Осанка это положение человека стоя

Что такое правильная осанка?

1 октября 2013 10:42 | здоровый образ жизни

Осанка – это привычная поза человека в вертикальном положении в покое (стоя, сидя) или при ходьбе. Эта поза поддерживается бессознательно мышцами тела с помощью безусловных и условных рефлексов. Сформировавшийся набор этих рефлексов поддерживает положение тела в пространстве и его частей относительно друг друга в таком положении, которое максимально благоприятно для жизнедеятельности человека (характеризуется наименьшей нагрузкой на суставы, межпозвонковые диски, мышцы, обеспечивает максимальную амплитуду движений головы и конечностей, поддержание равновесия тела в пространстве).

Однако вследствие изменения образа жизни людей процесс формирования правильной осанки, предусмотренный природой человека, стал нарушаться. Вследствие формирования неправильной осанки многие люди в наше время страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата (артрозами, остеохондрозом), головными болями, психосоматическими отклонениями.

Важнейший фактор образа жизни, влияющий на осанку, - это длительное нахождение людей в сидячем положении при учебе, работе или другой деятельности. Массовое школьное образование и грамотность населения явились несомненными достижениями человечества в 19-20 веках, однако не способствовали сохранению правильной осанки у большинства людей. У детей позвоночный столб не имеет физиологических изгибов. С их появлением в 6-8 летнем возрасте начинается формирование осанки, которое продолжается весь период роста человека до 18-21 г. Получается, что весь период формирования осанки растущий организм человека подвергается усиленным нагрузкам, способным вызвать отклонения в этом процессе. В дальнейшем, в течение жизни осанка претерпевает изменения, связанные с особенностями позы при работе или иных занятиях, требующих длительного времени и способствующих закреплению стереотипной позы или перенапряжению. В связи с этим как детям, так и взрослым при работе за столом или за компьютером очень важно следить за правильным выбором высоты столешницы, стула, наличием опоры для рук, удобным расположением книг, тетрадей и документов за столом, достаточностью освещенности и правильным направлением падения света, контролировать остроту зрения и вовремя корригировать ее нарушения. При работе в вынужденной позе необходимо делать регулярные перерывы, чтобы снять физическое напряжение. При ношении сумок и портфелей, необходимо менять руку в которой вы держите портфель, плечо, на котором носите сумку (предпочтительнее при ношении сумки перекидывать ремень сумки на противоположное плечо), регулярно проверять содержимое сумки и убирать из нее лишние предметы, чтобы не носить ненужных грузов.

Второй фактор формирования неправильной осанки – психологические процессы и эмоциональное состояние человека. С отрицательными эмоциями связана так называемая пассивно-оборонительная поза – она характеризуется приподнятыми и сведенными вперед плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. Человек принимает ее рефлекторно, как результат врождённого поведенческого инстинкта, и если психологическое состояние человека в период формирования осанки достаточно часто плохое, такая поза может стать привычной и закрепиться в виде осанки. Поэтому выявление психологических проблем у подростков, поддержание контакта родителей и других взрослых с подростками, благоприятный психологический микроклимат в семьях и детских коллективах, гуманизация общественных отношений и психологическая помощь детям, подросткам и молодежи способствуют формированию правильной осанки у подрастающего поколения.

Неправильно подобранная обувь и наличие патологии стопы также способствуют нарушению осанки. Влияние на осанку оказывает, в первую очередь, высота каблука. Обувь на высоком (более 6 см) каблуке способствует нарушению осанки в случае, если мышцы тела недостаточно тренированы. Из-за недостаточной силы мышц бедра, голени, ягодиц и спины часть женщин, чтобы удержать равновесие в обуви на высоком каблуке, вынуждены ходить с небольшим наклоном туловища вперед, сведенными вперед плечами, не до конца разгибая ноги в коленях. Особенно это заметно при быстрой ходьбе. Если такой стереотип сформируется в подростковом возрасте, осанка также может нарушиться. Поэтому ношение обуви на высоком каблуке должно быть дозированным и при ношении такой обуви требуется внимание к поддержанию правильной осанки. Наличие плоскостопия и косолапости также отрицательно сказывается на осанке, поэтому при выявлении этих нарушений необходимо пользоваться супинаторами, ортопедической обувью или вкладышами.

