О чем говорит осанка и жесты


Можно ли узнать что-то о незнакомом человеке, который стоит в сторонке? Что может помочь нам узнать кое-что о нем без слов и жестов? Оказывается, осанка человека может многое рассказать внимательному наблюдателю. Психологи характеризуют различные осанки следующим образом.

Хорошая, непринужденная осанка может говорить о высокой восприимчивости и открытости к окружающему миру, о способности к быстрой мобилизации внутренних сил и свободе от какого-либо принуждения со стороны.

Неподвижность или напряженность в теле указывает на реакцию самозащиты, закрытость, а также стремление избежать каких-либо контактов.
Вялая осанка, сутулая спина говорит нам о покорности человека, смирении с обстоятельствами, угодничестве.

О недостатке самостоятельности свидетельствуют позы конвенциального рода (когда одна или обе руки находятся в карманах, руки за спиной или скрещены на груди и т.п.).

Весьма информативной является верхняя часть тела, особенно плечевой пояс. Так, высоко поднятые плечи в сочетании с слегка сутулой спиной и втянутым подбородком указывают нам о беспомощности, страхе, нервозности, неуверенности. Выдающиеся вперед плечи – о чувстве слабости и подавленности, наличии комплекса неполноценности. Свободно опущенные плечи – о наполнившем чувстве уверенности, чувстве владения собой и ситуацией. Отведение плеч назад свидетельствует о решимости активно действовать, силе, предприимчивости, и в то же время – о переоценке собственных возможностей. Выступающая грудная клетка наблюдается у людей энергичных, с развитым чувством своей значимости, потребностью в коммуникации; впалая грудная клетка часто может указывать на равнодушие, пассивность, закрытость, угнетенность.

Еще одно открытие, которое может кардинально поменять нашу жизнь, заключается в том, что существует двухсторонняя связь между осанкой и чувствами. Если, с одной стороны, наши чувства влияют на нашу осанку (когда мы переживаем позитивные моменты нашей жизни, наши плечи распрямляются, в то время как в унылые дни будто какая-то сила давит нас сверху, заставляя нас опускать плечи, сутулиться), с другой стороны, наша осанка может вызывать определенные эмоциональные состояния внутри нас. Просто попробуйте распрямить спину, высоко поднять голову и подумать о чем-то плохом. Попробуйте заставить себя расстроиться. Выходит? Нет. А теперь проделайте то же самое, только с опущенными плечами и головой. Заметили разницу? Попробуйте понаблюдать за осанкой разных людей и тем, как они действуют. Начните моделировать (копировать) их осанку и научитесь сами управлять своим внутренним состоянием.





Если мы зададимся вопросом, а откуда берется плохая осанка, то получим две разно полярные версии. Первая версия (физическая) даст объяснение, что определенные мышцы были слабо тренированны, ребенок находился долго в неудобной позе, не меняя положения, что со временем и привело к нарушению осанки.

Вторая версия (психическая) объяснит, что тело является продолжением нашей психики, и нарушение осанки возникает под воздействием психологических причин.

Если воспринимать физическую и психическую причины как стороны одной медали, то возможно предположить, что при нарушении осанки всегда присутствуют эти две стороны. Можно дискутировать о процентном содержании ведущей причины, но никто не станет отрицать, что коррекционное воздействие на двух планах физическом и психическом будет более эффективно.



Все эти аналогии указывают на то, что можно перенести психоаналитические модели на работу с осанкой человека.

Мы считаем, что главным механизмом нарушения осанки является

нарушение нормотоничности (умение напрягаться и расслабляться) мышц и возникновения аппозиции между глубокими и поверхностными мышцами тела.

Причинами нарушения нормотоничности мышц являются психосоматические нарушения, за которыми стоит нарушение баланса Анимуса и Анимы, мужского и женского, Инь и Ян. (Инь и Ян один из древних прототипов мандалы) За этим психологическим фактором прячется разветвленная сеть не отрегулированных семейных (и родовых) отношений.

