Ортопедические укладки при сколиозе

Сколиоз - боковое искривление позвоночника с торсионной деформацией (скручивание) позвонков. Заболевание относится к числу наиболее сложных проблем как ортопедии, так и социальной защиты и является одним из распространенных и сложных среди детей и подростков. О чисто боковом искривлении приходится говорить только на ранних стадиях развития заболевания патологического процесса. По мере прогрессирования болезни и увеличения степени деформации во фронтальной плоскости возникает и второй вид искривления позвоночника - кифоз. Помимо искривления в сагиттальной и фронтальной плоскостях происходит скручивание позвонков вокруг вертикальной и передне-задней горизонтальной оси.

Сложная многоосевая деформация позвоночника неизбежно обусловливает деформацию ребер и грудной клетки в целом, изменение ее формы и нарушение взаиморасположения органов грудной клетки и систем организма. Все это приводит к возникновению сколиотической болезни с развитием в тяжелых случаях у больного физической неполноценности и полиорганной недостаточности. Нарушается деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, нередки неврологические осложнения в виде параличей и парезов конечностей. Часто возникают тяжелые психические страдания из-за грубых косметических нарушений. Больные сколиозом дети практически с ранней стадии болезни испытывают серьезные неудобства, связанные с болью в области позвоночника различной интенсивности, локализации и регулярности, возникающей как при статической, так и при динамической нагрузке. Ключевые моменты - раннее выявление сколиоза и адекватное комплексное консервативное лечение. Последнее дает хорошие результаты по профилактике прогрессирования процесса и инвалидизации больных, позволяя стабилизировать деформацию в 80% случаев.

В диагностике и контроле эффективности лечения помимо обязательного этапного ортопедического осмотра больного и рентгенологического исследования позвоночника в динамике применяют антропометрическое измерение объема мышечной массы. Определяют также показатели тестирования силовой выносливости мышц, показатели функции внешнего дыхания электромиографии, данные исследования на компьютерном стабилометрическом комплексе, компьютерном томографе, МРТ.

  • выработка индивидуального статодинамического режима - исключение порочных поз, соблюдение оптимальной двигательной активности, функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки лечебной гимнастикой, занятиями в зале медицинской тренировочной терапии на специальных современных тренажерах, плавание, постизометрическая релаксация;
  • соблюдение общего ортопедического режима - режим статической разгрузки позвоночника - проведение школьных занятий в положении лежа на кровати, оборудованной ортопедической подставкой, использование специальных ортопедических укладок, строго по показаниям - сон в гипсовой кроватке, ношение ортопедического корсета;
  • медикаментозная терапия;
  • общеукрепляющие мероприятия;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • формирование у ребенка осознанного подхода к проблеме;
  • обучающие беседы с родителями.

Лечение сколиоза должно быть назначено сразу после установления диагноза, проводится систематически и длительно до окончания роста пациента (до 16-18 лет). Лечебная гимнастика является основным составляющим компонентом комплексного консервативного лечения. Ребенка следует обучить методике лечебной гимнастики под наблюдением врача ЛФК, методиста или инструктора в условиях лечебно-профилактического учреждения. Затем в домашних условиях он должен выполнять физические упражнения ежедневно под наблюдением родителей.

Лечебная гимнастика применяется с целью стабилизирующего влияния на позвоночник путем укрепления мышц, коррекции его деформации, улучшения функциональной способности грудной клетки, выработки правильной осанки и общеукрепляющего воздействия на организм. Она назначается индивидуально, сообразуясь с особенностями клинического течения заболевания.

Выработка индивидуального статодинамического режима достигается применением ЛФК в тесной связи с условиями формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночного столба. Физические упражнения оказывают общестимулирующее воздействие на организм больного, улучшают обменные процессы, трофику мышц спины и позвоночного столба. Тем самым они создают физиологические условия для стабилизации позвоночника и коррекции патологического процесса. Улучшение трофики мышц и увеличение выносливости позволяют выработать достаточно мощный мышечный корсет, удерживающий позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При невозможности достичь последней обеспечивают стабилизацию позвоночника, что предотвращает дальнейшее развитие сколиоза.

Для решения этих задач на фоне общеукрепляющих упражнений избирательно используют гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса в положении разгрузки позвоночного столба. Это позволяет не только увеличить силовую выносливость мышц в наиболее выгодных условиях, но и создать возможность закрепления максимальной коррекции, достигнутой в вертикальном положении. Большое значение имеет тренировка мышц спины (длинных мышц и мышц, сближающих лопатки), пояснично-подвздошной мышцы, ягодичных мышц, помогающих сохранению правильного положения тела при статической нагрузке. С этой целью применяют корригирующие симметричные упражнения (сохраняющие срединное положение позвоночного столба).

Важным их преимуществом является относительная простота методики проведения и подбора, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного опорно-двигательного аппарата. Как показывают исследования, симметричные упражнения не нарушают компенсаторные приспособления и не приводят к развитию противоискривления позвоночника. Их корригирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости больше растягиваются. При этом мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается. В результате частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутой сколиотической дуги и устраняется асимметрия.

