Обучение в ходьбе и осанке

Профилактика нарушений осанки.

Для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке за столом.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.
  5. Включать в утреннюю гимнастику и физ. занятия упражнения, направленные на формирование осанки.

Правильная посадка ребёнка за столом.

Сидение за столом связано со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы за столом нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен:

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

Подбор мебели.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, в первую очередь касаются размеров столов и стульев. Наименее утомительна поза сидя возможна только при соответствии размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья составляет 2/3 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (в обуви). Длина голени измеряется от подколенной впадины. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если ребенок сидит за более высоким столом, чем требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% детей.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом (соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула):

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

При завышенной дистанции спинки стула ребенок лишен возможности использовать спинку как дополнительную опору. В этом случае центр тяжести туловища смещается вперед –ребенок наклоняется над столом, сутулится. При недостаточной дистанции спинки крышка стола упирается в грудную клетку, нарушаются дыхание и кровообращение, поза становится неудобной, развивается утомление.

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть только отрицательной, т. е. край стула должен заходить под за край стола на 4 см.


1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. Если стул отодвинут от стола (положительная дистанция), ребенок вынужден тянуться вперед, поза становится неудобной, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи, прогрессирует утомление.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову.

Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.




Оптимальная дифференция (рис.1)определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3-4 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Заниженная (рис.2) или завышенная (рис.3)дифференция вынуждает ребенка опускать или поднимать правое плечо во время работы за столом (рисование, лепка), что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до крышки стола.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей принята ростовая шкала, на основе которой разработаны стандарты на мебель по ГОСТам

(с соответствующей маркировкой).

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым рисунком (кружочек, квадрат, треугольник) или цветом (красный кружок, зеленый, синий кружок). Это необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе необходимо иметь мебель не менее 3-х размеров. Два раза в год мед.сестра и воспитатель осуществляют контроль за рассаживанием детей (на основании измерений роста ребенка). У воспитателя должен быть список, где указано, какой размер мебели закрепляется за каждым ребенком.

Обучение правильной осанке при стоянии и ходьбе.

Надо научить детей следить за своей осанкой, правильно держать своё тело. Взрослый должен рассказать и показать, как правильно держать тело при стоянии и ходьбе.

Рекомендуется такой способ: ребёнок должен встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Ребёнок должен почувствовать и зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела. Если в течение дня дети будут 3-4 раза стараться удерживать такую позу несколько секунд (сначала по предложению воспитателя, далее по напоминанию, а затем путём самоконтроля), то это благоприятно отразится на осанке детей.


ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Ходьба 36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии.

ХОДЬБА – циклическое движение , естественный способ передвижения ребенка .

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении . Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением .

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

- ходьба на носках, на пятках,

- ходьба с высоким подниманием колена,

- ходьба широким шагом,

- ходьба приставными шагами (прямо и боком),

- ходьба перекатом с пятки на носок,

- ходьба в полуприседе и приседе,

- ходьба скрестным шагом,

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение . Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

Особенности выполнения движения детьми

Педагогические требования при обучении движении

Младший дошкольный возраст

- Нет согласованности движений рук и ног;

- Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй;

- При ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив;

- Плохо используется пространство зала

- Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; - Учить ходить с высоким подниманием колен;

- Учить перешагивать через предметы; - Учить ориентировке в пространстве

- Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено);

Средний дошкольный возраст

- Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой;

- Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов;

- В целом ходьба ещё недостаточно совершенна;

- Формировать правильную осанку;

- Учить детей ходить по наклонной плоскости;

- Знакомить детей с техникой приставного шага;

- Учить координировать движения рук во время ходьбы

- Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок);

Старший дошкольный возраст

- Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо);

- В индивидуальных заданиях дети теряются

- Учить детей правильно дышать; - Учить детей энергично размахивать руками;

- Отрабатывать легкость походки и координацию движения

- Обращать внимание на положения рук при ходьбе , на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка;

- Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д.

В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы , недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок , что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;

2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

3) ходьба приставным шагом;

4) с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Дети 7 -го ГОДА ЖИЗНИ при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений , ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно овладевают ее техникой .

В целях совершенствования ходьбы им предлагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости.

Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью , с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и .

Презентация к консультации на тему:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны".

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр.

