Оценка осанки формы стоп


врач-ортопед высшей категории

Запись на прием по тел. 8 926 602 71 77

Ортопедия - детям! Для чего?

Известно, что все дети рождаются с плоскими стопами, а ноги и осанка далеко не сразу ста­новятся стройными. К сожалению, иногда ноги не становятся стройными вовсе, а осанка оставляет желать лучшего на всю жизнь. Скачки роста, прибавка в весе, уровень физической активности и развития, пол, гене­тические особенности - от этих факторов в основном зависит тип осанки и какая форма стоп и ног будет у вашего ребёнка. Ростовые скачки не всегда протекают безболезненно. В определённые периоды жизни дети могут жаловаться на быстрое уставание, дискомфорт и даже боли в ногах и спине.

Своевременная профессиональная помощь сохранит осанку и стопы вашего ребёнка здоровыми и подготовит их к трудностям взрослой жизни.

Стопа и . осанка?

Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь. Все де­ти рождаются плоскостопными, своды стоп, как и изгибы позвоночного столба, начинают активно формироваться с началом прямохождения.

Стопы Ваших детей пронесут их по всей жизни. Считается, что с первых шагов ребёнка и до старости человек пешком огибает землю 4 раза. Стопа - это ком­плексная структура, состоящая из 26 костей, соединённых особым образом связками, суставами, мышцами и сухожилиями.

При рождении стопы детей ещё не сформированы, а будущие костные структу­ры представлены хрящом. Первый этап формирования сводов стопы заверша­ется к 8-9 годам, когда стопа ребёнка по форме начинает быть похожей на сто­пу взрослого. В период гормонального созревания происходит дальнейшая перестройка, направленная на функциональное совершенствование структур сто­пы.


Компенсаторный сколиоз в результате Восходящая цепь перегрузок и

валгусного отклонения стопы и повреждения при плоско-валгусных стопах

Форма ног ребенка.


Возрастное созревание сводов стопы.

С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпе­вает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны за­нять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (± 5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.


Судя по результатам многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очерта­ния, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повы­шенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.


Минусы цивилизации.

К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегапо­лисов. Так, по данным А.Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых подростков москвичей в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.



При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчи­вость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В мно­голетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся - уплощается и деформируется.

Поэтому, уважаемые родители, будьте крайне внимательны в вопросах здоровья своего ребенка, и, прислушиваясь к их жалобам или сумев разглядеть проблему самим, вовремя диагностируйте какие-либо отклонения в развитии вашего чада.

Если вы отдали или собираетесь отдать своего ребенка в какую-либо спортивную секцию (бокс, борьба, футбол, гимнастика и т.д), советуем вам провести проверку готовности детского организма к нешуточным физическим нагрузкам. Очень часто у детей школьного и дошкольного возраста МРТ-исследование диагностирует следующие отклонения:

  • сколиоз различной степени (искривление позвоночника);
  • протрузии межпозвонковых дисков;
  • компрессионные переломы позвоночных суставов.



ЭФФЕКТИВНАЯ ПОМОЩЬ:

Чтобы оценить осанку и правильно поставить диагноз специалистами используется несколько методов исследования позвоночника. К ним относятся осмотр пациента, функциональные пробы, инструментальные методы, а при необходимости - таблицы для оценки роста и веса, инструменты для измерения пропорций туловища и положения таза, рентген.

Какими методами можно исследовать нарушения осанки в домашних условиях? Чтобы оценить осанку и правильно поставить диагноз специалистами используется несколько методов исследования позвоночника. К ним относятся осмотр пациента, функциональные пробы, инструментальные методы, а при необходимости - таблицы для оценки роста и веса, инструменты для измерения пропорций туловища и положения таза, рентген.

Из инструментальных методов хочется особо отметить компьютерную оптическую томографию, которая позволяет обнаружить деформацию позвоночника и связанных с ним частей опорно-двигательного аппарата на самых ранних стадиях. В отличие от рентгена, ее можно использовать как угодно часто, отслеживая изменения осанки. К сожалению, необходимая для этого аппаратура есть далеко не в каждом диагностическом центре, и бесплатно такое обследование не делают.

Мы приведем простые и доступные в домашних условиях методы исследования осанки.