Формы нарушения осанки классифицируются по наличию усиления (или сглаживания) физиологических изгибов позвоночника и по появлению отклонений позвоночного столба вправо или влево. Искривления позвоночника вправо или влево называют сколиозом. Изменения физиологических изгибов позвоночника в поясничном или грудном отделах приводят к плоской спине (сглажены все изгибы), плоско-вогнутой спине (усилен поясничный изгиб), круглой спине (усилен грудной изгиб), кругло-вогнутой спине (усилены грудной и поясничный изгибы). Кроме изменения изгибов позвоночника неправильная осанка характеризуется еще и изменением степени наклона таза, напряжением шейных и затылочных мышц, наклоном головы вперед или ее отклонением назад, сведением надплечий вперед и вверх, неполным выпрямлением ног в коленях или их переразгибанием, наклоном туловища вперед за счет сгибания в тазобедренном суставе, отведением лопаток от грудной клетки и т.д. Все эти неблагоприятные изменения ведут к перенагрузке суставных хрящей или перенапряжению мышц, сдавливанию сосудов и нервных корешков, что со временем приводит к развитию заболеваний.

Для предотвращения развития и закрепления нарушений осанки и детям и взрослым следует помнить свойства правильной осанки и стремиться исправить положение тела и позу всякий раз, когда поза не соответствует правильной осанке.


Неправильная осанка – одна из самых распространенных ортопедических проблем детей школьного возраста. Наиболее заметной она становится в возрасте 10-12 лет и старше. Главные причины резкого ухудшения осанки детей в школе – это долгое сидение за партой в неправильной позе и слабая мускулатура. Вовремя неисправленное нарушение осанки приводит к искривлению позвоночника – сколиозу и сильным болям в спине, которые вылечить гораздо сложнее.

Осанка – это привычная поза человека в положении стоя, сидя, при ходьбе, которая вырабатывается под влиянием различных факторов.

Формирование осанки начинается с первых дней жизни ребенка. Поэтому с самого рождения врачи советуют родителям придерживаться следующих рекомендаций:

1) Для укрепления мышц спины, живота и конечностей малышам лучше надевать свободную одежду, не ограничивающую движения, чем тесно пеленать.

2) Чтобы избежать ассиметричного мышечного тонуса, неправильного положения туловища и головы, ребенок должен лежать на разных боках, родители должны смотреть на него с разных сторон и носить на разных руках.

3) Раньше времени категорически нельзя насильно сажать и ставить ребенка на ноги.

4) Очень важно делать массаж, который поможет снять тонус мышц и будет способствовать гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.

Как только ребенок научится уверенно стоять, уже можно оценить его осанку. С этого возраста рекомендуется больше гулять, а с 1, 5 лет начинать занятия развивающей гимнастикой в Европейском Гимнастическом Центре.

Правила воспитания осанки

Нарушение осанки происходит из-за неправильных поз в положении сидя, стоя, лежа. Привычку сохранять правильную осанку нужно формировать с самого детства, для этого необходимо придерживаться следующих правил:


- Правильно стоять

Этот навык следует начинать тренировать с 2-3 лет. При стоянии ребенок должен равномерно опираться на обе ноги, голову и туловище держать прямо, грудную клетку развернуть, плечевые суставы отвести назад, живот втянуть.

- Правильно ходить

При ходьбе стопы должны ставиться параллельно на расстоянии 5-6 см и разворачиваться наружу на 15-20 градусов. Спина прямая, голова поднята, взгляд вперед. Руки должны двигаться в такт ходьбе (шаг правой ногой — вперед выносится левая рука, шаг левой ногой — вперед выносится правая рука).

- Правильно сидеть за столом

Для ребенка важно правильно подобрать высоту стула и стола. Стул желательно должен быть со спинкой.