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

Еще мыслители Древней Греции говорили: « Хочешь быть здоровым- бегай! Хочешь быть красивым- бегай!Хочешь .

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.
В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Основные виды ходьбы.
1. Обычная ходьба в умеренном темпе. При такой ходьбе нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание (по возможности выпрямленной в колене ногой). Движения рук спокойные — согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.
2. Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы), пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить за голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.
3. Ходьба на пятках. Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх, при этом не следует их сильно разворачивать в сторону. Движения рук незначительные (поставить на пояс, положить за голову).
4. Ходьба, высоко поднимая колени. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутая в колене нога поднимается вперед-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Активные движения ног согласуются с движениями рук, кисти сжаты в кулаки. Продвижение вперед незначительное. Корпус прямой, голова приподнята.
5. Ходьба широким шагом. Движения несколько замедленные. Сохраняется обычная при ходьбе координация движений рук и ног. Нога ставится перекатом с пятки на носок. Примерная длина шага различна для детей разных возрастов (32—35 см в 2 года, 55—60 см к 7 годам). При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом (остановкой) в момент перехода на носок.
7. Ходьба приставным шагом. Может выполняться вперед, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперед, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь. Руки в движении участия не принимают — их целесообразнее поставить на пояс. Этот вид ходьбы особенно хорошо выполнять под музыку, учитывая различный ее характер: под марш — четко, без заметного сгибания ног в коленях; под танцевальную музыку — мягко, пружиня на одной или на обеих ногах и т. д.
8. Ходьба в полуприседе и приседе. Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе — на всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе в полуприседе их можно поставить на пояс, при ходьбе в приседе руки лучше держать на коленях.
9. Ходьба скрестным шагом. В этом виде ходьбы одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное. Ногу нужно ставить выпрямленной и на всю стопу. Руки целесообразно держать на поясе, так как их активные движения могут привести к чрезмерному повороту туловища и нарушить координацию движений.
10. Ходьба выпадами. Выносимая вперед нога ставится согнутой в колене на всю стопу. Остающаяся сзади нога стоит на носке (по возможности ее надо держать прямой). Толчок производится носком сзади стоящей ноги.
11. Ходьба с закрытыми глазами. Выполняется небольшими шагами, обычно наблюдаются отклонения от прямолинейного направления.
12. Ходьба спиной вперед. Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или сразу на всю стопу. Толчок производится пяткой другой ноги или всей стопой одновременно. Координированные движения рук и ног выполняются с трудом.
13. Гимнастическая ходьба. Выполняется постановкой ноги с носка более широким шагом, стопа ставится на опору полностью.
Бег.
Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка — игре. Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол.
Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость. Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий.
Виды бега.
Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше сонтролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.,
Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.
Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо. Нога ставится на стопу.
Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика — 5—8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками — отдыхом, он может повторяться 4—5 раз.
Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега — научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.
Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.

Прыжки.
Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.
Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. В прыжках вверх и в длину с места начальное движение — это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега — сам разбег, затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета.
Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением. В старшем возрасте дети выполняют прыжок в длину на сравнительно большое расстояние и в этом случае приземляются на пятки.
Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, Они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул), перепрыгивают камешки, палочки, лужи. В старшем дошкольном возрасте увлеченно и продолжительно прыгают через скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка.

