Опытная массажистка делает пациенту массаж спины эмоции

Задача 1. Напишите список известных вам эмоционально - волевых состояний и классифицируйте их.

Задача 2. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются различные эмоции и выделите основные структурные компоненты данных эмоций (предмет, эмоциональная окраска, потребность.

Задача 3. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях.

а) Учитель видит, что ученик списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание.

б) Опытная массажистка делает пациенту массаж спины.

в) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.

г) Девушка получила от любимого письмо из армии.

д) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.

е) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.

ж) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.

з) В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой.

Задача 4. Опишите ситуации, в которых проявляются основные функции эмоций.

Задача 5. Определите, какие функции эмоций актуализируются в следующих ситуациях:

а) Собираясь на первое в своей жизни свидание, девушка сильно волнуется. Ее руки дрожат, когда она собирает волосы в прическу, а сердце учащенно бьется.

б) Не подготовившийся к семинару студент так боялся, что его спросят, что был не в состоянии реагировать на смешные истории, которые рассказывал ему сосед по парте.

в) От страха при виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь.

г) Услышав любимую мелодию, доносившуюся из приемника, девушка отложила на время книгу и поспешила прибавить звук.

д) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек чувствовал себя настолько счастливым, что даже не заметил, как начался дождь.

е) Разозлившись на своего любимого кота, испортившего обивку на новом диване, хозяйка отшлепала его.

ж) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, девушка смутилась, и на ее щеках выступил румянец.

з) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл.

к) После серьезной ссоры с другом у девушки пропал аппетит, и уже через неделю она выглядела изрядно осунувшейся и похудевшей.

Задача 6. Перечислите известные вам чувства и классифицируйте их по группам (интеллектуальные, моральные и эстетические).

Задача 7. Какой вариант поведения наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева?

Задача 8. Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.

Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Прямое выражение гнева: __________________

Б. Косвенное выражение гнева: ________________

В. Сдерживание гнева: ________________________

Задача 9. Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею).

а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант.

г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.

Задача 10. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды стресса.

Разработайте рекомендации о том, как можно оптимизировать влияние стресса на человека в данных ситуациях.

Задача 11. Определите, какие из нижеперечисленных эмоций встречаются у вас чаще всего, оцените их частоту и интенсивность по десятибалльной шкале:

3. Уныние, депрессия

7. Ощущение беспомощности

9. Чувство одиночества

11. Беспокойство, нетерпеливость

13. Ощущение, что вас не любят.

Если эмоция оценивается выше, чем 5 баллов, она должна рассматриваться как показатель высокого уровня стресса.

Опишите типичные ситуации, в которых возникают данные эмоции и предложите способы регуляции стресса в данных ситуациях.

Воля

Задача 1.Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, верны, а какие — нет?

1. Единственный критерий проявления воли в поведении — волевые качества личности.

2. Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его.

3. Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

4. Аристотель впервые рассмотрел действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные.

5. Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению.

Задача 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Критерием проявления воли является.

а) волевое действие;

б) выбор мотивов и целей;

в) волевые качества личности;

г) все ответы верны;

д) вес ответы неверны.

2. Волевое поведение выполняет функцию.

а) преодоления препятствий на пути к цели;

б) гармонизации мотивов;

в) устранения внутренних конфликтов;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Задача 3.Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что — к волевому поведению.

Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста, аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели, преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом, самоконтроль, планирование возможностей достижения, борьба мотивов, принятие решения, выбор между двумя равнозначными возможностями, снятие внутреннего напряжения, самоубеждение, релаксация, рефлексия, внутренний диалог с самим собой, смысловое связывание, создание новых мотивов-стимулов, самоподкрепление, формирование длительного намерения, построение жизненной стратегии, волевое усилие.

Задача 4. Проанализируйте отрывки. О каких волевых качествах в них идет речь?

2. . Каждый имел или искал (и находил) точку опоры не только в самом себе, но и еще в каком-то деле или интересе. Главным делом для большинства была борьба с фашистами, защита Ленинграда — это держало прежде всего. (А. М. Адамович, Д. А. Гранин)

3. Мир станет поистине подлинным только после того, как я его переделаю. (Ален Боске)

4. Ничто не делает жизнь так легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели. (Шиллер)

Задача 5.Выберите из предложенного списка слова, относящиеся к характеристике волевого поведения.

