригодится! До новых встреч, друзья!

Урок СБО в 5 классе.

Цель: учить правилам осанки. Следить за своей осанкой.

Образовательная: создать условия для формирования мотивации на поддержание правильной осанки; ознакомить с понятиями : осанка, правильная осанка, нарушение осанки;

Коррекционная: развивать познавательную активность, умение рассуждать об основных причинах нарушения осанки, делать вывод;

Воспитательная: воспитывать стремление к красоте человеческого тела; осуществлять профилактику нарушения осанки.

Тип урока: освоение нового материала

Термины и понятия: осанка, грация, сколиоз, походка.

Технологическая карта урока.

Релаксация начало урока. Эмоциональный настрой

- Приучайтесь день встречать с утренней зарядки, чтоб с осанкой было все в порядке.

Все ребята дружно встали (выпрямиться)

И на месте зашагали (ходят на месте)

На носочках потянулись (руки вверх подняли),

А теперь назад прогнулись (прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки, мы присели (присесть),

Встали и тихонько сели (выпрямиться и сесть).

Проверяет готовность к уроку.

Повторяют за учителем движения.

Готовятся к уроку.

Целепологание, планирование деятельности на уроке

Работа с иллюстрациями. Постановка темы урока.

- Мы сейчас с вами сделали упражнения. На формирования чего они направлены? (На формирование осанки)

- Посмотрите на иллюстрационный ряд (РМ).

- Что объединяет этих людей? (ответы детей).

- А можем ли мы иметь такую фигуру? Что для этого нужно делать?

Вывод: заниматься физкультурой, следить за своей спиной во время сидения, ходьбы, стояния.

- Сегодня на уроке мы более подробно узнаем, как сохранить красивую осанку.

Отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации.

Записывают тему урока.

Освоение нового материала

Рассказ учителя об осанке.

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная красивая фигура: спина прямая, плечи развернуты, голова приподнята, живот втянут.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит правильное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

- Что способствует формированию правильной осанки? (Утренняя зарядка, подвижные игры, занятия спортом)

Встань спиной вплотную к стене

Если твои лопатки, ягодицы и пятки будут касаться стены, осанка у тебя правильная.

Если стены касаются только пятки и ягодицы, твоя осанка нарушена.

Запомните: это положение тела, и старайтесь так ходить. А чтобы не забыть, подходите чаще к стене и вспоминайте.

Записывают словарное слово: Осанка

Встают у стены и проверяют свою осанку.

Прочитайте утверждения и запишите в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки (уровень 1)

Посмотрите рисунки, и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки (уровень 2)

- Какие слова у вас получились (походка, грация, сколиоз).

- Давайте в тетради запишем значение этих слов.

Грация – изящество, красота в движениях и позах.

Походка – это обычный, характерный для человека способ ходить.

Сколиоз – стойкое боевое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Записывают значения слов.

В путь пойдем спозаранку, не забудем про осанку.

Мы проверили осанку и свели лопатки. (Ходьба на месте)

Мы походим на носках (Ходьба на носках, руки вверх)

Мы идем на пятках (Ходьба на пятка, руки за голову)

Высоко подняв колени, все шагают как олени. (Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе).

Вот так здорово! Вот класс! Я стремителен и скор, потому что я боксер. ( Имитация движения рук, как в боксе).

А теперь, ребята, дружно шагай, смотри, не зевай. Раз, два, три. (Обычная ходьба).

Работа с текстом (РМ)

Показывают с комментариями

Закрепление полученного материала

- Если вы согласны с утверждением: поднимаете зеленую сигнальную карточку, если не согласны – красную.

Сколиоз – это нарушение осанки. (Да)

Следить за осанкой нужно только в детском возрасте. (Нет)

Надо следить за осанкой во время ходьбы? (Да)

Полезно ли выполнять упражнения на гибкость позвоночника? (Да)

Рекомендуется для улучшения осанки ходить с книгой на голове. (Да)

Неправильную осанку можно исправить только хирургическим путем. (Нет)

Способствует ли правильная осанка лучшей работе сердца? (Да)

Полезно ли стоять, перенося тяжесть на одну ногу? (Нет)

Для позвоночника полезно носить сумку на одном плече. (Нет)

Правильная осанка даётся человеку при рождении. (Да)

- Проверим, как вы запомнили правила.

