Обертонное пение лечение позвоночника

Обертонное пение — это древняя техника, которая позволяет певцу звучать два или более звука одновременно (при неизменном основном тоне). Несмотря на то, что происхождение этой техники затуманено временем, современные исследователи перелопатили огромное количество информации о современном использовании этих техник и некоторую информацию касательно их происхождения в разных частях мира.

Обертонное пение как техника и культурная или духовная форма музыкального искусства получило развитие в Монголии, Южной Сибири, Центральной Азии, также в Тибете и Южной Африке. Оно также использовалось в меньшей степени в Сардинии, где всё ещё практикуют древнюю форму Европейского обертонного пения.

Существует множество теорий о том, что обертонное пение когда-то использовалось в ритуальных и духовных практиках Каббалистических церемоний, Масонских ложах, тайных школах и Суфийских практиках. Некоторые теории заходят настолько далеко, что говорят о том, что обертонное пение берет начало уже в цивилизации Атлантов, Древнем Египте и Майя Центральной Америки. К сожалению, информация по этому вопросу весьма скудна, и достоверно проверить мы ничего не можем.

Обертоны, называемые также, гармониками, впервые были открыты на Западе Пифагором приблизительно 2600 лет назад. Известный греческий философ и математик, был также и музыкантом. Вместе со своими учениками он провёл много лет в исследовании звука и вибрации. Он открыл, в процессе работы с монохордом ("моно" — одна, "хорд" — струна. — древний прообраз многих струнных инструментов), что все звуки составлены из множества вибраций-частот, ни один звук не является только одним звуком, как привыкли слышать наши уши.

Почти так же, как белый свет составлен из глубокого спектра цветов, которые становятся видимыми, когда свет раскладывается призмой на составляющие цвета, звук тоже может быть разложен, так что его составляющие части могут быть восприняты. Так же как радуга составлена из цветов, которые человеческий глаз видит как белый свет, обертоны (гармоники) являются "составными цветами" звука.

Обертоны, которые мы обычно не замечаем, на самом деле жизненно важны для всего человеческого бытия и позволяют нам отличать один звук от другого. Именно насыщенность звуков обертонами позволяет нам отличить один музыкальный инструмент от другого, даже тогда, когда оба инструмента играют одну и ту же ноту одновременно. Наш мозг может мгновенно сказать, что из услышанного было сыграно на гитаре, флейте или пианино.

Если отсечь обертоны, все звуки станут одинаковыми. Единственным критерием будет высота тона. Звуки, произнесённые голосом или сыгранные на инструменте на одной и той же ноте, станут неотличимы друг от друга.

Человеческий голос — уникальный инструмент, богатейший обертонами. Мы наделены создателем возможностью производить тончайшую "подстройку" в звучании по нашему желанию, также наш голос не зависит от общепринятого музыкального строя или базовых частот. Хорошо настроенный и проработанный голос превосходит по своим возможностям большинство музыкальных инструментов.

Большинство студентов музыкальных заведений, а также профессиональных музыкантов, знают в теории об обертонах и некоторые даже звучат обертоны на их инструментах. Так, гитара производит яркие обертоны во время игры флажолетом (приглушая звучание открытой струны на некоторых ладах). Флейты, саксофоны и другие духовые часто производят яркие обертоны, во время "передува", то есть, когда поток воздуха слишком сильный и звук подскакивает на целую октаву вверх.

Басс-гитара часто звучит яркими обертонами в современной музыке. Так, Жако Пасториус, который играл на басу в джаз-авангард группе Weather Report, исполнял целые мелодии флажолетом (то есть, обертонами) в песне "Портрет Трэйси".

Однако здесь мы хотим уделить внимание именно обертонам в человеческом голосе, что гораздо интереснее, а также более мистично и волшебно для восприятия.

С начала мастер обертонного пения звучит один базовый мощный гудящий звук. Затем, через несколько мгновений, используя ту или иную технику, он превращает всю верхнюю часть тела в акустическую резонансную камеру. Используется всё: кости черепа, гайморовы пазухи, гортань, грудную клетку, пространство живота и диафрагму. Одновременно с этим используется всё, что находится во рту: язык, губы, небо, мягкое небо, голосовая щель и надгортанник, щеки и челюсть.

Исполнитель производит звук совершенно иным способом, нежели в большинстве "обычных" традиций пения.