Для осмотра ребёнок должен разуться и раздеться до трусов (а лучше полностью), встать в обычной для себя позе (не по стойке "смирно"), поставить стопы параллельно на расстоянии одной ступни и смотреть прямо перед собой. Чтобы лучше оценить способность ребенка произвольно исправлять осанку, желательно использовать зеркало. Нарушения осанки, которые поддаются сознательному исправлению (функциональные), вылечить намного легче, чем органические, вызванные не просто привычкой сутулиться, а изменениями в мышцах и, тем более, в связках, хрящах и костях.

Проверьте для начала состояние ног. Помимо того, что плоскостопие, X- или О-образное искривление ног и сами по себе являются причиной для беспокойства и требуют лечения, они почти всегда сочетаются с нарушениями осанки.

Осмотр сбоку (в сагиттальной плоскости). Вертикальная линия, проходящая сверху вниз через все тело, должна соединять мочку уха, вершину плеча, задний край тазобедренного сустава, заднюю поверхность коленной чашечки и передний край лодыжки. Если воображаемой линии вам недостаточно, можно использовать отвес из нитки с грузиком.

Голова должна находиться в положении, при котором угол рта и угол нижней челюсти расположены на одной высоте, лоб и подбородок - на одной вертикальной линии, затылок и надплечья соединяются плавной дугой. Опущенная голова или вытянутая вперед шея, усиленный или уплощённый шейный лордоз изменяют положение остальных частей позвоночника. Обратите внимание на выраженность грудного кифоза и поясничного лордоза, степень выпуклости грудной клетки, грудного отдела спины, живота, на коленные суставы - находятся ли они в нормальном положении, излишне согнуты или переразогнуты. При осмотре сбоку могут быть видны крыловидные, не прилегающие к спине лопатки.

Осмотр спереди (фронтальная плоскость). Начните осмотр с лица и головы. Их асимметрия и другие отклонения формы черепа и лица от нормы обычно являются признаками врожденных нарушений развития опорно-двигательного аппарата. Обратите внимание на положение головы: расположена она прямо или наклонена вперед, назад или вбок, повернута влево или вправо. Посмотрите, подняты или опушены плечи, на одном ли уровне они находятся, симметрично ли расположены ключицы, соски, оцените форму грудной клетки: она может быть воронкообразной, впалой, цилиндрической, бочкообразной, уплощенной.

Измерьте расстояние от кончиков пальцев опущенных рук до пола: неодинаковую высоту плеч можно не заметить при осмотре, и такое измерение позволит выявить асимметрию плечевого пояса. Верхний край трапециевидной мышцы в норме слегка вогнут, а при повышенном тонусе надплечья становятся выпуклыми, как у культуриста. Это часто сочетается с нарушениями в шейном отделе позвоночника, в том числе характерно для его лестничной деформации, когда каждый шейный позвонок чуть смещен вперед относительно нижележащего.

Смещенный в сторону от средней линии пупок говорит об укорочении и повышенном тонусе мышц живота с этой стороны. Треугольники талии (просветы между туловищем и руками) должны быть симметричны. Оцените положение таза - на одном ли уровне расположены гребни подвздошных костей или есть признаки скошенного либо скрученного таза (один гребень выше другого или выступает вперед либо назад). Выпяченный живот - признак слабости мышц брюшного пресса и увеличенного поясничного лордоза.

Осмотр сзади. Обратите внимание на состояние кожи в районе позвоночника. Пигментные и сосудистые пятна, участки усиленного роста волос или слишком сухой и загрубевшей кожи, усиленный рисунок подкожных вен, небольшие кровоизлияния могут быть признаками врожденных нарушений в позвоночнике.

Нарушения положения головы (наклон, поворот) при осмотре сзади хорошо видны по расположению мочек ушей. Еще раз оцените угол наклона и взаимное расположение надплечий. Лопатки должны прилегать к спине; крыловидные лопатки - признак слабости мышц спины и плечевого пояса. Остистые отростки позвонков должны располагаться по прямой линии. У худого человека они хорошо заметны, а если нет, можно прощупать их и отметить фломастером или йодом.

Правая и левая половины тела должны быть симметричны. Отметьте, на одном ли уровне находятся плечи и лопатки, еще раз проверьте симметричность треугольников талии, убедитесь в отсутствии несимметричных мышечных валиков по бокам позвоночника. При искривлении позвоночника во фронтальной плоскости мышечный валик находится на вогнутой стороне дуги, как тетива у лука, а с выпуклой стороны мышцы растянуты и ослаблены.