- Встаньте и примите правильную осанку.

- А теперь сядьте правильно.

- Надеюсь, что вы сейчас будите контролировать свою осанку, делать зарядку, заниматься физическим трудом и всегда будете стройны и красивы.

Встают и принимают правильную осанку.

- Прочитайте советы, выполните рекомендации

Как сохранить осанку.

1.Высоту стула необходимо отрегулировать так, чтобы сиденье приходилось на уровне коленных складок.

2.При выполнении письменной работы удобнее всего сидеть, плотно прижав спину в месте её изгиба к спинке стула.

3.Сидеть следует по возможности прямо, не наклоняя в перед голову и верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы тела.

Как правильно стоять?

Когда человек долго стоит, позвоночник (особенно поясничный отдел)

испытывает огромные нагрузки, позу необходимо менять каждые 10 – 15 минут, опираясь попеременно то - на одну ногу, то на другую ногу, это уменьшает нагрузку на позвоночник.

При работе в наклонном положении, например при мытье посуды, полезно иметь опору для ног – маленькую скамеечку или небольшой ящик – и ставить на нее поочередно то - правую, то - левую ногу.

Как правильно двигаться при уборке дома?

Во время уборки квартиры, работая пылесосом, нужно постараться

Поднимая что – нибудь с пола, следует опуститься на корточки или наклониться, подогнув колени и опираясь рукой о стул или стол. Такие действия предотвращают нагрузки на поясницу.

Убирая под диваном, кроватью или столом, вместо того чтобы, сгибаться, лучше опуститься на одно колено.

Как правильно поднимать и носить тяжести?

Не носить тяжести в одной руке или на одном плече, разделить груз по возможности равномерно для обеих рук.

С тяжестями в руках резко не наклоняйтесь и не выпрямляйтесь. Поднимая что – либо тяжелое с пола, сначала присядьте на корточки. Спина при этом должна быть прямая, голова поднята. Ухватив груз двумя руками, поднимайтесь, не сгибая спину.

Для переноски больших тяжестей на дальни расстояния пользуйтесь рюкзаком с широкими лямками. Положение рюкзака позволяет равномерно распределять нагрузку на позвоночник; пользуйтесь хозяйственными сумками на колесиках.

- Прочитайте внимательно и выполните эти простые советы, если хочешь иметь красивую осанку.

2. Если несешь тяжелую сумку, то держи её сначала в правой, потом в левой руке.

3. Если ждешь автобус или стоишь на перемене, выполни незаметно для окружающих следующие упражнения: соедини пятки вместе, высоко подними голову, выпрями колени и спину так, чтобы лопатки сошлись вместе. А через минуту расслабься. Повтори это упражнение сколько угодно раз.

4. Положи книгу на голову, и походите по комнате или походи, сцепив руки за головой, и выпрями их параллельно телу.

Помни! Походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Воспитанность и красота человека ясно проявляются в его движениях. Они должны быть естественными, ловкими и грациозными.

- Прочитайте внимательно и выполните эти простые советы, если хочешь иметь красивую осанку.

2. Если несешь тяжелую сумку, то держи её сначала в правой, потом в левой руке.

3. Если ждешь автобус или стоишь на перемене, выполни незаметно для окружающих следующие упражнения: соедини пятки вместе, высоко подними голову, выпрями колени и спину так, чтобы лопатки сошлись вместе. А через минуту расслабься. Повтори это упражнение сколько угодно раз.

4. Положи книгу на голову, и походите по комнате или походи, сцепив руки за головой, и выпрями их параллельно телу.

Помни! Походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Воспитанность и красота человека ясно проявляются в его движениях. Они должны быть естественными, ловкими и грациозными.