Звук обертонов должен быть услышан, чтобы поверить в него и управлять им. Многие люди не различают обертонов и не ассоциируют с обертонами эти прекрасные флейто-подобные звуки, проявляющиеся как бы над голосом певца.

Опытный мастер обертонного пения в состоянии воспроизводить звуки Обертонного Ряда, как вверх, так и вниз по шкале. Некоторые исполнители способны воспроизводить 16 и более обертонов.

Обертонный ряд основывается на фиксированной математической последовательности и всегда следует одному и тому же принципу. Так если исполнитель звучит базовый звук на ноте с частотой 100 Гц, то первый обертон в составе звука его голоса будет 200 Гц, второй — 300 Гц, третий — 400 Гц и так далее. Это и есть та закономерность, которую открыл Пифагор, исследуя звукообразование в монохорде, разделяя струну на равные части.

Теоретически Обертонный Ряд от любой ноты или частоты уходит в бесконечность. Но по факту, мы ограничиваемся теми пределами, в которых мы можем слышать эти звуки, а это обычно не более 5 октав.

Благодаря технике обертонного пения, те или иные обертоны могут быть выделены и усилены, так что мы слышим их как отдельные мелодии.

После того, как человек научится звучать хороший базовый звук (гул, гудение), остальное будет намного проще. Большинство людей осваивают технику извлечения нескольких обертонов всего за несколько часов. Однако нужно некоторое количество практики для того, чтобы услышать обертоны вашего собственного голоса и затем мягко и постепенно учиться делать их громче и четче.

После того, как вы освоите Обертонный Ряд и сможете звучать обертонную последовательность как вверх, так и вниз, следующим шагом будет выделение и усиление обертонов по вашему выбору, для исполнения мелодии или импровизации.

Следующим шагом в обучении обертонного пения после освоения Обертонного Ряда, мелодии и импровизации будет изменение основной ноты базового звука в процессе пения.

Таким образом, исполнитель становится способным звучать одну мелодическую линию с основным тоном, а другую флейто-подобными обертонами, как бы аккомпанируя самому себе.

Индийские раги и Грегорианские чанты легко встраиваются в такой стиль обертонного пения. Это может быть прекрасным техническим достижением людей, однако это также может служить потере глубокого медитативного и духовного эффекта музыки.

Это по своей природе всё же более интеллектуальное упражнение, требующее интенсивной концентрации, так что в результате обертонная музыка может быть лишена своей "трансовой" и медитативной составляющей.

Чрезвычайно трудно петь "сердцем", когда все ходы ты сначала должен простроить в голове.

Одним из наиболее целительстких, медитативных и духовных аспектов обертонного пения является наличие фундаментального звука ("гула"); неизменяемого основного, земного или корневого тона (ноты) каждого потока обертонов.

Неизменный фундаментальный звук является одним из базовых принципов во многих композициях индийской музыки. И есть определённые инструменты, использующиеся именно с этой целью, некоторые из них используются уже более тысячи лет. Инструменты основного тона это "простой гармониум" или "шрути-бокс" и тампура.

Фундаментальный звук также присутствует в Монгольском обертонном пении (называется "хоомей"), и большинство видов азиатского обертонного пения также используют базовый, фундаментальный, неизменяемый тон.

Также в мире используются другие инструменты базового звука, такие как диджириду (Австралия), варганы разных видов, беримбао, ухади или умрибхе (Южная Африка).

Важно понимать, что обертоны воспроизводят природные пропорции в музыкальном строе, (то есть матрица гармонии, выраженная через природную музыкальную гамму — перев.), в то время как мы на Западе используем современную музыкальную систему, строй которой является искусственным. То есть пропорции интервалов не соответствуют природным.

Мы предпочитаем делить октаву ("окт" означает "восемь") на 12 одинаковых полутонов. Как в фортепиано — 5 черных и 7 белых клавиш. На этом основана вся современная западная музыка.

В 1691 году Иоган Себастьян Бах инициирует принятие этой системы (равномерно-темперированной), и этот строй очень быстро становится новым стандартом во всём западном музыкальном мире.

Древние инструменты, упомянутые выше, имеют одну общую черту: все они, когда звучат, производят ноты природного обертонного строя. Фортепиано и большинство современных западных инструментов воспроизводят математически понятную гамму, и её интервалы близки, однако в точности не соответствуют природным законам гармоник.

Строй современной западной музыки называется "равномерно-темперированный". Он позволил нам создавать очень сложную музыку для огромных оркестров и в то же время лишил нас переживания резонанса и гармонии с прекрасной простотой творения, заложенной в чистом, природном строе обертонного ряда.