Большой удельный вес в терапии сколиотической болезни занимают упражнения, улучшающие функцию дыхания, расширяющие деформированную грудную клетку. Известно, что при снижении жизненной емкости легких более чем на 50% ухудшается взаимодействие между сердечно-сосудистой и дыхательной системами, снижаются функциональные резервы адаптации организма.

Выработке правильной осанки способствуют упражнения на равновесие, балансирование с гимнастической палкой, с усилением зрительного контроля, самокоррекции. Упражнения на самокоррекцию целесообразно применять в случаях смещения траектории тяжести тела в сторону при вертикальном положении больного. Благодаря напряжению определенных мышечных групп и обострению проприоцептивных восприятий с них больному удается дифференцировать функцию этих мышц и их активным напряжением удерживать туловище в правильном положении. Общеукрепляющее воздействие на весь организм больного достигается путем укрепления мышц верхних и нижних конечностей, плечевого и тазового пояса, туловища, что в целом способствует и улучшению деятельности внутренних органов.

Одним из важных средств является лечение положением - постуральной коррекцией с помощью укладок. Эта методика также оказывает продолжительное воздействие на связочно-мышечный аппарат деформированного позвоночника и закрепляет достигнутый физическими упражнениями корригирующий эффект.

Поступательная коррекция проводится несколько раз в день длительностью до 1,5-2 часов. При выраженной деформации 1-2-й степени используют лечебную позу с асимметричным положением верхних и нижних конечностей. При искривлении поясничного отдела позвоночника влево и грудного отдела вправо больного укладывают на живот с отведенной левой ногой и вытянутой левой рукой.

Массаж подготавливает нервно-мышечный аппарат к физическим упражнениям и усиливает воздействие на организм. Массируют преимущественно длиннейшие мышцы спины, мышцы, сближающие лопатки (межлопаточная область) и мышцы, приближающие лопатки к грудной клетке. При массаже передней брюшной стенки особое внимание уделяют укреплению косых мышц живота. Более интенсивно с использованием всех приемов массируют мышцы на стороне выпуклости позвоночника, функциональная способность которых снижена. Массаж сокращенных мышц на стороне западения грудной клетки и с вогнутой стороны искривления позвоночника проводится преимущественно приемами, направленными на расслабление мышц.

Методика корригирующей гимнастики определяется главным образом степенью имеющегося у больного сколиоза. Нагрузку оптимизируют индивидуально, с учетом общей клинической картины заболевания, степени подготовки пациента, которую определяют эргометрическими показателями мышечного корсета.

Традиционно формируют несколько групп детей со схожими особенностями течения болезни. При тяжелых формах сколиотической болезни с выраженной полиорганной недостаточностью, неврологическими проявлениями занятия проводят индивидуально. Характерными для лечения сколиозов I и II степени является коррекция искривления, стабилизация процесса, выработка стереотипа правильной осанки посредством использования физических упражнений, корригирующей гимнастики, лечения положением и массажа. Большое значение для сохранения достигнутой коррекции придается организации правильного режима статической нагрузки на протяжении дня ("разгрузка" позвоночника, правильное положение тела сидя).

При выраженных фиксированных формах сколиоза 3-й степени основными задачами лечения являются стабилизация искривления и улучшение общего физического развития больного путем использования преимущественно дыхательных упражнений и упражнений, укрепляющих мускулатуру спины и живота.

При сколиозе паралитического генеза лечебная физкультура направлена не на коррекцию деформации, а на поддержание имеющейся компенсации процесса путем применения упражнений, укрепляющих мышцы спины, живота, общеукрепляющих и дыхательных упражнений, массажа в соответствии с локализацией пораженных мышц. В связи со снижением поддерживающего влияния на позвоночник парализованных мышечных групп с целью придания правильного положения телу больного необходимо ношение корсета.

Спортивные упражнения проводят индивидуально, учитывая общую клиническую картину заболевания. К наиболее показанным упражнениям относятся ходьба на лыжах по умеренно пересеченной местности, плавание, игры с мячом - элементы волейбола (пасовка), баскетбол (броски мяча в корзину). При выполнении рекомендованных спортивных упражнений больному необходимо следить за правильной техникой, добиваться четкой координации, избегать дополнительных движений туловищем.

Необходимо исключить упражнения, вызывающие сильное сотрясение позвоночника (прыжки); упражнения, чрезмерно увеличивающие его гибкость (художественная гимнастика, акробатика) и сильно растягивающие связочный аппарат (упражнения на перекладине, кольцах, занятия спортивной гимнастикой); упражнения, ведущие к отягощению позвоночника (тяжелая атлетика) и др.

Грудопоясничные сколиозы имеют более благоприятное течение, чем грудные, но в клинической картине при данной локализации бывают контрактуры подвздошно-поясничной мышцы. На основе учета анатомо-функциональных данных этой мышцы установлено, что тренировка ее способствует уменьшению дуги искривления. На этом базируется метод лечебной гимнастики Кона, которая наиболее показана больным с функциональной недостаточностью мышечной силы (мобильные сколиозы). Эта методика эффективна во всех случаях грудопоясничных сколиозов с вершиной искривления от ТR10 до L1 включительно.