Высота стула должна позволять сидящему на нем ребенку полностью опираться стопами на пол. При сидении он должен держать спину ровно и опираться на спинку стула. Голова должна располагаться ровно или с небольшим наклоном вперед. При письме и рисовании обе руки должны лежать на столе, а плечи быть на одном горизонтальном уровне.

- Делать активные перерывы во время уроков

Во время сидения за партой ребенок утомляется, мышцы затекают, осанка портится, поэтому каждый час следует делать активные перерывы на 15-20 минут.

- Не носить одной рукой тяжелые предметы

В школьном возрасте ребенку приходится носить много учебников, поэтому важно выбрать хороший портфель с твердой спинкой, чтобы нагрузка на позвоночник была симметричной. Недопустимо ношение сумки на одном плече.

- Положение лежа

Важно, чтобы поверхность кровати была ровной и полужесткой, не должно быть провисаний в центре матраца или с концов. Подушка должна быть плотно-эластичной.

- Физические нагрузки


Регулярные занятия спортом – это важнейшее требование при формировании правильной осанки, поскольку крепкие мышцы плечевого пояса, живота, спины, ягодиц удерживают позвоночник в правильной позе, и он не подвергается воздействию вредной нагрузки.

Ребенку следует выполнять укрепляющие физические упражнения с раннего детства, как только он начинает активно двигаться.

Как правильно выбрать вид спорта?

К выбору вида спорта нужно подходить очень внимательно, учитывая специфику нагрузок в каждом из них и особенности осанки ребенка. Самое главное требование – симметричные нагрузки, гармоничное развитие и укрепление всех групп мышц.

Так, например, в занятиях теннисом, бадминтоном, волейболом преобладает нагрузка на одну сторону, поскольку ребенок играет одной рукой. В этих видах спорта есть склонность к ухудшению осанки, и неравномерному развитию сторон тела.

Занятия тяжелой атлетикой вредны для людей с увеличенными естественными изгибами позвоночника – лордозом и кифозом. Но и в целом такая нагрузка негативно влияет на позвоночник и способствует его сдавливанию.

Также бытует мнение, что батут и акробатика тоже плохо воздействуют на позвоночник.

А в художественной гимнастике чрезмерные скручивающие движения.

В плавании преобладает нагрузка на руки, спину. Но мышцы ног тоже играют немалую роль в формировании осанки.

В футболе и хоккее, наоборот, основная нагрузка на ноги, в отличие от плечевого пояса.

Следует отметить, что минусы для формирования правильной осанки можно найти в любом виде спорта. Но в каждом из них существуют свои требования к возрасту, здоровью и физическому развитию ребенка, при которых разрешено выполнять те или иные нагрузки. Более того, занятия любым видом спорта начинаются с общеукрепляющей подготовки, которая по мере адаптации организма переходит в специальную подготовку, то есть с наличием элементов конкретного вида спорта.


Если говорить о теннисе, бадминтоне, где преобладает несимметричная нагрузка, то детей туда следует отдавать в старшем возрасте и при наличии крепкой мускулатуры.

Лучшим видом спорта для детей с раннего детства является развивающая гимнастика.

Она обеспечивает отличное физическое развитие, формирует правильную осанку и является хорошей подготовкой к любому другому виду спорта.

В развивающей гимнастике нагрузка постоянно варьируется и плавно распределяется на все группы мышц. Благодаря этому они быстро укрепляются и выравнивают позвоночник, уменьшают увеличенный лордоз и кифоз (естественные изгибы позвоночника).

Так, например, силовые упражнения на гимнастических снарядах (брусьях, кольцах, перекладине, канате, шведской стенке, акробатических стоялках), силовые гимнастические упражнения (отжимания, планка, стойка на руках, березка и др.) отлично тренируют мышцы спины, рук, живота.

Упражнения на полосе препятствий, батуте, бревне, надувной акробатической дорожке, на полу с предметами (скакалка, прыжки в обручи, тактильные круги), в поролоновой яме эффективно тренируют мышцы ног.

