Нарушения осанки у детей с овз

Профилактика нарушения осанки

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, то необходимо контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражне-ния рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили стихи.

Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег. Ходьба с последующим замедле-нием.

Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведе-ны назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладош-ки". Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

"Рыбка". Поднять голову и отве-сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.





  • 617760, Пермский край, г. Чайковский, ул. Мира, 37а

    Муниципальное Автономно Образовательного учреждения

    средняя общеобразовательная школа № 157

    г. Екатеринбурга

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

    Профилактика и коррекция нарушения осанки у детей с ОВЗ

    Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка

    сильным, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач

    стоящих перед дошкольным учреждением.

    выявляемых у детей составляют

    отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности

    нарушения осанки.

    Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном

    определяют уровень здоровья ребенка. В нашей группе десять детей, шесть

    развитии: нарушения осанки, задержки в развитии быстроты, ловкости,

    координации движений. И одной из причин таких результатов является

    неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

    Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления

    позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерное отклонение

    в грудном отделе (кифоз). Медицинские обследования детей дошкольного

    В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому

    неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их

    активного роста (4 - 7 лет). Причин неправильной осанки и ее дефектов

    много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины,

    положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами

    и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.

    Развитию дефектов осанки способствуют: не соответствие росту

    стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и

    т.д.); однообразные движения ( отталкивание одной и той же ногой при езде

    на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в

    одной и той же руке). Нарушения осанки может развиваться также из-за

    частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих

    организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

    Работу по формированию правильной осанки должны вести не только

    характеризующими правильную осанку: голова и туловище

    плечи симметричны и слегка отведены назад, живот

    подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной

    области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки

    Так как физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3

    раза в неделю (в средней, старшей группах), то этого недостаточно для

    профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям в

    повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать

    должна быть высокой и т.п.)

    Основным средством формирования правильной осанки являются

    особенно спины, живота, чтобы создать естественный мышечный корсет.

    Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя,

    лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

    Учитывая, что профилактика и коррекция осанки– процесс

    заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней,

    когда занятия проводятся в детском саду.

    Вывод: мы рекомендуем подбирать одежду и обувь детям по размеру,

    неправильному формированию осанки, совершать ежедневные прогулки на

    1. И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной

    поверхности кистей, положенных друг на друга.

    В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс,

    лопатки соединить(задержаться); 5-8 и.п.

    2. И.п. – то же.

    В –е. - 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги

    (задержаться); 5-8 и.п.

    3. И.п. - лежа на спине, руки за головой.

    В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги

    4. И.п. – то же.

    В –е. - круговые вращения ногами в течение 30 сек.

    Примечание. Все перечисленные упражнения

    повторяются по 4-6 раз.

    Комплекс упражнений

    выполняется в положении лёжа.

    2.Поочерёдное вытягивание рук вперёд, со сжатыми

    3.Ритмичное поднимание рук в стороны из положения

    лёжа, с одновременным подниманием головы.

    ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

    В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4

    2. И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

    Профилактика и коррекция нарушения осанки у детей дошкольного возраста (рекомендации для

    родителей) Великая ценность каждого человека – здоровье. Все родители мечтают вырастить детей

    здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних

    усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные

    учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку

    вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно

    решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители глубине души, хорошо

    осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях.

    Основы здоровья, образ жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства.

    Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений,

    старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически

    проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят

    развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном

    возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания: в 5-8, и

    особенно в 11-12 лет), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у

    телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Гиподинамия…

    малышей. Начиная с 3-х лет многие малыши вливаются в ряды групп раннего развития (прежде всего

    умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок

    вынужден подолгу сидеть. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь

    обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость

    мышц брюшного пресса и спины просто необходима. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не

    только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило, мало времени проводит на

    свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными

    заболеваниями. Ему часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная

    самооценка. Эти возможные негативные варианты развития ситуации лучше постараться

    предотвратить. При нарушенной осанке снижена жизненная емкость легких, затруднена работа

    сердца, органов пищеварения, часто беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление.