Чтобы выявить отклонения положения таза, обратите внимание на область поясницы и ягодиц. Одинаково ли прощупываются гребни подвздошных костей? Один из них может быть выше другого. Обратите внимание на крестцовый ромб, образованный по бокам двумя ямками над костями таза, сверху - остистым отростком пятого поясничного позвонка, снизу - вершиной межъягодичной складки. Проверьте форму и положение ягодиц, подъягодичных и межъягодичной складок.

Косое положение таза и нарушения осанки во фронтальной плоскости могут быть вызваны неодинаковой длиной ног (ее проверяют в положении лежа).

Просто нарушения осанки во фронтальной плоскости - это еще не самое плохое. Но они могут быть первым видимым признаком сколиотической болезни.

Осмотр при наклоне вперед (горизонтальная плоскость). Наклоняться при таком осмотре нужно правильно: опустить голову, прижать подбородок к груди и, не сгибая ног и свободно опустив руки, наклонить туловище до горизонтального положения. Спину осматривают и со стороны головы, и сзади. Асимметрия частей туловища при наклоне, поворот плечевого пояса, когда одна рука опускается ниже другой, мышечный валик и выступающие ребра на одной из сторон позвоночника - признаки сколиоза. Для подтверждения этого диагноза необходимо рентгенологическое исследование.

При исследовании позвоночника ребёнка специалист также оценивает его телосложение.

Рост и вес ребенка измерить нетрудно. Беспокойство, в том числе с точки зрения осанки, должны вызывать и слишком худые, и излишне полные для своего роста и типа телосложения дети. Слабые, неразвитые мышцы не обеспечивают правильного формирования физиологических изгибов позвоночника, хуже защищают его от боковых искривлений. Избыточный вес дает дополнительную нагрузку и на мышцы, и на межпозвонковые диски.

Обратите внимание на окружность живота и грудной клетки. Сантиметровой лентой измерьте окружность живота на уровне пупка в позе стоя в обычном положении, а затем - разницу между обхватом максимально втянутого и максимально выпяченного живота. В норме эта разница должна составлять около 15 % от окружности живота в среднем положении. Меньшая разница, особенно в сочетании с выпяченным, отвисшим животом, говорит о слабости мышц брюшного пресса.

Грудная клетка измеряется по горизонтальной линии, проходящей под нижними углами лопаток. Разница между окружностью груди на максимальном вдохе и максимальном выдохе должна составлять около 10% от обхвата груди в нейтральном положении. Меньшие значения, особенно в сочетании с узкой, впалой или деформированной грудной клеткой, - также повод для беспокойства.

Заодно обратите внимание на дыхательный стереотип. В спокойном состоянии, без физической нагрузки идеальным является диафрагмальное дыхание, при котором на вдохе живот чуть выступает вперед, а на выдохе - немного подтягивается.

Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность), и устойчивость - сила и выносливость позных мышц ("мышечного корсета"). Для оценки этих характеристик проводят функциональные пробы гибкости позвоночника, гармоничного развития мышечного корсета.

Гибкость позвоночника. При наклоне вперед молодой человек или подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя - положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) - достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки.

Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (попросту говоря нос) должна повернуться примерно на 110º. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становится видно, что находится прямо за спиной.

Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7-11 лет должно уменьшаться примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше - на 4 см (хотя само это расстояние у более взрослых детей вырастает вместе с остальным телом).

В точных нормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов легко запутаться. Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Если вы не уверены в том, что все отделы позвоночника в сагиттальной плоскости двигаются в соответствии с нормой, обратитесь к врачу.

Еще большую тревогу должна вызывать асимметрия при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: различия в объеме этих движений говорят о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или о сколиозе.

Ограничение подвижности позвоночника - явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами, не менее опасна для позвоночника, чем ограниченная подвижность.

Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь способностью мышц поддерживать статические усилия.

В формировании осанки и поддержании положения туловища главную и одинаково важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений.

Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушения осанки. Представьте себе плохо натянутую палатку - она выглядит кривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так же под влиянием неравномерных усилий позных мышц или их общей слабости "провисает" позвоночник.

Для оценки состояния мышечного корсета применяются функциональные пробы мышц спины, живота и боковых сторон туловища. Это своеобразное тестирование в виде упражнений из статических поз на каждую группу мышц.

Результаты функциональных проб необходимо учитывать при подборе упражнений лечебной физкультуры. Слишком сильные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, слишком слабые - укреплять.

Как уже говорилось, чаще всего нарушения осанки (во всяком случае, у младших школьников) вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком (следствием или причиной) болезни позвоночника, а имеют функциональный характер.