Виды прыжков.
Подпрыгивание — одно из первых прыжковых упражнений, доступное маленькому ребенку. Выполняется оно как несколько ритмичных невысоких прыжков толчками носков обеих ног или одной ноги с незначительным сгибанием ног в коленях. Подскоки хорошо регулировать ударами в бубен, хлопками, музыкальным сопровождением, приучая детей подпрыгивать в ровном темпе или с ускорением и замедлением. Надо следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание, дышали Прыжок вверх с места хорошо тренирует силу толчка, развивает прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. Выполняется он толчком упругих ног, незначительно сгибая их в коленях, отталкиваясь за счет активного разгибания стоп.
равновесие.
Прыжок в глубину (спрыгивание) укрепляет мышцы ног, особенно стопы, готовит детей к прыжкам с разбега. В прыжках в глубину закрепляется умение одновременно отталкиваться двумя ногами, активно разгибать стопы и правильно приземляться. Для дошкольников прыжок в глубину является самостоятельным видом прыжка. Кроме того, это умение необходимо и часто используется как заключительное движение после упражнений в равновесии, лазанье, в подвижных играх. Велико и его прикладное значение при преодолении естественных препятствий.
Вначале перед спрыгиванием ребенок стремится низко присесть, иногда даже наклоняется вперед, ему становится не так страшно, земля ближе. Однако выполнить так прыжок трудно, при глубоком приседании много сил требуется для отталкивания, поднятия центра тяжести тела. С появлением опыта дети выполняют соскок из положения стоя во весь рост.
Прыжок в длину с места включает последовательно несколько двигательных умений: приседание перед прыжком; энергичное и быстрое отталкивание одновременно обеими ногами, выпрямляя их; полет сначала в группировке, а затем выпрямляя ноги вперед; приземление, сгибая ноги в коленях, и выпрямление стоя на всей стопе.
Правильное исходное положение перед началом толчка: ноги расставлены на ширину стопы (примерно 10 см), ступни параллельны, колени согнуты на уровне с носками ног, составляя с ними одну вертикаль. Небольшой наклон корпуса вперед, тяжесть тела слегка перенесена на переднюю часть стоп, руки отведены назад. При отталкивании тяжесть тела переносится вперед, быстро разгибаются ноги, энергично выпрямляется туловище, руки поднимаются вперед-вверх. Стараться полностью выпрямить ноги в коленных и тазобедренных суставах.
В полете надо согнуть ноги, опустить руки, подать вперед туловище. В момент приземления мягко согнуть ноги, неглубоко присесть, руки вытянуть вперед-вверх. Закончив прыжок, выпрямиться, руки опустить..
Впрыгивание на возвышение попользуется для обучения детей разбегу и толчку. Наличие конкретного препятствия — широкая устойчивая скамейка, банкетка, бревно высотой 30 см, пень, плоский камень, бугорок — облегчает детям двигательную задачу. Им понятно и интересно задание — вскочить на возвышение.
Первые попытки выполняются с места толчком двух ног, приземление также на обе ноги. Затем предлагается наскочить с 3—4 шагов разбега. Ребенок, оттолкнувшись одной ногой, прыгает на препятствие высотой 10—15 см в положение выпада одной ногой вперед и затем присоединяет другую ногу.
Прыжок в высоту с разбега доступен детям 5 лет, однако и более младшие дети пытаются его выполнить. Наибольшую сложность при овладении прыжком вызывает сочетание разбега с отталкиванием ногой в установленном месте. Последующие полет и приземление знакомы детям по предыдущим упражнениям — прыжкам вверх и в длину с места. Весь прыжок с разбега должен выполняться единым слитным действием.
В начале обучения внимание детей фиксируется на умении выполнить небольшой разбег в 2—3 шага и сразу же, не останавливаясь, оттолкнуться одной ногой, согнуть обе ноги при переходе через препятствие. Закончить прыжок мягким приземлением на носки обеих ног, опускаясь на всю стопу.
Прыжок в длину с разбега отличается от прыжка в высоту направленностью отталкивания и способом приземления. Общее, что объединяет оба прыжка,— слитность всех движений, особенно разбега и отталкивания в определенном месте.
В начале овладения прыжком у детей наблюдаются существенные ошибки, которые исправляются подводящими и подготовительными упражнениями, помогающими овладеть правильной техникой прыжка. Ошибки эти следующие:
1. Неритмичный разбег, недостаточное движение рук, иногда в беге широко расставлены стопы, перед толчком бег замедляется.
2. Толчок выполняется слабо, вяло, толчковая нога не распрямляется полностью в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах, руки плохо участвуют в движении, взмах ими слабый. После такого толчка при коротком прыжке ребенок даже может приземлиться на одну ногу.
3. В полете отсутствует или недостаточна группировка, маховая нога поздно подтягивается к толчковой.
4. Приземление совершается на носки, в полете нет выноса ног вперед.
Целенаправленные упражнения по обучению прыжку в длину с разбега должны облегчить детям период освоения этого довольно трудного движения, требующего хорошей координации, глазомера, быстрого и своевременного включения работы мышц. Начинать надо с 4—6 шагов разбега, обращая внимание на переход от разбега к толчку одной ногой. В случае удачного попадания в место отталкивания прыжок получается хорошим. На этом же этапе необходимо уделять внимание мягкому приземлению на пятки обеих ног.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.