Показанием к применению комплексов лечебной гимнастики являются нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и сколиозы 1-2-й степени у детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет с целью формирования правильной осанки и создания мышечного корсета. Упражнения выполняют как в группе в лечебно-профилактическом учреждении, детском саду или школе, так и в индивидуальном порядке после освоения их под наблюдением методиста или инструктора ЛФК.

  • врожденные и приобретенные пороки сердца в стадии декомпенсации;
  • хронические заболевания внутренних органов в стадии обострения;
  • нервно-психические заболевания, сопровождающиеся судорожными состояниями;
  • значительное отставание умственного развития, не позволяющее усвоить программу лечебной гимнастики (выраженные формы дебильности, имбецильность);
  • болевой, синдром, вызванный развитием корешкового синдрома или сопутствующим ювенильным остеохондрозом; .
  • острые простудные и инфекционные заболевания;
  • повышенная температура тела (свыше 37,2°С).

По показаниям (1-я и 2-я степень, рефлекторные сколиозы) выполняется постизометрическая релаксация, которая дает хорошие результаты.

Общий ортопедический режим представляет собой круглосуточный режим разгрузки позвоночника, то есть школьные занятия и приготовление уроков дети проводят лежа на кроватях, снабженных плоскими щитами и оборудованных специальными ортопедическими подставками (угол налона подбирается индивидуально). Спят они с использованием ортопедических корригирующих укладок - с целью пассивной коррекции дуги искривления. Сон также представляет собой специализированную процедуру, при которой под определенный тип сколиотического искривления назначают соответствующее положение верхних и нижних конечностей в положении лежа.

Исключительно по показаниям на основании клинических, эргометрических, рентгенологических данных назначают ношение корсета по индивидуальному, строго установленному режиму. Необдуманное назначение корсета, без тщательной оценки результатов всех исследований, и неправильно рекомендованный режим его ношения приводят к прогрессированию сколиоза. Поэтому перед покупкой корректора осанки необходимо проконсультироваться у ортопеда.

Применяются лекарственные средства, улучшающие трофику тканей, препараты, стимулирующие репаративную регенерацию: калия оротат (нестероидный анаболический препарат), препараты, оказывающие структурно-модифицирующее действие на хрящ; общеукрепляющие средства. При симптоматическом лечении уместны центральные миорелаксанты, НПВС, аналгетики, диуретические средства. В комплекс лечения входят также паравертебральные медикаментозные блокады, которые эффективны при радикулярном и мышечно-тоническом синдроме.

Общеукрепляющие мероприятия включают меры по оздоровлению ребенка - полноценное питание, витаминотерапия, закаливание, спортивные игры.

Физиотерапевтические процедуры занимают значительное место в лечении сколиозов, особенно электромиостимуляция мышц. Она позволяет улучшить трофику и функциональную активность ослабленных мышц спины и живота. Фиксация электродов осуществляется на выпуклой стороне дуги деформации в 2 см от позвоночника. Первый курс состоит из 15-20 процедур, второй - из 25, третий - из 10. Интервал между курсами - 3-4 месяца. Наиболее эффективна методика при сколиозе 1-2-й степени. После курса электростимуляции (через 2-3 недели) желательно провести курс ручного массажа мышц спины и живота.

Для улучшения крово- и лимфообращения в ослабленных мышцах спины и живота назначают горячие шерстяные укутывания спины и живота (длительность процедуры - 10 минут, температура - 450С, курс - 15-20 ежедневных процедур). Методика применяется при непрогрессирующих формах сколиоза с индексом стабильности до 0,8.

Для лечения и профилактики остеопороза при сколиозе 3-й степени назначают общий кальций-фосфор электрофорез по Вермелю (длительность процедуры - 15 мин, плотность тока - 0,05 мА/см2, курс - 10 ежедневных процедур 1 раз в год).

Для оказания общеукрепляющего действия и повышения иммунобиологических свойств организма назначают общие хлоридно-натриевые ванны (плотность раствора - 10 г/л, длительность процедуры - 10-15 мин, температура - 36-370С, курс - 10-12 процедур ежедневно или через день) числом 5. В осенне-зимний период показано общее УФО по основной схеме, курс - 15 процедур.

При появлении признаков остеохондроза и болевого синдрома назначают ультразвук паравертебрально в зоне дуги искривления интенсивностью 0,1-0,2 Вт/см2, по 3 мин с каждой стороны, курс - 8-10 процедур ежедневно или через день.

Формирование у ребенка осознанного подхода к проблеме необходимо для соблюдения им ортопедического режима вне стационара. Для того чтобы помочь ребенку, страдающему сколиозом, необходимо длительное время. Чередование курсов стационарного и амбулаторного лечения проводят конкретно для каждого пациента в течение нескольких лет. Для полноценного соблюдения ребенком ортопедического режима дома необходимо создать положительные мотивации больного к лечению. С этой целью регулярно проводятся беседы медицинского персонала с пациентами о значимости и необходимости выполнения тех или иных назначений. Клинические наблюдения показывают, что дети, регулярно выполняющие дома корригирующую гимнастику, имеют гораздо лучшие результаты лечения.