Это одна из причин, почему мы чувствуем себя "потерянными" в музыкальном смысле и постоянно находимся в поиске чего-то едва уловимого и неопределённого.

В течение сотен лет западная музыка была следовала идее развития мелодии, гармонии, ритма, тональности и прочих аспектов музыки. Однако одна вещь была упущена — окраска звука обертонами.

Музыкальная форма, что использует только окраску звука или тембр, звучит чуждо для нас и требует преобразования нашего слухового восприятия и признания (в общепринятом смысле) этой формы музыкальным произведением.

Странность заключается в том, что наш мозг реагирует на обертоны постоянно и настраивается на естественные пропорции обертонного ряда практически мгновенно.

Мы просто забыли, вытеснили из нашего сознания, то, что мы хорошо знаем на подсознательном уровне.

Большинство людей испытывают странные ощущения "узнавания", когда слышат обертоны в первый раз. Как будто они слышали эти звуки и раньше. (Так и есть. Просто слышали на бессознательном уровне. — перев.)

Обертонное пение получило применение в звукотерапии. Скорее всего, в большей степени мы можем говорить о гипнотическом и трансовом эффектах, который возникает как у слушателя, так и у исполнителя.

Звук обертонного пения помогает балансировать полушарии головного мозга, уравновешивая левое, интеллектуальное и правое, творческое.

Возможно, в этом причина привлекательности обертонного пения в большей степени для мужчин, чем для женщин. Считается, что в целом женщины обладают более высоким уровнем баланса полушарий, чем мужчины.

Точные пропорции, которые мы обнаруживаем в интервалах обертонного строя, образованы самой Природой, они отражают естественную структуру строения всей жизни на планете Земля. И мы — люди, не являемся исключением.

В далёкие античные времена выдающийся учёный Платон обнаружил, что вся материя планеты сформирована на основе пяти основных геометрических форм. Эти формы были названы в последствии Платоновыми Телами или Фигурами и они обнаруживаются на молекулярном уровне всей живой и неживой материи. Следуя логике Творца, создавшего Вселенную, мы обнаружим абсолютно одинаковые принципы творения в любом объекте этого творения, в том числе и в нас самих.

Когда мы слушаем или звучим обертоны, мы входим в гармонический резонанс с этими изначальными вибрациями, на основе которых мы созданы и которые отражают нашу атомную, молекулярную и клеточную структуру.

Очень многие люди чувствуют себя, как если бы они были диссонансной (негармоничной) вибрацией, которая находится в состоянии дисгармонии со своим окружением. А значит, в диссонансе со своими ближними, и, что самое важное, в диссонансе с некоторыми жизненными аспектами самих же себя.

Когда мы ощущаем себя вне гармонии, очень часто это сопровождается заболеваниями, которые в терминах звукотерапии мы называем "состояниями дисгармонии".

Это имеет место быть, если какая-то часть организма вибрирует как бы в другой или в негармоничной целому телу частоте, когда эта вибрация как бы "не строит" с остальным телом.

Это можно сравнить с ситуацией, когда один из музыкантов оркестра играет на ненастроенном инструменте.

Даже если 99 из 100 инструментов прекрасно строят, один, играющий "мимо", портит всю музыку. Есть много причин, по которым люди чувствуют дискомфорт, одна из них — это "темперация" современного музыкального строя.

В конце концов, музыка и звук есть жизненно-важная часть человеческого бытия, и это было с доисторических времён. Однако только последние 350 лет из примерно обозримых 50 000 человеческой истории мы имеем дело с темперированным строем (строем, в котором интервалы между нотами не соответствуют природным).

Кроме этого, есть ещё несколько существенных причин заболеваний в современном мире, которые выделает звукотерапия:

  • Чудовищный уровень шума, испытываемый нами каждый день, преимущественно в городах;
  • Негативные установки и убеждения, которыми нас программируют наши учителя в школе, правительства, религиозные организации, коммерческая реклама, фармацевтические компании, медицинские и образовательные системы в целом.
  • Деструктивные программы, полученные от наших родителей, семьи и друзей.
  • Отсутствие правильного питания, высокое потребление токсичных веществ через пищу.

Это всего лишь несколько основных причин, почему наше звучание может быть "фальшивым", и вследствие чего мы получаем расстройства и болезни на физическом, ментальном, эмоциональном и даже духовном уровнях.