- Прочитай утверждения и запиши в таблицу полезно или вредно для хорошой осанки:

Г – сидеть за столом сутулясь;

П – заниматься спортом;

Р – неправильно питаться;

А – носит сумку в одной руке;

Ц – спать на мягкой постели;

О- ежедневно ходить пешком;

Х – сидеть, согнув ноги в коленном суставе под прямым углом;

И – сидеть, упираясь грудью в передний край стола;

О – носить ранец;

Д – сидеть прямо;

Я – сидеть, вытянув ноги;

К – делать зарядку каждый день;

А – следить за своим питанием.

- Прочитай утверждения и запиши в таблицу полезно или вредно для хорошой осанки:

Г – сидеть за столом сутулясь;

П – заниматься спортом;

Р – неправильно питаться;

А – носит сумку в одной руке;

Ц – спать на мягкой постели;

О- ежедневно ходить пешком;

Х – сидеть, согнув ноги в коленном суставе под прямым углом;

И – сидеть, упираясь грудью в передний край стола;

О – носить ранец;

Д – сидеть прямо;

Я – сидеть, вытянув ноги;

К – делать зарядку каждый день;

А – следить за своим питанием.


Что такое "правильная осанка"?

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека, зависящая от состояния скелета, мышечно-связочного аппарата, общего самочувствия, а также условий быта и труда. Каждому человеку свойственна определенная, своя осанка. По осанке издалека узнают знакомого, по осанке определяют правильную и неправильную статику.

Осанка человека изменчива: она изменяется в течение дня у одного и того же человека под влиянием разнообразных факторов. На формирование осанки влияют как внутренние факторы, так и внешняя среда. Причины изменения статики нужно искать не только в изменении анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата, но и других систем органов.

Начинающий ходить ребенок стоит на широко расставленных ногах, согнутых в коленных и тазобедренных суставах, туловище его выпрямлено и наклонено немного вперед. В такой осанке проявляется нетренированность нервно-мышечного аппарата и большое напряжение мышц антигравитационной группы. Это напряжение и является основным фактором, формирующим физиологические искривления позвоночника: поясничный лордоз, грудной кифоз и шейный лордоз.


Изменение осанки в процессе роста бывает связано с развитием нервной системы, аппарата движения, а также с периодами интенсивного роста, из которых в основном имеют значение два: период раннего детства и период полового созревания. Эти периоды характеризуются главным образом усиленным ростом конечностей (в особенности нижних), в то время как позвоночник растет более равномерно; до некоторой степени ускоренный рост его наблюдается в период полового созревания.

Осанка ребенка начинает определяться с момента его самостоятельных попыток стоять. К этому моменту уже сформировался шейный лордоз и четко обозначился кифоз, распространяющийся на грудной и поясничный отделы позвоночника, в связи с чем наблюдается характерная округлость спины. Дальнейшее изменение осанки зависит в основном от формирования поясничного лордоза и одновременно от уменьшения размеров чрезмерной выпуклости живота. Окончательно поясничный лордоз складывается лишь на 7–8-м году жизни. С этого момента можно говорить о нормальной осанке ребенка, которая обусловлена достаточным тонусом мышц. Изменение осанки, характеризующееся дряблостью соответствующих мышц (а также увеличением выпуклости живота и округлением спины), снова наблюдается в период полового созревания (в возрасте Изменения осанки и фигуры в целом, зависящие от нейрогормональных факторов, прекращаются с окончанием пубертатного периода. Снова устанавливается нормальная осанка, характеризующаяся нормальным мышечным тонусом. В этот период происходит окончательное формирование поясничного лордоза и одновременно уплощается брюшная стенка.

Это состояние в лучшем случае сохраняется до 30 лет (некоторые исследователи считают, что до 25 лет), после чего происходит серьезное изменение осанки в связи с постепенно развивающимся ослаблением мышц (в основном мышц брюшного пресса и разгибателя туловища), увеличением массы тела и началом дегенеративного процесса (в частности, дегидратации) в межпозвонковых дисках. Все вместе это ведет к усилению искривлений позвоночника, утрате компенсаторного напряжения мышц брюшного пресса и уменьшению роста.