Правильность и регулярность выполнения требований к амбулаторному режиму во многом зависит от контроля родителей. Большинству детей самоконтроля хватает максимум на месяц. Поэтому родителям необходимо объяснить значимость данного условия с целью поддержания эффекта, полученного в стационаре. К таким требованиям относятся: регулярное выполнение лечебной гимнастики, использование ортопедической укладки, правильно оснащенное место для приготовления школьных уроков (мебель, ортопедическая подставка), соблюдение двигательного режима ребенком (исключение осевых нагрузок) и выбор видов спорта, приемлемых для больного. Каждого ребенка необходимо госпитализировать 3-4 раза в год, в среднем на 1,5 месяца. Практика показывает, что амбулаторное лечение сколиоза в реабилитационных центрах без стационарной подпитки имеет низкий эффект.

В настоящее время развита сеть различных лечебных учреждений и медицинских центров с использованием традиционных и нетрадиционных методов лечения сколиоза, в ряде случаев работающих без достаточных знаний об особенностях течения сколиотической болезни. Опыт комплексного консервативного лечения детей и подростков с нарушениями осанки и сколиозами позволяет настоятельно рекомендовать соблюдение классических принципов лечения, на которых основаны дифференцированные стандарты упражнений лечебной гимнастики.

Разработанная система ортопедической помощи детям и подросткам со сколиозом 1-3-й степени позволила повысить уровень медицинской реабилитации пациентов и добиться снижения первичной инвалидности. Больных, с 4-й степенью сколиотической болезни направляют на хирургическое лечение. Наличие у больного 4-й степени сколиотической болезни при отсутствии противопоказаний к оперативному лечению следует признать серьезной ошибкой врачей, наблюдающих ребенка по месту жительства.

Корригирующие позы и укладки относятся к лечению положением тела больного сколиозом. При определенном положении тела можно оказать длительное корриги­рующее воздействие пассивного характера на основную дугу искривления позвоночника, выгибая ее в обратную сторону, и таким образом способствовать выравниванию нефиксированной основной дуги. Механизм такого воз­действия основан на косой установке линии плечевого или тазового поясов при асимметричном положении руки или ноги в зависимости от локализации основной дуги искрив­ления в грудном или поясничном отделах позвоночника. Степень натяжения ретрогированных тканей в позвоночно-двигательных сегментах, лежащих в дуге искривления позвоночника, уменьшается, а сама дуга находится в поло­жении пассивной коррекции. При этом рука или нога нахо­дятся в асимметричном по отношению к туловищу исход­ном положении, которое характеризует корригирующую позу и укладку.

Корригирующие позы

1. И. п. — лежа на груди или спине на кровати, ку­шетке, диване, на твердой основе (щите): рука стороны вогнутости грудного сколиоза поднята вверх и находится за головой, рука стороны выпуклости его — вдоль туло­вища или отведена в сторону, нога стороны выпуклости поясничного сколиоза отведена в сторону. В такой корри­гирующей позе без движений больной может находиться в течение определенного времени.

2. И. п. — лежа на спине: рука стороны вогнутости сколиоза поднята вверх над головой, рука стороны выпук­лости его может находиться вдоль туловища или отведена в сторону, нога стороны выпуклости поясничного сколиоза отведена в сторону. Цель — пассивное выравнивание нефиксированных основных дуг искривления в грудном и поясничном отделах позвоночника при его разгрузке в момент нахождения в этой позе; уменьшение асимметричного давления на ростковые зоны позвонков и замедление прогрессирования сколиоза; растягивание укороченных мышц вогнутой стороны сколиоза, находящихся в контрактуре, улучшение трофики растянутых мышц на выпуклой стороне сколиоза.

3. И. п. — лежа на груди: руки в стороны или вдоль туловища, нога стороны вогнутости поясничного сколиоза закинута за другую ногу. Цель — пассивная деторсия поясничного сколиоза при нефиксированных или полу­фиксированных дугах искривления; растягивание контрагированных мышц на стороне вогнутости поясничного искривления позвоночника; исправление перекоса таза в момент выполнения корригирующей позы.

4. И. п. — лежа на груди: ноги разведены в стороны, корпус наклонен и повернут в сторону выпуклости нижне­грудного или грудопоясничного сколиозов. Цель — вырав­нивание основной дуги искривления позвоночника выгиба­нием в корригирующей позе; растягивание укороченных мышц со стороны вогнутости поясничного сколиоза; вы­равниванием дуги искривления создать благоприятные ус­ловия для трофики зон межпозвонкового хряща со стороны вогнутости дуги искривления позвоночника.

5. И. п. — лежа на груди или спине: нога стороны выпуклости поясничного сколиоза отведена в сторону. Цель — пассивное исправление сколиоза в позе коррекции.

Обычно в таких корригирующих позах и укладках больной может находиться от 5 минут до 1,5 часа и больше по мере привыкания. Корригирующие позы и укладки могут применяться до занятий ЛФК и после них, а также в перерывах между отдельными упражнениями.

Корригирующие укладки

1. И. п. — лежа на боку (на стороне вогнутости пояс­ничного сколиоза; одна рука согнута в локте, лежит под головой, свободная нога отведена вперед для создания устойчивого положения туловища на боку, на вершину выпуклости поясничного сколиоза положен мешочек с пес­ком соответствующего веса. Больной находится без движе­ний в положении корригирующей укладки в течение определенного времени. Цель — выравнивание нефикси­рованной основной поясничной дуги искривления под дав­лением груза, лежащего на вершине поясничной дуги; уменьшение асимметричного давления на ростковые зоны позвонков и создание условий для их симметричного роста; растягивание укороченных мышц спины на стороне вог­нутости дуги искривления поясничного отдела позвоноч­ника, находящихся в контрактуре, и улучшение трофики растянутых мышц на стороне выпуклости поясничного сколиоза в положении разгрузки позвоночника.