Если обертонное пение практиковать с намерением, это может служить мощнейшим вибрационным инструментом разрушения деструктивных паттернов и негативных программ нашего физического, ментального и эмоционального тел, приведения их в бОльшую степень гармонии и сонастройке с природными, естественными процессами во внутреннем и внешнем пространстве.

Красота этой чудотворной техники в том, что она двигается прямо, минуя интеллект, от одного существа к другому, не анализируя этот процесс. Анализ — это древний защитный механизм, который помогает нам принимать решение, основанное на опыте, для цели выживания.

Но что случается, когда наш опыт и информация, которой мы запрограммированы, основана на некорректных данных? Как мы можем судить, что есть хорошо для нас, а что нет?

Побуждая глубинное осознание в процессе обертонного пения, человек отправляется в путешествие в Голос Голоса и в Звучание внутри Звука.

Когда вы слышите или практикуете обертонное пение, вы будете знать наверняка, что для вас хорошо, а что нет. Вы будешь знать это на гораздо более глубоком уровне, чем аналитическая дедукция.

Вы будете чувствовать резонанс где-то глубоко внутри себя, где пребывают такие изначальные человеческие качества как интуиция, инстинкт, безусловная любовь, сострадание и радость.

Вы будете вибрировать в гармонии с Творцом и чувствовать единство со всем. Вы вернётесь Домой, целыми и невредимыми.

Перевод с англ. — Om Giri (Олег Российский).

— Расскажите, пожалуйста, что такое обертонное пение и откуда оно взялось.

— Когда звучит струна или, напри­мер, человеческий голос, то каждый тон сопровождается звуковыми коле­баниями ( гармониками) более высо­ких частот — обертонами. Очень час­то люди их не слышат, хотя обертоны придают звуку определенную окрас­ку. Любое пение — обертонное, но мы называем обертонным пением такое, когда один человек поет два или бо­лее звуков одновременно.

И, наконец, новоевропейский стиль, которым пользуемся мы, осно­ванный на григорианских католичес­ких хоралах. Обертоны образуются в нем с помощью определенных поло­жений губ, языка, рта. Эту технику мы восприняли от английского музыкан­та Роберта Нортона, который впервые привез ее в Россию.

— Какие же цели преследовало обертонное пение и зачем оно нужно сегодня?

— Далеко не все древние мотивы дошли до нас. Но по мере постижения техники обертонного пения ее смыслы приоткрываются, и мы уже стали на себе чувствовать ее воздействие. Честно говоря, даже не ожидали таких эффектов ( не музыкальных!), которые обертонное звучание и обертонное слышание может дать. А ведь многие люди вначале просто не слышат обертоны. Но в процессе занятий обертонным пением мы по­ степенно, ступенька за ступенькой, начинаем слышать лестницу обертонов. У мужчин, благодаря более низкому голосу, в этом смысле возможностей больше.

Когда мы собираемся и вместе поем, когда начинает получаться, у людей на третьем или четвер­том занятии буквально уши открыва­ются.

Звуки эти завораживают, потряса­ют. Они заставляют с большим инте­ресом, вниманием и удивлением заг­лянуть в себя, в другого человека. Даже когда вы просто поете оберто­ны с в унисон, возникает ни с чем не сравнимое, неописуемое со­стояние. Ведь эти гармоники выстро­ены по мировому закону. И вот они не только начинают физически выстраи­вать ваш организм, но и глубоко вли­яют на душу. И люди приходят за этим, может быть даже не осознавая. Им кажется, что они к себе домой воз­вращаются из чужого, искаженного мира повседневности.

— Расскажите, пожалуйста, что люди при этом чувствуют.

— Мы устраиваем концерты-тонинги с обертонным звучанием. Пос­ле специальной небольшой разминки-настройки слушатели принимают удобную позу, сидя или лежа, в цен­тре зала. Мы поем интервалы и обертоны, а также полифонические импровизации, создавая единое звуковое пространство, перемеща­ясь по кругу. Мы убеждены, что рас­слабленное состояние позволяет не только услышать, но и прочувство­вать удивительные особенности обертонного пения, ощутить изнут­ри, как рождается Единое, вибриру­ющее, пронизывающее насквозь Пространство. Можно реально пере­жить, что каждый звук, отражаясь в вас, распахивается целой Вселен­ной… Иногда такие занятия вызыва­ет ощущение соединения левой и правой сторон самих себя, левого и правого полушарий. Иногда всплы­вают какие-то давние воспомина­ния, освобождая подсознание. Мно­гие видят яркие картины или просто цвета.