Естественно, что отклонения от нормы в скелете и мышцах могут вести к разным патологическим искривлениям и различным типам осанки, предрасполагающим к развитию патологических искривлений позвоночника. Нормальный, или основной, тип осанки по Штоффелю характеризуется наиболее хорошо выраженными эластическими свойствами позвоночника, противодействующими возникновению патологических искривлений.


  1. Расположение остистых отростков позвонков по линии отвеса (вертикаль).
  2. Расположение надплечий на одном уровне.
  3. Расположение углов обеих лопаток на одном уровне.
  4. Равные треугольники талии (справа и слева), образуемые туловищем и свободно опущенными руками.
  5. Правильные изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном и до 2 см в шейном отделах).
  6. При хорошей статике отдельные участки тела ведут себя нормально, т.е. находятся во взаимодействии, обеспечивая плавность движений и стабильность опоры при наименьшей затрате энергии.

Патологическая осанка

Хотя в причинах возникновения патологической осанки (postural scoliosis английских авторов, pathologic posture, no Steindler) и истинного структурального сколиоза существуют различия, но в начальной стадии развития та и другая формы имеют нечто общее.

В основе развития патологической (нефизиологической) осанки лежат следующие неблагоприятные факторы:

  • анатомо-конституциональный тип строения позвоночника;
  • отсутствие систематической физической тренировки;
  • дефекты зрения;
  • нарушения со стороны носоглотки и слуха;
  • частые инфекционные заболевания;
  • неудовлетворительное питание;
  • кровать с мягкой сеткой, мягкая перина;
  • парты, не соответствующие возрасту школьника;
  • недостаточное время для игр и спорта, недостаточное время для отдыха;
  • слабо развитая мышечная система, особенно спины и живота;
  • гормональные нарушения и расстройства менструального цикла у девочек;
  • примеры неудовлетворительной осанки окружающих (преподавателей, школьных товарищей, родителей и др.).

Нарушения осанки рядом авторов рассматриваются только как отклонения в положении позвоночника в сагиттальной плоскости, которые проявляются в увеличении или уменьшении основных изгибов позвоночника. Нарушения осанки во фронтальной плоскости они относят к начальной степени сколиоза. Это приводит к увеличению процента сколиозов и затрудняет проведение дифференцированных профилактических мероприятий по оздоровлению таких детей.

Для унификации понятия дефекта осанки и сколиоза I степени необходимо дать их точное определение. Было решено ввести в понятие нарушений осанки асимметричную осанку, т.е. функциональное нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое может быть исправлено самим ребенком путем напряжения мышц.

Термин "нарушение осанки во фронтальной плоскости" введен вместо употребляющихся ранее определений "сколиотическая установка", "предсколиотическое состояние" и др. Это отклонение является нефиксированным и отличается от сколиоза I степени отсутствием морфологических изменений со стороны позвоночника, улавливаемых при рентгенографии.

Дефект осанки начинается с небольших изменений в верхних и нижних отделах туловища. По степени дефект осанки можно разделить на три условные группы:

  1. Имеется небольшое нарушение осанки, легко устранимое мобилизацией внимания пациента.
  2. Увеличивается количество симптомов, характеризующих дефект осанки; полностью исправить его можно тракцией (вытяжением) в вертикальном положении или разгрузкой в горизонтальном положении пациента.
  3. Комбинация дефекта осанки с начальной формой искривления позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки являются: плоская спина, круглая и сутулая спина, седлообразная спина, нередко сопровождающаяся изменениями конфигурации передней брюшной стенки.

Возможно сочетание различных отклонений со стороны осанки, как, например, кругло-вогнутая или плоско-вогнутая спина. Нередко отмечаются нарушения формы грудной клетки, крыловидные лопатки, а также асимметричное положение плечевого пояса.