Однако функциональные нарушения осанки никогда не проходят сами по себе и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Органические изменения лечатся долго и сложно, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни.

Начать заниматься лечением нарушений осанки необходимо прямо сейчас, а закончить можно будет не раньше, чем прекратятся рост и формирование опорно-двигательного аппарата, к 18-20 годам. После этого можно продолжать заниматься физкультурой - уже для профилактики остеохондроза.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса.Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Наблюдения дополняются инструментальным исследованием глубины шейнего и поясничного изгибов и длины позвоночника по методу Ковальковой. При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3-4см в младшем школьном возрасте и 4-5,5 см в среднем и старшем; корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи распрямлены и находятся на одном уровне, живот подтянут , ноги прямые. При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперед, плечи опущены. При лордотической осанкеувеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад. Кифотическая осанкахарактеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая , плечи опущены, голова наклонена кпереди , живот выпячен. Выпрямленная осанкахарактеризуется сглаживанием обоих изгибов; спина выпрямлена, живот подобран. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 29-30стр )

2. Методика проведения физиометрии. Физиометрия - определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют ЖЕЛ(спирометрия), мышечную силу рук, становую силу(динамометрия). ЖЕЛявляется показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируется наибольший результат. Точность измерения 50-100мл. Мундштук после каждого обследуемого следует дезинфицировать кипячением. Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперед и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель. Отсчет ведут по шкале в килограммах. Становая сила измеряется становым динамометром. Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, наклоняется , берется за рукоятку динамометра и с усилием выпрямляется. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 24-25стр)

3. Методика проведения соматоскопии. Соматоскопия - при исследовании физического развития наряду с данными, полученными инструментальным путем, учитывают и описательные признаки – данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения и др.) оценивается по трехбалльной системе. Слабое развитие признака обозначается цифрой - 1, среднее – 2, выраженное или большое – цифрой 3. Состояние опорно-двигательного аппарата. Костяк. О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, по ширине плеч. При определении формы ног обследуемый ставит пятки вместе и стоит выпрямившись. Форма грудной клетки определяется при рассматривании в профиль и анфас . Различают грудную клетку цилиндрическую, плоскую, коническую. Может быть смешанной формы; встречаются патологические формы грудной клетки ( куриная грудь, грудь сапожника, другие деформации и асимметрии ). Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Развитие мускулатурыхарактеризуется количеством мышечной ткани и ее упругостью. Степень жироотложения колеблется в значительных пределах и свидетельствует об упитанности обследуемого. Определяется по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя. Толщина жировой складки определяется не только на ощупь, ее можно измерить с помощью скользящего циркуля, который состоит из металлической линейки длиной 26см с миллиметровыми делениями по обеим сторонам. Необходимо учитывать неравномерность распределения жировой клетчатки в связи с возрастными и половыми особенностями . Степень полового развитияявляется неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области; кроме того, у девочек – по развитию молочной железы и времени появления менструаций , а у юношей – по развитию волосяного покрова на лице, кадыка и мутации голоса. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 26-27стр )

4.Методика проведения массы тела ребенка до 1 года. Взвешивание. Масса тела выражает суммарно развитие костно-мышечного аппарата, подкожного жирового слоя и внутренних органов. Взвешивание производят на рычажных медицинских весах типа Фербенкс. Перед взвешиванием весы проверяют и регулируют поворотом специальных винтовых гирь. При взвешивании обследуемый становится на середину площадки весов и стоит спокойно. Перемещением гирь устанавливают равновесие. Точность взвешивания 50г. Взвешивание детей раннего возраста производят на специальных весах в положении лежа или сидя. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 24стр)