2. И. п. — лежа на боку (на твердой основе: на кровати, кушетке, диване, на полу) на стороне выпуклости грудного нефиксированного сколиоза, на валике, подложенном под реберный выступ или выбухание: свободная рука вдоль туловища, несвободная рука согнута в локте и лежит под головой, свободная нога отведена вперед (или ноги согну­ты) для создания устойчивого положения туловища на боку, свободная рука со стороны вогнутости грудного ско­лиоза отводится вверх за голову до пола и находится в этом положении без движения в течение определенного времени. Голова, туловище и несвободная прямая нога находятся на одной линии. Дыхание произвольное. Цель — расширение запавшей грудной клетки на стороне вогнутос­ти грудного сколиоза; растягивание укороченных межре­берных мышц и мышц спины, находящихся в контрактуре со стороны вогнутости грудного сколиоза; детврсия поз­вонков, лежащих в вершине грудной дуги искривления позвоночника, давлением валика на реберный выступ или выбухание; разгрузка позвоночника от тяжести тела в положении лежа и создание условий для симметричного роста позвонков с целью предупреждения образования их клиыовидности.

3. При комбинированном сколиозе с двумя противо­положно направленными основными дугами (грудной и поясничной) применяется корригирующая укладка. И. п. — лежа на боку на стороне выпуклости грудного сколиоза, под реберное выбухание или выступ в грудном отделе под­ложен валик или мешочек с песком, одновременно на выпуклость вершины поясничной дуги искривления позво­ночника положен груз определенного веса (мешочек с пес­ком). Цель — деторсия позвонков в грудной дуге давлением валика на реберные дуги; выравнивание нефиксированной поясничной дуги искривления позвоночника давлением груза на ее вершину; уменьшение асимметричного дав­ления на ростковые зоны межпозвоночного хряща на сто­роне вогнутости грудной и поясничной дуг искривления; улучшение крово- и лимфообращения в корригируемых сегментах позвоночника.

ГЛАВА 8 . СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ (1-Х КЛАССЫ)

Выраженные формы плоскостопия часто сопутствуют сколиозу, так как одна из причин, лежащих в основе этих двух заболеваний, — мышечно-связочная недостаточность. Основным методом консервативного лечения плоскостопия является лечебная гимнастика. Методика лечения строится поэтапно, в зависимости от степени функциональной не­достаточности связок, мышц стопы, голени и костных из­менений.

В начальном периоде лечения, когда резко выражена мышечно-связочная недостаточность, специальные упраж­нения, корригирующие плоскостопие, выполняются в исход­ном положении с разгрузкой стопы от тяжести тела — в положении лежа и сидя.

На втором этапе лечения по мере укрепления мышц стопы и голени, а также связочного аппарата, включаются отдельные упражнения с нагрузкой на стопу — в положе­нии стоя и при ходьбе.

Специальные упражнения, корригирующие плоскосто­пие, на первом этапе лечения и при разучивании их выпол­няются в форме индивидуальных занятий, проводимых инструктором ЛФК. После обучения этим упражнениям и укрепления связочно-мышечного аппарата стопы, на втором этапе лечения, отдельные специальные упражнения для коррекции плоскостопия могут включаться в комплекс общегрупповых занятий.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Сколиоз - боковое искривление позвоночника, сочетающееся с торсией позвонков и ротацией их вокруг вертикальной оси. В результате прогрессирования этих изменений у больного посте­пенно формируется гиббус - костное выпячивание в виде одно­стороннего реберного горба.

Вследствие торсионной деформации позвоночника ребра (при­крепляясь к поперечным отросткам позвонков) с одной стороны будут выпячиваться, образуя реберное выбухание (в начальной стадии заболевания) или реберный горб (при более тяжелой сте­пени сколиоза). Асимметричное расположение ребер опытный ортопед выявляет при медленном наклоне ребенка вперед с вып­рямленными в коленных суставах ногами и опущенными вниз рас­слабленными руками.

К сожалению, до сих пор нет полного и однозначного ответа на вопрос, почему возникает сколиоз. Ясно лишь то, что в основе болезни лежат врожденные нарушения обмена соединительной ткани, вызывающие ослабление соединительно-тканных образо­ваний (связок, хрящей и т.д.). Об устранении истинной причины сколиоза говорить нельзя, т.к. причина эта чаще неизвестна или на нее невозможно воздействовать (деформация крестца, уве­личение поперечного отростка пятого поясничного позвонка, рас­щепление дужек или костные аномалии в других местах, в т.ч. дисплазия тазобедренных суставов). Сколиоз может передавать­ся по наследству, экологически неблагоприятная среда может от­рицательно влиять на развитие плода будущей мамы.