Мотив, саморегуляция, самооценка, желание, рефлексия, надежность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, свобода выбора, энергия, потребность, риск, авантюризм, импульсивность, дисциплинированность, ответственность, волюнтаризм.

Задача 6.Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли.

1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

5. Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.

Задача 7.Разным возрастам свойственна разная степень сформированности волевой регуляции и волевых качеств. Определите, что из приведенного списка свойственно детям младшего школьного возраста, подросткам и старшеклассникам.

Дифференциация мотивов волевой регуляции; смелость; организованность; гибкость волевой регуляции; исполнительность; целенаправленность; использование физических действий в волевой регуляции (зажмуривание глаз, сжимание кулаков, напряжение мышц и т.д.); настойчивость; введение ограничений в распорядок собственной жизни; включение в волевую регуляцию познавательных мотивов; самоконтроль; включение в волевую регуляцию мотивов самоизменения; использование психических действий в волевой регуляции (выдержка, упорство, самовнушение, самоприказ и т.д.); самостоятельность в постановке целей волевой регуляции; умение ставить отдаленные цели; центрация на оценке результатов деятельности; увеличение осознанности в постановке целей волевой регуляции; волевое усилие в интеллектуальной деятельности; стремление к воспитанию у себя определенных качеств; выдержка; решительность; инициативность.

Задача 8.Оцените приведенный список слов с точки зрения того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с сильной и слабой волей.

Надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выполню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избегаю, непременно, попробую, справлюсь, обязательно, отложу, стремлюсь, добиваюсь, сдерживаюсь.

Задача 9.Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций.

1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.

2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5-6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе.

3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.

4. Шестиклассник В., чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня.

Задача 10. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.

1. Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти. (Бальзак)

2. В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя. (Бэбкок)

3. Сколько дорог избирает и сколько находит доводов сердце, чтобы достичь того, к чему оно стремится. (Дюма-сын)

4. Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям. (Ирвинг)

5. У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. (Леопарди)

6. Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней. (Плиний Младший)

7. Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их. (Цицерон)

8. Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее. (Эбнер-Эшенбах)

9. Серьезное стремление к какой-либо цели — поистине половина успеха в ее достижении. (В. Гумбольдт)

10.Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения. (Ф. Рузвельт)

1. Напишите список известных вам эмоциональных состояний и классифицируйте их.

2. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются различные эмоции и выделите основные структурные компоненты данных эмоций (предмет, эмоциональная окраска, потребность.

3. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях.

а) Учитель видит, что ученик списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание.

б) Опытная массажистка делает пациенту массаж спины.

в) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.

г) Девушка получила от любимого письмо из армии.

д) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.

е) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.

ж) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.

з) В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой.

5. Опишите ситуации, в которых проявляются основные функции эмоций.
6. Определите, какие функции эмоций актуализируются в следующих ситуациях:

а) Собираясь на первое в своей жизни свидание, девушка сильно волнуется. Ее руки дрожат, когда она собирает волосы в прическу, а сердце учащенно бьется.

б) Не подготовившийся к семинару студент так боялся, что его спросят, что был не в состоянии реагировать на смешные истории, которые рассказывал ему сосед по парте.

в) От страха при виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь.

г) Услышав любимую мелодию, доносившуюся из приемника, девушка отложила на время книгу и поспешила прибавить звук.

д) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек чувствовал себя настолько счастливым, что даже не заметил, как начался дождь.

е) Разозлившись на своего любимого кота, испортившего обивку на новом диване, хозяйка отшлепала его.

ж) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, девушка смутилась, и на ее щеках выступил румянец.

з) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл.

к) После серьезной ссоры с другом у девушки пропал аппетит, и уже через неделю она выглядела изрядно осунувшейся и похудевшей.

7. Перечислите известные вам чувства и классифицируйте их по группам (интеллектуальные, моральные и эстетические).

8. Какой вариант поведения наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева?

9. Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.

Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Прямое выражение гнева: __________________

Б. Косвенное выражение гнева: ________________

В. Сдерживание гнева: ________________________

10. Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею.

а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант.

г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.

11. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды стресса. Разработайте рекомендации о том, как можно оптимизировать влияние стресса на человека в данных ситуациях.