5.Методика проведения соматометрии. Соматометрия– включает определение длинников тела, диаметров, окружностей и взвешивание. Длина тела(рост стоя) характеризует состояние пластических процессов в организме. Измеряется с помощью станкового деревянного ростомера или металлического антропометра. Рост сидя в сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. Длина туловища определяется как разность между высотой стояния над полом верхнегрудинной и лобковой точек. Длина верхней конечности определяется высотой стояния плечевой точки - наиболее латеральной выступающей точки акромиального отростка, и высотой стояния пальцевой точки, соответствующий мякоти ногтевой фаланги III пальца. Длина плеча равна расстоянию между плечевой и лучевой точками. Длина предплечья определяется расстоянием между лучевой и радиальной точками. Длина кисти – расстояние от шиловидной точки до пальцевой. Длина нижней конечности определяется высотой стояния вертельной точки, наиболее выступающей точки в верхней части большого вертела бедра; отыскание этой точки у упитанных детей затруднено. Длина бедра определяется высотой стояния вертельной и верхнеберцовой внутренней точек. Длина голени соответствует расстоянию между верхнеберцовой внутренней и нижнеберцовой внутренней точками. Длина стопы определяется по расстоянию между пяточной точкой – наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и конечной точкой- на конце ногтевой фаланги I и II пальца. Для измерения диаметров применяют толстотные циркули (большие и малые). Диаметры головы – переднезадний и поперечный – измеряют малым толстотным циркулем. Измерение окружностей головы, груди, плеча, бедра, голени производят стальной рулеткой или полотняной прорезиненной сантиметровой лентой. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \12-13стр)

6. Методика проведения плантографии. Плантография – это метод снятия отпечатков подошвы стопы (следа) для оценки состояния ее свода. Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклее, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \32-33 стр)

7.Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Состояние опорно-двигательного аппарата.Костяк. О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, по ширине плеч. Различают три типа костяка: тонкий, или узкий(1) , характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; массивный , или широкий(3) , широкими плечами , большими размерами кистей и ступней ; средний (2) занимает промежуточное место. Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Для определения формы позвоночника проводят осмотр его как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольников талии , образуемых линий талии и опущенной рукой. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз). При искривлении в переднезаднем направлении усиливается физиологическая кривизна. Боковые искривления могут захватывать весь позвоночник (полные) и часть его (частичные). В зависимости от направления дуги изгиба различают право – и левосторонние сколиозы. При сколиозах отмечается асимметрия лопаток, уровней плеч и треугольников талии, наличие мышечных компенсаторных валиков. Для определения боковых искривлений позвоночника может быть использован сколиозометр Билли – Кирхгофера, состоящий из плотного кожаного обруча и прикрепленной к нему сантиметровой ленты с грузом на конце. В зависимости от степени искривления различают сколиоз, кифоз и лордоз I , II и III степени.

(Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 26-27стр)

8. Методика оценки физического развития по шкалам регрессии. В настоящее время наиболее распространен метод оценки физического развития по оценочным таблицам - шкалам регрессии. Этот метод дает возможность производить оценку физического развития по совокупности основных показателей ( рост, масса тела, окружность груди). Однако изолированное использование его не отвечает современным требованиям, так как не дает полной характеристики физического развития ребенка. Метод позволяет определить лишь его морфологический статус, но не устанавливает уровень биологического развития. Вместе с тем известно, что темпы индивидуального развития не одинаковы и в любой возрастной группе существуют индивидуумы, значительно опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число таких детей относительно невелико, однако этот факт необходимо учитывать. В связи с указанным предложена комплексная схема оценки физического развития, учитывающая как уровень биологического развития так и морфофункциональное состояние организма.

(Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983\ 45-46 стр )

9. Метод сигмальных отклонений.При индивидуальной оценке физического развития детей и подростков до недавнего времени был широко распространен метод определения сигмальных отклонений основных показателей физического развития от взвешенных средних арифметических данной возрастно – половой группы с последующим графическим изображением профиля физического развития. Сущность этого метода заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки и др.) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения , либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+\ -) делят на среднее квадратическое отклонение (ơ) , получая так называемое сигмальное отклонение. Таким путем устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития. Различают среднее , выше среднего, высокое , ниже среднего и низкое физическое развитие. Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне их взаимосвяи. (Руководство к лабораорым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва 1983\ 45 стр) 10. Метод процентильных шкал.В последнее время для индивидуальной оценки физического развития предложена использование центильных (процентильных) шкал. Получает расспространение разработка материалов антропометрических исследований методом центильного анализа. Это обосновывается тем, что распределение некоторых показателей физического развития характеризуется правосторонней асимметрией и их анализ целесообразно проводить с использованием непараметрических методов. Одним из таких методов является метод центильного анализа. Сущность этого метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака распологают в ряду по классам от минимального до максимального значения и путем математических преобразований весь ряд делят на 100 частей. Пятидесятый процентиль называется медианой. Обычно для характеристики выборки используются не все процентили, а только Р3, Р10, Р25, Р75, Р90, Р97. Рядом исследователей показана возможность использования центильного метода для оценки функциональных показателей, числа постоянных зубов , толщины жировой складки. (Гигиена детей и подростков. Под редакцией В.Н.Кардашенко 96-97 стр)