Время выявления сколиоза не следует отождествлять с момен­том его возникновения. Если сколиотическая деформация позво­ночника не обнаружена опытным ортопедом у ребенка до шести лет, он не возникает и в дальнейшем. Успех лечения в значитель­ной степени зависит от его своевременного начала, поэтому при малейшем подозрении на искривление позвоночника родители должны показать ребенка специалисту.

Сколиоз, как и кифоз, протекает безболезненно, а поэтому час­то выявляется лишь при выраженной деформации, диагностиро­вать и лечить деформацию нужно тогда, когда ее еще нет. В свя­зи с увеличением этой серьезной детской ортопедической пато­логии настало время вносить коррективы в программы физичес­кого воспитания детей, начиная с дошкольных учреждений.

В санаторной школе урок физкультуры проводится два раза в неделю по адаптированной программе. Учащимся со сколиозом в общеобразовательной школе рекомендуется посещать спецгруппу только корригирующей гимнастики, к сожалению, не во всех школах такие группы функционируют. Допустимы занятия в спец при сколиозе группах для детей с ослабленным здоровьем, но с исключением противопоказанных упражнений при сколиозе.

Сколиоз прогрессирующее заболевание и лечить его нужно пока растет ребенок. Костная система заканчивает свое формирова­ние к 18-19 годам, с окончанием роста прекращается и прогрес­сирование деформации. Особенно опасен своим прогрессиро­ванием сколиоз во время гормональной перестройки в очеред­ной период бурного роста всех отделов позвоночника в возрасте с 10 до 15-16 лет, когда мышцы не успевают в росте за ростом костей, ситуация усугубляется, если дети не тренируются по спе­циальной методике. Это приводит в начале к нарушению осанки, а в дальнейшем к серьезной ортопедической патологии: к сколи­озу, юношескому кифозу и кифосколиозу, когда отчетливо выяв­ляется искривление во фронтальной и сагиттальной плоскостях (в сторону и передне-заднем направлении).

По статистике сколиоз в 4-5 раз чаще наблюдается у девочек, а кифотическая деформация позвоночника (болезнь Шейерман) в 3-4 раза чаще развивается у мальчиков.

Основой профилактического (цель которого приостановить про­цесс, не допустить увеличения деформации) консервативного (т.е. без хирургического вмешательства) комплексного лечения ско­лиоза является разгрузка позвоночника, его ростковой зоны мак­симально даже от собственного веса, т е. пребывание ребенка в горизонтальном положении в зависимости от тяжести заболева­ния в сутки, включая ночной сон, от 12 до 19 часов. В положении лежа сколиотическая кривизна уменьшается, так из 9° искривле­ния остается не более 5° истинного сколиоза. Кстати животные не страдают ни сколиозом, ни остеохондрозом, т.к. позвоночнику них-находится в горизонтальном положении. Максимальная по времени разгрузка позвоночника достигается в условиях санаторной школы, где дети учатся в положении лежа на медицинсих кушетках, в некоторых со специальными клиновидными под­ставками - подгрудниками, которые можно использовать и в до­машних условиях, особенно для детей младшего возраста, длина ее от плечевого пояса до колен.

Учащиеся специализированных школ после обеда и прогулки на воздухе находятся в спальнях в течение одного часа (решают свои общественные задачи), лечебные процедуры проводятся тоже в положении лежа (массаж, физиотерапевтическое лече­ние), вечером учат уроки в классах в положении лежа. Лечебная гимнастика проводится три раза в день: утренняя после сна, во время уроков дети идут заниматься в зал ЛФК и в середине дня корригирующие укладки, т.е. лечение положением.

Соблюдение ортопедического режима разгрузки позвоночника обеспечивает равномерную нагрузку на позвоночный столб и мышцы спины, уменьшает давление на межпозвонковые хрящи с вогнутой стороны, что способствует симметричному росту по­звонков и создает удовлетворительную коррекцию.

Но не всегда родителям удается устроить ребенка в санатор­ную школу-интернат. Обучаясь в общеобразовательных школах в домашних условиях разгрузка позвоночника должна проводить­ся, включая ночной сон, до 14-15 часов.

Как это выполнить? Вечером время отхода ко сну должно быть фиксированным, школьникам младших классов не позже 21 часа, старшеклассникам - 22часа. Но лечь надо на один час раньше, обеспечить достаточное освещение (лампа не менее 100 Вт.) сле­ва. В положении лежа на спине можно читать, готовить устные уроки, рассматривать журнал, вязать.

Постель у ребенка должна быть ровной и теплой, в идеале - доски и обычный ватный матрац, но ни в коем случае не панцир­ная сетка, не раскладушка, не перина. Диван, кровать могут быть жесткими. Плечи на подушку не укладывать, без подушки не спать. Подушка в зависимости от возраста должна быть для дошколь­ников 30x30 см, для детей младших классов 40x40, для более старших - обычная, 60x60 см.

Очень важен сон для ребенка, чем младше ребенок, тем боль­ше он должен спать, дети младших классов должны спать в сут­ки не менее 10-11 часов, из них 1-1,5 часа днем. Для более стар­ших - не менее 8-9 часов.

Утром после ночного сна - специальная утренняя гимнастика (в положении лежа) в течение 15-20 минут. В школу детей млад­ших классов отводить в сопровождении взрослого, который бе­рет в руки тяжелый портфель или ранец школьника, и встречает его из школы.