Коррекционным фактором исправления осанки будут являться действия по примирению противоречий в семейной сфере между родителями (содержаний Анимуса и Анимы).

На уровне тела это будет выражаться в нейтрализации аппозиции глубоких и поверхностных мышц и приобретение ими нормотоничности.

В Восточной медицине тело и органы относятся к женской или мужской природе. Левая сторона тела считается мужской (отец), а правая – женской (мать).

Проблема современности это не полные семьи. Обычно в таком случае даже в зрелом возрасте тонус левой и правой половины тела бывает разным.

Приведем пример: Девушка 23 лет пришла заниматься в тренажерный зал. Правое плечо выше левого (на 5 см.). Выясняю об отношениях с отцом. Она отвечает, что отношения хорошие и начинает плакать. Сразу признается, что отец ушел из семьи, когда ей было 18 лет. В процессе развода в семье девушка пошла, сфотографироваться на паспорт. Во время процесса фотосъемки, была выявлена разная высота плеч. Сильная обида на отца проявилась в теле в виде спазма по всей правой стороне тела. (инервируется левым, логическим полушарием)

В семье отец отвечает за физическую защиту и силу, символически эти качества выражаются структурой и жесткостью. Если в семье роль отца слабо выражена или отсутствует, то сила позвоночника также теряет свою жесткость и стойкость. Глубокие мышцы спины, отвечающие за поддержания вертикального положения, берут на себя повышенную нагрузку, спазмируются и вызывают остеохондроз позвоночного столба. Разный тонус правой (отец - ян) и правой (мать - инь) частей тела вызывает искривления позвоночного столба во фронтальной плоскости, что обычно приводит к сколиозу.

Наш организм — это сложная конструкция, в которой все звенья неразрывно связаны между собой. Иногда можно только удивляться, как одно зависит от другого. И сегодня у нас также есть чем тебя удивить.


Неправильная осанка

Осанка — это привычная поза человека, зависящая от состояния скелета. По сути, это положение нашего тела при разных действиях. Каждому человеку свойственна своя осанка. Но это вещь изменчивая: она меняется в течении дня под влиянием разных факторов. На эти изменения могут влиять как внутренние, так и внешние факторы.

Когда на душе радостно, у нас будто вырастают крылья за спиной, мы выпрямляемся, расправляем плечи и наша осанка меняется на глазах. Когда же настроение подавленное, а неприятности гнетут, человек горбится, опускает голову вниз и смотрит в пол. Есть и обратная взаимосвязь: от того, какая у нас осанка, люди воспринимают нас по-разному.


Сам посуди, когда ты видишь человека с выпрямленной спиной, расправленными плечами и приподнятым подбородком, что ты думаешь о нём? Конечно же, что человек уверен в себе, он неосознанно вызывает уважение. И взаимосвязь существует. Доказано, что люди с хорошей осанкой гораздо успешнее своих сутулых коллег, они добиваются лучших результатов в карьерном росте и пользуются всеобщим уважением.

  1. Шизоидный тип
    Люди такого типа маленькие и худощавые. Имеют выраженную сутулость: если смотреть сбоку, то кажется, что спина их начала сворачиваться как ракушка улитки. Плечи приподняты, а голова наоборот, вжата в плечи насколько возможно. Голова всегда опущена, а глаза постоянно смотрят в пол.

Такие люди, чаще всего, застенчивые и замкнутые. Им не комфортно в больших компаниях, они пытаются укрыться в своем мире, избегают новых знакомств. Ощущение такое, что этот мир пугает их. Похожий тип осанки был у Чарли Чаплина.


Оральный тип
Это люди с крепким телосложением. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что корпус у них всегда наклонен чуть вперед, а голова чуть запрокинута и подбородок выдается вперед. Такая осанка вызывает напряжение в мышцах и со временем может вызывать ложный остеохондроз.

Такие люди — душа компании. Они постоянно тянутся к другим людям, для них важны семья и друзья. И даже на работе им важен хороший коллектив. Им постоянно нужно одобрение и похвала, они очень эмоциональны и ранимы. Известный обладатель такой осанки — Пол Маккартни.