Умеренная растяжка также полезна для формирования осанки, поскольку она помогает сделать мышцы более эластичными и увеличивает амплитуду движений. Так, например, для осанки очень важна ровная спина, развернутые плечи, прямые ноги, развернутые наружу стопы. Все эти требования достигаются не только за счет укрепления мышц, но и во многом благодаря растяжке.

Кроме того, растяжка помогает снять усталость и напряжение в мышцах после силовой тренировки. Растяжка спины также важна после выполнения прыжков на ногах, чтобы растянуть позвоночник.

Упражнения для дома:

В формировании осанки участвуют мышцы спины, груди, живота, ягодиц, ног. Упражнения для укрепления этих групп мышц можно выполнять в домашних условиях.

1) Руки в сторону, стоя на ногах (с 1,5 лет). Исходное положение: ноги вместе, спина прямая, лопатки соединить, живот втянуть, голову держать ровно, поднять натянутые руки в стороны. В этом положении стоять 30 секунд.

2) Равновесие на одной ноге (с 1,5 лет). Исходное положение: руки держать на поясе, спину прямой, с места сходить нельзя, глазами смотреть в одну точку перед собой. Выполняем по 10 секунд на каждой ноге.

3) Разворот стоп (с 3 лет). Исходное положение: стоя лицом к опоре, ноги вместе, руками держаться за опору на уровне живота, спина прямая, смотреть вперед. Развернуть стопы наружу до максимально возможного уровня ( по - балетному в первую позицию), пятки прижаты друг к другу, колени прямые. Стоя в этом положении 10 секунд, 3 подхода.

4) Ходьба с прямой спиной (с 1,5 лет). Исходное положение: стоя ноги вместе, стопы немного развернуты в сторону, пятки вместе, спина прямая, плечи развернуты, живот втянут, руки вытянуты вдоль туловища. Начинаем делать шаги вперед, сохраняя исходные положения спины, плеч, головы. Стопы при каждом шаге разворачиваются на 15-20 градусов. Руки должны двигаться в такт ходьбе (шаг правой ногой — вперед выносится левая рука, шаг левой ногой — вперед выносится правая рука).

5) Планка (с 1,5 лет). Исходное положение: упор, лежа на полу, т.е. упереться прямыми руками и ногами в пол, так чтобы тело было параллельно полу, плечи стояли точно над ладонями, спина немного округлена, ноги вместе. Зафиксировать это положение на 20-30 секунд и следить за тем, чтобы положение тела не изменялось. Повторить задание несколько подходов.


6) Отжимания от пола (с 3 лет). Исходное положение: упор, лежа на полу, т.е. упереться прямыми руками и ногами в пол, так чтобы тело было параллельно полу, плечи стояли точно над ладонями, спина немного округлена, ноги вместе. Выполнить отжимание, согнув руки и стараясь носом коснуться пола, затем выпрямить руки и вернуться в упор лежа. Следить за тем, чтобы положение тела не изменялось во время отжиманий.

Первое время ребенку будет тяжело выполнять отжимания, поэтому вам следует его немного придерживать за живот, помогая правильно сгибать, а затем выпрямлять руки и сохранять правильное положение тела. Начните с 3-5 отжиманий по 2-3 подхода, постепенно увеличивая количество по мере возможностей ребенка.

8) Упражнение для пресса/спины (с 1,5 лет). Исходное положение: сидя на полу, ноги одной рукой должны зафиксировать родители, второй рукой взять вытянутые вперед руки ребенка и тянуть его к себе. Медленно опуститься на спину, держа все время голову на груди, а затем подняться в исходное положение –15-20 раз.

Затем ребенок переворачивается на живот, ноги фиксируют родители, а ладони ребенок держит на затылке. Затем выполняет поднимание спины наверх. Если ребенку тяжело, то родители помогают ему подниматься, держа за локоть – 15-20 раз.

9) Поднимание ног на спине (с 1,5 лет). Исходное положение: лежа на спине, руки поднять наверх и держаться за руки родителей. Поднять прямые ноги наверх над головой, затем опустить вниз – 15 раз.

10) Приседания (с 1,5 лет). Исходное положение: ноги вместе, руки подняты вперед, сделать 15 приседаний вниз-вверх.