12. Определите, какие из нижеперечисленных эмоций встречаются у вас чаще всего, оцените их частоту и интенсивность по десятибалльной шкале:
1. Гнев
2.Тревога
3. Уныние, депрессия
4. Отчаяние
5. Разочарование
6. Чувство вины
7. Ощущение беспомощности
8. Раздражение
9. Чувство одиночества
10. Ярость
11. Беспокойство, нетерпеливость
12. Застенчивость
13. Ощущение, что вас не любят.


Если эмоция оценивается выше, чем 5 баллов, она должна рассматриваться как показатель высокого уровня стресса.
Опишите типичные ситуации, в которых возникают данные эмоции и предложите способы регуляции стресса в данных ситуациях.

Тема 6. Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.

1. Понятие личности

2.Основные концепции личности

Понятие личности

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

- человек – наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни. Продукт общественно – трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально – родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

- индивид – конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;

-индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально – приобретённых свойств.

Человек, как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

-человек - наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

-индивид – конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;

-индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойства.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно -мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своими социальными обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т.д. эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо – физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

Автономность личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации и персонализации.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентаций. Социально ценная стратегий – высоконравственная самореализация личности, выработка духовного стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить социально ценным жизненными перспективами.

Основные концепции личности

Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются , это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональны и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного ( подсознательного) и многое другое - вот далеко не полный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи : во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством); во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы. Это главные проблемы общей психологии.

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго-посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями- с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегания угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.


Рисунок 3 – Я и ОНО в структуре личности

Ученик З.Фрейда Карл Юнгпродолжил исследование психики человека. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психически-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детального описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг назвал эти бессознательные образы архетипами коллективного бессознательного.

Экстраверсия и интроверсия- всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущения, интуиция.

Практическое задание по теме 6. Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.

Человек как личность

1. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.
а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.

в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.

д) Мальчик записался в шахматный клуб.

е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

3. Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической структурой личности: познавательная сфера, потребностно -мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера, способности, характер, самосознание.

4. Саша – типичный представитель сангвинического темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего?

5. Оля – типичный представитель меланхолического темперамента. Какие черты личности могут сформироваться у нее?

6. Виталий – ученик шестого класса, низкорослый и щупленький, слабо развит физически, внимание не отличается устойчивостью, поэтому невелики успехи в учебе. Какой из вариантов развития личности наиболее вероятен?

7. Приведите примеры проявления такого личностного свойства как тревожность на различных возрастных этапах – в подростковом, зрелом, старческом возрасте.

8. Спрогнозируйте, какие личностные черты могут сформироваться у ребенка в различных социальных условиях при благоприятных и неблагоприятных воспитательных воздействиях.

9. Разработайте рекомендации по оптимизации неблагоприятных воспитательных воздействий на ребенка социальной среды.

10. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Напишите, как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

Самосознание

1. Придумайте и опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируется самосознание.

2. Приведите примеры актуализации в сознании человека различных "образов Я" : "настоящее Я", "динамическое Я", "идеальное Я", "ретроспек­тивное Я", "функционально-ролевое Я", "изображаемое Я", "социаль­ное Я", "физическое Я", "духовное Я".

3. Опишите множество жизненных ситуаций, в которых происходит актуализация различных типов самооценки: адекватной, неадек­ватно завышенной и неадекватно заниженной.

4. Разработайте множество психологических рекомендаций по взаимодействию с людьми, имеющими разный тип самооценки.

5. Какие способы психологического воздействия способствуют повышению самооценки.

6. Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:

а) Уверенность в себе.

в) Высокая критичность по отношению к окружающим.

д) Стремление манипулировать другим человеком.

ж) Склонность выбирать работу полегче.

з) Любовь к лести.

7. Опишите множество жизненных ситуаций (не менее 20), в которых происходит актуализация механизмов психологической защи­ты. Определите, какие механизмы психологической защиты в них проявляются.

8. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного сти­ля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая оде­жда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необ­ходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

д) Анна, звезда женского футбола, во время игры порвала связки на ноге. Когда врач сказал, что она никогда не сможет играть в футбол, она принялась старательно изучать методику работы футбольного тренера.

е) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

ж) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

з) Ольга постоянно забывает поздравить отца, который ушел в другую семью, с днем рождения.

и) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.

к) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

В последнее время нам с сожалением приходится наблюдать падение престижа такой замечательной проффессии как массажист, а ведь хороший специалист в массаже всегда, во все времена и у всех народов почитался почти как доктор и был лучшим помощником врачей-физиотерепевтов, ортопедов, реабилитологов, тренеров-спортсменов.