— А как обертонное пение влия­ет на здоровье?

— Улучшение здоровья — один из побочных эффектов. Обертоны, как многие замечают, буквально звучат в мозгу. Эти высокие частоты резони­руют с различными структурами организма, в частности, с костями, где находится костный мозг, отвеча­ющий за иммунную систему. Благо­даря этому стимулируется иммуни­тет. Сами мы практически перестали простужаться. Один человек поет ос­новной тон, являя лесенку гармоник. А когда поют вдвоем — появляется дополнительный звук: сумма гармо­ник. Когда поет хор, то просто купа­ешься в этих гармониках, как будто слышишь ангельские голоса. Происходят внутренние изменения психи­ки. Люди сбрасывают зажатость, рас­слабляются, Все тело слушателя от­кликается на звуки.

— К вам, наверное, и больные люди попадают на занятия?

— Был случай, когда после наших занятий девочка с диагнозом функ­циональная глухота ( осложнение пос­ле отита) вдруг стала слышать. Но мы не ставим своей задачей исцеление. Дело в том, что, настраиваясь на гар­моническую систему обертонов, организм человека сам себя начина­ет гармонизировать. Ваше внутрен­нее пространство становится неиз­меримо большим. Когда люди начи­нают петь, они ощущают сначала только область горла, в лучшем слу­чае, головы. Постепенно и ноги под­ключаются, и руки, и все тело. А за­тем это вибрирующее пространство, обогащаясь гармониками, начинает восприниматься как цветовое, свето­вое, налаживаются какие-то новые связи с внешним миром, появляется чувство причастности к вселенским законам.

— Есть ли какое-нибудь подгото­вительное упражнение к обертонному пению, которое человек мо­жет делать у себя дома?

— Дайте, пожалуйста, какой-то совет из вашего опыта, которым могли бы люди воспользоваться в обычной жизни.

— Что дает нам такая вибрация?

— Звук — это великолепный внут­ренний массаж,очень тонкий и при­ятный, меру которого мы задаем сами. Звук может быть негромким, но надо, чтобы человек сидел с ров­ной спиной, расслабленно, не скре­щивая ноги и руки. Можно это делать и лежа.

— К тому же, обращаясь к ощущениям от внутреннего звука, мы отвлекаемся от всего, что нас беспокоило, от прошлого и будущего, и обращаемся к настоящему. Вот оно, реальное, конкретное ощущение! Мы успокаиваемся, что очень важно. Если это упражнение делать регулярно утром и вечером хотя бы минут по пять, это благотворно скажется и на психическом состоянии, и на здоровье.

— Ну, а еще полезное?

Просто говорите скороговорки — быстро и с удовольствием. Это трени­ровка и массаж лицевых и челюстных мышц: ведь надо, чтобы нижняя че­люсть ходила и не зажималась и губы легко двигались. Наконец, когда мно­го-много раз повторяешь скороговор­ку, это просто весело. Тоже забыва­ешь обо всем…

— Пожалуйста, какие-нибудь примеры скороговорок.

— И последний вопрос насчет обертонного пения. Что делать людям, у которых нет слуха?

Вступление: В общем как-то заработал я себе грыжу позвоночного диска (узнал сходив на рентген). Долго парился по этому поводу ходил к массажистам. не помогало. Промучился так полгода. пока не попалась мне в руки книжка "Позвоночник - ключ к здоровью" известного американского травматолога и специалиста по позвоночнику Поля Брегга. В итоге за полгода я полностью избавился от грыжи. Позднее выяснилось что 3 из 5 упражнений зарядки 1 в 1 взяты из тибетской зарядки "5 жемчужин". Как о ней узнал Поль Брегг остается только гадать.

Теперь делаю зарядку только если спину сорву или прихватит. Недавно вот сорвал спину, таская большой парус на виндсерфинге. Болела недели 3 все ленился зарядку поделать. В итоге стал делать, думал неделю займет восстановление а помогла с 1 раза! Ниже прилагаю описание зарядки с фотографиями. Пробуйте и пишите отзывы.

Основные упражнения

Упражнения для позвоночника настолько просты в исполнении, что даже удивительно, почему эти основные принципы сохранения молодости находятся в забвении.

. Упражнения для позвоночника полезны всему организму.