11) Складка на полу ноги вместе/врозь (с 1,5 лет). Исходное положение: сидя на полу, ноги вместе и вытянуты вперед, сделать наклон вперед и потянуться руками к носочкам, при этом колени держать прямыми (10 раз). То же самое повторить ноги врозь.


12) Шпагат на правую, а затем на левую ногу (с 3 лет). Лучше это упражнение выполнять по полосе. Спереди нога должна быть прямая и стоять точно на пятке, а задняя нога стоять на колене, пятка обязательно смотрит в потолок. Руки стоят по бокам. Следите за тем, чтобы ребенок не разворачивался и не заваливался на одну сторону. Помогайте ему сохранять правильное положение, при этом немного надавливая на переднюю ногу на колено, и на заднюю на бедро. Выполнять шпагат 30 секунд на каждую ногу по 2-3 подхода.

Прямой шпагат (с 3 лет). Это упражнение также стоит выполнять на полосе или прижавшись спиной к стене. Исходное положение: стоя ноги врозь, прямыми руками упираться в пол рядом с ногами. Постепенно разводить прямые ноги в сторону до максимально терпимого уровня, после чего зафиксировать положение на 30 секунд. В этом положении обязательно нужно следить за тем, чтобы ноги были прямыми, стояли точно по полосе, и ребенок не уползал вперед. Родители должны помогать ребенку сохранять правильное положение, и при этом немного надавливать на бедра. Выполнять шпагат 30 секунд на каждую ногу по 2-3 подхода.

Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

Первый уровень:

Правильная осанка- это положение тела, при котором человек, стоя спиной к стене касается ее …

затылком, ягодицами, пятками

лопатками, ягодицами, пятками

затылком, лопатками, ягодицами, пятками

Одно из наиболее важных слагаемых здорового образа жизни является…

двигательный режим

низкая двигательная активность человека

высокая двигательная активность человека

Какие разновидности отдыха вы знаете?

Абсолютный и неабсолютный

Активный и пассивный

Адекватный и неадекватный

Назовите основные физические качества

Сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость

Сила, скорость, умение, движение, навыки

Выносливость, темп, скорость, умение, навыки

Что необходимо сделать при растяжении мышц?

Наложить на поврежденное место холодный компресс и тугую повязку

Промыть поврежденное место чистой водой и обработать перекисью водорода

Смазать йодом или 2%-ным раствором бриллиантовой зелени(зеленкой)

Что является причиной травм во время занятий бегом?

Неровности грунта

Поверхность какого спортивного снаряда должна быть гладкой и непокрашенной?

Рабочей поверхности перекладины

К чему приводит курение?

К улучшению деятельности нервной системы, сосудов

К повышению иммунитета против простудных заболеваний

К ухудшению снабжения мышц кровью и эластичности легких

На что необходимо обратить внимание после зарядки?

На самочувствие

Что можно рекомендовать для профилактики появления избыточного веса?

Обращать внимание на то, чтобы в рационе питания было меньше овощей и фруктов

Утром и вечером смотреться в зеркало и наблюдать за своим телосложением

Ходить пешком до 5 км в сутки при любой погоде

Как правильно дышать при длительной нагрузке высокой интенсивности?

Только через нос

Только через рот

Через нос и рот одновременно

К чему приводит неправильная осанка?

К снижению аппетита

К развитию вегетососудистой дистонии

К смещению внутренних органов

Из перечисленных качеств человека выберите физические…

Решительность и находчивость

Гибкость и сила

Сила воли и упорство

Укажите часть тела, на которой нельзя измерить пульс

В области запястья

В области живота

Что такое осанка?

Состояние позвоночника. Обеспечивающее хорошее самочувствие

Пружинные характеристики позвоночника и стоп

Привычная поза человека в вертикальном положении

Какое спортивное качество развивает бег на длинные дистанции?

Выносливость

Второй уровень:

Недостаток какого витамина снижает зрение и может вызвать куриную слепоту?

Умственную работу школьникам следует прерывать физкультурными паузами через каждые…

Что измеряет спирометр?