    Нередко у детей с данной проблемой развивается близорукость. Дефекты осанки могут отрицательно

    влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми,

    раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать

    участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают

    обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

    Осанка считается нормальной, если: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка

    отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной

    области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь. Виды нарушений

    осанки. Нарушение осанки бывает 2х видов: `в сагиттальной плоскости: - сутулость (увеличен

    грудной кифоз); - тотальный кифоз, круглая спина (резко увеличен грудной кифоз, почти нет

    поясничного лордоза); - кругло - вогнутая спина (увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный

    лордоз). - плоская спина - сглажены все физиологические изгибы позвоночника. во фронтальной

    плоскости: такое нарушение осанки называется асимметричной осанкой. При этом имеется

    выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела, одно плечо и лопатка опущены. Как

    определить, есть ли у вашего ребёнка нарушение осанки? Для начала просто понаблюдайте за ним,

    ведь осанка – это "привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без

    излишнего мышечного напряжения". Иногда сутулость, круглую или плоскую спину можно заметить

    невооружённым глазом. Вы можете сделать простейший тест на правильность осанки, причём как

    себе, так и ребёнку. Встаньте спиной к стене без плинтуса и примите естественную для себя позу,

    которую вы можете держать без особого напряжения. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные

    мышцы и пятки должны касаться стены. А расстояние между стеной и телом в местах естественных

    прогибов спины – шейного и поясничного лордозов – примерно 2–3 пальца. Небольшая асимметрия

    тела есть у каждого, но если нарушения осанки заметно выражены, и тем более, если они

    прогрессируют, пора идти к врачу. А ещё лучше не исправлять осанку, а приложить усилия для её

    правильного формирования. Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение

    следующих условий: 1.Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое

    дело – это организация рационального режима дня для ребенка. Детям необходимо обеспечить: -

    продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать); -

    полноценное питание (вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием витаминов и разнообразных

    белков); - ограничить пребывание у телеэкрана школьников старшего возраста, не более 1-1,5 часов и

    не больше 20 минут – для детей дошкольного возраста, обязательные прогулки на свежем воздухе 2-

    2,5 часа в сутки; - ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения. 2.

    Родители должны обеспечить ребенку ровную полужесткую постель, с не высокой, лучше

    ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся

    3. Придя из школы, ребенок после обеда должен лечь отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы

    нормализовать мышцы и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене

    вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в

    межпозвоночных дисках. 4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или

    специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, максимальная - 40

    минут. 5. Необходимо правильно в соответствии с возрастом и ростом ребенка организовать рабочее

    место за письменным столом; освещение должно быть рассеянным и достаточным. 6. Время

    непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут. Домашнее задание

    ребенок школьного возраст должен приготовить за.1,5-2 часа (через каждые 45 минут, перерыв 10

    мин). Правильное положение за письменным столом: спина прямая, туловище симметрично,

    пояснично-грудной отдел опирается на спинку стула, ноги согнуты в коленях под прямым углом,

    стопы полностью опираются о пол или подставку под ноги, грудная клетка не должна опираться о

    стол, а между столом и туловищем должна свободно проходить рука, расстояние от рабочего стола до

    уровня глаз равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев кисти, голова при этом немного

    наклонена вперед. При письме тетрадь повернута на 30градусов, нижной левый угол листа, на

    котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди. 7. Не рекомендуется носить

    портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец. 8. Нужно постоянно

    бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме – когда

    левая рука свешена со стола, или косое положение таза – когда ребенок сидит с ногой, подложенной

    под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и

    другие порочные позы приводят к нарушению осанки. 9. Ребенку, посещающему детский сад, можно

    предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в

    своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной

    осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение

    спины - в конце концов, это станет привычкой. 10. В ежедневный рацион ребенка должно входить:

    мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Жиры ограничиваются. Особенно

    полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков: яблоки, груши, клубника,

    малина, тыква, орехи (фундук), чечевица, салат, виноград, йогурт, сок. Заниматься укреплением

    мышечного корсета следует с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие

    ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в

    9 месяцев, а, то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие

    ортопедических заболеваний у малыша. Специальные упражнения для формирования правильной

    осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо

    воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом, следить за своей

    походкой. Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие и

    балансирование. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны или

    предметом на голове; повороты; стойка на одной ноге. Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед

    зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая

    и тренируя мышечное чувство; упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь,

    фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами,

    ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног

    в стороны, поднимание на носки, приседания. Кроме того, приходится учитывать возраст ребенка.

    Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с

    удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их

    исправить поясничный лордоз. Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные

    гимнастические задания и справиться с ними. Примерный комплекс специальных упражнений для

    укрепления мышц спины и пресса (можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста): 1. И. п.-

    стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох. 2. И.п. - стоя, ноги

    врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох.