11. Оценка физического развития по шкале Z-скоров. Оценка физического развития по шкале Z-скоров заключается в расчете числа стандартных отклонений, или сигм,на которое исследуемый показатель массы и длины тела отличается от медианы стандартной популяции.Эту величину и принято называть Z-скором.Он вычесляется по следующему уравнению: Величиной Z-скора характкризуют:1)массу тела для возраста; 2)длину тела для возраста; 3)массу для длины тела; Из уравнения следует ,что если данные антропометрии конкретного ребенка меньше медианы стандарта, то Z-скор будет иметь отрицательное значение.Напротив, если масса тела или длина тела ребенка выше медианы стандартной популяции, то Z-скор будет иметь положительное значение.Таким образом, антропометрические данные каждого ребенка мгут характеризоваться своим значением Z- скора. Для группы или популяции детей может быть рассчитано и статистически оценено значение группового Z-скора. Z-скор в стандартной популяции равен нулю.Чем больше Z-скор в исследуемой группе отличается от нуля,тем больше отличие исследуемой группы детей от эталонной популяции.Для обработки антропометрических данных и расчета индексов разработали специальную компьютерную программу ANTHRO(1990) Для оценки антропометрических показателей определены отправные точки Z-скоров. Недостаточная масса или длина тела ребенка устанавливается при значении соответствующего Z-скора меньше -2.Избыточная масса тела и высокий рост характеризуются значением Z-скора более+2. Показатель Z-скора длины тела для ребенка определенного возраста характеризует линейный рост и,по сути,оценивает долгосрочную задержку роста,т.е. Z-скор менее -2 свидетельствует о хронической недостаточности питания,приведшей к задержке роста. Z-скор массы тела при определенной его длине отражает пропорции тела или гармоничность развития, и он очень чувствителен к острому недоеданию у девочек до 10лет и у мальчикоа до 11,5 года. (Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л., Барсукова Н.К. и др. / Под ред. В.Р. Кучмы. 2010, 12-14 стр)

12. Комплексная оценка физического развития .Комплексная оценка физического развития учитывает как уровень биологического развития,так и морфофункциональное состояние организма.По данной методике оценку физического развития осуществляют в два этапа. Первый этап устанавливает уровень биологического развития по показателям длины тела стоя,погодовой прибавке длины тела,количеству постаянных зубов,степени развития вторичных половых признаков и сроку наступления менустраций у девочек. Второй этап определяет морфофункциональное состояние организма.С этой целью используются упомянутые ранее шкалы регрессии и возрастные стандарты функциональных показателей. Морфофункциональное состояние оценивают не по абсолютному значению основных показателей,а п соотношению между ними. Учитыватся соответствие массы тела и окружност груди длине тела. Морфофункциональное состояние определятся как гармоничное , дисгормоничное и резко дисгорманичное. Горманичным следует считать состояние при котором масса тела и окружность груди соответствует длине тела или отличаются от должных в пределах одной частной сигмы ( õR). Исключение составляет те случаи, когда масса тела превышает должную более чем не 1 õR за счет развития мускулатуры. Дисгорманичным следует считать состояние,при котором масса тела и окружность груди менее должных 1,1- 2,0õR, а резко дисгорманичным считают состояние при котором масса тела и окружность груди отстают от должных на 2,1 õR и более . (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983,46-48 стр)

13. Сравнительная оценка физического развития коллективов. Оценку физического развития коллектива производят путем возрастных изменений взвешенных средних арифметических,их средних квадратических отклонений,годичных приростов показателей в различные возрастные периоды, выявления половых различий в динамике показателей физического развития.Однако такая характеристика физического развития коллектива подчас недостаточна.Впрактике работы санитарного врача неизбежно возникает необходимость оценить сдвиги в физическом развитии детского или подросткового коллектива, происшедшие за тот или иной отрезок времени, или сравнить физическое развитие двух разных коллективов.Сравнительную оценку уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива ы динамике проводят путем определения различий взвешенных средних арифметических основных признаков.В том и другом случае сравнению подлежат показатели физического развития однородных возростно-половых групп. Достоверность различий средних величин определяется путем расчета критерия t по формуле: T=M1-M2 / m1 2 +m2 2 ; Где М1 и М2 -средние арифметические взвешенные; m1и m2 –ошибки средних арифметических.Полученный критерии t оценивается следующим образом если t>3 то различия средних величин достоверны, если t

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.