Мазохистический тип
Определить такой тип по осанке проще простого. Создается ощущение, что спина человека просто не может быть прямой, он всегда сгорблен, плечи покаты, а руки свободно свисают вниз. Голова слегка опущена. Похожий тип осанки был у Мэрелин Монро.


Психопатический тип
Это самые настоящие генералы. Спина прямая и напряженная, ей не хватает гибкости. Создается впечатление хорошей осанки и гордого вида, этот человек уверен в себе. Плечи развернуты, грудная клетка развернута вперед, а шея очень напряженная и прямая.

Это властные и уверенные в себе люди. Для них важна власть и контроль над всеми. Эти люди часто добиваются успеха в карьере, строят свой бизнес или добиваются руководящей должности. Им нужна четкая иерархия, в которой на вершине они. Яркий пример — Маргарет Тэтчер.


Истерический тип
Спина прямая, но более гибкая. Человек очень подвижный, он постоянно меняет позу. Шея прямая и тянется вверх, но голова наклонена вбок, одно плечо выше другого. Такой осанкой обладал известный режиссер — Федерико Феллини.

Этим людям очень нужно внимание, поэтому ведет он себя демонстративно, а иногда даже вызывающе. Эти люди довольно эмоциональные и поддаются чужому влиянию. К тому же они эстеты, очень любят покупать вещи, а после хвастаться ими.


Скорее всего, черты характера изменить не удастся (хотя и это возможно при большом желании), но вот осанку можно исправить. Это же не монолитный камень, в котором ты заточен. Это гибкая вещь, над которой можно и нужно работать. Создать идеальную осанку можно своими стараниями. Ниже будет видео, которое тебе в этом поможет. Твой организм будет тебе за это благодарен, ведь от осанки зависит не только твой внешний вид и психическое состояние, но и здоровье внутренних органов.


Идеальная осанка подразумевает баланс относительно вертикальной оси левой и правой половины тела. Если есть выраженная асимметрия, то после может возникать функциональное укорочение ног и перекос таза, что, в свою очередь, влечет за собой множество других проблем. Ортопеды предполагают, что искривление осанки, в первую очередь, идет от стоп.

Стопа — это фундамент нашего тела. Чрезмерное асимметричное отклонение стопы в момент опоры и отталкивания порождает целый каскад избыточных движений и болей перегрузки от стоп до позвоночника. При деформации стоп искажается информация о положении тела в пространстве. Это приводит к дисбалансу мышц тела и способствует формированию неправильной осанки.


Так что даже обычное плоскостопие может вызвать серьезные проблемы с позвоночником. Так что не стоит игнорировать плоскостопие и начинать корректировать, как только об этом узнал. В Китае, к примеру, об осанке заботятся еще с детского возраста, чтобы избежать проблем в будущем.

А вот и видео, в котором ты увидишь упражнения для исправления осанки.

Забота об осанке — это твой долг перед собой. Ты ведь видишь, насколько это важно: от этого зависит не только твой внешний вид, но и твое внутреннее состояние. Доказано, что человек с плохой осанкой инстинктивно подчиняется человеку с правильной и ровной осанкой. Так что принимайся за исправление осанки с помощью упражнений. А прямо сейчас вдохни глубоко, расправь плечи, подними подбородок и выпрямись. Держи спину!

Эта статья была полезной для тебя? Тогда обязательно поделись с друзьями!

Вы должны все время контролировать свою осанку: при ходьбе, сидя или стоя. При хорошей осанке спина должна быть выпрямлена, голова поднята.

Когда выходите на сцену, Вы должны идти уверенно, твердо ступая и выпрямившись во весь рост. Выпрямите шею, высоко держите голову, чтобы линия подбородка была горизонтальной. Дышите глубоко, чтобы не испытывать недостатка кислорода. Не нужно ходить скованно, слишком развязно или искусственно. Сосредоточьтесь на том, чтобы ходить раскованно.