    3. И.п. - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п.

    - вдох. 4. И.п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п.

    Спина прямая. 5. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести

    палку); вернуться в и.п. 6. И.п. - лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку

    гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох. 7. И.п. - лежа

    на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами. 8. И.п. - лежа на спине, руки в стороны.

    Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п. 9. И.п. -

    лежа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к

    потолку); вернуться в и.п. 10. И.п. - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и

    поднимать правую ногу - вдох; вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую

    левую ногу. 11. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается

    гимнастическая палка. Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное,

    сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного.

    Порой проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые

    осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно)

    посещать с ребенком врача- ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие

    ребенка возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4-5 лет.

    Лучшему развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо

    этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности).

    Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать

    Положение тела, привычное для человека при ходьбе, сидении, стоянии называют осанкой. Во время интенсивного роста и физического развития ребёнка формируются навыки удержания правильной осанки. Правильной её можно назвать в том случае, если голова расположена прямо, изгибы позвоночника в меру и равномерно выражены, плечи и лопатки, находятся на одной линии.

    Залогом хорошей осанки у детей на будущее будут воспитание собранности и подтянутости. Приучать ребёнка правильно держать осанку, важно как для здоровья, так и с эстетической стороны. Ведь при неправильной осанке у детей, на фоне сутулой спины и запавшей груди - нарушается кровообращение, страдают органы, пищеварения, дыхания (снижается объём лёгких). В результате возникающей гипоксии появляются нарушения в окислительно-восстановительных процессах, которые способствуют снижению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятной внешней среды.

    У детей младшего школьного возраста скелет постепенно окостевает и происходит наращивание и укрепление мышечной массы и связок. Во время этого периода происходит интенсивное приспособление опорно-двигательной системы к новым условиям, различным нагрузкам. Детей приучают сидеть за партой в школе или дома за письменным столом, правильно держать ручку, карандаши. Образ жизни и привычки ребенка отражаются на формировании осанки и позвоночника.

    Причём замечено, что девочки более подвержены искривлениям позвоночника в отличие от мальчиков. Мальчишки более подвижны, что и помогает им справляться с устранением искривлений и сохранять правильную осанку. Все эти проблемы возникают из-за слабости мышц и связок, нарушения соединения мышц которые удерживают позвоночник в правильном положении. С такими нарушениями осанки у детей быстро наступает усталость. Они проявляют беспокойство на уроках, т.к. у них появляется потребность в изменении положения туловища, гораздо чаще, чем у остальных.

    Чаще всего встречаются нарушения позвоночника такие как: сутулая спина, вялая осанка, плоская спина.

    Причины нарушения осанки возникают из-за:

    - слабого развития или недоразвития мускулатуры;

    - мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении развиваются ассиметрично;

    - как последствие перенесённой болезни (рахит), в результате которой происходит изменение формы грудной клетки (куриная грудь);

    - отсутствие правильного режима у ребёнка;

    - мебель, не соответствует росту школьника;

    - рабочий стол плохо освещён;

    - одежда неудобная - сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс.

    Самым серьёзным нарушением осанки у детей является сколиоз. И происходит он,
    не только из-за деформации скелета, а и из-за нарушения правильного развития мышц. При нём у ребёнка смещаются внутренние органы - лёгкие, сердце, печень.

    Под постоянным наблюдением должны находиться дети с дефектами осанки. За соблюдением правильной позы за партой во время уроков в школе и в домашних условиях необходимо вести постоянный контроль. Таким детям на уроках физкультуры проводят корригирующую гимнастику.

    Система физических упражнений, которая направлена на укрепление заданных групп мышц, способствует их правильному развитию и устранению причины нарушения осанки, называется корригирующей гимнастикой. Проведение корригирующей гимнастики должно соответствовать возрастным категориям школьников. Проводится индивидуальное лечение для каждого ребёнка, имеющего сколиоз позвоночника, с учётом всех его особенностей развития. Эти упражнения включают в себя: упражнения способствующие исправлению дефектов осанки, укреплению мышц, улучшению координации движений и закрепления правильной осанки у детей школьного возраста.

    Мышцы спины поддерживают правильную форму позвоночника, что в свою очередь обеспечивает хорошую осанку. При занятиях спортом мышцы ребёнка развиваются и становятся сильными. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пропускал занятия физкультурой.

    Запомните семь правил для сохранения правильной осанки:

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.