Связано это, на мой взгляд, кроме всех прочих причин, с недостаточным уровнем подготовки массажистов. Поэтому, ещё незрелый специалист, не имеющий достаточно опыта и знаний вынужденно совершает ошибки, которые мы потараемся сегодня обобщить.

По степени важности:
1. Пренебрежение принципом постепенности.
2. Злоупотребление смазочным материалом.
3. Неумение правильно распределять нагрузку.
4. Незнание топографической анатомии.
5. Неучтение индивидуальных особенностей организма пациента.
6. Психологические проблемы ( панибратство или агрессия )
7. Несоблюдение правил гигиены.
8. Применение однообразных техник.

1. Пренебрежение принципом постепенности.

По нашим наблюдениям - самая распространённая ошибка!
Массажисты не учитывают тот факт, что кожа очень хороший теплоизолятор, поэтому для того, чтобы разогреть ткани требуется достаточно много времени. Показателем, на мой взгляд, "достаточности", готовности ткани к более глубокому воздействию кроме объективных проявлений ( гиперемия, гипертермия ), должно служить субъективное ощущение массажиста - ощущение "податливости", эластичности всё более глубоких слоёв. Если же принцип постепенности не соблюдается, мы имеем жалобы пациентов на слишком болезненный массаж, и тут аргументы типа "всем делаю - и ничего, а этот - нежный какой. " не работают, ведь у каждого из пациентов разный порог чувствительности и конвеерный метод не годится.

Так же имеет значение выбор темпа и ритма, в котором производится массаж, ведь давно замечено, что медленный ритмичный массаж расслабляет ткани, а быстрый аритмичный наоборот - тонизирует. В литературе про массаж можно встретить выражение "хороший массаж - это такой, после которого пациент чувствует тепло во всём теле", но опыт учит нас, что ощущения тепла добиться достаточно просто, а вот расслабить спазмированные мышцы пациента, не причинив при этом боли - это показатель профессионализма массажиста.

Я сознательно поставил "массажные техники" на последнее место и "постепенность" на первое, ведь пациенту, как правило, всё-равно какую технику вы используете, зато ему далеко не безразлично с какой силой производятся массажные движения. Несколько раз мне приходилось выслушивать рассказы о пациентах, которые посреди массажа вставали и возмущённые уходили, иногда требуя назад свои деньги: в наше время никто не хочет терпеть боль, да ещё и за деньги..правда, некоторым массажистам удаётся доказать, что массаж ДОЛЖЕН быть болезненным, но, стоит пациенту попасть к нормальному профессионалу, как он начинает понимать разницу и больше к тому "гестаповцу" вы его калачём не заманите.

2. Злоупотребление смазочным материалом.
В Израиле существует тенденция "не жалеть массажное масло" ( благо у работающих по найму оно бесплатное! ), есть даже пациенты со стажем, которые просят "лить больше", наивно полагая, что в этом и заключается целебная сила массажа.. Итак - что мы имеем в случае переизбытка смазочных средств ? - поверхностный массаж..и только! Как бы не старался массажист, он не сможет глубоко "проработать" мышцы пациента, а, если будет очень стараться, то я не завидую его рукам в конце процедуры. Массаж таких "массажистов" начинается и заканчивается поглаживанием и растиранием, впрочем, кому-то из пациентов этого вполне достаточно, особенно если массажистка блондинка и молодая и сложена неплохо..

3. Неумение правильно распределять нагрузку.
Ох, как это актуально у наших массажистов! Бедолаги, как они сами мучаются от болей в спине!! А ведь причина только одна - неумение ПРАВИЛЬНО распределить нагрузку на работающие конечности, выбрать удобную позу, правильно ставить руки во время массажа.Мало того, что большинство массажных движений делается в наклонной позиции, да ещё и с поворотом вокруг собственной оси ( массажист стоит сбоку от пациента рядом с поясницей повернувшись лицом в стороны головы последнего и совершает массажные движения вдоль позвоночника от поясницы до головы ), при этом избыточную статическую нагрузку испытывают не только выпрямители спины, но и косые мышцы живота, не говоря уже о трапеции и межлопаточных..постойте просто так в такой позе минут 20-30! Но речь не только о вреде, наносимом масажисту собственному здоровью, но и о невозможности произвести полноценный массаж с глубоким проникновением в мышечную массу.