Типы нарушений осанки (В.А. Фафенрот, 1991)

Тип нарушения осанки Характерные клинические признаки
1. Сколиотическая осанка Отклонение линии остистых отростков во фронтальной плоскости, сопровождающееся легкой асимметрией надплечий, углов лопаток, треугольников талии и позиции таза. Асимметрия исчезает при горизонтальном положении и при наклоне вперед. Сколиотическая осанка не сопровождается ротацией и торсией позвонков.
2. Сутулость Усиление грудного кифоза на фоне нормального или сглаженного поясничного лордоза.
3. Круглая спина Тотальный пологий кифоз, вершина кифоза смещена каудально, поясничный лордоз отсутствует.
4. Кругло-вогнутая спина Увеличение всех физиологических сагиттальных изгибов позвоночника.
5. Плоская спина Физиологические изгибы позвоночника сглажены или отсутствуют.
6. Плоско-вогнутая спина Сглаженность или отсутствие грудного кифоза на фоне сохраненного или усиленного поясничного лордоза.
7. Плоско-выпуклая спина Отсутствие физиологического грудного кифоза на фоне патологического кифозирования поясничного отдела.

Плоская спина характеризуется сглаженностью нормальных изгибов позвоночника и выступающими назад (крыловидными) лопатками. Наклон таза при этом дефекте осанки незначителен, что является предопределяющим моментом в возникновении плоской спины. Переднезадний размер грудной клетки фактически уменьшен, так как у людей с плоской спиной грудного изгиба нет совсем или он выражен достаточно слабо. Это отрицательно влияет на развитие и положение внутренних органов грудной полости, в частности легких.

Клинически характерными являются:

  • доскообразная спина;
  • крыловидные лопатки;
  • плоская поясница;
  • уплощенные ягодицы;
  • вялая, слабо развитая мускулатура;
  • боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, которые зависят, очевидно, от перегрузки связочного аппарата позвоночника при слабой паравертебральной мускулатуре.

Круглая и сутулая спина представляют нарушение осанки, для которой типично С-образное искривление всего позвоночника. Из-за выдвинутых кпереди свисающих плеч грудная клетка кажется запавшей. Пациент с круглой спиной зачастую стоит на полусогнутых ногах и этим как бы компенсирует слабо выраженный поясничный изгиб вперед. Круглая спина ведет к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки (т.е. разницы между окружностями грудной клетки при вдохе и выдохе), так как полный вдох можно сделать только при максимальном разгибании позвоночника. Уменьшение же экскурсии грудной клетки влечет за собой снижение жизненной емкости легких и колебания внутригрудного давления. Последнее может отрицательно сказаться на функциях не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой систем (в силу того, что уменьшается присасывающее действие грудной клетки во время дыхания, способствующее притоку крови по венам к сердцу).

Возникнув как функциональное искривление позвоночника, как дефект осанки, круглая спина в дальнейшем может быть причиной сжатия (компрессии) межпозвонковых дисков и тел позвонков (в передней их части), что вызывает нарушение их кровоснабжения и, следовательно, питания. Это приводит к дегенерации передней продольной связки и самих дисков позвоночника и образованию фиксированного искривления позвоночника по типу круглой спины.

Сутулая спина отличается от круглой только тем, что чрезмерный изгиб выпуклостью назад образуется в верхней части грудного отдела позвоночника.

При сутулой спине (или сутулости) шейный лордоз часто бывает усилен.

Плоско-вогнутая спина характеризуется поясничным изгибом позвоночника, зависящим от чрезмерного наклона таза. Данный дефект сопровождается изменениями со стороны мышц брюшного пресса. Слабость мышц брюшного пресса способствует опущению внутренних органов полости живота, что нередко бывает причиной больших страданий пациента.

Комбинированные нарушения осанки. Различные нарушения со стороны осанки могут сочетаться.

Например, при круглой и плоской спине может наблюдаться усиление поясничной кривизны позвоночника.

Варианты нарушения осанки

Кругло-вогнутая спина встречается чаще других и является некоторым отражением нормальной осанки, так как физиологические изгибы позвоночника в этом случае подчеркнуто увеличены. Она характеризуется усилением изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Величина поясничного лордоза зависит от степени наклона таза вперед: чем больше таз наклонен вперед, тем более глубоким будет изгиб позвоночника в поясничной области. Углубленный поясничный лордоз, в свою очередь, компенсируется увеличенным искривлением грудного отдела позвоночника, а последний уравновешивается усиленным шейным лордозом.