Итак, вы уже поняли, что упражнения, разработанные П. Брэггом, помогают восстановить двигательные функции позвоночника. В результате регулярного выполнения этого комплекса, во-первых, нервные волокна перестанут сдавливаться позвонками, а это значит, что будет оздоравливаться весь организм. Во-вторых, укрепятся мышцы и связки, поддерживающие позвоночник, выправится осанка. Позвоночник будет работать нормально постоянно, а не только во время выполнения упражнений.

Хрящевые межпозвоночные диски быстро реагируют на стимуляцию упражнениями, которые разработаны для растягивания позвоночного столба. Под влиянием этих упражнений открываются естественные промежутки между позвонками и хрящи сразу же начинают свой рост. Так можно вырастить мощные хрящи и создать молодой позвоночник независимо от того, сколько лет вы прожили на этом свете.

Тем, кто решил заняться физическими упражнениями (особенно если до этого никогда ими не занимался и людям в возрасте), нужно иметь в виду следующее:

• Самое главное: прежде чем начать заниматься, обязательно покажитесь врачу, особенно если испытываете сильные резкие боли в позвоночнике.

• Нельзя делать физические упражнения в период обострения болезни, надеясь на то, что позвонки вправятся сами. Ваше состояние в этом случае только ухудшится.

• Обязательно делайте легкую разминку перед тем, как перейти к комплексу упражнений. (Упражнения для разминки даны в приложении.)

• Рассчитывайте свои силы. В течение первой недели, а возможно и больше, делайте все упражнения медленно и не напрягаясь, не делайте упражнения через силу и боль в позвоночнике. А вот боль в мышцах – явление естественное, но через несколько дней она пройдет.

• Выполняя упражнение, предназначенное для того отдела позвоночника, который страдает у вас больше всего, не делайте резких движений.

• Учтите, что количество повторений упражнения зависит от вашего возраста, тяжести заболевания и физической подготовленности. В рекомендациях к упражнению обычно указывают средний показатель. Нагрузку увеличивают постепенно.

• Можно немного отдохнуть после упражнения, но комплекс нужно выполнить полностью.

• Если вы чувствуете, что еще недостаточно подготовлены к выполнению упражнений, или у вас плохо развит вестибулярный аппарат, можно держаться за спинку стула, делая упражнения.

• Выполняйте все упражнения с радостью и удовольствием!

Сколько раз повторять упражнения? Это зависит от индивидуальных особенностей организма человека и некоторых других факторов. Брэгг рекомендует в первые 2 дня делать каждое упражнение не более 2–3 раз, а на 3-й – попробовать выполнять упражнения примерно по 5 и более раз. Как правило, через несколько дней человек чувствует, что может повторить одно упражнение до 10 раз. К этому времени мышцы укрепляются, а связки и позвоночник становятся более гибкими.

Как часто вы должны делать эти упражнения? Вначале надо регулярно выполнять всю программу ежедневно. После того, как появились в организме улучшения, можно сократить выполнение до двух раз в неделю, чтобы сохранить позвоночник гибким и расслабленным.

Кто-то уже через неделю почувствует благоприятные изменения, но важно помнить о том, что за 1 день функции позвоночника не восстановить. Для того чтобы позвоночник снова стал гибким и эластичным, нужно время.

Разумеется, гибкость эта нужна не сама по себе, не как самоцель. Она нужна прежде всего для того, чтобы освободиться от болезней, в первую очередь от болей в позвоночнике. Ведь без здорового позвоночника нет здорового организма.

Эти упражнения способны оздоровить весь организм, так как, тренируя позвоночник, мы создаем условия для защиты от травм отходящих от спинного мозга нервов, которые управляют различными органами.

Очень многие люди говорили мне, что эти упражнения, особенно упражнение 5, избавили их от вялости кишечника. Оздоровление происходит не только из-за устранения давления позвонков на нервы, но также благодаря интенсивным движениям таза.

Упражнения, как уже говорилось, очень просты, а после их выполнения не возникает чувства сильной усталости, да и само выполнение занимает не очень много времени.

Сразу же стоит отметить, что эти упражнения не требуют от вас никакой поспешности, поскольку цель их – постепенное развитие вашего тела.

Приступая к выполнению оздоровительных упражнений, следует руководствоваться следующими правилами:

первое – не старайтесь прилагать резких усилий к закостеневшим местам;

второе – выполняйте упражнения, соизмеряя нагрузки со своими физическими возможностями;

третье – не стремитесь выполнять упражнения с максимальной амплитудой движения.