В школе, сидя за столом чтобы снизить нагрузку на позвоноч­ник, необходимо принять наклонное положение туловища: ото­двинуться по стулу немного назад, наклониться на стол, спинка ровная с опорой на предплечья рук (на локти и кисти). Не следу­ет требовать от детей сидеть ровно - красиво. Лучше, когда ре­бенок сидит за наклонной партой.

Придя из школы, ребенок переоделся, покушал и должен лечь на 1,5-2 часа. Необходимо снять мышечное напряжение и наби­рать соответствующее количество часов разгрузки позвоночни­ка, как основу лечения сколиоза, без чего не может быть желае­мого результата. В положении лежа можно смотреть телевизор, поспать и отдохнуть перед нагрузкой в полном, по возрасту, объе­ме по лечебной гимнастике. Длительность занятия для дошколь­ников 20 минут, школьников младших классов - 30-40 минут, для старшеклассников 45-50 минут. После занятия ребенок должен лечь на 15-20 минут, необходимо отдохнуть после нагрузки, на­бирать количество времени разгрузки позвоночника и принять своего рсда массаж, лежа спиной на ипликаторе Кузнецова. Пос­ле этого можно встать.

Писать и читать рекомендуется за столом в коленно-локтевом положении: стоя на коленях на низком мягком стуле или пуфике, руками продвинуться вперед по столу, или просто подойти к сто­лу с опорой на руки, приняв наклонное положение с освещением слева.

В положении сидя высота стола должна быть такой, чтобы ре­бенок мог положить руки на стол, не поднимая плеч.

При невыполнении врачебных рекомендаций в период учебы с 5 по 9 класс сколиотическая деформация может увеличиться с I до III, более тяжелой, крайне трудно поддающейся лечению сте­пени. Инвалидность наступает при III- IV степени тяжести искрив­ления, при этом могут появиться клинические симптомы: голов­ная боль и боль в позвоночнике, нарушается функция внутрен­них органов, в первую очередь сердца и легких.

Проблема лечения сколиоза не столько медицинская, сколько медико-педагогическая. Врач выявляет сколиотическую дефор­мацию и объясняет, в чем заключается лечение, а от родителей зависит правильная организация лечения в домашних условиях после проводимого курсами лечения в амбулаторных условиях.

Сильные мышцы спины грудного отдела и сильные мышцы брюшной стенки обеспечивают сохранение правильной осанки и приостанавливают прогрессирование сколиоза.

Комплекс корригирующей гимнастики должен выполняться толь­ко после отдыха, т.к. физически уставший ребенок не в состоя­нии точно выполнить упражнение даже безтельной на­грузки. Лечебная гимнастика без учета выносливости мышечной системы приводит к отрицательным последствиям. Предлагаемые комплексы лечебной гимнастики являются ори­ентировочными, на основании их мсвкно составить и другие, учи­тывая методику лечебной физкультур в разгрузочном для по­звоночника горизонтальном положении без наклонов и поворо­тов туловища в разные стороны; во время выполнения лечебных упражнений ребенок должен активно тянуться вперед, сводить лопатки, голову не запрокидывать (плоскость лица —параллельно полу); не допускать переразгибания переразнибания поясничного позво­ночника (в положении лежа на животе прямые ноги с пола не поднимать); в положении лежа на спине прямые ноги понимать и опускать только поочередно; включать в процедуру упражне­ния с предметами (гимнастическая палочка, гантели эспандеры, манжеты, у гимнастических снарядов (шведская стемса, гимнас­тическая скамейка), включать упражнения в балансировке с не­большим грузом на голове, упражнения на равновесия и эординацию движений, дыхательные упражнения.

При сколиотической болезни любой тяжести и локализации большее применение находят симметричные упражнения, кото­рые отвечают всем требованиям лечения сколиоза. Их корриги­рующий (выравнивающий эффект) связан с неодинаковым на­пряжением мышц: при попытке сохранить симметричное поло­жение частей тела во время основных упражнений (в положении лежа на животе) - более ослабленные поверхностные мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, работают с большей нагрузкой, чем более сильные поверхностные на противоположной стороне этого же отдела позвоночника, частично ослабевает и поддается обратному развитию, растягивается мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.

В этом проявляется физиологическая асимметрия, т. е. выраженный корригирующий эффект симметричных упражнений свя­зан с физиологическим перераспределением нагрузки на различ­ие мышечные группы. В итоге мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, прогрессирование деформации при­останавливается. К тому же следует учесть, что глубокие пара- вертебральные мышцы на выпуклой стороне функционально бо­лее активны, ,им придается значение в механизме ротации по­звонков.

Асимметричное воздействие заключается в лечении положени­ем с концентрацией своего лечебного действия локально, на данном участке позвоночного столба. Например, в положении лежа и отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза в пояс­ничном отделе изменяется положение таза, и дуга сколиоза уменьшается. Дуга верхнегрудного искривления будет уплощаться за счет изменения положения плечевого пояса. При S - образной х зрме искривления эти способы коррекции сочетаются.