Особенно это становится актуально, когда нет возможности регулировать высоту массажного стола. Отдельного внимания заслуживают сами массажные движения, вернее способ, которым мы их совершаем: одно и то же поступательное движение рукой можно совершать в локтевом, плечевом суставе при фиксированной слегка наклонённой пояснице, а можно и с помощью вращательного движения бёдер и таза, перенося вес тела с одной ноги на другую, передавая энергию вращения рукам массажиста ( аналогия - ударные техники в восточных единоборствах ). Это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Однажды, Вашему покорному слуге пришлось наблюдать, как в нашей клинике один хороший массажист сделал подряд 13 пятидесятиминутных массажей, так вот последние 3-4 он делал на автопилоте, но руки при этом не устали, хотя привык работать с отдачей Здесь ещё уместно вспомнить, что массаж - это ещё и искусство, а значит, как и любое искусство предаётся от учителя к ученику, от мастера к подмастерью, поэтому как бы не были обширны Ваши теоретические знания, старайтесь совершенствовать свои практические навыки, хуже от этого не будет никому.

4. Незнание или недостаточное знание топографической анатомии.
Одна из основных задач любой массажной процедуры - стимулирование обменных процессов в тканях человеческого организма, на мой взгляд достаточное основание для того, чтобы изучить анатомию человека, взаиморасположение органов и систем, источники их иннервации и кровоснабжения. На практике же иногда приходится наблюдать какой-то бессистемный, геометрический массаж, перескакивание с одной группы мышц на другую без учёта расположения магистральных сосудов и нервных стволов.

Достаточно вспомнить, что венозные сплетения позвоночника не имеют клапанов, поэтому так часты застойные явления в них( не отсюда-ли утренние боли в пояснице, хотя сон, казалось бы, должен приносить облегчение? ), поэтому совершая массажные движения против направления движения венозной крови, мы только усиливаем застой. Расположение магистральных сосудов и нервных стволов - это "дорожная карта"
массажиста, двигайтесь вдоль движения крови и лимфы, не создавайте излишнее давление на нервные сволы и сплетения - и избежите многих проблем.

5. Индивидуальные особенности пациента.
Вы не задавались вопросом: почему в наш технологичный век ещё не создана идеальная машина для массажа ( те, что есть не всчёт )? Да потому, что каждый организм имеет свои индивидуальные, только ему присущие особенности, одним из которых является порог болевой чувствительности. Умение почувствовать во время сеанса уровень болевой чувствительности, совершать "подпороговый" массаж - это ещё одно отличие высокого профессионала от новичка или
диллетанта.

Однажды,во время тура в Турции, мне пришлось наблюдать как в турецкой бане один, казалось бы опытный массажист, делал практически один и тот же жёсткий массаж и мужчинам "в теле" и тоненьким девушкам и бальзаковским тётям - палитра эмоций была от "блаженства" до криков беременных женщин во время фазы изгнания плода! Причём, самое интересное, что многие "пострадавшие" думали, что в их муках и заключается лечебная сила турецкого массажа.

6. Психологические проблемы.
Панибратство или агрессивное поведение по отношению к пациенту, на мой взгляд, вырастают из неуверенности в себе самого массажиста, или, что ещё хуже, из мании величия. Со временем это проходит, ну, а если нет - Вы почувствуете это на количестве Ваших пациентов (как правило - оно снижается).

7. Несоблюдение правил гигиены.
Чистота и опрятность массажиста - необходимое условие для работы с людьми. Поэтому, даже если Вам хочется заработать сегодня побольше, не торопитесь - приведите себя в порядок, поменяйте одежду, наведите порядок в офисе, а затем принимайте следующего больного, поверьте - лишние полчаса не сделают погоды, а уважение к Вашему бизнесу будет сохранено!

8. Применение однообразных техник.
Владение большим арсеналом технических приёмов - это не только показатель класса массажиста, но и возможность оказать пациенту более "качественную" помощь. Многие массажисты, работу которых приходилось наблюдать, пренебрегают приёмом разминания, особенно на плоских мышцах. Так же забывают о простом, но очень действенном приеме "пассивные движения в суставах". Аргументы: пациент и так доволен. Но, спросите его через полчаса-час
после массажа - что он чувствует? Думаю, что большинство уже забудут о том, что были у массажиста.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.