. Выполняя только это одно упражнение, мы оказываем воздействие на источники таких недугов, как головная боль, напряжение глаз, несварение желудка и плохое усвоение пищи.

И. п. (исходное положение): лечь на пол на живот. Опираясь только на ладони и пальцы ног, поднять таз, а спину выгнуть дугой. Опустить голову ниже таза, ноги расставить на ширину плеч, колени и локти выпрямить. Опустить таз почти до пола, не сгибая при этом рук и ног. Поднять голову и откинуть ее назад. Затем поднять таз как можно выше и снова опустить как можно ниже; опять поднять и опустить.

Упражнение надо выполнять медленно. Если вы все делаете правильно, то вскоре почувствуете облегчение, так как происходит расслабление позвоночника.


Упражнение 2 стимулирует нервы, идущие к печени и почкам. Если причиной болезней этих органов были нервные перенапряжения, данное упражнение позволит поправить ситуацию.

Вялая печень и затвердевшие почки, преждевременно постаревшие, в результате выполнения этого упражнения снова начнут хорошо функционировать.

И. п.: то же, что и в 1-м упражнении, т. е. лечь животом на пол.

Поднять таз и выгнуть спину. Ноги и руки прямые. Опора – на ладони и пальцы ног. Повернуть таз влево, при этом левый бок опустить как можно ниже. Руки и ноги не сгибать. Затем повторить то же самое вправо.

Выполнять не торопясь, постоянно думая о растяжении позвоночника.

Сначала выполнять это упражнение будет довольно трудно. Но со временем делать его будет легче потому, что укрепятся не только нервы, но и нервная система. Тем не менее оно никогда не будет слишком простым.


Упражнение 3 стимулирует все нервные центры, рост межпозвонковых хрящей и усиливает прикрепленные к позвоночнику мышцы. Позвоночник расслаблен полностью, сверху донизу.

И. п.: сесть на пол, опираясь на расставленные прямые руки, отведенные назад, ноги слегка согнуть. Поднять таз горизонтально полу (опора – на расставленные согнутые ноги и прямые руки) и опуститься в исходное положение. Повторить несколько раз. Упражнение выполняется в быстром темпе.


Упражнение 4 предназначено для тренировки и разминания той части позвоночника, где расположены нервы, управляющие желудком.

Кроме того, оно эффективно для всего позвоночника, растягивает его, приводя организм в сбалансированное состояние.

И. п.: лечь на пол на спину, вытянуть ноги, руки развести в стороны. Согнуть колени, подтянуть их к груди и обхватить руками. Затем отводить колени и бедра от груди, одновременно поднимая при этом голову и пытаясь коснуться подбородком колен. Задержаться в этом положении примерно 5 с.


Упражнение 5 – одно из самых важных для растягивания позвоночника.

Кроме того, оно приносит облегчение толстому кишечнику, стимулируя управляющие нервы.

И. п.: то же, что в 1-м упражнении, т. е. лежа на животе. Высоко поднять таз и выгнуть спину дугой, опустив при этом голову и опираясь на прямые руки и ноги. В таком положении нужно обойти всю комнату, но для начала попробуйте сделать хотя бы несколько шагов.

Упражнения П. Брэгга лучше всего совмещать с обыкновенной физической зарядкой, возможно, с легкой пробежкой или интенсивной прогулкой пешком. Желательно не растягивать мышцы, предварительно не разогрев их, поэтому изначальные приседания, прыжки на месте, наклоны в разные стороны, вращательные движения головой и тазом, разумеется, пойдут вам на пользу. Самый уместный совет – вспомнить школьные уроки физкультуры. Выполнив традиционный набор упражнений, переходите к занятиям по П. Брэггу. Закончив, примите душ.

Бездействовать – значит покрываться ржавчиной, а ржавчина означает упадок и разложение. Другими словами, деятельность – жизнь, а застой – это смерть. Если мы не используем наши мускулы, то мы их теряем. Чтобы сохранить мышцы сильными и молодыми, мы должны постоянно пользоваться ими.

Источник: Позвоночник - ключ к здоровью Поль Брегг


Да лучше к физиотерапевту сходить и мануальщику, у каждого только свои виды зарядок и рекомендации.

Но многие врачи подтвердили что после зарядки или физ нагрузки - нужно лечь на пол на спину, вытянуть руки вдоль головы и делаем растяжку. Медленно выдыхая воздух стараться кончиками пальцев ноги тянуться от себя, пальцами руки также тянемся в другую сторону. Изгибается спина, нечего страшного.