Дополнительным элементом кинезотерапии является трениров­ка подвздошно-поясничной мышцы по Кону. При сколиозе грудо­поясничного отдела позвоночника с одним изгибом с вершиной искривления строго на уровне XII грудного - I поясничного по­звонков врачом-ортопедом назначается тренировка подвздошно- поясничной мышцы на стороне вогнутости искривления. Эта мышца создает важную уравновешивающую силу. Укрепление ее заключается в сгибании бедра с определенным грузом в положении лежа на кушетке.

Лечебный массаж, как средство пассивной гимнастики проводится с целью расслабления поверхностных мышц на вогнутой стороне элиотической дуги и стимуляции их на выпуклой, а детям младшего возраста и массаж брюшной стенки. Курс не менее 15, можно и больше сеансов не реже одного раза в квартал. Массаж пока­зан как при нарушении осанки, так и при сколиозах всех степеней тяжести, но не после физиотерапевтических процедур особенно с применением лекарственных средств. Применение массажных масел и кремов во время массажа можно рекомендовать только пои потливости больного или влажных рук массажиста. Лучше наносить немного вазелина или масла только на кисти рук массирующего. По окончании массажа необходимо сразу снять крем, вазелин, масло или присыпку салфеткой или полотенцем, смо­ченным в теплой воде, в одеколоне (кроме лечебных растирок с применением финалгона, апизартрона и т.п., которые назначают­ся в основном при корешковых болях у взрослых).

Из физиотерапевтических процедур обеспечивает избиратель­ную тренировку ослабленных и растянутых мышц спины элект­ростимуляция (и в данном методе лечения имеет место асим­метрия), т.е. электрогимнастика, а также электрофорез с кальци­ем и мумие, магнитотерапия.

Третьим, обязательным условием лечения сколиоза является недопущение расшатывания позвоночника, увеличение его гиб­кости, максимальной подвижности. Все лечебные средства дол­жны быть направлены на остановку, блокирование прогрессиро­вания сколиоза, достижение стабилизации процесса является благополучным результатом лечения. Усиление мобильности ско- лиотической деформации используется при прогрессирующих сколиозах для максимального растягивания позвоночника перед операцией фиксации его с помощью металлических конструкций, о чем у большинства больных не должно быть речи.

Все, что увеличивает амплитуду движения позвоночника, про­тивопоказано: акробатика, борьба, каратэ, танцы, любой вид спорта, с тренировками по 2-3 часа 3-4 раза в неделю, даже пла­вание как спорт с его нагрузочными разминками способствуют увеличению деформации вплоть до выраженной И и III степени. Методика обучения плаванию, как и само лечебное плавание, в значительной степени отличается от обычной, применяемой в спортивной практике. Целесообразно плавание при сколиозе толь­ко в комплексе с корригирующей гимнастикой и массажем, со­здав предварительно сильный мышечный корсет.

К противопоказаниям относятся также перенос тяжестей: друг друга, младших сестер и братьев, полное ведро воды. Но себя надо обслуживать, в школе дежурить, помогать дома - вес по возрасту должен быть ограничен: для детей младших классов до 2,5 кг, средних 4-5, старших - не более 10 кг.

Противопоказано поднятие штанги и тяжелых гантелей в поло­жении стоя и сидя, участие в строительных и земельных рабо­тах (пока растет ребенок), школьники освобождаются от полевой практики.

Сколиоз порой непредсказуем в своем течении. Как и с любым другим заболеванием, организм борется и с этим, только нужно помочь ему справиться с ортопедической деформацией. Необ­ходимо помнить, что попытка добиться коррекции искривления на фоне мобилизации позвоночника может привести к снижению его стабильности и нарушению компенсации.

Следует еще раз подчеркнуть, что залог успеха - в разгрузке, работе а не расшатывании позвоночника. В случае, если хотя бы одно из этих условий не выполняется, расчитывать на успех не приходится.

Учащиеся, больные сколиозом, освобождаются от уроков физ­культуры по основной программе. Нагрузочный бег, прыжки в дли­ну и в высоту на результат исключаются.

Рабочее место в классе ученику занимать нужно в одном из трех рядов, посоветовавшись с врачом. Общепринято, что книги лучше носить в ранце за спиной. Если учащийся пользуется пор­тфелем или сумкой, необходимо получить консультацию, как и в какой руке их носить.

Следует обратить внимание на внешкольные мероприятия. За­нятия в музыкальной, художественной школах, различных круж­ках не дают возможности выполнить в полном объеме первое условие - разгрузку позвоночника, и, как результат этого угнета­ется ростковая зона межпозвоночных дисков, деформация труд­но поддается лечению, часто сколиоз прогрессирует, может сфор­мироваться и передний реберный горб на вогнутой стороне дуги.

Сколиоз и нарушение осанки довольно часто сочетаются с плос­костопием как проявление нервно-мышечной и соединительно­тканной недостаточности и при этой патологии.

В рацион полноценного питания ребенка необходимо включать продукты, содержащие фосфор и кальций, особенно необходи­мые для формирования костной ткани растущего организма

Регистратура - 92-95-28

Щербаков Евгений Дмитриевич

врач ортопед-травматолог, вертеброневролог, член-корреспондент международной академии информации при ООН

Щербаков Дмитрий Евгеньевич

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ">'+addy_text55774+' '; //-->

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.