Нарушение осанки рекомендации педагогам

Елена Денисова
Методические и практические рекомендации по профилактике нарушения осанки в ДОУ

Формирование правильной осанки на физкультурных занятиях

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждений и коррекции дефектов осанкиу дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендоватьследующие формы физических упражнений: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки и плоскостопием, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги. Очень полезно, работая на участке, в огороде, копать землю половину времени с правой руки, а половину – с левой.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Приводим примерный комплекс упражнений утренней гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке.

Для устранения нарушений осанки большинство специалистов рекомендуют использовать среднее (4—6 раз) и большое (8—12 раз) количество повторений каждого специального упражнения. Не менее важным является и учет соматотипа ребенка при определении программы профилактического или лечебного воздействия.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.

Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

Упр. 1. И. п. (исходное положение)- стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 2. И. п. – стоя, руки в стороны, круговые движения руками назад (повторить 8-10 раз, дыхание произвольное.

Упр. 3. И. п. – стоя, руки к плечам, наклон корпуса вперед с прямой спиной – выдох, возвращение в и. п. - вдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 4. И. п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр. 5. И. п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр. 6. И. п. – стоя, с палкой в руках, поднимание палки, возвращение в и. п. – выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 7. И. п. – лежа на спине, попеременное поднимание ног вверх (повторить 3-4 раза).

Упр. 8. И. п. – лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 9. И. п. – стоя на четвереньках; попеременное вытягивание прямой руки и ноги – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 3-4 раза).

Многие ученые-практики считают, что лучшее средство выработки правильной осанки – упражнения для мышц плечевого пояса, спины, затылка и напряженные выгибания. В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей.Последнее достигается с помощью следующих упражнений: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Во время движений туловища изгибы позвоночника то увеличиваются, то уменьшаются. Так, например, при наклоне туловища вперед шейная и поясничная кривизна уменьшаются, а грудная увеличивается. Наклон туловища назад вызывает противоположное изменение кривизны.

Значительное внимание следует уделять координации движений, без которой невозможно усвоение правильной осанки.

При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

Приведем варианты планирования вводной части занятия.

Второй вариант. Обычная ходьба. Ходьба с гимнастической палкой за спиной. Ходьба на носочках с палкой, поднятой вверх, опущенной за спину (упражнение повторяется 5 раз). Прыжки с продвижением вперед через палки, положенные на пол (20 прыжков). Перестроение в колонну по четыре.

Периодически вводную часть физкультурного занятия следует начинать с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направляется на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.

Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

Рационально применять такую последовательность:

1. Упражнения в исходном положении стоя.

а) Для укрепления мышц рук и плечевого пояса –потягивание: ребенок поднимает руки вверх и выпрямляет спину, вытягивает позвоночник.

б) Для укрепления мышц плечевого пояса и спины –сведение лопаток: ребенок отводит руки в стороны или назад, прогибая спину, грудная клетка расширяется.

в) для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц спины,живота: наклоны и повороты в стороны.

г)для совершенствования опорной функции ног: различные приседания.

д) для развития координации движений и воспитания навыка правильной осанки: сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры.

2. Упражнения в исходном положении на четвереньках – для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища – выполняются как на месте, так и в движении.

3. Упражнения в исходном положении лежа на спине и животе для укрепления мышц живота и спины – выполняются с разнообразными движениями ног и прогибанием туловища.

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы. Например, в упражнениях с потягиванием, когда ребенок поднимает руки вверх, следить за тем, чтобы руки были раздвинуты шире плеч, голова поднята. Высоко поднятая голова – это не просто техническое требование; такое положение увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. При выполнении упражнений с отведением рук в стороны обращать внимание на то, чтобы руки и плечи дети отводили назад сильнее. В упражнениях из исходного положения стоя на четвереньках добиваться, чтобы дети хорошо прогибали спину и не опускали голову.

В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников.1-ая группа упражнений наиболее проста - их четыре:

Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий - это

подвижные игры, в которых основная двигательная активность про

является в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки,

ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят

от возраста детей : чем меньше ребенок, тем проще правила.

В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально ху-дожественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

Практические рекомендации

1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др., у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения при правильной методике их применения помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.

3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

4. Для формирования правильной осанкиисключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.

5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.

8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.

9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

10. Эффективно использовать подвижные игры, главный вид деятельности дошкольников, для физкультурно-оздоровительной работы. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения

Использование оздоровительной, корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности дошкольников. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. БелгородаТема статьи: Использование оздоровительной, корригирующей.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников

Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть. Конечно, школьной программой предусмотрены меры профилактики развития и равномерной нагрузки на опорно-двигательную систему, но ребенку нужен постоянный контроль, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Давайте разберемся в вопросе о нарушении осанки у школьников и мерах ее профилактики.

Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка

Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа, и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.

  1. Изменяется артериальное давление, затрудняется кровообращение всего организма, прокачка крови затруднена, все органы, системы не дополучают питательные вещества и микроэлементы.
  2. Страдает желудочно-кишечный тракт. Из-за перекоса продвижение каловых масс затрудняется. Это ведет к застойным явлениям, запорам, коликам.
  3. Мочеполовая система не может полноценно работать. Отток мочи ослабляется и возникают проблемы с мочеиспусканием.
  4. Нервная система также не остается в стороне. Из-за сдавливания нервных окончаний и корешков могут возникать сильные боли в разных отделах позвоночного столба и прилежащих к ним областях.

Как распознать нарушение осанки

Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.

Чтобы определить и выявить дефекты, вызванные нарушением осанки в школьном возрасте, и вовремя принять меры необходимо осмотреть ребенка в двух плоскостях – саггитальной и фронтальной.

Нарушения осанки в саггитальной плоскости характеризуется следующими моментами:

  1. Выпуклость грудины и уплощение поясничного лордоза. Другое название – круглая спина.
  2. Кругловогнутая спина. Увеличение всех изгибов позвоночника.
  3. Сутулая спина. Лордоз поясничного отдела уменьшен, а грудной кифоз увеличен.
  4. Плоская спина. Все изгибы уменьшены и мало выражены.
  5. Плосковогнутая спина. Увеличен поясничный лардоз, уменьшен грузной кифоз.

Эти изменения вызванные осанкой, нарушенной вследствие систематического неправильного положения тела ребенка, могут дополняться еще и вторичными признаками:

  1. Сильное выпячивание лопаток относительно плоскости спины.
  2. Уплощение лопаток.
  3. Сильный наклон шеи и головы вперед – сутулость.
  4. Колени, расходящиеся в стороны.

Нарушения осанки в фронтальной плоскости характеризуются несимметричностью половин спины и всего тела. К примеру, это могут быть следующие признаки:

  1. Ноги разной длины.
  2. Плечи располагаются на разном уровне.
  3. Талия на одном боку отличается от другого бока.
  4. Голова самопроизвольно склонена на бок.
  5. Позвоночник и ягодичная складка не на одной линии.

Как предотвратить нарушение осанки у школьников

Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:

Нарушение осанки у школьников требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.

Некоторые упражнения для исправления осанки:

  1. Плотно прижаться к стене лопатками, плечами, пятками и ягодицами. Руки расставить в стороны и тоже и прижать к стене. Напрячь мышцы всего тела, и скользить по стене руками вверх-вниз.
  2. Лежа на животе, выпрямить руки и ноги и одновременно поднимать их вверх, оставаясь лежать несколько секунд только на животе и груди. Затем опустить руки и ноги на пол. Повторить 10 раз.
  3. Велосипед. Совершать вращательные движения ногами, как будто кручение педалей велосипеда, лежа на спине.
  4. Стоя в прямом положении, сделать глубокий вдох и выпучить живот. Задержаться в таком положении на несколько секунд и расслабиться. Повторять упражнение по 30 раз дважды в день.
  5. Вращательные движения руками в разные стороны в положении стоя.
  6. В положении сидя выполнять наклоны вперед и назад по 10-15 раз.

Такие несложные упражнения избавят вашего ребенка от нарушений осанки и заболеваний позвоночника в будущем. Главное условие – регулярность выполнения упражнений и систематический контроль за правильным положением спины.


В статье рассмотрены предпосылки формирования позвоночника и правильной осанки школьника начальных классов. Приведены способы как определить нарушения осанки школьника. Представлены упражнения для профилактики правильной осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
metod_rekomendatsii_spina.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 564

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

для педагогов и родителей

Фёдорова Арина Юрьевна

Учитель физической культуры

Санкт-Петербург, 2012 г.

Развитие позвоночника и правильная осанка 3

Как определить нарушения осанки 5

Упражнения для правильной осанки 7

Список литературы 8

Развитие позвоночника и правильная осанка

Опорно-двигательный аппарат – это основа человека, его каркас. Он состоит из костей скелета, связок и суставов. Основой опорно-двигательного аппарата является позвоночник. Он представляет собой сочлененный столб из 24 позвонков, разделённых эластичными дисками, обеспечивающими его гибкость.

Малоподвижный образ жизни, недостаток полноценного питания, несистематические нагрузки ведут к тому, что костная ткань подвергается деформации. Из-за того, что современные дети проводят большую часть времени в положении сидя, позвоночник сильно искривляется: усугубляются изгибы позвоночника, спина становится сутулой, а осанка некрасивой.