Настройте высоту микрофона на свой рост.

Если Вы небольшого роста, то Вам лучше стоять рядом с трибуной или кафедрой, которая может оказаться слишком высокой для вас. Можно увеличить свой рост, если незаметно принести и положить под кафедру металлический ящик.

Если Вы сидите в кресле – за столом или без него – не кладите ногу на ногу и не сцепляйте руки на коленях. Это слишком выставляет руки на показ и не дает Вам возможность спокойно и глубоко дышать. Кроме того, помните, что эта поза выражает защиту и неприятие. Сидите в кресле свободно, игнорируя спинку и подлокотники, задвинув ноги несколько назад и прижав пятки к полу. Может случиться, что Вы сидите в мягком кресле, которое грозит совершенно поглотить Вас. В этом случае сядьте на край кресла и несколько наклонитесь вперед. Попробуйте скрестить ноги на уровне щиколоток, балансируя весом тела на одной ноге. Посмотрите, как это выглядит в зеркале. У многих людей прочно укоренилась привычка сидеть, положив ногу на ногу. Но, хотя некоторые преуспевающие политики порой бессознательно сидят именно так, эту позу нельзя считать уместной. Те, кто сознательно изучал язык жестов или владеет интуитивным пониманием их, поймут, что Вы критически настроены или невосприимчивы к мнению собеседника. Если при такой позе Вы соглашаетесь, это выглядит ненатурально, будьте уверены.

Когда Вы находитесь на сцене или трибуне, Вы занимаете какое-то определенное пространство. Постарайтесь в уме измерить это пространство. Представьте его себе, как маленький оазис, как островок безопасности, где Вы можете спокойно расположиться и откуда Вы произнесете свои слова.

Все Ваши движения и жесты должны совершаться в видимом пространстве. Воспринимайте это пространство как надежное убежище и чувствуйте себя, как дома.

Движения тела открывают многое. Они говорят о Вас то, что вы порой не можете выразить сознательно. Ваше тело имеет собственный молчаливый язык, совершенно независимый от того, что Вы произносите вслух.

Делая доклад, следите за жестами и мимикой слушателей. Может быть, они отключились и ждут когда Вы, наконец, закончите – или же слушают Вас с неугасающим вниманием? Проявите себя, как человек внимательный к другим. Пусть все Ваше поведение говорит о том, что Вы заботитесь о своих слушателях и понимаете их чувства. Как уже было неоднократно сказано ранее, смотрите людям в глаза – это поможет Вам донести до них ваши слова.

Научитесь стоять спокойно. Это очень трудная наука. Если Вы постоянно озабочены своим движением, беспокоясь о том, куда девать руки или ноги, – то Вы излучаете ощущение неудобства и потери самоконтроля. Нужно свести свои движения до минимума.

Ваши жесты и мимика должны выражать стремление вверх, а не вниз. Представьте себе двух тренеров футбольных команд после важного матча. У побежденного голова опущена, глаза смотрят в землю, плечи ссутулились – разочарование и гнев выражается в каждой черте. Рядом с ним стоит тренер победившей команды – голова поднята, широкая улыбка, прямая спина – радость, уверенность в себе, бьющая ключом энергия прямо написаны на нем.

Это, конечно, крайний случай, но тем не менее, Вам нужно научиться принимать позу на сцене в соответствии с принципами создания положительного, а не отрицательного образа, быть доброжелательным, а не угрюмым.

Подытожим все ранее сказанное. Чтобы произвести хорошее впечатление, Вам необходимо помнить следующее:

– Постарайтесь выглядеть победителем, с поднятой головой, легкой улыбкой, открытым взглядом.

– Распрямите свое тело полностью.

– Руки должны висеть свободно и спокойно.

– Когда с вами говорят, наклоняйтесь вперед.

– Выражение лица должно быть ясным.

– Будьте всегда наготове.

– Поддерживайте высокий эстетический уровень.

– Обнимайте весь зал.