В это время позвонки расходятся, снимается напряжение и к дискам поступает жидкость которая помогает формированию диска. Сделать упражнение несколько раз.

Во время упражнений будет казаться как тепло или энергия побежала по позвоночнику.

Все верно: физиотерапия и массаж в чистом виде не эффективны, т.к. это внешнее воздействие. Мышечный корсет имеет свойство "памяти", он возвращается в исходное положение если не заниматься спец упражениями для растежения и укрепления мышц спины. Я к очень хорошему специалисту мануальщику ходил, эффект был временный. И он кстати предупреждал что так будет, что физуха нужна. У Брегга вообще эта книга довольно занимательная, там все эти механизмы расписаны, рекомендую к прочтению.

А можно сначала к врачу? Полный курс лечения и т. д.

Нужно. Автор указал, что доктор в первую очередь и этот комплекс упражнений скорее профилактический. Что не отменяет лечебных свойств этих упражнений.

Это продолжение книги " Чудо голодания?"

Боль в плече от грыжи диска? Так бывает?


Боль в плече из-за грыжи диска.

Пациенты часто предъявляют жалобы на боль в плече и потом несколько месяцев занимаются его лечением, которое не приводит к желаемому результату. Пробуют физиопроцедуры, блокады с кортикостероидами, НПВС, ЛФК.

И вроде как-бы помогает, но ненадолго и потом все опять возвращается.

• Лекарства, которые используются в лечении, снижают уровень воспаления и облегчают боль, в том числе, если она идет от грыжи диска.

Откуда боль плече?

• Имитировать боль в плече может и межпозвонковая грыжа. Клинический пример – грыжа С5-6 слева, 5,5 мм. Жалобы на боль в области плеча, дискомфорт при повороте шеи.

• Зона иннервации С5-6 как раз находится в области плеча



• В данном случае все лечение должно быть направлено на главную виновницу торжества – грыжу диска.

• Несмотря на ее размер и заверения некоторых врачей, что в этом случае показана хирургическая операция – это не так. В данном клиническом примере нужно пробовать обойтись без нее и добиться уменьшения размеров грыжи.

• Как только размер ее уменьшиться, уйдут и жалобы.

P.S. И никаких инъекций Дипроспана и Кеналога – в приличном обществе это считается мракобесием!


О защемлениях

Обратился как то к врачу-в локтях боли ноющие достали,поможите дохтор!
-Ну а что вы хотели,это возраст(40 лет всего!!).
Обошел ещё двух - невролога и хирурга,(ходил по платным клиникам,снимки даже делал)сказали примерно тоже самое,износ суставов и тд.
Давайте,говорит,сделаем блокаду.
Сделали уколов пару- хватило на полгода,потом опять локти болеть начали.
У жены небольшие проблемы с позвоночником( а у кого их нет) и друзья отрекомендовали своего приятеля ,врача-вертебролога.
Приехал,посмотрел жену, детей.
Меня спрашивает- ничего не беспокоит?
Я говорю,хребтина норм,вот только локтевые суставы.
Проверил позвоночник, это моя тема ,говорит.
-Ложись на спину,расслабся!
Лег,он взял полотенцем сделал петлю мне под подбородок, дёрнул - хрустнуло так как гофру слива для раковины растягивают!
Вставай говорит,подними руки,посгибай.
Встал ,посгибал,удивительно но боли прошли!
В итоге -причиной этой боли было защемление в шейном отделе.
Но это не все.
Этим летом был у друга в Дагестане в гостях,Ивана вертебролога вспомнил добрым словом,свою историю рассказал.
Друг мой,Аслан с ним тоже знаком,свою проблему изложил.
-Ивану тоже благодарен,была у меня изжога страшная,постоянно мучала,таблетки пил,да что только не делал и тут Иван приехал как то ( сам он с Украины,там клиника своя,в Россию приезжает 1-2 раза в год в один санаторий- там под него заезд делают по проблемам позвоночника ,человек по 40 набирается,в рекламе не нуждается- работы под завязку),посмотрел спину,вправил и изжоги как не бывало!
-О_о.
Причиной же изжоги было - опять таки защемление нерва из-за которого сфинктер до конца не закрывался,отсюда и проблема. Мучался более 10 лет.
Казалось бы, где позвоночник и при чем тут изжога- а вот ,оказывается ,какая связь и кто бы мог подумать!
Так что есть ещё на земле спецы-самородки.
Здоровья всем!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.