Окружность грудной клетки

Жизненную емкость легких

Что нужно делать для предупреждения переутомления во время занятий физическими упражнениями?

Пить минеральную воду и закусывать чипсами

Через каждые 5 минут измерять частоту сердечных сокращений

Правильно дозировать нагрузки и чередовать упражнения, связанные с напряжением и расслаблением

Что относится к показателям физического развития человека?

Жизненная емкость легких, рост, вес

Сила воли, решительность, упорство и находчивость

Скорость, прыгучесть, гибкость и сила

Какое тестовое задание служит для определения уровня гибкости?

Наклон вперед

Прыжок в высоту

Подтягивание н перекладине

Только как достаточную двигательную активность

Как норму поведения для сохранении здоровья

Какой тест используют для определения координационных способностей?

Челночный бег

Признаки нехарактерные для правильной осанки-…

развернутые плечи, ровная спина

запрокинутая или опущенная голова

Какой тест используют для определения скоростных возможностей?

Бег 30 метров

Динамометр служит для измерения показателей:

жизненной емкости легких

искривление позвоночника вперед

искривление позвоночника назад

боковые искривления позвоночника

искривление позвоночника вперед

искривление позвоночника назад

боковые искривления позвоночника

искривление позвоночника вперед

искривление позвоночника назад

боковые искривления позвоночника

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике физического воспитания и спорта показателем реакции организма на физическую нагрузку является:

время выполнения двигательного действия

частота сердечных сокращений

При активной мышечной деятельности усиливается кровообращение. Кровь переносит к мышцам больше…

Выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики направлено…

на повышение тонуса мышц рук и ног

на повышение тонуса групп мышц

на повышение тонуса мышц рук и туловища

Третий уровень:

Физическое качество ловкость- это…

способность выполнить движения длительное время

способность овладеть новыми движениями и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

способность выполнить упражнения с большой амплитудой

Физическое качество выносливость- это…

способность выполнять разнообразные двигательные действия

способность при какой-либо двигательной деятельности длительное время противостоять утомлению

способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой

Физическое качество сила- это…

способность выполнять физическую нагрузку длительное время

способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных сокращений

способность человека преодолевать сопротивление с максимальной частотой

Физическое качество гибкость- это…

способность человека преодолевать сопротивление с максимальной частотой

способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных сокращений

способность выполнять движения с большей амплитудой за счет мышечных усилий

Физическое качество быстрота- это…

способность выполнять движения с большей амплитудой за счет мышечных усилий

способность, позволяющая выполнять работу с наибольшей частотой движения за единицу времени

способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных сокращений

Как называется принцип физического воспитания, предусматривающий сочетание физического и духовного развития?

Принцип оздоровительной направленности

Принцип связи с жизнедеятельностью

Принцип гармоничного развития личности

Выберите книгу со скидкой:


Йога на каждый день

350 руб. 239.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


350 руб. 33.00 руб.


Виды спорта (обучающие карточки)

350 руб. 107.00 руб.


Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

350 руб. 520.00 руб.


Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.


Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

350 руб. 247.00 руб.


Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

350 руб. 590.00 руб.


Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

350 руб. 910.00 руб.


350 руб. 233.00 руб.


Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

350 руб. 640.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Тестовые вопросы (с правильными ответами) по теме "Влияние занятий физической культурой и спортом на организм школьника"

Три уровня сложности, первый уровень более простой за правильный ответ ученик получает 1 балл, второй уровень более сложный, получает 2 балла, третий уровень сложные вопросы , за правильный ответ получает 3 балла. для быстрого тестирования даю по 15 вопросов, время для решения 10 минут.

  • Крылова Татьяна ЛеонидовнаНаписать 3010 01.02.2019

Номер материала: ДБ-411848

  • Физическая культура
  • 7 класс
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    01.02.2019 89
    01.02.2019 71
    01.02.2019 120
    01.02.2019 58
    01.02.2019 87
    01.02.2019 43
    01.02.2019 763
    01.02.2019 411

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.