– Чтобы не произвести плохого впечатления, не следует:

– Выглядеть побежденным, сгорбленным, нахмуренным, с опущенной головой и взглядом исподлобья.

– Сидя, откидываться назад со скрещенными ногами.

– Нервно потирать руки.

– Выглядеть безразличным и угрюмым.

– Теребить платок, очки или ручку.

– Ритмически постукивать или качать ногой.

– Глядеть в пространство, скучать, ерзать.

– Теребить волосы, зачесывать рукой их назад или постоянно убирать их с глаз.

– Зевать, жевать резинку или собственную нижнюю губу.

– Отстраняться от слушателей.

Жесты должны усилить значения слов, которые Вы хотите донести до зала. Жесты должны быть естественными и эффективными. Они должны усилить эффект Вашего сообщения, прояснить смысл, выделить важный момент. Вы можете, с помощью жестов выразить чувство или настроение – гнев, нетерпение, безразличие. Жест, сделанный во время паузы, может быть красноречивее слов.

В отношении жестов Вы должны доверять своему чутью. Для того чтобы усовершенствовать использование жестов, изучите спонтанные движения своих рук. Затем Вы можете отточить движения и сделать их более утонченными и профессиональными. Тем не менее, жесты всегда должны быть простыми и сдержанными.

Сжатый кулак выражает враждебность, тогда как открытая ладонь выражает приветствие и открытость. Скрещенные на груди руки отталкивают на смотрящего на Вас человека, тогда как протянутые вперед руки призывают его.

Избавьтесь от ненужных и раздражающих жестов, помня о том, что эти привычки могут только усилиться при публичном выступлении (например, обыкновение щелкать ногтями, барабанить пальцами, расчесывать бороду пятерней, играть волосами, тереть лоб, щелкать костяшками пальцев.) Маленькая, почти незаметная привычка может стать раздражающим недостатком.

Старайтесь держать локти близко к телу. Если Вы ничего не делаете руками, не держите их на виду – пусть они либо спокойно висят вдоль корпуса тела, либо будут сложены. Не надо беспокоить себя мыслью о том, что делать с руками. Пусть Ваши жесты будут естественным продолжением того, что Вы говорите.

Попробуйте отрепетировать перед зеркалом или перед знакомыми. Если у Вас есть такая возможность, просматривайте видеозаписи ваших выступлений и анализируйте свои жесты и мимику. Возможно, Вы увидите нечто такое, что Вам не понравится, потому что камера показывает все недостатки, но в то же время является прекрасным помощником.

Если Вы будете постоянно бороться за хороший вкус, простоту, сдержанность, то вскоре обнаружите, что они становятся неотъемлемой частью Вашего облика.

В отношениях с прессой неустанно укрепляйте собственную репутацию и авторитет специалиста в выбранной вами сфере деятельности. Вы должны постоянно иметь в руках точные и надежные факты и цифры, чтобы выдать их прессе по первому же запросу. Всегда держите в голове наготове какую-нибудь информацию, которую можно высказать в двух словах.

Не забывайте развивать связи с представителями прессы. Например, если Вы являетесь специалистом в какой-либо области, отыщите репортеров, имеющих отношение к этой специальности, компетентных в данной сфере, и познакомьтесь с ними. Как только они узнают Вас, занесут ваше имя в свои записные книжки, научаться доверять тому, что вы говорите, они будут воспринимать вас как ценный источник новостей и, нуждаясь в информации, непременно будут обращаться именно к Вам.

ЛЮДИ ВИДЯТ И СЛЫШАТ ВАС ТАКИМИ, КАКИМИ ВЫ ВЫГЛЯДИТЕ.

ПОЛИТИК – ЭТО ВЕРШИТЕЛЬ СУДЕБ.

ОН ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ДОСТОЙНЫМ ЭТОГО.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Расширьте свое восприятие

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

Визуальный контакт


Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Жесты и позы

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.


Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Походка

Различают несколько типов походки:

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;

— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;

— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Голос

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.

Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Межличностное пространство

  • Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
  • Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
  • Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
  • Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.

Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Научитесь распознавать ложь

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.