Следовательно, при этой патологии осанки как бы сочетаются сутулость и седлообразная спина.

При кругло-вогнутой спине иногда очень значительно выпячиваются живот и ягодицы, а грудная клетка кажется уплощенной. Это зависит от большого наклона ребер, связанного с усилением кривизны верхней части грудного отдела позвоночника. Значительный наклон ребер и увеличенный поясничный изгиб у пациентов ведут к тому, что талия, как правило, несколько укорочена и утол щена.

Плоско-вогнутая спина встречается реже и преимущественно у женщин. Для этого нарушения осанки характерен сильный наклон таза вперед и как бы некоторое смещение его назад. Внешне это проявляется подчеркнутым выступанием таза назад, увеличением поясничного лордоза и уплощением грудного и шейного изгибов. При этом дефекте линия центра тяжести проходит впереди тазобедренных суставов, поэтому таз вместе с туловищем еще больше наклоняется вперед, вследствие чего происходит нарушение равновесия тела. Это нарушение равновесия корригируется с помощью углубленного поясничного лордоза. Особенностью его является то, что позвоночник от вершины этого изгиба идет вертикально вверх без перехода поясничного изгиба в грудной.

Указанные выше варианты не являются органической патологией в истинном смысле, а представляют скорее конституциональные варианты строения позвоночника и тела человека в целом.

Однако их необходимо оценивать своевременно при исследовании подростка, так как установлена несомненная связь происхождения ряда заболеваний с конституцией.

При патологической осанке обращает на себя внимание постоянно наблюдаемое уплощение мышц с одной стороны шеи и асимметричное расположение надплечий, что особенно заметно при пальпации.

При так называемой пассивной осанке ("стой, как удобно и привычно") плечевой пояс (чаще справа) смещен вперед, остистые отростки образуют небольшую и непостоянную сколиотическую дугу, лопатки расположены асимметрично, мышцы дряблые. В положении активной осанки ("встань ровно") исправляется патологическая поза, исчезает боковое искривление позвоночника, восстанавливается взаимная перпендикулярность трех основных плоскостей тела.

Рентгенограмма позвоночника при патологической осанке дает скорее отрицательные, чем положительные результаты. Обычно отсутствуют признаки поворота позвонков, столь характерного даже для начальной фазы истинного (структурального) сколиоза. Форма и структура тел позвонков отражают физиологическую норму, эпифизы развиваются закономерно. На рентгеновском снимке, сделанном в положении стоя, иногда промежутки между телами грудного отдела кажутся сближенными вследствие равномерного кифоза; в боковой проекции позвоночника в поясничном отделе слегка увеличен лордоз. В грудном отделе может быть небольшое боковое искривление позвоночника, которое, однако, не определяется при рентгенографии в горизонтальном положении. У девочек астенического типа с легкой дисфункцией щитовидной железы иногда наблюдается незначительная атрофия костной ткани в телах позвонков. Если к этому присоединяется неправильное развитие эпифизов тел позвонков, то больных с такой патологией необходимо выделять из группы детей с патологической осанкой и направлять к врачу-ортопеду для наблюдения и лечения. Нужно иметь в виду также возможность рентгенологической трактовки "псевдосколиоза" вследствие неправильной укладки ребенка. В этих случаях рентгенологически выявляемые изменения не совпадают с клинической картиной, при которой в положении наклона больного асимметрия полностью исчезает.

Итак, говоря о патологической осанке, следует различать две ее формы: 1) когда деформация развивается в сагиттальной плоскости и 2) когда искривление развивается во фронтальной плоскости. Но такое строгое "геометрическое" разделение деформаций не всегда возможно. Часто наблюдаются смешанные формы нарушений кривизны позвоночника: боковое отклонение сочетается с кифотическим нестойким отклонением.

Наиболее существенное отличие их от истинного сколиоза заключается в том, что при различных формах патологической осанки нет признаков поворота на месте искривления и отсутствуют другие органические или структуральные изменения в телах позвонков, обусловливающие клинически определяемую паравертебральную асимметрию.

При патологической осанке преобладает функциональное нарушение мышечной координации и самоконтроля.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.