На костную ткань может повлиять правильное питание. А вот физические упражнения влияют не столько на костную ткань, сколько на мышцы. Если укреплять корсетные мышцы, то они будут удерживать позвоночник в правильном положении и не позволять ему деформироваться.

Необходимо следить за тем, чтобы с самого раннего детства позвоночник малыша развивался правильно.

Конечно, стройная фигура делает человека привлекательным, но дело здесь не только в красоте. Прямая ровная спина очень важна для здоровья ребёнка: у него будет красивая, лёгкая походка, рост – на несколько сантиметров выше, чем у детей с искривлённым позвоночником, а внутренние органы будут правильно функционировать.

Маленькие дети ежегодно должны обследоваться врачом-ортопедом или хирургом, который установит, правильно ли развивается ребёнок. При серьёзных нарушениях осанки необходимо специальное лечение.

Наблюдайте за тем, как ваш малыш сидит за столом во время еды или игры. Стол не должен быть слишком низким или слишком высоким.

При сидении бёдра должны находиться под прямым углом к позвоночнику и голеням. Стопы должны опираться на пол всей поверхностью. Прямая посадка, при которой спина параллельна спинке стула, поможет выработать в дальнейшем правильную осанку.

Ребёнку нельзя сидеть долго в одной позе, каждые 15 минут следует потянуться, выгнуть спину, встать и пройтись. Маленькие дети быстро устают при сидении, так как для них это достаточно серьёзная мышечная работа.

Дошкольнику полезно спать или отдыхать лёжа на животе.

Плохая осанка появляется чаще всего в школьном возрасте. Если на неё не обращать внимания, у ребёнка может быть искривление позвоночника, которое отразится на деятельности сердца, лёгких и других внутренних органов. Единственный выход избежать проблем – активно укреплять мышцы спины.

Для школьника очень важно правильно организовать рабочее место, где он не только будет готовить уроки, но и читать играть в настольные игры, заниматься конструированием или рукоделием. Рабочее место ребёнка следует оборудовать рационально. Стул не должен быть слишком низким. Лучше всего приобрести специальную парту для школьников, так как высоту её можно отрегулировать в зависимости от роста ребёнка.

Высоту стола и стула нужно регулировать таким образом, чтобы ребёнок, сидящий за столом выпрямившись, кончиками пальцев касался виска.

Немаловажно для правильной осанки и хорошее освещение – свет должен падать слева. Необходима также настольная лампа с глухим абажуром мощностью 60 Вт. Если не соблюдать эти условия, ребёнок будет сутулиться, пытаясь разглядеть текст учебника или собственные записи в тетради и т.д.

Сидя за столом, ребёнок не должен касаться его грудью, позвоночник надо держать прямо, ровно; туловище чуть наклоненное вперед, не должно опираться на локти.

Необходимо также правильно выбирать сумку для школы. Лучше всего купить ранец, чтобы школьник надевал его на спину, и позвоночник не искривлялся под тяжестью учебников и тетрадей. Или можно носить портфель попеременно в руках, но не на плече, что неизбежно ведёт к фронтальному сколиозу.

Как определить нарушение осанки

Нарушение осанки чаще всего можно определить визуально – при правильной осанке плечи развёрнуты, спина прямая, а лопатки не торчат. Живот и грудная клетка составляют одну линию. Голова немного приподнята.

Также можно установить правильность осанки при помощи сантиметровой ленты. Измерьте расстояние от наиболее выступающего шейного позвонка до нижнего угла левой и правой лопаток. Если эти расстояния совпадают, осанка правильная.

До 8-9 лет почти у всех детей лопатки немного торчат. Это не опасно. Положение можно исправить, купив ребёнку ранец, закрепляющийся на спирее ремешками. Сам факт ношения его на спине делает лопатки более плоскими. Полезна специальная гимнастика: ходьба на четвереньках, дыхательные упражнения.

Если у вас возникли сомнения в правильности осанки у вашего ребёнка, обратитесь к врачу. Посоветуйтесь с ним, перед тем как определить дитя в спортивную секцию. Пусть ваш ребёнок занимается плаванием, классическим танцем, балетом. Искривление позвоночника нередко сопровождается болезнями внутренних органов. При некоторых видах искривления позвоночника показана только специальная лечебная гимнастика.

Сутулость, к сожалению, нередкое явление среди подростков. При сутулости грудная клетка ребёнка впалая, а спина наоборот, округлая, плечи направлены вперёд. Дети сутулятся из-за слабых мышц спины и пресса, плохого зрения, стеснительности (особенно при высоком росте). В этом случае врачи советуют укреплять мускулатуру с помощью специальной гимнастики.

Поясничная сутулость (кифоз) – довольно распространённый дефект осанки детей. Её легко определить: когда ребёнок садится на табуретку, нижний отдел позвоночника, округляется, выгибается. Стоя, ребёнок слегка наклоняет туловище вперёд.

При кифозе рекомендуется такой вид спорта, как плавание кролем, кролем на спине, брассом на спине.

Запрещаются верховая езда и виды спорта, требующие резких движений. Если сутулость очевидна, обратитесь к врачу. В тяжёлых, запущенных случаях может понадобиться ортопедическое лечение.

Сколиозом называют боковые искривления позвоночника. Причины их различны. Обнаружить сколиоз могут сами родители.

Если у ребёнка одно плечо выше другого или одно бедро больше другого, вполне возможно, что это сколиоз. Возможен другой способ определения наличия сколиоза: разденьте ребёнка и поставьте перед собой (ноги вместе). Мягким карандашом на коже спины отметьте каждый позвонок: от затылка до копчика. Затем проведите линию, соединяющую все отметки. Если линия не прямая, не абсолютно вертикальная, а имеет изгиб влево или вправо – вполне вероятно, что у ребёнка сколиоз, и следует обратиться к врачу.

Причинами сколиозной осанки могут быть:

  • Небольшое отклонение в длине ног ребёнка: одна нога растёт быстрее другой. Если это отклонение незначительное, оно нивелируется к 16-17 годам. В случае значительного отклонения необходимо лечение.
  • Ребёнок носит портфель всё время на одной стороне.
  • Дефект зрения или слуха, при котором ребёнок поворачивается к доске здоровыми глазом или ухом.
  • Юношеские сколиозы (возникающие в период полового созревания) трудно поддаются лечению. Необходимо проконсультироваться у специалиста. Эти сколиозы чаще всего бывают у девочек.

Ребёнку, больному сколиозом, запрещается заниматься футболом, прыжками, верховой ездой. Физическая нагрузка должна быть большой, но не чрезмерной.

В подростковом возрасте, в период полового созревания, некоторые девочки стесняются появившейся груди. Они сгибают плечи вперёд, что непроизвольно вызывает округление позвоночника и постепенно приводит к нарушению осанки. Задача матери – психологически помочь девочке, научить её гордиться своей фигурой. Прекрасным лекарством может стать и занятие танцами или фитнессом.

Упражнения для правильной осанки

Упражнения на восстановление хорошей осанки следует выполнять в течение, как минимум, 3-4 месяцев. Исправлению дефектов осанки очень помогают 4 упражнения, которые нужно выполнять 2-3 раза в день (до еды или спустя 1,5-2 часа после еды).

Стоя, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, активизируя выдох (подбирая живот во второй половине выдоха). Затем, выдыхая, сесть на пятки. Последующий вдох сделать стоя на коленях с опущенными руками, а на выдохе снова сесть на пятки. Повторить 6-8 раз подряд.

Сесть между пяток, руки согнуть за спиной, ладони сложить пальцами вверх (шея прямая). Оставаться в этой позе 10-30 секунд, затем встать, пройтись и опять сесть в позу. Повторить 6-12 раз.

Вначале стоя, а затем во время ходьбы соединить пальцы рук в замок за спиной. Через каждые 5-10 секунд сменять положение рук. Если имеется боковое искривление позвоночника, то следует проверить, при каком положении рук кривизна позвоночника уменьшается, и в этом положении выполнять упражнение многократно. Дыхание – произвольное.

Это упражнение полезно детям, сидящим у телевизора. Вначале, пока мышцы не окрепли, можно через каждые 20-30 секунд напряжённого сидения немного их расслаблять.

Все упражнения следует выполнять в умеренном темпе, со спокойным ровным дыханием.

Рекомендуется перед началом и по окончании выполнения упражнений выполнить следующий тест. Подойти к стене без плинтуса (можно к двери) и прислониться к стене спиной. Проверить четыре точки: затылок, лопатки, ягодицы и пятки должны касаться стены. Просунуть ладонь под поясницу – поясница должна плотно, но не сильно прижимать ладонь к стене. Постоять в такой позе около 20-30 секунд. Потом отойти от стены, сохраняя такое положение спины, и походить 1-2 минуты. А затем подойти к стене, сохраняя положение спины, и проверить – сохранилось ли оно.

Также для коррекции позвоночника рекомендуется выполнять следующее упражнение в положении лёжа: лечь в тестовую позу, вытягивая позвоночник параллельно полу от копчика до макушки в противоположные стороны, и фиксировать её в течение 5-ти минут. При выполнении данного упражнения лёжа на спине ноги можно согнуть в коленях, стопы поставить на пол. Это упражнение позволяет укреплять мышцы спины с статическом положении.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.